Навигация по странице:
|
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57
Самосознание учителя профессиональное — комплекс представлений учителя о себе как профессионале, включающий оценку себя как профессионала со стороны др. людей — учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны др.; самооценку учителем своих отдельных сторон и становления профессиональной Я-концепции, придающей ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности. На основе этой концепции учитель оценивает все происходящее в школе в отношении самого себя. При этом различают оценку учителем своих сегодняшних возможностей {актуальная самооценка), вчерашних {ретроспективная) и будущих достижений {потенциальная и идеальная), оценку, сопряженную с мнением окружающих {рефлексивная самооценка). У педагога, позитивно воспринимающего
132
133
себя, повышаются уверенность в себе, удовлетворенность профессией, эффективность работы в целом. Учитель с низкой профессиональной самооценкой испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю как к средству психол. самозащиты. Особенно важно то, что положительная ^-концепция учителя способствует и развитию положительной Я-концепции учеников.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА - такой вид учебной деятельности, при к-ром предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах — от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. С. у. р. — средство формирования познавательных способностей учащихся, их направленности на непрерывное самообразование.
САМОСТЬ — взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожидания будущего; выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя; в аналитической психологии К. Юнга — архетип.
САМОУПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЫ — управление субъектами школы (школьными работниками, учащимися, их родителями) жизнедеятельностью своего школьного коллектива. Ученики участвуют в управлении школой через общее собрание учащихся школы, школьную ученическую конференцию, совет учащихся, ученический комитет, его комиссии, штабы и др. структурные образования, классные собрания и классные советы учащихся и т.п.; педагоги — через педсовет, методсовет, методобъединения и комиссии учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей, аттестационные, правовые и др. комиссии; родители — через родительские комитеты разных уровней, комиссии. Совместные органы С. решают вопросы, к-рые касаются интересов всех субъектов школы.
Школьные советы — новый орган в структуре школьного самоуправления, имеющий, в отличие от др. органов самоуправления, эксклюзивное право осуществлять законотворческую деятельность (разработка, утверждение и реализация устава, организационно-правовых параметров школьного процесса — режим работы, порядок приема учеников, меры поощрения, наказания, форма одежды, порядок дополнительной оплаты труда и т. п.); координирующую деятельность через взаимодействие совета, его комиссий и др. подразделений; согласительную деятельность по снятию про-
тиворечий и предупреждению конфликтов; организацию соуправ-ленческой деятельности со стороны школьных работников, учащихся и их родителей; разработку мер стимулирования различных видов учебной деятельности учащихся, представление интересов школы, защиту членов школьного коллектива от неблагоприятных воздействий окружающей среды (рассмотрение жалоб, заявлений и т. п.).
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ — достижение субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации. САНГВИНИК — см. Темперамент.
СВОБОДОСПОСОБНОСТЬ — способность к автономному, нонконформистскому существованию; способность самостоятельно, независимо (учитывая, но преодолевая биологическую и соц. заданность) строить свою судьбу, отношения с миром, реализо-вывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор. Введено в оборот О. Газманом.
СЕМИНАР — форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения.
СЕМЬЯ — малая соц. группа, члены к-рой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. С. выполняет важнейшие общественные и соц. функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т. д.
СЕНЗИТИВНОСТЬ (от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям. Сензитивность возрастная — способность человека в определенные возрастные периоды оптимально, быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности (обучение речи, иностранному языку и т.д.).
Сензитивность к потребностям ребенка — открытость и восприимчивость к потребностям ребенка.
Сензитивные периоды развития — периоды повышенной восприимчивости ребенка к определенного рода влияниям внешней
среды.
СИМПАТИЯ (от греч. sympatheia — влечение, внутреннее расположение) — устойчивое положительное эмоциональное восприятие человека человеком, одобрительное отношение человека к др. людям, их группам или соц. явлениям, проявляющееся в при-
134
135
ветливости, доброжелательности, восхищении, стремлении помочь, оказать внимание и т. д.
СИНЕРГЕТИКА — наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при к-рых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Как самостоятельная наука возникла в середине 70-х годов XX в. Для педагогики начинает выступать как один из методологических принципов, т. к. в рамках целенаправленного взаимодействия в пед. процессе как раз и наблюдаются эффекты, изучаемые С.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций. Характер С. о. определяется соц.-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного пед. влияния на формирование личности с заданными качествами.
СКЛОННОСТЬ — устойчивая расположенность к определенной деятельности, стремление ею заниматься. Раннее выявление склонностей у детей, создание условий для их развития — задача любого образовательно-воспитательного учреждения.
СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722—1794) — украинский философ, поэт, просветитель-гуманист. Выступил против официальной религии и церковной схоластики, обратившись к природе, человеку и его разуму. Говорил о необходимости гармонического воспитания юношества, согласно природным склонностям; о распространении образования в народных массах, борьбе со схоластикой, с предрассудками и суевериями. Требовал для женщин равного с мужчинами образования.
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (в пед.) — идеология, не принимавшая рационализма и индивидуализма западной педагогики, ставившая вопрос о специфическом для России взгляде на воспитание как на целостное развитие человека, взятого в контексте его нравственно-религиозных чувств и воззрений. Человеческая индивидуальность представителями С. рассматривалась прежде всего с позиций соборности.
СЛУШАНИЕ — вид коммуникативной деятельности в процессе общения, связанный с восприятием и пониманием речи участников общения и реагированием на нее.
Слушание рефлексивное — слушание с анализом, уточнениями, перефразированием.
Слушание эмпатическое — в пед. взаимодействии — метод слушания, основанный на способности учителя понять собеседника и сопереживать ему, т. е. находиться в том же эмоциональном состоянии, к-рое испытывает воспитанник (родитель, коллега и т. д.).
СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ — действительное индивидуализированное отношение личности к окружающему миру. С. л. осознается как «значение — для-меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, соц. нормы, ценности и идеалы. Определение С. л. выступает содержательным элементом культуры жизненного самоопределения личности, формирование к-рой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач
воспитания.
СОБОРНОСТЬ — качество личности, выражающееся в принятии ею сверхличных и сверхиндивидуальных идеалов и ценностей, возникших и развившихся на базе духовного единства людей и их общности. Термин «соборность» предложен ранними славянофилами (А.С.Хомяковым). В понятии С. акцент делается на этической значимости человеческого коллективизма. Возрождение национального сознания русского народа, проявляющееся, в частности, развитием русских школ в современной образовательной системе и острым интересом к христианско-антропологическому направлению в русской философско-пед. мысли конца XIX — начала XX в., вновь вводит понятие С. в число нравственных качеств, подлежащих формированию у подрастающего поколения.
СОВЕСТЬ — категория этики, отражающая моральную ответственность человека перед самим собой; внутренняя потребность поступать справедливо; система моральных убеждений личности и одновременно способность применять эти убеждения для самооценки собственного поведения.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ - система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение к-рыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Источником С. о. и в. служит все многообразие культуры.
СОЗНАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — совокупность знаний и ценностных установок учителя, определяющая характер всей его
136
137
пед. деятельности и отношения к профессии и детям. Складывается из личностной и профессиональной ^-концепции, Б-концеп-ции (концепции Воспитанника: педагог его понимает, воспринимает, принимает и оценивает) и Д-концепции (концепции Деятельности: как учитель понимает и учитывает природу и специфику своей пед. деятельности).
СОКРАТ (ок. 470—399 до н. э.) — древнегреческий философ. Один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Признавал существование всеобщих нравственных понятий, одного познания к-рых достаточно для правильного поведения человека. Сократический метод заключается в том, что собеседника через иронию, отрицательную часть совместного исследования, необходимо привести к обнаружению противоречий в своих утверждениях, а затем методом майевтики, положительной части исследования, отыскать истину через индукцию (нахождение общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения) и определение (установление родов и видов и их соотношений). Это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью углубление или получение новых знаний посредством обмена информацией, контроля и самоконтроля усвоения темы.
СОРОКА-РОСИНСКИЙ Виктор Николаевич (1882-1960) -русский и советский психолог и педагог-гуманист. Основные работы: «Психология в России», «Психология и самовоспитание», «Нат Пинкертон и детская литература», «Путь русской национальной школы», «Национальное и героическое воспитание», «Детский дом», «Трудновоспитуемые», «Школа им. Достоевского» и др. Внес большой вклад в теорию и практику воспитания трудных детей. Решительно выступал против понимания таких детей как морально или психически дефективных. В работе с ними важнейшее значение придавал личности педагога, его примеру. Предложил классификацию учителей на основе ценностных ориентации: теоретисты, реалисты и утилитаристы, артисты, интуитивисты. Считал, что к учителю тоже нужен индивидуальный подход.
СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБУЧЕНИИ - совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителей, построенная на демократических принципах, ориентированная на достижение осознаваемых, личностно значимых целей как учениками, так и учителями.
СОФИСТЫ — платные преподаватели философии, математики, мифологии, поэтики, этики, политики и особенно риторики в Древней Греции периода расцвета афинской демократии. Они выдвинули идеал способного или сильного человека, ориентиро-
ванного на достижение личного успеха. В процессе обучения красноречию впервые стали разрабатывать вопросы стиля и способствовали развитию грамматики. Именно у С. впервые воспитание понимается как особая сфера человеческой деятельности.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения и активного воспроизведения человеком соц. опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности. С. осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.). Понятие С. было введено в соц. психологию в 40—50-е годы. Решающую роль в С. ребенка играет семья.
Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение соц. ролей. Агенты первичной социализации: семья, приходящие друзья семьи, сверстники, учителя, няни, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Агенты вторичной социализации: администрация школы, университета, предприятия; армия, полиция, церковь, государство, СМИ. Первичная социализация осуществляется в непосредственном окружении человека, особенно значима в ранние периоды жизни. Вторичная социализация осуществляется в опосредованном или формальном окружении, значима на более поздних этапах жизни.
Факторы социализации — факторы, влияющие на процесс социализации личности. Различают микрофакторы: семья и домашний очаг, соседство и микросоциум, группы сверстников и субкультура, институты воспитания, общественные, государственные, частные, религиозные организации. Мезафакторы: средства массовой коммуникации, тип поселения, региональные условия (географические, природно-климатические, экономические, демографические, культурные). Макрофакторы: страна как природно-климатический фактор, этнокультурные условия, общество как политико-соц. явление, государство как политико-юридическое явление. Мегафакторы: космос, планета, мир. Социализация агрессии — процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражения их в формах, приемлемых в определенном обществе, цивилизации. Социализация учителя профессиональная — процесс вхождения учителя в профессиональную среду, усвоение им пед. опыта, овладение стандартами и ценностями пед. сообщества, активной реализации накапливаемого опыта.
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ - специфическая для каждого возрастного периода система отношений личности в соц.
138
139
действительности, отраженная в ее переживаниях и реализуемая ею в совместной деятельности с др. людьми.
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА — соц. зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека. В понятие С. с. включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро- и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее соц. бытия, межличностные отношения и контакты с др. людьми; реальная действительность, в условиях к-рой происходит развитие человека.
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА — отношение человека к людям, соц. событиям, фактам и многому др., что для него значимо.
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА - система государственных соц. мероприятий, нацеленная на профилактику и преодоление кризисных ситуаций в жизни ребенка; охрану детства.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - пед. деятельность, направленная на соц. защиту ребенка (подростка) и оказание ему помощи в организации себя, своего психол. состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения, реабилитацию и адаптацию.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС - разветвленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, соц.-пед. общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на соц. защиту и реализацию прав человека, на его успешное разностороннее развитие и самореализацию. Обеспечивает целостность процесса соц. воспитания детей с различными проблемами (одаренных, физически ослабленных, с умственными и физическими отклонениями, детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении и т. п.), помогает созданию комфортной соц.-образовательной среды в микросоциуме, реализует правовую и экономическую защиту и соц. профилактику.
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ (ОБЯЗАННОСТИ) - набор способов и приемов соц. взаимодействия, к-рыми человек овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равновесие с др. Понятие определено В. Слотом.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ — совокупность соц. ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной соц. потребности (семья, образовательное учреждение и т. д.).
СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ - наука, исследующая воспитательные силы общества, процессы социализации человека, воспитание как соц. институт.
СОЦИОМЕТРИЯ — отрасль соц. психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению.
|
|
|