Главная страница
Навигация по странице:

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57



Скачать 1.03 Mb.
Название Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57
Анкор Pedagogichesky_slovar.doc
Дата 04.05.2017
Размер 1.03 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Pedagogichesky_slovar.doc
Тип Документы
#7393
страница 19 из 24
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

Самосознание учителя профессиональное — комплекс пред­ставлений учителя о себе как профессионале, включающий оценку себя как профессионала со стороны др. людей — учени­ков, коллег, руководства, ожиданий со стороны др.; самооцен­ку учителем своих отдельных сторон и становления профес­сиональной Я-концепции, придающей ему чувство профес­сиональной уверенности или неуверенности. На основе этой концепции учитель оценивает все происходящее в школе в отно­шении самого себя. При этом различают оценку учителем своих сегодняшних возможностей {актуальная самооценка), вчерашних {ретроспективная) и будущих достижений {потенциальная и иде­альная), оценку, сопряженную с мнением окружающих {рефлек­сивная самооценка). У педагога, позитивно воспринимающего


132

133

себя, повышаются уверенность в себе, удовлетворенность про­фессией, эффективность работы в целом. Учитель с низкой про­фессиональной самооценкой испытывает чувство незащищенно­сти, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю как к сред­ству психол. самозащиты. Особенно важно то, что положитель­ная ^-концепция учителя способствует и развитию положитель­ной Я-концепции учеников.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА - такой вид учеб­ной деятельности, при к-ром предполагается определенный уро­вень самостоятельности ученика во всех ее структурных компо­нентах — от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения про­стейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. С. у. р. — средство формирования познавательных способностей учащихся, их направленности на непрерывное са­мообразование.

САМОСТЬ — взгляд человека на себя, основанный на про­шлом опыте, данных настоящего и ожидания будущего; выраже­ние общей тенденции организма вести себя таким образом, что­бы поддерживать и усиливать себя; в аналитической психологии К. Юнга — архетип.

САМОУПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЫ — управление субъектами шко­лы (школьными работниками, учащимися, их родителями) жиз­недеятельностью своего школьного коллектива. Ученики участву­ют в управлении школой через общее собрание учащихся школы, школьную ученическую конференцию, совет учащихся, учени­ческий комитет, его комиссии, штабы и др. структурные образо­вания, классные собрания и классные советы учащихся и т.п.; педагоги — через педсовет, методсовет, методобъединения и ко­миссии учителей-предметников, классных руководителей, воспи­тателей, аттестационные, правовые и др. комиссии; родители — через родительские комитеты разных уровней, комиссии. Совмест­ные органы С. решают вопросы, к-рые касаются интересов всех субъектов школы.

Школьные советы — новый орган в структуре школьного само­управления, имеющий, в отличие от др. органов самоуправления, эксклюзивное право осуществлять законотворческую деятельность (разработка, утверждение и реализация устава, организационно-правовых параметров школьного процесса — режим работы, по­рядок приема учеников, меры поощрения, наказания, форма одеж­ды, порядок дополнительной оплаты труда и т. п.); координиру­ющую деятельность через взаимодействие совета, его комиссий и др. подразделений; согласительную деятельность по снятию про-

тиворечий и предупреждению конфликтов; организацию соуправ-ленческой деятельности со стороны школьных работников, уча­щихся и их родителей; разработку мер стимулирования различных видов учебной деятельности учащихся, представление интересов школы, защиту членов школьного коллектива от неблагоприят­ных воздействий окружающей среды (рассмотрение жалоб, заяв­лений и т. п.).

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ — достижение субъективной удовлет­воренности результатом и (или) процессом самореализации. САНГВИНИК — см. Темперамент.

СВОБОДОСПОСОБНОСТЬ — способность к автономному, нонконформистскому существованию; способность самостоятель­но, независимо (учитывая, но преодолевая биологическую и соц. заданность) строить свою судьбу, отношения с миром, реализо-вывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор. Вве­дено в оборот О. Газманом.

СЕМИНАР — форма учебного процесса, построенная на са­мостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлени­ем материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуж­дения.

СЕМЬЯ — малая соц. группа, члены к-рой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной мораль­ной и материальной ответственностью. С. выполняет важнейшие общественные и соц. функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтиче­скую и т. д.

СЕНЗИТИВНОСТЬ (от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в по­вышенной чувствительности к происходящим событиям. Сензитивность возрастная — способность человека в определен­ные возрастные периоды оптимально, быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности (обучение речи, иностранному языку и т.д.).

Сензитивность к потребностям ребенка — открытость и воспри­имчивость к потребностям ребенка.

Сензитивные периоды развития — периоды повышенной вос­приимчивости ребенка к определенного рода влияниям внешней

среды.

СИМПАТИЯ (от греч. sympatheia — влечение, внутреннее рас­положение) — устойчивое положительное эмоциональное вос­приятие человека человеком, одобрительное отношение человека к др. людям, их группам или соц. явлениям, проявляющееся в при-


134

135

ветливости, доброжелательности, восхищении, стремлении по­мочь, оказать внимание и т. д.

СИНЕРГЕТИКА — наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при к-рых их суммарное действие в рамках системы превышает по сво­ему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Как самостоятельная наука возникла в середине 70-х годов XX в. Для педагогики начинает выступать как один из методологических принципов, т. к. в рамках целенаправ­ленного взаимодействия в пед. процессе как раз и наблюдаются эффекты, изучаемые С.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — совокупность взаимодействую­щих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система орга­нов управления образованием и подведомственных им учрежде­ний, предприятий и организаций. Характер С. о. определяется соц.-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — совокупность взаимосвязан­ных средств, методов и процессов, необходимых для создания орга­низованного, целенаправленного пед. влияния на формирование личности с заданными качествами.

СКЛОННОСТЬ — устойчивая расположенность к определен­ной деятельности, стремление ею заниматься. Раннее выявление склонностей у детей, создание условий для их развития — задача любого образовательно-воспитательного учреждения.

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722—1794) — украинский фи­лософ, поэт, просветитель-гуманист. Выступил против официаль­ной религии и церковной схоластики, обратившись к природе, человеку и его разуму. Говорил о необходимости гармонического воспитания юношества, согласно природным склонностям; о рас­пространении образования в народных массах, борьбе со схолас­тикой, с предрассудками и суевериями. Требовал для женщин равного с мужчинами образования.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (в пед.) — идеология, не принимав­шая рационализма и индивидуализма западной педагогики, ста­вившая вопрос о специфическом для России взгляде на воспита­ние как на целостное развитие человека, взятого в контексте его нравственно-религиозных чувств и воззрений. Человеческая ин­дивидуальность представителями С. рассматривалась прежде всего с позиций соборности.

СЛУШАНИЕ — вид коммуникативной деятельности в процес­се общения, связанный с восприятием и пониманием речи участ­ников общения и реагированием на нее.

Слушание рефлексивное — слушание с анализом, уточнения­ми, перефразированием.

Слушание эмпатическое — в пед. взаимодействии — метод слу­шания, основанный на способности учителя понять собеседника и сопереживать ему, т. е. находиться в том же эмоциональном со­стоянии, к-рое испытывает воспитанник (родитель, коллега и т. д.).

СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ — действительное индивидуализи­рованное отношение личности к окружающему миру. С. л. осо­знается как «значение — для-меня» усваиваемых человеком без­личных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, соц. нормы, ценности и иде­алы. Определение С. л. выступает содержательным элементом куль­туры жизненного самоопределения личности, формирование к-рой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач

воспитания.

СОБОРНОСТЬ — качество личности, выражающееся в приня­тии ею сверхличных и сверхиндивидуальных идеалов и ценностей, возникших и развившихся на базе духовного единства людей и их общности. Термин «соборность» предложен ранними славянофила­ми (А.С.Хомяковым). В понятии С. акцент делается на этической значимости человеческого коллективизма. Возрождение националь­ного сознания русского народа, проявляющееся, в частности, раз­витием русских школ в современной образовательной системе и острым интересом к христианско-антропологическому направле­нию в русской философско-пед. мысли конца XIX — начала XX в., вновь вводит понятие С. в число нравственных качеств, подлежа­щих формированию у подрастающего поколения.

СОВЕСТЬ — категория этики, отражающая моральную ответ­ственность человека перед самим собой; внутренняя потребность поступать справедливо; система моральных убеждений личности и одновременно способность применять эти убеждения для само­оценки собственного поведения.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ - систе­ма научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта твор­ческой деятельности, овладение к-рыми обеспечивает разносто­роннее развитие умственных и физических способностей воспи­танников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Источником С. о. и в. служит все многообразие культуры.

СОЗНАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — совокупность знаний и ценностных установок учителя, определяющая характер всей его


136

137

пед. деятельности и отношения к профессии и детям. Складывает­ся из личностной и профессиональной ^-концепции, Б-концеп-ции (концепции Воспитанника: педагог его понимает, восприни­мает, принимает и оценивает) и Д-концепции (концепции Деятельности: как учитель понимает и учитывает природу и спе­цифику своей пед. деятельности).

СОКРАТ (ок. 470—399 до н. э.) — древнегреческий философ. Один из родоначальников диалектики как метода отыскания ис­тины путем постановки наводящих вопросов. Признавал существо­вание всеобщих нравственных понятий, одного познания к-рых достаточно для правильного поведения человека. Сократический метод заключается в том, что собеседника через иронию, отрица­тельную часть совместного исследования, необходимо привести к обнаружению противоречий в своих утверждениях, а затем мето­дом майевтики, положительной части исследования, отыскать истину через индукцию (нахождение общего в частных доброде­телях путем их анализа и сравнения) и определение (установле­ние родов и видов и их соотношений). Это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью углубление или получение новых знаний посредством обмена ин­формацией, контроля и самоконтроля усвоения темы.

СОРОКА-РОСИНСКИЙ Виктор Николаевич (1882-1960) -русский и советский психолог и педагог-гуманист. Основные ра­боты: «Психология в России», «Психология и самовоспитание», «Нат Пинкертон и детская литература», «Путь русской нацио­нальной школы», «Национальное и героическое воспитание», «Детский дом», «Трудновоспитуемые», «Школа им. Достоевско­го» и др. Внес большой вклад в теорию и практику воспитания трудных детей. Решительно выступал против понимания таких де­тей как морально или психически дефективных. В работе с ними важнейшее значение придавал личности педагога, его примеру. Предложил классификацию учителей на основе ценностных ори­ентации: теоретисты, реалисты и утилитаристы, артисты, интуи­тивисты. Считал, что к учителю тоже нужен индивидуальный под­ход.

СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБУЧЕНИИ - совместная, взаимо­связанная деятельность учащихся и учителей, построенная на де­мократических принципах, ориентированная на достижение осоз­наваемых, личностно значимых целей как учениками, так и учителями.

СОФИСТЫ — платные преподаватели философии, математи­ки, мифологии, поэтики, этики, политики и особенно риторики в Древней Греции периода расцвета афинской демократии. Они выдвинули идеал способного или сильного человека, ориентиро-

ванного на достижение личного успеха. В процессе обучения крас­норечию впервые стали разрабатывать вопросы стиля и способ­ствовали развитию грамматики. Именно у С. впервые воспитание понимается как особая сфера человеческой деятельности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения и активного воспро­изведения человеком соц. опыта, овладения навыками практи­ческой и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности. С. осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, вос­питание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.). Понятие С. было введено в соц. психологию в 40—50-е годы. Решающую роль в С. ребенка играет семья.

Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение соц. ролей. Агенты пер­вичной социализации: семья, приходящие друзья семьи, сверстни­ки, учителя, няни, тренеры, врачи, лидеры молодежных группи­ровок. Агенты вторичной социализации: администрация школы, уни­верситета, предприятия; армия, полиция, церковь, государство, СМИ. Первичная социализация осуществляется в непосредствен­ном окружении человека, особенно значима в ранние периоды жизни. Вторичная социализация осуществляется в опосредован­ном или формальном окружении, значима на более поздних эта­пах жизни.

Факторы социализации — факторы, влияющие на процесс со­циализации личности. Различают микрофакторы: семья и домаш­ний очаг, соседство и микросоциум, группы сверстников и суб­культура, институты воспитания, общественные, государствен­ные, частные, религиозные организации. Мезафакторы: средства массовой коммуникации, тип поселения, региональные условия (географические, природно-климатические, экономические, де­мографические, культурные). Макрофакторы: страна как природ­но-климатический фактор, этнокультурные условия, общество как политико-соц. явление, государство как политико-юридическое явление. Мегафакторы: космос, планета, мир. Социализация агрессии — процесс научения контролю собствен­ных агрессивных устремлений или выражения их в формах, приемлемых в определенном обществе, цивилизации. Социализация учителя профессиональная — процесс вхожде­ния учителя в профессиональную среду, усвоение им пед. опы­та, овладение стандартами и ценностями пед. сообщества, ак­тивной реализации накапливаемого опыта.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ - специфическая для каждого возрастного периода система отношений личности в соц.


138

139

действительности, отраженная в ее переживаниях и реализуемая ею в совместной деятельности с др. людьми.

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА — соц. зона ближайшего действия чело­века; сложная и неоднозначная система условий развития личнос­ти как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и по­ступками самого человека. В понятие С. с. включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро- и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее соц. бытия, межлич­ностные отношения и контакты с др. людьми; реальная действи­тельность, в условиях к-рой происходит развитие человека.

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА — отношение человека к людям, соц. событиям, фактам и многому др., что для него значимо.

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА - система го­сударственных соц. мероприятий, нацеленная на профилактику и преодоление кризисных ситуаций в жизни ребенка; охрану детства.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - пед. деятельность, направленная на соц. защиту ребенка (подростка) и оказание ему помощи в организации себя, своего психол. состо­яния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения, реабилитацию и адап­тацию.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС - разветв­ленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, соц.-пед. общностей, территориальных групп и объединений, служб помо­щи семье и детству, направленная на соц. защиту и реализацию прав человека, на его успешное разностороннее развитие и само­реализацию. Обеспечивает целостность процесса соц. воспитания детей с различными проблемами (одаренных, физически ослаб­ленных, с умственными и физическими отклонениями, детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении и т. п.), помогает созданию комфортной соц.-образовательной среды в микросоциуме, реализует правовую и экономическую за­щиту и соц. профилактику.

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ (ОБЯЗАННОСТИ) - набор спо­собов и приемов соц. взаимодействия, к-рыми человек овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обще­стве, устанавливает свое равновесие с др. Понятие определено В. Слотом.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ — совокупность соц. ролей и ста­тусов, предназначенная для удовлетворения определенной соц. потребности (семья, образовательное учреждение и т. д.).

СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ - наука, исследующая вос­питательные силы общества, процессы социализации человека, воспитание как соц. институт.

СОЦИОМЕТРИЯ — отрасль соц. психологии, изучающая меж­личностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24
написать администратору сайта