Навигация по странице:
|
Литература по теме Методические указания по изучению темы
Вопрос 3. Ощущения: понятие, функции, свойства, виды
Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Органы чувств — это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений и состояние внутренних органов.
Свойства ощущений.
Адаптация — повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.
Контраст — явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность,
Пороги ощущений. Нижний порог ощущения — та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Верхний порог ощущения — та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. Разностный порог ощущения (порог различения) — та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.
Сенсибилизация — повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.
Последовательные образы — это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в стоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде.
Виды ощущений.
1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды. С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними. С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т. д. Обонятельные ощущения помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи. Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода. Температурные ощущения — это ощущения тепла и холода. Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов — их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.
2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Ощущение равновесия возникает в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора. Ощущения ускорения — это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.
3. Проприорецептивные ощущения — это ощущения, отражающие движение нашего тела.
Вопрос 4. Сущность и особенности восприятий
Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.
Непреднамеренные восприятия — это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.
Организованное восприятие (наблюдение) — это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.
Неорганизованное восприятие — это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.
Свойства восприятия. Избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес.Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.
Предметность восприятия — способность человека отражать окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений.
Апперцепция — это зависимость восприятия от прежнего опыта человека.
Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.
Константность восприятия — это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов.
Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.
Восприятие пространства — это восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.
Восприятие формы, объемности и величины предметов — это сложный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.
Восприятия могут быть неправильными или искаженными — иллюзиями.
Зрительные иллюзии — это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов.
Восприятие времени — это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального, самостоятельного анализатора времени нет. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения.
Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе.
Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 сек путем специальной тренировки в различении микроинтервалов времени.
Восприятие темпа — это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков).
Восприятие ритма — это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.
Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.
Вопрос 5. Свойства, виды и возможности внимания
Внимание — это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.
Основные функции внимания:
— отбор значимых (т. е. соответствующих потребностям данной деятельности) воздействий и игнорирование других — несущественных, побочных, конкурирующих;
— удержание данной деятельности, сохранение в сознании образов определенного содержания до момента завершения деятельности, достижения поставленной цели;
— регуляция и контроль за протеканием деятельности.
Внимание неразрывно связано с сознанием в целом.
Свойства внимания.
Концентрация внимания — это способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.
Избирательность внимания — это его сосредоточение на наиболее важных предметах. Она играет важную роль в деятельности сотрудников таможенных органов.
Распределение внимания — это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций.
Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.
Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.
Устойчивость внимания — это его способность задерживаться на восприятии данного объекта.
Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.
Сосредоточенность внимания — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.
Переключаемость внимания — способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.
Преднамеренное (произвольное) внимание — это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, травленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Оно характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.
Целенаправленность определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности.
Организованность преднамеренного внимания означает, что мы заранее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, сознательно направляем на него свое внимание, проявляем умение организовать необходимые для данной деятельности психические процессы.
Сосредоточенное внимание — это внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. Оно бывает динамическим и статическим.
Статическое внимание — это такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени его выполнения.
Непреднамеренное (непроизвольное) внимание — это внимание, вызываемое внешними причинами — теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент.
Вопрос 6. Сущность и характеристика памяти
Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключило бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.
К процессам памяти относятся запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, а также забывание материала.
Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особо важное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Состояние импринтинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения.
Сохранение информации не является пассивным процессом ее удержания, описываемым лишь в терминах количественных показателей забывания. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти и др.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.
Можно выделить следующие способы организации информации в памяти:
— пространственную организацию (позволяет установить связи в физическом пространстве);
— ассоциативную организацию (т. е. группировку элементов с какими-либо общими признаками);
— иерархическую организацию (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует).
Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания (устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти), на уровне воспроизведения в узком смысле слова (нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека) и на уровне припоминания (воспроизведение, требующее усилий для того, чтобы воссоздать необходимый материал).
Забывание — процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения.
Факторы, влияющие на забывание:
— возраст;
— характер информации и степень ее использования;
— интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала);
— подавление (по З. Фрейду — торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного).
Узнавание — это сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать.
Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации тесно взаимосвязаны (организация запоминания влияет на сохранение, а качество сохранения определяет воспроизведение).
Законы и эффекты памяти. Виды памяти
С процессами памяти связаны законы и эффекты памяти.
Реминисценция — это улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных повторений.
«Эффект края» — при запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец.
Закон регрессии — при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т. е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.
Закон незавершенного действия (эффект Зейгарник) — это явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б. В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерывание задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. Установлено, что количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое выше количества запомнившихся завершенных.
Различают следующие виды памяти:
Наглядно-образная память — это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и другие образы.
Словесно-логическая память — это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.
Двигательная память — это память на движения.
Эмоциональная память — это память на переживания. Она хранит следы эмоций, чувств, переживание и играет важную роль в обеспечении процесса программирования поведения по удовлетворению потребностей. Пережитые и запечатленные в памяти эмоции служат регулирующими сигналами, либо побуждая индивид к активной деятельности, либо, наоборот, удерживая его от действий.
Кроме того, в зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память.
Механическая память — это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.
Логическая (смысловая) память — это запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.
По продолжительности удержания материала память подразделяют на:
Долговременную, которая обеспечивает продолжительное удержание знаний, сохранение умений и навыков.
Кратковременную, характеризуемую очень кратким сохранением материала после однократного, непродолжительного восприятия.
В кратковременной памяти может храниться лишь очень ограниченное количество информации — не более 7 +— 2 единиц материала.
Оперативную — которая сохраняет материал после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи (операции).
Мгновенную, когда процесс запоминания протекает мгновенно (импринтинг).
В зависимости от целей деятельности память подразделяется на:
Непроизвольную — это запоминание и воспроизведение при отсутствии осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить.
Произвольную — это запоминание и воспроизведение, направляемые сознательной целью запомнить и требующие волевого усилия.
Продуктивность памяти
Физиологической основой памяти являются «следы» бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.
Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие место при воспроизведении, по своему содержанию те же, что и при восприятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внешнего раздражителя на органы чувств. Различие заключается лишь в том, что при восприятии центральные физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецепторов, а при памяти они представляют собой лишь «следы» бывших ранее нервных процессов.
Память в целом и конкретного человека в частности имеет свои особенности, свидетельствующие о ее продуктивности.
Объем — это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации.
Быстрота — способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования.
Точность — это характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.
Длительность — важнейшая характеристика памяти человека в целом и ее процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.
В связи с этим различают кратковременную, долговременную и оперативную память.
Кратковременная память — это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия.
Долговременная память — это память в интересах длительного сохранения информации, которая часто запоминается после многократного повторения.
Оперативная память — это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи. Оперативная память играет особую роль в принятии решений сотрудников таможенных органов.
Готовность — это одна из важнейших характеристик памяти, свидетельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию.
Вопрос 7. Сущность и особенности воображения
Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности.
Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:
1. Вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства.
2. Изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов.
3. Соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета.
4. Конструирования предмета в связи с его назначением.
5. Мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придания этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта.
6. Переноса на другие объекты.
7. Мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в более сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному.
8. Создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов.
Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях.
Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека.
Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение — это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.
Произвольное (активное, преднамеренное) воображение — создание новых образов с помощью волевых усилий.Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
Мечта — это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.
Творческое воображение — это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.).
Воссоздающее (репродуктивное) воображение — это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.
Вопрос 8. Содержание и особенности мышления
Мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.
2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.
В процессе правоприменительной деятельности юристы совершенствуют процесс мышления, делая его более гибким и предметным в соответствии с решаемыми задачами.
3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемого явления.
4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.
5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.
Таким образом, мышление — опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.
Мышление является высшим познавательным процессом и в то же время оно присутствует во всех других процессах: в восприятии, внимании, памяти. В отличие от других познавательных процессов мышление выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания.
Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного чувственного отражения.
Человек познает объективный мир как через органы чувств, так и логическим путем. На логической ступени совершается с помощью целой системы средств, которые обычно отсутствуют на чувственной ступени познания, т. е. носит не непосредственный, а опосредованный характер.
Мышление является опосредованным отражением действительности и потому, что оно всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания.
Виды, операции и формы мышления
Выделяют определенные операции мышления.
Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.
Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
Сравнение — это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.
Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Обобщение — это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.
Конкретизация — что движение мысли от общего к частному.
Выделяют определенные операции мышления.
Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.
Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
Сравнение — это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.
Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Обобщение — это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.
Конкретизация — что движение мысли от общего к частному.
Выделяют определенные виды мышления.
Наглядно-действенное мышление — это мышление, непосредственно включенное в деятельность.
Наглядно — образное мышление — это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.
Абстрактно — логическое мышление — это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
Особенностью словесно — логического мышления является то, что задача решается в словесной форме. В этом случае человек использует отвлеченные понятия, которые нередко не имеют прямого образного выражения (социально-исторические понятия, нравственные, психологические и т. д.).
И, наконец, различают определенные формы мышления.
Понятие это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
Суждение — основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.
Умозаключение — это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.
Индукция — это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.
Дедукция — это способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.
По аналогии — способ мышления, при котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Качества мышления
Каждый человек обладает индивидуальными различиями в мыслительной деятельности, которые людей проявляются в таких качествах мышления, как широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.
Широта мышления — способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Это качество особенно необходимо следователям, занимающимся расследованием хозяйственных преступлений, где нужна большая разносторонность, рациональное применение знаний, умений и прошлого опыта в процессе познавательной деятельности.
Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Противоположное глубине качество — поверхностность суждений, обращение внимания на мелочи и упущение главного.
Каждый человек обладает индивидуальными различиями в мыслительной деятельности, которые людей проявляются в таких качествах мышления, как широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.
Широта мышления — способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Это качество особенно необходимо следователям, занимающимся расследованием хозяйственных преступлений, где нужна большая разносторонность, рациональное применение знаний, умений и прошлого опыта в процессе познавательной деятельности.
Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Противоположное глубине качество — поверхностность суждений, обращение внимания на мелочи и упущение главного.
Самостоятельность мышления — характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.
Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. Противоположное качество — замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью.
Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
В практической мыслительной деятельности человека все виды мышления неразрывно взаимосвязаны: при совершении практических действий у человека возникает соответствующий образ действия и он словесно обозначает то или иное действие; а используя отвлеченные понятия, как правило, опирается на соответствующие им образы. Необходимо помнить, что только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности.
Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уровней принятия решения и проявление определенных вызванных потенциалов в целом выступают психофизиологическими механизмами мыслительной деятельности.
Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.
Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
Дискурсивное мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.
Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.
Репродуктивное (воспроизводящее) мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
Продуктивное (творческое) мышление — мышление на основе творческого воображения.
Вопрос 9. Характеристика интуиции и структура интеллекта
Интеллект. Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект».
Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучению по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям (В. Штерн). Эту же идею поддерживают Ж. Годфруа, А. Биш, Д. Векслер, Л. И. Термен, Э. Л. Торндайк.
Для Ж. Пиаже интеллект — общий регулятор поведения. Имеются и более конкретные определения интеллекта. Так, М. Шюрер считает, что интеллект — это «относительно постоянная структура онтогенетически обусловленных способностей индивида постигать и создавать осмысленные или также функциональные связи».
Для С. Л. Рубинштейна интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей. Эту позицию разделяет и Ч. Спирмен.
Оригинальный подход к пониманию интеллекта предложил Б. Г. Ананьев. Он рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния и свойства личности. Эта организация связана «с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека».
Л. М. Веккер считает интеллект категорией, охватывающей целостно функционирующую совокупность познавательных процессов.
Согласно Дж. Гилфорду, интеллект — многомерное явление, некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию.
Умственная операция, включение в интеллектуальное действие, может быть:
по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание;
по продукту: единица, класс, отношение, система, трансформация, рассуждение;
по содержанию: действие с объектами, символами, преобразование смыслов (семантические операции), поведение.
Модель интеллекта Дж. Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов — частных способностей. Они образуются как всевозможные сочетания операций, содержаний и мыслительной деятельности.
Для оценивания уровня развития интеллекта обычно применяются тесты интеллекта. Наиболее распространенными являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера.
Отношение психологов к оценке интеллекта с помощью тестов не определилось до конца.
Вопрос 10. Психологическая характеристика речи
Между мышлением и речью существует тесная связь: мысль существует в слове и выражается в слове. Однако неразрывная связь мышления с речью не означает их тождественности. Мыслить — не значит говорить про себя. Доказательством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что не всегда находятся слова для выражения какой-либо мысли.
Важно понимать разницу между языком и речью.
Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.
Речь имеет свои свойства.
Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.
Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или наоборот вялой, бледной.
Действенность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства, волю других людей, на их убеждения и поведение.
Речь выполняет определенные функции.
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а с другой стороны — выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.
Существуют определенные виды речи.
Устная речь — это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой.
Монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.
Монологическая речь развивалась на основе диалогической с увеличением количества материала, сообщаемого одним говорящим. Формами монологической речи являются: доклад, рассказ, лекция, выступление и др.
Требования к монологической речи более высокие (последовательность, доказательность, логичность изложения; темп, звучание, выразительность речи и т. п.), так как монолог является связной контекстной речью. Монологическая речь во всех ее формах требует предварительной подготовки.
Диалогическая речь — это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.
Тематически направленный диалог называется беседой. В диалогической речи не так заметны обмолвки, недосказанные фразы, неточное употребление слов, поскольку ситуация взаимного общения сглаживает эти недочеты.
Умение вести переговоры особенно важно в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов, от этого подчас зависит авторитет не только его самого, но и всего подразделения в целом.
Письменная речь — это речь посредством письменных знаков.
Литература по теме
Основная:
1.Аминов И.И. Юридическая психология. - М., 2011.
2. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учеб. - СПб.: Питер, 2010.
3. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учеб. – СПб.: Питер, 2010.
4. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология. Учеб. / Под общ. ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Дополнительная:
5. Волков В.Н. Юридическая психология. – М., 2007.
Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. - М., 1998.
Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.
Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста: практ. пособие. - М., 2000.
Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - М., 2010.
Методические указания по изучению темы
Ответьте на следующие вопросы:
1. Чем определяется содержание психики человека?
2. Каково значение перцептивных процессов в деятельности юриста?
3. Как необходимо учитывать закономерности памяти юристом?
4. Назовите основные приемы активизации памяти юристом?
5. Охарактеризуйте этапы мыслительного процесса и как они проявляются в деятельности юриста?
6. Какими качествами должно отличаться мышление юриста?
7. Каково значения воображения в деятельности юриста?
8. Какие факторы влияют на объем и качества внимания?
9. Роль внимания в профессиональной деятельности юриста.
Напишите небольшое эссе (объемом 2-3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:
Сущность (по выбору) познавательного процесса, его особенности;
Физиологические механизмы познавательного процесса;
Виды (классификация) того или иного познавательного процесса;
Закономерности данного познавательного процесса и их проявление в деятельности юристов.
Выполните тестовое задание для самопроверки:
Юридическая психология является
фундаментальным психологическим знанием
-
|
|
|