Методические указания по изучению темы
Ответьте на следующие вопросы:
1. В чем сходство и различие эмоций и чувств?
2. Какое значение могут иметь эмоции тревоги, страха при оценке поведения лиц, участвующих в уголовном и гражданском процессах?
3. Какое влияние оказывает стресс на поведение человека?
4. Дайте психологическую характеристику аффекта. Какое уголовно-правовое значение имеет аффект?
5. Что такое фрустрация? Как она влияет на поведение человека?
6. Какие Вам известны способы преодоления отрицательных эмоциональных состояний?
7. Перечислите основные волевые качества и пути их формирования?
8. Чем отличается простое от сложного волевого действия?
Напишите небольшое эссе (объемом 2-3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:
1. Основные функции эмоций и чувств.
2. Влияние эмоций и чувств на поведение людей как участников правоотношений.
3. Эмоциональные состояния: аффект, настроение, страсть, стресс, фрустрация. Их учет при оценке субъективной стороны правоотношений.
4. Внешние выражения основных эмоциональных состояний.
5. Чувства как отражение отношения человека к объекту его устойчивых потребностей.
Выполните тестовое задание для самопроверки:
1.К объективным факторам, влияющим на формирование свидетельских показаний на стадии восприятия не относятся:
информационная насыщенность события
эмоциональное состояние наблюдателя
степень новизны (необычности)
погодные условия, степень освещенности, время суток
степень удаленности от наблюдаемого объекта
2.Поисковые способности следователя зависят от развитости у него таких личностных качеств как:
интеллект, креативность, наблюдательность, воля, установки
эмоции, чувства, воля и установки
направленность, характер, темперамент и установки
память, речь, наблюдательность, цели и задачи
3.Чувства в психологии сознания относятся к:
объективным элементам сознания
субъективным элементам сознания
не относятся к собственно сознанию, поскольку это чувства. Они относятся к эффектам сознания.
чувства составляют не сферу сознания, а сферу эмоций и мотивов
все ответы неверны
4.Научный метод
рационалистичен;
состоит главным образом в проверке гипотез;
субъективен.
верны все ответы.
5.Выберите верное утверждение:
ощущения всегда объективны, а восприятие субъективно, так как зависит от личного опыта человека
ощущения и восприятие человека всегда субъективны
ощущения и восприятие человека всегда объективны
ощущения субъективны, а восприятие объективно, так как не зависит от личного опыта человека
6.Укажите, какой из факторов, влияющих на результаты очной ставки, не является внешним и менее всего поддается влиянию следователя
неподготовленность следователя, как организатора очной ставки
заблуждения очной ставки или заведомо ложные показания привлеченных к очной ставке лиц
неправильный выбор времени очной ставки
слабый уровень психологической подготовленности к очной ставке ее участников
7.Клептомания проявляется в результате:
осмысленных корыстных устремлений преступной личности
болезненного влечения, связанного с чувством наслаждения отпереживаемого стыда, страха и ощущения собственной смелости
стремления к насилию над жертвой и сиюминутному обогащению
непредусмотрительного, провоцирующего поведения жертвы
8. Перцептивное опознание и перцептивное научение как процессы восприятия отличаются друг от друга тем, что:
опознание мгновенно, а научение протяженно по времени
перцептивное научение возникает мгновенно, поскольку это процесс восприятия, а перцептивное опознание требует времени.
-
оба процесса могут происходить и протяженно и мгновенно, в зависимости от разных условий восприятия
9.Общий характер подхода к расследованию преступлений в психолого-познавательном плане предопределен
эстетикой следственной ситуации
нравственным результатом следственной ситуации
типом возникшей следственной ситуации
нормативной базой в расследовании преступления
10.Согласно теории итальянского врача-психиатра Чезаре Ломброзо имеет место прямая зависимость между:
психическими явлениями и физиологическими особенностями человека
психическими явлениями и физическими особенностями строения мозга
преступным поведением и определенными физиогномическими признаками
преступным поведением и социальными условиями жизни
Практические задания:
Задача 1. Приведите, пожалуйста, пример, как эмоциональное состояние свидетеля преступления или потерпевшего повлияло на характер восприятие им обстоятельств расследуемого дела.
Задача 2. Напишите, пожалуйста, невербальные признаки проявления следующих чувств:
Растерянность
|
|
|
|
Симпатия
|
|
|
|
Страх
|
|
|
|
Безразличие
|
|
|
|
Злость
|
|
|
|
Задача 3. В чем, на Ваш взгляд, состоит взаимосвязь между волей и нравственностью человека?
Задача 4. Напишите, пожалуйста, признаки волевого акта.
Задача 5. На примере отрывка из произведения Н. В. Гоголя «Женитьба» разберите структуру сложного волевого действия. Охарактеризуйте каждый этап волевого действия, опираясь на представленный ниже текст.
Размышления «немолодого» человека накануне женитьбы:
«В самом деле, что я был до сих пор? Понимал ли значение жизни? Не понимал, ничего не понимал. Ну, каков был мой холостой век? Что я значил, что я делал? Жил, жил, служил, ходил в департамент, обедал, спал, — словом, был в свете самый препустой и обыкновенный человек. Только теперь видишь, как глупы все, которые не женятся; а ведь если рассмотреть, какое множество людей находятся в такой слепоте. Если бы я был где-нибудь государь, я бы дал повеление жениться всем, решительно всем, чтобы у меня в государстве не было ни одного холостого человека. — Право, как подумаешь: через несколько минут и уже будешь женат. Вдруг вкусишь блаженство, какое точно бывает только разве в сказках, которого просто даже не выразишь, да и слов не найдешь, чтобы выразить. (После некоторого молчания). Однако ж что ни говори, а как-то даже делается страшно, как хорошенько подумаешь об этом. На всю жизнь на весь век, как бы то ни было, связать себя, и уже после ни отговорки, ни раскаянья, ничего, ничего, — всё кончено, всё сделано. Уж вот даже и теперь назад никак нельзя попятиться; через минуту и под венец; уйти даже нельзя, там уж и карета, и всё стоит в готовности. А будто, в самом деле, нельзя уйти? Как же, натурально нельзя: там, в дверях и везде стоят люди, ну, спросят: зачем? Нельзя, нет. А вот окно открыто; что если бы в окно? Нет, нельзя; как же, и неприлично, да и высоко. (Подходит к окну). Ну, еще не так высоко: только один фундамент, да и тот низенький. — Ну, нет, как же, со мной даже нет картуза. Как же без шляпы? Неловко. А неужто, однако же, нельзя без шляпы? А что, если бы попробовать, а? Попробовать, что ли? (Становится на окно и, сказавши «Господи, благослови», соскакивает на улицу…) Ох! Однако ж высоко! Эй, извозчик!»
Этапы сложного волевого действия
|
Пример из текста, в виде краткого пересказа
|
1. Осознание ряда целей, которыми можно удовлетворить актуальную потребность
|
|
|
|
2. Принятие решения о достижении определенной цели
|
|
|
|
3. Осознание задач и способов достижения этой цели
|
|
|
|
4. Исполнение действия и его текущая коррекция
|
|
|
|
5. Итоговая оценка результата действия
|
|
|
|
Задача 6. Напишите, пожалуйста, факторы, определяющие развитие воли у сотрудников правоприменительных органов. Приведите примеры.
Тема 4. Личность как объект психологического познания в правоприменительной деятельности
Вопросы темы:
1. Основные концепции теории личности. 98. Понятие личности и ее психологические признаки. 100. Соотношение понятий «человек»-«индивид»-«личность»-«индивидуальность» 103.
2. Социализация личности. Социальная роль, статус, позиция. 105
3. Конформизм и его значение. 108
4. Общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности. 110
5. Направленность личности. 112. Характеристика потребностей. 114. Мотивы и интересы.. 117
6. Я-концепция. 119
7. Учение о темпераменте. 123. Описательная характеристика типов темперамента. 125
8. Характер. 127. Акцентуации характера. 130
9. Способности. 132
Литература по теме
Методические указания по изучению темы
Цели и задачи:
Цели и задачи изучения данной темы – получение общетеоретических и прикладных знаний о понятии личность в юридической психологии; уяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности. Освоение данной темы познакомит студентов с особенностями проявлений акцентуаций характера, мотивационной составляющей жизнедеятельности человека.
В результате успешного изучения темы Вы:
Узнаете:
личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, этики, эстетики, права, педагогики, медицины и др. Каждая из этих наук изучает личность в своем, специфическом аспекте;
проблема личности занимает центральное место в юридической психологии;
личность выступает как самостоятельная категория и при этом в разных планах изучается различными отраслями психологической науки;
индивидуальные психологические особенности личности преступника, мотивации преступной деятельности и прогнозирования правонарушающего поведения.
Приобретете следующие профессиональные компетенции:
умение анализировать и комментировать категорию «личность», приводимую в УК РФ;
навыки анализировать и комментировать психологические категории, приводимые в УК РФ;
способность диагностировать основные индивидуально-психологические особенности личности
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:
личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально — психологическими особенностями;
социализация личности — это процесс становления личности, вхождения человека в жизнь, его подготовки и включения в отношения;
социальное в личности — это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми;
биологическое в личности — это общее по происхождению, хотя и необязательно тождественное у человека с животными;
социальная позиция — это отношение человека к своим ролям и своим статусам;
конформизм — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства;
направленность — психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека;
Я-концепция — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, переживаемая, неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе;
темперамент — это природные особенности поведения человека, проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия;
характер — индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей человека, обусловливающих типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах;
акцентуации характераопределяются как «крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психических воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим»;
способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности.
Теоретический материал по теме
Вопрос 1. Основные концепции теории личности. 98. Понятие личности и ее психологические признаки. 100. Соотношение понятий «человек»-«индивид»-«личность»-«индивидуальность» 103
Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся,прежде всего, в процессе производства и потребления материальных благ. Личность находится также в сфере политических отношений.Личность находится в сфере действия идеологических отношений.
На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в социальной группе,в которую личность входит. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли. Личность не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено.
Личность — существо активное и сознательное. Она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами.
В процессе развития теория личности в отечественной психологии прошла ряд этапов. В основе каждого этапа была абсолютизация доминирующей теории.
1917—1936 гг. — личность понимается как профиль психологических функций;
1936—1950 гг. — личность понимается как опыт жизни и деятельности человека;
1950—1960 гг. — личность — это проявление темперамента и возраста;
1960—1980 гг. — личность — совокупность отношений человека, проявляющихся в направленности.
В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию и происхождению личности. Социогенетический подход старается объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.
Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.
Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.).
Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Доллард, К. Левин и др.).
В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение личности, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.
Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Так, С. Холл считал, что развитие личности повторяет в свернутом виде такие стадии развития общества, как собирательство, охота и т. д. Другой вариант биогенетического подхода разрабатывал Э. Кречмер, выводя типы личности из особенностей телосложения человека. Особенно ярко биологизм выступил в трактовке личности 3. Фрейдом, который считал, что все поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями человека.
Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.
В рамках этого подхода представители психодинамической ориентации объясняют поведение личности, главным образом, через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики (Э. Эриксон и др.).
Представители Хогнитивистской ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы психики личности (Ж. Пиаже, Д. Келли и др.).
Ученые, стоящие на позициях персонологической ориентации, акцентируют внимание на развитии личности в целом (Э. Шпрангер, А. Маслоу и другие).
Понятие личности и ее психологические признаки
Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально — психологическими особенностями.
В личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. создает человека природа, а формирует его общество.
Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:
1) содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.
Мировоззрение человека — это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально — и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки.
2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества.
Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;
3) степенью осознанности человеком своего места в обществе.
Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно сформироваться и эффективно проявляться.
4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью.
Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека.
5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.
Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.
Таким образом, в психологии под личностью подразумевается ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Личность — это социальное качество человека, степень его включенности в системы социальных отношений.
Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. С одной стороны, особенности и уровни его развития можно постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой — в процессе обучения и воспитания человека можно активно влиять на этот процесс.
Соотношение понятий «человек»-«индивид»-«личность»-«индивидуальность»
Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. При этом нередко они или отождествляются, или противопоставляются. То и другое ошибочно. Самое широкое понятие человек — это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo Sapiens. Человек, в отличие от животных, наделен сознанием. У него особая телесная организация: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, развитый мозг и т. п. Вместе с тем человек — существо общественное. Человек — носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Вспомните отличия психики человека от психики животных.
Индивид — человек с точки зрения его психофизиологических особенностей (индивидуальные особенности). В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:
1) человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
Личность — это сознательный индивид. Это — социальное качество человека, степень включенности в системы социальных отношений. Человек рождается биологическим существом, в процессе социализации становится собственно человеком (индивидом) далее личностью, качество которой зависит от среды, культуры и других многочисленных социальных характеристик его окружения. В понятии «личность» — явление и сущность не совпадают. В личности мы склонны видеть конкретного человека. Однако сущность отдельной личности — ее социальные качества. Физическая природа человека не меняется тысячелетиями. Социальные же качества человека проявляются в социальных отношениях, т. е. есть сеть общественных отношений, в которые каждый попадает с рождения (где, в каком обществе — от этого зависит даже имя человека). Личностные черты зависят от потребности общества, т. е. существует заказ общества: какие типы личностей ему нужны.
Индивидуальность — это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярко, других — малозаметно.
При выделении понятия «индивид» в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен другим людям, т. е. указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Понятие «индивид» не следует смешивать с противоположным по значению понятием «индивидуальность», с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. «Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое.
Процесс социализации начинается, но не заканчивается, длится всю жизнь: человек усваивает, что такое ответственность в процессе социализации (наказание ребенка за какие-то проступки т. п.), разная социализация — разное отношение к закону, нормам, ответственности (пример: принц и нищий).
Вопрос 2. Социализация личности. Социальная роль, статус, позиция
Каждый человек входит в какую-либо социальную общность (семью, группу, учебный или трудовой коллектив и т. д.), которая определяет его функции и роль. Ролей, как и групп, к которым принадлежит личность, много: муж, отец, сотрудник и т. п.
Социальная роль — это функции, которые выполняет человек в конкретной системе отношений.
Нормативная рольсопряжена с требованиями инструкций к правилам поведения в обществе.
Интероризованная роль — такое поведение, какое человек считает необходимым и возможным.
Выполнять роль каждый человек может по-разному. Чем шире ролевой набор, тем гибче поведение человека.
Каждый из нас играет в жизни множество ролей. С одной стороны, роли типичны, стандартны, они определяют подобное поведение в сходных обстоятельствах совершенно разных людей. С другой стороны, все эти роли каким-то чудом уживаются в одной конкретной личности, сосуществуют, в у каждом из нас.
Когда мы приходим в магазин, мы ожидаем от продавца традиционного исполнения его роли и моментально оказываемся в столь же традиционной роли покупателя. Представьте, что творилось бы в тех же магазинах, если бы каждый начал проявлять там свои неповторимые, только ему присущие индивидуальные особенности. Роль как бы отвечает за нас на вопрос о том, что нам делать в каждой конкретной ситуации. Тем самым наши задачи упрощаются.
Всегда ли человек понимает, что предписано ему ролью? Мы хорошо знаем, что нет. Вышедшей на пенсию бабушке предписано помогать загруженным молодым родителям в воспитании внуков независимо от того, любит она их или нет. В то же время она вовсе не обязана помогать своей соседке в уходе за маленьким ребенком, даже если этого малыша успела полюбить. Получается, что роль заключается в исполнении определенных обязанностей. Помимо обязанностей есть, конечно, и права, в соответствии с которыми она ожидает заботы и внимания со стороны своих детей и внуков. Но нередко бывает, что бабушка записывается на курсы вязания, увлекается садоводством, живет своей жизнью, то ее право. Отдаляясь, она не всегда осознает, что роль, которую она добровольно избрала, требует от ее детей несколько другого поведения, чем то, на которое она рассчитывает. Взрослые дети тоже постепенно отдаляются, доверительность контактов утрачивается, взаимодействие становится все более формализованным.
Сыграть роль — не значит обмануть. Это, скорее, контролировать общение в какой-то одной плоскости, не отягощая его многочисленными посторонними наслоениями. Важно не просто менять роли, играть одну, потом другую, даже и противоположную по содержанию. А речь идет уже о степени личной включенности в ту или иную роль, о чувстве причастности, не безразличия, о ценностной иерархии ролей. Достаточно высокий уровень личностной зрелости предполагает выход за пределы собственно ролевого поведения, т. е. возможность «надситуативной активности» личности (подролевого поведения). Каждой роли соответствует свой статус.
Статус — это место, занимаемое данным человеком в иерархии отношений при исполнении данной роли (высокий — низкий).
В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида. Будучи однажды установлен, статус остается относительно постоянным. Он может повышаться, но медленно и понижается только в связи с поступками, расцениваемыми как деградация.
Балансы статусов не соответствуют ролям: чем выше статус на работе, тем ниже он в других системах и наоборот.
Социальная позиция — это отношение человека к своим ролям и своим статусам («мои роли меня устраивают» или «все я делаю не так»).
Вопрос 3. Конформизм и его значение
Конформизм — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
На уровень конформизма влияют различные факторы, в том числе:
— характеристика самого человека;
— возраст (в юности конформизм максимален относительно сверстников);
— пол (женщины более конформны);
— профессия (военные — более конформны, музыканты — менее);
— уверенность в себе;
— статус человека в группе и ее размер;
— степень согласия большинства;
— характеристика проблемы.
Степень конформности зависит от характера ситуации, как объективной, так и субъективной, переживаемое субъектом. Реакция каждого человека на групповое давление будет различной в зависимости от конкретных условий. Так, имеют значение состав и структура группы; значимость (авторитетность) группы для индивида; его собственное положение в группе, значимость обсуждаемых вопросов, насколько они затрагивают непосредственные интересы испытуемого и насколько он к ним подготовлен, степень авторитетности участников, взаимоотношения и т. д.
Давление группы будет ощущаться тем сильнее, чем важнее для индивида принадлежность к данной группе, чем строже групповая дисциплина и чем больше данное расхождение затрагивает основные групповые ценности.
Расхождение с авторитетным коллективом, принадлежность к которому существенна для личности, неизбежно затрагивает ее ценностные ориентации и самоуважение. Ведь человек не может ежесекундно проверять и вывешивать свои слова, мысли, очень многие его действия являются автоматическими. Делая то, что принято в его кругу, он считает это само собой разумеющимся. Но как быть, если вдруг возникает расхождение?
В этой ситуации и сказывается, что личность не есть простая функция частной «социальной роли», что в каждом нашем поступке аккумулирован весь наш осознанный и даже неосознанный жизненный опыт.
Отдельные эпизоды конформного поведения в экспериментальных или реальных условиях еще не дают оснований считать человека психологически конформным. Помимо многообразия жизненных ситуаций значение имеет сложность ролевой структуры личности и ее референтных групп. Личность может проявлять высокую степень конформности в одной, более жестко структурированной роди и самостоятельность — в другой, допускающей более широкую вариативность.
Многое зависит и от уровня компетентности. Более способные, и что особенно важно, осознающие свои способности люди в своих суждениях ориентируются преимущественно на собственное мнение, хотя расхождение с группой в какой-то мере снижает их самооценку. Менее компетентные и способные, напротив, ориентируются преимущественно на чужое мнение, а главным критерием самооценки служит для них совпадение с мнением большинства, т. е. налицо конформное поведение. В детстве 100% конформизм (до 12 лет). Но: критические периоды:
— 2,5—3 г. — «Я сам»;
— 5 лет — нонконформизм.
— подростковый возраст — нонконформизм;
— юношество — до 20—23 лет — конформная реакция, так как это период вхождения в общество как социального субъекта;
— зрелость — после 35 лет и до 50 лет — нонконформизм;
— старость — конформизм, так как человеку надо выжить, и он очень зависит от окружающих.
При стабильном развитии общества — нужны конформисты, в периоды кризисов — нужны нонкоформисты (и до вхождения в период стабилизации). Конформизм нельзя рассматривать однобоко, это явление имеет две стороны: позитивную и негативную.
Вопрос 4. Общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности
Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и является продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Функционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия различных свойств, являющихся компонентами структуры личности.
Первый компонент структуры характеризует направленность личности, или избирательное отношение человека к действительности. Эта подструктура формируется путем воспитания и включает в себя: потребности; мотивы; цели; ценностные ориентации; интересы; идеалы; убеждения; мировоззрения.
При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.
Подструктура биологически обусловленных свойств и качеств человека — объединяет:свойства темперамента; половые и возрастные свойства личности; ее патологические, так называемые «органические» изменения. Кратко эту подструктуру можно назвать биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.
Подструктура форм отражения и самоконтроля — объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, понимаемых как формы психического отражения: ощущений; восприятия; памяти; представлений; внимания; воображения; мышления; речи; эмоций; чувств; воли. В этой подструктуре больше социального: самосознание личности осуществляет саморегуляцию (усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.
Подструктура социального опыта объединяет приобретенные в личном опыте путем обучения: знания; умения; навыки; привычки. В целом в этой подструктуре значительно больше социального. Однако заметно влияние биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опытом. Свойства, входящие в эту подструктуру, далеко не все психологи рассматривают как свойства личности.
Две подструктуры — характер и способности — являются как бы наложенными на четыре уже рассмотренные компоненты структуры личности.
Характер, или стиль поведения человека в социальной среде — это сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека.
Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. В системе характера тоже можно выделить ведущие свойства, к которым относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность и т. п.), во вторую очередь — волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Таким образом, морально-волевые качества составляют действительную основу характера.
Способности обеспечивают успех деятельности, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.
|