Методические указания по изучению темы
Ответьте на следующие вопросы:
1. Что собой представляет юридическая психология как наука?
2. Дайте общую характеристику методологических основ юридической психологии.
3. Перечислите основные этапы становления юридической психологии как науки.
4. Какие методы юридической психологии вы можете перечислить?
5. Какова связь юридической психологии с другими науками?
6. Что входит в структуру современной юридической психологии?
Напишите небольшое эссе (объемом 2-3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:
Возникновение юридической психологии как самостоятельной отрасли знания.
Сущность юридической психологии.
Общие и частные методы исследования в юридической психологии.
Стратегическая и тактическая цели психологического обеспечения юридической деятельности.
Выполните тестовые задания для самопроверки:
Задание 1. Укажите -
верно (В) или неверно (Н) каждое из приводимых утверждений?
1. Одичавшего мальчика, найденного в Авероне, по-видимому, вырастили волки.
2. Дарвин считал, что природа действовала как фактор отбора, позволяющий выживать самым слабым.
3. В настоящее время основы эволюционной теории принимает большинство ученых.
4. У растений уже можно определить самые примитивные формы поведения.
5. Врожденный пусковой механизм одинаков для всех поведенческих актов у всех видов, обладающих инстинктивным поведением.
6. Способностью к научению обладают только высшие организмы.
7. Только у человека существует язык, позволяющий ему "переноситься" в прошлое и будущее.
Задание 2.
Выбрать правильный ответ:
У человека врожденными формами поведения считаются:
а) агрессивные действия,
б) доминирование,
в) половое поведение,
г) все ответы неверны.
2. Инстинктивные формы поведения:
а) запрограммированы от рождения,
6) менее сложны, чем рефлексы,
в) не могут изменяться в результате опыта,
г) у человека более многочисленны, чем у других видов.
Инстинктивное поведение преобладает у:
а) насекомых,
6) рыб,
в) рептилий,
г) млекопитающих.
Наиболее прямые предки человека появились:
а) 700 000 000 лет назад,
б) 200 000 лет назад,
в) 100 000 лет назад,
г) 40 000 лет назад.
5. Человек — единственное существо, способное:
а) передавать информацию о прошлых и будущих событиях,
б) пользоваться орудиями,
в) жить в сообществах,
г) верны все ответы.
6. Присущая человеку социальная структура дает детям возможность:
а) получить очень хороший уход,
б) воспринимать социальные и культурные обычаи,
в) усваивать опыт предшествующих поколений,
г) верны все ответы.
Практические задания:
Задача 1. Кража
— Исчезло 500 тысяч рублей, — заявил кассир следователю Гурову.
Кого вы подозреваете в преступлении?
Не знаю, на кого и подумать, — ответил кассир.
Расскажите, что все-таки произошло? — попросил его Гуров.
Это произошло так. Я считал деньги. Вдруг погасла лампа дневного света, и в комнате стало темно. Я поставил на стол стул, вскарабкался на него и схватился за лампу. От сильного ожога я покачнулся и упал на пол. Некоторое время я был без сознания, а когда очнулся, то увидел весь этот беспорядок, а главное — исчезли деньги.
— Я обвиняю вас в краже денег! Все рассказанное вами — ложь, потому, что ...
Почему следователь Гуров обвинил в краже кассира? Аргументируйте свой ответ.
Задача 2. Домик в деревне
С наступлением осени семейство Зубовых покинуло домик в деревне и вернулось в свою городскую квартиру. До переезда Зубов договорился с соседом К., чтобы тот присматривал за его хозяйством. Вскоре, в канун новогодних праздников, К. позвонил Зубову и взволнованным голосом сообщил, что необходимо срочно приехать, его дом ограблен. Зубов тотчас обратился в полицию, и вскоре следователь Гуров уже допрашивал К. на месте происшествия. Тот рассказал следующее: «Ночью, примерно в 23 часа, я услышал подозрительный шум. Несмотря на сильный мороз, я сразу поднялся и отправился к дому Зубова. Заглянул в окно, но стекла замерзли, и я ничего не смог увидеть. Тогда я продышал небольшое отверстие во льду, покрывавшем оконное стекло, и осветил комнату карманным фонариком. В комнате был страшный беспорядок. Но грабителя не было. Видимо ему удалось к тому времени скрыться. На следующее утро я позвонил Зубову и обо всем ему рассказал».
— Все ясно, — ледяным голосом заметил Гуров. — Прошу вас последовать за мной.
Почему Гуров заподозрил К. в краже? Аргументируйте свой ответ.
Задача 3. Воздушный nupam
Следователь Гуров обучал младшего коллегу Королева умению проводить несложные арифметические расчеты.
— В последний момент в «Шереметьево» был задержан авиарейс. Оказалось, что среди пассажиров находится террорист, намеревающийся угнать самолёт. Было решено всех пассажиров, следующих этим рейсом, подвергнуть досмотру. Для этого в здании аэропорта специально было установлено контрольное устройство, позволяющее безошибочно определить, имеются ли у людей, проходящих через это устройство, металлические предметы. Однако времени для индивидуального осмотра не оставалось, и было решено провести пассажиров через контрольное устройство группами. Если в данной группе пассажиров сказывался вооружённый террорист, то контрольное устройство срабатывало. Однако при этом нельзя было точно установить, у кого из пассажиров в данной группе имеется оружие. А теперь подумай и скажи:
Сколько раз придется включать контрольное устройство (при наиболее удобном способе разделения пассажиров на группы), чтобы точно определить, кто вооружен, если оружие имеется только у одного из 128 пассажиров?
Аргументируйте свой ответ.
Тема 2. Психические познавательные процессы. Закономерности их проявления и возможности практического использования в правоприменительной деятельности
Вопросы темы:
1. Сознание. 33
2. Отражение воздействий окружающей действительности. 31, формы психического отражения. 36
3. Ощущения: понятие, функции, свойства, виды.. 38
4. Сущность и особенности восприятий. 40
5 Свойства, виды и возможности внимания. 43
6. Сущность и характеристика памяти. 45. Законы и эффекты памяти. Виды памяти. 48. Продуктивность памяти. 50
7. Сущность и особенности воображения. 52
8. Содержание и особенности мышления. 54. Виды, операции и формы мышления. 57. Качества мышления. 59
9. Характеристика интуиции и структура интеллекта. 62
10. Психологическая характеристика речи. 65
Цели и задачи:
Цели и задачи изучения данной темы – получение знаний о совокупности психических познавательных процессов, их видах, характеристиках и особенностях. Вдумчивое уяснение возможностей широкого спектра ощущений, восприятий, представлений, воображений, памяти, мышления и речи, с учетом особенностей профессиональной деятельности юриста, позволит студентам более эффективно формировать программу личностного роста и обеспечивать процесс развития профессионально важных качеств.
В результате успешного изучения темы Вы:
Узнаете:
содержательные стороны психических познавательных процессов;
их функции, виды и формы проявления;
познакомитесь с психологическим инструментарием определения у себя выраженности этих процессов и возможностью их развития
Приобретете следующие профессиональные компетенции:
умение оценки возможностей использования специальных познаний о психических познавательных процессах в правоприменительной практике;
умение оценки выраженности, развитости у себя психических познавательных процессов;
навыки развития отдельных психических познавательных процессов;
способность оценки выраженности индивидуальных психических познавательных процессов у других людей
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:
психика— это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция поведения, адаптация к окружающей среде;
психические познавательные процессы — процессы, обеспечивающие ориентировочную основу поведения, формирующие его информационную базу;
ощущениемназывается психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств;
восприятие — это отражение предметов и явлений в целостном виде;
внимание — это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления;
память — это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прежнего опыта;
воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности;
мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира;
интуиция — способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения, мысленное схватывание сложной ситуации без развернутой системы рассуждений;
речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.
Теоретический материал по теме
Вопрос 1. Сознание
Проблема сознания является одной из сложнейших в психологии. Высшей ступенью развития психики является сознание, которое представляет собой «непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность».
Основными характеристиками сознания являются:
а) взаимосвязь сознания и деятельности — деятельность человека определяет формирование его сознания, а последнее, осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к внешнему миру;
б) моделирование и целеполагание деятельности в сознании;
в) предвидение последствий действий;
г) контроль и управление поведением человека;
д) дифференцирование образцов мира объективного и субъективного, выделение себя;
е) активность сознания — способность планировать поведение даже вопреки объективным обстоятельствам, определенная независимость от них, что позволяет квалифицировать преступления как сознательные деяния, а значит и ставить вопрос об ответственности за них. В отсутствии активности сознания человек оказался бы игрушкой обстоятельств и, следовательно, не мог бы нести ответственности за свои действия;
ж) самосознание — познание самого себя, своих типичных и индивидуальных особенностей, что открывает возможность совершенствования себя, самоконтроля и самовоспитания.
Существуют три уровня психического отражения действительности человеком: сознательный, подсознательный, бессознательный.
В зоне ясного сознания (сознательный уровень) находит свое отражение лишь часть всех приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. И именно эта часть сигналов используется человеком для осознанного управления своим поведением.
Остальные же сигналы используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. В зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание, и они, таким образом, осознаются. Осознание способствует нахождению нового режима регулирования или иного способа решения, но как только они найдены, управление передается в подсознание и действия выполняются на уровне автоматизмов (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. д.), что позволяет разгрузить сознание от рутинных операций и освободить его для решения вновь возникающих проблем.
Сознание обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы.
Если же происходит обратное — привлечение сознания к элементам уже вполне автоматизированной действительности, — то это ухудшает качество ее выполнения. Первое упоминание о бессознательном встречается у Платона. Классический вариант бессознательного уровня в преступном поведении фиксируется в понятии невменяемости. Однако в последнее время дискутируется вопрос о так называемой уменьшенной вменяемости, когда у человека нарушаются процессы осознания действительности. Неосознаваемость определенных признаков ситуации имеет место и при так называемых неосторожных преступлениях. Однако в этих случаях имеется в виду то, что активность сознания не была использована субъектом в должной мере в силу присущих ему качеств личности.
Три уровня отражения в психике человека тесно переплетаются, определяя многоуровневость внутренней регуляции его поведения.
Вопрос 2. Отражение воздействий окружающей действительности. 31, формы психического отражения. 36
На высшей стадии физиологического отражения сформировались сложные условные рефлексы животных, позволяющие осуществлять предметное восприятие.
Психическое отражение — самый сложный и наиболее развитый вид отражения.
На низших его стадиях психика животных достигает самых совершенных форм ее развития, носящих название интеллектуального поведения.
На высшей его стадии сформировались сознание и самосознание людей, специфика их проявления в общественной жизни.
Для этой стадии отражения характерны:
— отражение как путь познания человеком самого себя, своей деятельности и поведения;
— отражение как самоконтроль и самовоспитание;
— отражение как путь познания других;
— отражение как путь познания социальной жизни и социальных отношений.
Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет свои особенности.
Во-первых, это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.
Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого, ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.
Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, т. к. именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.
Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.
Формы психического отражения
Все основные формы проявления отражения действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Содержание психики человека определяется реальной действительностью, которая, отражаясь, закрепляется в ней в виде психических процессов, состояний, образований и свойств. Такое понимание мира психических явлений сложилось в отечественной психологии.
Психические процессы — это способы отражения действительности. Они обеспечивают: связь человека с внешним миром; познание реальности; формирование через них других элементов психики, сознания человека, его интеллекта. Это элементарные психические явления, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Психическое существует как живой, предельно пластичный, непрерывный, формирующийся и развивающийся процесс, который порождает те или иные результаты. Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности.
К ним относятся: познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление, речь), эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы (воля).
Психические свойства — базовые, фундаментальные элементы психики, определяющие содержание внутреннего мира и индивидуальное своеобразие жизни, деятельности и поведения человека. К ним относятся: направленность (что хочет человек), характер и темперамент (как проявляется человек), способности (что может человек).
Психические состояния — это функциональный настрой психики в определенный момент жизни и деятельности. Они более продолжительные по сравнению с психическими процессами и более сложны по структуре и образованию.
Психические образования — формируемые в процессе деятельности элементы, которые отражают особенности этой деятельности и обеспечивают ее успешное выполнение. Это то, что становится результатом работы психики человека, его развития и саморазвития. К ним относятся: знания, умения, навыки, привычки, качества личности, ценности, установки.
Деление на психические процессы условно, однако, оно необходимо для лучшего понимания данных процессов и изучения их закономерностей.
Психические процессы, состояния, свойства и образования человека выделяются только для целей изучения, в действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга.
Самостоятельно эти процессы не существуют, они тесто взаимосвязаны. Нельзя что-либо воспринять и осознавать при этом, что именно воспринято, без памяти (например, при проявлениях амнезии человек воспринимает событие, но не может его воспроизвести). Но также нельзя ничего запомнить без того, чтобы это было воспринято (например, если человек не был участником какого-либо события и ничего о нем не слышал и не читал, он ничего не сможет рассказать об этом событии).
|