Главная страница
Навигация по странице:

Литература по теме Методические указания по изучению темы



Скачать 3.32 Mb.
Название Литература по теме Методические указания по изучению темы
Анкор InternetKurs_YuridPsikhologia (1).doc
Дата 12.04.2017
Размер 3.32 Mb.
Формат файла doc
Имя файла InternetKurs_YuridPsikhologia (1).doc
Тип Литература
#217
страница 7 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19

Вопрос 5. Направленность личности. Характеристика потребностей. Мотивы и интересы

 



 

Человеком могут двигать материальные интересы, помыслы и страсти, а в конечном счете — внешние причины, обстоятельства жизни, экономические, моральные и политические отношения. Как гласит латинский афоризм, я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо.

 



 

Каждое действие и поступок человека в норме мотивированы, и он отдает себе в этом ясный отчет. В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других — личными потребностями и интересами, а в третьих — поступает определенным образом на основе чувств (любви, уважения, ненависти, презрения и т. д.).

Вместе с тем у каждого взрослого человека есть нечто ведущее, что определяет основную направленность личности. Одни видят смысл жизни в производственной или научной деятельности, другие — в области искусства, третьи — в общественной деятельности. При этом каждый исходит из определенный побуждений: чувства долга перед обществом, корысти, славы, карьеристских замыслов и т. д.

Под направленностью понимается психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека.

Направленность показывает, к чему стремится человек в своей жизни, какие цели ставит перед собой в своей деятельности и что его к этому побуждает. От направленности зависит, что и как делает человек, каково его отношение к функциональным обязанностям, его нравственная ценность и полезность обществу. В направленности личности выражается основное содержание человека как общественного существа.

Как сложное психологическое свойство личности, направленность имеет свою собственную структуру. Коротко о каждом элементе этой структуры.

Потребности — это необходимость человека в определенных условиях жизни и развития.

Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Ценностные ориентации — система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества.

Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.

Идеал — это образец, которому следует человек в деятельности и поведении.

Убеждения — определенные положения, суждения, мнения, принципы и идеалы, знания о природе и обществе, в которые человек верит, в истинности их не сомневается, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Это то, что не только понято, осмысленно, но и глубоко прочувствовано и пережито.

Мировоззрение — система взглядов на природу, общество и человеческое мышление.

Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности.

Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.

Таким образом, направленность личности — это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности.

Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Человек, как и другие живые существа, также нуждается для своего существования и деятельности в определенных условиях и средствах. Он должен иметь общение с внешним миром, пищу, индивида другого пола, книги, развлечения и т. д.

 Характеристика потребностей

 

Потребности — это испытываемая личностью нужда в чем-либо.

В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.

 



 

Характерными особенностями потребностей являются:

а) конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т. п.);

б) более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т. п.);

в) наличие хотя и часто слабо осознаваемого, но всегда присутствующего эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск нахождения возможных путей удовлетворения потребностей;

г) ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения);

д) повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в основе ее, вновь дает о себе знать.

 



 

Потребности — субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам: биологические (витальные); информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, враждебные отношения с другими особями. Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими людьми. Кроме того, выделяют материальные — потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др. и духовные, связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и тому подобное.

Интересен подход А. Маслоу к классификации потребностей: физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.); потребность в безопасности (стабильность, порядок); потребности в любви и принадлежности (семья, дружба); потребность в уважении (самоуважение, признание); потребность в самоактуализации (развитие способностей).

 

Мотивы и интересы

 

Мотивы — это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности, это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности. Мотивы многообразны, но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные). Биологические мотивы — это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности. Социальные мотивы — это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.

Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы-стимулы).

 



 

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, — отношения иерархии мотивов.

В осуществлении нужного действия играет роль доминирующее мотивационное возбуждение. Согласно принципу доминанты, сформулированному А. А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность. Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.

Интерес — это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, а интерес — личную неприязнь к какой-то деятельности.

Интересы характеризуются по их содержанию, широте, глубине, устойчивости и действенности. По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены (интерес к технике, спорту и т. п.). По широте различают широкие и узкие интересы. Причем широта и разносторонность интересов сочетаются с наличием основного, центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека 1—2 изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному. Глубина интереса означает потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях. Он противопоставляется поверхностному интересу, когда человек скользит по поверхности явления и не интересуется объектом по-настоящему. По устойчивости выделяют устойчивые интересы и неустойчивые интересы. Человек с неустойчивыми интересами легко увлекается и быстро охладевает. Действенные интересы, побуждают к действиям по удовлетворению интереса, в отличии от пассивных интересов (пример: интерес к спорту действенный, когда человек сам занимается спортом, пассивный, когда он часами сидит у телевизора, наблюдая за матчами, читает спортивные журналы, газеты, книги, знает биографии игроков, но сам спортом не занимается).

Особенностями интересов являются: активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности; большая конкретизация целей и операций деятельности; расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений; своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

 

Вопрос 6. Я-концепция

 

Каждый человек является неповторимым и обладает относительно устойчивой Я-концепцией (Self-conception) или системой «Я».

Я-концепция — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, переживаемая, неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она является важным регулятором поведения и тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудностей достижения целей, которые он ставит перед собой. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Одному человеку невыносимо стыдно, что он — вторая, а не первая перчатка мира, другой радуется победе на районных соревнованиях. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на самооценку индивидом своих способностей.

 



 

Самоуважение тесно связано с самооценкой и производно от нее. Люди с пониженным самоуважением неустойчивы, ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. Люди с высоким самоуважением более самостоятельны и менее внушаемы. Часто они — лидеры в группах. Положительно относясь к себе, они обычно «принимают» и окружающих, тогда как отрицательное отношение к себе часто сочетается с недоверчивым или недоброжелательным отношением к другим людям. «Высокое самоуважение» преступника большей частью проблематично, в нем много напускного, демонстративного. В глубине души он все-таки не может не измерять себя общесоциальным масштабом. Таким образом, вся система «Я», баланс самооценки и самоуважения регулирует (саморегулирует) и контролирует (самоконтролирует) поведение личности (человека).

Самоконтроль есть осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояние. Тесная связь самоконтроля и саморегуляции, их взаимодействие и взаимодополняемость. Каждый человек способен сформировать Я-образ, т. е. представить, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию, и таким образом проверить, с точки зрения других участников, все, что он собирается делать. Личная ответственность фиксируется человеком в тот момент, когда он представляет себе, чего ждут от него другие участники. Самоконтроль возможен потому, что действия людей по отношению к самим себе в значительной мере того же порядка, как и их действия по отношению к другим людям или действия других по отношению к ним. Человек может ругать, хвалить, оправдывать или прощать самого себя точно так же, как и другого человека. Самоконтроль невозможен без Я-образов. Когда же человек сформировал Я-образ происходит воображаемая репетиция, в ходе которой оцениваются возможные реакции других на его поступок. Самоконтроль связан с таким поведением, которое изменяется в зависимости от того, как оно выглядит с точки зрения, приписываемой другим участникам совместной деятельности. Поскольку человек определил ситуацию и свое место в ней, исходя из конвенциальных ролей, он осознает ожидания относительно шаблонов поведения как для самого себя, так и для других участников. Социальный контроль в значительной мере основывается на самоконтроле. Человеческое общество — это непрерывный процесс, в котором каждый участник постоянно сверяет свое поведение с реальными или предполагаемыми реакциями других людей. Согласованные действия зависят от добровольного вклада индивидуальных участников, но, поскольку каждый человек создает Я-образ с точки зрения картины мира, разделяемой группой, индивидуальные вклады объединяются в организованный социальный шаблон.

 

Вопрос 7. Учение о темпераменте. Описательная характеристика типов темперамента
 

И. П. Павлов показал, что врожденное сочетание свойств высшей нервной деятельности и характеризует то, что называют темпераментом. Естественной основой темперамента, от которой он зависит, является тип высшей нервной деятельности. Основными свойствами нервных процессов являются следующие:

1. Сила нервных процессов — показатель работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку, в то время как слабая «ломается».

2. Уравновешенность — определенный баланс процессов возбуждения и торможения. Эти процессы могут быть уравновешены друг с другом по силе, а могут быть неуравновешенными, когда один из них сильнее другого.

3. Подвижность — быстрота смены одного процесса другим. Обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениями обстоятельств.

 



 

Своеобразная комбинация этих свойств характеризует специфические типы нервной деятельности. Наиболее часто встречаются 4 типа. Выделив и описав 4 типа высшей нервной деятельности, И. П. Павлов сопоставил их с классическими типами темперамента, показав высокую корреляцию между ними, т. е. именно свойства нервной системы определяют темпераменты:

сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный;

холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный;

флегматик — сильный, уравновешенный, инертный;

меланхолик — слабый, неуравновешенный, инертный.

 



 

Эти типы нервной деятельности являются общими для человека и для животных. Тип нервной деятельности врожден и в целом вряд ли может быть изменен. Однако экспериментально доказана возможность изменения отдельных свойств типа нервной деятельности.

В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Свойства темперамента имеют тенденцию более резко проявляться с возрастом человека.

Путем длительной посильной тренировки можно укрепить нервную систему слабого типа. Человек с выраженными свойствами слабого типа нервной деятельности впоследствии, в благоприятных условиях жизни и воспитания, может с успехом решать любые жизненные задачи.

Исследования И. П. Павлова показали, что свойства личности зависят от природной организации человека, но не определяются ею. В экспериментах И. П. Павлова было доказано, что нервная деятельность человека пластична. Потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство — высочайшая пластичность». Указанные 4 типа нервной деятельности не могут исчерпать все многообразие форм поведения индивида, между ними располагаются промежуточные формы и переходные типы. По словам И. П. Павлова, природа представляет массу переходов, массу градаций. Знать эти переходные типы необходимо для более правильного понимания человеческого поведения.

Физиологи и психологи утверждают, что по последним данным существует более 70 промежуточных и переходных типов. Большинство людей лишь условно можно отнести к какому-либо одному из видов темперамента, как правило, люди обладают чертами одного или нескольких темпераментов. Наиболее ярко черты темперамента проявляются в подростковом возрасте, позже под воздействием воспитания, среды, деятельности происходит маскировка типа нервной деятельности, а, следовательно, и черт темперамента. Исследования показали, что тип нервной деятельности не всегда совпадает с типом темперамента. Тип нервной деятельности следует рассматривать в качестве задатка темперамента. Говоря о темпераменте, подразумевают всю систему динамических особенностей целостного поведения личности.

 

Описательная характеристика типов темперамента

 

Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

Сангвиник — это человек подвижный, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он — экстраверт. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Сангвиник без усилий не только переключается с одного вида работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания. (М. Ю. Лермонтов, Моцарт)

Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Он отличается большой жизненной энергией, но ему недостает самообладания, поэтому он вспыльчив, необуздан, нетерпелив и несдержан. Воля холерика порывиста, также он отличается повышенной эмоциональностью. Это боевой, задорный, легко и быстро раздражающийся тип, он скорее экстраверт. Для холерика характерна цикличность в поведении и переживании. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей значительного единовременного напряжения сил. (Петр I, А. С. Пушкин)

 



Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

1

Неуравновешенное поведение

Хорошо уравновешенное поведение

Отлично уравновешенное поведение

Очень неуравновешенное поведение

2

Сильные кратковременные эмоциональные переживания

Поверхностные, кратковременные эмоциональные переживания

Слабые эмоциональные переживания

Глубокие и длительные эмоциональные переживания

3

Настроение неустойчивое с преобладанием бодрого

Настроение устойчивое, жизнерадостное

Настроение устойчивое, без больших радостей и печалей

Настроение неустойчивое с преобладанием пессимизма

4

Речь громкая, резкая, неравномерная

Речь громкая, живая, плавная

Речь монотонная, медленная

Речь тихая с задыханием

5

Терпение слабое

Терпение умеренное

Терпение очень большое

Терпение очень слабое

6

Адаптация хорошая

Адаптация отличная

Адаптация медленная

Адаптация трудная

7

Общительность высокая

Общительность равномерная

Общительность невысокая

Замкнутость

8

Агрессивность в поведении

Миролюбивое поведение

Сдержанность в поведении

Истеричность поведения

9

Отношение к критике возбужденное

Отношение к критике спокойное

Отношение к критике безразличное

Отношение к критике обидчивое

10

Отношение к новому положительное

Отношение к новому безразличное

Отношение к новому отрицательное

Оптимистическое отношение сменяется пессимизмом

11

Стремление к цели сильное, с полной отдачей

Стремление быстрого достижения цели с избеганием препятствий

Достижение цели медленное, упорное

Стремление к цели то сильное, то слабое с избеганием препятствий

12

Значительная переоценка своих способностей

Некоторая переоценка своих способностей

Более реальная оценка своих способностей

Чаще недооценка своих способностей

13

Умеренная внушаемость и мнительность

Небольшая внушаемость и мнительность

Слабая внушаемость и мнительность

Большая внушаемость и мнительность

14

Впечатлительность весьма сильная

Впечатлительность сильная

Впечатлительность слабая

Впечатлительность очень сильная

15

Импульсивность весьма сильная

Импульсивность сильная

Впечатлительность слабая

Впечатлительность слабая
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19
написать администратору сайта