Навигация по странице:
|
Технологии риторического образования УМК 2014. Министерство образования и науки российской федерации
Алла Серебрякова
Речь о школе
(с использованием интеллектуальной технологии уподобления)
Шахматы – это увлекательная и интереснейшая игра, в ней есть свои законы и правила, победы и поражения, но в ней нет права на ошибку, потому что почти сразу следует расплата за нее! Хотя бывают и исключения. Шахматы существуют уже очень давно, но чем же они привлекают людей до сих пор? На этот вопрос нет еще однозначного ответа, но ясно то, что шахматы похожи не только на игру, но и на жизнь, на армию, на разные явления, в том числе и на школу.
Так и школа. В ней есть король – это директор, тот, кто представляет школу, управляет ей, подобно королю, который управляет фигурами в шахматах; директор имеет целую армию, состоящую из завучей, учителей и учеников, без которых он ничего собой не представляет. Если будет слабая армия, если он не сможет хорошо управлять ей, то король будет слаб и беззащитен, а это значит, что в школе появятся большие проблемы и заботы; а если король-директор знает, как, каким образом организовать процесс обучения и воспитания, то это школа будет сильной и независимой, потому что она едина.
В школе, как и в шахматах, есть ферзь – верный помощник короля – заместитель директора, он помогает, подсказывает и подчас спасает его от всяких неприятностей. Без него король чувствует себя неуверенно.
Ладьи – это завучи школы, те, кто выполняют ответственную работу, контролируют учителей, организуют мероприятия; так и ладьи в игре, они стоят на крайних полях шахматного пространства, охраняют покой короля во время рокировки, которую необходимо делать в партии, долго от него не отходят, но если уж они идут в бой, то при правильной игре выполняют свои функции замечательно.
Кони и слоны – легкие фигуры – это учителя, они каждый день работают с детьми, помогают им и советуют, дают новые знания. Казалось бы, в шахматах потеря этих фигур не ведет к катастрофе, то есть можно выиграть партию и без них; а в школе слоны и кони – учителя – играют важнейшую роль. Учителя бывают разные: если один ведет себя пассивно, не работает с полной отдачей, то и пользы будет весьма и весьма мало; также кони и слоны в шахматной игре: активность этих фигур может принести большой положительный вклад в ход партии.
Пешки – это учащиеся, те, к кому обращено максимальное внимание. Если пешка дойдет до последней линии, то превратится в ферзя. Так и в школе ученик может стать звездочкой, тем самым принести пользу тому учреждению, где он обучается, повысить его репутацию!!!
Таким образом, школа – это целое Шахматное королевство!!!
Функции уподобления
• Уподобление – это прекрасное средство сделать авторскую мысль доступной для понимания другого человека.
• Уподобление – наиболее сильный способ аргументации речи.
• Уподобление – это преодоление себя, осуществление в себе работы по пониманию с целью понять другого.
Типология уподоблений
Уподобления, в которых субъект (предмет) уподобления назван одним словом.
Любовь, она как стрелки часов: достигнув своего полдня (или полночи), они расходятся.
Уподобления, в которых субъект (предмет) уподобления представлен развернутой ситуацией.
Не станем укорять себя там, где не мы бессильны, а просто результат невозможен. Это как огонь: если его накрыть непрозрачным материалом, он сможет эту помеху нагреть, но у него не получится просветить его своим светом (Григорий Палама).
Уподобления с называнием объекта уподобления.
Жизнь как луковица: снимаешь слой за слоем, а под конец обнаруживаешь, что внутри ничего нет (Джеймс Хьюнекер).
Уподобления без называния объекта уподобления.
Нельзя под предлогом экономии средств урезать финансирование проекта, – это все равно что начинать сбрасывать лишний вес с мозгов.
Уподобление с гиперболическим смыслом (вникание в него увеличивает то, что мы из него извлекаем).
Желание мужчины прожить жизнь с красивой женщиной похоже на желание насладиться вкусом вина, которым до предела заполнен его рот (Бернард Шоу).
Главным является умение подобрать для любой категории людей адекватный объект уподобления (т. е. привлекать для необходимой передачи личностного смысла любые предметы окружающей действительности).
Интеллектуальная риторическая технология ассоциации
Законы ассоциации идей были известны уже древним мыслителям (Платон, Аристотель).
Риторическая технология ассоциации – это движение от формы сопоставления различных предметов реальной действительности к смыслу, который извлекается из этого сопоставления.
Цель технологии – извлечение, «вычитывание» смысла из взаимосвязи явлений внешнего мира, поиск сущности в результате соединения, ассоциирования разнородного в гармоничное целое. При этом гармония предстает как плавность и очевидность связи явлений мира, способных стать основой творения нового смысла и позволяющих уйти от вещественности, от привычных стандартных взглядов на сущность проблемы.
Настоящее красноречие состоит в сущности, но отнюдь не в словах (Шарль Огюстен Сент-Бёв).
Самое главное знание – это знание того, что все в мире не чуждо друг другу, все связано (Упанишады, XIII век до н. э.).
Приведем пример ассоциации.
- Что общего между мухой и министром?
- Их обоих можно убить газетой.
Структура модели риторической ассоциации
Любая модель ассоциации имеет два обязательных элемента.
1. Субъект (предмет) ассоциации – извлеченный из ассоциации абстрактный смысл, составляющий предмет речи.
2. Объекты ассоциации – предметы реального мира (два и более) в их связях и отношениях (часто скрытых, неочевидных, требующих рефлексии, осмысления для их извлечения и понимания).
Механизм процесса ассоциации
Сущность этого процесса состоит в пошаговом, поэлементном уравнивании предмета речи с информацией, извлекаемой из многочисленных связей объектов ассоциации (на основе принципов «все во всем» и «все из всего»).
Задача оратора – затрагивать сущностное, выражать глубинные процессы явлений. Это делает ассоциация, суть которой состоит в следующем: заставить любой окружающий нас предмет или событие (факт, известие, информацию, исторический случай, бытовой эпизод, культурологическое или политическое обстоятельство) помочь ритору рассказать то, по поводу чего он выступает.
- Ты считаешь меня многоученым? – спросил как-то Конфуций ученика.
- А разве нет?
- Нет, - сказал Конфуций, - я лишь связываю все воедино.
Методика технологии ассоциации
(технология рождения модели риторической ассоциации):
1) взять два предмета (или события, или явления) и «примерить», сопоставить их;
2) установить между ними связующую общность (поэтапно общий смысловой фон и детали);
3) с помощью ассоциативной связи отойти от вещественности, от привычных (стандартных) взглядов на предмет речи и выделить абстрактный авторский смысл; больше выявительной смелости, творческой фантазии убеждающего ума в попытке строгого и уверенного доказательства.
Аналогично должно формироваться любое публичное выступление. Если захотеть, постараться и подумать, то связать можно все со всем. И это будет и интересно, и свежо, и актуально, и удивительно!
Например, Чарльз Дарвин весьма любопытно выстроил связь между бараньими котлетами и старыми девами. 1. Старые девы очень любят кошек и разводят их во множестве. 2. Кошки охотятся за мышами. 3. Мыши разоряют гнезда шмелей (в Англии они уничтожают до 2/3 всей популяции этих насекомых). Вот почему гнезд шмелей больше возле городов и деревень: здесь много кошек и меньше полевых мышей. 4. Шмели опыляют красный клевер. Где есть шмели, там клевер прекрасно растет. 5. На полях с клевером бараны хорошо откармливаются. 6. Будут бараны, будут и бараньи котлеты.
Бетховен считал, что «слоны – самые опасные животные». Он со вздохом сказал это после прослушивания очередного претендента в музыкальные гении. Как так? Из слоновых клыков делают клавиши рояля, а уж с помощью рояля некоторые люди до изнеможения пытают свою жертву.
Пусть это будут «арбуз» и «ружье». Сначала мысль отказывается искать тут общность, настолько рассудку видится разность. Но присмотримся: оба они утоляют жажду: арбуз – организма, ружье – мести; зерно арбуза – дробь ружья; красный цвет мякоти арбуза – кровь (ружье); камуфляжная расцветка кожуры арбуза – военный (ружье); выявляется общность и функциональная, и общность составляющих деталей.
Пусть это будут «скрипка» и «карандаш». Пересилив испуг невозможности, выявляем следующие связи: оба из дерева; оба внутри пустые и заполнены один грифелем, другая – звуком; каждый из них создает определенный рисунок: музыкальный и графический; в слове «скрипка 7 букв; в слове «карандаш» – 8 букв. 8 – 7 = 1. Эта единица указывает на то, что и «скрипку», и «карандаш» при использовании держат одной рукой.
Функции ассоциации (асс – мастер)
• В речи крайне важна ассоциативность в извлечении смысла, поскольку ассоциация соединяет разнородное в гармоничное целое. В этом присутствует важная проекция на закон гармонизирующего диалога: сознанию приятна плавность очевидной связи.
• Ассоциация выполняет важнейшую функцию речи удивить, оживить, привлечь внимание, освежить восприятие и тем самым усиливает гармонию единства говорящего и слушающего.
• Ассоциация – одно из условий для работы чужого мозга. Оратор обязан создавать условия для работы чужого мозга (речь должна заставлять думать и держать мысль в напряжении).
• Ассоциация – это проявление истинной щедрости и замысловатости мира: нужное есть во всем и всегда.
• Ассоциация – это способ увеличить массу впечатлений (синестезия), создавая основу для понимания.
• Ассоциация позволяет выделить составляющую человечности в кажущейся бездушности вещественного мира, помогает «вычитывать» из явлений внешнего мира смысл.
«…Весь мир ему открыт, и внятен тот язык, которым говорит цветок и вещь немая» (Ш. Бодлер).
Конкретная риторическая ассоциативная модель зависит от трех основополагающих факторов процесса ассоциации:
от наших знаний;
от нашего настроения;
от нашего отношения.
Ассоциативность столь впечатляюща, что ее одной может оказаться достаточной для небольшой речи (особенно экспромтной: застольной, поздравительной и т. д.).
Методика составления поздравительной речи
1. Сначала рассказывается что-то очень занимательное, интересное, любопытное, удивительное, смешное!
2. Потом «высвечивается» необходимый вариант смысла, «кристаллизуется» идея всей речи.
3. Делаются связующие переходы к событию, ситуации (собрания, заседания, встречи, юбилея).
Обратимся к примеру. Пусть это будет праздник Нового года.
Ситуация 1 (концепт – скорость течения событий).
Одна дама спросила писателя Хемингуэя:
- Это правда, что когда идешь на львов, то можно не бояться, если у тебя в руках фонарь?
- Все зависит от скорости вашей ходьбы, миссис, - был ей ответ.
Я это к тому, что жизнь быстротекуща, а нам бы хотелось, чтоб все было помедленней. Так хочется успеть насладиться и Солнцем, и Луной, и чудной звездой зимней ночью! Вот праздник Нового года и дает нам такую возможность. Это не радость Новой секунды или Нового часа, или Нового квартала. Это радость смены по-крупному – года.
Ситуация 2 (концепт – изобретение).
- Как заметно похудела за последнее время госпожа Дюран.
- Этим она обязана одной хитроумной китайской диете: целый месяц питаться только куриным бульоном с помощью китайских палочек.
Елка тоже очень хитроумное изобретение. Она вся из иголочек. Еще никому не пришло в голову пересчитать их. А если бы это сделать, то их количество оказалось бы равным дням нашей жизни. И остротой своей они напоминают нам, что жизнь штука трудная, проблемная. Но если создавать праздник, то в елке будет замечаться не колючесть, а зелень, стройность вида. Запах хвои, напоминание о лесе. Вот зачем нам нужен Новый год.
Ситуация 3 (концепт – непрерывность звеньев времени).
Анекдот от Юрия Никулина.
Пришел человек с лопатой и стал копать напротив дома яму. Выкопал. Принялся за следующую. В это время появился другой рабочий, тоже с лопатой. Повесил пиджачок. И стал аккуратно закапывать первую яму. Так продолжалось полдня. Первый копает яму, второй закапывает ее. Наконец жильцы дома не выдержали и спросили того, который закапывает, что происходит. Первый копает ямы, второй их закапывает. А он говорит: «Я не второй, я третий. Второй должен сажать деревья, но он не пришел».
А вот Новый год всегда приходит. И оттого связь будущего с прошлым уже не выглядит столь нелепо, как иногда кажется. Да, приходит он лишь на миг – на 12-й удар башенных часов. Но благодаря этому звену цепочки, вся цепочка наших дней получает смысл [Таранов 2004].
И еще один пример. С методикой ассоциативного вникания связана попытка многих людей в трудно постигаемые, сложные периоды жизни и даже в обычных ситуациях обращаться к такому варианту осознания происходящего: открывать книгу (книгу жизни Библию, любимую книгу или первую попавшуюся книгу) в любом месте и соотносить содержание случайно выбранного фрагмента с событиями из жизни и их глубинным смыслом.
Технологии уподобления и ассоциации: общее и отличное
Уподобление и ассоциация как интеллектуальные риторические технологии имеют сходную двукомпонентную структуру и в качестве субъекта, предмета речи – некий абстрактный авторский, личностно окрашенный смысл, что позволяет определять их как разновидности параллелирования речи – универсального процесса риторической деятельности.
Отличие уподобления и ассоциации состоит в том, что технология уподобления предполагает движение от смысла к форме, а технология ассоциации – движение от формы к смыслу. При этом объектом уподобления являются уникальные свойства предмета или явления, а объектом ассоциации – уникальные связи и отношения предметов и явлений действительности. В реальной риторической практике рассмотренные технологии, безусловно, имеют неисчерпаемое множество их конкретных проявлений.
Таковы базовые положения интеллектуальных риторических технологий по созданию алгоритма понимания, который составляет основу важнейшего общериторического закона гармонизирующего диалога.
Интеллектуальные риторическиетехнологии
( уподобление и ассоциация) в учебной речи
Риторические определения
Поскольку учебный текст выполняет функции общения, важно обеспечить возбуждение интереса к изучаемому, необходима эмоциональная окраска учебного материала, достижение доступности изложения. Создание риторических определений – важный прием популяризации научных знаний в учебном процессе.
Существуют разные способы раскрытия содержания понятия.
Основной формой раскрытия сущности языкового понятия является научное, логическое определение через род и видовое отличие, которое содержит специфические признаки изучаемого явления. Кроме того, определения могут быть описательными, содержащими указание на признаки изучаемого явления.
Существует другой вид определений – риторические определения, автор которых выражает свое отношение к предмету речи, свое эмоциональное восприятие этого предмета.
Риторические определения строятся на основе сходства и смежности предметов и явлений (метафора и метонимия). Такого рода определения отличает образность, они свойственны прежде всего художественной речи.
Сравните два определения.
Лето – это время года, следующее за весной… (логическое)
Лето – это маленькая жизнь (риторическое).
Ранняя весна – это слезы зимы.
Сон – это нераспечатанное письмо от Бога (Килтон Стьюарт).
Сны – это художественные произведения, возможно, наиболее архаичный из способов художественного выражения (Х.Л. Борхес. Страшный сон).
Зеркало – картинка с того света (Сократ).
Надежда – сны бодрствующих (Платон).
Слово – проводник энергии души.
Слова – лишь бледные тени того бесчисленного множества мыслей, которые роятся у нас в голове! …это лишь маленькие звенья, связующие большие чувства и стремления, о которых мы не говорим вслух (Т. Драйзер «Сестра Керри»).
Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению (Ф. Бэкон).
Книга – это шкатулка с секретом: если ты не знаешь, как она открывается, то это самая бесполезная вещь на свете; но если подобрать к ней ключик, то тебе непременно откроются все сокровища Вселенной и сделают тебя сказочно богатым (Наталья Погибельная).
«Кинозвезда – это человек, сидящий на сахарном троне под проливным дождем» (Марлон Брандо),
Жизнь – это кросс, в котором каждый стремится вырваться вперед, чтобы прийти к финишу последним.
Болезнь – это переговоры со смертью.
История – картинная галерея, где мало оригиналов и много копий.
Мыслить – значит парить в бесконечном.
Культура – это «символическая вселенная» (Ю.М Лотман).
Талант – это подробность.
Ревность – это боязнь превосходства другого лица.
Счастье – это удовольствие без раскаяния (Л. Толстой).
Беспомощность – это насилие, обращенное на самого себя.
Комплексы – это тюрьма для души.
Скука – это рабство во времени.
Автор – некий хранитель святилища, который осуществляет свою власть над читателем (Ж. Бодрийар).
Язык писателя – это структура, цель которой нейтрализовать различие между истиной и ложью (Р. Барт).
Язык – это кладбище метафор (В.А. Маслова, поскольку метафора – универсальное явление в языке)
Человек – это то, что он читает.
Музыка – это эмоциональный портрет времени.
Экономия – это тратить деньги без удовольствия.
Непосредственное создание риторического определения должно начаться с осознания механизма его конструирования, который можно представить как ряд этапов: от уподоблений и ассоциаций через постепенное развертывание метафор к определениям.
Алгоритм создания риторических определений
1. Поиск уподоблений и ассоциаций (в природе, технике, различных сферах деятельности человека, мире его фантазий, чувств и ощущений), вызываемых воздействием слова.
2. Постепенное развертывание метафоры: отбор и конкретизация найденных ассоциаций (с опорой на реальные признаки объекта), позволяющих характеризовать объект (образные аналогии).
3. Создание собственно определения (перенос признаков языкового явления на признаки, связанные с новым образом объекта).
Например, представим начальный этап работы над риторическими определениями знаков препинания. Называем ассоциации, которые вызывает каждый знак препинания.
( ) – рамки, конкретность, преграда, замкнутость, ошибка.
? – интерес, любопытство.
… – тайна, бесконечность, грусть, задумчивость, надежда.
! – оптимизм, сила.
« » - сеть, силки, мысль, авторитет, шутка.
. – завершенность, определенность.
Работа на втором этапе алгоритма заключается в отборе нужных для раскрытия признаков понятия ассоциаций и исключении случайных связей, ничего не дающих для его раскрытия или уводящих в сторону (не имеющих аналогий с признаками языкового явления). На этом этапе происходит конкретизация через образную аналогию, которая служит важным средством преодоления трудностей абстрагирования.
Например, ассоциация любопытство, вызываемая вопросительным знаком, конкретизируется следующим образом: любопытный старичок. Ассоциация надежда, вызываемая многоточием, конкретизируется так: огоньки, горящие вдали как надежда. Мысль, силки (кавычки) – пойманная в силки мысль.
Третий этап – создание собственно развернутого определения, которое заключается в переносе признаков языкового явления на признаки, связанные с новым образом объекта.
«Вопросительный знак – любопытный старичок, сующий нос во все дела».
«Кавычки – пойманная в силки мысль, которая может разными путями ускользнуть от охотника».
Приведем примеры риторических определений.
Главные члены предложения – большие друзья. Подлежащее и сказуемое всегда связаны друг с другом так же, как и эти человечки, которые крепко держатся за руки.
Междометие – это душа человека, вырвавшаяся на свет в облике слова.
Союз – судья, соединяющий, разделяющий, примиряющий.
Обстоятельство – загадочная азбука Морзе, которая стремится передать происходящее действие по его признаку.
Риторические фигуры есть косметика «лица речи», то, что придает говорению шарм, очарование и грациозность (П.С. Таранов).
Риторические фигуры – это узоры, по которым можно вышивать отдельную фразу или их объединение.
Речевой жанр – это один из костюмов текста; текст, как фокусник, меняет свой облик [Риторика: 6 класс 1997: 151; 156].
Беседа – «это здание, которое строится совместными усилиями» (Андре Моруа) [Риторика: 6 класс 1997: 105].
Тост (как и комплимент) – «кристалл» похвального слова (А.К. Михальская).
Голос – «одежда» нашей речи [Риторика: 9 класс 2003: 56].
Работа над риторическими определениями, которая сводится к созданию нового образа, представления в воображении, развивая творческое начало, позволяет по-новому всмотреться в текст научного, логического определения, осознать признаки и связи, ранее не выявленные.
Такого рода работа требует проявления чувства меры, развития способности тонко чувствовать нюансы риторической ситуации.
Создание риторических определений может также являться начальным этапом работы над составлением лингвистических сказок, которые, как правило, содержат фантастический сюжет, волшебные заклинания.
Интеллектуальный риторический прием
психогенных компонентов речи (псикоров)
Одним из интеллектуальных риторических приемов, обеспечивающих понимание речи (гармонию диалога), является использование в ней психогенных компонентов речи. По мнению П.С. Таранова, при максимальном настрое речи на публичность и максимальном желании быть понятым 100%-но, псикоры появляются сами собой.
Цель псикоров – обеспечение автоматизма в усвоении чужих мыслей посредством квантования смысла. Этот прием зиждется на принципиальной порционности человеческого мышления.
Наличие в речи псикоров иллюстрирует важное свойство речи – ее формульность. Если речевое произведение ориентировано на доходчивость, на поддержание интереса аудитории и установление с ней подлинного диалога, в нем непременно обнаруживаются групповые блоки из двух, трех, четырех или пяти элементов, цель которых закомпоновать мысль.
Диада, триада, квадрий, квинтий – это стабильные психологические эталоны, которые являются организатором интеллектуального упорства в наших слушателях и собеседниках. Квантование (квант – порция, часть) речи с помощью псикоров – интересный, содержательный, действенный и важный риторический прием в достижении искомой гармонии понимания.
Ментальные онтологические (бытийные) основы псикоров – это принципиальная порционность человеческого мышления.
Механизм создания этих формул психогенен: он задействуется непроизвольно. Анализ этого механизма позволит сознательными действиями стимулировать и запускать в действие это удивительное проявление в нашей психоорганизации.
% Диада
«Есть две большие опасности, которые подстерегают нас в современном мире: это порядок и беспорядок».
«Есть два способа скрасить существование – или не задавать себе вопросов, или не отвечать на них» (Жильбер Сесброн).
«В природе человеческой два противоположных начала: самолюбие, влекущее нас к самим себе, и добродетельность, толкающая нас к другим. Если бы одна из этих пружин сломалась, человек был бы злым до бешенства или великодушным до безумия» (Дени Дидро).
«В России две напасти: внизу – власть тьмы, вверху – тьма власти» (В.А. Гиляровский).
«В России две беды: дураки и дороги» (Н.В. Гоголь).
Слова принадлежат веку, а мысли – векам.
Понять мир и полюбить его – две задачи, которые нелегко примирить между собой.
Недалекие люди верят в удачу, сильные люди – в причину и следствие (диада в диаде).
Самое трудное – познать самого себя, самое легкое – давать советы другим.
Мужчина ревнует к своим предшественникам, женщина – к тем, кто придет после нее (Дж. Грир).
Комплекс неполноценности – ревновать женщину к каждому мужчине; мания величия – считать, что она любит вас одного (Борис Крутиер).
Мифология (магия и мистика) числа.
Два – символ двойничества, двойственной природы. Данное число сопряжено в русской картине мира с негативными коннотациями. Человеческие двойники считались плохим предзнаменованием. Двойка – символ второго (женского) начала, она содержится в слове ди-авол. Принцип бинарности в социальной организации и как принцип научного устройства мира не имеет негативных коннотаций.
В мифологии единым растительным образом, воплощающим в себе универсальную концепцию мира, является Мировое древо (и его варианты – древо жизни, древо познания и т.п.). В славянской мифологии с помощью мирового древа моделировалась диада жизнь и смерть (зеленое, цветущее дерево и сухое дерево). Мир описывался системой основных двоичных противопоставлений (бинарных оппозиций – свой – чужой, верх – низ и т. д.), определяющих пространственные, временные, социальные и другие его характеристики. Дуалистический принцип противопоставления благоприятного – неблагоприятного для коллектива реализовался в персонифицированных членах оппозиций (счастье (доля) – несчастье (недоля), жизнь – смерть и т. д.).
Онтологические (бытийные) основания
Собственно, весь мир творится диадой, и ближайший тому пример – детопроизводство.
Данные науки свидетельствуют о том, что бинарное мировосприятие не только составило отличительную черту архаического сознания, но и неизменно является одним из принципов организации ментального пространства человека («симметрийная разбивка смыслового поля»). Бинарное мировосприятие относится к числу универсальных свойств человеческого мышления. Именно бинарным характером мышления обусловлены двучастные композиции высказывания.
Основные функции диады
• Диада – быстрое, мгновенное выяснение сути дела. Схватывание проблемы (или любого вопроса) в половинах. Это как разрезание ножом: чтобы увидеть состав и осознать его податливость, мы делим имеющееся на части.
• Диада – это прием представления проблемы не в подробностях, а в целостности и полноте охвата.
• Диада интересна, компактна, убедительна.
• У диады неисчерпаемые горизонты возможностей в выражении многообразия мира.
Методика диады
Нахождение и включение в структуру высказывания двух полюсов, двух крайних точек проблемы, способных показать всю амплитуду подходов к ее решению.
Разновидности диады
• «Чистая» диада.
В культурах разных народов различают две составляющие: общечеловеческий, универсальный и национально культурный, идиоэтнический компоненты.
«Жизнь человека болтается между тревогой и скукой» (Артур Шопенгауэр).
«Недовольство и тревога – вот что больше всего поглощает отпущенные нам силы» (Фрэнсис Скотт Фицджеральд).
• Диада в сочетании с параллелированием речи, уподоблением, ассоциацией, с другими псикорами.
«Все мое существование – как указательный палец: то указываю себе, куда двигаться, то стучусь к другим, чтобы разрешили войти».
«Вся жизнь – борьба: до обеда – с голодом, после обеда – со сном» (Фольклор)
% Триада
«Жизнь – это три непременных и непрерывных действия: учиться, трудиться, лечиться» (П.С. Таранов).
«В искусстве художественного слова есть закон, рожденный многолетним поиском. Это закон трех «О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем».
«У нас в руках три средства познания: авторитет, мышление, опыт» (Роджер Бэкон).
«Александр Тимофеевич Хроленко – энергичный, оптимистичный, подтянутый человек, поддерживающий свою отличную форму, по его словам, «тремя Б: баней, бегом, библиотекой» [Лингвофольклористика: сб. научн. статей. – Курск, 2008. – Вып. 14. – С.3].
Три главные катализатора творчества: страдание, бедность и любовь.
Есть вечные ценности: огонь, вода и реклама.
Мифология (магия и мистика) числа.
Три - триединство Бога, трехлистный лотос индусов, в три листа (быстро и решительно), тридесятое царство-государство, в три ручья, в три погибели.
В славянской мифологии с помощью единого образа мирового древа моделировалась тройная вертикальная структура мира (небо, земля и преисподняя).
Онтологические (бытийные) основания
Тройственность всегда желанна, может быть, потому, что она единственный способ периодизировать жизнь: рождение – пребывание – смерть; появление – наличие – исчезновение.
Идея триады (культурный смысл) – сфинкс (в древнегреческой мифологии – существо с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы; строение сфинкса).
Сфинкс проверял на прочность мозг каждого, кто шел мимо. Всем он задавал загадку, и кто не отвечал, тех он убивал. Вопрос был такой: «Кто утром на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех?» Ответ: человек. Самое интересное то, что задание конкретно триадированное, в основе триада: утро день вечер. Никто не устоял против сфинкса. И только Эдип одолел сложность вопроса. Он покорил сфинкса тем, что нашел ответ на его вопрос разгадкой в себе.
Основные функции триады
• Триада не просто всеохватно очерчивает идею смысла, но и создает ощущение надежности и профессионального подхода к проблеме.
• Троичность имеет большую убедительную силу и гарантированно «включает» нашу психологию согласия.
• Триада взращивает мужество мысли, отвагу зоркости, смелость преодоления.
• Триада (треугольник смысла) – это помещение мысли в трехмерную координатную сеть.
• Переход к третьей составляющей явления знаменует подъем по шкале ценностей
Методика создания триады
1. Три подхода к рассмотрению сущности темы и позиционирование говорящего во множестве факторов (неслучайно, тому, кто плохо видит, мы говорим: «Протри глаза!»).
2. Показ не столько границ подхода к теме, сколько просторов и координат рассуждения.
3. Четкое и обоснованное определение собственной позиции.
Речь – это нечто вроде цветка, интересно, что в компонентах спасения букета также триада – три ингредиента: чтобы цветы дольше простояли в вазе, в кипяченую воду 18-200С надо бросить таблетку аспирина, кусочек сахара и таблетку активированного угля.
Три классических (восходящих к античности) «кита» риторики: логос, пафос, этос.
Три основные сферы сознания человека: интеллектуальная (мышление), эмоциональная (чувство) и волевая сферы.
Триединство глобальной риторической цели: взаимопонимание, гармония и сопричастность.
Три «кита» риторической стратегии: концептуальные (сущностные) основы речи, проблемизация речи и параллелирование.
Знаменитая триада Аристотеля. Успех оратора зависит от трех условий: природа, или натура; обучение и упражнения.
Приведем пример использования риторической триады как отправной точки для мотивационной установки на занятии по риторическому анализу образцовых речей.
Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь опыта – это путь самый тяжелый и путь подражания – это путь самый легкий.
Справедливо, но замечу, что ни одна риторическая школа во все времена не обходилась без принципа подражания. Чтение образцовых речей вводит в мир словесности без всяких объяснений и наставлений и помогает развить собственный риторический дар. Поэтому и мы, следуя сложным путем размышлений и опыта, отдадим должное и искусству подражания – вечной школе красноречия.
«Есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему, потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательств, – это разум, добродетель и благорасположение» (Аристотель).
Православные молитвы.
Трисвятое. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Троице. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Правило трех «С» текста. Текст – это единство содержания (темы – о чем?); смысла (идеи, основной мысли – с какой целью?); структуры (композиции – в какой последовательности?).
Загадки трех «К»: контакт, коммуникативность, коммуникабельность как точки опоры [Риторика: 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы / Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 2003: 26-43].
Известный французский этнограф К. Леви-Строс определял язык одновременно как продукт культуры, как важнейшую составную часть культуры и как условие ее существования.
Триединая синкретическая природа произведений традиционной народной культуры: словесное, музыкальное и театральное искусство.
Триада в орфографии (н//нн, не слитно//раздельно) и пунктуации (абсолютные признаки обособления; триада частей речи при постановке тире между подлежащим и сказуемым), три дифференциальных признака частей речи.
Разновидности триады
• «Дублирующая»триада (ряд однотипных заходов на смысл).
Мысль, подход, взгляд.
Мнение, констатация, утверждение.
Воображение, греза, фантазия.
• Обзорная триада (освещение проблемы в контрольных точках).
Мне нужны доказательства – четкие, ясные, недвусмысленные.
Моральный кодекс чиновника – это три «П»: профессионализм, порядочность, патриотизм.
Учеба – это интерес, старания, упорство.
Очень трудно в сложной ситуации точно выразиться, объективно рассуждать и видеть себя со стороны.
• Градационная триада (ступенчатый подъем (или спуск) по шкале сути или впечатления).
Восходящая градация – нарастание признака.
Недовольство, гнев, ярость.
Века, периоды, эпохи.
«Я оцепенел, волосы мои встали дыбом, и голос замер в гортани» (Вергилий).
Нисходящая градация – ослабление признака.
Скоро ты будешь слабая, хилая, никакая.
И за что мне переживания, за что печаль, за что волнения?
• Процессуальная триада (показ поступательности в разворачивании действия).
«Пришел, увидел, победил» (Юлий Цезарь).
Юмористическая триада. «Три жизненных этапа: сначала всю ночь пьешь, гуляешь, неизвестно чем занимаешься, а утром не видно, что ты пил, гулял и неизвестно чем занимался; потом ты всю ночь пьешь, гуляешь, неизвестно чем занимаешься, и утром видно, что ты пил, гулял и неизвестно чем занимался; наконец, ты всю ночь не пьешь, не гуляешь, неизвестно чем не занимаешься, а утром такое впечатление, что ты всю ночь пил, гулял и неизвестно чем занимался» (С. Альтов).
• Идиомная триада (разные слова объединяются, чтобы создать неразъемное выражение).
Гений чистой красоты; мечты туманной юности; души прекрасные порывы; конструкции описательного типа.
% Квадрий
«Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать» (Иоганн Лафатер).
Карл Август Меннингер этот совет дал человеку, который пожаловался ему, что опасается нервного срыва. «Запри двери своего дома, пройдись по железнодорожной колее, найди человека, которому нужна помощь, и помоги ему».
Мифология (магия и мистика) числа.
Четыре - символ универсальности, целостности, всемогущества, власти, интеллекта, справедливости. Символизм данного числа связан с символикой квадрата и четырехконечного креста. Квадрат – эмблема земли у многих народов, а крест, кроме прочего, – символ целостности. У пифагорейцев четыре было первым числом, которому было приписано геометрическое тело – тетраэдр – четырехгранник с основой и тремя сторонами. Четыре первоэлемента (стихии) – земля, воздух, вода и огонь, четыре стороны света. Все это свидетельствует о важности данного числа в русской картине мира.
В славянской мифологии с помощью единого образа мирового древа моделировалась четверичная горизонтальная структура мира (север, запад, юг, восток).
Онтологические (бытийные) основания
На необходимость квадрия объективно указывают четыре стороны света; четыре времени года; четыре поры возмужания: детство, отрочество, юность, зрелость; четыре фундаментальные стихии мироздания: огонь, вода, земля, воздух.
Основные функции квадрия
• Квадрий обрамляет понимание.
• Квадрий – очевидный показатель того, что человек действительно понимает то, о чем говорит.
«Сначала переживаешь пору, когда веришь во все без всякого основания, затем короткое время – не во все, затем не веришь ни во что, а потом вновь – во все. И притом находишь основания, почему веришь во все…» (Георг Лихтенберг).
Методика квадрия
Выявление компонентов, их комбинирование и оформление орнаментальной части квадрия.
Разновидности квадрия
• Квадрий – фрейм (статичный многокомпонентный концепт).
Четыре неприятности есть для нас: насморк при отсутствии платка, кашель, когда надо затаиться, прыщ на носу во время свадьбы, чесотка во время званого обеда.
• Квадрий – скрипт, сценарий (динамичный концепт с элементами сюжета).
Один французский журнал для мужчин объявил конкурс на лучшее описание своего утра. Первое место занял автор такого произведения: «Я встаю, завтракаю, одеваюсь и еду домой».
% Квинтий
«Если ты знаешь средства укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, - значит, ты воспитатель» (Шарль Летурно).
Мифология (магия и мистика) числа.
Пять. Лучи пятиконечной звезды олицетворяют четыре стихии: Землю, Воду, Воздух, Огонь + Человеческое сознание. В имени Сына Божьего – Иисус – пять букв. Пентаграмма в христианском философско-религиозном учении – это магический знак в виде пятиконечной звезды, по углам которой размещены начальные буквы греч. имени Иисуса Христа.
Онтологические (бытийные) основания
Суммация четырех стихий мироздания и человеческого сознания как исчерпывающая модель мира. Квинтий вырисовывает истинную канву мира – принцип величины, количества, обилия (исчерпывающий перебор факторов).
Основные функции квинтия
• Квинтием начинается важнейшая понятийная процедура – суммационный счет как особый самостоятельный процесс и демонстрация понимания.
• Мнемоническая функция (сжатость запоминания).
• Квинтий и суммация – это перспектива, начинающаяся с пяти.
Методика квинтия
Выявление компонентов, комбинирование, суммация и оформление орнаментальной части квинтия.
Разновидности квинтия
Наиболее частотная разновидность – фреймовые, многокомпонентные правила, всеохватно раскрывающие то или иное понятие (великолепный мнемонический прием!).
Правило 5 «Я» языковой личности: Я – физическое, Я – социальное, Я – интеллектуальное, Я – эмоциональное, Я – речемыслительное.
Правило 5 «К» основных функций языка: коммуникативная, конструктивная, кумулятивная, культурологическая, креативная.
%% Комбинаторика псикоров
В живой речи психогенные компоненты речи присутствуют не только в чистом виде, но и в самых разных комбинациях. Конкретика говорения похожа на калейдоскоп: набор стандартных элементов неизменен, но узор из них необычайно многообразен.
«Риторика – это не только сама речь (умелая, умная, энергичная), но и искусство ее преподнесения (произнесения): живость, увлечение, убежденность, страстность (П.С. Таранов). Модель: диада + триада + квадрий.
Риторика вошла в систему «семи свободных наук (искусств)» (Боэций «Утешение Философией»), на которых основывалось образование в университетах средневековой Европы. Эти науки делились на тривиум (риторика, грамматика и диалектика – науки о слове) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка – науки о числе). Модель: триада + квадрий +диада.
Общие функции псикоров
Для чего в речи нужны диады и квадрии, триады и квинтии?
• Чтобы слушающий мог увидеть, как думает оратор. Просто так триаду не составишь, а тем более квадрий. Здесь процесс говорения явно замедляется. Окружающим начинают быть заметны старания. Меняется голос, модифицируется интонация. Оратор превращается в размышляющий сгусток. Искренний, честный, правдивый (публичное и импровизационное рождение мысли). Псикоры исключают ложь. В их рамках трудно «уйти» от темы, их не придумаешь «на случай» – они сиюминутны, их надо демонстрировать мгновенно, интерактивно: «здесь и сейчас».
• Как только ставится задача гарантировать эффективную речь, мозг автоматически (сила психогенного механизма) выводит психику на диадные, триадные, квадриальные и квинтийные конструкции. Именно они выполняют функцию адекватного переноса личностных значений конкретного человека в сферу понимания остальных людей.
Ñ Интеллектуальный риторический прием
интерпретационного ключа
Прием интерпретационного ключа – это концептуально-смысловая актуализация в слове буквы и буквогруппы как основа понимания и гармонии риторического события.
Цель приема – расщеплять слова и видеть большой смысл в любой букве любого слова, как только оно будет вовлечено в риторический процесс. Этот прием раскрывает тайники щедрой философской мысли, формируя «панорамное» видение смысла.
Мечты = ме + ч + ты: мера человеческого в тебе (Людмила Лакомкина).
Человечность = чело + вечность: чело – вместилище триады «этос, логос, пафос» и интуиции, которое обеспечивает жизнь души в вечности.
Методика приема интерпретационного ключа
1. Актуализировать (выделить) в слове буквы и буквогруппы.
2. Выявить в актуализированных буквах и буквогруппах и их органичной связи в слове скрытый глубинный смысл.
3. Смоделировать риторический – яркий и авторский – подход к предмету речи.
Приведем примеры интерпретационных ключей, в том числе и студенческие находки.
Риторика
Речь афоризмами укрась
И смело жестам волю дай.
Триад поток лей не скупясь,
О мудрости не забывай,
Рассказ о жизни заведи,
Интригу ловко закрути.
Как ото сна проснется все вокруг,
А этот миг тобой разбужен, друг! (М.Ф. Иванова)
Предпочтение, превознесение, преклонение – все эти близкие друг другу понятия содержат особый витамин – «ПР», без него воля… слабеет. Наше тело нуждается в кальции, фосфоре; наш дух – в ободрении и почете. Тело расцветает на солнце, дух – в лучах любви» (Андре Моруа «Письма к незнакомке»).
Афоризм: азбука, формирующая идейно законченные мысли (Марина Лапшина).
Уподобление: узнать, понять, постичь истину, дойти до глубины смысла, донести до слушателей (Полина Индюкова).
Стратегия – многостраничный поиск, рождающий авторство, я-концепцию (С.И. Доброва).
Стратегия многостраничный поиск авторский тезис группа доказательств итог я-концепция (С.И. Доброва)
Тактика – тактичное предложение реализовать стратегическую идею именно так и таким конкретным способом, в таком конкретном порядке (С.И. Доброва).
Книга: ключ к науке и гармонии (к разуму и чувству) (Ольга Сорокина).
Думать: достигаемо уметь брать; ум (П.С.Таранов).
Ум: умение мыслить (Е. Безгина).
Постараться: т. е дойти в действиях до 100-кратных усилий, усердий (П.С.Таранов).
Любовь: лю – любить, бо – Бога, в – вечность; если человек будет любить Бога, т. е. выполнять все его заповеди, то взамен он получит вечность (Марина Лапшина).
Счастье: составить
|
|
|