Навигация по странице:
|
Технологии риторического образования УМК 2014. Министерство образования и науки российской федерации
часть высшего творения (Инна Шилова).
Счастье: состоящее из частей, как вышитая картина (Юлия Задемидько).
Счастье: светлые часы в тебе, в твоей душе (Е. Баранова).
Демонстрация; демонстрация: оценка исторических реалий (П.С.Таранов).
Демонстрация – стратегия, (цель, идея) (Ольга Грибанова). Ср.: многостраничный поиск.
Жизнь: живой интерес к знаниям (Л. Болгова).
Совесть: у человека всегда есть возможность самостоятельного выбора (Латышева).
Победа: поработить беду (Н. Пономарева).
Судьба: сложность непредсказуемости удача / удар дорога, даль ь – знак надежды на лучшее барьер предопределенности азъ-начало, все люди – гости на этой земле (И. Поваляева).
Судьба: суд Бога; а (но) – знак противления и ь – знак надежды (Сушкова).
Ревность: режет верность неожиданность осторожность и острота случайность терпение и ь – знак надежды (К. Сурина).
Страсть – это страшная, безумная сила, попадая в течение которой человек теряет тишину своей души: страх, сила, течение, тишина (В. Андреева).
Выстрел: сценарий выстрела – вы – вытолкнуть пулю (протяженность и стремительность движения пули по дулу пистолета); вы-ы-ы резкое стр – звук, сопровождающий вылет пули: свист, трение, твердость, рокот е – символ свободного полета без сопротивления л – линия жизни и ее завершенность (А. Французова).
Сила: стремление идти с любовью к людям, преодолевая большое сопротивление (а, но) (С.И. Доброва).
Мир: магия и мужество материнства интерес к истории жизни радость реальности бытия, река как символ течения жизни (С.И. Доброва).
Мысль: тайная мудрость веков и поколений, мы – рождается в единении людей, с – несет свет, л – любовь и ь - надежду, плавно льется в общении (С.И. Доброва).
Построение речей с использованием
приема интерпретационного ключа
Прием интерпретационного ключа настолько емкий в концептуальном и композиционном плане, что может составить основу (структурную модель, матрицу) целого риторического произведения.
Ñ Речь о жизни
(с использованием приема интерпретационного ключа)
Ж И З Н Ь
Ж – ж-ж. Жужжание жука. Это и есть жизнь. Ты маленький выходишь в сад на рассвете. Встающее солнце играет капельками росы. Ты проходишь дальше, ноги уже мокрые, но ты этого не замечаешь. Проходя мимо кустика, ты слегка задеваешь его рукой, и с него поднимается жук и так громко машет крылышками, и тебе хорошо – ты еще малыш.
И. Вечное: пойдем гулять и …, я была в школе и …, я хочу увидеть и … Молодость – это бесконечное сочетание. «И» - это перспектива, неопустошенная возможность.
З. Звенит звонок. Ты идешь на урок ® на очередную пару ® снова на урок, но уже в качестве учителя. Звонок делит нашу жизнь на отрезки, на мгновения. Звон будильника пробуждает нас утром, напоминая об обязанностях, что надо спешить снова и снова. Жизнь несется на всех правах.
Н. Надежда. Ты все еще надеешься на лучшее, что будет все хорошо, но уже не с тобой, а с твоими детьми. Теперь о них думаешь, о них болит голова. Как бы не оступились, как бы не упали. Вся надежда только на них. Дети продляют твою жизнь, а сама ты уже стара.
Ь – это конец, отсутствие звука, гробовое молчание. Жизнь закончилась.
Что ты можешь вспомнить? И есть ли что вспомнить? Все зависит только от тебя.
Послушай жужжание жука на заре.
А.С. Шишков
Свобода слова
Наши слова свобода, освободить в просторечии произносятся правильнее: слабода, ослабодить, поскольку происходят от понятия о слабости; ибо чем что-либо слабее держимо, тем более имеет свободы.
Слабость веревки дает свободу привязанному на нее зверю; слабость смотрения за детьми дает им свободу баловаться: итак, слабость и свобода суть смежные понятия. Так из слабоды сделалась свобода, остающаяся и поныне в просторечии слободою.
Наши сословы (синонимы) суть: свободен и волен, свобода и вольность… Наше слово прост и единокоренные с ним опростать, простор, хотя прямо не означают свободы, однако со словом простор оная скорее воображается, нежели с противным ему словом теснота.
Отсюда выражение прости меня не иное что значит как опростай, освободи меня от наказания или гнева твоего.
Шишков А.С. Славянорусский корнеслов. СПб., 2002.
Креативные заголовки в газетном тексте
В газетных заголовках используются графические средства. Они воспроизводятся по нескольким моделям.
1. Слоговой разрыв
«Поли КЛИНИЧЕСКИЙ Случай» /Ср.: поликлиника + клинический случай/ – название статьи о здании единственной стоматологической поликлиники в Ленинском р-не, проданном частному лицу («Моё» №24 (552) 14 - 20 июня 2005г. с.10)
2. Актуализирующая лексемы по принципу игры «балда»
«МОЁ поЧТЕНИЕ» /Ср.: чтение + мое почтение/ – название статьи о том, что несмотря на изобилие электронной литературы, воронежцы чаще стали посещать библиотеки («Моё» № 15 – 21 ноября 2005г. с. 12)
«Полный наЗАД» /Ср.: полный назад + зад/ – название статьи о том, как предать ягодицам красивую форму с помощью аэробики («Моё» №26 (554) 28 июня – 4 июля 2005г. с.35)
«Борьба со вЗЛОМом» /Ср.: борьба со злом + взлом/ – название статьи о том, как уберечь свою квартиру от воров («Моё» №24 (552) 14 - 20 июня 2005г. с.50
«КАБАЧОКнуться можно» /Ср.: кабачок + чокнуться можно/ – название статьи о продающихся везде кабачках 9«Моё» №23 (551) 7 - 13 июня 2005г. с.25)
-
«тВОРческий подход» /Ср.: творческий подход + вор/ – название статьи о неизвестных ценителях искусства, регулярно обворовывающих мастерские, расположенные на 10 этаже здания на ул. Кирова («Моё» №20(548) 17- 23мая 2005г. с.6)
«Мало не пОКАжется» /Ср.: мало не покажется + ока/ – название статьи о благотворительном фонде поддержки населения «им. Чижова», устроившем концерт в «Апексе» и розыгрыш автомобиля «ОКА» («Моё» №13 (541) 29 марта - 4 апреля 2005г. с.11)
«Урок киПЕНИЯ» /Ср.: уроки пения + кипение/ – название статьи о выборе электрочайника («Моё» №36 (564) 6 - 12сентября 2005г. с.27)
«Максимальная отДАЧА» /Ср.: максимальная отдача + дача/ – название рубрики советов по уходу за растениями («Моё» №32 (560) 9 - 15августа 2005г. с.38)
3. Шрифтовое выделение целого слова
(большая буква в середине названия)
«Крайние МЭРЫ» /Ср.: крайние меры + мэры/ – название статьи о разгорающемся политическом скандале, связанном с грядущей отменой выборов главы города 9«Моё» №30 (558) 26 июля – 1 августа 2005г. с.4)
4. Актуализирующая аббревиатура
«ШУРФстрые ребята» /Ср.: шустрые ребята + ШУРФ (Школьно-уличный рок-фестиваль)/ – название статьи о прошедшем на 9-том километре втором по счету школьно-уличном рок-фестивале («Моё» №26 (554) 28 июня – 4 июля 2005г. с.42)
Нетрудно заметить, что креативные заголовки не просто отсылают к прецедентным аналогам, но и являются результатом творческой мысли, использующей не только средства естественного языка, но и особого рода шрифтовых графических актуализаторов смысла (больших букв, слоговых разрывов).
Сами по себе они останавливают читательское внимание за счет слоговой перегрузки («Урок киПЕНИЯ»), ложной слоговой омонимии («тВОРческий подход»), ониминизации («Мало не пОКАжется»), моделирования разрывов лексемы («Пси Х – фактор»).
Таким образом, представляется возможным сделать вывод о наиболее ярких средствах воплощения рекламной функции газетных заголовков.
Разнообразие типов газетных заголовков позволяет увидеть в них сильный компонент публикации, использующийся как прагматический «крючок» для воплощения авторской интенции: рекламной, привлекающей читательское внимание. За счет такого сочетания достигается особая привлекательность отсылочного заголовка и реализуется его синкретичная информационно-рекламная функция.
Подведем итоги.
Памятка оратору (речь – проводник в жизнь)
1. Необходимо знать:
истории (эпизоды, случаи, факты);
анекдоты (веселые воспоминания, причудливые байки);
стихи, строчки из песен;
знаменитые фрагменты из классической литературы (а также кино- и телефильмов);
афоризмы и постулаты;
общие представления о фундаментальных теориях и новаторских концепциях (в науке, литературе, искусстве, философии, политологии);
особенности концептуальных (сущностных) основ речи и связанных с ними процессов проблемизации речи и параллелирования.
2. Необходимо уметь:
уподоблять и ассоциировать;
извлекать из всего смысл;
мыслить в ярком авторском режиме;
доказывать (обосновывать) правомерность любой мысли по поводу любой темы.
3. Необходимо использовать необычные (привлекающие внимание) риторические приемы:
псикоров;
интерпретационного ключа.
Раздел № 3 (6 часов: лекции № 7-9)
Эволюционно-генетическая модель развития риторики
Риторический канон: классический и современный
С философской точки зрения, классическая риторика античности дала науке уникальную модель нерасчлененного знания, которая в дальнейшем трансформировалась в столь актуальные и жизненно необходимые для эволюции современной научной мысли интердисциплинарные подходы на стыке наук. Риторика открывает путь к архетипическим основам научной мысли. Именно в античности находим генетические корни ведущей научной парадигмы XXI века – антропологической, или антропоцентрической. Предмет антропологии, по Аристотелю, есть человек как высшая степень в развитии органической жизни.
Целенаправленное и углубленное изучение риторических эпох и персоналий, входящих в золотой фонд риторической науки, для современного человека имеет непреходящую дидактическую (поучительную и научающую) ценность. Эволюционно-генетическая модель развития риторики как науки и искусства бережно хранит разнообразные и многогранные модели риторического становления, иллюстрирующие тернистый и нелегкий путь к истинному мастерству.
Необычайно значима и интересна в определении авторской риторической концепции непрерывная творческая динамика, во многом предопределяющая необходимость эволюционно-генетического подхода к решению проблем риторики, определению ее природы и статуса в современном мире и в истории цивилизации.
Жизнь есть вечное противоречие и все время наступающее разрешение этого противоречия. Для античного человека самым прекрасным, самым живым и вечно подвижным разрешением всех противоречий являлся космос. Для современного человека риторика, сама себя опровергающая, может служить такой моделью вечно незавершенного самопротиворечивого текста – диалога и самым действенным средством гармонизации внутреннего мира человека. В этом вечный смысл риторики как мировоззренческой модели, науки и искусства.
Риторика – это школа жизни: за средней школой – высшая, за высшей – Школа риторики…
По сути своей вся мировая история риторики заключена в пространстве, ограниченном двумя полюсами: на одном полюсе – воздействие на людей средствами мастерства речи; на другом – совершенствование формы, украшение речи в коммуникативных и эстетических целях, что отражает сущность исторического противостояния риторики как искусства убеждения риторике как системе тропов.
При этом основные причины кризиса риторики связаны с нарушением гармоничного баланса в классической риторической триаде: этос – логос – пафос: прежде всего забвение этических основ риторики, увлечение формой и утрата гармоничного соотношения между искусством мышления и безусловным уважением к жизни.
Учет этих важнейших вневременных закономерностей в эволюционно-генетической модели развития риторики позволяет вывести формулу современной риторики, которая распределяет акценты следующим образом:
стратегия – этос, тактика – логос (содержание) и пафос (форма) в сбалансированном соотношении, в абсолютной гармонии друг с другом.
Гиперидея (гиперконцепт) современной риторики состоит в том, что риторика – это уникальный «ключ» к тайне личности, ее индивидуальности. Речь как творческий продукт открывает путь к внутреннему миру человека во всем его многообразии. Главное – открыть личность в самом себе, познать себя и познать личность другого человека. Именно поэтому истинная риторика служит гармонизации мировоззрения человека.
Риторика – это школа жизни: за средней школой – высшая, за высшей – Школа риторики…
Целенаправленное и углубленное изучение риторических эпох и персоналий, входящих в золотой фонд риторической науки, для современного человека имеет непреходящую дидактическую (поучительную и научающую) ценность. Эволюционно-генетическая модель развития риторики как науки и искусства бережно хранит разнообразные и многогранные модели риторического становления, иллюстрирующие тернистый и нелегкий путь к истинному мастерству.
«Имя Аристотеля ставит нас лицом к лицу с самым величавым зрелищем, которое может представиться глазам мыслящего человека: шестьдесят три года земной жизни со всеми ее обыкновенными радостями, печалями и болезнями – и две тысячи лет загробной жизни!..» [Сократ. Платон. Аристотель…: Биогр. повествования 1995: 163].
Каждому, кто попытается осмыслить жизненный и творческий путь великого философа и ритора, предстоит труд найти уникальную связь между той и другой жизнью.
И это применимо ко всем представителям уникального фонда риторического наследия.
Создание картотеки риторических персоналий (к риторическому практикуму, наглядные пособия – модель, схема, зрительный образ). Проведите презентацию картотеки риторических персоналий (например, в форме открытия музея риторики, виртуального путешествия в музей риторики).
Назначение карточки – отразить,
во-первых, яркость личности в ее индивидуальности и неоднозначности – через детали, подбор интересных фактов, раскрытие тайн имени.
Перикл – луковицеголовый.
Платон – широкий. В кругу своих современников «божественный философ» Платон был известен не иначе, как Аристокл. И только после его смерти прозвище Платон, данное ему в шутку за широкую грудь или, по другим преданиям, за широкий лоб (от слова – «широкий»), приобрело такую популярность, что вытеснило его подлинное имя и перешло в историю как настоящее.
Цицерон – горох. Семья Цицерона была одной из тех здоровых провинциальных семей, которые являются ядром нации. Это были зажиточные фермеры. Один из предков Цицерона был простой крестьянин, занимавшийся огородничеством. Отсюда прозвище Cicero – род гороха, которым так мужественно гордился впоследствии Марк, обещая насмешникам прославить его наравне с аристократическими именами. Отсюда величайшая фраза Цицерона – «ораторы делаются»!
Демосфен – «водохлеб». Про него говорили, что, проводя ночи в работе, он вплоть до 50-летнего возраста почти не тушил лампы, а если и ложился спать, то на узкой и жесткой кровати, чтобы не отдавать сну больше, чем было необходимо. Воспринимая жизнь как тяжелый труд, он ни разу не отведал вина, за что получил насмешливое прозвище «водохлеб», и никогда не мог себе простить то, что рабы его поднялись однажды утром раньше него и принялись за занятия в то время, пока он еще спал. Мало полагался Демосфен на вдохновенный экспромт и как много отдавал он систематической и сознательной отделке формы, на которой настаивали софисты. Он преднамеренно и с величайшим искусством придавал им вид импровизаций и в своих стараниях доходил до того, что однажды заставил писца искать и не найти нужной ему для прочтения бумаги, чтобы сделать вид, что речь вовсе не была подготовлена заранее…
Дион Хризостом (Златоуст);
софисты – мудрологи;
Задача софиста – научить «делать слабое мнение сильным». Отсюда значение слова софизм – ложный вывод.
Рассуждение-софизм «Рогатый». Некто утверждает: «Все, что ты не теряешь, ты имеешь». Другой соглашается: «Верно. Ты рогов не терял, значит, у тебя есть рога!».
Рассуждение-софизм «Начальник». Некто утверждает: «Чтобы люди работали, надо поставить над ними начальника». Другой соглашается: «Верно, но над этим начальником нужно поставить другого, более высокого, а то не будет работать и он. А над более высоким – еще выше. А самый высокий – над которым начальства нет, работать не будет. Значит, работать не будет никто».
«жеребенок, лягающий свою мать» (Платон об Аристотеле) и «Платон мне друг, но истина дороже» (Аристотель) и т.д.),
во-вторых, неповторимый путь формирования, становления риторической личности (риторического становления личности), осмысление фактов, формирующих уникальный «рисунок» человеческой судьбы. В основе такого подхода к фактическому материалу – риторический прием персонификации (персона – личность).
Вероятностная модель карточки риторических персоналий
1. Доминанта личности («ключевое слово в судьбе»): обозначьте одним словом отличительную особенность судьбы ритора.
Сократ – противостояние. Интересно отметить, что Платон впервые ввел в философию понятие «противостояния», возможно, ассоциируя его с именем своего великого учителя Сократа.
Платон – эволюция (отмечаемое многими учеными непостоянство Платона во взглядах и даже приемах объясняется тем глубоким духом скептицизма, которым был проникнут ум философа, и тем постоянным, по истине диалектическим стремлением к развитию, совершенствованию мельчайших граней своих мыслей и форм их выражения, которые были свойственны Платону до конца его дней (5 диалогов Платона и их подлинность; авторство диалогов Платона).
Демосфен – преодоление // воля.
Цицерон – образованность и т. д.
2. Природа:
• происхождение: Сократ – сын скульптора Софрониска и повивальной бабки Финареты – создал, изваял майевтику – повивальное искусство, или искусство, помогающее родиться истине;
• особенности внешности: Перикл – луковицеголовый, двадцатиместная голова; природные недостатки Демосфена; Исократ заикался – творил в письменной форме и создал периодическую и ритмическую речь; Демосфен заикался – сформировал непрерывный поток устной речи с целью преодолеть этот недостаток;
• особенности склада характера: исключительная живость Аристотеля – школа перипатетиков, то есть гуляющих философов;
• онтопсихология и имагогика: мифы и легенды (Платон), вещие сны (Платон, мать Цицерона).
Платон стал любимейшим образом народных сказаний, которые представляют собой любопытное свидетельство того, как рано во мнении людей Платон стал «божественным» философом.
Легенды возводили его генеалогию к самому Олимпу.
Оракул предсказал, что родятся два сына: у Аполлона – Асклепий, а у Аристона – Платон; первый будет врачевать тела, а второй – души.
День рождения философа был приурочен к тому дню, когда, по преданию, родился Аполлон, бог света и поэзии. Родители Платона решили посвятить его Аполлону, Музам и Пану. Когда во время жертвоприношения они произносили надлежащий обет, пчелы слетались к колыбели младенца и клали мед на его уста. Этим объясняется сладость речей «божественного» философа.
Мифом украшена первая встреча Платона с его великим учителем. Однажды Сократу приснилось, что к нему прилетел прекрасный лебедь – священная птица Аполлона – и, покормившись из его рук, вновь улетел в небеса, издавая дивную мелодию.
По другим источникам («Пролегомены»), на колени к Сократу опустился лебедь бескрылый, а потом у него выросли крылья, и он взлетел, издавая пленительные звуки. Это означало, что придет к Сократу Платон незрелым, но достигнет совершенства и создаст великое учение, что все будут стремиться его услышать и никто не сможет ему противоречить. На следующий день брат Платона, Главкон, привел его к Сократу, и последний понял тогда смысл своего чудесного сна.
Сам Платон перед смертью видел во сне, будто он превратился в лебедя и, перелетая с дерева на дерево, доставлял множество хлопот птицеловам, которые не могли его поймать. Узнав про этот сон, Симмий, ученик Сократа, сказал, что все будут пытаться понять мысли Платона, но никто не сможет, и каждый станет толковать их по-своему.
Наконец, смерти философа также старались придать особенный, мистический характер, утверждая, что Платон умер не на 80-м году своей жизни, на 81-м – так как число 81 представляет квадрат 9 – числа Муз, служительниц Аполлона! Да и само число 81 особое: оно называется биквадратным потому, что тройка (первое из чисел, имеющих начало, середину и конец), умноженная сама на себя дает девятку, а девятка, умноженная сама на себя, дает 81.
Вещий сон матери Цицерона, которой приснилось, что ее сын будет великим человеком.
3. Самообразование – риторическое становление – уникальный «рисунок» судьбы: Горгий прожил 104 года, сохраняя ясность ума, блеск слова и физическую силу.
• Прагматические установки: Демосфен – тяжба с опекунами.
• Судьбоносные встречи: Протагор (дровонос, геометрическое открытие – учение об атомах) – Демокрит;
Протагор родился в приморском городе Абдеры (Абдера) во Фракии. Однажды знаменитый Демокрит, чьи взгляды считаются вершиной учения об атомах, потомок богатого и знатного рода, заметил дровоноса, который поразил его тем, что складывал дрова в вязанку геометрически наилучшим способом. Еще более Демокрит был потрясен тем, что человек этот додумался до всего этого сам. Демокрит решил сделать его своим учеником. Таким образом Протагор (а это был именно он) приобщился к миру настоящего научного знания.
Протагор – друг Перикла;
Протагор несколько раз был в Афинах. Во время первого посещения он подружился с Периклом, который доверил ему составление устава для панэллинской колонии Фурии в Южной Италии (443-444 гг. до н.э.). Забавно, что эти законы не менялись в течение долгого времени, ибо Протагор ввел следующую уловку: человек, желающий изменить или отменить старый закон либо придумать новый, должен изложить свои доводы и, надев на шею петлю, ожидать решения граждан: если его предложение принимается, то все в порядке, но если предложенные им изменения отклонены, то... Что ж, он сам выбрал свою судьбу, заранее надев веревку с петлей на шею.
Демосфен – Сатир;
Исократ – ученик Горгия; Именно к Горгию восходит идея необходимости создания системы риторического образования, которая была реализована его учеником Исократом.
Платон – ученик Сократа и учитель Аристотеля: имя Платон – широкий, широта плеч в юности – широта ума в зрелом возрасте; имя ученика Платона – Аристотель – значит «благое завершение»; в этих фактах прослеживается эволюционная логическая цепочка;
Однажды Платон читал лекцию о природе и бессмертии души. Выступление было насыщено достаточно сложными для понимания философскими идеями, и слушатели постепенно покидали аудиторию. К окончанию лекции мыслям оратора внимал всего один человек. Это был Аристотель.
Аристотель – наставник Александра Македонского.
• Система образования и самообразования: модель Демосфена.
«Ошибки»:
Сократ глубоко ошибался в своих взглядах на математические и естественные науки, определяя их как «мнимое и бесцельное знание», которое «нисколько не касается человека». Современная человеческая мысль все более убеждается в том, что это знание составляет основу построения наук общественно-этического характера. Только теперь, когда высшие отрасли естественных наук принимают строго философский характер, человечество в состоянии приблизиться к тому конкретнейшему из конкретнейших предметов научного исследования, каким является психический и нравственный мир человека.
Платоновская система воспитания. Взгляды Платона на воспитание отражают систему его политических воззрений. Роль воспитания принадлежит самому государству, на руки которому ребенок передается практически с первого дня своего рождения.
По мнению философа, институт семьи должен быть разрушен, поскольку семейная организация обособляет личность. Человек перестает всецело принадлежать государству. Этого факта достаточно, чтобы осудить семью как элемент противогосударственный. Функция деторождения должна служить исключительно целям государства и быть под его контролем (установление брачных союзов для мужчин в возрасте 25-45 лет и женщин в возрасте 20-40 лет; дети, рожденные больными или здоровыми, но от родителей, перешагнувших возраст 45 и 40 лет, должны умерщвляться; новорожденных необходимо отнимать от матери и отсылать в специальные воспитательные дома, куда матери будут приходить поочередно и кормить всех находящихся там детей; цель – получить потомство желаемого типа). Вместо частной семьи вырастает семья общественная, в пределах и интересах своих совпадающая с самим государством.
• Семья: отношение Платона к семье, платоническая любовь.
• Философия жизни и творчества: основное правило этики Аристотеля: «Ничего через меру».
• Смерть, итоги: напр., гибель Сократа.
Против философа было выдвинуто следующее обвинение: «нарушает законы государства, не признавая национальных богов и вводя новые, а также развращает молодое поколение». Мудрец с твердостью отказался от защитной речи и любых компромиссов, сославшись на то, что он всей своей жизнью готовил себе защиту. Сократа приговорили к смерти через отравление. Свое последнее слово он завершил словами: «Итак, час разлуки настал: мы расходимся; я – чтоб умереть, а вы – чтобы жить, но что лучше, – знает один лишь Бог».
4. Стилистический портрет ритора (именно многокомпонентный стиль человека и всей его жизни – темперамент, манера поведения (в том числе и речевого), взаимодействие с людьми и др.): основные составляющие риторического метода Сократа: триада = диалог + майевтика + ирония.
Низкого роста, лысый, с раздутым животом, толстой и короткой шеей, выпученными глазами, толстыми губами и вздернутыми ноздрями, Сократ казался живым сатиром.
«Стилистический портрет» ритора был не менее своеобразен. Он не любил изящных приемов, которыми блистали прочие учителя философии, он говорил резко и отрывисто, не закругляя периодов и не украшая их риторическими фигурами. Его речи были речами простонародья с их безыскусственностью, прямотою, грубоватостью и иллюстрациями из обыденной жизни. С первой минуты он не мог нравиться, но под этой непривлекательной словесной оболочкой таилась оригинальность мысли, смелость и широта идей, великая мощь логики и страсть, которые были насыщены неподражаемо тонкой иронией. Это органическое единство и составляло таинственную силу речей великого Сократа.
Платон многим отличался от своего учителя Сократа. Изящный и щегольски одетый, Платон поражал аристократичностью манер и умел держать себя на почтительном расстоянии от всех. Дух высокий, но холодный, как горная вершина, он не допускал к себе никого, кроме избранных, – да и с теми не разделял ни своих заветных дум, ни своих затаенных чувств. Сам Платон был всегда погружен в глубокую меланхолию. Он улыбался редко и никогда не смеялся. «Грустен, как Платон», – это вошло в поговорку. Он счел бы для себя унижением и позором выйти на площадь или на улицу и диспутировать там с кожевником или плотником. В его школу имели доступ в качестве учеников только молодые люди хорошего происхождения и воспитания. Это были прекрасно одетые, гладко причесанные, надушенные и напомаженные юные аристократы с салонными манерами, джентльменской поступью и речью. Платон не любил противоречий и не терпел панибратства. Тон его речей был внушительный и серьезный. Он не брал платы за обучение, но без упрямства и с достоинством принимал подарки от учеников и посторонних людей.
Сравнение, гласит пословица, завистливо. Мантию знаменитого предшественника носить необычайно сложно: она всегда оттягивает плечи. Платон в умственном отношении вполне сравним со своим учителем, но в нравственном – далеко не был ему равен.
5. «Бриллианты» мыслей.
«Пока мог, я никого не заставлял носить траур» (Перикл).
«… только дар речи возвышает человека над животным» (Исократ).
«Когда говоришь – думаешь, чтобы писать – надо остановить свою мысль» (Платон) Сократ не хотел прерывать свою мысль – не оставил письменного наследия.
«Женитесь, если вам повезет, вы будете счастливы, если нет – вы станете философом» (Сократ). Повезло ли Сократу?
«Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ).
«Познай самого себя и через это познай мир» (Сократ).
«Я стану вашим советником, даже если вы этого не захотите, и не стану льстецом, если вы этого захотите» (Демосфен – воля).
«Красноречие есть искусство управлять умами» (Платон).
6. Открытия:
горгианские фигуры, азбука жестов и колон (ритмико-интонационную единицу речи, то есть то количество слов, которое человек может произнести на одном дыхании);
Исократ – мастерство риторической правки текста (речь «Панегирик» совершенствовал более 10 лет, выступал против экспромтов в их примитивной функции; Квинтилиан, напротив, ставил задачу научиться творить экспромт, в основе которого – наука);
Исократ – создатель (по идее Горгия) системы риторического образования;
Протагор – создатель философского диалога и спора; Именно Протагор явился создателем философского диалога. Он был первым, кто заявил, что о всяком предмете «есть два мнения, противоположных друг другу». Используя такие противоположные взгляды и подходы, он создал искусство диалога. Впоследствии философский диалог стали называть сократовским или платоновским, поскольку эти мыслители придали ему особый блеск.
Знаменитый диалектический метод Сократа – метод перекрестных вопросов, ответов, возражений, поправок.
Платон ввел термины анализ и синтез;
Аристотель разработал формы речевой организации общества, разработал категорию меры;
Квинтилиан создал актуальное учение об отклонении от нормы. В основе любого украшения речи лежит именно отклонение от нормы грамматики.
7. Модели оценок: напр., Н. Болдырев «Сократов круг»; система противоречивых оценок; «Мое отношение к классическому наследию».
Пример лекции, подготовленной студенткой О. Казьминой.
|
|
|