Навигация по странице:
|
Понятие и функции методологии социологического исследования
70. Способы фиксации и обработки данных, полученных на фокус-группах.
Данные дискуссии фиксируются различными способами: стенографическим, аудиозапись и видеозапись, а также возможно комбинирование этих методов.
1.Аудиозапись полностью воспроизводит ответы респондентов и передает их эмоциональную окрашенность. Вербальные данные, зафиксированные на аудиокассете, наиболее полно отражают поведение участников фокус-группы. Это более надежная форма фиксации данных по сравнению с индивидуальными возможностями памяти исследователя; кроме того, сохраненные в таком виде результаты, можно использовать повторно для других проектов.
2. Видеозапись помогает как на этапе анализа, так и на стадии представления данных. Первое достоинство видеозаписи это возможность полностью воспроизводить обстановку дискуссии. По сравнению с распечаткой, которая не отражает невербальные реакции, видеозапись напоминает об атмосфере, эмоциональной окраске, а при участии нескольких исследователей в проекте, дает хорошее представление о беседе. Ее фрагменты могут быть использованы в качестве иллюстраций в отчете.
Обработка данных:
Составление траскрипта:
1.Передача содержания разговора ,мы ничего не придумываем, но формулируем текст правильно, с восстановлением нечетко произнесенных слов и пропущенных звуков.
2. Транскрибирование слов. Слова записываются так, как они были произнесены (в маркетинге)
В любом варианте должна быть отражена интонация произношения, паузы, комментарии по поводу эмоций(в скобках) или наложение речи двух респондентов
Иногда важно выявить смысловой акцент фразы:
Это было хорошо.
ЭТО было хорошо.
это БЫЛО хорошо.
это было ХОРОШО.
План отчета фокус-группы:
1. Исходная информация: паспортичка фокус-группы(период проведения, дата и т.д.)
информация о конкретных вопросах, явившихся предметом изучения + указывается заказчик
члены исследовательской команды (модератор, ответственный за рекрутирование)
2.Цель исследования. С указанием конкретных решений или действий, которые будут основываться на результатах исследования (принятие решения, стоит ли выпускать ролик)
3.Задачи и методика исследования. Этапы достижения целей. Полезно установить последовательность задач по степени важности. Определить методику рекрутирования респондентов.
4.Результаты исследования:
Основной результат, который содержится в общих выводах и конкретных выводах
Общие (например: в целом понравился)
конкретные (были выявлены следующие типы реакций)
5.Рекомендации и общее заключение.
Основной вывод: ответ на тот, который был заявлен в целях исследования.
Выводы формулируются в гипотетической форме (если, то)
Содержание выводов зависит от полноты информации заказчиков, которыми мы владеем.
В ряде случаев выводы представляют собой гипотезу, которая могла быть проверена количественными методами.
6.Приложения
-анкета для отбора участников
-сценарий фокус-группы
-стимульные вспомогательные материалы
-анкета для участников, если таковая использовалась в ходе фокус-группы.
71. Анализ данных, полученных в результате применения метода фокус-групп.
Составление траскрипта:
1.Передача содержания разговора ,мы ничего не придумываем, но формулируем текст правильно, с восстановлением нечетко произнесенных слов и пропущенных звуков.
2. Транскрибирование слов. Слова записываются так, как они были произнесены (в маркетинге)
В любом варианте должна быть отражена интонация произношения, паузы, комментарии по поводу эмоций(в скобках) или наложение речи двух респондентов
Иногда важно выявить смысловой акцент фразы:
Это было хорошо.
ЭТО было хорошо.
это БЫЛО хорошо.
это было ХОРОШО.
План отчета фокус-группы:
1. Исходная информация: паспортичка фокус-группы(период проведения, дата и т.д.)
информация о конкретных вопросах, явившихся предметом изучения + указывается заказчик
члены исследовательской команды (модератор, ответственный за рекрутирование)
2.Цель исследования. С указанием конкретных решений или действий, которые будут основываться на результатах исследования (принятие решения, стоит ли выпускать ролик)
3.Задачи и методика исследования. Этапы достижения целей. Полезно установить последовательность задач по степени важности. Определить методику рекрутирования респондентов.
4.Результаты исследования:
Основной результат, который содержится в общих выводах и конкретных выводах
Общие (например: в целом понравился)
конкретные (были выявлены следующие типы реакций)
5.Рекомендации и общее заключение.
Основной вывод: ответ на тот, который был заявлен в целях исследования.
Выводы формулируются в гипотетической форме (если, то)
Содержание выводов зависит от полноты информации заказчиков, которыми мы владеем.
В ряде случаев выводы представляют собой гипотезу, которая могла быть проверена количественными методами.
6.Приложения
-анкета для отбора участников
-сценарий фокус-группы
-стимульные вспомогательные материалы
-анкета для участников, если таковая использовалась в ходе фокус-группы.
Рекомендации Крюгера, касающиеся анализа фокус-групп:
1.Начать с анализа одной фокус-группы и одного ряда выводов
2.Внимательно прочитать протокол транскрипта одной группы и разработать систему кодирования для обсуждаемых тем
3. После прочтения записи проверить много ли реплик не вошло ни в одну категорию
4.Рассмотреть реакции на обсуждаемые темы и указать причины этих реакций
Если причины не указаны, попытайтесь оценить контекст высказываний и любую информацию, позволяющую установить причину такой реакции
основной вопрос здесь: ПОЧЕМУ?
5. Выписать на отдельные листы бумаги заголовки, обозначающие отдельные названия категорий. Собираем все высказывания соответствующие данной категории
Просмотреть цитаты и определить ключевые моменты, коротко их резюмировать.
6. Просмотреть списки цитат и постараться определить, почему участники ответили именно так.
7. Эти же стадии пройти для каждой ф.г.
8. Описать различия между ф.г.
72. Специфика биографического метода и области его применения в социологии.
Как правило, применение биографического метода предполагает интервью, беседу, а так же изучение личных документов (дневник, мемуары, автобиографию, отчеты).
Включенное наблюдение за объектом, самонаблюдение,+документы иного рода.
Особенности:
1.Проводится в основном качественными методами
Представляет собой сочетание различных процедур для сбора качественной информации( полуструктурированное глубинное интервью + изучение личных документов, а так же включенное/невключенное наблюдение
2. Часто сочетается с антропологическим подходом
3.Анализ данных исследования и интерпретация.Необходимо превратить биографию в научных факт, т.е. грамотно интерпретировать. Исследователь должен преодолеть субъективизм
4.Общая методика анализа биографического материала до сих пор не выработана. Данные анализируются с помощью общих методов анализа данных.
Области применения биографического в социологии: 1. Исследование субъективного опыта переживаний социально-исторических процессов или определенных фаз человеческой жизни
2. Реконструкция истории становения и развития отдельных соц. Институтов и организаций(полит.партии, движения)
3.Социокультурных исследования для отслеживания динамики жизненного пути отдельных индивидов, поколений, соц. Общностей
4.Описание поведения людей, оказавшихся в необычной или уникальной ситуации
5.Изучение типичной среднестатистической жизни человека
6. Использование БМ как инструмента познания различных соц. И социокультурных проблем.
73.Разновидности биографического метода.
Биографические данные в социологии -- это основной источник детальных и мотивированных описаний «истории» отдельной личности. И значимые социальные связи, и мотивы действий получают здесь убедительное освещение «с точки зрения деятеля». Чаше всего источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т. п.) либо материалы интервью и бесед. Переживания и определения одного лица, группы, или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретируют эти переживания
(метод жизнеописания, история жизни, история отдельного случая).
Основные разновидности:
1.ИСТОРИЯ ЖИЗНИ.
-полная история жизни. Очерчивает весь жизненный опыт субъекта.
-тематическая (исп. Чаще всего) относится к одной стороне жизни субъекта или к определенной фазе его жизненного цикла(детство, юность, старость, поиск партнера)
-отредактированная. Предполагает избирательное редактирование исходного материала для получения ответов на поставленные в исследовании вопросы (переструктурирование материала)
2.УСТНАЯ ИСТОРИЯ
практика научно организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной специалистами.
ИЛИ научная дисциплина, в рамках которой с помощью интервью производится фиксация субъективного знания отдельной личности о прошлом.
3. ИСТОРИЯ СЕМЬИ
74. Источники данных в биографических исследованиях.
Используются частные(личные) документы, официальные архивные документы.
1. Личные (частные)
-автобиографии
-мемуары
-дневники
-различного рода записи
-личные письма
2. Официальные архивные:
-записи актов гражданского состояния
-правительственные документы
-данные гос. Статистики
-архивы различных организаций и ведомств
3. Ведомственные архивы
-записи по учету кадров
-копии трудовых книжек
-сведения о наградах и взысканиях
-характеристики
Большой интерес представляют документация медицинских учреждений и органов юриспруденции:
-мед.карты
-рез-ты медицинских свидетельств
-суд.документы
-полицейские документы
Основой биографического исследования являются личные документы, автобиографии, дневники (для себя), мемуары( для чтения и публикации)
Дневник – упорядоченный ход событий (хронология)
Мемуары – могут быть построены на нелинейных и неупорядоченных событиях
Личные письма – вымирающий документ для социологии, в настоящее время более активно используются анализ интернет блогов.
75. Нарративное интервью в биографических исследованиях.
Нарративное интервью – направляемый исследователем свободный рассказ о жизни, текст которого подлежит качественному анализу.
Техника нарративного интервью базируется на способности людей выступать в роли рассказчика.
Структура нарративного интервью:
интервью состоит из 3х фаз:
1.Фаза свободного нарративного рассказа(основной рассказ)
Следуя собственной логике, исходя из собственных представлений о значимых событиях своей жизни информант рассказывает свою историю без вмешательства со стороны интервьюера
первый и единственный вопрос задаваемый информанту на этой фазе это : что бы вы могли рассказать о своей биографии?
что бы ни говорил респондент на первой фазе существует методологический запрет на задавание вопросов.
2.Фаза нарративного расспрашивания.
Здесь интервьюер задает вопросы, которые направлены на уточнение деталей, прояснение смысла высказываний. Чтобы действительно услышать респондента рекомендуется сформулировать небольшое кол-во конкретных вопросов, в основном речь должна идти об определенном периоде жизни респондента, об упоминаемой в рассказе теме или ситуации.
Интервьюеру рекомендуется составить небольшой тематический гайд для второй фазы интервью, которого надо по возможности придерживаться, но не навязывать данную формулировку.
Приоритетными и на этой фазе являются собственные оценки и комментарии информанта.
Фаза нарративного расспрашивания позволяет не только уточнить и детализировать отдельные моменты, но и осветить те проблемные эпизоды, которые не вошли в рассказ по причине внутренней цензуры информанта.
3. Фрейм (смысл).
Респонденту предлагают оценить итог своей жизни, сформулировать общий смысл жизни
Эта фаза предполагает сравнение реконструированной биографии информанта с его собственной теорией своей жизни
Рамочный смысл истории жизни обычно задается в начале и конце повествования, но упоминаемые события и факты могут изменять задаваемые смысловые рамки
Важно, чтобы рассказчик проговорил бы ту событийную логику, за счет которой повествование приобрело бы целостность
Иногда респондента просят графически изобразить этапы своей жизни, что позволяет понять общую логику оценивания своей биографии.
Рекомендации по проведению :
1. Предварительно ознакомиться с соц.истор. контекстом жизни респондента.
2.владеть различными коммуникативными стилями общения и легко переключаться с одного стиля на др. в зависимости от особенностей информанта
3. Избегать вытягивания информации из респондента
4. Не выходить за рамки установленного времени интервью
5. Создавать атмосферу доверия, беседовать в комфортных для собеседника условиях
76. Анализ и интерпретация данных в биографическом исследовании.
Методы анализа данных в биографическом интервью: 1. Представление истории жизни в отредактированном виде без дальнейшего анализа, как уникального случая.
В таком случае интервью служит иллюстративным целям, на примере отдельной судьбы рассматривается конкретная проблема. В данном случае интервью следует отредактировать.
2. Кодирование ответов на открытые вопросы, поиск общих элементов.
Протоколы интервью разбиваются на высказывания, контрольные места.
3. Социологическое парафразирование(пересказ)
в данном случае интервьюер воспроизводит ситуацию так, как будто находится в диалоге с опрашиваемым(работа с транскриптом)
Цель: реконструкция образа, который опрашиваемым имеет о себе и о своей жизни.
4.Интерпретация данных нарративных интервью
Нарративное интервью- направленный исследователем свободный рассказ о жизни, текст которого подлежит качественному анализу
-исходной посылкой при обработке нарративных интервью являются положения о том, что текст такого интервью следует действительному течению жизни информанта
-вторая посылка состоит в том, что рассказчик воспроизводит историю своей жизни как она им была пережита, исходя из личной релевантности(человек думает так, как говорит).
5.Анализ основанный на методологии объективной герменевтики – исскуства толкования, интерпретации и понимания текстов.
Использование интерпретативных моделей в анализе биографических данных , как мы неоднократно отмечали выше, ориентировано не столько на выведение общих объяснений и причинных закономерностей, сколько на понимание субъективного смысла событий с точки зрения деятеля.
Для социолога, использующего личные документы, определенный интерес представляют и те приемы критики источников и установления их подлинности, которые традиционно применяются в историографии. Речь идет о проверке подлинности текста и установлении его авторства.
Немаловажное значение имеет обоснованность интерпретации текста с точки зрения его характера, целей написания, предполагаемой аудитории и шире - его социального контекста.
Наконец, даже последовательно интерпретативная трактовка биографического метода не избавляет от необходимости проверить фактическую правдивость содержащихся в биографических документах сведений.
|
|
|