Операционализация понятий в социологическом исследовании, выбор индикаторов и показателей измерения.
Операционализация понятий означает переход от концептуальной формы представления знаний к способу их разложения на отдельные семантические единицы (термины). Получаемые в ходе этого разложения термины детализируют представленные в концепции базовые понятия.
Последовательность действий при уточнении основных понятий, интерпретации их смысла в наблюдаемых показателях можно резюмировать следующим образом:
1. Анализ соответствующей литературы по предмету, уточнение смысла понятий в рамках данного теоретического подхода. Это предполагает возможность избежать ошибки смешения общеупотребительного смысла понятия с его научным, социологическим значением.
2. Создание "образа" данного свойства, аспекта понятия или его целостного представления в каких-то "зримых" проявлениях.
3. Построение более упорядоченной системы характеристик, свойств "образа" так, чтобы не расширять и не сужать объем интерпретируемого понятия за пределы, где соответствующие эмпирические прообразы потеряют свою функцию быть соотнесенными с его общим смыслом.
4. Переход к операционным уточнениям: какими конкретными методами и техническими приемами можно зафиксировать выделенные свойства.
5. Построение так называемых индексов или составных показателей, формируемых путем определенной комбинации частных показателей, которые были выделены в предыдущей операции.
Благодаря операционализации происходит не только структурирование исследуемого явления, но и выявляются причины и факторы, определяющие текущее состояние и динамику этого явления.
В ходе операционализации происходит переход от исходного концептуально понятия к системе индикаторов.
Индикатор- передатчик социальной информации. Его основная характеристика- это степень его информативности.
Показатель- совокупность свойств, индикатор- единичное свойство.
Все социальные показатели можно поделить на три класса:
-знаковые
-средства наблюдения и измерения
-социальное измерение и процессы
Показатели и индикаторы соотносятся как общее и частное: индикаторы конкретизируют показатели и позволяют непосредственно осуществлять процедуру измерения. Иногда по содержанию и функциям показатели и индикаторы совпадают.
Информация не может считаться надежной, если показатели и индикаторы подбираются стихийно, без четко обозначенной проблемы исследования и предварительной теоретической интерпретации понятий.
Переменные в социологическом исследовании. Зависимая и независимая переменные.
Социолог фиксирует многообразные связи между так называемыми переменными , под которыми понимаются различные характеристики или "признаки", принимающие несколько значений.
К переменным относятся не только количественно измеряемые характеристики (возраст, стаж, образование и т.д.), но и такие, как принадлежность к социальному классу, допускающая дифференциацию (рабочий класс, крестьяне, средний класс и т.д.), членство в партии, пол и др.
Переменные делятся на зависимые и независимые. Первая — это та, которая испытывает влияние других явлений, вторая сама оказывает влияние. Однако одна и та же переменная в одном случае может быть зависимой , в другой — независимой. Например, образование при изучении того, как оно влияет на культурные интересы, является независимой переменной (в сравнении с культурными интересами). При исследовании влияния места жительства (город, село) на образование последнее выступает как зависимая переменная.
При описании отношений между переменными, то явление, которое объясняется или порождается каким-либо другим явлением, называется «зависимой» переменной, тогда как причинная или объясняющая переменная обозначается как «независимая». Например, в исследованиях социальной мобильности зависимой переменной обычно является уровень профессиональных достижений индивидов, тогда как независимые переменные включают в себя другие феномены, которые могут объяснить этот уровень, такие, как профессии родителей и образовательные достижения изучаемых индивидов.
Социологи стремятся выявить причинно-следственные связи, находя зависимости между переменными.
Переменной называется понятие, которое может принимать различные значения. Возраст является переменной. У нее целый ряд значений: 6 месяцев, 18 лет, 47 лет и т.д. Большинство социологических исследований стремятся выявить и измерить вариации, характерные для одного специфического явления, а затем объяснить эти вариации воздействием другого явления.
Первое явление называют зависимой переменной. Второе, объясняющее или служащее причиной первого, называют независимой переменной. Когда социологи заранее догадываются о взаимосвязи между независимой и зависимой переменными, они формулируют гипотезу. Другими словами, на зависимую переменную, т.е. поведение, оказывает влияние независимая переменная.
Инструменты дескриптивного анализа в социологическом исследовании. Дескриптивный анализ- анализ, в основе которого лежит использование средних величин.
2 группы инструментов дескриптивного анализа:
Меры центральной тенденции- меры, которые описывают типичного респондента или типичный ответ.
-Мода- наиболее часто встречающееся значение.
-Медиана- характеризует значение признака, занимающего среднее место в упорядоченном ряду значений данного признака.
-Среднее арифметическое- рассчитывается , как среднее арифметическое, наиболее совершенно в плане информативности, по сравнению с модой и медианой.
Меры вариации- меры описывающие степень схожести и несхожести респондентов.
- Распределение частот – может представать в графической или табличной форме. Отражает число случаев появления каждого признака в данном диапазоне.
- Размах вариации- абсолютная разница между мах и мин значением измеряемого признака. Данная мера определяет интервал распределения значений признака.
- Среднее квадратическое отклонение – наиболее совершенная характеристика вариации, обобщает вариации значений признака. Равно квадратного корню из среднего квадрата отклонений отдельных значений признака от среднего арифметического ( квадратный корень из дисперсии).Определяет на сколько в среднем отклоняются конкретные вариации от среднего значения признака.
S= корень из ∑(хi –х¯)2 /n
Хi – конкретное значение признака
Х с черточкой наверху – среднее арифметическое
n – количествово значений признака
Определение и интерпретация связей между переменными в социологическом исследовании.
Выделяют четыре типа связей между двумя переменными:
немонотонная, монотонная, линейная и криволинейная.
Связь между двумя переменными может быть сильной, умеренной, слабой или
отсутствовать. Сильная зависимость характеризуется высокой вероятностью
существования связи между двумя переменными, слабая — малой вероятностью.
Немонотонная связь характеризуется тем, что присутствие (отсутствие)
одной переменной систематически связано с присутствием (отсутствием) другой
переменной, но ничего неизвестно о направлении этого взаимодействия (приводит
ли, например, увеличение одной переменной к увеличению или уменьшению другой).
Например, известно, что посетители закусочных в утренние часы предпочитают
заказывать кофе, а в середине дня — чай.
Немонотонная связь просто показывает, что утренние посетители предпочитают
также заказывать яйца, бутерброды и бисквиты, а в обеденное время скорее
заказывают мясные блюда с гарниром.
Монотонная связь характеризуется возможностью указать только общее
направление связи между двумя переменными без использования каких-либо
количественных характеристик.
Существуют только два типа таких связей: увеличение и уменьшение.
Например, владельцу обувного магазина известно, что более взрослые дети обычно требуют обувь больших размеров. Однако невозможно четко установить связь между
конкретным возрастом и точным размером обуви.
Линейная связь характеризует прямолинейную зависимость между двумя
переменными. Знание количественной характеристики одной переменной
автоматически предопределяет знание величины другой переменной:
где
у — оцениваемая или прогнозируемая зависимая переменная (результативный
признак);
а — свободный член уравнения;
х — независимая переменная (факторный признак), используемая для
определения зависимой переменной.
b — коэффициент регрессии, измеряющий среднее отношение отклонения
результативного признака от его средней величины к отклонению факторного
признака от его средней величины на одну.
Криволинейная связь характеризует связь между переменными, носящую более
сложный характер по сравнению с прямой линией. Например, связь между
переменными может описываться S-об разно и кривой.
Определение:
В зависимости от своего типа связь может быть охарактеризована путем
определения: ее присутствия (отсутствия), направления и силы (тесноты) связи.
Присутствие характеризует наличие или отсутствие систематической связи между
двумя изучаемыми переменными; оно имеет статистическую природу. Проведя
испытание статистической значимости, определяют, существует ли зависимость
между данными. Если результаты исследования отвергают нулевую гипотезу, это
говорит о том, что зависимость между данными существует.
В случае монотонных линейных связей, последние могут быть описаны с точки
зрения их направления, в сторону увеличения или уменьшения.
Проблема измерения в социологии. Суть шкалирования.
Измерение - процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.
Любое измерение начинается с поиска простейших качественных признаков, отношение между которыми, могли бы быть выражены в числовом масштабе.
Чтобы приписать числа свойствам социального объекта, нужно уяснить его содержательную структуру и найти соответствие между ней и инструментом измерения. Подлежат как качественные, так и количественные характеристики.
Качественные характеристики не имеют эталонов измерения, эти эталоны приходится конструировать в соответствии с природой изучаемого объекта. Поэтому измерительные процедуры качественных характеристик – это ноу хау, осуществляемое числовыми способами.
Поиск эталона измерения:
Качественная классификация объекта.
Поиск протяженности выделенных в качественном анализе свойств.
( обладающих прерывной или непрерывной протяженностью)
-
Установление эмпирических индикаторов или внешних признаков, тех свойств объекта, которые поддаются расположению в континуум.
Проверка, все ли единицы составляющие объект, укладываются в ранжируемый ряд.
Шкалирование — метод моделирования реальных процессов при помощи шкал, метод присвоения числовых значений отдельным атрибутам некоторой системы.
Для количественного описания стратификационного деления необходимо использовать социологические методы измерения эмпирических данных, важнейшим среди которых является шкалирование.
Для представления результатов измерения в социологии используются различные типы шкал (номинальные, порядковые, метрические), применение которых позволяет строить вербальные модели общественной стратификации и процессов.
Целью данного исследования является анализ используемых в социологии шкал, исследование их свойств и особенностей. В статье показано, что любой известный признак стратификации не связан жестко с типом представляющей шкалы: выбор наиболее адекватной шкалы представления обусловлен целями социологического исследования и доступностью эмпирических данных.
Компоненты:
Обоснованность шкалы
Заключается в том, что с ее помощью целенаправленно измеряют определенное свойство или признак, не смешивая его с другими
Устойчивость шкалы
Выражается в однозначности информации шкалы.
Точность и правильность измерения
Определяется следующими критериями:
-степень устойчивости измеряемого объекта или свойства
-чувствительность эталона измерения- дробность пунктов шкалы
-отсутствие систематических ошибок измерения
-устойчивость самого измерения
Измерительные возможности качественных шкал.
К качественным шкалам относятся простая номинальная и порядковая шкалы.
Возможности первой:
-Отсутствуют все главные атрибуты измерительных шкал: упорядоченность, интервальность, нулевая точка.
-Измерение в простой номинальной шкале состоит в том, чтобы определить принадлежность результата к тому или иному состоянию.
-Фактически, эта шкала не связана с измерением и понятием величина, она используется только для того, чтобы отделить один объект от другого.
-Нахождение числом распределения, с помощью процентирования или в натуральных единицах.
-Поиск средней тенденции по модальной частоте. Модальной называют группу с наибольшей численностью.
-Установление взаимосвязи между рядами свойств, расположенных неупорядоченно ( с этой целью составляют перекрестные таблицы)
Возможности второй более широкие:
-Применяется, когда измеряемый признак имеет природу не только позволяющую отождествить состояние с одним из классов эквивалентности, но и дающую возможность в каком-то отношении сравнивать различные классы.
-Порядковые шкалы устанавливают отношения равенства между явлениями в каждом классе и отношения последовательности в понятиях больше или меньше во всех без исключения классах.
-Эта разновидность шкал является наиболее употребляемой в практике социологических исследований. Основное их назначение - определение различных степеней качества и уровня развития признака, содержащихся в экспертных и других оценках, мнениях и суждениях.
Измерительные возможности количественных шкал.
Количественные шкалы- шкала интервалов и шкала пропорциональных отношений. Шкалы интервалов и отношений имеют общее свойство, отличающее их от качественных шкал: они предполагают не только определенный порядок между объектами или их классами, но и наличие некоторой единицы измерения, позволяющей определять, на сколько значение признака у одного объекта больше или меньше, чем у другого. Другими словами, на обеих количественных шкалах, помимо отношений тождества и порядка, определено отношение разности, к ним можно применять арифметические действия сложения и вычитания. Естественно, что символы, приписываемые объектам в соответствии с количественными измерительными шкалами, могут быть только числами.
В шкале интервалов может быть задействована вся числовая ось, но при этом ноль не указывает на отсутствие измеряемого свойства, т.к. нулевая точка часто является произвольной (например, как в шкале температуры по Цельсию), либо вообще отсутствует, как в некоторых шкалах психологических тестов. Благодаря таким свойствам, шкала интервалов получила широкое распространение в психологии, на ней основано большинство психодиагностических шкал: интеллекта, самооценки и др.
Для шкал применимы все операции с числами, так как можно определить насколько или во сколько данный пункт по шкале превышает другой. Подобные шкалы приняты в точных науках, где нулевой пункт, точка отсчета экспериментально зафиксирована. Идеальные метрические шкалы применяются для определения некоторых физиологических и психологических свойств человека. Нулевое значение может использоваться , как порог восприятия, или порог насыщения.
Проверка шкал на обоснованность.
Обоснованность шкалы
Заключается в том, что с ее помощью целенаправленно измеряют определенное свойство или признак, не смешивая его с другими
Технические приемы обоснованности измерения:
логические рассуждения - на основе опыта и здравого смысла
тест по эталонной группе – предполагает сопоставление данных, полученных путем измерения по шкале, с достоверными сведениями об объекте измерения.
Например, шкала на отношение и соблюдение норм права обосновывается опросом осужденных правонарушителей в сравнении с эталонной группой законопослушных граждан.
поиск независимого критерия- разновидность внешнего контроля надежности для измерения того же самого объекта или свойства.
использование судей для отбора пунктов шкалы, судьи выбираются из числа представителей выборочной совокупности.
-
построение индекса - совмещение нескольких показателей для регистрации одного свойства. Конкретному свойству находится множество проявлений, для каждого из которых формируют отдельную шкалу. Затем показатели по частным шкалам суммируются.
-
|