Типы социологических исследований: разведывательное, описательное, аналитическое.
Разведывательное ( зондажное, пробное)
Проводится для апробирования инструментария, уточнения самой проблемы, установки более конкретных задач, предварительного взвешивания гипотез. Проводится также для обоснования финансовых расходов на проведение исследования. Результатом является фиксация затруднений и непонимания респондентов. По результатам вносятся изменения в анкету, опросный лист и т.д. опрашивается не более 30 человек, при этом опрашиваемые не обязательно соответствуют общей выборке ( люди должны быть разными)
Описательное
Относится к полномасштабным исследованиям. Комплексное описание изучаемой проблемы, без выявления причинно-следственных связей. Описывает структуру и динамику явления, должно быть основано на репрезентативных данных, соответствовать всем требованиям научного метода.
Аналитическое
Исследование, выявляющее причины возникновения социального явления, причинно-следственные или каузальные связи. Считаются наиболее сложными в социологии и признаются научными.
Социологический мониторинг: понятие, целевое направление, процедура проведения.
Мониторинг- постоянное наблюдение за процессом, состоянием объекта, развитием явления в течение достаточно длительного времени, по единой методике про помощи одинаковой системы показателей.
За объектом мониторинга организуется постоянное слежение, с помощью регулярного измерения показателей.
В рамках мониторинга проводятся систематические конкретные социологические исследования , например, ежемесячные или ежеквартальные экспресс опросы по актуальным социальным проблемам. Мониторинг позволяет как собирать, так и систематизировать, хранить, производить анализ получаемых данных, а также выдавать их по запросу в требуемой форме.
Игорь Бесстужев-Лада считает мониторинг эффективным средством обеспечения функционирования системы прогнозирования.
Панельные исследования: общая характеристика, возможности и ограничения организации.
Исследование, проводящее по единой программе на одной и той же выборке и по единой методике, через определенный временной интервал. Люди при этом могут меняться, но объекты исследования сохраняются.
Выделяется панель и псевдопанель:
Панель- одни и те же люди.
Псевдопанель – люди сходные по одним и тем же характеристикам.
Панельное исследование используется в социологии или маркетинге для изучения изменения мнений людей, по какому либо вопросу.
Например, панельные исследования в маркетинге могут применяться для того, чтобы изучить, как изменяется мнение покупателей товара какой-либо определенной марки. Тогда маркетологи формируют группу респондентов, которые будут участвовать в этом панельном исследовании, состоящую из постоянных пользователей товаров этой марки и через определенные интервалы времени опрашивают их, сравнивая результаты опроса с результатами предыдущих опросов этих же респондентов. Так они могут наблюдать за тем, как изменяется мнение пользователей о марке этого товара.
Панельное социологическое исследование может проводиться для оценки изменения мнений населения по какой-либо социальной проблеме или при изучении партийных предпочтений граждан перед выборами, во время выборов и после выборов.
У любого социологического метода есть свои ограничения, это характерно и для панельных исследований. Например, кто-то из респондентов, привлеченных в участие может переехать в другой город или страну, просто потерять интерес к исследованию и отказаться принимать дальнейшее участие. Также характеристики респондента панельного исследования могут так измениться из-за того, что он участвует в этом исследовании, что он может стать не соответствующим критериям выборки.
Оперативные исследования: общая характеристика, процедура проведения.
Оперативное исследование - это исследование, главная цель которого получить в короткие сроки надежную и объективную информацию о каком-либо социальном процессе, состояние которого требует безотлагательного и усиленного управленческого воздействия. Данный вид социологического исследования, в отличие от других видов, проводится только тогда, когда проблемная ситуация очевидна, а противоречия достигли максимальной точки развития.
Задача оперативного социологического исследования заключается в поиске причин возникновения того или иного противоречия, которое мешает нормальному функционированию конкретного социального механизма. В оперативном исследовании для сбора информации могут быть использованы: опрос, наблюдение, анализ документов (часто в сочетании друг с другом), а в зондажных исследованиях для выявления проблемной ситуации используются только методы опроса. Одной из важных особенностей оперативного исследования является то, что полученные после анализа данных исследования выводы не могут быть распространены на другие социальные группы, т. к. каждый раз изучается специфическая социальная ситуация.
Пороцедура:
формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования
постановка целей и задач
выдвижение гипотезы
ознакомление с существующей литературой по исследуемому вопросу — не исключено, что в ней уже есть готовое решение.
Проводится цикл коротких исследований самостоятельно, чтобы не задавать респондентам ненужных вопросов.
(отсутствует интерпретация основных понятий,
Полевой документ (анкета) имеет здесь свои отличительные черты: он является сравнительно небольшим по объему и простым по сюжету, компоновке и формулировке вопросов и вариантов ответов. Максимальный объем — 30—40 вопросов, оптимальный — 20-25 вопросов. Анкета заполняется обычно в течение 20—30 мин.
Помещение должно быть достаточно вместительным и удобным: для каждого участника опроса желательно поставить отдельный стол (всего их должно быть от 10 до 30), всех снабдить отточенными карандашами или авторучками, выделить дополнительный стол или урну для сбора заполненных анкет, изолировать помещение от постороннего шума, создать хорошее освещение.
Оперативное социологическое исследование — это своего poда собирательное название для социологических методов «быстрого реагирования». Вместо этого термина могут применяться другие, например, зондаж или экспресс-опрос, но суть дела не изменится. Их общая цель — оценка конкретного состояния общественного мнения в данный момент времени, получение моментальной «фотографии».
Содержание и назначение программы социологического исследования.
Программа социологического исследования — документ, содержащий развернутое изложение ее теоретико- методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико- инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом- графиком и стоимостью всех видов работ.
Назначение:
В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет три основные функции: методологическую, методическую и организационную. Рассмотрим характеристику каждой из них.
Методологическая функция состоит в том, что программа позволяет: определить научную проблему; сформировать цели и задачи исследования; зафиксировать исходное представление об изучаемом объекте и др.
Методическая функция состоит в том, что программа позволяет разобрать общий логический план исследования, использовать методы сбора и анализа информации.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, облегчает контроль за ходом исследования.
В социологической литературе общепринятым считается, что структура программы социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и методико-процедурного.
Содержание программы варьируется и зависит от типа и целей исследования.
Программа социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического):
Методологический раздел:
1. Формулировка проблемы, обоснование ее актуальности.
2. Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования.
3. Формулирование и интерпретация основных понятий. Обоснование эмпирических индикаторов (операционализация).
4. Системный анализ объекта и предмета исследования. Обоснование его исследовательской модели.
5. Формулировка рабочих гипотез.
Процедурный (методический) раздел:
1. Принципиальный (стратегический) план исследования.
2. Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения.
3. Выбор процедур сбора и анализа эмпирической информации.
4. Содержательный анализ результатов исследования.
5. Оформление результатов исследования в виде отчетов, публикаций, социальных технологий и т.д.
Выбор и обоснование темы социологического исследования.
Разработка программы начинается с формулировки темы, где в неявном виде присутствуют, подразумеваются все основные элементы программы: проблема, объект, предмет, метод и т.д. Формулировка темы, с одной стороны, должна фиксировать местоположение данного исследования в структуре уже имеющегося социологического знания, с другой, обозначить его направленность на получение нового знания, на преодоление дефицита информации.
Формулировка темы учебного исследования должна быть оптимальной - не слишком общей и не излишне конкретной. В первом случае она окажется «неподъемной» для студента, во втором случае исследование не будет иметь познавательной ценности. В теме учебного исследования должны быть сформулированы четкие ограничения изучаемого социального объекта, в том числе содержаться «привязка» к определенному социальному времени и пространству.
В формулировке темы должна присутствовать, ощущаться проблемность – новизна, актуальность, злободневность и т.д. Первым шагом в разработке программы является описание проблемной ситуации и формулирование научной, исследовательской проблемы. Четкая формулировка этой проблемы необходима для того, чтобы придать исследованию целенаправленный характер, уйти от чисто описательной, а по сути бесконечной исследовательской стратегии.
Выбор и формулировка темы исследования – ключевой момент, который во многом будет определять его успех или неуспех. В реальной практике социологических исследований основанием для выбора темы является наличие социальной проблемы. Так же необходимо поступать и в практикуме.
Важное значение имеет обоснование актуальности темы , т.е. связь исследования с проблемной ситуацией, характерной для данного состояния общества или конкретной социальной группы, конкретного предприятия и т.д.
Выбор темы исследования определяется позицией социолога или организации заказчика. В рамках каждой темы полезно выделять несколько проблем. От их выбора существенно зависит дальнейшее направление работы.
Проблема - это противоречие между имеющимся знанием и назревшей общественной потребностью, а иногда и просто столкновение качества нового знания с количеством знания старого, что типично для научных исследований. Каждая новая потребность делает необходимым получение нового знания, ибо в старом знании мы не находим полного ответа на вопрос, как решить возникшую проблему.
Практическая, предметная сторона проблемы социологического исследования - некое социальное противоречие, требующее разрешения. В проблеме содержится нечто такое, что неизвестно людям, что требует изучения, определяет направление мыслительного процесса. Поэтому выявление проблемы - важный этап в разработке программы социологического исследования.
Таким образом, в пределах одной темы вычленяется наиболее актуальная для общества, определенного региона, конкретной фирмы проблема или ряд проблем. Затем в программе указываются предполагаемые результаты исследования.
Социологический подход к описанию проблемной ситуации.
Исходные моменты, с которых начинается долгий путь социолога-эмпирика к составлению программы научного исследования, - это проблемная ситуация и проблема исследования.
Проблемная ситуация - состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.
Проблема исследования - это различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления (например, чрезмерно высокий уровень текучести кадров) и желательным положением дел (стабильный, хорошо работающий коллектив).
На стадии формулировки проблемы социолог обращается к изучению научной и методической литературы, результатам предшествующих социологических исследований, опросу экспертов и т.д. В роли экспертов могут выступать непосредственные участники проблемной ситуации, включенные в нее на разных уровнях управления.
В процессе формулировки проблемы исследования социолог стремится точно выразить проблемную ситуацию и в то же время не давать чрезмерно широких и абстрактных определений. Первоначальная проблема, которая чаще всего именно абстрактна, по ходу исследования постоянно сужается и к моменту выхода в «поле» приобретает четкий, завершенный вид. Целесообразно несколько раз возвращаться к формулировке проблемы. Если проблема не «урезана» до необходимых размеров, всегда остается опасность, что социолог будет искать ответ не на одну, а на множество проблем, и стало быть, как следует не решит ни одной.
Браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно, поскольку это усложняет инструментарий и делает его излишне громоздким, что, в свою очередь, снижает, во-первых, качество собираемой информации, во-вторых, оперативность исследования.
Социолог должен проделать анализ проблемной ситуации - специальную аналитическую работу, включающую решение следующих задач:
1. Как можно полнее представить себе структуру проблемной ситуации , вычленить наиболее существенные ее элементы и факторы и определить, к каким научным дисциплинам они относятся. Это может четко обозначить именно социологическую проблему, решение которой принадлежит компетенции социологов.
2. Вычленить уже известные, явные компоненты проблемной ситуации , которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов.
3. Выделить в проблемной ситуации главные и подчиненные компоненты.
Проблема имеет два аспекта:
-гносеологический – противоречие между знанием о потребностей людей и незнанием путей, средств и механизмов организации
-предметный – противоречие, требующее целенаправленных действий для его устранения
Формальные требования к описанию проблемы:
- разграничение между проблемой, то есть неизвестным, и непроблемой- заданным и известным
- отделение существенного от несущественного, в отношение общей проблемы
- расчленение общей проблемы на элементы и упорядочивание по частным проблемам
Постановка исследовательских задач и гипотез.
Задачи - формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ, для реализации целей.
Алгоритм выдвижения задач:
Выявление социального противоречия, создающего проблему и его локализация на конкретных социальных объектах и процессах.
Выявление обстоятельств способствующих возникновению проблемы и факторов детерминирующих изучаемые процессы.
Конструирование методик исследования, их апробирование и последующий сбор информации.
Анализ полученных данных на основе концепции исследования, поиск возможных путей решения проблемы.
Постановка гипотез:
Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
-быть логически непротиворечивой;
-соответствовать фактам
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:
«если..., то...»;
«так..., как ...»;
«при условии, что...»,
т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант - как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.
-
|