Навигация по странице:
|
Понятие и функции методологии социологического исследования
Основное назначение экспертного опроса: выявление наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, достоверности, обоснованности информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов.
Основной инструментарий экспертных опросов — анкета или бланк-интервью, разработанные по специальной программе. В соответствии с этим процедура опроса может заключаться либо в анкетировании, либо в интервьюировании экспертов.
64.Критерии отбора экспертов, способы оценки их компетентности.
Состав экспертной группы определяет эффективность использования этого метода. Дело в том, что такой характеристикой, как знания и опыт по данной проблематике, можно пользоваться только на самом первоначальном этапе отбора. Очень часто исследователь в первоначальный список потенциальных экспертов включает всех, кто работает в данной области, а затем отбирает из него узкий круг лиц.
На самом первом этапе отбора в качестве критериев целесообразно использовать два признака: род занятийи стаж работы по интересующему нас профилю. При необходимости учитываются также уровень, характер образования, опыт общественно-политической деятельности, возраст и др. Первый список экспертов может быть весьма широким, однако в последующем его целесообразно «сузить», так как не каждый человек способен выступить в роли эксперта.
Центральный критерий отбора экспертов — их компетентность.Для ее определения применимы, с той или иной степенью точности, два метода; самооценка экспертови коллективная оценка авторитетности экспертов.
Наиболее простая и удобная форма самооценки экспертов - совокупный индекс, рассчитанный на основании оценки экспертами своих знаний, опыта и способностей по ранговой шкале с позициями «высокий», «средний», «низкий». При этом первой позиции приписывается числовое значение «1», второй — «0,5», третьей — «0».
Коэффициент уровня компетентности может изменяться от (полная компетентность)до 0 (полная некомпетентность).
65. Методы экспертных оценок в социологических исследованиях : мозговой штурм, метод дельфи, метод синектики, морфологический анализ.
Метод Дельфи: качественно количественный. Позволяет с помощью нескольких последних голосований прийти к наилучшему решению, голосование анонимное, что исключает влияние толпы.
Технология реализации:
1.Набирают группу экспертов примерно 10 человек
2.Ставится задача (вопросы, на которые нужно ответить эксперту) ответ на вопрос – количественный по 10ти бальной шкале.
3.Проводится первый этап голосования
Оценка по 10б шкале
Номер эксперта
|
Самооценка эксперта
|
Оценка эксперта
|
Комментарий
|
1
|
7
|
5
|
|
2
|
5
|
2
|
|
3
|
10
|
10
|
|
Эксперты ставят оценку самому себе. Эксперты дают количественную оценку по вопросам голосования.
Как правило, оценка выставляется из определяемого диапазона.
Экспертов просят дать комментарий. Как можно подробнее описать свое мнение.
-
Анализ данных по результатам первого тура
4.1. Среднегрупповая оценка – среднее арифметическое всех самооценок экспертов
4.2. Средняя арифметическая всех поставленных оценок
4.3. Средневзвешенная оценка: сумма произведений оценок экспертов на самооценки, делимая на сумму всех самооценок
(7х5)+(5х2) + 100 / 23(7+5+10) = 63
4.4. Вычисляется медиана(середина ряда. Все полученные оценки упорядочиваются по возрастанию, находится середина ряда
4.5. Высчитывается доверительный материал
считаются квартили – ¼ ряда от разницы между максимальной и минимальной оценкой
Нижней оценкой доверительного материала будет считаться минимальный квартиль, а верхней максимальный квартиль
5. Всем экспертам рассылаются результаты. Изучаются и комментарии др. экспертов. Проводится второй тур голосования, в котором эксперт может, как остаться при своем мнении, так и изменить его.
Свою новую оценку он должен прокомментировать. Данные заносятся в такую же таблицу.
6.По новым данным вновь высчитываются все характеристики п.4
п4-п6 повторяются до тех пор, пока эксперты не придут к общему мнению критерием этого может быть например длина доверительного интервала.
Метод мозгового штурма.
Предназначен для генерации идей, подходит для решения проблем с множественным выбором варианта решений
1.Собирается группа экспертов
принципом отбора является разнообразным: по профессии, по уровню квалификации, опыта, возраста, по полу.
Участников собирают в одном помещении
2. Озвучивается тема обсуждения в виде вопроса, который требует ответа
3.Участники выдвигают свои идеи по поводу вопроса. Каждую идею записывают на карточки
4.Отсутствие любой критики. Проводится не более часа(20-40 минут)
Количество участников от 6 до 12(обычно 7-8)
Ведущий должен подталкивать к обсуждению
5.Оценка сгенерированных идей второй группой(группа оценщиков) др. гр. Экспертов.
Критерии оценки идей: актуальность, возможность практической реализации собственными силами
Методы, основанные на принципе мозгового штурма:
1. Мозговая атака на доске
2. Брейн-райтинг. Участники выражают свое мнение не в слух а записывают на бумаге, затем обмениваются с соседом. Записанная идея является для соседа стимулом новой идеи которая записывается тут же.
Метод синектики.
Синектика – объединение разнородных элементов(соединение несоединимого)
Для поиска оригинальных нетривиальных решений для создания рекламных роликов
Технология:
1.формируются группы по 6-8 человек
2.Метод основан на активном поиске аналогий
-25-40 лет
-образование в разных сферах
-критика допустима
В синектике используют 4 вида аналогий:
1.Прямая – сравнение рассматриваемого объекта в более или менее аналогичном образе(вертолет-стрекоза)
2.Символическая – парадоксальное формулирование фразы, отражающей суть явления(устойчивое развитие, дерево решений)
3.Фантастическая – представление фантастических средств или персонажей, выполняющих то, что требуется по условиям задачи
4.Личная аналогия – необходимо участникам представить себя тем предметом о котором идет речь в задании (представьте себя диваном).
3.Проведение синектических сессий. Последовательность решений проблемы
3.1. Проблема как осн. Задача. Проблема озвучивается в терминологии заказчика(требуется разработат)
3.2. Очищение от очевидных решений.
3.3. Превращение необычного в привычное. Поиск аналогий хорошо знакомых участникам по опыту работы
3.4.Проблема как она понята. Участники интерпретируют проблему в собсвтен. Терминологии, определяют главные трудности и проблемы, которые препятствуют в решении данного вопроса.
3.5. Наводящие вопросы
аналонии используются для того, чтобы превратить привычное в необычное
Морфологический анализ – один из наиболее распространенных методов исследования городской среды. Как правило, под морфологией города понимают распределение различных артефактов (различные объекты городского хозяйства, парки, жилые районы, а также элементы природного ландшафта городской территории) в городском пространстве.
Современные социологи обращают внимание на эффективность морфологического анализа в сочетании с другими методами изучения городской среды. В этом случае определяются не только различия материальной среды города, но и выявляется смысл каждого элемента, в отдельности и системно. Типичным примером подобного исследования является наложение выявленных морфологических различий городской среды на карту общественного мнения в отношении удовлетворенности районами проживания, качеством их инфраструктуры и т.п.
66. Метод фокус-группы в социологических исследованиях. Общая характеристика. Цели применения.
Фокус-группа – групповое интервью.
Специфика фокус-группы состоит в том, что она представляет собой микро-модель общества и дает возможность зафиксировать, наблюдать процессы зарождения, функционирования общ. Мнения, сознания.
Парадокс фокус-группы.
У участников образуется некая иллюзия о том, что их мнение важно, возможность высказаться, с другой стороны, фокус группа направлена на выявление типичных социальных реакций, а не индивидуальных.
Чрезвычайно важным для модератора является убедить респондента в том, что именно его индивидуальное мнение является важным.
Кроме того, фокус-группа позволяет фиксировать лексические особенности целевой группы, которые используются там же, в политической рекламе.
Ф.Г. помимо диагностики состояния сложившегося общественного мнения, позволяет моделировать реакции на те обстоятельства и стимулы с которыми они еще не встречались. Т.е. тестируются рекламные ролики и др. рекламные материалы, образцы упаковки, выступления политиков, политические лозунги и т.д.
Цели проведения фокус-группы:
1.Генерация идей для разработки гипотез (в том случае, если мало знаем об исследуемой проблеме)
2.Изучение процессов функционирования общественного мнения как в плане реакций, так и спонтанного проявления
3. Изучение мотивов поведения, потребностей, характер восприятия представителей целевой группы
4. Анализ лексики целевой группы
5.Лучшее понимание данных собранных в ходе количественного опроса.
67. Технология организации и проведения фокус-группы. 1. фокус-группа 8-10 чел
2. 2-3 группы.
3. Комната без окон, звукоизолирующая система. Одна стена зеркальная.
За стеклом: аналитик, директор исследовательской компании, представитель заказчика.
Технические средства: видеозапись(скрытая), модератор, ассистент модератора.
Организация фокус-группы:
1. Рекрутирование участников (занимаются полевики – рекруторы)
Ограничения рекрутмента:
-Исключается личное знакомство с рекрутером, с модератором или ассистентом, с др. участниками
-не может набирать модератор
-нельзя принуждать,упрашивать
-участники набираются на основе договора, участие оплачивается
-рекрутирование осуществляется в виде объявлений на сайтах, форумах, подходят к людям в общественных местах
2. Основные требования к подбору участников:
1.Гомоненный состав(по полу, по возрасту, соц. Положению, образование, уровень дохода)
2.Ограничение на участие(знакомство с модератором, рекрутером и т.д.)
3.Повышенная компетентность в предмете исследования
4.Знание метода исследования
Подготовка:
1.Инструмент. Расчет выборки
2.Анкета отбора участников в качестве отдельного документа, где прописаны критерии отбора
3.Сценарий фокус группы
4.Приглашение участников
5. Раздаточный материал
6.Заготовка структуры отчета
7.План проведения фокус группы
Этапы:
-Выбор места и времени проведения
-Решение вопроса с техническим оснащением
-Выбор критериев рекрутирования
-Рекрутирование участников
-Подготовка сценария
-Подбор модератора
-Выбор методических приемов
-Подготовка стимульных материалов.
68.Разработка сценария для проведения фокус-группы.
Структура сценария:
1. Вступление.
(длится 10-15 минут, хронометраж каждого блока)
1. Модератор представляет себя и тему обсуждения
2. Устанавливает контакт с группой.
3.Устанавливает условия и правила дискуссию. (добровольность, откровенность, ведется запись, анонимность конфиденциальность)
4. Модератор представляет участников (может сам, могут участники)
5. Перед участниками выставляются таблички с именами
Цель вступления: приглашение к разговору, «растопить лед», создать атмосферу доверия, мнение каждого важно.
2. Стадия обсуждения.
2.1. Разминка.
Задаются простые вопросы, их цель настроить на воспроизведение релевантного опыта или ситуации.
Цель: создание доверительного настроения, разговорить участников, объяснить участникам.
2.2. Глубинное обсуждение (фокусированное, «боди»)
Ведется основной разговор по проблеме. Исполнитель получает всю необходимую информацию, задает вопросы, как правило от общего к частному.
3. Фаза выхода из фокус-группы.
Цель: Вывести участников из разговора, поставить логическую точку, снять возможные негативные эмоции, последствия и создать позитивное настроение, уверения в ценности высказываний, выплата вознаграждения.
Приемы разработки сценария фокус-группы.
1.Составить перечень вопросов исходя из целей и задач исследования
2.Перечитать перечень вопросов, проверить их на полноту и достаточность
3.Составление самого сценария. Он состоит из блоков, тем.
Каждый блок хронометрируется, в сценарии вопросы группируются по темам.
Стандартной формы топик-гайда не существует.
Вопросов и обсуждаемых тем не должно быть слишком много, фокус группа должна иметь фокусированный характер.
69.Роль модератора фокус группы, приемы задавания вопросов и стимулирования дискуссии.
В ходе полевого исследования большое значение приобретает роль ведущего фокус-группы. Им может быть социолог, организующий исследование и интерпретирующий результаты, а также специально приглашенный ведущий.
Роль ведущего фокус-группы в маркетинговых и социологических исследованиях различная. Например, в маркетинговых исследованиях он играет решающую роль, для которой характерна высокая степень вовлеченности, что объясняется природой маркетингового исследования, где оно является товаром, предлагаемым маркетинговой фирмой клиенту и модератор в нем представляет всю исследовательскую команду.
Приемы задавания вопросов на фокус-группах:
Проективные технологии – ориентированные вопросы или создание ситуации-цели по типу «если бы». В Ф.г. данные методики широко применяются. Цели применения: разогрев участников, для получения информации, для перехода в др. тему.
виды:
-аналогия, персонификация, персонализация (если бы вы оказались на месте президента, что бы сделали?)
-методы конструирования ситуации
-ролевая игра
1.Формулировки вопросов должны быть простыми и понятными.
2.Исключить типичные вопросы количественных исследований (сколько, как часто)
3.Комбинация открытых и закрытых вопросов (расскажите подробнее, давайте поговорим о..)
Как правило, открытые вопросы задаются в начале интервью для получения среза объема информации.(что вы тогда почувствовали? Что вы имеете ввиду? поясните, пожалуйста..)
Полуструктурированный вопрос:
- Структурированный по ответу, свободный по стимулу.
(что вы узнали из этого рекламного ролика, чего не знали ранее?)
-структурированный по стимулу, свободный по ответу.
(каковы ваши ощущения по поводу упаковки товара?)
Если выбрана стратегия прямой воронки (от общего к частному), то такие вопросы задают после открытых, чтобы получить объяснение и направить ход беседы в нужное русло.
Закрытые: «да», «нет». (Вам это нравится? Вы рассержены? Как давно вы себя так ощущаете?)
Используются для получения оценок на завершающих этапах дискуссии.
К новой теме обсуждения обсуждения не переходят, пока детально не рассмотрена предыдущая (лучше меньше, да лучше)
Основной метод – фокусировка
-Ретроспективная фокусировка – просьба респондентов припомнить какую-либо ситуацию (воссоздание стимульной части) Предполагает словесное воспроизведение ситуации из прошлого (припомните, пожалуйста, что тогда произошло?)
-Эмоциональная фокусировка (фокусировка на чувствах)
Ресчпондента просят рассказать о том, что он чувствовал (что вы почувствовали?) повторение подразумеваемых или высказываемых эмоций.
Для раскрытия глубины чувств респондентов можно использовать прием контролируемого проектирования – приписывание своих чувств другим.
Прием идентификации – выяснить, с какими участниками стимульной ситуации ассоциируют себя респондент.
Приемы стимулирования дискуссии:
- Молчание (пауза) – наиболее эффективный прием стимулирования речевого потока
-Подбадривание (номинальная поддержка)демонстрация интереса к высказываниям респондента без выражения согласия, недоверия к суждениям
вербальное(уточнение вопросов, повторы)
невербальное(кивок, смотреть в глаза)
-Отражение(эхо) – повторение с вопросительной информацией последней фразы респондента или слова. Подбадривание позволяет получить более расширенные ответы на вопросы.
- Вопросы-синонимы – задавание одного и того же вопроса в слегка измененной форме. (в чем это выражается? Как это представляется?
-Прямая просьба расширить ответ (что вы имеете в виду?). Может быть немедленной (уточнение) или ретроспективной (возврат)
-Парафраз – перефразирование ответов респондента, упрощение ответа с целью его уточнения.
-Суммирующий вопрос – задается закрытый вопрос, далее идет просьба разъяснить
-Прямая просьба разъяснить ответ. В речи респондента содержатся противоречия (для меня не совсем ясно..)
-Конкретизирующие вопрос – ссылки на конкретные высказывания респондентов с просьбой их разъяснить.
-Мутация или изменение темы.
|
|
|