Главная страница
Навигация по странице:

Понятие и функции методологии социологического исследования



Скачать 182.89 Kb.
Название Понятие и функции методологии социологического исследования
Анкор METODOLOGIYa_EKZAMEN.docx
Дата 14.04.2017
Размер 182.89 Kb.
Формат файла docx
Имя файла METODOLOGIYa_EKZAMEN.docx
Тип Документы
#1119
страница 9 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Основное назначение экспертного опросавыявление наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, достоверности, обоснованности информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов.

Основной инструментарий экспертных опросов — анкета или бланк-интервью, разработанные по специальной программе. В соответствии с этим процедура опроса может заключаться либо в анкетировании, либо в интервьюировании экспертов.


64.Критерии отбора экспертов, способы оценки их компетентности.
Состав экспертной группы определяет эффективность использования этого метода. Дело в том, что такой характеристикой, как знания и опыт по данной проблематике, можно пользоваться только на самом первоначальном этапе отбора. Очень часто исследователь в первоначальный список потенциальных экспертов включает всех, кто работает в данной области, а затем отбирает из него узкий круг лиц.


На самом первом этапе отбора в качестве критериев целесообразно использовать два признака: род занятийи стаж работы по интересующему нас профилюПри необходимости учитываются также уровень, характер образования, опыт общественно-политической деятельности, возраст и др. Первый список экспертов может быть весьма широким, однако в последующем его целесообразно «сузить», так как не каждый человек способен выступить в роли эксперта.

Центральный критерий отбора экспертов — их компетентность.Для ее определения применимы, с той или иной степенью точности, два метода; самооценка экспертови коллективная оценка авторитетности экспертов.

Наиболее простая и удобная форма самооценки экспертов - совокупный индекс, рассчитанный на основании оценки экспертами своих знаний, опыта и способностей по ранговой шкале с позициями «высокий», «средний», «низкий». При этом первой позиции приписывается числовое значение «1», второй — «0,5», третьей — «0».

Коэффициент уровня компетентности может изменяться от (полная компетентность)до 0 (полная некомпетентность).

65. Методы экспертных оценок в социологических исследованиях : мозговой штурм, метод дельфи, метод синектики, морфологический анализ.


Метод Дельфи:
качественно количественный. Позволяет с помощью нескольких последних голосований прийти к наилучшему решению, голосование анонимное, что исключает влияние толпы.
Технология реализации:

1.Набирают группу экспертов примерно 10 человек
2.Ставится задача (вопросы, на которые нужно ответить эксперту) ответ на вопрос – количественный по 10ти бальной шкале.
3.Проводится первый этап голосования
Оценка по 10б шкале


Номер эксперта

Самооценка эксперта

Оценка эксперта

Комментарий

1

7

5




2

5

2




3

10

10




Эксперты ставят оценку самому себе. Эксперты дают количественную оценку по вопросам голосования.
Как правило, оценка выставляется из определяемого диапазона.
Экспертов просят дать комментарий. Как можно подробнее описать свое мнение.

  1. Анализ данных по результатам первого тура
    4.1. Среднегрупповая оценка – среднее арифметическое всех самооценок экспертов
    4.2. Средняя арифметическая всех поставленных оценок
    4.3. Средневзвешенная оценка: сумма произведений оценок экспертов на самооценки, делимая на сумму всех самооценок
    (7х5)+(5х2) + 100 / 23(7+5+10) = 63
    4.4. Вычисляется медиана(середина ряда. Все полученные оценки упорядочиваются по возрастанию, находится середина ряда
    4.5. Высчитывается доверительный материал
    считаются квартили – ¼ ряда от разницы между максимальной и минимальной оценкой
    Нижней оценкой доверительного материала будет считаться минимальный квартиль, а верхней максимальный квартиль


5. Всем экспертам рассылаются результаты. Изучаются и комментарии др. экспертов. Проводится второй тур голосования, в котором эксперт может, как остаться при своем мнении, так и изменить его.
Свою новую оценку он должен прокомментировать. Данные заносятся в такую же таблицу.


6.По новым данным вновь высчитываются все характеристики п.4
п4-п6 повторяются до тех пор, пока эксперты не придут к общему мнению критерием этого может быть например длина доверительного интервала.
Метод мозгового штурма.
Предназначен для генерации идей, подходит для решения проблем с множественным выбором варианта решений
1.Собирается группа экспертов
принципом отбора является разнообразным: по профессии, по уровню квалификации, опыта, возраста, по полу.
Участников собирают в одном помещении
2. Озвучивается тема обсуждения в виде вопроса, который требует ответа
3.Участники выдвигают свои идеи по поводу вопроса. Каждую идею записывают на карточки
4.Отсутствие любой критики. Проводится не более часа(20-40 минут)
Количество участников от 6 до 12(обычно 7-8)
Ведущий должен подталкивать к обсуждению
5.Оценка сгенерированных идей второй группой(группа оценщиков) др. гр. Экспертов.
Критерии оценки идей: актуальность, возможность практической реализации собственными силами

Методы, основанные на принципе мозгового штурма:
1. Мозговая атака на доске
2. Брейн-райтинг. Участники выражают свое мнение не в слух а записывают на бумаге, затем обмениваются с соседом. Записанная идея является для соседа стимулом новой идеи которая записывается тут же.

Метод синектики.
Синектика – объединение разнородных элементов(соединение несоединимого)
Для поиска оригинальных нетривиальных решений для создания рекламных роликов
Технология:
1.формируются группы по 6-8 человек
2.Метод основан на активном поиске аналогий
-25-40 лет
-образование в разных сферах
-критика допустима
В синектике используют 4 вида аналогий:
1.Прямая – сравнение рассматриваемого объекта в более или менее аналогичном образе(вертолет-стрекоза)

2.Символическая – парадоксальное формулирование фразы, отражающей суть явления(устойчивое развитие, дерево решений)
3.Фантастическая – представление фантастических средств или персонажей, выполняющих то, что требуется по условиям задачи
4.Личная аналогия – необходимо участникам представить себя тем предметом о котором идет речь в задании (представьте себя диваном).


3.Проведение синектических сессий. Последовательность решений проблемы
3.1. Проблема как осн. Задача. Проблема озвучивается в терминологии заказчика(требуется разработат)
3.2. Очищение от очевидных решений.
3.3. Превращение необычного в привычное. Поиск аналогий хорошо знакомых участникам по опыту работы
3.4.Проблема как она понята. Участники интерпретируют проблему в собсвтен. Терминологии, определяют главные трудности и проблемы, которые препятствуют в решении данного вопроса.
3.5. Наводящие вопросы
аналонии используются для того, чтобы превратить привычное в необычное
Морфологический анализ – один из наиболее распространенных методов исследования городской среды. Как правило, под морфологией города понимают распределение различных артефактов (различные объекты городского хозяйства, парки, жилые районы, а также элементы природного ландшафта городской территории) в городском пространстве.

Современные социологи обращают внимание на эффективность морфологического анализа в сочетании с другими методами изучения городской среды. В этом случае определяются не только различия материальной среды города, но и выявляется смысл каждого элемента, в отдельности и системно. Типичным примером подобного исследования является наложение выявленных морфологических различий городской среды на карту общественного мнения в отношении удовлетворенности районами проживания, качеством их инфраструктуры и т.п.

66. Метод фокус-группы в социологических исследованиях. Общая характеристика. Цели применения.

Фокус-группа
– групповое интервью.
Специфика фокус-группы состоит в том, что она представляет собой микро-модель общества и дает возможность зафиксировать, наблюдать процессы зарождения, функционирования общ. Мнения, сознания.

Парадокс фокус-группы.
У участников образуется некая иллюзия о том, что их мнение важно, возможность высказаться, с другой стороны, фокус группа направлена на выявление типичных социальных реакций, а не индивидуальных.
Чрезвычайно важным для модератора является убедить респондента в том, что именно его индивидуальное мнение является важным.

Кроме того, фокус-группа позволяет фиксировать лексические особенности целевой группы, которые используются там же, в политической рекламе.
Ф.Г. помимо диагностики состояния сложившегося общественного мнения, позволяет моделировать реакции на те обстоятельства и стимулы с которыми они еще не встречались. Т.е. тестируются рекламные ролики и др. рекламные материалы, образцы упаковки, выступления политиков, политические лозунги и т.д.

Цели проведения фокус-группы:

1.Генерация идей для разработки гипотез (в том случае, если мало знаем об исследуемой проблеме)
2.Изучение процессов функционирования общественного мнения как в плане реакций, так и спонтанного проявления
3. Изучение мотивов поведения, потребностей, характер восприятия представителей целевой группы
4. Анализ лексики целевой группы
5.Лучшее понимание данных собранных в ходе количественного опроса.

67. Технология организации и проведения фокус-группы.
1. фокус-группа 8-10 чел
2. 2-3 группы.
3. Комната без окон, звукоизолирующая система. Одна стена зеркальная.
За стеклом: аналитик, директор исследовательской компании, представитель заказчика.
Технические средства: видеозапись(скрытая), модератор, ассистент модератора.

Организация фокус-группы:
1. Рекрутирование участников (занимаются полевики – рекруторы)
Ограничения рекрутмента:
-Исключается личное знакомство с рекрутером, с модератором или ассистентом, с др. участниками
-не может набирать модератор
-нельзя принуждать,упрашивать
-участники набираются на основе договора, участие оплачивается
-рекрутирование осуществляется в виде объявлений на сайтах, форумах, подходят к людям в общественных местах
2. Основные требования к подбору участников:
1.Гомоненный состав(по полу, по возрасту, соц. Положению, образование, уровень дохода)
2.Ограничение на участие(знакомство с модератором, рекрутером и т.д.)
3.Повышенная компетентность в предмете исследования
4.Знание метода исследования

Подготовка:
1.Инструмент. Расчет выборки
2.Анкета отбора участников в качестве отдельного документа, где прописаны критерии отбора
3.Сценарий фокус группы
4.Приглашение участников
5. Раздаточный материал
6.Заготовка структуры отчета
7.План проведения фокус группы
Этапы:
-Выбор места и времени проведения
-Решение вопроса с техническим оснащением
-Выбор критериев рекрутирования
-Рекрутирование участников
-Подготовка сценария
-Подбор модератора
-Выбор методических приемов
-Подготовка стимульных материалов.

68.Разработка сценария для проведения фокус-группы.


Структура сценария:
1. Вступление.
(длится 10-15 минут, хронометраж каждого блока)
1. Модератор представляет себя и тему обсуждения
2. Устанавливает контакт с группой.
3.Устанавливает условия и правила дискуссию. (добровольность, откровенность, ведется запись, анонимность конфиденциальность)
4. Модератор представляет участников (может сам, могут участники)
5. Перед участниками выставляются таблички с именами

Цель вступления: приглашение к разговору, «растопить лед», создать атмосферу доверия, мнение каждого важно.

2. Стадия обсуждения.
2.1. Разминка.
Задаются простые вопросы, их цель настроить на воспроизведение релевантного опыта или ситуации.
Цель: создание доверительного настроения, разговорить участников, объяснить участникам.
2.2. Глубинное обсуждение (фокусированное, «боди»)
Ведется основной разговор по проблеме. Исполнитель получает всю необходимую информацию, задает вопросы, как правило от общего к частному.

3. Фаза выхода из фокус-группы.
Цель: Вывести участников из разговора, поставить логическую точку, снять возможные негативные эмоции, последствия и создать позитивное настроение, уверения в ценности высказываний, выплата вознаграждения.

Приемы разработки сценария фокус-группы.
1.Составить перечень вопросов исходя из целей и задач исследования
2.Перечитать перечень вопросов, проверить их на полноту и достаточность
3.Составление самого сценария. Он состоит из блоков, тем.
Каждый блок хронометрируется, в сценарии вопросы группируются по темам.
Стандартной формы топик-гайда не существует.
Вопросов и обсуждаемых тем не должно быть слишком много, фокус группа должна иметь фокусированный характер.


69.Роль модератора фокус группы, приемы задавания вопросов и стимулирования дискуссии.
В ходе полевого исследования большое значение приобретает роль ведущего фокус-группы. Им может быть социолог, организующий исследование и интерпретирующий результаты, а также специально приглашенный ведущий.

Роль ведущего фокус-группы в маркетинговых и социологических исследованиях различная. Например, в маркетинговых исследованиях он играет решающую роль, для которой характерна высокая степень вовлеченности, что объясняется природой маркетингового исследования, где оно является товаром, предлагаемым маркетинговой фирмой клиенту и модератор в нем представляет всю исследовательскую команду.

Приемы задавания вопросов на фокус-группах:

Проективные технологии – ориентированные вопросы или создание ситуации-цели по типу «если бы». В Ф.г. данные методики широко применяются. Цели применения: разогрев участников, для получения информации, для перехода в др. тему.
виды:
-аналогия, персонификация, персонализация (если бы вы оказались на месте президента, что бы сделали?)
-методы конструирования ситуации
-ролевая игра

1.Формулировки вопросов должны быть простыми и понятными.
2.Исключить типичные вопросы количественных исследований (сколько, как часто)
3.Комбинация открытых и закрытых вопросов (расскажите подробнее, давайте поговорим о..)
Как правило, открытые вопросы задаются в начале интервью для получения среза объема информации.(что вы тогда почувствовали? Что вы имеете ввиду? поясните, пожалуйста..)
Полуструктурированный вопрос:
- Структурированный по ответу, свободный по стимулу.
(что вы узнали из этого рекламного ролика, чего не знали ранее?)

-структурированный по стимулу, свободный по ответу.
(каковы ваши ощущения по поводу упаковки товара?)

Если выбрана стратегия прямой воронки (от общего к частному), то такие вопросы задают после открытых, чтобы получить объяснение и направить ход беседы в нужное русло.

Закрытые: «да», «нет». (Вам это нравится? Вы рассержены? Как давно вы себя так ощущаете?)
Используются для получения оценок на завершающих этапах дискуссии.

К новой теме обсуждения обсуждения не переходят, пока детально не рассмотрена предыдущая (лучше меньше, да лучше)
Основной метод – фокусировка
-Ретроспективная фокусировка – просьба респондентов припомнить какую-либо ситуацию (воссоздание стимульной части) Предполагает словесное воспроизведение ситуации из прошлого (припомните, пожалуйста, что тогда произошло?)
-Эмоциональная фокусировка (фокусировка на чувствах)
Ресчпондента просят рассказать о том, что он чувствовал (что вы почувствовали?) повторение подразумеваемых или высказываемых эмоций.
Для раскрытия глубины чувств респондентов можно использовать прием контролируемого проектирования – приписывание своих чувств другим.
Прием идентификации – выяснить, с какими участниками стимульной ситуации ассоциируют себя респондент.

Приемы стимулирования дискуссии:
- Молчание (пауза) – наиболее эффективный прием стимулирования речевого потока
-Подбадривание (номинальная поддержка)демонстрация интереса к высказываниям респондента без выражения согласия, недоверия к суждениям
вербальное(уточнение вопросов, повторы)
невербальное(кивок, смотреть в глаза)
-Отражение(эхо) – повторение с вопросительной информацией последней фразы респондента или слова. Подбадривание позволяет получить более расширенные ответы на вопросы.
- Вопросы-синонимы – задавание одного и того же вопроса в слегка измененной форме. (в чем это выражается? Как это представляется?
-Прямая просьба расширить ответ (что вы имеете в виду?). Может быть немедленной (уточнение) или ретроспективной (возврат)
-Парафраз – перефразирование ответов респондента, упрощение ответа с целью его уточнения.
-Суммирующий вопрос – задается закрытый вопрос, далее идет просьба разъяснить
-Прямая просьба разъяснить ответ. В речи респондента содержатся противоречия (для меня не совсем ясно..)
-Конкретизирующие вопрос – ссылки на конкретные высказывания респондентов с просьбой их разъяснить.
-Мутация или изменение темы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
написать администратору сайта