Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Понятие и функции методологии социологического исследования
Виды:
Выборка доступных случаев
-
Отбор типичных случаев – при использовании данного метода отбираются те единицы генеральной совокупности, которые обладают средним или типичным значением признака в статистическом отношении.
Метод типичных представителей часто оказывается удобным на высших ступенях отбора, когда необходимо ограничиться небольшим количеством объектов. Отбор типичных объектов может в достаточной мере обеспечить репрезентативность полученных данных только в том случае, если приняты меры по обоснованию выбора объектов. Для этого необходимо иметь дополнительную информацию по ряду признаков, которые могут рассматриваться в качестве контрольных.
Метод «снежного кома» - разновидность целенаправленного выбора, при котором предполагается, что отбор дополнительных (последующих) респондентов производится после ссылки на них первоначально отобранных. Такая процедура используется при изучении особенных, редких, неслучайных совокупностей.
Метод стихийного отбора только внешне похож на случайный отбор, поскольку социолог, приблизительно зная, кого ему надо опросить, идет на улицу или останавливается у станции метро, опрашивая всех, кого удастся или кто похож на представителей генеральной совокупности, например людей в возрасте от 30 до 40 лет. Никаких математических процедур при составлении выборки здесь не применяется, и соблюсти контроль за обеспечением репрезентативности невозможно.
Квотная выборка-вся изучаемая генеральная совокупность делится на социально- демографические группы в соответствии с целями исследования. Количество критериев разбиения на группы, как правило, не больше 4 (пол, возраст, место проживания, профессиональная принадлежность). В результате получается выборка, которая представляет все заданные пропорции групп в генеральной совокупности. Получив квотное задание, анкетер отбирает респондентов, соответствующих квоте по собственному усмотрению.*район проживания, *пол, *возраст.
56. Одноступенчатые и многоступенчатые выборки.
Одноступенчатая выборка – предполагает, что из генеральной совокупности сразу осуществляется отбор респондентов для опроса. (например, случайный отбор).
Многоступенчатая выборка – предполагает несколько ступеней, при этом на каждой ступени меняется единица отбора и объекты самой нижней ступени, с которых ведется непосредственный сбор информации, называется единицами наблюдения.
Выбор в одноступенчатой выборке способа построения выборки зависит от характеристики объекта исследования и задач исследования.
Типичные случаи, когда требуется многоступенчатая выборка: региональные, общенациональные, международные
Чем больше ступеней в выборке, тем больше будет ошибка репрезентативности и выше погрешность.
Одноступенчатая выборка предполагает, что из генеральной совокупности сразу осуществляется отбор респондентов для опроса. Процедура же многоступенчатой выборки включает несколько ступеней, при этом на каждой из них единица отбора меняется. «Различают единицы отбора первой ступени (первичные единицы), единицы отбора вторичной ступени (вторичные единицы) и так далее. Объекты самой нижней ступени, с которых ведется непосредственный сбор информации, называются единицами наблюдения».
Например, задача исследования – изучение свободного времени студентов всей страны.
Процедура будет строиться следующим образом:
1. отбор регионов;
2. отбор города в них, где есть вузы;
3. отбор учебных заведений, в которых будет проводиться исследование;
4. выбор академических групп;
5. отбор студентов.
Многоступенчатая выборка осуществляется не в локальных масштабах, а в региональных, общенациональных, международных. Использовать одноступенчатую выборку в таких масштабах нерационально, да и очень дорого обойдётся такое исследование. Многоступенчатая выборка в этом плане экономична и упрощает подход к выбору объекта.
57. Репрезентативность выборки и ошибки в выборочном исследовании.
Репрезентативность – это свойство выборки отражать характеристики изучаемой ген совокупности.
Требование репрезентативности выборки означает, что по выделенным параметрам или критериям состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям ген совокупности.
Многоступенчатая и одноступенчатая выборки.
Объем выборочной совокупности зависит от:
1)затраты на сбор информации, включ трудовые, временные и тд.
2)стремление к определенной степени стат результатов, которую надеется получить исследователь.
3)степень однородности ген совокупности.
Однородной считается совокупность, в которой контролируемый признак распределен равномерно, т.е. не образует пустот и сгущений.
Ошибка выборки (репрезентативности):
Ошибка репрезентативности – расхождение между свойствам генеральной или рын совокупности.
Ошибка выборки – отклонение средних характеристик в выборочной совокупности от средних характеристик в ген совокупности.
На практике ошибка выборки определяется путем сравнения известных характеристик генеральной совокупности из выборочных средних.
Расчет средней ошибки выборки при случайном бесповторном отборе
M = * n-объем выборочной совокупности, N-объем ген совокупности, S- среднее квадратическое отклонение.
Среднее квадратическое отклонение – квадратный корень из дисперсии.
Дисперсия-мера рассеивания случайной величины.
репрезентативность выборки определяется двумя компонентами: систематическим и случайным.
Случайная ошибка – ошибка, возникающая в результате случайных различий между единицами, попавшими в выборку и единицами ген совокупности. Случайные ошибки связаны со статистической погрешностью и случ ошибки уменьшаются с увеличением объема выборочной совокупности. Выборка > меньше случ ошибка.
Случайную ошибку можно измерить методами математической статистики, при условии соблюдения принципа случайности при формировании выборочной совокупности (см формулу)
Систематическая ошибка – это ошибка, возникающая в связи с особенностями принятой системой отбора респондентов или в связи с нарушением установленных правил отбора.
Величину систематических ошибок определить при помощи математических формул невозможно.
Качество выборки определяется двумя показателями:
1)Репрезентативность
2)Надежность: -адекватность (решение поставленной задачи),- отсутствие дублирования единиц наблюдения, -полнота выборки.
Обоснование репрезентативности выборки (2 подхода):
1)статистический подход – репрезентативность выборки обеспечивается спец вероятностными методами извлечения единиц наблюдения. (случайный отбор респондентов)
В данном случае ошибка выборки оценивается с заданной вероятностью. (если выборка случайная)
2)нестатистическое обоснование выборки – теоретическое доказательство того, что выборка представляет собой генеральную совокупность. При использовании подхода стат оценивание выборки не производится.
Ремонт выборки – это сам процесс устранения погрешностей, т.е. расхождение двух совокупностей генеральной и выборочной.
58. Уровень доверительности и доверительный интервал в социологическом исследовании.
Доверительный интервал – диапазон, в который, как ожидается, попадут истинные значения изучаемого параметра в генеральной совокупности при заданном уровне достоверности (доверительности).
Уровень доверительности – степень вероятности того, что истинное значение изучаемого параметра генеральной совокупности попадет в доверительный интервал.
Наиболее часто встречаются показатели уровня доверительности: 0,95 и 0,99.
Доверительный интервал – диапазон, крайним точкам которого соответствует определенный % определённых ответов на вопрос.
Чтобы найти границы доверительного интервала, нужно умножить среднее квадратическое отклонение на коэффициент уровня достоверности. Полученный результат вычитаем из конкретного процентного значения => получаем нижнюю границу доверительного интервала; прибавляем => получаем верхнюю.
Показатели уровня достоверности и значения коэффициента уровня достоверности используются также для определения искомого объема выборки.
59.Анализ документов как метод сбора социологической информации: целевое назначение метода, его преимущества и ограничения.
Любое эмпирическое социологическое исследование должно начинаться с анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме. Под документами в социологии понимаются специально созданные предметы, предназначенные для передачи и хранения информации.
Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования.
Основное назначение метода - извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.
Наиболее часто он используется для описания событий и процессов, происходящих в обществе, изучения социальных изменений.
Существуют определенные правила работы с документами, которые должен знать социолог:
следует отделить факты от оценок в документе;
необходимо проверить достоверность источника и информации из него;
следует проверять выводы, полученные из информации, собранной методом анализа документов с помощью использования нескольких источников документальной информации, либо применяя другие методы сбора социологических данных.
Достоинства:
Главные достоинства метода анализа документов заключаются в возможности избежать влияния исследователя на изучаемый объект и достижения сравнительно высокой степени надежности получаемых данных, так как документы наиболее удобны для перепроверки. Кроме того, этот метод позволяет получать информацию, которую не удается выявить посредством других методов. Малые финансовые затраты. Недостатки:
Наиболее значимым недостатком контент-анализа является ограниченность сообщений, относящихся к изучаемой проблеме. Некоторые темы очень нерегулярно появляются в доступных средствах информации. Еще труднее бывает найти в одной и той выборке комбинацию из двух и более вариантов, которые позволяли бы проверить гипотезы об их взаимоотношениях. Контент-анализ требует от исследователя намного больше воображения и изобретательности, чем какой-либо другой метод исследования.
60. Понятие документа в социологии, классификации документальных источников информации.
Документ – информация на материальном носителе имеющая юридическую силу. В наст. Времени юридическую силу имеют и электронные документы
Документ предполагает любое средство закрепления информации об окружающей действительности (любая текстовая информация на любом носителе, видеофакты). Под документами в социологии понимаются специально созданные предметы, предназначенные для передачи и хранения информации.
Виды документов:
- Официальные – правительственные материалы, постановления, архивные и текущие документы, финансовая отчетность, протоколы суд. Органов и прокуратуры, все документы удостоверяющие личность.
Создаются организациями или должностными лицами по определенным правилам и стандартам:
-наличие реквизитов. Содержат данные об адресате и адресанте, форме документы, дата, подпись. Офиц. Документ должен иметь регистрационный номер.
-имеют определенную структуру.
- Неофициальные – любые личные материалы, а так же выполненные обобщения, наблюдений, результаты исследований.
- По форме фиксации информации документы делятся на:
письменные документы; архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме; иконографическую документацию (кино-, видео- и фотодокументы,- картины и т. д.); фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки).
61. Качественный (традиционный) анализ документов Анализ документов — метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах. Он позволяет получить сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение либо опрос участников которых уже невозможны. Изучение по текстам одного и того же явления на протяжении многих лет позволяет установить тенденции и динамику его развития.
Качественный (традиционный) анализ документов включает все многообразие операций, связанных с отбором и оценкой качества документов, восприятием и интерпретацией их содержания. Такой метод основан на интуитивном понимании, анализе и обобщении содержания документов, а также на логическом обосновании выводов. Типичным примером традиционного интуитивного анализа документов является чтение социологом литературы по изучаемой проблеме и изложение своих выводов в виде научного обзора. Главное ограничение — возможность субъективных смещений информации, обусловленная влиянием установок и предпочтений исследователя, сложившихся до начала анализа. Подобные влияния могут не осознаваться, а строгих критериев для их обнаружения и оценки не существует. Для преодоления подобных недостатков применяются методики формализованного анализа текстов.
Традиционный анализ позволяет преобразовать первоначальную форму информации, содержащейся в документе в ту форму информации, которая интересует исследователя.
Традиционный анализ документа представляет собой самостоятельный, творческий процесс, который зависит от:
1) содержания, направленности самого документа;
2) условий, целей и задач проводимого исследования;
3) квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя (более квалифицированный и творчески мыслящий исследователь сумеет извлечь из одного и того же документа гораздо более обширное и нужное для исследования содержание, чем менее квалифицированный и опытный, не обладающий творческим воображением).
Вопрос №62. Качественно-количественный анализ документов (контент-анализ): целевое назначение метода, процедура проведения
Стремление в максимальной степени избежать субъективизма, потребность в социологическом изучении и обобщении большого объёма информации, ориентация на использование современной вычислительной техники при обработке содержания текстов привели к становлению метода формализованного, качественно-количественного изучения документов (контент - анализ).
Термин «контент – анализ» впервые начал применяться в конце XIX — начале XX в. в американской журналистике
Контент-анализ –анализ документов основанный на выделении и посчете определенных текстовых единиц.
Логика контент-анализа – это выделение определенных смысловых единиц текста ( в виде категорий анализа – смысловые единицы, выраженность которых подлежить регистрации, в соответсвии с поставленной целью)
Единица анализа (индикатор) – признаки выраженности смысловых единиц, характеризуются принадлежностью к определенной категории, представляют собой различные части текста : слова, термины, словосочетания и т.д.
Единица счета – количественные характеристики отношений категорий друг к другу, или единиц анализа к категориям.
Существует 2 варианта фиксирования единиц счета:
1.частота появления в тексте категории или ее признака.
2. Объем внимания к данной категории
Принято считать, что контент-анализ состоит из трех основных этапов:
1) выделяются единицы анализа, которые затем сводятся в категории анализа и переводятся в машиночитаемый вид;
2) проводится подсчет частотных распределений, применяется математический аппарат для выявления взаимосвязей единиц анализа;
3) осуществляется интерпретация полученных результатов.
Объектом контент-анализа могут быть экземпляры книг, плакатов или листовок, номера газет, фильмы, публичные выступления, теле и радиопередачи, общественные и личные документы, журналистские интервью, ответы на открытые вопросы анкет и другое.
Они составляют то, что называется выборкой, — ту часть текстов, которые достаточны для анализа всего массива публикаций, и обеспечивают репрезентативность данных. Единицей анализа может быть, что угодно: темы и проблемы, пропозиции, образы, идеологемы, метафоры, примеры и аналогии, каламбуры, аллитерации, мифологемы, кочующие образы и многое другое.
Выбор единиц анализа зависит от исследовательской программы, объекта, предмета, цели, задач и гипотез исследования. Переход от задачи к единицам анализа аналогичен процедуре теоретической и эмпирической интерпретации понятий и поиска индикаторов.
63.Назначение, особенности, преимущества экспертного опроса.
Экспертный опрос — разновидность социологического опроса, в ходе которого респондентами выступает особый тип людей — эксперты, т.е. высококвалифицированные специалисты в определенной сфере.
Это компетентные лица, имеющие глубокие знания о предмете или объекте исследования.
1. Эксперты
2.Носители проблемы.
Экспертные опросы могут быть:
1. индивидуальные (для получения такой информации, которую невозможно получить никакими другими методами)
они делятся на: количественные (серия интервью) , качественные (мозговой штурм и т.д.)
Примеры:
-отношение к пациентам
-уровень квалифицированности и проффесиональзима врачей
-оснащенность оборудования
-качество диагностики и лечения
Индивидуальные экспертные опросы используются для прогнозирования развития ситуации в будущем, а так же для получения оценок относительно различных текущих значений.
Цели индивидуального экспертного опроса:
1.Установить, что будет(прогноз)
2.Обобщение и анализ результатов предоставленных др. экспертами
3. Составление сценариев
4.Выдача экспертных заключений на работу др. специалистов или организаций
2. групповые
1.Открытое обсуждение поставленных вопросов с последующим открытым или закрытым голосованием
2.Обсуждение с последующим закрытым голосованием или заполнением анкет
3.Свободное высказывание без обсуждения или голосования.
Бывают структурированные и открытые.
|
|
|