Навигация по странице:
|
Понятие и функции методологии социологического исследования
Виды:
По специфике поставленной задачи различают научно-исследовательские и практические эксперименты:
-В ходе научно-исследовательского эксперимента проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, еще не нашедшие своего достаточного подтверждения или вовсе недоказанные.
-Практический эксперимент - включает многочисленные процессы экспериментирования в сфере социальных отношении. Имеются ввиду процессы экспериментирования, которые совершаются в ходе, например, совершенствования системы образования и обучения.
по характеру объекта и предмета исследования
по специфике поставленной задачи
по характеру экспериментальной ситуации
по логической структуре доказательства гипотезы.
Констатирующий эксперимент предполагает изучение состояния объекта и предмета познания без его преобразования.
Формирующий эксперимент предполагает открытое влияние на сознание, чувства и поведение человека в виде измененных условий жизнедеятельности.
Панельный эксперимент - широкий, с охватом большого количества экспериментируемых, например нескольких групп, классов, школ. Как правило, он проводится непродолжительное время.
Лонгитюдный эксперимент, напротив, очень глубокий эксперимент на небольшой группе людей и даже одном человеке, но в течение продолжительного времени. Такого рода эксперименты часто проводятся в коррекционной работе.
Стратегия проведения:
-
Экспериментатор обязан располагать необходимой информацией по изучаемой проблеме. После формулировки проблемы определяются ключевые понятия, содержащиеся в специальной научной литературе и социологических словарях. При работе с литературой не только уточняется проблема, но и вырисовывается план исследования, возникают новые гипотезы.
Далее определяются переменные в терминах экспериментальной процедуры; в первую очередь выделяются внешние переменные, которые могут существенно повлиять на зависимую переменную.
Отбор испытуемых должен отвечать требованию репрезентативности, т.е. производиться с учетом характеристики генеральной совокупности, иначе говоря, состав экспериментальной группы должен моделировать эту совокупность, поскольку выводы, получаемые в результате экспериментов, распространяются на население в целом.
Кроме того, испытуемые должны быть распределены по экспериментальной и контрольной подгруппам так, чтобы они были эквивалентными.
Исследователь экспериментально воздействует на первую группу, а в контрольной группе воздействие отсутствует. В результате полученное различие можно отнести к независимой переменной.
Полученная в ходе эксперимента информация об изменении показателей изучаемого объекта способствует уточнению, опровержению или подтверждению исходной гипотезы исследования.
Социометрический метод социологического исследования.
Социометрия - теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Якоб Морено. Реже, социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах. Социометрия - это метод исследования, применяемый для анализа внутригрупповых (межличностных) отношений в малых группах.
Суть этой теории основывается на утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения но и субъективные, эмоциональные отношения, часто внешне никак не проявляющиеся. С появлением социометрии стало возможным количественное измерение эмоциональных отношений (симпатии, неприязнь, безразличие) в малых социальных группах.
Для анализа и интерпретации результатов социометрии большое значение имеет разновидность группы, где проводятся исследования.
В данном случае различают «группу членства» и «референтную» группу. Первая из них объединяет людей, формально входящих в нее; вторая – тех, кто в совокупности создает «значимый круг общения».
В основе процедуры рассматриваемого метода лежит социометрический опрос. А суть самой процедуры – исчисление персональных и групповых социометрических индексов.
Требования к проведению социометрического опроса:
1. Социометрический опрос можно проводить в группах, члены которых имеют опыт совместной деятельности не менее 6-ти месяцев.
2. Выбранный критерий, по которому проводится опрос, должен быть однозначно воспринимаемым и понимаемым всеми членами группы.
3. Опрос должен проводиться посторонним лицом.
4. Количество социометрических критериев не должно превышать 8-10.
Базовые понятия социометрического метода: выбор, отклонение, опускание.
При проведении социометрического опроса используются следующие понятия. Выбор – выражение каким-либо индивидом желания сотрудничать с другим индивидом. В опросе оно отмечается знаком + .отклонение – отрицательный выбор, желание отклониться от сотрудничеств с кем – либо. В опросе отмечается знаком - . опускание – оставление одним индивидом другого без внимания, проявление к нему безразличия. Отмечается знаком 0.
38. Понятие социометрического критерия и его виды.
Социометрический критерий – это конкретная ситуация, характеризующаяся контактами, и предоставляющая возможность выбора или отклонения для опрашиваемого.
Виды:
По степени значимости вопросов критерии могут быть «слабыми» и «сильными». Например, для учеников сильный критерий – сидеть за партой и слабый – пойти в кино. «Сильные» критерии, как правило, заставляют респондентов с большей ответственностью подойти к вопросу выбора. Слабый критерий затрагивает менее значимые отношения человека. В этом смысле критерий «С кем бы ты поделился своими проблемами?» будет более сильный, чем критерий «Кого ты хотел бы пригласить на день рождения?».
По форме предъявления критерии могут быть «положительными» и «отрицательными». Например, положительный критерий – «С кем бы ты хотел играть в совместную игру (можно указать конкретно какую)?». Отрицательный критерий – «С кем бы ты не стал играть в совместную игру?». Положительные и отрицательные критерии иногда называются в литературе прямыми и обратными.
Критерии бывают производственными и непроизводственными. Производственные критерии выясняют взаимосвязи при выполнении трудовых обязанностей. Непроизводственные критерии выявляют межличностные отношения вне производства, например, по поводу проведения свободного времени.
Критерии могут быть прогностическими. В этом случае выявляется структура ожидаемых отношений.
Все названные выше примеры критериев являются по форме «двойными» критериями. Так называются критерии, которые предполагают возможность взаимного выбора партнеров. При использовании одинарных критериев возникает неравенство выбирающего и выбранного. Примером может служить социометрический выбор руководителя: «Кто из членов коллектива, по Вашему мнению, должен быть бригадиром?»
Требования к социометрическим критериям:
в их содержании должны быть отражены взаимоотношения между членами коллектива.
критерии должны воспроизводить ситуацию выбора для опрашиваемого.
ситуация выбора не должна быть ограниченной.
используемые критерии должны интересовать работника.
критерии должны описывать конкретную ситуацию.
критерии целесообразно формализовать в вопросы.
39. Процедура социометрического опроса.
Социометрическое исследование, как и другие, начинается с программы, разработки социометрических критериев.
При проведении социометрического опроса используются следующие понятия:
Выбор – выражение каким-либо индивидом желания сотрудничать с другим индивидом. В опросе оно отмечается знаком ‘+'
Отклонение – отрицательный выбор, желание отклониться от сотрудничеств с кем-либо. В опросе отмечается знаком ‘-’.
Опускание – оставление одним индивидом другого без внимания, проявление к нему безразличия. Отмечается знаком ‘0’.
Опрос может проводиться в группах, имеющих сотрудничество не менее полугода. Размер коллектива, где работает метод социометрии составляет от 3 до 25 человек
Важно, чтобы опрос проводился лицом, не имеющим отношения к данному коллективу, особенно не его руководителем. Иначе результаты опроса будут не достоверны.
Особенностью социометрического опроса является и то, что он не может быть анонимным. Иначе будет невозможно установить взаимосвязи между работниками, что и изучает социометрия.
Для проведения опроса разрабатываются специальные карточки. Они бывают нескольких видов. Карточка может содержать один вопрос (критерий), либо сразу несколько вопросов.
При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах:
Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя).
Второй вариант — параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».
40. Обработка и анализ результатов социометрического исследования: социоматрица, социограмма, социометрические индексы.
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.
Социоматрица (таблица).
Вначале следует построить простейшую социоматрицу. По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.
Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице. После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы. После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов.
Социограмма.
Графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков. Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью).
——> позитивный односторонний выбор,
<�——> позитивный обоюдный выбор,
------> негативный односторонний выбор,
<------> негативный обоюдный выбор.
Социограммная техника дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений. Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Социометрические индексы.
Различают персональные социометрические индексы и групповые социометрические индексы. Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.
Социометрические индексы - это количественные показатели, характеризующие структуру межличностных отношении в малой группе (групповые социометрические индексы) или положение отдельных членов группы в этой структуре (индивидуальные социометрические индексы)
41. Основное назначение, особенности преимущества и ограничение метода наблюдения в социологии.
Наблюдение в социологии – это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта.
Необходимо различать научное и обыденное наблюдение.
Особенности научного наблюдения:
целеустремленность и планомерность. Научное наблюдение, во-первых, подчинено определенным практическим или теоретическим целям и, во-вторых, оно осуществляется по заранее продуманному плану, по заранее разработанной программе. Планомерность наблюдения и его осуществление по заранее подготовленной программе предполагают, что результаты наблюдения определенным образом регистрируются и поддаются контролю на обоснованность и устойчивость.
восприятия социологом объекта наблюдения.
сложность повторного наблюдения. Это связано с тем, что любые объекты социологического наблюдения всегда подвергаются воздействию большого количества различных факторов.
Трудности:
-субъективного характера - наблюдатель может истолковывать наблюдаемые явления и процессы через призму своих взглядов.
-объективные трудностей - во-первых, то, что не все социальные факты поддаются научному наблюдению, во-вторых, ограниченность всех наблюдаемых фактов во времени.
Этапы составления программы наблюдения:
1. Определение цели и задач наблюдения. Например, цель наблюдения – выявить степень самостоятельной физкультурно-спортивной активности людей зрелого возраста микрорайона. Задачи: а) определить количество занимающихся на спортивных площадках микрорайона; б) определить количество дней занятий в неделю; выявить среднее время одного занятия.
2. Выбор вида наблюдения, наиболее полно отвечающего задачам наблюдения.
3. Выбор объекта и предмета наблюдения. В нашем случае объект наблюдения – лица среднего возраста. Предмет наблюдения – уровень физкультурно-спортивной активности.
4. Выбор способа регистрации наблюдаемого объекта.
5. Обработка и интерпретация полученной информации, написание отчета.
Достоинством наблюдения как метода сбора информации является, наличие прямого контакта между исследователем и исследуемым объектом.
Наблюдение позволяет помогать избежать влияния респондента на информацию, но повышает влияние исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации.
Главная особенность наблюдения в социологии - неразрывная связь наблюдателя с объектом, которая накладывает отпечаток и на его восприятие социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретации.
Ошибки в применении метода наблюдения:
1. Наблюдение начинается без специально подготовленной программы, ведется случайно.
2. Выделенные признаки наблюдения не связаны с проблемной ситуацией и гипотезой исследования.
3. В состав регистрируемых признаков наблюдения в карточку наблюдения не вошли часто повторяющиеся и довольно значимые свойства наблюдаемой ситуации.
4. Не введены ограничения на условия наблюдения, и наблюдатели столкнулись в ходе исследования с принципиально разными ситуациями.
5. Введены только оценочные или только описательные категории наблюдения.
6. В терминологическом обозначении категорий наблюдения имеется двусмысленность, в одну и ту же категорию наблюдения попадают различные классы признаков.
7. Не подготовлены и не апробированы методические документы, и в ходе сбора данных возникли трудности регистрации признаков.
8. В качестве наблюдателей выбраны лица, не прошедшие специальной подготовки. Не проведен инструктаж наблюдателей, не отрепетирована с ними процедура наблюдения.
9. Кодирование признаков карточки наблюдения не соответствует программе обработки данных.
|
|
|