Навигация по странице:
|
Корпоративная социальная отвественость (методическое пособие). Учебнометодический комплекс по дисциплине Корпоративная социальная ответственность
2. Практические занятия
Задание 1. Покажите сущность и выделите этапы развития корпоративной социальной ответственности
Проанализируйте три довода в пользу принятия международных трудовых норм, выдвинутые Оуэном в обращении к правительствам европейских стран с предложениями принять международные законы об условиях труда на заводах и фабриках, рудниках и шахтах.
Задание 2. На практике покажите ключевые аспекты корпоративного управления.
Проанализируйте, что гласят принципы структуры управления исходя из того, что интересам корпорации отвечает признание интересов заинтересованных лиц и их вклада в долгосрочный успех корпорации.
Задание 3. Рассмотрите основные методики определения уровня корпоративной социальной ответственности
Три группы критериев качественной оценки социальных инвестиций.
Структура отчета GRI на примере корпоративной структуры организации
Основные показатели практики в области использования рабочей силы и обеспечения достойных условий труда на примере корпоративной структуры организации
Задание 4. Разработайте основных направления государственного участия в совершенствовании корпоративной социальной ответственности
Классификация функциональных обязанностей членов комитета по социальной ответственности в совете директоров
Проанализировать схему аккумулирования и распределения ресурсов.
Выделить один из двух путей развития корпоративной социальной ответственности бизнеса при условии, что государство, постепенно снимает с себя часть социальной ответственности.
Задание 5. Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления
Проанализировать возможности проявления социальной ответственности и последствия, к которым она ведет.
Проанализировать развитие социальной ответственности бизнеса в России
Выделить влияние на деятельности компаний социально ответственного бизнеса.
Задание 6. Ниже приведены политические заявления по проблемам социальной ответственности корпораций и бизнеса в глобальном мире.
Как вы понимаете каждое из данных высказываний, есть ли среди них такой тезис, с которым бы Вы согласились, а с которым категорически нет, обоснуйте Ваш ответ.
«Корпоративная социальная ответственность - это жесткое бизнес-решение. Не потому что это приятная тема, и не потому, что люди заставляют нас это делать, а потому, что это хорошо для нашего бизнеса»
(Н. Фицджеральд, Президент, Unilever);
-
«С моей точки зрения, успешными компаниями будущего будут те, которые интегрируют ценности бизнеса и личные ценности работников. Лучшие люди хотят делать такую работу, которая приносит пользу обществу и с такой компанией, чьи ценности они разделяют, где их деятельность учитывается, и их взгляды значимы»
(Джерун ван дер Веер, Комитет Управляющих Директоров Royal Dutch Shell);
«Недостаточно делать только то, что предписывает закон. Мы должны быть на переднем крае тем корпоративной социальной ответственности»
(Андерс Далвиг, Президент IKEA).
Задание 7. Прокомментируйте письменно подход к созданию положительного имиджа, использованный организацией (для одного из нижеследующих примеров). Какого рода преимущества получила компания (например, в продвижении товара на рынок, в увеличении продажи товаров и т.д.)?
1. Nike
Американские подростки стали совершать преступления, чтобы достать денег на кроссовки Nike. Хотя сама компания не была в этом виновата, Nike приняла эту беду близко к сердцу и инициировала партнерство с Boys Clubs of America (ВСА). В ходе их совместной кампании Nike жертвовала ВСА по 1 тыс. долл. за каждое очко, добытое Майклом Джорданом в игре всех звезд NBA. Деньги пошли на финансирование антикриминальных молодежных программ в городах Америки.
2. Gillette
В поисках новых путей продвижения линии дезодорантов Natural Plus компания GiПеttе вступила в партнерство с Международным фондом дикой природы (WWF). Компания выделила WWF 100 тыс. фунтов. GiПеttе предложила своим покупателям помочь делу защиты животных. К каждой упаковке Natural Plus предлагалась майка WWF, приобретая которую, покупатель добавлял WWF 1 фунт. Gillette укрепила свою репутацию заботящейся об экологии компании, к тому же добилась невиданного роста продаж нового
продукта.
3. Procter&Gamble.
В 1991 г. Procter&Gamble задумала при влечь внимание к вопросам охраны окружающей среды, а заодно и к своей продукции. С этой целью Р & G подружилась с национальной некоммерческой организацией «Сохраним Америку прекрасной» (Кеер America Beautiful, КАВ). Для начала была анонсирована программа, в рамках которой часть денег от продажи отдельных брендов Р&G поступала КАВ. Чтобы активизировать кампанию, Procter&Gamble с помощью своих региональных менеджеров провела экологический шопинг для своих покупателей. Двум командам покупателей предлагалось в течение 3 минут найти в магазине экологически чистые товары (имелась в виду не только чистота самого продукта, но и отсутствие негативного влияния на природу при его производстве). Частью развлечения стала еще одна игра - тем же командам нужно было наполнить свои тележки товарами, упаковка которых была сделана из переработанных материалов. Озабоченным экологическими проблемами американцам игра понравилась. Procter&Gamble увеличила продаж и укрепила имидж корпоративного гражданина.
Задание 8. Объясните письменно, почему приведенный ниже в кавычках текст является препятствием для развития проекта «Святой источник».
Компания "Святой Источник» с момента своего возникновения пытается подключить своих клиентов к делу помощи Русской православной церкви. На бутылках с водой «Святой источник» помещена надпись: "Часть полученных от продажи денег пойдет на строительство храмов. На пожертвования компании восстанавливаются храмы, содержатся служащие ряда епархий, приюты для детей-сирот и богадельни для престарелых».
Задание 9. Рассмотрите пример проекта социально значимого маркетинга, реализованного дочерней компанией ОАО «Мобильные ТелеСистемы» - ЗАО «Амурская сотовая связь» в Амурской области весной 2004 г.
Проект «Областной дом ребенка - «Поможем вместе» по сбору средств для областного Дома ребенка.
Проект реализовывался в течение двух месяцев, при этом любой абонент мог использовать альтернативное подключение по тарифу «Джинс» на 0,5 у.е. дороже. К этому вкладу МТС добавляла такую же сумму. В результате Дом ребенка получал с каждого альтернативного подключения 1 у. е.
Другой вариант участия в проекте заключался в том, что участник мог отправить SMS-сообщение на выделенный короткий номер, при этом с его лицевого счета списывалась сумма 0,5 у.е. Такой вариант позволил подключить к проекту уже имеющихся у компании клиентов. Этот вариант оказался более продуктивным, и по этой схеме было собрано больше денег, чем по первой.
По оценкам компании, в проекте приняли участие около 5 тыс. абонентов и было собрано почти 100 тыс. руб. С учетом взноса МТС областной Дом ребенка получил более 120 тыс.руб.
Какие факторы обеспечили успех данного проекта? Выделите минимум три цели, которых добилась компания при реализации данного проекта.
Задание 10. Программа корпорации Avon «Вместе против рака груди» реализуется на территории нескольких стран мира. Часть средств от продажи косметики и парфюмерии марки Avon перечисляется в фонд, который финансирует медицинские исследования рака груди, а также диагностику и лечение женщин, страдающих этим заболеванием.
Какой из принципов внедрения корпоративной социальной ответственности в маркетинговые стратегии прослеживается в вышеописанном примере:
«Делайте то, что говорите» - базовый принцип бизнес-этики и демонстрация уважения к потребителю;
2) реклама должна быть честной и не преувеличивать свойства товаров или услуг;
3) маркетинговые материалы должны быть прозрачны и правдивы;
4) предлагайте специальные этические продукты или услуги;
5) осваивайте производство «зеленых» продуктов.
Задание 11. Международный благотворительный Фонд "Дети Мира" и компания "Кимберли Кларк" провели совместную благотворительную акцию "Из добрых рук с любовью - Кимберли Кларк детям сиротам" в рамках широкомасштабного общероссийского проекта "Не оттолкни меня!" ("Антибезразличие"). Была осуществлена безвозмездная передача необходимых гигиенических средств детям из детских домов, школ-интернатов, приютов и больниц Москвы и Подмосковья.
Укажите направление социальной программы Компании "Кимберли Кларк":
развитие местного общества;
2) развитие персонала;
3) социально ответственное инвестирование;
4) природоохранная деятельность и ресурсосбережение;
5) добросовестная деловая практика.
Задание 12. Напишите эссе, отразив в нем один из следующих вопросов (по выбору):
Какие выгоды для основной деятельности компаний приносит следование практике социальной ответственности?
В какой мере бизнес ответственен за решение социальных проблем страны?
Обладает ли бизнес правом на стратегическую инициативу, насколько самостоятельным он может быть в определении приоритетов своих социальных программ?
Эффективность социальных инвестиций и КСО – для бизнеса или для общества?
Кто и как может оценивать эффективность КСО?
Как связаны корпоративная социальная ответственность и брендинг?
Как связаны корпоративная социальная ответственность и корпоративная культура?
Задание 13. Напишите эссе по одному из нижеследующих вопросов:
Благотворительность – дело бизнеса или бизнесменов?
Не способствуют ли благотворительность и социальная политика развитию потребительского отношения к бизнесу как «дойной корове»?
В чем выражается эффективность ответственности бизнеса перед потребителями?
Чем отличается эффективность социальных инвестиций в человеческий капитал и в человеческие ресурсы?
Задание 14. Этический кодекс компании «Кока-Кола» состоит из пяти разделов. Первый регулирует выполнение обязательств по бухгалтерским счетам и отчетам компании. Во втором описаны потенциальные конфликты, которые могут возникнуть в результате столкновения интересов служащих компании. Третий регулирует взаимодействия компании с государственными учреждениями, официальными лицами, клиентами и поставщиками. В четвертой части регламентируется участие служащего в деятельности политических партий и других компаний. Пятый раздел содержит указания по реализации правил кодекса
Укажите причину, по которой данный кодекс нельзя считать социально-ориентированным:
1) он не ориентирован на нужды самой компании;
2) в нем много говорится об ответственности перед компанией и лояльности к ней служащих и крайне мало - об обязательствах фирмы перед своими сотрудниками и всем обществом;
3) в нем ничего не говорится об экологической составляющей деятельности компании;
4) в нем много говорится об обязательствах фирмы перед своими сотрудниками и всем обществом;
5) он не регулирует взаимодействия компании с государственными учреждениями, официальными лицами, клиентами и поставщиками.
Задание 15. Сеть ресторанов быстрого питания McDonalds перешла на упаковочные материалы из небеленой бумаги вторичного производства и тем самым на 30% снизила объем своих твердых отходов.
Какая из составляющих концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса реализуется в вышеописанном примере наиболее ярко?
1) милосердие;
2) экология;
3) экономика;
4) социальная сфера;
5) благотворительность.
Задание 16. В каком из вариантов приведен пример, указывающий на то, что организация использует технологию массового вида социального инвестирования:
специально к праздникам фирма Puma выпустила специальную серию велосипедов. К каждому велосипеду прилагается соответствующая по дизайну обувь, сумка и другие аксессуары (ремень, кошелек и т.д.). Такая предпринимательская идея способствовала резкому увеличению спроса на продукцию фирмы Puma;
транспортная компания ООО «Автокомфорт-2000» осуществляет по низким тарифам обслуживание инвалидов в рамках службы «Социальное такси». Инвалиды оплачивают 50% действующих тарифов. Оставшаяся часть компенсируется за счет средств бюджета города;
-
3) Организация «Добро» осуществляет розничную продажу продуктов питания и сопутствующих товаров через магазин, который аккредитован при Правительстве Москвы как социальный. Более половины оборота магазина приходится на льготные категории граждан - ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионеров, инвалидов и многодетные семьи;
4) «Совет ветеранов спорта» выделил средства на издание и распространение специального журнала и учебнометодической литературы о ветеранском спорте, а также на разработку и поддержание сайта "Ветеран спорта России";
5) компания «Ситимаркет» планирует расширение сети магазинов «шаговой» доступности и обеспечение населения товарами повседневной необходимости по низким ценам. В магазинах сети действует социальная карта москвича, предоставляющая социально незащищенным категориям гражданам 5% скидку на весь ассортимент товаров.
Задание 17. В силу исторических традиций ведущая роль в развитии корпоративной социальной ответственности должна принадлежать государству. В условиях российской действительности, также как и в других странах, должны быть объединены усилия бизнес-сообщества и государства.
Как Вы считаете, почему так необходима государственная поддержка развития корпоративной социальной ответственности, а также сформулируйте, что на Ваш взгляд должно стать основной задачей органов государственной власти в данном процессе?
Задание 18. Ознакомьтесь с текстом международного стандарта IC CSR-08260008000 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ, приведенного в Приложении 1 и охарактеризуйте его основные положения (Приложение А).
|
|
|