Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Педагогическая психология Регуш Орлова. Учебное ёз пособие под редакцией Л. Регуш, А. Орловой Педагогическая психология Допущено Учебнометодическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,



Скачать 2.85 Mb.
Название Учебное ёз пособие под редакцией Л. Регуш, А. Орловой Педагогическая психология Допущено Учебнометодическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
Анкор Педагогическая психология Регуш Орлова.doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.85 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Педагогическая психология Регуш Орлова.doc
Тип Документы
#599
страница 2 из 30
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Глава 1.1

Психологическая безопасность
образовательной среды


Именно хорошая среда является для среднего организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она, подобно доброму наставнику, отступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право следить за тем, чтобы он учитывал желания и требования других людей).
А. Маслоу
1.1.1. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды

Основные понятия : образовательная среда, типы образовательной среды, психологическая безопасность образовательной среды, Къ-концепция психологической безопасности образовательной среды. опасность, риск, угроза, условия психологической безопасности об­разовательной среды, психологически безоп асные межличностные отношения, психологическое насилие, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая реабилитация, социально-психологическое обучение.

Образовательная среда — понятие, которое в последнее десятилетие широко используется при обсуждении и изучении проблем образова­ния. В современной педагогической психологии условия, в которых осу-





ществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда.

Рассмотрение феномена образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение, как совокупность условий и влияний, окружающих человека. Идеи развития образова­тельной среды обстоятельно разрабатываются как в исследованиях отечественных психологов и педагогов (Г. А. Ковалев, В. П. Лебедева, А. Б. Орлов, В. И. Панов, А. В. Петровский, В. В. Рубцов, И. М. Уланов-ская, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин и др.), так и в зарубежной психологии (А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс и др.).

Образовательную среду можно рассматривать как подсистему со­циокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций и как целостность специально организованных педагогических условий развития личности ученика. В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая развитие ребенка, что определяет ее целевое и функциональное назначение.

Рассмотрим основные подходы к раскрытию понятия «образова­тельная среда». По мнению В. А. Ясвина, образовательная среда — это система влияний и условий формирования личности, а также возмож­ностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространствен­но-предметном окружении. Чаще всего, когда говорится об образо­вательной среде, имеется в виду конкретное окружение какого-либо учебного заведения. В понимании В. В. Рубцова «образовательная среда — это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется: а) взаимодействием ребенка с взр ослыми и детьми; б) процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии; в) исто­рико-культурным компонентом». По мнению С. Д. Дерябо, образова­тельная среда — это совокупность всех возможностей обучения, воспи­тания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных. По мнению В. И. Слободчикова, среда, понимаемая как совокупность условий и обстоятельств для образования, не существует как нечто однозначное и данное заранее. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей сов­местной деятельности и где между субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения.

В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается с точки зрения «эффективности школы» как социальной





системы — эмоционального климата, личностного благополучия, осо­бенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса (Маклафлин К., Reid K., Hopkins D.). При этом констатиру­ется, что не существует заранее заданного сочетания показателей, ко­торые бы определили «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна и одновременно является «сколком общества». Качество образовательной среды определяется качеством пространственно-пред­метного содержания данной среды, качеством социальных отношений в данной среде и качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды.

Для психолого-педагогического анализа среды представляется перспективной «теория возможностей» Дж. Гибсона. По Гибсону, категория «возможность» — особое единство свойств образовательной среды и самого субъекта, является в равной мере атрибутом образо­вательной среды и поведения субъекта. При таком подходе речь идет о диалогическом взаимодействии ребенка и образовательной среды как равных субъектов развития. Причем это развитие двухстороннее: среда представляет возможности для становления личности школь­ника, в свою очередь от активности и возможностей учащегося зави­сит то, как он воспримет возможности среды и в какой степени сможет оказать на нее влияние. Вводя категорию возможности, Дж. Г ибсон подчеркивает активное начало человека-субъекта, осваивающего свою жизненную среду. Чем больше и полнее личность использует возмож­ности среды, тем более успешно проходит ее свободное и активное саморазвитие.

Другими словами, если рассматривать образовательную среду с точ­ки зрения предоставляемых ею образовательных возможностей, т о критерием качества образовательной среды является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного саморазвития. Речь идет о ситуации взаимодействия ребенка со своей образовательной средой. В этом случае для того, чтобы использовать возможности среды, ре­бенок проявляет соответствующую активность, то есть он становится реальным субъектом своего развития, субъектом образовательной среды, а не остается объектом влияния условий и факторов образо­вательной среды. Предоставление образовательной средой той или иной возможности, позволяющей удовлетворить определенную потребность, «провоцирует» субъекта проявлять активность. Здесь актуальным становится вопрос о том, в какой степени интересам раз­вития личности отдельного человека соответствует тот или иной тип образовательной среды.





Необходимо отметить, что любая типология образовательной среды условна. В одной школе может быть сочетание разных, иногда весьма противоречивых, условий. Анализируя типологию образовательной среды, В. А. Ясвин отмечает, что ее характеристикой является модаль­ность. П оказателем м одальности я вляется н аличие и ли о тсутствие в той или иной образовательной среде условий и возможностей для развития активности (или пассивности) ребенка и его личностной сво­боды (или зависимости). «Активность» понимается в данном случае как наличие следующих свойств: инициативность, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т. п.; соответственно «пассивность» — как отсутствие этих свойств. «Свобода» связывается здесь с независимо­стью суждений и поступков, свободой выбора, самостоятель ностью и т. п.; «зависимость» понимается как приспособленчество, послушание чужой воле, личная безответственность и т. п.

Образовательная среда может быть отнесена к одному из четырех основных типов, выделенных Я. Корчаком:

  • «догматическая образовательная среда», способствующая разви­тию пассивности и зависимости ребенка;

  • «карьерная образовательная среда», способствующая развитию ак­тивности, но и зависимости ребенка;

  • «безмятежная образовательная среда», способствующая свобод­ному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка;

  • «творческая образовательная среда», способствующая свободному развитию активного ребенка.

С. В. Тарасов выделяет следующие критерии типологизации обра­зовательной среды:

  • по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная — коопера­тивная, гуманитарная — технократическая и т. д.);

  • по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная — инновационная, национальная — универсальная и т. д.);

  • по степени творческой активности (творческая — регламентиро­ванная);

  • по характеру в заимодействия с внеш ней средой (открытая — за­мкнутая).

Типы образовательной среды на практике реализуются через ее структуру. Г. А. Ковалев в качестве структурных единиц выделяет три основных взаимосвязанных параметра: «физическое окр ужение»





(архитектура и дизайн школьных помещений и школьных зданий и т. д.); «человеческий фактор» (социальная плотность среди субъектов образовательного процесса, половозрастные особенности учащихся и учителей и т . д.); программа обучения (деятельностная стру ктура, стиль преподавания и т. д.).

С. В. Т арасов полагает, что образовательная среда школы имеет следующую структуру:

  1. Пространственно-семантический компонент (архитектурно-эсте­тическая организация жизненного пространства школьников, герб, традиции и др.).

  2. Содержательно-методический компонент (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и методы орга­низации обучения и др.).

  3. Коммуникационно-организационный комп онент (особенности субъектов образовательной среды, коммуникационная сфера, осо­бенности управленческой культуры).

В. А. Ясвин в образовательной среде выделяет следующие компо­ненты:

  1. Пространственно-архитектурный (предметная среда, окружающая учителя и ученика).

  2. Социальный (определяется особой формой детско-взрослой об­щности).

  3. Психодидактический (содержание образовательного процесса, ос­ваиваемые ребенком способы действий, организация обучения). Несколько иначе рассматривает структуру образовательной среды

Е. А. Климов. Им выделяются:

  1. Социально-контактная часть среды (личный пр имер, культура, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения; учреждения, организации, группы их представителей, с которыми приходится взаимодействовать; «устройство» своей группы и дру­гих коллективов, с которыми контактирует человек, реальное место человека в структуре своей группы, включенность его в другие группы и группировки).

  2. Информационная часть среды (правила внутреннего распорядка, устав учебного заведения, традиции, правила личной и обществен­ной безопасности, средства наглядности, персонально адресован­ные воздействия).

  3. Соматическая часть среды (собственное тело и его состояния).

  4. Предметная часть среды (материальные, физико-химические, био­логические, гигиенические условия).





Таким образом, образовательная среда представляет собой со­вокупность материальных факторов образовательного процесса , межличностных отношений, которые устанавливают субъекты об­разования и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности.

Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и обра­зовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса.
1.1.2. Психологическая безопасность и образовательная среда

Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопас­ности (как состояния сохранности) и защищенности (как системы мер по предупреждению угроз) является одним из факторов стрессорного воздействия и пребывания человека в боевой обстановке.

Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физи­ческую составляющие.

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно опре­делить как:

  1. состояние сохранности психики человека;

  2. сохранение целостности личности, адаптивности функционирова­ния человека, социальных групп, общества;

  3. устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

  4. возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

  5. состояние среды, создающее защищенность или свободное от про­явлений психологического насилия во взаимодействии, способ­ствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверитель-ном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга.

Образовательная с реда я вляется ч астью ж изненной, с оциальной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества





являются субъектами безопасности, и важность изучения психологи­ческой безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) сис­тему безопасности как через обучение и воспитание, так и через реше­ние задач развития.

Переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству учащихся; недостаток заботы педагогов при наличии жест­кой дисциплины; неприятие других культур; отчуждение и предвзятое отношение к учащемуся со стороны сверстников и/или преподавате­лей; напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям — являются характеристиками, уменьшающими способ­ность образовательной среды (учебных заведений в частности) быть безопасной.

Такие же характеристики, как доброжелательная атмосфера; вы­сокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия — повы­шают безопасность образовательной среды и ее защитную функ­цию.

Основными понятиями области изучения психологической безо­пасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».

Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточ­ное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-техниче­ской базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформирован-ность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образователь­ной среде и развитию личности ее участников.

Одной из существенных психологических опасностей в образова­тельной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие — склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образователь­ным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья (Баева И. А., 2002, И. В. Дубровина, 2000). Потенциально опасными в процессе развития школьника являются: переход из дошкольного





детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и пе­реход из основной в старшую школу. Опасность состоит в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться.

К опасностям и угрозам для здоровья учащихся в образовательной среде Л. А. Регуш (2003) относит несоответствие уровня требований учебного предмета возможностям ученика, трудности контакта уче­ника и учителя в учебной деятельности, пассивную позицию учащихся в процессе обучения, отсутствие интеграции между различными пред­метами и трудности учащихся в успешном выполнении домашних заданий. Все это может быть результатом обучения, ориентированного не на личность как на приоритет обучения, воспитания и развития, а на передачу знаний. Недостаток психологической безопасности в межличностных отношениях учителей и учеников в итоге приводит учеников к нежеланию просить о помощи и к изоляции.

Понятие «угроза» в отечественных энциклопедиях определяется как вид психологического насилия над человеком и намерение нанести физический, материальный или иной вред. Самая большая вероятность стать жертвой насилия приходится на возраст 12-24 года, поэтому важно предупреждать насилие в среде детей и молодежи.

Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четк их границ. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отно­шениях влияют представления о нем — для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т . п. могут являться насилием, а для других нет.

Среди причин психологического насилия выделяют биологические, семейные, средовые и межличностные. Если по биологическим и се­мейным причинам психологического насилия образовательные учреж­дения могут лишь ставить на социальный и медицинский контроль и опосредованно создавать условия безопасности и развития для детей и молодежи, проявляющих признаки насилия во взаимодействии, то на уровне средовых условий и межличностных отношений они способны контролировать и корректировать их.

Психологическое насилие в межличностном взаимодействии мо­жет выражаться в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в сло­весной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что-либо против желания (Баева И. А., 2002; Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н., 2004).





Для того чтобы отказаться от психологического насилия и создать безопасную среду, человек должен иметь представление не только о том, что является насилием, но и как создать условия для внутрен­ней безопасности и безопасности референтной среды, должен уметь управлять чувствами и идентифицировать происходящее в группе, определять пути, с помощью которых опасное поведение может стать насильственным.

Наиболее важными условиями образовательной среды, создаю­щими и обеспечивающими психологическую безопасность, являются:

  1. доброжелательные взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку , заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);

  2. дисциплина.

Если у чебное з аведение п ридерживается с трогой д исциплины, оно начинает рассматриваться учащимися как тюрьма, а педагоги как охрана и начальники. Учащиеся начинают себя вести подобно заклю­ченным, и насилие является для них способом самовыражения и при­влечения внимания. Дисциплина преподавателями и администрацией часто приравнивается к наказанию. Однако дисциплина состоит из профилактических и превентивных мер и направлена на организацию поведения учащихся, а не только на управление и наказание.

Ведущие цели поведения учеников — чувствовать свою причаст­ность к жизни школы и занять место в этой общности — воплощаются в три частные цели: ощущать свою состоятельность в учебной деятель­ности (интеллектуальная состоятельность), строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и учащимися (коммуникативная состоятельность), вносить свой вклад в жизнь класса и учебного заведения (состоятельность в деятельности) (Кривцова С. В., 2000). Интерес детей и молодежи к учебе (желание посещать занятия и учиться, слушать учителя) возникает при наличии личностно-ори-ентированного обучения и доброжелательных взаимоотношений (индивидуальном подходе и неформальном общении с уч ителями, одноклассниками, взаимопомощи и поддержке), а также нагрузках, соответствующих возрастным и интеллектуальным возможностям учеников.

Ответственность и включенность в происходящие в образователь­ной среде процессы должны распределяться равномерно между всеми ее участниками (учителями, учащимися и их родителями, администра­цией). Акцент в данной ситуации ставится не на обязательствах, а на ответственности за происходящее. Обязанность означает: «я должен





кому-то», меня «обязали», то есть предполагает внешний контроль над действиями человека и зачастую вызывает у него негативные чувства, а также, в лучшем случае, — формальный подход к межличностным отно­шениям и к выполнению своей деятельности, в худшем — восприятие происходящего как психологическое насилие над своей личностью. Ответственность означает внутренний контроль — «я хочу», «я должен самому себе».

Решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, согласно исследованиям зарубежных психологов, может также осуществляться через программы по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам. Дефицит социаль­ных навыков может быть уменьшен путем проработки характеристик группы, я вляющихся и сточником м ежличностных п роблем, и у ве-личением мотивации (желания) эффективно справляться с такими проблемами.

Среди важных социальных навыков, содержащих познавательный, эмоциональный и поведенческий компо ненты, можно выделить сле­дующие: понимание (оценивание) ситуации, признание и понимание индивидуальных различий людей, их ценности, осознание и умение управлять эмоциями, знание возможных вариантов решения и выбор стратегии поведения, формирование умений сотрудничать, развития терпимости к другим людям, тренировка навыков саморегуляции и са­моконтроля.

Обучение решению конфликтных ситуаций в образовательной среде может осуществляться через использование ненасильственных средств (без оскорблений, кулаков или оружия), к которым относятся: возможность выслушать с уважением друг друга; возможность выра­зить свою точку зрения и перспективу решения проблемы; возможность узнать различные точки зрения; рассмотрение в группе трудных ситу­аций, прошлого опыта; умение справляться с чувствами, проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы; возможность свободного выражения чувств, не причиняющих вред другим людям, акцентирование внимания на поступках и ответственности, а не на личности.

Образовательная среда составляет основу жизнеспособности любого сообщества и потому важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут чувствовать защищенность и удовлетворенность основных потребностей, выходит на первое место в связи с необходимостью создания условий и воспитания подраста­ющего поколения, которое в ближайшем будущем составит основу





общества. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде может способствовать профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального и уголовного поведения.
1.1.3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды

Создание психологической безопасности образовательной среды может выступать одной из центральных задач службы практической психологии в образовании. Ее реализация возможна через насыщение среды программами и технологиями, обеспечивающими устранение психологического насилия во взаимодействии и адресованными всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Психологическая безопасность является условием, способствую­щим развитию психологически здоровой личности. Повышение уровня психологической безопасности способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников учебно-воспи­тательного процесса: учеников, учителей, родителей.

Диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды выступают: интегральный показатель отноше­ния к среде; индекс психологической безопасности; индекс удовлетво­ренности взаимодействием в образовательной среде.

Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодей­ствием и защищенности от психологического насилия.

Приведенное определение дает представление об эталонном со­стоянии психологической безопасности образовательной среды. По­казатели диагностических критериев могут дать реальную картину, а аналитическая оценка позволит выявить рассогласование идеального и реального. Далее возможна практическая психологическая работа по устранению рассогласования.

Таким образом, осуществляется сопровождение образовательной среды и, как следствие, управление развитием ее участников.

Постоянный мониторинг психологической безопасности образова­тельной среды на основе экспресс-диагностики позволяет контроли­ровать качество психологических условий, в которых осуществляются обучение и воспитание.





Психологическую безопасность образовательной среды мы рассмат­риваем как важнейшее условие, позволяющее придать ей развивающий характер.

Отсюда важно сформулировать концептуальные положения, цели и принципы создания психологической безопасности образовательной среды. Концепция психологической безопасности образовательной среды — это система взглядов по обеспечение защищенностю учас­тников от у гроз, п озитивного р азвития и п сихического з доровья в процессе педагогического взаимодействия.

Основными положениями концепции психологической безопас­ности образовательной среды являются следующие:

  1. Образование есть отрасль человекопроизводства . Это означает, что школа как социальный институт, производящий «сверхслож­ный продукт» (личность, способную к самоактуализации), должна создавать стабильные условия его производства и использовать технологии, которые содержат минимальный риск по нанесению вреда процессу формирования и развития личности. В психоло­гическом смысле можно говорить о том, что, если в авторитарной системе социальные институты (в том числе и школа) созданы для контроля за человеком, то в гуманистической парадигме они обеспе­чивают человеку «чувство базового удовлетворения» (А. Маслоу).

  2. Образовательная среда как часть образовательного пространс­тва. Образовательное пространство имеет территориальную обоз-наченность и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности развития, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. В качестве организационной струк­туры, обеспечивающей решение этих задач, выступает образова­тельная система, включающая в себя отдельные образовательные учреждения, психологической сутью которых является создание условий и возможностей для поддержания психологической безопасности образовательной среды. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, на­правленной на сохранение и укрепление физического, психичес­кого, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школы — это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В психологическом смысле это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образо­вательной среды.





3. Угрозы психологической безопасности образовательной среды .

Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в резуль тате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, отсутствует базовое удовлетворение основных потреб­ностей, то есть возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы — это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Анализ работ по проблемам психологического насилия дает осно­вание выделить следующие его проявления: публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; принужде­ние делать что-то против своего желания; игнорирование; неуважи­тельное отношение; недоброжелательное отношение. Критерием отсутствия данной угрозы будет оценка защищенности от психо­логического насилия для всех участников образовательного среды. Угрозой психологической безопасности будет и не признание рефе­рентной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм. Отсюда еще одним критерием психологической безопасности образовательной среды будет ее референтная значи­мость, фиксируемая как отношение к ней — позитивное, нейтраль­ное или отрицательное.

Угрозой психологической безопасности будет и отсутствие удов­летворенности основными характеристиками процесса взаимодейс­твия всех участников образовательной среды, так как именно в нем содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями психологической угрозы здесь являются: эмоциональный комфорт , возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений; внимание к просьбам и предложе­ниям; помощь в выборе собственного решения. Третьим критерием психологической безопасности образователь­ной среды является уровень удовлетворенности основными харак­теристиками процесса взаимодействия.

В организационном аспекте угрозу здоровью участников образо­вательной среды создает неразвитость системы психологической помощи, неэффективность деятельности службы сопровождения в системе образования.

Отсюда вытекает масштабная задача по устранению перечисленных угроз в образовательной среде, что будет способствовать снижению





психологических опасностей и в образовательном пространстве, и в более широком масштабе, через распространение безопасных отно­шений участников социальной жизни. Психологически безопас­ными можно считать такие межличностные отношения , которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды) ; убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие вышеперечисленных угроз) ; укрепляют психическое здоровье. 4. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Обеспечение психологической безопасности образователь­ной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в системе образования. Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на следующие принципы:

  • принцип опоры на развивающее образование , главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие фи­зической, э моциональной, и нтеллектуальной, с оциальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия;

  • принцип психологической защиты личности каждого субъ­екта учебно-воспитательного процесса. Реализацией данного принципа является устранение психологического насилия во взаимодействии. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие.

Одной из характеристик образовательной среды, как было подчерк­нуто в ее определении, является наличие специально организованных условий для формирования личности, включенных в социальное окру­жение. Эта характеристика послужила основанием для формулировки третьего принципа, основываясь на котором возможно моделировать психологическую безопасность образовательной среды школы — помощь в формировании социально-психологической умелости.

Социально-психологическая умелость — это набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умение анализиро вать си­туацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее сво­боды и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности.

Принцип социально-психологической умелости должен обеспе­чить поддержку и помощь в развитии как ученику , так и учителю.





Его реализация позволяет осуществить психологическую профилак­тику и коррекцию состояния выученной беспомощности. Специалисты считают, что в современном быстро меняющемся обществе «часто встречаются люди, имеющие существенные трудности в выборе своего поведения, отношений, способов реагирования. Их ответом на вызовы реальности является капитуляция, отказ изменить себя». Одной из причин беспомощности является репрессивное обучение, в структуре которого можно выделить психологическое насилие. Было доказано, что защитой от обученной беспомощности «служит опыт побед, то есть опыт состояний и поведения в случаях, когда удается контролировать ситуацию» (Лихтарников А. Л., 2001, с. 53).

Отметим, что внутренняя беспомощность является еще одной угрозой в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности.

Концептуальные положения по созданию психологической безопас­ности образовательной среды, критерии и принципы ее моделирования дают нам основания для создания структурной модели образователь­ной среды школы в ее психологическом аспекте (рис. 1.1).


Ёё-ИТпби-умбёПаёШау дайёйаМТпбй





ЫТоёаёШТ-ТпёбТ ёТаё-апёау 61аёТп6й


1пёбТ ёТаё-апёё аадПаШау (Таб61абПёТ-аёаёТаё-аПёау) Пбааа


ЁёаабаёШау Пбааа


ЫТбёаёШТ-ТпёбТёТаё-апёау |а61аёТП6й





I а1ёТ6ёу6ёам-аа6Тбё6аб1ау пбааа


1ТТ6П6ё6аёйПёау пбааа





Ёё-ИТП6и-уи6ёПаёШау [адайёй аТГТП6й


Рис. 1.1. Структурная модель образовательной среды школы (психологическая характеристика)

Данная структурная модель может служить основанием для раз­работки программ и технологий психологического сопровождения участников учебно-воспитательного процесса по созданию психоло­гической безопасности в образовательной среде школы. Г оризонталь-ное направление может быть соотнесено с задачей формирования





личности, а вертикальное — с ее развитием. Насыщение того и другого направления психологическими ресурсами, позволяющими создать психологическую безопасность образовательной среды, является цен­тральной задачей службы сопровождения.


1.1.4. Технологии создания психологической

безопасности образовательной среды школы

Предлагаемые нами технологии выполняют ряд функций: психологи­ческая профилактика, психологическое консультирование, психоло­гическая поддержка, психологическая реабилитация, социально-пси­хологическое обучение.

Психологическая профилактика — содействие полноценному раз­витию личности всех участников учебно-воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе вза­имодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психоло­гического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетен­тному реагированию личности на проявления психологического наси­лия, отказ от использования его форм во взаимодействии.

Сущность психопрофилактической функции состоит в создании с помощью психотехнологий условий для предотвращения ситуаций психологического насилия. В ходе реализации данной функции ис­пользуются следующие техники:

  • Повышение социально-психологической компетентности участ­ников образовательной среды по вопросам психологической безо­пасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасиль­ственных альтернативных моделей поведения.

  • Использование данных о показателях психического здоровья учас­тников с целью формирования индивидуальной программы пси­хогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я-реальным» и «Я-идеальным» и т. п.

• Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимо­действия всеми участниками образовательной среды. Психологическое консультирование — оказание помощи участни­кам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реаль­ным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной





сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональ­ной устойчивости, способствующей личностному и профессиональ­ному росту и саморазвитию. Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно-тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей диагностики отношения к образовательной среде, удовлетворенности основными характерис­тиками взаимодействия с учетом их значимости для субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его структурных составляющих), так и личностно-эмоциональных и коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического здоровья.

Психологическая коррекцияактивное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья и устранение деформаций, вызванных психологическим насилием в межличностных отношениях участников образовательной среды.

В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоцио­нального самоконтроля и самоуправления. Второе — нормативно-цен­ностная коррекция, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально-личностную систему норм и поведен­ческих эталонов, в соответствие с которой человек корректирует ис­полнение своих жизненных и деятельностных функций.

В предлагаемых технологиях используется в основном второй подход, так как работа носит групповой характер. Предметом коррек-ционной работы выступают: негативное или нейтральное отношение к образовательной среде, характеристики взаимодействия, имеющие низкий уровень удовлетворенности ими; проявления психологического насилия во взаимодействии, по которым участник ощущал себя наиме­нее защищенным, ряд других характеристик образовательной среды, которые воспринимались как необоснованное лишение личностной свободы, что приводило к неадекватному поведению.

Психологическая реабилитация — процесс, мобилизующий лич­ностные адаптационные механизмы при переживании психотравми-рующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реаби­литация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.

Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные п сихотехнологии. В нашем исслед овании ис­пользовались тренинги социальных и жизненных умений. Данный вид





психотехнологий применяется в личной и профессиональной жизни в целях психологической поддержки и развития. В данном подходе на основе поведенческой терапии (Т-группы), обогащенной приемами гуманистической психологии, выделяют три основные модели:

  • первая модель включает следующие категории жизненных уме­ний: решение проблем общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития « Я-концепции»;

  • вторая модель в качестве целей тренинга включает: межличностное общение, поддержание психического здоровья, развитие аутентич­ности и принятие решений;

  • третья модель включает тренинги эмоционального самоконтроля межличностных отношений, самопонимания, самоподдержки. Репертуар психологических приемов из всех вышеперечисленных

моделей используется для составления психотехнологий по созданию психологической безопасности образовательной среды.

Социально-психологическое обучение — активное групповое воз­действие, направленное на помощь в усвоении эффективных способов и приемов взаимодействия, свободных от проявления психологического насилия, создающее социально-психологическую умелость, реализу­ющее принцип развивающего воспитания и защищенности личности и обеспечивающее поддержку в решении возрастных, жизненных и профессиональных проблем. Данная функция тесно связана с психо­логической реабилитацией и использует аналогичные психотехники.

Социально-психологическое обучение мы рассматриваем как цен­тральное, системообразующее направление в структуре целостной программы психологического сопровождения, так как безопасность об­разовательной среды зависит от способности службы сопровождения обеспечить отсутствие психологического насилия. Именно обучение общению, свободному от проявления психологического насилия, яв­ляется своеобразным механизмом создания психологической безопас­ности образовательной среды. Основные (базовые) потребности под­лежат удовлетворению только в процессе межличностного общения. Именно эта ситуация способствует «запуску» и функционированию внутренних механизмов, позволяющих человеку развиваться в сторону личностной зрелости, так как порождает внутриличностное общение.

Возникновение внутриличностного общения и его содержательная характеристика определяются качеством внешних условий, и прежде всего психологической безопасностью образовательной среды.

Работа в направлении создания психологической безопасности образовательной среды должна основываться на гуманистически





ориентированных технологиях и нормах личностного развития. В ос­нове таких технологий лежит качество процесса взаимодействия, что приводит к снижению нервно-психического напряжения, повышает способность к саморегуляции, то есть способствует повышению пси­хического здоровья.

Качество процесса взаимодействия обеспечивается:

  • диалогическим общением, в основе которого лежит «диалог лич­ностей» (М. Бахтин), главным атрибутом которого является отно­шение равноправия собеседников и взаимное личностное призна­ние;

  • сотрудничеством, как партнерским отношением двух равных субъ­ектов, исключающим манипуляцию и авторитаризм, подразумева­ющим взаимное развитие участников;

  • отказ от психологического насилия.

Проведенный анализ позволяет нам предложить технологичес­кую модель психологической безопасности образовательной среды (рис. 1.2).

Исходя из предложенной нами модели психологически безопасная образовательная среда, имеющая референтную значимость, удовлетво­ряющая основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивающая психологическую защищенность включенных в нее субъектов, создается через психологические технологии, построенные на диалогических основаниях, обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии. Человек может быть психически здоровым только в определенных условиях. Т аким усло­вием является безопасная образовательная среда.

Основными методически-организационными условиями осущест­вления предлагаемых психотехнологий сопровождения участников образовательного процесса являются следующие.

  1. Проведение системы психологических занятий и тренингов со всеми участниками образовательной среды школы: учениками, учителями, родителями.

  2. Программа психологического сопровождения для каждого из субъектов учебно-воспитательного процесса должна включать групповые дискуссии и упражнения по вопросам безопасного пси­хологического взаимодействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста.

  3. Содержание конкретной программы сопровождения должно соот­носиться с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников.





  1. В каждой из программ, помимо содержательных задач, отрабаты­ваются психологические умения партнерского, диалогического общения, приемы создания безопасного психологического взаи­модействия и сотрудничества, при обсуждении группового опыта отмечаются вышеназванные аспекты.

  2. В конце обучающего психологического цикла проводится совмест­ное занятие в виде имитационно-ролевого события, деловой игры, в которой совместно участвуют все субъекты учебно-воспитательного процесса. Результатом должен быть совместный договор о правилах






и условиях поддержания психологической безопасности образова­тельной среды. Психологическая безопасность должна быть конк­ретизирована в системе мер, ее обеспечивающих, и профилактике угроз, ее нарушающих. 6. Программа сопровождения по созданию и поддержке безопасной образовательной с реды ш колы о существляется н а п ротяжении всего учебного года.

Изложенные аспекты моделирования психологической безопасности образовательной среды, принципы и организационные основы создания психотехнологий работы по ее сопровождению позволяют специалис­там осуществить подбор психологических приемов и упражнений в соответствии с конкретными психологическими параметрами образо­вательной среды, полученными в ходе ее диагностики и мониторинга.
Резюме

Образовательная среда представляет собой совокупность материаль­ных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования, и специально организо­ванных психолого-педагогических условий для формирования и разви­тия личности. Психологически безопасной можно считать такую среду в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия.

Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность со­циальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и раз­витию личности ее участников. Концепция психологической безопас­ности образовательной среды — это система взглядов по обеспечению защищенности участников от угроз позитивному развитию и психиче­скому здоровью в процессе педагогического взаимодействия. Техноло­гии создания психологической безопасности образовательной среды школы должны выполнять ряд функций: психологическая профилак­тика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально-психологическое обучение.





Рекомендуемая литература

Основная

1. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.,

2002.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.,

2002.

3. Дерябо С. Д. Диагностика эффективности образовательной среды.

М., 1997.

  1. Зеленков М. Ю. Правовые основы общей теории безопасности Рос­сийского государства в XXI в. М., 2002.

  2. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психоло­гия. СПб., 1999.

  3. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектиро­ванию. М., 1997.

Дополнительная

  1. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М., 1999.

  2. Гражданкин А. И. Опасность и безопасность // Безопасность труда в промышленности. 2002. № 9. С. 41-43.

  1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

М., 2000.

4. КорчакЯ. Как любить ребенка // Педагогичес кое наследие. М.,

1990.

  1. Кривцова С. В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М., 2000.

  1. Пихтарников А. Л. Беспомощность подростков и психологическое консультирование // Наш проблемный подросток: понять и дого­вориться / Под ред. Л. А. Регуш. СПб., 2001. С. 45-73.

  2. Пихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н. Как разорвать замкнутый круг. Принципы и методы социально-психологической реабилитации подростков с асоциальным поведением. Программа подготовки

к освобождению из воспитательной колонии. СПб., 2004.

  1. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2001.

  1. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологи­ческой службы / Под ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.

  2. Регуш Л. А. Безопасность обучения школьников // Психологи­ческая куль тура и психологическая безопасность в образовании (Санкт-Петербург, 27-28 ноября 2003): Материалы Всероссийской

конференции. М., 2003. С. 182-185.

10. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.





Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Охарактеризуйте «теорию возможностей» Дж. Г ибсона примени­тельно к образовательной среде.

  1. Дайте определение образовательной среды.

  2. Что является показателем модальности образовательной среды?

  3. Какие существуют типы образовательной среды?

  4. Дайте определение безопасности.

  1. Охарактеризуйте основные подходы к раскрытию понятия «психо­логическая безопасность».

  2. Назовите х арактеристики, у меньшающие сп особность о бразова-тельной среды быть безопасной.

  3. Назовите характеристики, повышающие способность образова­тельной среды быть безопасной.

  1. Возможные риски и опасности в образовательной среде.




  1. Перечислите наиболее важные условия образовательной среды, создающие и обеспечивающие психологическую безопасность.

  2. Какие социальные навыки способствуют решению проблем психо­логической безопасности в образовательной среде?

12. Н азовите средства решения конфликтных ситуаций в образова-

тельной среде.

  1. Приведите и обоснуйте, в соответствии с определением, эмпири­ческие референты психологически безопасной образовательной среды.

  2. Почему психологическая безопасность образовательной среды яв­ляется характеристикой ее развивающего характера?

  3. Перечислите основные угрозы нарушения психологической безо­пасности образовательной среды и дайте их краткую характерис­тику.

16. О боснуйте, почему психологическое насилие может выступать

основным источником психотравмы в образовательной среде.

17. Почему мониторинг и создание психологической безопасности об-
разовательной среды могут являться показателями эффективности
деятельности Службы практической психологии в образовании?





1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
написать администратору сайта