РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. Экспериментальная психология как наука, ее связь с другими науками
Экспериментальная психология – общее обозначение различных видов исследования психических явлений с помощью экспериментальных методов.
Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний и превращения психологии из отрасли философии в самостоятельную науку.
Экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимися к середине 19 века в специальных лабораториях исследованиями элементарных психических функций: ощущения, восприятия, времени различных реакций организма. Именно эти работы впервые поставили вопрос о возможности существования психологии вне философии и физиологии. Первоначально план разработки экспериментальной психологии как самостоятельной науки выдвинул Вильгельм Вундт, ученики которого стали создавать по всему миру экспериментальные лаборатории и институты. Сначала главным объектом экспериментальной психологии признавались психические процессы нормального взрослого человека, которые анализировались с помощью самонаблюдения (интроспекции) и эксперимента. Позже эксперименты проводят уже над животными (К.Ллойд-Морган, Э. Торндайк), исследуются и душевнобольные, и дети.
Экспериментальная психология начинает охватывать исследованиями не только общие законы протекания психических процессов, но и индивидуальные особенности чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций (Ф. Гальтон, Дж. Кеттелл)
Таким образом, в недрах экспериментальной психологии зарождается новое направление – дифференциальная психология, изучающая индивидуальные различия между людьми и их группами.
Кроме того, достижения экспериментальной психологии, как академической науки, решавшей фундаментальные задачи, позже получают и широкое практическое применение в различных сферах деятельности людей: от дошкольной психологии и педагогики до космонавтики.
Развитие теории и конкретных методик экспериментальной психологии тесно связано с прогрессом теоретических исследований на стыке биологических, технических и социальных наук (например, были созданы практическая психология образования, практическая социальная психология и другие науки.) С возникновением экспериментальной психологии каждая из отраслей общей психологии приобрела целый спектр или блок прикладного значения, прикладных исследований, т.е. для каждой из отраслей возникли специальные методики для того, что изучает данная отрасль психологии.
2. Методология экспериментального исследования
Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Различают методологию философскую, общенаучную и специально-научную.
Принципы методологии превратились в нормы логически правильных доказательных способов получения значимых результатов.
Например, принцип детерминизма направляет исследователя при разработке биологических, психологических, социальных теорий. Такие теории, основанные на принципах, выполняют методологическую функцию, т.е. могут служить организующим началом для исследования.
Методология как общая система объяснительных принципов, применяется и в психологии соответственно ее предмету.
Область методологии включает целый комплекс научных исследований – это наблюдение, эксперимент, моделирование, которые в свою очередь еще более конкретизируются в различных специальных процедурах, т.е. в диагностических методиках, с помощью которых экспериментальная психология получает научные данные.
Рассмотрим основные онтологические принципы психологического исследования (по работе В.И.Мансика, 1988). Онтология – наука о сущем, о том, что существует, или учение о наиболее общих законах развития бытия.:
Принцип репрезентативности. Он определяет отношение объекта с предметом исследования, условиями, методом и результатом. Объект выбирается в соответствии с задачами исследования. Предмет исследования - это то, что изучается в объекте исследования. Например, объектом исследования может быть воображение как психический процесс, а предметом - развитие творческого воображения в дошкольном детстве;
Принцип валидности – он характеризует отношение предмета к элементам системы исследования; валидность указывает, что измеряет конкретная методика и насколько она качественна;
-
Принцип надежности – характеризует отношения метода исследования с другими элементами системы, т.е. принцип надежности обеспечивает неизменность результата, полученного при использовании данного метода.
Принцип стандартизации условий;
Принцип инвариантности, подразумевающий сопоставимость результатов, полученных одним исследователем с результатами другого исследователя.
Кроме онтологических, существуют и гносеологические принципы исследования, соответствующие первым (гносеология – теория познания). Вот положения, от которых эти принципы отталкиваются:
Метод характеризуется дефектами, т.е. может быть функционально непригодным для решения исследовательской задачи;
Объект всегда является источником фактов;
Предмет (явление психики) характеризуется факторами, которые назначаются переменными, влияющими на нее в ходе исследования;
-
Условия (среда) исследования является источником артефактов (Это то, что возникает в ходе исследования под воздействием определенных условий, т.е. создано искусственно - ложный факт, не соответствующий реальному положению вещей);
Эффективность характеризует оценку результатов проведенного исследования.
Соответственно этим элементам выделяют гносеологические принципы:
Принцип регистрации фактов;
Принцип планирования фактов;
Принцип контроля дефектов;
Принцип удаления (исключения) артефактов;
Принцип оценки результатов.
По характеру исследования делятся на:
Фундаментальные (теоретические) – направлены на изучение реальности без учета практического эффекта от применения знаний;
Прикладные – они проводятся для получения знаний, которые можно использовать на практике;
Монодисциплинарные;
Междисциплинарные исследования;
Аналитические исследования – в них изучается один фактор или аспект реализации проблемы;
Комплексные исследования реальности по многим параметрам;
Любое исследование осуществляется поэтапно; этапы будут зависеть от специфики исследования.
М.В.Гамезо и И.А.Домашенко в «Атласе по психологии» предлагают следующую структуру психологического исследования:
Подготовительный этап включает определение цели, задачи, разработку рабочей гипотезы исследования и выбора конкретных методик;
-
Сбор фактических данных; разделение их на серии или этапы;
Количественная обработка данных; построение графиков, таблиц, схем, и т.д.
Интерпретация данных и формулировка выводов.
Рассмотрим подробнее каждый из этапов.
Формулировка проблемы исследования в виде вопроса, на который нужно найти ответ. Как правило, в постановке проблемы всегда учитываются уже сложившиеся в науке представления о проблеме. Исследователь фиксирует для себя, с точки зрения какой теории он будет рассматривать эту проблему, затем он пытается сформулировать возможный, вероятный ответ на вопрос проблемы о характере связей между исследуемыми явлениями. Это и будет гипотеза исследования. При формулировании гипотезы нужно помнить, что явления психики обусловлены многими факторами. Главное требование к гипотезе – ее проверяемость, а проверить истинность гипотезы можно, дав ее в виде конкретного утверждения по поводу конкретного психического явления. Если гипотез несколько, они проверяются последовательно. После этого гипотеза проверяется на опытном (эмпирическом) материале. Затем выбирается группа или батарея (блок) методик и методов.
На втором этапе собираются данные диагностики, обрабатываются результаты по каждой из методик по каждой из групп испытуемых. Принято условно разделять всех испытуемых одного возраста и одинакового уровня развития исследуемого психического явления на экспериментальную и контрольную группы. На этом этапе, особенно когда проводится не только констатирующий, но и формирующий эксперимент, исследование делят на серии (1-ая и 2-ая) в зависимости от того, как делятся тесты или другие методики на так называемые субтесты, формы (А,В), этапы.
На основе такого разделения на серии на третьем этапе и возможно будет построение сравнительных таблиц и графиков, т.е. фиксирующих исследуемый показатель психики до формирующего эксперимента и после него. Здесь же диагностические данные, полученные при использовании методик, обрабатываются количественно или качественно по специальным формулам и нормам математической статистики.
На последнем этапе осуществляются трактовка полученных результатов и формулировка выводов.
|