Рекомендуемая литература
Алексеев В. М. В старом Китае: Дневники путешествия 1907 года. — М.:. Изд-во вост. лит., 1958. — 312 с.
Аль-Фараби. Естественно-научные трактаты / Пер. с араб. М. С. Бурабаева, Б. Н. Тайжановой. — Алма-Ата: Наука, 1987. — 495 с.
Аль-Фараби. Философские трактаты / Пер. с араб. — Алма-Ата: Наука, 1970. — 512 с.
Бартольд В. В. Ислам. — Пг.: Изд-во Огни, 1918. — 98 с.
Бартольд В. В. История Ислама и Арабского Халифата: Соч.: В 9 т. — М.: Изд-во вост. лит., 1966. — Т. 2, 6.
Бациева С. М. Историко-социологический трактат Ибн Халду- на «Мукаддима». — М.: Наука, 1965. — 223 с.
Бируни Абу Райхан: Избранные произведения / Пер. А. Б. Халидова, Ю. Н. Завадского. — Ташкент: Изд-во АН Уз. ССР, 1963. — 423 с.
Бичурин Н. Я. Взгляд на просвещение в Китае: Сочинение отца Иакинфа. — Спб., 1836. — 75 с.
Бичурин Н. Я. Иакинф. Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение: Сочинение монаха Иакинфа. — Спб., 1840. — VIII. — 442 с.
Бичурин Н. Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии: Сочинение монаха Иакинфа в четырех томах. — Спб.: Издание Ф. В. Базунова, 1848. — Ч. 3. Просвещение. — 152 с.
Возвращение учителя: О жизни и творчестве Фараби / Сосг. М. М. Ауэзов, —Алма-Ата: Жазушы, 1975. — 199 с.
Гегель Г. Ф. Лекции по истории философии. — М.; Л.: Соцэк
гиз, 1934. — 386 с.
Григорян С. Н. Великие мыслители Арабского Востока. — М.: Знание, 1960. — 190 с.
Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. — М.: Наука, 1966. — 352 с.
Ибн-Сина Абу Али. Избр. произведения. — М.: Изд-во вост. лит., 1980. -611 с.
Ибн Ста Даниш-Намэ. Книга знания / Пер. и пред. А. М. Бого- утдинова. — Сталинабад: Таджикгосиздат, 1957. — 216 с.
Ибн Туфейлъ. Повесть о Хайие Ибн Якзане. — М.: Худож. лит., 1978. — 150 с.
Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX—XIV вв. — М.: Соц.-экон. лит., 1961. — 320 с.
История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1958. - 244 с.
Источники по истории высших школ средневековой Армении (XII—XV вв.). — Ереван, 1983.
Кабус-Намэ / Пер. Б. Э. Бертельса — 2-е изд. — М.: Изд-во вост. лит., 1958. — 295 с.
Касымджанов А. X. Абу Наср аль-Фараби. — М., 1982. —182 с.
Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1991. - 227 с.
Коростовец И. Образование и государственные экзамены // И. Коростовец. Китайцы и их цивилизация. — 2-е изд. — Спб., 1898. — С. 147-174.
Лунин Б. Н. История индийской культуры с древних веков до наших дней / Пер. с англ. — М.: Изд-во иностр. лит., 1960.
Нуритдинова З.Г. Научная деятельность и педагогические идеи Абу Райхана Бируни: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Ташкент, 1982.
Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока: Сб. науч. трудов / Под ред. К. И. Салимовой. — М.: Изд-во АПН СССР, 1988. — 198 с.
Памятники минувших поколений. — Ташкент, 1957.
Петраци Иоанн. Рассмотрение платоновской философии и Прок- ла Диадоха. — Тбилиси, 1941. — 124 с.
Руставели Шота. Витязь в тигровой шкуре / Пер. с груз. Н. Заболоцкого. — М.: Дет. лит., 1991. — 206 с.
Сагадеев А. В. Ибн-Рушд. — М.: Мысль, 1973. — 207 с.
Страна Хань: Очерки о культуре Древнего Китая / Под общ ред. Б. И. Панкратова. — Л.: Гос. изд-во дет. лит. Министерства просвещения РСФСР, 1959. — 309 с.
Тагор Р. Собр. соч.: В 12 т. —М.: Изд-во худож. лит., 1965. — Т. 11. Что мешает образованию. Проблемы образования. Распространение образования. Центр индийской культуры.
Тлашев X. X. Общепедагогические идеи выдающихся мыслителей Ближнего и Среднего Востока эпохи средневековья. — Ташкент: Фан, 1985.
Хайруллаев М. М. Абу Наср аль-Фараби. — М., 1982. — 220 с.
Шидфар Я. Абу Нувас. — М.: Наука, 1979. — 232 с.
Шмидт К. История педагогики: В 4-х т. — М.: 1877—1880. Т. 2.
Энциклопедия персидско-таджикской прозы. — Душанбе: Главная науч. ред. Тадж. сов. энцикл., 1986. — 480 с.
ГЛАВА VII
Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до XVII в.)
Воспитание и его целостное осмысление до эпохи Петра Великого — явление чрезвычайно сложное и своеобразное., Его зарождение восходит ко времени формирования древнерусской народности. Исторически и генетически оно связано с характером воспитания у древних славян, обитавших на периферии античного мира.
Этапы развития воспитания в этот период можно обозначить двумя основными периодами: киевским (X—XIII вв.) и московским (XIV—XVII вв.), разделенными нашествием Батыя. С продвижением населения Киевской Руси из Под- непровья на север и северо-восток до берегов Ледовитого океана, с освоением Московской Русью бассейна Волги и района Урала, а в XVI—XVII вв. — и всей территории Сибири до берегов Тихого океана, традиции древнерусского воспитания, обогащаясь в общении с десятками различных народов и культур, распространились на огромных просторах Евразии, получивших впоследствии название — Россия.
Особенности древнерусского образования на протяжении семи веков истории русской культуры отражают сложный и противоречивый, полный взлетов и падений процесс всей отечественной истории, события которой разворачивались не так, как в Западной Европе: почти на полутысячелетие позднее большинства народов Европы Русь приняла христианство — в 988 г.; к этому времени «росьский народ» имел свою достаточно развитую языческую культуру, получившую яркое отражение в фольклоре, мифологии, обрядах, праздниках, многочисленных и разнообразных традициях воспитания детей. Эта основа была необычайно крепка и жизненна. На Руси, в значительной степени под влиянием князя Владимира, был сделан выбор в пользу восточной христианской церкви: православная вера была принята от Византийской империи. Сельское население стало называться крестьянами, т. е. христианами, чего не было ни в одной стране западного средневековья.
Выбор веры был одновременно и выбором школы, характера образования. Не случайно в том же 988 г. открыва-
i
лась в Киеве первая школа «учения книжного». Византийское влияние способствовало быстрому расцвету школьного дела в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств, оно дало стимул к зарождению и развитию русской религиозно-педагогической мысли. Древняя Русь познакомилась благодаря этому с эллинистической, греко-римской, уходящей своими корнями в античность и древний Восток книжной культурой.
Счастливым для древнерусского образования обстоятельством явилось то, что приобщение Руси к мировой цивилизации шло во время расцвета Византии — в X—XI вв. Славянская языческая культура соединилась со зрелым восточным христианством и породило древнерусское православие и его концепцию воспитания человека.
Народ Древней Руси, прежде всего его образованная часть, находился в живейших культурных связях с южными и западными славянами. Эта линия культурных связей вводила его и в западноевропейский мир представлений о назначении школы и образования. Правда, эта связь была довольно опосредованной, а в последующих столетиях, с отходом древнерусских центров культуры на северо-восток, временами практически прерывалась.
Важной особенностью древнерусской культуры и образования было то, что языком богослужения, литературы и школы стал не греческий, как в Византии, не латинский, как в Западной Европе, а славянский. Казалось бы, создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки (863), перевод основных богослужебных книг и учебной литературы на понятный всем славянам язык было благом, широко' открывшим двери школ для всего населения, способствовало сохранению самобытности древнерусской школы, но в то же время это затрудняло доступ учителей и учеников к первоисточникам, что не могло не сказаться на интеллектуальном развитии общества. Со времени золотоордынского ига наблюдается резкий спад работы по переводу греко-византийской учебной литературы на славянский язык, а если переводы и осуществлялись, то предпочтение отдавалось религиозным источникам в ущерб грамматике, риторике, философии и другим школьным дисциплинам, традиционным для средневековой Европы.
Древнерусская культура и образование отличались религиозной настороженностью, порой доходившей до нетерпимости, вызванной тем фактом, что Русь приняла христиан
ство во время обострения отношений между восточной греческой церковью и западной, латинской.
Разделение церквей на православную и католическую («схизма») произошло в 1054 г. На Руси и в России отрицательное отношение к «латинянам» становилось все более устойчивым. Когда Византийская империя, гибнувшая под ударами турок-османов, на Флорентийском соборе (1439) заключила «унию», русское православие стало настороженно относиться и к византийскому культурному влиянию, замкнувшись в рамках ранее освоенного и переведенного с греческого на древнерусский язык книжного фонда и отечественного, ставшего традиционным, «учения книжного».
На Руси в XV—XVII вв. оформился особый, контрастный по отношению к западноевропейскому, культурный мир. В нем вырабатывалось свое отношение к общечеловеческим ценностям и способам передачи их от поколения к поколению. В Московской Руси не были созданы крупные центры образования, подобные университетам Западной Европы. Умственная и духовная работа была направлена на поиск совершенной жизни, «Царства Божия» и осуществлялась прежде всего в небольших монастырях, основанных преимущественно учениками Сергия Радонежского и Нила Сорско- го. В этот период постепенно начало складываться отрицательное отношение к рациональному знанию, наукам о внешнем мире, строгое следование формуле апостола Павла, который полагал, что все человеческое знание исходит от Бога. Интерес к этическим проблемам и нравственному воспитанию почти не оставлял места для рассмотрения гносеологических проблем и вопросов дидактического характера. Если в западноевропейских университетах обучение преследовало цели вооружения учащихся инструментами познания, методами рационального доказательства, то в монастырях Руси вели линию на отношение к книжным знаниям гак к духовному сокровищу, которое следует накапливать, собирая «аки пчелы мед с цветков». На западе Европы стремились понять и исследовать, а на востоке — следовать Святому писанию. Не изобретательность, а послушание ценилось в монастырских кругах.
Для сферы просвещения в средневековом русском государстве характерными фигурами являлись не школьные учителя, а странствующие «мастера грамоты», «калики перехожие», духовники, монахи-аскеты, т. е. наставники в нравственно-духовной жизни. Значительная часть мировой культуры в Московской Руси просто не была востребована.
Нравственный элемент культуры ставился неизмеримо выше «внешнего знания»: грамматики, риторики, диалектики, философии и других дисциплин, принятых для систематического образования в правильно организованных учебных заведениях по европейскому стандарту.
В Московской Руси элементы предвозрожденческого характера не развились, как это было в Западной Европе. Интерес к человеческой личности и ее образованности оставался скованным рамками религии и понимался как нравственное совершенствование по пути к слиянию с Богом.
Языковая изолированность, вероисповедная настороженность, приоритет нравственных проблем над интеллектуальными, потребность в постоянном диалоге с собственным прошлым, склонность к чтению и осмыслению ограниченного фонда религиозной литературы привели во второй половине XVII в. к «расколу», выделению и самоопределению старообрядческой церкви. Старообрядческие вожди — протопоп Аввакум, инок Епифаний, дьякон Федор и др. — ратовали за развитие старорусской образованности. Просветители же нового толка — Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Сильвестр Медведев и др. отстаивали идею использования опыта западноевропейской школы в русских условиях. Это были два непримиримых лагеря русской культуры; для компромисса между ними в России XVII в. условий не было.
Знание истории отечественного воспитания, образования и обучения, свойственных им черт сегодня особенно необходимо. Это знание в сочетании с достижениями современной педагогической науки может открыть новые пути к обновлению методов воспитания в семьях и школах сегодняшней России, позволит учесть не только общечеловеческие, но и национальные особенности в процессе формирования гуманного, глубоко чувствующего и мыслящего, нравственного и деятельного человека.
Воспитание детей в Древней Руси можно представить себе лишь в самых общих чертах, и только в контексте осмысления жизни того времени в целом. Славянские народы, как германские, кельтские, романские, иранские и многие другие, происходят от единой индоевропейской общности (5— 4-е тыс. до н. э.). Все они тысячелетиями создавали особый уклад жизни в рамках первобытно-общинного мира.
Письменные свидетельства южных соседей Руси рисуют в ней традиционное родоплеменное общество. Так, Прокопий Кесарийский (VI в. н. э.) подметил ряд черт «славен и антов», в которых косвенно отражена и особенность воспй-
|