Навигация по странице:
|
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Пискунов 1 часть. Учебное пособие для педагогических университетов Под ред академика рао а. И. Пискунова. М. Тц
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае
Первые письменные свидетельства о существовании в Древнем Китае школ донесены до нас в различных надписях, относящихся к эпохе Шан (Инь) (XVI—XI вв. до н. э.). В этих школах учились лишь дети свободных и состоятельных людей. К этому времени уже существовала иероглифическая письменность, которой владели, как правило, так называемые пишущие жрецы.
Умение пользоваться письменностью передавалось по наследству и крайне медленно распространялось в обществе. Поначалу иероглифы высекали на черепашьих панцирях и костях животных, а затем (в X—IX вв. до н. э.) — на бронзовых сосудах. Далее — вплоть до начала н. э. — для письма использовали расщепленный бамбук, связанный в пластины, а также шелк, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. В III в. до н.
э. лак и бамбуковую палочку заменили тушь и волосяная кисточка. В начале II в. н. э. появляется бумага. После изобретения бумаги и туши обучение технике письма стало более легким делом.
В эпоху Шан (Инь) содержание школьного воспитания и обучения включало шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыку, стрельбу из лука, управление лошадью.
Эпоха Шан (Инь) сменилась эпохой Чжоу, которая, в свою очередь, подразделялась на периоды Западного (XI— VIII вв. до н. э.) и Восточного Чжоу (VIII—III вв. до н. э.). Во времена Западного Чжоу получили развитие школы для детей наиболее высокопоставленных особ (госюэ) и для менее родовитой знати (сансюэ). Госюэ создавались в столице, а сансюэ — в провинции.
В период Восточного Чжоу — с VI в. до н. э. — в Древнем Китае сформировались основные философские школы — конфуцианство, даосизм, моизм и школа легистов (законников). Эти философские школы оказали влияние и на развитие педагогической мысли.
Наибольшее воздействие на развитие воспитания и образования и педагогическую мысль в Древнем Китае оказал Конфуций (551—479 до н. э.). Он обобщил, в частности, весь опыт воспитания и образования в Китае и высказал оригинальные идеи в этой области.
Основу педагогического учения Конфуция составила трактовка им вопросов этики и морали, управления государством. Особое внимание он обращал на нравственное самосовершенствование личности. Ведущая часть его учения — тезис о-правильном воспитании как непременном условии
процветания государства. По Конфуцию, прочность и жиз- i ненность общества покоятся на воспитании его членов, согласно их социальному статусу: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном».
Правильное воспитание стояло у Конфуция в ряду основных факторов человеческого существования. Им была поставлена проблема соотношения природы и воспитания при формировании человека. По его мнению, природное в человеке — это материал, из которого при правильном воспитании можно создать идеальную личность. Впрочем, Конфуций не считал воспитание всесильным, связывая эффективность формирования человека с унаследованной сущностью.
Возможности различных людей от природы неодинаковы, замечал Конфуций. Согласно этим задаткам он различал «сынов неба» — людей, которые обладают высшей врожденной мудростью и могут претендовать быть «правителями»; «благородных мужей» — людей, пришедших к знаниям посредством учения, несмотря на ограниченные природные возможности, которые должны стать «опорой государства»;
и, наконец, чернь — людей, не способных к трудному процессу постижения знаний.
Конфуций наделял идеального человека, сформированного воспитанием, особо высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Он пришел к идее разностороннего развития личности, отдавая при этом нравственному началу преимущество перед образованностью. В программу нравственного, умственного, эстетического, физического развития «благородных мужей» Конфуций включал обучение названным выше «шести искусствам».
Конфуций создал первую в Китае школу. По преданию, он имел до 3 тыс. учеников. У него обучались преимущественно будущие чиновники. В дальнейшем Конфуций вообще стал считаться божественным покровителем школы и ученых.
Педагогические взгляды Конфуция нашли широкое отражение в классической книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая содержит запись бесед Конфуция с учениками. Эту книгу учащиеся заучивали наизусть начиная со II в. до н. э.
Вот некоторые педагогические изречения из этой книги, показывающие то высокое назначение, которое отводилось в Древнем Китае обучению. «Учиться без пресыщения, про
свещать без устали», «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?», «Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно», «Если не можешь совершенствовать себя, то как же сможешь совершенствовать других людей?»1.
Методика преподавания в школе Конфуция основывалась на диалоге учителя с учеником, на классификации и - сравнении фактов и явлений, на подражании образцам.
В трактате «Книга обрядов» («Ли цзи») (IV—I вв. до н. э.), созданном последователями Конфуция, подробно изложены его дидактические идеи. Школьное обучение признается необходимым и даже первостепенным в жизни человека: «Только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве и получишь возможность самообразовываться», «Думай
о том, чтобы с начала до конца постоянно пребывать в учении». Учителю и его ученику предлагалось одновременно совершенствоваться: «Учитель и ученики растут вместе»2.
В главе «Книги обрядов», озаглавленной «Об учении», изложено содержание школьного обучения, которое начиналось' в возрасте 7—8 лет. После первого года проверяли степень умения читать и способность к учению. Через три года проверяли, питает ли ученик уважение к учению, приятно ли ему общество товарищей; через пять лет проверяли широту знаний и прочность привязанности к наставнику; через семь лет проверяли способность к научным рассуждениям и умение выбирать друзей. И наконец, через девять лет, при завершении обучения, учащийся должен был уметь делать умозаключения, «твердо стоять в науке»3.
В главе «Записка об учении» изложена своеобразная система воспитательных и дидактических принципов: «Если не пресекать дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть»; «Когда благородный муж учит и наставляет, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца»; «Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, а отдыхая, приобретает знания в развлечениях»; «Если учиться, когда время ушло, то, как ни старайся, не добьешься успеха»; «Питай почтение к последовательности, постоянно служи своему
1 См.: Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2-хт.— М.: Мысль, 1972. - Т. 1. - С. 140, 144.
2 Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2-х т. — Т. 2. - М., 1973. - С. 111.
3 Там же.
долгу, и совершенство придет»; кто «утвердится в учении, а наставник станет ему родным ... он будет получать наслаждение в обществе своих товарищей и верить в свою правду, он не изменит им, даже разлучившись с наставником и однокашниками»; надо «проверять друг друга, умножая доброе»; «Если учиться в одиночестве, не имея товарищей, кругозор будет ограничен, а познания скудны»1.
Древнекитайский подход к методике обучения заключен в следующей емкой формуле: согласие между учеником и учителем, легкость обучения, самостоятельное размышление — вот что называется умелым руководством.
В Древнем Китае большое значение придавалось самостоятельности в овладении знаниями, а также умениям учителя научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.
Конфуцианскую систему воспитания и образования по- своему развивали Мэн-цзы (Мэн Кэ) (ок. 372—289 до н. э.) и Сюнь-цзы (Сюнь Куан) (ок. 313 — ок. 238 до н. э.). Оба они занимались обучением и имели много учеников. Мэн-цзы выдвинул тезис о доброй природе человека и поэтому определял цель воспитания как формирование добрых людей, обладающих высокими моральными качествами. Сюнь-цзы, наоборот, выдвинул тезис о злой природе человека и отсюда задачу воспитания видел в преодолении этого злого начала. В процессе воспитания и обучения он считал необходимым учитывать способности и индивидуальные особенности учеников.
Перу одного из последователей Конфуция и Мэн-цзы, имя которого неизвестно, принадлежат «Заметки об учении» («Сюэ цзи») (III в. до н. э.). Это важный источник сведений
о воспитании и образовании в Древнем Китае. В нем дается описание школьной системы этого периода, говорится о необходимости умственного, морального, эстетического и физического развития учащихся. Автор различал два понятия: воспитание («цзяо») и обучение («сюэ»). В трактате отмечается, что при воспитании и обучении надо учитывать возраст учащихся, идти от простого к сложному. При этом подчеркивалось, что учитель в обществе должен занимать почетное место.
В период правления династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.), завершивший эпоху Древнего Китая, конфуцианство
1 Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2-х т. — Т. 2. - С. 112-113.
было объявлено официальной идеологией. В этот период образование в Китае получило достаточно широкое распространение. Престиж обученного человека заметно вырос, в результате чего сложился своеобразный культ образованности. Само школьное дело постепенно превращалось в неотъемлемую часть государственной политики. В этот период возникла система государственных экзаменов на получение чиновничьих должностей. Все, кто проходил курс школьного образования, стремились сдать государственные экзамены, что открывало путь к бюрократической карьере.
В целом государства Ближнего и Дальнего Востока дали человечеству бесценный опыт воспитания и обучения, развитый на последующих витках истории школы и педагогики. В эпоху древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока возникли первые учебные заведения, были сделаны попытки осмыслить цель, задачи, программу, формы и методы воспитания и обучения подрастающего поколения.
Педагогические традиции древних государств Двуречья, Индии и Китая в определенной степени повлияли на воспитание и обучение в других цивилизациях — эпох античности и средневековья.
Рекомендуемая литература
Бичурин (Иакинф). Китай в гражданском и нравственном состояниях. Сочинение монаха Иакинфа: В 4-х ч. — Ч. 3. Просвещение. — Спб., 1848. — 152 с.
Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. — М.: Наука, 1983. — 245 с.
Древнекитайская философия. Собрание текстов: В 2-х т. —М.: Мысль, 1972-1973. - Т. 1. - 363 с.; Т. 2. - 384 с.
Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. — М.: Наука, 1965. -599 с.
Крамер С. История начинается в Шумере / Пер. с англ. — М.: Наука, 1991. — 233 с.
Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас / Пер. с франц. — Спб.: Народная польза, 1900. — 500 с.
Оппенхейм А. Древняя Мессопотамия: (Портрет погибшей цивилизации) / Пер. с английского. — М., 1980. — 317 с.
Савельева Т. Н. Как жили египтяне во время строительства пирамид. — М.: Наука, 1971. — 118 с.
Три великих сказания Древней Индии — М.. Наука, 1978. — 576 с.
Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие В 2-х ч. — М.: Высшая школа, 1980. — Ч. 1. — 328 с.
ГЛАВА lii
Воспитание и образование в античном мире
Древневосточные цивилизации дали человечеству первые образцы школ. Дальнейшее развитие школы осуществлялось уже на следующей ступени исторического развития — в эпоху античности. Достижения в области содержания, методов и организации образования подрастающего поколения в Древней Греции, эллинистических государствах и осмысление их античными риторами и философами явились важным этапом в последующей эволюции школы и педагогической мысли.
Территория и временные границы античного мира огромны: от 3-го тысячелетия до н. э., когда в бассейне Эгейского моря, на островах и материке, лишь зарождалась древнегреческая культура, и вплоть до V в. н. э., когда грекоримский мир рухнул, смешался с варварским миром, христианством, и породил эпоху Средневековья. Территориально античный мир на разных ступенях своего развития охватывал земли трех материков от Атлантического океана до Египта, Средней Азии и Индии.
На островах Эгейского моря, прежде Зарождение всего на Крите и на материковом по-
письменности бережье Греции, в 3—2-м тысячелети-
в условиях ях до н. э. сложился особый тип куль-
эгейской культуры туры, во многом схожий с древними восточными цивилизациями, многими нитями, и экономическими, и культурными, связанный с Египтом, Малой Азией, Финикией, Междуречьем1. В условиях этой самобытной культуры уже в 3-м тысячелетии до н. э. на Крите зародился специфический вид письменности, восходящий к пиктографическим знакам древнебалканского письма и к протошумерской клинописи. Письменность зародилась здесь вместе с появлением и развитием храмов, жреческих и дворцовых хозяйств.
В середине 2-го тысячелетия до н.э. в этом регионе и получает распространение слоговое (критское) письмо, которым владели не только жрецы, но и служители царских
1 Эгейская культура (крито-микенская) — культура Древней Греции эпохи бронзы. Выделяются географические варианты этой культуры: на Крите — минойская, в материковой Греции — элладская, на островах Эгейского моря — кикладская.
дворцов и даже богатые горожане. Стоит отметить, что в критском письме имелись знаки для передачи как согласных, так и гласных звуков, целый ряд других признаков постепенного перехода к алфавитному письму.
Подобно древневосточным цивилизациям, первоначально центры обучения создавались здесь при храмах и царских дворцах. Так, при дворце критского царя имелось специальное помещение для служителей-писцов и их учеников. Критские писцы установили твердые правила письменности: направление письма слева направо, расположение строк сверху вниз; они стали выделять заглавные буквы и красную строку. Все это стало в той или иной степени достоянием европейской письменной культуры последующих веков.
Воспитание детей Культурное развитие в Древней Греции и юношества и на Крите было задержано вторжени-
в архаической ем с Балкан дорийских племен, воин-
Греции IX—VIII вв. ственных обитателей периферии рабо- до н э> ’ владельческого мира. Воспитание и
обучение юношества в эту эпоху получило отражение в гомеровских поэмах «Илиаде» и «Одиссее». Школьных форм обучения гомеровская Греция еще не знала, но внимание к воспитанию детей было высоким. Сложился образ совершенного человека, личности образованной, развитой и физически, и нравственно. В воспитательной практике этим образом руководствовались как педагогической целью. Герои Гомера воспитывались домашними учителями, наставниками, как правило старцами. Таким предстает перед нами Феникс, учитель Ахилла. Он формулирует образовательную цель так: «Да, тебя всему научу я: был бы в речах ты вития и делатель дел знаменитый».
Герои Гомера в совершенстве владеют устной яркой и образной речью, знают мифы, деяния богов и предков, историю своего рода, прекрасно поют и играют на музыкальных инструментах, читают письменные послания. Гомер характеризовал идеального героя как «способного мыслить, мудрого». Грек архаической эпохи должен быть развит физически, уметь пользоваться оружием. В эпических поэмах в связи с этим даются следующие характеристики: «крепкий, выносливый», «стремительный, сильный мышцами», «способный вести бой». Художественно раскрыт Гомером и идеал нравственного воспитания, его герой «славный в потомках», «действующий как заведено по обычаю», «справедливый», «верный», «надежный». Конечная цель воспитания,
по Гомеру, — достичь славы, превзойти в доблести своего отца: «Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя: он и отца превосходит!» — говорит Гектор о своем сыне. Воспитателями применялись эмпирически сложившиеся способы, с одной стороны, стимулирующие положительное поведение, с другой — порицающие и пресекающие нежелательное. Подросткам внушалось быть «лучшими среди сверстников». К исходу архаического периода гомеровский идеал образованного человека стал общеэллинским1.
На рубеже VIII—VII вв. до н. э. традиционное древнегреческое воспитание нашло описание в поэме Гесиода «Труды и дни». Здесь в художественной форме изложены правила житейской мудрости, приведены бытовавшие в то время назидания юношеству. Тем самым Гесиод положил начало дидактической поэзии.
Воспитание В пеРио'ц расцвета Эллады ведущую
и педагогическая Роль сРеди составлявших ее мелких го- мысль в Древней сударств-полисов играли Афины в Ат- r y._|V тике с республиканским строем прав-
Ро7э В ВВ" ления и Спарта в Лаконии, формально
до Н' Э" возглавлявшаяся царями, власть кото
рых существенно ограничивалась советом старейшин — ге- русией. Эти два полярных полиса, города-государства, дали два различных образца организации воспитания в древнегреческом мире.
В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого, смышленого в военном деле, но по сути своей невежественного человека. Еще Аристотель заметил, что основной недостаток спартанского воспитания заключался в том, что спартиаты чувствовали себя уверенно лишь в ходе военных действий, а досугом своим пользоваться не умели, поскольку обладали ограниченным кругозором специализирующихся на военном деле людей2. Напротив, в Аттике юношеству давалось широкое универсальное по тем временам образование. Это отличие выражено афинянином Периклом в речи, приведенной Фукидидом в его «Истории»: «... я утверждаю, что все наше государство — центр просвещения Эллады; каждый человек может, мне кажется, приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности...»3.
1 См.: Гомер. Илиада. — М., 1987. — Песни: VI, IX, XVIII, XIX, XXX, XX, XXIII.
|
|
|