Главная страница
Навигация по странице:

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Пискунов 1 часть. Учебное пособие для педагогических университетов Под ред академика рао а. И. Пискунова. М. Тц



Скачать 309.4 Kb.
Название Учебное пособие для педагогических университетов Под ред академика рао а. И. Пискунова. М. Тц
Анкор ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Пискунов 1 часть.docx
Дата 30.04.2017
Размер 309.4 Kb.
Формат файла docx
Имя файла ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Пискунов 1 часть.docx
Тип Учебное пособие
#4910
страница 4 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае





Первые письменные свидетельства о существовании в Древнем Китае школ донесены до нас в различных надписях, относящихся к эпохе Шан (Инь) (XVI—XI вв. до н. э.). В этих школах учились лишь дети свободных и состоятельных людей. К этому времени уже существовала иероглифическая письменность, которой владели, как правило, так называемые пишущие жрецы.

Умение пользоваться письменностью передавалось по наследству и крайне медленно распространялось в обществе. Поначалу иероглифы высекали на черепашьих панцирях и костях животных, а затем (в X—IX вв. до н. э.) — на бронзовых сосудах. Далее — вплоть до начала н. э. — для письма использовали расщепленный бамбук, связанный в пластины, а также шелк, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. В III в. до н.

э. лак и бамбуковую палочку заменили тушь и волосяная кисточка. В начале II в. н. э. появляется бумага. После изобретения бумаги и туши обучение технике письма стало более легким делом.

В эпоху Шан (Инь) содержание школьного воспитания и обучения включало шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыку, стрельбу из лука, управление лошадью.

Эпоха Шан (Инь) сменилась эпохой Чжоу, которая, в свою очередь, подразделялась на периоды Западного (XI— VIII вв. до н. э.) и Восточного Чжоу (VIII—III вв. до н. э.). Во времена Западного Чжоу получили развитие школы для детей наиболее высокопоставленных особ (госюэ) и для менее родовитой знати (сансюэ). Госюэ создавались в столице, а сансюэ — в провинции.

В период Восточного Чжоу — с VI в. до н. э. — в Древнем Китае сформировались основные философские школы — конфуцианство, даосизм, моизм и школа легистов (законников). Эти философские школы оказали влияние и на развитие педагогической мысли.

Наибольшее воздействие на развитие воспитания и образования и педагогическую мысль в Древнем Китае оказал Конфуций (551—479 до н. э.). Он обобщил, в частности, весь опыт воспитания и образования в Китае и высказал оригинальные идеи в этой области.

Основу педагогического учения Конфуция составила трактовка им вопросов этики и морали, управления государством. Особое внимание он обращал на нравственное самосовершенствование личности. Ведущая часть его учения — тезис о-правильном воспитании как непременном условии





процветания государства. По Конфуцию, прочность и жиз- i ненность общества покоятся на воспитании его членов, согласно их социальному статусу: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном».

Правильное воспитание стояло у Конфуция в ряду основных факторов человеческого существования. Им была поставлена проблема соотношения природы и воспитания при формировании человека. По его мнению, природное в человеке — это материал, из которого при правильном воспитании можно создать идеальную личность. Впрочем, Конфуций не считал воспитание всесильным, связывая эффективность формирования человека с унаследованной сущностью.

Возможности различных людей от природы неодинаковы, замечал Конфуций. Согласно этим задаткам он различал «сынов неба» — людей, которые обладают высшей врожденной мудростью и могут претендовать быть «правителями»; «благородных мужей» — людей, пришедших к знаниям посредством учения, несмотря на ограниченные природные возможности, которые должны стать «опорой государства»;

и, наконец, чернь — людей, не способных к трудному процессу постижения знаний.

Конфуций наделял идеального человека, сформированного воспитанием, особо высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Он пришел к идее разностороннего развития личности, отдавая при этом нравственному началу преимущество перед образованностью. В программу нравственного, умственного, эстетического, физического развития «благородных мужей» Конфуций включал обучение названным выше «шести искусствам».

Конфуций создал первую в Китае школу. По преданию, он имел до 3 тыс. учеников. У него обучались преимущественно будущие чиновники. В дальнейшем Конфуций вообще стал считаться божественным покровителем школы и ученых.

Педагогические взгляды Конфуция нашли широкое отражение в классической книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая содержит запись бесед Конфуция с учениками. Эту книгу учащиеся заучивали наизусть начиная со II в. до н. э.

Вот некоторые педагогические изречения из этой книги, показывающие то высокое назначение, которое отводилось в Древнем Китае обучению. «Учиться без пресыщения, про





свещать без устали», «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?», «Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно», «Если не можешь совершенствовать себя, то как же сможешь совершенствовать других людей?»1.

Методика преподавания в школе Конфуция основывалась на диалоге учителя с учеником, на классификации и - сравнении фактов и явлений, на подражании образцам.

В трактате «Книга обрядов» («Ли цзи») (IV—I вв. до н. э.), созданном последователями Конфуция, подробно изложены его дидактические идеи. Школьное обучение признается необходимым и даже первостепенным в жизни человека: «Только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве и получишь возможность самообразовываться», «Думай

о том, чтобы с начала до конца постоянно пребывать в учении». Учителю и его ученику предлагалось одновременно совершенствоваться: «Учитель и ученики растут вместе»2.

В главе «Книги обрядов», озаглавленной «Об учении», изложено содержание школьного обучения, которое начиналось' в возрасте 7—8 лет. После первого года проверяли степень умения читать и способность к учению. Через три года проверяли, питает ли ученик уважение к учению, приятно ли ему общество товарищей; через пять лет проверяли широту знаний и прочность привязанности к наставнику; через семь лет проверяли способность к научным рассуждениям и умение выбирать друзей. И наконец, через девять лет, при завершении обучения, учащийся должен был уметь делать умозаключения, «твердо стоять в науке»3.

В главе «Записка об учении» изложена своеобразная система воспитательных и дидактических принципов: «Если не пресекать дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть»; «Когда благородный муж учит и наставляет, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца»; «Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, а отдыхая, приобретает знания в развлечениях»; «Если учиться, когда время ушло, то, как ни старайся, не добьешься успеха»; «Питай почтение к последовательности, постоянно служи своему


1 См.: Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2-хт.— М.: Мысль, 1972. - Т. 1. - С. 140, 144.


2 Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2-х т. — Т. 2. - М., 1973. - С. 111.


3 Там же.





долгу, и совершенство придет»; кто «утвердится в учении, а наставник станет ему родным ... он будет получать наслаждение в обществе своих товарищей и верить в свою правду, он не изменит им, даже разлучившись с наставником и однокашниками»; надо «проверять друг друга, умножая доброе»; «Если учиться в одиночестве, не имея товарищей, кругозор будет ограничен, а познания скудны»1.

Древнекитайский подход к методике обучения заключен в следующей емкой формуле: согласие между учеником и учителем, легкость обучения, самостоятельное размышление — вот что называется умелым руководством.

В Древнем Китае большое значение придавалось самостоятельности в овладении знаниями, а также умениям учителя научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.

Конфуцианскую систему воспитания и образования по- своему развивали Мэн-цзы (Мэн Кэ) (ок. 372—289 до н. э.) и Сюнь-цзы (Сюнь Куан) (ок. 313 — ок. 238 до н. э.). Оба они занимались обучением и имели много учеников. Мэн-цзы выдвинул тезис о доброй природе человека и поэтому определял цель воспитания как формирование добрых людей, обладающих высокими моральными качествами. Сюнь-цзы, наоборот, выдвинул тезис о злой природе человека и отсюда задачу воспитания видел в преодолении этого злого начала. В процессе воспитания и обучения он считал необходимым учитывать способности и индивидуальные особенности учеников.

Перу одного из последователей Конфуция и Мэн-цзы, имя которого неизвестно, принадлежат «Заметки об учении» («Сюэ цзи») (III в. до н. э.). Это важный источник сведений

о воспитании и образовании в Древнем Китае. В нем дается описание школьной системы этого периода, говорится о необходимости умственного, морального, эстетического и физического развития учащихся. Автор различал два понятия: воспитание («цзяо») и обучение («сюэ»). В трактате отмечается, что при воспитании и обучении надо учитывать возраст учащихся, идти от простого к сложному. При этом подчеркивалось, что учитель в обществе должен занимать почетное место.

В период правления династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.), завершивший эпоху Древнего Китая, конфуцианство


1 Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2-х т. — Т. 2. - С. 112-113.





было объявлено официальной идеологией. В этот период образование в Китае получило достаточно широкое распространение. Престиж обученного человека заметно вырос, в результате чего сложился своеобразный культ образованности. Само школьное дело постепенно превращалось в неотъемлемую часть государственной политики. В этот период возникла система государственных экзаменов на получение чиновничьих должностей. Все, кто проходил курс школьного образования, стремились сдать государственные экзамены, что открывало путь к бюрократической карьере.

В целом государства Ближнего и Дальнего Востока дали человечеству бесценный опыт воспитания и обучения, развитый на последующих витках истории школы и педагогики. В эпоху древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока возникли первые учебные заведения, были сделаны попытки осмыслить цель, задачи, программу, формы и методы воспитания и обучения подрастающего поколения.

Педагогические традиции древних государств Двуречья, Индии и Китая в определенной степени повлияли на воспитание и обучение в других цивилизациях — эпох античности и средневековья.

Рекомендуемая литература

Бичурин (Иакинф). Китай в гражданском и нравственном состояниях. Сочинение монаха Иакинфа: В 4-х ч. — Ч. 3. Просвещение. — Спб., 1848. — 152 с.

Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. — М.: Наука, 1983. — 245 с.

Древнекитайская философия. Собрание текстов: В 2-х т. —М.: Мысль, 1972-1973. - Т. 1. - 363 с.; Т. 2. - 384 с.

Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. — М.: Наука, 1965. -599 с.

Крамер С. История начинается в Шумере / Пер. с англ. — М.: Наука, 1991. — 233 с.

Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас / Пер. с франц. — Спб.: Народная польза, 1900. — 500 с.

Оппенхейм А. Древняя Мессопотамия: (Портрет погибшей цивилизации) / Пер. с английского. — М., 1980. — 317 с.

Савельева Т. Н. Как жили египтяне во время строительства пирамид. — М.: Наука, 1971. — 118 с.

Три великих сказания Древней Индии — М.. Наука, 1978. — 576 с.

Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие В 2-х ч. — М.: Высшая школа, 1980. — Ч. 1. — 328 с.



ГЛАВА lii


Воспитание и образование в античном мире

Древневосточные цивилизации дали человечеству первые образцы школ. Дальнейшее развитие школы осуществлялось уже на следующей ступени исторического развития — в эпоху античности. Достижения в области содержания, методов и организации образования подрастающего поколения в Древней Греции, эллинистических государствах и осмысление их античными риторами и философами явились важным этапом в последующей эволюции школы и педагогической мысли.

Территория и временные границы античного мира огромны: от 3-го тысячелетия до н. э., когда в бассейне Эгейского моря, на островах и материке, лишь зарождалась древнегреческая культура, и вплоть до V в. н. э., когда грекоримский мир рухнул, смешался с варварским миром, христианством, и породил эпоху Средневековья. Территориально античный мир на разных ступенях своего развития охватывал земли трех материков от Атлантического океана до Египта, Средней Азии и Индии.

На островах Эгейского моря, прежде Зарождение всего на Крите и на материковом по-

письменности бережье Греции, в 3—2-м тысячелети-

в условиях ях до н. э. сложился особый тип куль-

эгейской культуры туры, во многом схожий с древними восточными цивилизациями, многими нитями, и экономическими, и культурными, связанный с Египтом, Малой Азией, Финикией, Междуречьем1. В условиях этой самобытной культуры уже в 3-м тысячелетии до н. э. на Крите зародился специфический вид письменности, восходящий к пиктографическим знакам древнебалканского письма и к протошумерской клинописи. Письменность зародилась здесь вместе с появлением и развитием храмов, жреческих и дворцовых хозяйств.

В середине 2-го тысячелетия до н.э. в этом регионе и получает распространение слоговое (критское) письмо, которым владели не только жрецы, но и служители царских


1 Эгейская культура (крито-микенская) — культура Древней Греции эпохи бронзы. Выделяются географические варианты этой культуры: на Крите — минойская, в материковой Греции — элладская, на островах Эгейского моря — кикладская.



дворцов и даже богатые горожане. Стоит отметить, что в критском письме имелись знаки для передачи как согласных, так и гласных звуков, целый ряд других признаков постепенного перехода к алфавитному письму.

Подобно древневосточным цивилизациям, первоначально центры обучения создавались здесь при храмах и царских дворцах. Так, при дворце критского царя имелось специальное помещение для служителей-писцов и их учеников. Критские писцы установили твердые правила письменности: направление письма слева направо, расположение строк сверху вниз; они стали выделять заглавные буквы и красную строку. Все это стало в той или иной степени достоянием европейской письменной культуры последующих веков.

Воспитание детей Культурное развитие в Древней Греции и юношества и на Крите было задержано вторжени-

в архаической ем с Балкан дорийских племен, воин-

Греции IX—VIII вв. ственных обитателей периферии рабо- до н э> ’ владельческого мира. Воспитание и

обучение юношества в эту эпоху получило отражение в гомеровских поэмах «Илиаде» и «Одиссее». Школьных форм обучения гомеровская Греция еще не знала, но внимание к воспитанию детей было высоким. Сложился образ совершенного человека, личности образованной, развитой и физически, и нравственно. В воспитательной практике этим образом руководствовались как педагогической целью. Герои Гомера воспитывались домашними учителями, наставниками, как правило старцами. Таким предстает перед нами Феникс, учитель Ахилла. Он формулирует образовательную цель так: «Да, тебя всему научу я: был бы в речах ты вития и делатель дел знаменитый».

Герои Гомера в совершенстве владеют устной яркой и образной речью, знают мифы, деяния богов и предков, историю своего рода, прекрасно поют и играют на музыкальных инструментах, читают письменные послания. Гомер характеризовал идеального героя как «способного мыслить, мудрого». Грек архаической эпохи должен быть развит физически, уметь пользоваться оружием. В эпических поэмах в связи с этим даются следующие характеристики: «крепкий, выносливый», «стремительный, сильный мышцами», «способный вести бой». Художественно раскрыт Гомером и идеал нравственного воспитания, его герой «славный в потомках», «действующий как заведено по обычаю», «справедливый», «верный», «надежный». Конечная цель воспитания,



по Гомеру, — достичь славы, превзойти в доблести своего отца: «Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя: он и отца превосходит!» — говорит Гектор о своем сыне. Воспитателями применялись эмпирически сложившиеся способы, с одной стороны, стимулирующие положительное поведение, с другой — порицающие и пресекающие нежелательное. Подросткам внушалось быть «лучшими среди сверстников». К исходу архаического периода гомеровский идеал образованного человека стал общеэллинским1.

На рубеже VIII—VII вв. до н. э. традиционное древнегреческое воспитание нашло описание в поэме Гесиода «Труды и дни». Здесь в художественной форме изложены правила житейской мудрости, приведены бытовавшие в то время назидания юношеству. Тем самым Гесиод положил начало дидактической поэзии.

Воспитание В пеРио'ц расцвета Эллады ведущую

и педагогическая Роль сРеди составлявших ее мелких го- мысль в Древней сударств-полисов играли Афины в Ат- r y._|V тике с республиканским строем прав-

Ро В ВВ" ления и Спарта в Лаконии, формально

до Н' Э" возглавлявшаяся царями, власть кото

рых существенно ограничивалась советом старейшин — ге- русией. Эти два полярных полиса, города-государства, дали два различных образца организации воспитания в древнегреческом мире.

В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого, смышленого в военном деле, но по сути своей невежественного человека. Еще Аристотель заметил, что основной недостаток спартанского воспитания заключался в том, что спартиаты чувствовали себя уверенно лишь в ходе военных действий, а досугом своим пользоваться не умели, поскольку обладали ограниченным кругозором специализирующихся на военном деле людей2. Напротив, в Аттике юношеству давалось широкое универсальное по тем временам образование. Это отличие выражено афинянином Периклом в речи, приведенной Фукидидом в его «Истории»: «... я утверждаю, что все наше государство — центр просвещения Эллады; каждый человек может, мне кажется, приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности...»3.


1 См.: Гомер. Илиада. — М., 1987. — Песни: VI, IX, XVIII, XIX, XXX, XX, XXIII.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
написать администратору сайта