Главная страница
Навигация по странице:

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Пискунов 1 часть. Учебное пособие для педагогических университетов Под ред академика рао а. И. Пискунова. М. Тц



Скачать 309.4 Kb.
Название Учебное пособие для педагогических университетов Под ред академика рао а. И. Пискунова. М. Тц
Анкор ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Пискунов 1 часть.docx
Дата 30.04.2017
Размер 309.4 Kb.
Формат файла docx
Имя файла ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Пискунов 1 часть.docx
Тип Учебное пособие
#4910
страница 3 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
ГЛАВА II


Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока


Общее и особенное Начало истории школы и воспитания в генезисе школы как особых сфер общественной деятель- и воспитания ности восходит к эпохе древних циви-

в древних лизаций Ближнего и Дальнего Восто-

цивилизациях ка, зарождение которых относится к

Ближнего 5-му тысячелетию до н. э.

и Дальнего Востока Уже в эпоху позднего неолита в разных регионах мира стали появляться симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми формами организованной социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания.

В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение детей осуществлялось по преимуществу в семьях. В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческой формации, в древнейших цивилизациях, возникших в регионах Ближнего и Дальнего Востока, сохранялись и постепенно видоизменялись старые традиции семейного воспитания. Прерогативы патриархальной семьи в воспитании были закреплены еще в таких документах древнейших государств Ближнего и Дальнего Востока, как Законы Хаммурапи в Вавилоне (1750 до н. э.), книга Притч иудейского царя Соломона (начало 1-го тысячелетия до н. э.), индийская Бха- гавадгита (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.

Постепенно естественным путем вместе с укреплением государственных структур в целях специальной подготовки чиновников, жрецов, полководцев, администраторов начал складываться и новый социальный институт — школа.

Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически эти цивилизации не совпадали, тем не менее им были присущи сходные структуры, в том числе в сфере вое-



литания и обучения. Эта общность — следствие того, что в0зникновение школ пришлось на переходную эпоху — от общинно-родового строя к рабовладельческому. Типологич- ность этого явления подтверждается тем, что древние цивилизации, несмотря на то что они существовали изолированно друг от ДРУга, имели при этом принципиально общее в сфере воспитания и обучения.

Убедительным аргументом в пользу признания такой ти- пологичности служит история древних цивилизаций Южной Америки, возникших в 3—2-м тысячелетиях до н. э.: никак не связанные с остальным миром, они выработали опыт обучения и воспитания, сходный с опытом древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока.

В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческому, происходили глубинные перемены в практике воспитания и обучения: качественно изменялись способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. В эту эпоху как бы завершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации (приблизительно с 3-го тысячелетия до н. э.) стали дополняться собственно письменностью — клинописной и иероглифической.

Возникновение и развитие письменности — важнейший фактор развития школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передающей не только общее содержание речи, но и членение ее на отдельные слова (древнеегипетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо превращается в сложную технику, которая требовала специального обучения. Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала слогового (в древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело к упрощению обучения грамоте и тем самым к увеличению «производительных возможностей» школы. Отделение умственного труда от физического, начавшееся уже на исходе первобытной истории, вызвало к жизни появление новой специальности — учителя.

Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались в логике эволюции Конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человеческая личность формировалась в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности в регионах Востока была развита крайне слабо.





Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной группе, государстве. Отсюда и упование на жесткие формы и методы воспитания.

Закономерно, что своим возникновением первые школы в древнейших восточных цивилизациях обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания. Вместе с тем возникновение школ в конечном счете являлось ответом на определенные экономические, культурные, политические запросы общества. По мере социального развития такие запросы менялись, а с ними изменялись сфера, содержание и методы обучения и воспитания.

Главными очагами обучения и воспитания в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока были, несомненно, семья, церковь, государство. Семья, однако, не была в состоянии обеспечить общество необходимым числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, что требовалось для чиновничьего аппарата. Подготовка таких людей стала главной задачей особых учебно-воспитательных учреждений, создававшихся служителями культов и светской властью.

В течение весьма длительного времени обучение и воспитание носили крайне рутинный характер. Мучительным и длительным был процесс обучения грамоте из-за весьма сложной системы письма. Содержание образования было крайне скудным и узкоспециальным, закрепляя за человеком определенные общественные положение и функции.

К 1-му тысячелетию до н. э. постепенное развитие ремесел, торговли, известное изменение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание. Помимо аристократии и служителей культа учениками школ становились постепенно дети состоятельных ремесленников и торговцев, однако абсолютное большинство населения обходилось по-прежнему лишь семейным воспитанием.

Школа, возникнув как определенный итог движения общества, обладала относительной независимостью в своем развитии и со своей стороны, будучи стимулом прогресса, влияла на общественную эволюцию. Так, школа письма, возникнув как ответ на необходимость закрепить результативность передачи опыта поколений, позволяла, в свою очередь, давать обществу возможность двигаться вперед без значительных потерь из опыта прошлого, что было неизбежно в допись- менный период.





Школу и воспитание в древних цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока следует рассматривать как нечто относительно цельное и как итог специфического развития каждой из этих цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями в сфере воспитания.

«дома табличек» Возникшие в 3200 г. до н. э. в междуре- Междуречье чье Тигра и Евфрата государства Шу-

(Месопотамии) меР и Al™> существовавшие здесь ' вплоть до 100 г. до н. э., другие древ

ние государства, такие как Вавилон и Ассирия, обладали достаточно-стабильной и жизнестойкой культурой. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, получили развитие различные искусства. В древних городах Месопотамии, например, были разбиты парки, бульвары, проведены искусственные каналы с мостами, воздвигнуты комфортабельные дома для знати. В центре каждого города возвышалось культовое здание — башня (зиккурат). Почти в каждом городе были и школы.

Эти школы возникли за 3 тысячи лет до н. э. как результат развития хозяйства и культуры, увеличения потребности в грамотных людях — писцах. Писцы на социальной лестнице стояли достаточно высоко. Первые школы для их подготовки-в Междуречье назывались «домами табличек» (по- шумерски «эдубба»). Название им дали таблички из глины, на которые наносилась клинопись. Первые таблички явно школьного характера относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Письмена вырезались деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. В начале 1-го тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывались письменные знаки.

Первые эдуббы возникли, очевидно, в писцовых семьях. Затем появились дворцовые и храмовые «дома табличек». Воссоздать картину этих школ позволяют клинописные глиняные таблички, являющиеся материальным свидетельством развития цивилизации в Двуречье. Десятки тысяч таких табличек обнаружены в развалинах дворцов, храмов и жилищ. Таковы, к примеру, таблички из библиотеки и архива г. Нип- пура. Среди первоисточников следует отметить, прежде всего, хроники и анналы, например летописи Ашшурбанипала (668—626 до н. э.). Древние тексты помогают судить об уровне культуры и образования. К подобным текстам можно причислить, скажем, законы царя Вавилона Хаммурапи (1792—





1750 до н. э.), законы Ассирии второй половины 2-го тыся- I челетия до н. э. Учащиеся эдуббы жили дома. Постепенно : эдуббы приобретали автономию. В основном школы были небольшими с одним учителем; в его обязанности входило управление школой и изготовление новых табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр. В крупных эдуб- бах мог быть также специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной.

Обучение в школах было платным. Плата могла быть высокой и зависела от авторитета учителя. Чтобы заручиться дополнительным вниманием учителя, родители делали ему подношения.

Вначале цели школьного обучения выглядели как узко утилитарные: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали постепенно превращаться в центры культуры и просвещения. При них возникли крупные книгохранилища, например Ниппурская библиотека во 2-м тысячелетии до н. э., Ниневийская библиотека в 1-м тысячелетии до н. э.

Складывавшуюся школу как образовательное учреждение питали традиции патриархально-семейного воспитания и одновременно ремесленного ученичества. Семейно-общинный уклад школы сохранялся без особых изменений на протяжении всей истории древних государств Междуречья. Семья при этом играла главную роль в воспитании детей. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец отвечал за подготовку сына к жизни и был обязан передать ему свое ремесло.

Основным методом воспитания в семье и школе являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, где содержится обращение отца к сыну, отец призывает своего сына- школьника следовать благим образцам сородичей, друзей, мудрых людей.

Учеба и быт в школах организовывались на манер большесемейной общины. Возглавлял эдуббу «отец»; учителей именовали «братьями отца». Ученики делились на старших и младших «детей» эдуббы.

Обучение в эдуббе рассматривалось прежде всего как подготовка к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться профессионально изготовлять глиняные таблички, освоить систему клинописи. За годы учения ученик должен был изготовить полный комплект табличек с предусмотренными текстами.





На протяжении всей истории «домов табличек» фактически универсальными приемами обучения в них являлись заучивание и переписывание. Урок (мугубба) состоял в запоминании табличек-моделей и их копировании в табличках-упражнениях.

Сырые таблички-упражнения корректировал преподаватель. Позже иногда применялись упражнения типа диктантов.

В основе методики обучения лежало, таким образом, простое, многократное повторение, механическое запоминание столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений. Однако применялся и метод разъяснения учителем трудных слов и текстов. Использовался и метод диалога- спора, причем не только с преподавателем или учеником, но и с воображаемым предметом. Как правило, ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали.

О том, каким был уклад школы и каким хотели видеть этот уклад в Междуречье, говорят найденные на развалинах столицы Ассирии — Ниневии таблички «Восславление искусства писцов». В них говорилось: «Истинный писец не тот, кто думает о хлебе насущном, а кто сосредоточен на своем труде». «Прилежание, — продолжает автор «Восславления...», — выводит ученика на «дорогу богатства и благополучия»1.

Один из клинописных документов (около 2 тыс. до н. э.) позволяет восстановить учебный день школьника, обучавшегося в эдуббе. Вот что в нем говорится: «Школьник, куда ты ходишь с первых дней?» — спрашивает учитель. «Я хожу в школу», — отвечает ученик. «Что ты делаешь в школе?» — «Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой, вхожу и вижу моего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется. Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей: скорее дай мне мой завтрак, я иду в школу: в школе надзиратель спрашивает: «Почему ты опаздываешь?» Испуганный и с бьющимся сердцем я вхожу к учителю и кланяюсь ему почтительно»2.

Обучение в «домах табличек» было сложным и трудоемким. На первом этапе школяр учился читать, писать, счи


1 Histoir mondiale de 1’education. Т. 1. — P. 1981. P. 49.


2 См.: Флитнер H. Д. Культура и искусство древнего Двуречья. — М.; Л., 1985. - С. 169-170.





тать. При овладении грамотой следовало запомнить множество клинописных знаков. Далее ученик переходил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал известный запас практических знаний и умений, связанных с расчетами строительства различных сооружений, составлением торговых, правовых и других деловых документов. Прошедший обучение в «доме табличек» становился обладателем своего рода интегрированной профессии, приобретая различные знания и умения.

Программа обучения была преимущественно светской. В школах изучались два языка: аккадский и шумерский. Последний в первой трети 2-го тысячелетия до н. э. перестал быть средством общения и сохранялся лишь как язык науки и культов. Основным предметом обучения являлся шумер* ский язык. В зависимости от дальнейшей специализации будущим писцам давались знания в области грамматики, математики и астрономии.

Как следует из документов того времени, выпускник эдуббы должен был хорошо владеть письмом, четырьмя арифметическими действиями, искусством певца и музыканта, умением выносить разумные, основанные на законах решения, разбираться в ритуале жертвоприношений. Он должен был также уметь измерять поля, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать профессиональный язык жрецов, ремесленников, пастухов1. Возникшие в Шумере и Аккаде школы в виде «домов табличек» претерпели затем определенную эволюцию. Постепенно они становились самостоятельными культурными центрами. Сама школа создала и особую учебную литературу, обслуживавшую учебно-воспитательный процесс. Первые методические пособия — словари и хрестоматии — появляются в Шумере за

  1. тысячи лет до н. э. В них включались фольклорные поучения, назидания, наставления, облегчавшие обучение клинописной грамоте.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (первая половина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образования и воспитания стали играть дворцовые и храмовые школы, которые располагались в культовых зданиях — зиккуратах, имели много помещений, включая библиотеку и комнаты для занятий писцов. Комплексы библиотека- школа именовались «домами знаний».


1 См.: Флитнер Н. Л. Культура и искусство древнего Двуречья. - С. 166.





В древнем Вавилонском царстве с распространением знаний и культуры в средних социальных группах появляются частные учебные заведения. О распространении грамотности свидетельствовал тот факт, что с указанного времени на различных документах появляются подписи торговцев и ремесленников.

Своего расцвета эдуббы достигли в ассирийско-нововавилонский период — 1-е тысячелетие до н. э. В связи с развитием хозяйства, культуры, усилением процесса разделения труда в Древней Месопотамии среди писцов усилилась специализация, отразившаяся и на характере обучения в школах. В содержание обучения входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, географией.

Ассирийско-нововавилонский период отмечен появлением эдубб для девушек из знатных семей; здесь их обучали письму, религии, истории, математике. В этот период продолжало распространяться обучение при библиотеках, особенно в Ассуре и Ниппуре. Писцы этих библиотек занимались сбором и записями табличек на различные темы. Об объеме их работы свидетельствует библиотека царя Ашшур- банипала (VI в. до н. э.), где найдено до 24 тыс. таких глиняных табличек.

В ассирийско-нововавилонский период особое внимание уделялось обучению математике. Наиболее образованные люди той эпохи были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней. Высокого уровня достигло врачевание, которому обучали по пособиям, где содержались сведения о диагнозе и способах лечения многих болезней. Медицина изучалась как искусство врачевания и как отрасль магико-религиозных культов.

Первые сведения о школьном обучении

кола в Древнем в Египте восходят к 3-му тысячелетию гипте до н. э. Школа и воспитание в Древ

нем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, Юношу в мир взрослых.

На протяжении тысячелетий здесь сложился определенный психологический тип человека: идеалом древнего египтянина считался немногословный, умевший терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы человек. В логике такого идеала и шло все обучение и воспитание.

В Древнем Египте был достаточно высок уровень семейного воспитания и обучения. Отношения между женщиной и мужчиной в семье строились на равноправной основе, поэ





тому и девочкам, и мальчикам в этих условиях уделялось равное внимание. Для мальчиков из привилегированных семей существовали школы.

Судя по древнеегипетским папирусам, египтяне уделяли детям много внимания, поскольку по их верованиям именно дети могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Праведная жизнь на Земле определяла счастливое существование в загробном мире предков. Как верили египтяне, боги, взвешивая душу умершего, вместо гирь на чашу весов кладут маат — кодекс поведения; если жизнь умершего и маат уравновешивались, то он мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и поучения детям, которые являлись стимулом формирования нравственности каждого египтянина. В этих поучениях отражалась идея необходимости воспитания и обучения: «Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец»1.

Принятые в Древней Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: «Послушание — это наилучшее у человека». Учитель обычно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе»2. Наиболее эффективным способом достичь такого повиновения считались физические наказания. На ученика древнеегипетской школы постоянно сыпались удары. Физические наказания считались естественными и необходимыми. Девизом школы были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал»3.

Абсолютный и безоговорочный авторитет отца, наставника был освящен в древнем Египте многовековыми традициями. Имея в виду такие традиции, автор «Поучения геракле- опольского царя» XIII в. до н. э. писал: «Следуй отцам твоим, предкам твоим»4. Тесно связан был с этими традициями и обычай передавать профессию по наследству — от отца детям. В одном из папирусов, к примеру, перечислены 25 поколений зодчих, принадлежавших одной египетской семье5. .


1 Histoir mondiale de l’education. Т. 1. P. 1981. P. 67—68. 1


2 Там же. — С. 72. 1


3 Древний Восток. Книга для чтения. — М., 1951. — С. 75. 1

" Хрестоматия по истории Древнего Востока. — М., 1980. -J


Ч 1. - С. 32. I


5 Brugsh. History of Egypte (with. date). P. 259. fl





Как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, в ее недрах шли процессы, свидетельствовавшие

  1. пересмотре идеалов личности, а с ними и целей воспитания. Из текста одного из древних папирусов, относящегося к 1-му тысячелетию до н. э., видно, что уже тогда в Египте имелись разные точки зрения относительно того, каким надлежит быть человеку. Автор, очевидно, спорит с теми, кто отходит от традиционной приверженности идеалу покорности и безынициативности: «Человек, живущий в вере, подобен растению, находящемуся в теплице»1. Однако эту мысль он подробнее не раскрывает.

Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось преимущественно через заучивание различного рода моральных наставлений, таких как, например: «Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в своем сундуке; лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, чем быть богатым и познать печаль»2. Заучивание подобных сентенций в школе было отнюдь не простым делом, поскольку они были записаны иероглифами на архаичном, далеком от живой речи языке.

Обучение в Древнем Египте имело целью подготовку к профессии в зависимости от видов деятельности, которой занималась семья. Семья была первичной ячейкой такого обучения. Жрецы, ремесленники, музыканты обучали детей своей профессии. Отцы-ремесленники при этом использовали различные игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Вне такого строго специального по направленности обучения было военное дело. Людей, предназначенных для военной службы, учили владеть оружием, выполнять различные физические упражнения, развивавшие силу, выносливость, ловкость.

Уже в 3-м тысячелетии до н. э. в Египте возник институт семейной школы: чиновник или жрец обучал своего сына, который должен был впоследствии сменить его в той или иной должности. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников.

Школы в Древнем Египте существовали, по-видимому, при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них Детей с 5 лет. Сначала ученик должен был научиться красиво и правильно писать, читать; затем — составлять де


1 Brunner М. N. in Religionsgeschichtiches Textbuch zum Alten Testament. Ed. Gottingen, 1975. S. 77 f.


2 Histoir mondiale de l’education. T. 1. P. 1981, P. 75.





ловые бумаги, соблюдая соответствующую стилистику. В отдельных школах, кроме того, обучали математике, географии, учили астрономии, медицине, языкам других народов.

Чтобы научиться считать, ученику следовало запомнить свыше 700 иероглифов, иметь представление об отличиях между беглым, упрощенным и классическими способами написания иероглифов. Не меньшего труда стоило научиться писать. Вот что говорил жрец своему ученику в этой связи: «Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью»1. В итоге своих занятий ученик должен был овладеть двумя стилями письма: деловым — для светских нужд, а также уставным, на котором писали религиозные тексты.

В эпоху Древнего царства (3 тыс. лет до н. э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но в эту эпоху появился уже папирус — бумага, изготовленная из болотного растения того же названия. В дальнейшем папирус стал основным материалом для письма. У писцов и их учеников имелся своеобразный письменный прибор: чашка с водой, деревянная дощечка с углублениями для черной краски из сажи и красной краски из охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красной краской пользовались для выделения отдельных фраз и обозначения пунктуации.

Свитки папируса использовали в школе многократно. Перед очередным употреблением с папируса смывали ранее написанное. На школьных работах обыкновенно ставили число, месяц, день данного урока. Ученики переписывали тексты, из которых можно было почерпнуть те или иные знания.

На первоначальной стадии обучали прежде всего технике изображения иероглифов, не уделяя внимания усвоению содержания текста, на продвинутом этапе школьников обучали литературному языку. Красноречие считалось важнейшим качеством писца: «Речь сильнее, чем оружие», «Уста человека спасают его, но речь его может и погубить его», — говорилось в древнеегипетских папирусах2.

Одновременно школа сообщала некоторые математические знания, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астро-


1 Древний Восток. Книга для чтения. — М., 1951. — С. 76—77.


2 Там же. — С. 82.





комических исчислений, которые использовались при прогнозировании разливов Нила и т. п.

Нередко обучали и географии в сочетании с геометрией; в этом случае ученик должен был уметь, например, начертить план местности.

Постепенно в школах Древнего Египта стала усиливаться специализация обучения. В эпоху Нового царства (V в. до Н. э.) появились школы, где готовили врачевателей. К тому времени были накоплены знания и созданы учебные пособия по диагностике и лечению многих болезней. В документах этой эпохи дается описание почти полусотни различных болезней.

В школах Древнего Египта занятия шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический школьный режим беспощадно карались. Чтобы достичь успехов в учении, школьники должны были пожертвовать мирскими радостями. Вот что говорится в одном из папирусов, где учитель наставляет нерадивого ученика: «Вставай на твое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Пиши твоей рукой, читай твоим ртом, спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает твою душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит на твоей шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью»1.

В папирусах достаточно часто встречаются высказывания такого типа: «Смотри, нет должности, где бы ни было начальника кроме должности писца, ибо он сам начальник»; «Вот отдаю я тебя в школу вместе с сыновьями знатных, чтобы тебя подготовили к прекрасной должности писца»2.

Среди школ в древнеегипетском обществе имелись и особые «царские школы», где дети высшей знати учились вместе с отпрысками царской фамилии. Здесь особое внимание Уделялось чтению древнейших текстов и переводу их на Живой язык.


1 Древний Восток. Книга для чтения — С. 75.


г Там же. — С. 82, 85.



Воспитание История Древней Индии распадается

и школа на две главные эпохи: дравидско-арий-

в Древней Индии скую (до VI в. до н. э.) и буддистскую (с VI в. до н. э.).

Культура дравидских племен — коренного населения Индии до первой половины 2-го тысячелетия до н. э. — соответствовала уровню культуры первых государств Двуречья. Здесь воспитание и обучение детей носило, условно говоря, семейно-школьный характер, причем роль семьи была первостепенной.

Школы в долине Инда появляются, скорее всего, в до- арийский период в городах Хараппской культуры, существовавшей в 3—2-м тысячелетиях до н. э. и тесно связанной с Древней Месопотамией. Более тысячи печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма на пальмовых листьях — вот и все, что сохранилось в качестве памятников культуры и образования от тех времен.

Во 2—1-м тысячелетиях до н. э. на территорию Индии вторглись арийские племена. Из отношений между основным населением и завоевателями-ариями возник строй, позднее получивший название кастового. Все население Древней Индии делилось на четыре касты, или варны. Потомки ариев составили три высшие касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой — низшей — кастой являлись шудра (наемные работники, слуги, рабы). Наибольшими привилегиями пользовалась каста брахманов. Кшатрии, будучи профессиональными военными, участвовали в походах и сражениях: в мирное время они находились на содержании государства. Вайшьи относились к трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав, а только одни обязанности. Наиболее жалкое положение занимали потомки дравидов — так называемые парии. Кастовый строй наложил специфический отпечаток и на развитие воспитания в Древней Индии.

Важным фактором воспитания в Древней Индии была религиозная идеология. Вплоть до VI в. до н. э. здесь господствовал брахманизм; позднее на его основе развивался индуизм. В VI в. до н. э. возникает оппозиционное религиозное течение — буддизм1.

До VI в. до н. э. воспитание и обучение в Индии основывались на идее, согласно которой каждый человек должен


1 См. соотетствующую литературу.





развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать органическим членом своей касты. У брахманов ведущими качествами личности считались праведность и чистота помыслов; у кшатриев — мужество и смелость, у вайшьи — трудолюбие и терпение, у шудры — покорность и безропотность.

Глобальными целями организованного воспитания к середине 1-го тысячелетия до н. э. были физическое развитие — закаливание, умение управлять своим телом; умственное развитие — ясность ума и разумность поведения; духовное развитие — способность к самопознанию.

Считалось, что человек рожден для насыщенной, исполненной счастья жизни. У детей высших каст воспитывали такие качества, как любовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, самообладание, сдержанность. Идеалом нравственного поведения считались содействие общему благу, отказ от поступков, которые идут во вред такому благу.

Образцы воспитания черпались, прежде всего, в сказаниях о Кришне — божественном и мудром царе-воине и пастухе. В этих сказаниях («Бхагавата-пурана») дано подробное описание семейно-общественного воспитания у ин- доариев. Так, эпический Кришна воспитывался первоначально среди ровесников в совместных играх и труде. Позднее родители отдали его в учение мудрому брахману. Здесь он вместе с товарищами усердно изучал веды и по истечении шестидесяти четырех дней сделался знатоком разнообразных искусств и умений, овладев «всей людской ученостью»1.

Идеал древнеиндийского воспитания раскрыт в образе Рамы — одного из героев «Махабхараты» — эпоса народов Индии. Для индусов Рама являлся образцом совершенного человека, эталоном высшей воспитанности. Вот каким предстает Рама: «Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукою и опытом мужами. Он знал веды и веданги, законы и обычаи, был


1 Три великих сказания Древней Индии. — М., 1978. — С. 358— 359.





красноречив и рассудителен, и он никогда не уклонялся с пути долга»1.

Образцом древнеиндийской дидактической литературы можно считать «Бхагавадгиту» — памятник религиозно-фи- лософской мысли Древней Индии, содержащий философскую основу индуизма (середина 1-го тысячелетия до н. э.). «Бхагавадгита» была не только священной, но и учебной книгой. Она написана в форме беседы ученика с мудрым учителем. В образе учителя предстает Кришна, в образе ученика — царский сын Арджуна. Попадая в затруднительные жизненные ситуации, ученик ищет совета у учителя, получает разъяснение, выходя в итоге на новый уровень познания и поступков. Обучение строилось в виде вопросов и ответов. Учитель-Кришна преподавал в следующей логике: сначала излагал новое знание в целостном виде, затем подходил к нему с разных сторон; раскрытие отвлеченных понятий сочеталось с рассмотрением конкретных примеров.

Суть методики обучения, как следует из «Бхагавадгиты», заключалась в том, что перед учеником непрерывно ставились цели определенной деятельности с постепенным их расширением и углублением, чтобы побуждать Арджуну к самостоятельному поиску истины, вооружая его для этого верными методами и приемами. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором Арджуна поднимался к совершенству.

Воспитание и обучение в Древней Индии соответствовали укладу жизни того времени. В содержание повышенного образования входили: поэзия и литература, грамматика, философия, математика, астрономия. Такое содержание образования являлось весьма широким для своего времени. Можно заметить в этой связи, что, например, в Древней Индии высокого развития достигла математика. Именно здесь были введены ноль и счет с помощью десяти знаков — цифр, заимствованных затем арабами, а от них — европейцами.

К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии сложилась определенная воспитательная традиция. На первой ступени воспитания — в семье — систематическое обучение не предусматривалось. Для представителей трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые — «упанаяма». Непрошедшие «упанаяму» презирались индоарийским обществом; они лишались права иметь супругом представителя своей касты, получать даль


1 Три великих сказания Древней Индии. — М. 1978. — С. 43





нейшее образование. Так осуществлялся контроль за результатами семейного воспитания.

Порядок обучения у специалиста-учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя и помимо овладения им грамотой и обязательными знаниями привыкал к правильному поведению в семье.

Сроки «упанаямы», содержание дальнейшего образования не были одинаковыми для представителей трех высших каст. Для брахманов «упанаяма» начиналась в 8-летнем возрасте, кшатриев — в 11-летнем, вайшья — в 12-летнем. Наиболее полной была программа образования у брахманов; занятия для них состояли, прежде всего, в пересказах вед, развитии навыков чтения и письма. У кшатриев и вайшья была сходная, но сокращенная программа; кроме того, дети кшатриев приобретали знания и навыки в военном искусстве, а дети вайшья — в сельском хозяйстве, ремеслах и пр.

Некоторые из получивших такое образование, которое могло длиться восемь лет, затем углубляли его еще 3—4 года, занимаясь в доме учителя или с домашним преподавателем.

Прообразом высшего образования можно считать составленные по особой программе занятия, которым посвящали себя немногие юноши. В этом случае они посещали известного своими познаниями учителя — гуру («чтимый», «достойный») либо участвовали в собраниях и спорах ученых мужей. Вблизи городов возникали так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.

Специальных помещений для учебных занятий обычно не было, обучение происходило на открытом воздухе, под деревьями. Были и своего рода семейные школы, где все взрослые мужчины посвящали себя обучению молодежи. Поначалу эти учителя не получали какого-либо вознаграждения за свой труд, подарки учителю имели скорее символическую, чем реальную ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.

Новый период в истории древнеиндийского воспитания начинается в середине 1-го тысячелетия до н. э. В это время происходят существенные изменения в экономической и духовной жизни древнеиндийской цивилизации. Возникает новая религия — буддизм, идеи которой отразилась и на воспитании.

Буддийская традиция обучения имела своим истоком просветительскую и религиозную деятельность Будды, или Шакья-Муни (623—544 до н. э.). В религии буддизма он —





существо, достигшее состояния высшего совершенства. Будда выступал против монополизации религиозного культа брахманами и за уравнение каст в сфере религиозной жизни и воспитания. Будда проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний (нирвана). По преданию, свою просветительскую деятельность Будда начинал в «лесной школе» близ г. Бенареса. Вокруг него — учителя-отшельника собирались группы добровольных учеников, которым он проповедовал свое учение.

Буддизм уделял большое внимание отдельной личности, подвергая сомнению незыблемость принципа неравенства каст и признавая равенство людей по рождению. Поэтому в буддийские общины принимались люди любой касты. Согласно буддизму главной задачей воспитания является совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание, самовоспитание и самосовершенствование.

В процессе познания (поиска знания) буддисты различали три стадии: первоначальная (предварительная), стадия сосредоточенного внимательного усвоения, закрепление (окончательное усвоение). Эффективным считалось такое знание, которое приобреталось как познание ранее непознанного1.

В буддийский период складывается и программа образования. В обучении главное внимание уделялось грамматике санскрита, ставшего с I в. до н. э. ведущим языком в Северной Индии. В этот период возник древнейший индийский слоговой алфавит — брахми. К III в до н. э. в Индии уже существовало несколько систем алфавитно-слогового письма. Смена идеографического письма алфавитным привела к известному повышению уровня грамотности.

В буддийский период начальное обучение осуществлялось в религиозных «школах вед» или в светских учебных заведениях. Оба типа школ существовали автономно. Учитель в них занимался с каждым учеником отдельно. Содержание обучения в «школах вед» имело религиозную направ-1 ленность. В светских школах учеников набирали независи-1 мо от кастовой и религиозной принадлежности, и обучение! здесь носило практический характер. j

В некоторых буддийских монастырях были школы, да-j вавшие повышенное образование. Учитель получал денеж-1


1 См.: Щербатской Ф. И. Теория и логика по учению поздней' ших буддистов. — Ч. 2. — Спб., 1909. — С. 144.





ное вознаграждение. В школьный канон входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине и

ПР-

Во II—VI вв. происходит возрождение индуизма. В это время, получившее наименование необрахманского, в Индии изменились взгляды на задачи воспитания; оно должно было помогать человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, отвергать суетное и бренное, добиваться реальных результатов («плодов дела»),

В необрахманский период в Древней Индии увеличивается число школ. В их деятельности появились новые моменты. Так, в школах при индуистских храмах помимо санскрита стали обучать чтению и письму на местных языках.

При необрахманских храмах сложилась двухступенчатая система образования: начальные школы (толь) и учебные заведения полного образования (аграхар). Последние были сообществами ученых и их учеников. Программа обучения в аграхар в процессе их развития становилась постепенно менее абстрактной и учитывала потребности практической жизни. Был расширен доступ к образованию детей разных сословий. В связи с притоком в ученики представителей кшатриев и особенно вайшья в аграхар стали обучать в большем объеме географии, математике, языкам, вводилось обучение врачеванию, ваянию, живописи и пр.1

В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии сложился ряд крупных центров образования. Наибольшую известность среди них получили комплексы в Такташиле (ныне г. Таксила в Пакистане), а также в Наланде близ г. Бхуванешвар.

В древнеиндийском культурном центре Такташиле, который процветал около пяти столетий (до V в. до н. э.), жили известные ученые, философы. Вместе со своими учениками они обсуждали вопросы мироздания и бытия. Учащиеся получали сведения из медицины, искусства, астрономии, естествознания, торговли, магии, заклинания змей и пр. Такташила поддерживал культурные связи с тогдашним Цивилизованным миром: Китаем, Ближним и Средним Востоком.

Не менее широкую известность как центра культуры и просвещения имели школы при буддистских монастырях


1 Kautilya. Arthashastra (trad, by R. Shyamshastry). (With. date). P. 22—24, 156 (Voir: Histoire mondiale de l’education. T. 1. P. 114).





Наланды (424 до н. э.)- В Наланде в период расцвета
находилось 13 монастырей с множеством учеников и учи- ,
телей. Учащиеся изучали здесь индуизм и буддизм, логи-
ку, веды, медицину, филологию, языкознание, право, аст- j
рономию и пр. 1

В общем, можно сказать, что воспитание и школа в Древ-
ней Индии прошли длительный путь развития. Постепенно
в школах усиливалась практическая направленность, расши-
рялся социальный круг детей, имевших доступ в школу: вна-
чале это были брахманы, затем кшатрии и вайшья. Про-
грамма школьного обучения постепенно становилась более
жизненной и более доступной для усвоения.

В основе богатых и своеобычных тра-
диций воспитания и обучения детей в
Древнем Китае, как и в других странах
Востока, лежал опыт семейно-общест-
венного воспитания, уходивший исто-
ками в первобытную эпоху.

Считалось, что в каждом доме был

свой «домовой» (Цзаован), который бдительно следил за
поведением, трудом и прилежанием домочадцев, особенно
девочек и женщин. Поэтому всем приходилось соблюдать
многочисленные табу, упорядочивавшие жизнь и дисцип-
линировавшие поведение каждого члена семьи, например
табу на бранные слова, поступки, вредящие семье и стар-
шим. В этом можно увидеть проявления мистического ми-
ропонимания, когда людям представлялось, что вокруг них
существуют многочисленные божества, следящие за их нрав-
ственностью. Такой настрой усиливала и домашняя нагляд-
ность: картинки тушью, воспроизводившие нравоучитель-
ные сценки из народной жизни и сказок.

В основе воспитательных отношений лежало поклонение младших старшим, школьный наставник почитался как отец. Роль воспитателя и воспитания была в древнем Китае чрезвычайно велика, а деятельность учителя-воспитателя считалась весьма почетной.

История китайской школы уходит своими корнйми в глубокую древность. По преданиям, первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н. э. В древних китайских книгах эти первые школы называют «сян» и «сюй». Сян поначалу были местом прибежища для престарелых, которые обучали и наставляли молодежь. В сюй молодежь учили стрельбе из лука. Затем для обозначения школы стали употреблять иероглиф «сюэ», что означает «учить», «учиться». 1

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
написать администратору сайта