Ответьте на следующие вопросы:
Укажите концептуальные особенности курса.
Перечислите цели и задачи курса.
Обоснуйте используемые методы и формы учебных занятия курса «Технология создания сайтов».
Назовите планируемые результаты курса.
Перечислите формы проверки достигаемых учениками образовательных результатов при обучении курса.
Составьте примерное тематическое планирование курса.
Перечислите этапы разработки и создания сайтов.
Назовите способы построения сайтов.
Укажите принципиальные отличия программ для создания сайтов.
Создайте свою «визитку» в виде простейшей веб-страницы и дополните ее графическими элементами.
Создайте собственный небольшой проект сайта.
Создайте динамические и интерактивные веб-страницы.
Лабораторная работа 31. Элективный курс «Учимся проектировать на компьютере» (М.Ю. Монахов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахова).
Цели: 1) знакомство с элективными курсами образовательной области Информатика и ИКТ;
2) изучение структуры, целей и задач элективных курсов;
3) определение места элективов в школьном курсе информатики.
Основные понятия для составления тезауруса:
проектирование;
компьютерная графика;
двумерное моделирование;
трехмерные объекты;
композиция;
освещение;
анимация;
Ответьте на следующие вопросы:
Определите место данного курса в образовательном процессе.
Перечислите основные цели, задачи, результаты курса.
Составьте примерное тематическое планирование курса.
Назовите формы контроля данного курса.
Перечислите основные характеристики композиции.
В чем заключается задача композиции чертежа?
Что является физической основой восприятия цвета?
Какие операции можно применять к файлам, создаваемым в системе 3D Studio MAX?
Выполните следующие задания:
В графическом редакторе Paint постройте треугольник, круг и прямоугольник и расположите их таким образом, чтобы они создали иллюзию равновесия.
В графическом редакторе Paint составьте ритмический ряд из последовательного изображения деревьев.
Постройте объект и его зеркальное отображение в AutoCad.
Постройте модель бокала в системе 3D Studio MAX.
Подготовьте реферат на тему «Дизайн и эргономика».
Лабораторная работа 32. Элективный курс «Технология работы с сетевыми и библиотечными ресурсами» (Н.А. Коряковцева).
Цели: 1) знакомство с элективными курсами образовательной области Информатика и ИКТ;
2) изучение структуры, целей и задач элективных курсов;
3) определение места элективов в школьном курсе информатики.
Основные понятия для составления тезауруса:
информационное поведение;
информационное мировоззрение;
культура;
информация;
информационная культура;
информационное общество;
интернет-технологии;
библиотечные технологии;
Ответьте на следующие вопросы:
Определите место данного курса в образовательном процессе.
Перечислите основные цели, задачи, результаты курса.
Назовите формы организации занятий курса.
Составьте примерное тематическое планирование курса.
Назовите формы контроля данного курса.
Перечислите основные виды изданий и способы работы с ними.
Укажите особенности работы со справочными изданиями.
Перечислите справочный аппарат книжных изданий и назначение его компонентов.
Укажите особенности работы с периодическими изданиями.
Обоснуйте роль цитирования в воспроизводстве культуры.
Составьте конспект на произвольную тему.
Подготовьте доклад из курса информатики.
Осуществите поиск информации по ключевому слову.
Лабораторная работа 33. Элективный курс «Компьютерное моделирование: сферы и границы применения» (А.В. Копыльцов).
Цели: 1) знакомство с элективными курсами образовательной области Информатика и ИКТ;
2) изучение структуры, целей и задач элективных курсов;
3) определение места элективов в школьном курсе информатики.
Основные понятия для составления тезауруса:
Ответьте на следующие вопросы:
Определите место данного курса в образовательном процессе.
Перечислите основные цели, задачи, результаты курса.
Назовите формы организации занятий курса.
Составьте примерное тематическое планирование курса.
Назовите формы контроля данного курса.
Постройте компьютерную модель «Движение планет вокруг Солнца».
Постройте компьютерную модель «Рост популяции насекомых».
Решите задачу вычисления объема п-мерного тела методом Монте-Карло.
Решите задачу падения тел на Земле и других планетах.
Лабораторная работа 34. Элективный курс «Информационные системы и модели» (И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер).
Цели: 1) знакомство с элективными курсами образовательной области Информатика и ИКТ;
2) изучение структуры, целей и задач элективных курсов;
3) определение места элективов в школьном курсе информатики.
Основные понятия для составления тезауруса:
система;
структура;
графы;
сети;
деревья;
информационная система;
база данных.
Ответьте на следующие вопросы:
Определите место данного курса в образовательном процессе.
Перечислите основные цели, задачи, результаты курса.
Назовите формы организации занятий курса.
Составьте примерное тематическое планирование курса.
Перечислите основные этапы проектирования базы данных.
Назовите основные системы и структуры данных.
Постройте таблицу классификации информационных систем.
Укажите назначение и функции СУБД.
Назовите этапы компьютерного математического моделирования.
Перечислите принципы имитационного моделирования.
Выполните следующие задания:
Используя графические средства MS Word, построить родословное дерево потомков Владимира Мономаха.
Для предметной области « Олимпийские игры» создать однотабличную базу данных в MS Excel.
Создать проект на VBA, с помощью которого решается некоторая поставленная задача с организацией интерфейса через диалоговое окно.
Создать проект инфологической модели предметной области «Расписание уроков в школе».
Подготовьте реферат на тему «Проблема систематизации в гуманитарных науках».
Индивидуальные задания по частной методике преподавания информатики
Указания к выполнению:
1. Выберите конкретный ССК (примерная программа обучения базовому курсу информатики и количество часов приведены ниже).
2. В течение семестра выполните задание.
3. Оформите отчет в печатном или рукописном виде.
Отчет должен содержать ответы на следующие вопросы:
1. Учебники, в которых рассматривается данный ССК.
2. Требования к знаниям и умениям учащихся.
3. Тематическое планирование раздела.
4. Используемое ПО, учебно-методические материалы и оборудование.
5. Словарь основных терминов.
6. Система задач и упражнений, включая самостоятельные и контрольные работы.
7. Дидактические материалы (карточки, плакаты, презентации, тесты и т.п.).
8. План-конспект 1 урока.
9. Разработка внеклассного мероприятия.
10. Особенности изучения раздела на уровнях общего среднего и полного среднего образования. (Класс, содержание, продолжительность изучения).
Индивидуальные задания к разделу «Методика преподавания пропедевтического курса информатики»
Указания к выполнению:
1. Выберите тему из списка, приведенного ниже.
2. В течение семестра выполните задание.
3. Оформите отчет в печатном или рукописном виде. Отчет должен содержать ответы на следующие вопросы:
- требования к знаниям и умениям учащихся по теме;
- подобрать основные типы задач;
- разработать элементы игрового компонента (игры, головоломки, викторины);
- указать виды программных средств, используемых при обучении данной теме;
- разработать средства обучения;
- составить подробный конспект одного урока;
- привести пример контрольной работы.
Темы:
1. Информация. Единицы измерения информации.
2. Массивы как способ представления информации.
3. Понятия алгоритма и программы, виды алгоритмов.
4. Устройство компьютера.
5. Программное обеспечение и его виды.
6. Инструментальные среды для работы с информацией разных видов.
7. Компьютерные телекоммуникации.
8. Социальная информатика.
9. Знакомство с языками программирования разных видов.
10. Способы поиска и хранения информации.
11. Способы получения и представления информации.
12. Системы счисления.
13. Управление и обратная связь.
14. Исполнители, система команд исполнителя.
15. Основы формальной логики, логические операции.
16. Информационное моделирование.
17. Основные понятия и технология объектно-ориентированного программирования.
18. Переменные величины.
Контрольная работа по ССК «Алгоритмизация и программирование»
Указания к выполнению:
1. Для конкретной задачи опишите этапы ее решения:
- постановка задачи;
- формализация;
-
составление алгоритма на языке блок-схем;
- составление программы на языках программирования Бейсик и Паскаль;
- анализ результатов.
2. Составьте фрагмент урока с указанием темы, включающий данную задачу.
3. Опишите методику решения задачи, учитывая возможные трудности при решении.
4. Предложите другие варианты данной задачи (упрощенный, усложненный, занимательный и т.д.).
Задания контрольной работы
Вариант 1.
Дано целое n>2. Напечатать все простые числа из диапазона [2,n].
Вариант 2.
Дано натуральное число n. Найти сумму первой и последней цифры этого числа.
Вариант 3.
Дано натуральное число n. Вычислить: S=1!+2!+3!+…+n!(n>1).
Вариант 4.
Для данного
x вычислить значение функции:
Вариант 5.
Даны три положительных числа. Определить, можно ли построить треугольник с длинами сторон, равным этим числам.
Вариант 6.
Найти max{min(a,b),min(c,d)} .
Вариант 7.
Определить, является ли треугольник со сторонами a, b, c равнобедренным.
Вариант 8.
В массиве из шести целых чисел найти количество отрицательных элементов.
Вариант 9.
Дано действительное число x. Вычислить f(x), если
Вариант 10.
Из трех данных вещественных чисел x, y, z выбрать наибольшее.
Вариант 11.
Дана сторона равностороннего треугольника. Найти площадь этого треугольника, его высоты, радиусы вписанной и описанной окружности.
Вариант 12.
Найти сумму членов арифметической прогрессии, если известны ее первый член, знаменатель и число членов прогрессии.
Вариант 13.
Заданы координаты трех вершин треугольника (x 1,y 1), (x 2,y 2) и (x 3,y 3). Определить периметр и площадь треугольника.
Вариант 14.
Вычислить площадь и периметр треугольника со сторонами a, b, c (a, b, c – вещественные положительные числа).
Вариант 15.
Дана строка. Подсчитать в ней количество вхождений букв «а».
Вариант 16.
Дана строка, заканчивающаяся точкой. Подсчитать, сколько в ней слов.
Вариант 17.
Дано целое положительное число N. Вычислить факториал этого числа: N!=1⋅2⋅3⋅…⋅N.
Вариант 18.
Найти наибольшее из трех целых чисел a, b, c, используя подпрограмму нахождения наибольшего двух чисел.
Вариант 19.
Найти наименьший элемент в массиве из семи целых чисел.
Вариант 20.
Поменять местами в массиве из шести целых чисел первый и последний элементы.
Вариант 21.
Найти сумму положительных элементов массива из 5-ти вещественных чисел.
Вариант 22.
Найти количество отрицательных элементов в каждой строке двумерного массива, состоящего из 7 строк и 5 столбцов.
Вариант 23.
Подсчитать сумму всех нечетных чисел от 101 до 202.
Вариант 24.
Решить квадратное уравнение ax+bx+c=0.
Вариант 25.
Найти произведение значений элементов массива из 10 целых чисел, кратных числу 5.
Вариант 26.
Найти самое длинное слово в массиве, состоящем из 7-ми слов.
Вариант 27.
Проверить, выполняются ли неравенства c < b < a. Вывести на экране соответствующее сообщение.
Вариант 28.
Дано натуральное число n. Вычислить
.
Вариант 29.
Определить, является ли введенное слово палиндромом.
Вариант 30.
Создать текстовый файл и записать в него фразу «Здравствуй, мир!».
Вариант 31.
Изобразить семь концентрических окружностей, центры которых совмещены с центром экрана, а радиусы изменяются от 40 до 82 пиксел, увеличиваясь на 7 пиксел с каждой следующей окружностью.
Вариант 32.
Написать программу сортировки четных элементов одномерного массива по убыванию.
Вариант 33.
Дана строка, содержащая 20 символов. Подсчитать количество цифр, входящих в данную строку.
Вариант 34.
Написать программу вычисления значения функции y(x) для заданного x, если функция задана графиком (рис. 6).
Рис. 6
Вариант 35.
Составить программу, которая определяет, является ли введенный символ гласной или согласной буквой английского алфавита.
Вариант 36.
Даны натуральные числа m, n. Найти
.
Вариант 37.
Дан массив целых чисел (n=20), заполненный случайным образом числами из промежутка [-40,90]. Переставить в обратном порядке часть массива между элементами с номерами k 1 и k 2, включая элементы k 1 и k 2.
Вариант 38.
Подсчитать количество цифр во введенном с клавиатуры многозначном числе.
Вариант 39.
В тексте удвоить заданную букву.
Вариант 40.
Составить программу перевода числа из 10-ичной системы счисления в двоичную.
Вопросы к зачету
Частная методика (методика изучения основных разделов курса информатики)
При подготовке ответа на вопросы по частной методике преподавания конкретных содержательно-структурных компонентов рекомендуем обратить внимание на следующие моменты:
-Место темы в курсе информатики и в системе школьных образовательных дисциплин. Межпредметные связи.
- Фактическое содержание учебного материала в соответствии с ГОС. Требования к уровню подготовки учащихся.
- Возрастные особенности изучения материала. Учет существующих тенденций: раннего начала изучения информатики (начальные классы), переноса базового курса информатики в среднее звено, предпрофильного и профильного обучения.
- Варианты тематического планирования – в зависимости от технической оснащенности школы, количества выделенных на изучение информатики учебных часов, продолжительности изучения информатики, уровня специализации школы в целом и конкретного класса и т.д.
- Методически обоснованная система контрольно-измерительных материалов (задач, упражнений, тестов, лабораторных и контрольных работ).
- Информационные ресурсы, учебная и дополнительная литература (в том числе – в электронном виде), материалы конференций по проблемам информатики и ИКТ.
- Ссылки на ресурсы и локализованные ресурсы Интернет.
- Программное обеспечение (ПО). Помимо непосредственно изучаемого ПО, учитель может использовать разнообразные программные средства учебного назначения:
мультимедийные учебные курсы, энциклопедии, словари, самостоятельно разработанные или полученные из Интернет педагогические программные средства, тесты, разнообразные инструментальные средства. Бесплатное программное обеспечение (freeware), которое зачастую вполне может служить альтернативой дорогостоящему лицензионному ПО. Изучение каждого вида ПО должно происходить по одной методической схеме, например: среда (интерфейс), режимы работы, команды управления, данные [3, 14, 26].
- Система средств обучения. В преподавании информатики могут с успехом применяться как традиционные средства обучения – учебник, плакаты и транспаранты, учебное кино и телевидение, видеозапись и т.п., так и новые информационные средства и технологии, цифровые образовательные ресурсы.
- Методические указания и замечания.
Вопросы:
1. Методика изучения раздела «Информация и информационные процессы».
2. Методика изучения раздела «Представление информации».
3. Методика изучения раздела «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
4. Методика изучения раздела «Моделирование и формализация».
5. Методика изучения раздела «Социальная информатика».
6. Общие вопросы методики изучения раздела «Алгоритмы и исполнители».
7. Методика изучения понятия алгоритма и его свойств.
8. Методика обучения алгоритмизации на учебных исполнителях.
9. Методика изучения алгоритмов работы с величинами.
10. Методика обучения программированию.
11. Методика изучения алгоритмической конструкции « следование».
12. Методика изучения алгоритмической конструкции «ветвление».
13. Методика изучения алгоритмической конструкции «цикл».
14. Методика изучения вспомогательных алгоритмов.
15. Методика изучения темы «Массивы».
16. Методика изучения символьных (литерных) величин.
17. Общие вопросы методики изучения содержательной линии «Информационные технологии».
18. Методика изучения технологии создания и обработки текстовой информации.
19. Методика изучения технологии создания и обработки графической и мультимедийной информации.
20. Методика изучения технологии создания и обработки числовой информации.
21. Методика изучения технологии поиска и хранения информации.
22. Методика изучения коммуникационных технологий.
Дополнительные вопросы:
1. Пропедевтический курс: цели, задачи, содержание обучения, особенности методики преподавания.
2. Базовый курс школьной информатики: цели, задачи, содержание обучения, особенности методики преподавания.
3. Профильное обучение: цели и задачи, особенности методики преподавания.
4. Элективные курсы по информатике.
5. Виды дифференцированных заданий.
6. Дифференциация обучения на уроках информатики.
7. Портфолио учащегося.
8. Метод проектов в курсе информатики.
9. Методика ввода и формирования понятия.
10. Методические особенности эффективного изложения учебного материала.
11. Мнемонические системы эффективного восприятия информации.
12. Методика формирования системно-информационной картины мира.
13. Методика формирования навыков работы с клавиатурой и мышью.
14. Методика формирования алгоритмического мышления.
В качестве практического задания к билету может быть рекомендовано выполнения задания из конкретного раздела курса информатики.
Вопросы к экзамену
Итоги становления школьного курса информатики. Этапы введения эвм, программирования и элементов кибернетики в среднюю школу СССР и России.
Предмет методики преподавания информатики. Информатика как наука. Информатика как учебный предмет в средней школе. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки.
Цели и задачи введения в школе предмета информатики. Общие и конкретные цели. Понятие компьютерной грамотности учащихся. Компьютерная грамотность и информационная культура учащихся.
Содержание школьного образования в области информатики. Общедидактические принципы формирования содержания, структура и содержание первой отечественной программы учебного предмета ОИВТ.
Содержание школьного образования в области информатики. Машинный вариант первого курса ОИВТ. Учебный алгоритмический язык А.П.Ершова.
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений российской федерации.
Методическое письмо «о преподавании учебного предмета «информатика и икт» и информационных технологий в условиях внедрения федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям
Организация обучения информатике в школе. Формы, методы и средства обучения информатике. Кабинет вычислительной техники и программное обеспечение.
Линия информации и информационных процессов. Методические проблемы определения информации. Подходы к измерению информации. Процессы хранения и обработки информации.
Линия информации и информационных процессов. Процесс передачи информации. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информации и информационных процессов.
Линия представления информации. Роль и место понятия языка в информатике. Формальные языки в курсе информатики.
Линия представления информации. Языки представления чисел: системы счисления. Язык логики и его место в базовом курсе информатики. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии представления информации.
Линия компьютера. Представление данных в компьютере. Методические подходы к раскрытию понятия «Архитектура ЭВМ».
Линия компьютера. Развитие представления учащихся о программном обеспечении ЭВМ. Требование к знаниям и умениям учащихся по линии компьютера.
Линия формализации и моделирования. Подходы к раскрытию понятий «информационная модель», «информационное моделирование». Элементы системного анализа в курсе информатики. Линия моделирования и базы данных. Информационное моделирование и электронные таблицы.
Линия формализации и моделирования. Моделирование знаний в курсе информатики. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии формализации и моделирования.
Линия алгоритмизации и программирования. Подходы к изучению алгоритмизации и программирования. Методика введения понятия алгоритма.
Линия алгоритмизации и программирования. Методика обучения алгоритмизации на учебных исполнителях, работающих «в обстановке» методические проблемы изучения алгоритмов работы с величинами.
Линия алгоритмизации и программирования. Элементы программирования в базовом курсе информатики. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии алгоритмизации и программирования.
Линия информационных технологий. Технология работы с текстовой информацией. Технология работы с графической информацией.
Линия информационных технологий. Сетевые информационные технологии. Базы данных и информационные системы.
Линия информационных технологий. Электронные таблицы. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информационных технологий.
Программы по пропедевтическому курсу информатики и икт (в начальной школе и в 5—6 классах). Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н. В. Матвеева,Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова)
Программы по пропедевтическому курсу информатики и икт (в начальной школе и в 5—6 классах). Программа курса информатики и информационных технологий для 5—6 классов средней общеобразовательной школы (Л. Л. Босова)
. Программа базового курса «информатика и икт» для основной школы (8-9 классы) (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова).
Программа базового курса «информатика и икт» для основной школы.(7-9 классы) (П. Д. Угринович).
Программы по курсу информатики и икт в профильных классах. Программы профильных курсов по информатике и икт (10-11 классы) (С. А. Бешенков, Е.А. Ракитина).
Программы по курсу информатики и икт в профильных классах. Программы профильного курса «информатика X-Xi» и элективного курса «информационные системы и модели» (10-11 классы) (Я. Г. Семакин, Е. К. Хеннер).
Программы по курсу информатики и икт в профильных классах. Программы профильного курса «информатика и икт» и элективного курса «исследование информационных моделей» (10-11 классы) (Н.Д. Угринович).
Программы профильного курса «информатика и информационные технологии» (10-11 классы) (Ю. А. Шафрин).
Программы элективных курсов«компьютерная графика» (Л. А. Залогова), «математические основы информатики» (Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина), «учимся проектировать на компьютере» (М. Ю. Монахов, С. Л. Солодов, Г. Е. Монахова).
В качестве практического задания к билету может быть рекомендовано выполнение задания из конкретного раздела курса информатики.
Заключение
Выучивание педагогических правил не приносит никому никакой пользы и самые правила эти не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, можно составить из них несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают.
К.Д.Ушинский
Педагогическая наука пока все еще отстает от требований жизни, что вызывает справедливые нарекания практических педагогов. Вместе с тем любой практический педагог может отметить, что педагогический процесс подчиняется объективным закономерностям, лишь знание и следование которым может обеспечить эффективность педагогической деятельности.
При этом и опыт, и
теория показывают, что в педагогике и методике нет однозначных решений, невозможно гарантированное повторение однажды полученных результатов. Педагогические закономерности стохастичны и вариативны.
Важно помнить, что «в педагогике, возведенной в степень искусства , как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалять их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны» (Н.И. Пирогов).
Литература
Алгоритмика: 5 - 7 классы: Учеб. и задачник для общеобразоват. Учеб. заведений / А.К.Звонкин, А. Г. Кулаков, С.К.Ландо и др. - М.: Дрофа, 1996.
Андреева, Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика. – М.: ЛБЗ, 200. – 248 с.
Белоусова, Л.И. Сборник задач по курсу информатики / под ред. Л.И.Белоусовой. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 253 с.
Бочкин, А.И. Методика преподавания информатики. – Минск: Высшая школа, 1998. – 431 с.
Гейн, А. Г., Сенокосов, А. И., Шолохович, В.Ф. Информатика: Классы 7-9. -М.: Дрофа, 1998.
Горвиц, Ю.М., Чайнова, Л.Д.и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 328 с.
Горячев, А.В., Шафрин, Ю.А. Практикум по информационным технологиям. – М.: ЛБЗ, 2005. – 272 с.
Гребенюк, О.С., Гребенюк, Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Изучение информатики и вычислительной техники: Пособие для учителя/А.В.Авербух, В.Б.Гисин, Я.Н.Зайдельман, Г.В.Лебедев. - М.: Просвещение, 1992.
Изучение основ информатики и вычислительной техники: Пособие для учителей / Под ред. А.П.Ершова, В.М.Монахова. - М.: Просвещение, 1985. - Ч. 1, 2.
Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009. – 288 с.
Информатика. Задачник-практикум в 2.т./ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: ЛБЗ, 2005.
Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009.
Информатика. Методическое пособие для учителей. 8 класс / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009.
Информатика. Методическое пособие для учителей. 9 класс / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009.
Информатика: Учеб. для 8 - 9 кл. сред. шк. / А.Г. Гейн, Е.В. Линецкий М.В. Сапир, В.Ф. Шолохович. - М.: Просвещение, 1994.
Информатика: Учеб. по базовому курсу / И. Г. Семакин, Л.А. Залогова, С В.Русаков, Л. В. Шестакова. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.
Информатика: Учеб. пособие для 10- 11 кл. общеобразоват. учреждений / Л.З. Шауцукова. - М.: Просвещение, 2000.
Кузнецов, А.А. Информатика. Тестовые задания. / А.А. Кузнецов, В.И. Пугач, Т.В. Добудько, Н.В. Матвеева. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 232 с.
Кузнецов, А.А., Апатова, Н. В. Основы информатики. 8-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.-М.: Дрофа, 1999.
Кулаков, А. Г., Ландо, С. К. Алгоритмика. 5 - 7 кл.: Метод, рекомендации для учителя: Решение задач. - М.: Дрофа, 1997.
Кушниренко, А.Г. , Лебедев, Г.В. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать. Методическое пособие. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
Лапчик, М. П. Информатика и информационные технологии в системе общего и профессионального образования: Монография. - Омск: Изд-во Ом. гос. пед. ун-та, 2006.
Лапчик, М.П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
Лапчик, М.П. и др. Методика преподавания информатики. – М.: Академия, 2006. – 624 с.
Лыскова, В.Ю., Ракитина, Е.А. Логика в информатике. – М.: ЛБЗ, 2001. –160 с.
Макарова, Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системноинформационная концепция). – СПб.: Питер, 2006. – 128 с.
Малев, В.В. Общая методика преподавания информатики. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 271 с.
Малев, В.В., Малева, А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. – Воронеж: ВГПУ, 2003. – 152 с.
Малев, В.В., Малева, А.А., Микерова, Л.Н. Современный кабинет информатики: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2003. – 34 с.
Немцова, Т.И., Назарова Ю.В. Практикум по информатике / Под ред. Л.Г. Гагариной. Ч.1. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. – 320 с.
Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб. пособие для сред. учеб. заведений: В 2 ч. / Под ред. А.П.Ершова и В.М.Монахова. - М.: Просвещение, 1985 - 1986.
Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учеб. для 10-11 кл. сред. шк. / А.Т. Гейн, В. Г. Житомирский, Е.В.Липецкий и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1992.
Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учеб. для сред. учеб. заведений/А. Г. Кушниренко, Г.В.Лебедев, Р.А.Сворень. - М.: Просвещение, 1993.
Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учеб. пособие для 10-11 кл. сред. шк. / В.А.Каймин, А.Г.Щеголев, Е.А.Ерохина, Д.П.Федюшин. - М.: Просвещение, 1989.
Панкратова, Л.П., Челак, Е.Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. – Спб.: БХВ-Петербург, 2004. – 448 с.
Пейперт, С. Дети, компьютер и плодотворные идеи: Пер. с англ. -М: Мир, 1990.
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 380 с.
Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Основы информатики и вычислительной техники. - М.: Просвещение, 1992.
Программы общеобразовательных учреждений. Информатика / Сост. Кузнецов, Л.Е.Самовольнова. - М.: Просвещение, 1998.
Проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика» // ИНФО. - 1997, №1, с.3-10.
Самылкина, Н.Н. Методические рекомендации по использованию плакатов «Информатика и ИКТ. Основная школа»/ Н.Н. Самылкина, И.А. Калинин, И.В. Левченко. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 27 с.
Самылкина, Н.Н. Построение тестовых заданий по информатике: Методическое пособие / Н.Н. Самылкина, – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 176 с.
Сафронов, И.К. Задачник-практикум по информатике. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. – 432 с.
Семакин, И.Г., Шеина, Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2006.
Соколова, О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике 10 класс. М.: ВАКО, 2006. – 400 с.
Софронова, Н.В. Теория и методика обучения информатике. – М.: Высшая школа, 2004. – 223 с.
Угринович, Н.Д., Босова, Л.Л., Михайлова, Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: ЛБЗ, 2005. – 256 с.
Шафрин, Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. – М.: ЛБЗ, 1999. – 336 с.
Шелепаева, А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
Интернет-ресурсы
Богомолова, Е.В. Теория и методика обучения и воспитания информатике (web-сайт). – bogomolovaev.narod.ru.
Карабанов, А. Теория и методика обучения информатике (web-сайт). –
kgpu.real.kamchatka.ru .
Канский педагогический колледж. Сайт посвящённый методике преподавания информатики http://www.cross-kpk.ru/ims/3/pages/pr.htm.
Малев, В.В. Методика преподавания информатики (web-сайт) – www.vspu.ac.ru/mvv .
Шмакова, Л.Е. Методика преподавания информатики (web-сайт). –http://www.kemsc.ru\MPI.
Рекомендованные учебники по информатике и ИКТ (список текущего года размещен на сайте www.vspu.ac.ru/mvv).
Журнал «Информатика и образование». Веб-сайт: http://www.infojournal.ru.
Газета «Информатика» (приложение к газете «Первое сентября»). Веб-сайт: http://inf.1september.ru.
Приложения к журналу «Информатика и образование».
ПРИЛОЖЕНИЯ
приложение 1
Требования к курсовой работе по методике преподавания информатики
Требования к содержанию курсовых работ:
Курсовая работа строится по следующему плану:
Введение
Введение содержит обоснование актуальности темы работы и основные ее характеристики (проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования).
Для обоснования актуальности покажите значимость выделенной проблемы по информатике и методике преподавания информатики и необходимость ее решения.
Цель – какой результат Вы намерены получить в процессе выполнения работы. Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
Теоретическая часть
В теоретической части проводится научно-методический анализ тех понятий и тем курса информатики, которым посвящена работа. В методической части проводится анализ школьной программы, учебных пособий, методической литературы, освещается состояние разрабатываемой проблемы в педагогической науке и практике школьного обучения, а так же
выявляются трудности, встречающиеся при изучение того или иного понятия, вопроса, темы.
Практическая часть
Практическая часть работы посвящается описанию конкретного подхода к изучению соответствующих вопросов и его обоснованию. В частности, могут быть приведены разработки уроков по теме, задачи и упражнения, лабораторные работы, дидактические материалы и т.п., программные средства. Желательно проведение эксперимента (наблюдения, анкетирование, экспериментальное проведение).
Заключение
В заключении подводятся итоги работы, делаются общие выводы, указывается их значимость для автора работы, возможность внедрения в систему образования и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно дать ответ на вопросы: Зачем предпринято данное исследование? Что сделано? К каким выводам пришел автор?
Приложения
Приложения оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера (если их несколько).
Требования к оформлению курсовых работ:
Каждая курсовая работа содержит:
титульный лист;
оглавление с указанием названий глав, параграфов и соответствующих страниц (см. стр. 88);
введение;
основной текст, разбитый на главы и параграфы;
заключение;
литература;
приложения.
Объем курсовой работы зависит от характера темы, однако в среднем он должен быть порядка 30-40 страниц (без приложений).
Работа должна быть написана ясно, аргументировано, не содержать ошибок, помарок и исправлений.
При оформлении и печати курсовой работы следует придерживаться следующих
требований:
1. Работа должна быть напечатана на компьютере на одной строне листа;
поля: слева – 3 см, справа – 1 см. сверху – 2 см, снизу – 2 см.; шрифт – Times New Roman, кегль – 14, интервал – 1,5. Все страницы работы (за исключением титульного листа) должны быть пронумерованы. Номер страницы ставится в середине нижнего поля листа.
2. Все формулы, рисунки, таблицы, чертежи, схемы, должны быть выполнены на компьютере на стандартных листах формата А4 и пронумерованы. Нумерация может быть сквозной или соответствовать каждой главе;
3. Все упоминаемые в работе единицы измерения должны быть стандартными;
4. Цитируемая литература должна даваться не в виде построчных примечаний, а общим списком (в алфавитном порядке) в конце работы.
Ссылки в тексте обозначаются порядковым номером цитируемой работы в квадратных скобках.
Пример:
Шина – это
общий канал связи, соединяющий все части компьютера друг и другом, и представляет собой просто пучок проводов… [3] (То есть данная книга идет под № 3 в списке литературы).
График выполнения курсовых работы:
1. Подбор и изучение литературы, окончательное составление плана работы – сентябрь.
2. Работа над отдельными главами, их обсуждение (если возможно, опытная проверка основных положений) – октябрь.
3. Представление чернового варианта работы – ноябрь.
4. Представление работы в окончательно оформленном виде – за неделю до защиты.
5. Защита курсовых работ – зачетная неделя.
Студент обязан по каждому этапу графика выполнения работы отчитываться перед руководителем, что существенно влияет на итоговую оценку.
Не выполненная в установленные сроки работа не может быть оценена высоко. К защите студент допускается руководителем. Общая защита курсовых работ проводится в установленные выше сроки перед специальной комиссией.
Сообщение студента включает краткую характеристику введения, результаты своей работы, заключение.
Рецензия руководителя на курсовую работу отражает актуальность темы, ее научное и практическое значение, правильность ее раскрытия, обоснованность выводов, стиль и оформление работы.
Порядок защиты:
Доклад студента, рассчитанный на 5–7 минут;
Вопросы и ответы на вопросы;
Выступление руководителя;
Обсуждение курсовой работы;
Ответы студента на замечания по работе.
Образец 1
Оформление титульного листа
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Арзамасский государственный педагогический институт
имени А.П.Гайдара»
Кафедра информатики, теории и методики обучения информатике
Иванова Я. Ф., студентка
5 курса очного отделения
физико-математического
факультета
КУРСОВАЯ РАБОТА
Методика изучения линии информационных технологий в пропедевтическом, базовом, профильном курсах школьного курса информатики и ИКТ
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
Степанова Е. А.
Арзамас
2011
Образец 2
Содержание курсовой работы
Содержание
Введение 3
Глава I. Основные понятия системы счисления и действия с числами 4
Краткая история 4
Основные понятия 7
Действия с числами 8
Перевод чисел из одной позиционной
системы в другую 12
Сложение и вычитание целых и вещественных
Чисел 20
Нетрадиционные системы счисления 25
Глава II. Система задач 27
Задачи на первоначальное усвоение 27
Задачи на закрепление знаний 29
Задачи на проверку знаний 32
Развивающие задачи 34
Занимательные задачи 37
Заключение 40
Литература 41
Приложения 43
Образец 3
Оформление списка литературы
Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. — М., 2004. - 227с.
Барменкова, О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. // ИЯШ – 1993 - №3. - с.20-25.
Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 2005. - 336с.
Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся [Текст] / В.К. Буряк, - М.: Просвещение, 1984. – 64с.
Видерхольд, А. Компьютер в школе. // Информатика и образование. – М., 2003. - 67с.
Учебное издание
Первушкина Елена Александровна
Помелова Мария Сергеевна
Теория и методика обучения информатике. Частная методика.
Учебное пособие для проведения практических и лабораторных занятий.
Часть 2.
Под редакцией Вострокнутова И.Е.
Технический редактор С.П. Никонов
Вёрстка, оформление и вывод оригинала макета Е.А. Первушкина
Лицензия ИД №04436 от 03.04.2001. Подписано в печать 16.05.2011.
Формат 60х84/16. Усл. печ. л. 4,9. Тираж 20 экз. Заказ № 36/3
Издательство
Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара
607220 г. Арзамас Нижегородской области, ул. К. Маркса, 36
Участок оперативной печати
607220 г. Арзамас Нижегородской области, ул. К. Маркса, 36