Главная страница
Навигация по странице:

Учебное пособие для проведения практических и лабораторных занятий



Скачать 4.16 Mb.
Название Учебное пособие для проведения практических и лабораторных занятий
Анкор TIMOIchast2.doc
Дата 22.04.2017
Размер 4.16 Mb.
Формат файла doc
Имя файла TIMOIchast2.doc
Тип Учебное пособие
#1382
страница 6 из 9

  • модель;

  • моделирование;

  • формализация;

  • материальные (натурные) модели;

  • информационные модели;

  • табличные модели;

  • иерархические модели;

  • сетевые модели.



2. Ответьте на следующие вопросы:

          1. Обоснуйте необходимость включения ССК «Формализация и моделирование» в базовый курс информатики.

          2. В каком из учебников информатики линия моделирования является ведущей? Как осуществлена ее связь с другими содержательными линиями базового курса?

          3. Какие средства программного обеспечения ЭВМ могут использоваться при изучении информационного моделирования?

          4. В чем состоят различие и связь между понятиями «моделирование» и «формализация»?

          5. Сформулируйте логически последовательную цепочку определений для следующих понятий (порядок указан произвольно): дерево, элемент, структура, система, сеть, отношение, граф.

          6. Каким образом Вы будете вводить понятие графа и его структуры. Как Вы думаете, в каком классе можно дать это понятие с методической точки зрения?

          7. Объясните, почему моделирование представляет собой один из основных методов познания.

          8. Назовите преимущества упорядочения информации в виде таблицы. Перечислите элементы таблицы.

          9. Приведите примеры объектов информационного моделирования из различных предметных областей.

          10. Перечислите виды информационных моделей.

          11. Перечислите основные этапы моделирования.

          12. Какое место занимает системный анализ в информационном моделировании?

          13. Какие свойства электронных таблиц делают их удобным инструментом для математического моделирования?

          14. Предложите несколько примеров табличных моделей типа «объект-свойство», «объект-объект», двоичная матрица.


3. Решите следующие задачи:

1. Приведите примеры объектов, имеющих следующие структуры (рис. 4).



Рис. 4.
2.Выделите как можно больше различных свойств (признаков) объекта моделирования и отметьте, какие из них являются существенными с точки зрения цели моделирования.


Объект моделирования

Цель моделирования

Существенные свойства объекта

Несущественные свойства объекта

новый процессор

организовать рекламную компанию его продвижения на рынок








3. Постройте таблицу по следующим данным:

Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгайзе находится в созвездии Ориона. Расстояние до Спики – 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедя. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгайзе – 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы – 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура – 36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгайзе ярче Солнца в 22000 раз. Расстояние до Акрукса – 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72500 раз. Расстояние до Антареса – 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса – 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды – 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана – 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба – 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля – 820 световых лет.

Для созданной таблицы укажите:

A) тип; В) объекты или класс объектов; Б) заголовок таблицы; Г) свойства объектов и их значение.
4. Разгадайте кроссворд:
По горизонтали:
1. Некоторый предмет.

2. Описание модели с помощью формального языка.

3. Граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования и т.п. между объектами.

4. Общее название моделей, которые можно осязать.

5. Инструмент для компьютерного моделирования.

6. Общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте.
По вертикали:
7. Информационная модель, состоящая из строк и столбцов.

8. Средство наглядного представления состава и структуры системы.

9. Процесс построения моделей.

10. Граф, отображающий последовательность выполнения действий.

11. Упрощенное представление реального объекта, процесса или явления.








































7




















































 

























8






















1

 

 

 

 

 













 

























 

























 

























 

























2

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 







10



















 
















 













 



















3

 

 

 

 

 
















 



















 































4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



















 



















 




















































 

















































5

 

 

 

 

 

 

 

 






















11







 


































6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






















 







 











































 







 











































 







 











































 








































5. Составьте конспект одного из уроков по теме.

6. Приведите пример проверочной работы по теме «Модели».



Лабораторная работа 17. Реализация линии формализации и моделирования в рекомендованных учебниках информатики (математические и физические модели).

Цели:

  1. определить сущность и роль базовых понятий, этапы и методы их формирования;

  2. установить связи между основными понятиями внутри учебного раздела, а также межпредметные связи с изученными ранее понятиями других учебных предметов;

  3. сформировать навыки построения моделей на компьютере.
1   2   3   4   5   6   7   8   9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Программные средства:


Система программирования: Visual Basic, Delphi.

1. Основные понятия для составления тезауруса:

  • объектно-ориентированное программирование;

  • интегрированная среда;

  • форма;

  • управляющие элементы;

  • объект;

  • программный код;

  • проект.




      1. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Определите языки визуального программирования, изучение которых предусмотрено типовыми школьными учебными пособиями по информатике. Выявить объем, структуру и содержание учебного материала по визуальному программированию.

  2. Проанализировать имеющееся программное обеспечение (среду конкретного языка) в поддержку изучения учащимися основ визуального программирования и выявить методические особенности ее изучения.

  3. Подготовить варианты учебных задач по визуальному программированию (выборочно для одного из разделов: ветвление, циклы или подпрограммы - процедуры), учитывая направленность урока (урок по ознакомлению с новым материалом; урок по закреплению изученного; урок проверки знаний, умений и навыков; урок по систематизации и обобщению изученного материала). Каждая задача содержит: формулировку, тип, способы решения, средства решения, само решение.

      1. Выполните следующие проекты на языке Visual Basic:

        1. Проект «Форма и размещение на ней управляющих элементов».

        2. Проект «Линейный алгоритм. Тип, имя и значение переменных».

        3. Проект «Ветвление. Проверка знаний».

        4. Проект «Выбор. Выставление оценки».

        5. Проект «Цикл. Коды символов».

        6. Проект «Графический редак­тор».




      1. Выполните следующие проекты на языке Delphi:

        1. Форма и размещение на ней управляющих элементов».

        2. Проект «Линейный алгоритм. Тип, имя и значение переменных».

        3. Проект «Ветвление. Проверка знаний».

        4. Проект «Выбор. Выставление оценки».

        5. Проект «Цикл. Коды символов».

        6. Проект «Графический редак­тор».



Лабораторная работа 16. Реализации линии алгоритмизации и программирования в компьютерном практикуме по информатике и ИКТ.
Цели: сформировать навыки решения задач линии алгоритмизации и программирования предложенных в основных учебниках информатики.

Программные средства:


Система программирования: Turbo Pascal, Basic, Visual Basic, Delphi.


      1. Ответьте на следующие методические вопросы:

          1. Назовите варианты организации занятий при изучении раздела «Программирование».

          2. Как раскрывается данный раздел в курсе «Информатика и ИКТ» Семакина И.Г.

          3. Как раскрывается данный раздел в курсе «Информатика и ИКТ» Угриновича Н.Д.

      1. Ответьте на следующие вопросы:

        1. Возникновение и назначение языка Паскаль.

        2. Структура программы на Паскале.

        3. Пунктуация Паскаля.

        4. Назовите характерные особенности визуальных языков программирования.




      1. Решите задачи:

        1. Решите задачи из задачника-практикума: Н.Д. Угринович «Практикум по информатике и информационным технологиям» Глава 5. Объектно-ориентированное программирование на языке Visual Basic.

        2. Решите задачи из пособия: И.Г. Семакина «Задачник-практикум. Часть 2.» Раздел 4. Алгоритмизация программирование.


Контрольное задание:
Выполните контрольную работу по ССК «Алгоритмизация и программирование» (см. стр.71).



Практическая работа 5.  Формализация и моделирование.

Цели:

  1. определить сущность и роль базовых понятий, этапы и методы их формирования;

  2. установить связи между основными понятиями внутри учебного раздела, а также межпредметные связи с изученными ранее понятиями других учебных предметов;

  3. сформировать навыки построения моделей на компьютере.


1. Основные понятия для составления тезауруса:
написать администратору сайта