Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Учебное пособие для проведения практических и лабораторных занятий
4. Составьте конспект одного из уроков по теме.
5. Приведите пример диктанта по теме.
6. Разработайте программное средство учебного назначения, демонстрирующее информационные процессы в системах различной природы.
Лабораторная работа 2. Реализация линии информации и информационных процессов в рекомендованных учебниках информатики.
Хранение и передача информации.
Цели: изучить основные понятия по данной теме, основные носители информации, сформировать понятие о видах памяти, хранилище информации, методические особенности изучения основных понятий.
1. Основные понятия для составления тезауруса:
Носители информации.
Виды памяти.
Хранилища информации.
Основные свойства хранилищ информации.
2. Ответьте на следующие вопросы:
На примере школьного урока проиллюстрировать следующие понятия: информационные процессы, носитель информации, хранилище информации, передача информации, шум и защита от шума, обработка информации.
Роль рассматриваемой темы в решении общеобразовательных задач базового курса информатики, связанных с формированием системно-информационных представлений учащихся.
Методические подходы к рассмотрению в образовательном процессе ключевых вопросов данной темы.
Дидактическая целесообразность использования программных средств обучения демонстрационного и обучающего характера, упражнений и вопросов-проблем при организации фронтальной работы с учащимися; учебных задач, тестового текущего и итогового контроля.
Поиск эффективных способов сочетания словесных, наглядных и практических (деятельностных) методов и средств обучения при организации учебных занятий.
Определить сущность и роль базовых понятий, этапы и методы их формирования.
-
Установить связи между основными понятиями внутри учебного раздела, а также межпредметные связи с изученными ранее понятиями других учебных предметов.
Определить уровни формирования базовых понятий, их общеобразовательный и мировоззренческий аспекты изучения.
Рассмотрите цели и задачи изучения данной темы в базовом курсе информатики.
Назовите отличия внешней и внутренней памяти.
Приведите примеры хранилищ информации.
Практическая работа 1. Линия представления информации.
Цели: сформировать навыки решения задач содержательной линии представления информации.
Решите следующие задачи:
«Информация и информационные процессы»
1. В рулетке общее количество лунок равно 32. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщения об остановке шарика в одной из лунок?
2. Какое количество информации несет сообщение: «Встреча назначена на май»?
3
Рис. 1
. Какое количество информации получит второй игрок при игре в крестики-нолики на поле 4х4, после первого хода первого игрока, играющего крестиками (рис. 1)?
4. Во сколько раз увеличится информационный объем страницы текста (текст не содержит управляющих символов форматирования) при его преобразовании из кодировки MS-DOS (таблица кодировки содержит 256 символов) в кодировку Unicode (таблица кодировки содержит 65536 символов)?
5. Сколько бит информации несет сообщение, что из колоды в 32 карты: а)достали туза? б)пиковую даму?
6. Каков информационный объем текста, содержащего слово ИНФОРМАТИКА, в 8-битной кодировке?
7. Для записи сообщения используется 64-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк. Все сообщение содержит 900 байтов информации и занимает ровно 4 страницы. Сколько символов в одной строке?
8. В корзине лежат 3 белых и 1 черный шар. Сколько бит информации несет сообщение о том, что извлечен черный шар?
«Представление информации»
1. Преобразуйте число AF16 в двоичную систему счисления.
2. Преобразуйте число 1100112 в восьмеричную систему счисления.
3. Преобразуйте число 4910 в римскую систему счисления.
4. Запишите год своего рождения в римской системе счисления.
5. Преобразуйте число 0,12510 в двоичную систему счисления.
6. Даны числа F16 и 68.
Найдите: а) разность чисел и представьте ее в единичной системе счисления; б) произведение чисел и представьте его в римской системе счисления; в) частное чисел и представить его в двоичной системе счисления; г) сумму чисел и представить ее в троичной системе счисления.
7. Запишите в развернутом виде числа:
а) 657; б) 200410; в) 0,15А16.
8. Подсчитайте количество двоичных чисел в диапазоне от 102 до 10002 (включая границы диапазона).
9. Какое из чисел больше: 510 или 105; 10002 или 108?
10. Закодируйте с помощью таблицы ASCII слова: а) Excel; b) Access; c) Windows; d) ИНФОРМАЦИЯ.
11. Десятичный код буквы «i» в таблице ASCII равен 105. Не пользуясь таблицей, составьте последовательность кодов, соответствующих слову help.
1
Рис. 2
2. Закодируйте следующее изображение – красная буква на голубом фоне (рис. 2).
13. После преобразования графического изображения количество цветов уменьшилось с 256 до 32. Во сколько раз уменьшился объем занимаемой им памяти?
14. Заполните таблицу 2 кодирования цветов в шестнадцатеричном представлении (при 24-битной глубине цвета).
Таблица 2
Кодирование цветов
Название цвета
|
Интенсивность
|
красный
|
зелёный
|
синий
|
Чёрный
|
|
|
|
Красный
|
|
|
|
Зелёный
|
|
|
|
Синий
|
|
|
|
Белый
|
|
|
|
Жёлтый
|
|
|
|
15. Какой объем памяти требуется для хранения звуковой информации высокого качества при условии, что время звучания составляет 3 минуты?
16. Одна минута записи звуковой информации занимает на диске 1,3 Мбайта, глубина кодирования равна 16. С какой частотой дискретизации записан звук?
17. Определить истинность составного высказывания: «(2 х 2 = 4 или 3 х 3 = 10) и (2 х 2 = 5 или 3 х 3 = 9)».
18. Построить таблицу истинности логической функции F = A ∧ B .
19. Упростить логическое выражение: (A ∧ B) ∨ (A ∧ B) .
20. Составьте структурную формулу по заданной функциональной схеме (рис. 3)
Рис. 3
21. Постройте отрицания следующих высказываний: «Я знаю испанский язык», «Эта функция – четная», «Экзамен состоится завтра».
22. По заданной структурной формуле F = A ∧ B ∨ C составьте функциональную схему.
Контрольное задание:
Ответьте на вопросы теста «Информация и информационные процессы; представление информации».
1. Термин «информатика» возник как гибрид 2-х слов:
1) информация и математика;
2) информация и кибернетика;
3) информация и телематика;
4) информация и автоматика.
2. Чем обоснована необходимость изучения систем счисления в курсе информатики?
1) межпредметными связями темы;
2) отсутствием темы в курсе математики;
3) представлением чисел в памяти компьютера;
4) традициями содержания курса информатики.
3. Какие подходы используются при раскрытии понятия «информация»?
1) субъективный и кибернетический;
2) субъективный и бытовой;
3) бытовой, кибернетический и технический;
4) человеческий и субъективный.
4. Какие вопросы являются ключевыми при рассмотрении содержательной линии «Информация и информационные процессы»?
1) количество информации, единицы измерения информации, язык передачи информации, формальные языки передачи информации;
2) определение информации, измерение информации, хранение информации, передача информации, обработка информации;
3) объекты информации, надежность информации, скорость передачи информации, правила обработки информации;
4) источники информации, приемники информации, носители информации, языки передачи информации, количество информации.
Лабораторная работа 3. Реализация линии представления информации в рекомендованных учебниках информатики. Системы счисления.
Цели:
1) определить сущность и роль базовых понятий, этапы и методы их формирования;
2) установить связи между основными понятиями внутри учебного раздела, а также межпредметные связи с изученными ранее понятиями других учебных предметов;
3) изучить виды систем счисления и способы перевода из одной системы в другую.
1. Основные понятия для составления тезауруса:
кодирование, декодирование;
скорость передачи данных;
таблица кодировки;
разрешающая способность экрана;
глубина цвета;
глубина кодирования звука;
частота дискретизации;
система счисления;
позиционная/непозиционная система счисления;
алфавит системы счисления;
основание системы счисления;
развернутая форма представления числа;
нормализованная запись числа;
2. Ответьте на следующие вопросы:
Определите место понятия «язык» в базовом курсе информатики. Обоснуйте проникновение этого понятия во все содержательные линии курса.
Опишите методическую последовательность вопросов, ответами на которые раскрывается тема «Системы счисления».
Сформулируйте алгоритм построения таблицы истинности сложного высказывания.
Приведите примеры шифров кодирования с заданиями.
Сформулируйте основные алгоритмы перевода в позиционных системах счисления.
Применение двоичной системы счисления в ЭВМ может рассматриваться в двух аспектах: …
Как правильно произнести названия чисел 54, 100, 1E?
В чем заключается неудобство применения непозиционных систем счисления? Приведите примеры непозиционных СС.
Современная десятичная система счисления возникла приблизительно в … веке н. э. в … Возникновение этой системы стало возможным после открытия …
В римской системе счисления используется следующий алфавит: …
Исходя из чего следует выбирать способ кодирования информации?
Сформулируйте принцип дискретного представления информации.
Укажите особенности таблицы кодировки Unicode.
Для нахождения объема звуковой информации используют формулу: …
3. Составьте конспект одного из уроков по теме.
4. Приведите пример самостоятельной работы по теме.
5. Разработайте программное средство учебного назначения, демонстрирующее способы перевода числа из одной системы счисления в другую.
Лабораторная работа 4. Реализация линии представления информации в рекомендованных учебниках информатики. Язык логики.
Цели:
определить сущность и роль базовых понятий, этапы и методы их формирования;
установить связи между основными понятиями внутри учебного раздела, а также межпредметные связи с изученными ранее понятиями других учебных предметов;
сформировать навыки работы с таблицами истинности и логическими выражениями.
Основные понятия для составления тезауруса:
математическая логика;
высказывание;
логическое выражение;
таблица истинности.
Ответьте на следующие вопросы:
Определите место понятия «язык» в базовом курсе информатики. Обоснуйте проникновение этого понятия во все содержательные линии курса.
Сформулируйте мнемоническое правило запоминания соответствия «конъюнкция – и», «дизъюнкция – или».
В чем заключается сложность применения в русском языке союза «или»?
Обоснуйте связь между информатикой и математической логикой. Укажите разделы информатики, где используется аппарат математической логики.
Перечислите основные понятия математической логики в методической последовательности их раскрытия.
Придумайте серию примеров для объяснения ученикам смысла использования полей логического типа в базах данных.
Приведите примеры шифров кодирования с заданиями.
Перечислите основные понятия математической логики.
Изучите основные логические операции.
Разберите правила записи и вычисления логических выражений.
Составьте конспект одного из уроков по теме.
Приведите пример контрольной работы по теме.
Разработайте программное средство учебного назначения, демонстрирующее таблицы истинности основных логических операций.
Практическая работа 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Цели:
определить сущность и роль базовых понятий, этапы и методы их формирования;
становить связи между основными понятиями внутри учебного раздела, а также межпредметные связи с изученными ранее понятиями других учебных предметов;
сформировать навыки решения задач раздела Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Решите следующие задачи:
1. Дан перечень различных носителей информации, используемых в ЭВМ: ОЗУ, ПЗУ, регистры процессора, магнитные ленты, магнитные диски, оптические диски. Расположите их в порядке возрастания информационной емкости носителя (в среднем); расположите их в порядке возрастания быстродействия (уменьшения времени чтения/записи).
2. Шестнадцатеричный адрес последнего байта оперативной памяти равен 5 FF. Какой объем имеет эта оперативная память?
3. Объем оперативной памяти компьютера составляет 1/4 часть Мбайта. Сколько машинных слов составляют оперативную память, если одно слово содержит 32 бита?
4. Двусторонняя дискета имеет объем 800 Кбайт. Сколько дорожек на одной стороне дискеты, если каждая дорожка содержит 20 секторов по 0,5 Кбайт?
5. Односторонняя дискета имеет объем 105 Кбайт. Сколько дорожек будет на диске, если каждая из них содержит 21 сектор, а в каждом секторе размещается по 2048 символа из 4-символьного алфавита?
6. Предложите варианты имен и типов для файлов, содержащих следующую информацию:1) фотография моего класса; 2) рецепт фруктового пирога; 3) семейный альбом; 4) реферат по физике; 5) репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза»; 6) запись концерта рок-группы.
7. Указаны пути от корневого каталога к некоторым файлам, хранящимся на магнитном диске. Заглавными буквами обозначены имена каталогов, строчными – имена файлов: \SPORT\SKI\russia.txt; \SPORT\SKI\germany.txt; \SPORT\SKATE\finland.txt; \COMPUTER\IBM\INFO\pentium.txt; Отобразите файловую структуру в виде дерева.
Лабораторная работа 5. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Цели:
определить сущность и роль базовых понятий, этапы и методы их формирования;
установить связи между основными понятиями внутри учебного раздела, а также межпредметные связи с изученными ранее понятиями других учебных предметов;
сформировать навыки работы с операционными системами и различными видами ПК.
Основные понятия для составления тезауруса:
архитектура ПК;
оперативная память;
кэш-память;
внешняя память;
процессор (его характеристики);
устройства ввода информации;
устройства вывода информации;
системная магистраль передачи данных;
программное обеспечение ЭВМ;
freeware;
shareware;
операционная система;
интерфейс;
буфер обмена;
файл;
каталог;
компьютерный вирус;
драйвер;
дистрибутив;
утилита;
архивация;
инсталляция ПО.
|
|
|