Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Учебное пособие для проведения практических и лабораторных занятий
Раздел 4. Методика преподавания базового курса информатики
Практическая работа 13. Общие и частные вопросы преподавания базового курса информатики.
Цели: изучение методики базового курса информатики, основных нормативных документов по преподаванию курса, психологических, физиологических особенностей учащихся средней школы, а также особенностей организации работы с учащимися средних классов в кабинете информатики.
Вопросы для обсуждения:
1. Становление методики преподавания базового курса информатики (ПКИ).
2. Цели и содержание базового курса информатики.
3. Нормативные документы по преподаванию базового курса информатики.
4. Информатизация школьного образования. Психологические последствия.
5. Психологические, физиологические особенности учащихся средней школы.
6. Особенности организации работы с учащимися средних классов в кабинете информатики.
Лабораторная работа 23. Анализ содержания, учебного и методического обеспечения базового курса информатики и ИКТ для основной школы (7-9 классы) (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова).
Цели: анализ содержания данного УМК, составление тематического планирования курса, отработка навыков решения задач и выполнения компьютерного практикума данного курса.
Проведите письменный анализ рекомендованных учебников по схеме:
Автор, название, год издания.
Структура учебника (главы, параграфы и т.д.).
Содержание отдельных пунктов учебника:
а) соответствие стандарту по содержанию и объему учебного материала;
б) наличие вопросов для самоконтроля.
Анализ задач и упражнений учебника:
а) достаточно ли задач и упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы;
б) расположены ли они с нарастанием трудности их решения;
в) соответствует ли задачи целям воспитания учащихся;
г) имеются ли задачи для устных вычислений и повышенной сложности; задачи с занимательным и историческим содержанием?
Доступность изложения содержания учебного материала; его убедительность; красочность; простота и т.п. Приведите примеры.
Иллюстрации учебника (схемы, рисунки, графики и т.п.), их качество и правильность расположения.
Реализация межпредметных связей курса информатики.
Особенности и методические отличия учебника от учебников других авторов.
Ваше мнение об учебнике.
-
Ответьте на следующие вопросы:
Каковы общие черты и различия в структуре и содержании рассмотренных учебников?
Сравните содержание учебника и примерной программы. Насколько они соответствуют друг другу?
Изучите содержание и структуру пособий для учителя. Рассмотрите предлагаемое планирование и его соответствие примерной программе.
Сопоставьте содержание учебного материала одной из тем в учебниках разных авторов и в примерной программе.
Решите задачи из следующих разделов задачника-практикума «Информатика» И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера:
1. Раздел «Представление информации» (1.3.-1.6.).
2. Раздел «Информационные модели: системы и структуры данных» (2.1.-2.2.).
Выполните компьютерный практикум из следующих разделов задачника-практикума «Информатика» И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера:
1. Раздел «Информационные технологии» (5.1.-5.5.).
2. Раздел «Моделирование знаний и логическое программирование» (7.1.-7.4.).
Лабораторная работа 24. Анализ содержания, учебного и методического обеспечения базового курса информатики и ИКТ для основной школы (7-9 классы) (Н. Д. Угринович).
Цели: анализ содержания данного УМК, составление тематического планирования курса, отработка навыков решения задач и выполнения компьютерного практикума данного курса.
Проведите письменный анализ рекомендованных учебников по схеме:
Автор, название, год издания.
Структура учебника (главы, параграфы и т.д.).
Содержание отдельных пунктов учебника:
а) соответствие стандарту по содержанию и объему учебного материала;
б) наличие вопросов для самоконтроля.
Анализ задач и упражнений учебника:
а) достаточно ли задач и упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы;
б) расположены ли они с нарастанием трудности их решения;
в) соответствует ли задачи целям воспитания учащихся;
г) имеются ли задачи для устных вычислений и повышенной сложности; задачи с занимательным и историческим содержанием?
Доступность изложения содержания учебного материала; его убедительность; красочность; простота и т.п. Приведите примеры.
Иллюстрации учебника (схемы, рисунки, графики и т.п.), их качество и правильность расположения.
Реализация межпредметных связей курса информатики.
Особенности и методические отличия учебника от учебников других авторов.
Ваше мнение об учебнике.
-
Ответьте на следующие вопросы:
Каковы общие черты и различия в структуре и содержании рассмотренных учебников?
Сравните содержание учебника и примерной программы. Насколько они соответствуют друг другу?
Изучите содержание и структуру пособий для учителя. Рассмотрите предлагаемое планирование и его соответствие примерной программе.
Сопоставьте содержание учебного материала одной из тем в учебниках разных авторов и в примерной программе.
Решите задачи из следующих разделов практикума по информатике и информационным технологиям Н.Д. Угриновича:
1. Глава «Кодирование информации. Системы счисления» (2.1.-2.4.).
2. Раздел «Основы логики и логические основы компьютера» (3.1.-3.6.).
Выполните компьютерный практикум по информатике и информационным технологиям Н.Д. Угриновича:
1. Раздел «Информационные ресурсы Интернета» (7.1.-7.5.).
2. Раздел «Разработка Web-сайтов» (8.1.-8.3.).
Лабораторная работа 25. Анализ содержания, учебного и методического обеспечения курса информатики и ИКТ в профильных классах. «Информатика X-XI» (10-11 классы) (Я. Г. Семакин, Е. К. Хеннер).
Цели: анализ содержания данного УМК, составление тематического планирования курса, отработка навыков решения задач и выполнения компьютерного практикума данного курса.
Проведите письменный анализ рекомендованных учебников по схеме:
Автор, название, год издания.
Структура учебника (главы, параграфы и т.д.).
Содержание отдельных пунктов учебника:
а) соответствие стандарту по содержанию и объему учебного материала;
б) наличие вопросов для самоконтроля.
Анализ задач и упражнений учебника:
а) достаточно ли задач и упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы;
б) расположены ли они с нарастанием трудности их решения;
в) соответствует ли задачи целям воспитания учащихся;
г) имеются ли задачи для устных вычислений и повышенной сложности; задачи с занимательным и историческим содержанием?
Доступность изложения содержания учебного материала; его убедительность; красочность; простота и т.п. Приведите примеры.
Иллюстрации учебника (схемы, рисунки, графики и т.п.), их качество и правильность расположения.
Реализация межпредметных связей курса информатики.
Особенности и методические отличия учебника от учебников других авторов.
Ваше мнение об учебнике.
Ответьте на следующие вопросы:
Каковы общие черты и различия в структуре и содержании рассмотренных учебников?
Сравните содержание учебника и примерной программы. Насколько они соответствуют друг другу?
Изучите содержание и структуру пособий для учителя. Рассмотрите предлагаемое планирование и его соответствие примерной программе.
Сопоставьте содержание учебного материала одной из тем в учебниках разных авторов и в примерной программе.
Решите задачи из следующих разделов задачника-практикума «Информатика» И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера:
Раздел «Представление информации» (1.7.-1.8.).
Раздел «Информационные модели: системы и структуры данных» (2.4.-2.5.).
Выполните компьютерный практикуи из следующих разделов задачника-практикума «Информатика» И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера:
Раздел «Информационные технологии» (5.6.-5.8.).
Раздел «Моделирование знаний и логическое программирование» (7.5.-7.6.).
Лабораторная работа 26. Анализ содержания и методического обеспечения программы курса информатики и ИКТ в профильных классах программы профильного курса «Информатика и ИКТ» (10-11 классы)
(Н.Д. Угринович).
Цели: анализ содержания данного УМК, составление тематического планирования курса, отработка навыков решения задач и выполнения компьютерного практикума данного курса.
Программное обеспечение:
Системы программирования на языках: Visual Basic 2005, Visual C#, Visual J# и Turbo Delphi.
Проведите письменный анализ рекомендованных учебников по схеме:
Автор, название, год издания.
Структура учебника (главы, параграфы и т.д.).
Содержание отдельных пунктов учебника:
а) соответствие стандарту по содержанию и объему учебного материала;
б) наличие вопросов для самоконтроля.
Анализ задач и упражнений учебника:
а) достаточно ли задач и упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы;
б) расположены ли они с нарастанием трудности их решения;
в) соответствует ли задачи целям воспитания учащихся;
г) имеются ли задачи для устных вычислений и повышенной сложности; задачи с занимательным и историческим содержанием?
Доступность изложения содержания учебного материала; его убедительность; красочность; простота и т.п. Приведите примеры.
Иллюстрации учебника (схемы, рисунки, графики и т.п.), их качество и правильность расположения.
Реализация межпредметных связей курса информатики.
Особенности и методические отличия учебника от учебников других авторов.
Ваше мнение об учебнике.
Ответьте на следующие вопросы:
Каковы общие черты и различия в структуре и содержании рассмотренных учебников?
Сравните содержание учебника и примерной программы. Насколько они соответствуют друг другу?
Изучите содержание и структуру пособий для учителя. Рассмотрите предлагаемое планирование и его соответствие примерной программе.
Сопоставьте содержание учебного материала одной из тем в учебниках разных авторов и в примерной программе.
Создайте следующие проекты:
Программа «Отметка».
Программа «Передача по ссылке».
Программа «Поиск в массиве».
Проект, в котором один делегат вызывает два обработчика событий, а обработчик события вызывается тремя разными делегатами.
Лабораторная работа 27. Анализ содержания и методического обеспечения профильного курса «Информатика и информационные технологии»
(10-11 классы) (Ю. А. Шафрин).
Цели: анализ содержания данного УМК, составление тематического планирования курса, отработка навыков решения задач и выполнения компьютерного практикума данного курса.
Проведите письменный анализ рекомендованных учебников по схеме:
Автор, название, год издания.
Структура учебника (главы, параграфы и т.д.).
Содержание отдельных пунктов учебника:
а) соответствие стандарту по содержанию и объему учебного материала;
б) наличие вопросов для самоконтроля.
Анализ задач и упражнений учебника:
а) достаточно ли задач и упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы;
б) расположены ли они с нарастанием трудности их решения;
в) соответствует ли задачи целям воспитания учащихся;
г) имеются ли задачи для устных вычислений и повышенной сложности; задачи с занимательным и историческим содержанием?
Доступность изложения содержания учебного материала; его убедительность; красочность; простота и т.п. Приведите примеры.
Иллюстрации учебника (схемы, рисунки, графики и т.п.), их качество и правильность расположения.
Реализация межпредметных связей курса информатики.
Особенности и методические отличия учебника от учебников других авторов.
Ваше мнение об учебнике.
Ответьте на следующие вопросы:
Каковы общие черты и различия в структуре и содержании рассмотренных учебников?
Сравните содержание учебника и примерной программы. Насколько они соответствуют друг другу?
Изучите содержание и структуру пособий для учителя. Рассмотрите предлагаемое планирование и его соответствие примерной программе.
Сопоставьте содержание учебного материала одной из тем в учебниках разных авторов и в примерной программе.
Выполните задания из учебника по следующим разделам:
Раздел «Основы логики».
Раздел «Моделирование и формализация».
Раздел Алгоритмизация и программирование».
Раздел 5. Элективные курсы образовательной области «информатика».
Практическая работа 14. Место элективных курсов в школьном курсе информатики и ИКТ.
Цели: 1) знакомство с элективными курсами образовательной области Информатика и ИКТ;
2) изучение структуры, целей и задач элективных курсов;
3) определение места элективов в школьном курсе информатики.
Вопросы для обсуждения:
Особенности элективных курсов по информатике.
Функции и задачи элективных курсов в системе профильного обучения информатике.
Основные требования к элективным курсам
Структурные элементы программы элективных курсов
Основные элективные курсы образовательной области «информатика»
Литература:
Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика»/Министерство образования РФ - национальный фонд подготовки кадров.-М.: Вита-Пресс, 2004.
Залогова, Л.А. Компьютерная графика: учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
Семакин, И.Г. Информационные системы и модели. Элективный курс: Практикум. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
Монахов, М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
Угринович, Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004.
Лабораторная работа 28. Элективный курс «Компьютерная графика»
(Л. А. Залогова).
Цели: 1) знакомство с элективными курсами образовательной области Информатика и ИКТ;
2) изучение структуры, целей и задач элективных курсов;
3) определение места элективов в школьном курсе информатики.
Основные понятия для составления тезауруса:
растровая графика;
векторная графика;
цветовые модели;
CorelDraw;
Adobe PhotoShop.
Ответьте на следующие вопросы:
Цели и задачи обучения элективного курса «Компьютерная графика»?
Перечислите образовательные результаты курса «Компьютерная графика».
Укажите межпредметные связи элективного курса.
Составьте примерное тематическое планирование курса «Компьютерная графика» (Залогова Л.А.).
Формы контроля за уровнем достижений учащихся при обучении курса «Компьютерная графика».
Особенности, достоинства и недостатки растровой графики.
Особенности, достоинства и недостатки векторной графики.
Назовите методы описания цветов в компьютерной графике.
Какие возникают проблемы при преобразовании форматов графических файлов?
Перечислите назначение и функции различных графических программ.
-
|
|
|