Навигация по странице:
|
Вопросы по биохимии 1-го семестра. ярославская государственная медицинская академия министерства здравоохранения российской федерации
Г. целлюлозы
Д. мальтозы
22. В мембране энтероцита локализованы ферменты:
А. аминопептидаза
Б. дипептидаза
В. карбоксипептидаза
Г. сахараза
Д. мальтаза
23. В мембране энтероцита локализованы ферменты:
А. карбоксипептидаза
Б. аминопептидаза
В. дипептидаза
Г. лактаза
Д. мальтаза
24. Химотрипсиноген превращается в химотрипсин под действием:
А. аминопептидазы
Б. энтеропептидазы
В. HCl
Г. химотрипсина
Д. трипсина
25. Трипсиноген превращается в трипсин под действием:
А. аминопептидазы
Б. энтеропептидазы
В. HCl
Г. карбоксипептидазы
Д. трипсина
26. Ферменты, участвующие в гидролизе крахмала, вырабатываются в клетках:
А. слюнных желёз
Б. эпителия тонкого кишечника
В. поджелудочной железы
Г. эпителия толстого кишечника
Д. эпителия желудка
27. Конъюгированными (парными) желчными кислотами является:
А. литохолевая кислота
Б. хенодезоксихолевая кислота
В. холановая кислота
Г. тауродезоксихолевая кислота
Д. гликохолевая кислота
28. Желчные кислоты принимают участие в процессе всасывания в кишечнике:
А. глицерола
Б. моноацилглицеролов
В. жирных кислот с короткой углеродной цепью
Г. холестерола
Д. жирных кислот с длинной углеродной цепью
29. Желчные кислоты в кишечнике способствуют:
А. всасыванию жирных кислот и холестерола
Б. расщеплению холестерола
В. эмульгированию жиров
Г. всасыванию сахарозы
Д. активации панкреатической липазы
30. Секрецию сока поджелудочной железы стимулируют:
А. гастрин
Б. секретин
В. холецистокинин
Г. химотрипсин
Д. ацетилхолин
31. Секрецию соляной кислоты угнетают:
А. гастрин
Б. секретин
В. соматостатин
Г. химотрипсин
Д. гистамин
Итоговое занятие «ФЕРМЕНТЫ. БИОХИМИЯ ПИТАНИЯ И ПИЩЕВАРЕНИЯ»
Структура билета
№№ заданий
|
Тип задания
|
Оценка выполнения
|
1 – 4
|
Ответы на задания открытого типа.
|
до 6 баллов за каждое задание
|
5 – 14
|
Выбор одного правильного ответа из 5 предложенных
|
1 балл за каждый правильный ответ
|
15 – 18
|
Выбор всех правильных ответов
|
1 балл за полный правильный ответ
|
19 – 20
|
Установление соответствия
|
1 балл за полный правильный ответ
|
Перечень заданий открытого типа:
1. Дайте определение понятия "ферменты". Охарактеризуйте сходства и различия между ферментами и неферментными катализаторами.
2. Дайте определение понятия "ферменты". Перечислите доказательства их белковой природы.
3. Дайте определение понятия "ферменты". Назовите и охарактеризуйте свойства ферментов, обусловленные их белковой природой.
4. Охарактеризуйте зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, нарисуйте график. Поясните: 1) что называется температурным оптимумом фермента; 2) в каких пределах он находится для большинства тканевых ферментов.
5. Охарактеризуйте зависимость скорости ферментативной реакции от рН среды, нарисуйте график. Объясните, что называют оптимумом рН. Приведите примеры ферментов, имеющих различный оптимум рН.
6. Охарактеризуйте зависимость скорости ферментативной реакции от концентрации субстрата и концентрации фермента, нарисуйте соответствующие графики. Объясните, почему при высоких концентрациях субстрата скорость ферментативной реакции остается постоянной.
7. Дайте определение понятия «специфичность ферментов». Назовите и охарактеризуйте основные виды специфичности, приведите примеры соответствующих ферментов. Дайте определение понятия «олигодинамичность ферментов».
8. Укажите, на каком принципе основана современная классификация ферментов. Охарактеризуйте классы ферментов, укажите тип реакции, приведите общий вид уравнения химической реакции.
9. На каком принципе основано измерение активности ферментов? Какими данными нужно располагать, чтобы рассчитать скорость ферментативной реакции? Перечислите аналитические методы, применяемые для определения активности ферментов.
10. Что понимают под общей, удельной, молекулярной активностью ферментов, в каких единицах их выражают? Приведите формулу для расчёта общей активности.
11. Дайте определение понятия «активный центр фермента», какие участки он включает, каковы их функции? На каком уровне организации белковой молекулы образуется активный центр фермента? Какие функциональные группы аминокислотных остатков могут входит в его состав?
12. Дайте определение понятия «активный центр фермента». Какое свойство ферментов обусловлено наличием у них активного центра? Какие типы связей участвуют во взаимодействии фермента с субстратом, между какими группировками они образуются? Объясните особенности моделей «ключ-замок» и «индуцированного соответствия».
13. Дайте определение понятия "аллостерические ферменты". Какой уровень структурной организации молекулы характерен для них? Сформулируйте определение понятия "регуляторный центр фермента". Назовите и опишите типы аллостерической регуляции активности ферментов.
14. Дайте определение понятий «простой фермент» и «сложный фермент». Назовите составные части сложного фермента, укажите их химическую природу. Перечислите важнейшие невитаминные коферменты, охарактеризуйте их состав, укажите их функции.
15. Дайте определение понятия «кофермент», в чём заключается функция коферментов? Перечислите важнейшие витаминные коферменты, укажите: витамины, входящие в их состав, тип реакций, в которых они участвуют и названия классов ферментов, катализирующих эти реакции.
16. Дайте определение понятия «ингибитор». Что называют обратимым и необратимым ингибированием? Сравните механизмы конкурентного и неконкурентного ингибирования по следующим признакам: 1) структура ингибитора и субстрата; 2) место присоединения ингибитора к ферменту; 3) зависимость степени ингибирования от концентрации субстрата.
17. Дайте определение понятия «регуляторные ферменты». Опишите регуляцию активности ферментов путём фосфорилирования – дефосфорилирования (аминокислотные остатки, подвергающиеся модификации, донор фосфата, необходимые ферменты, причина изменения активности после присоединения или отщепления фосфатной группы).
18. Перечислите основные способы регуляции ферментативной активности в клетке. Дайте определение понятия «проферменты», приведите примеры проферментов и их активаторов. Назовите и опишите механизм активации проферментов, объясните биологический смысл синтеза пищеварительных ферментов в виде проферментов.
19. Дайте определение понятия "изоферменты". На примере лактатдегидрогеназы поясните биологическую роль и структурную организацию изоферментов и использование определение их активности в диагностике заболеваний. Какие методы могут быть использованы для разделения изоферментов?
20. Дайте определение понятия "мультиферменты", объясните биологический смысл их образования. Опишите строение пируватдегидрогеназного комплекса: 1) укажите его локализацию в клетке; 2) назовите и охарактеризуйте ферменты, входящие в его состав; 3) перечислите коферменты и витамины, производными которых они являются.
21. Охарактеризуйте процессы переваривания крахмала до глюкозы в желудочно-кишечном тракте (локализация процесса, ферменты, продукты реакции). Какой механизм мембранного транспорта участвует в процессе всасывания глюкозы? Присутствие каких ионов необходимо для этого?
22. Охарактеризуйте процессы переваривания дисахаридов в желудочно-кишечном тракте (локализация процесса, ферменты, продукты реакции). Перечислите возможные генетические дефекты переваривания дисахаридов. Каковы последствия этих нарушений?
23. Перечислите условия, необходимые для переваривания жиров в желудочно-кишечном тракте и представьте схему гидролиза триацилглицеролов. Как осуществляется всасывание продуктов реакции? Укажите роль желчных кислот. Что называют энтерогепатической циркуляцией?
24. Перечислите ферменты, участвующие в переваривании фосфолипидов, укажите их активаторы и связи, гидролизуемые этими ферментами. Перечислите продукты гидролиза фосфолипидов. Как осуществляется их всасывание из просвета кишечника?
25. Напишите формулу холевой кислоты. Обозначьте гидрофильную и гидрофобную части её молекулы. Где и из какого предшественника образуется это соединение? Перечислите возможные конъюгаты холевой кислоты. В образовании каких надмолекулярных комплексов участвуют желчные кислоты?
26. Охарактеризуйте протеолитический фермент пепсин (место образования, регуляция секреции, механизм активации, специфичность, продукты реакции). Какова роль соляной кислоты в переваривании белков? Как и почему изменятся процессы гниения белков в толстом кишечнике при недостаточной выработке соляной кислоты?
27. Охарактеризуйте протеолитические ферменты трипсин и химотрипсин (место образования, регуляция секреции, механизм активации, специфичность, продукты реакции). В чем заключается биологическое значение выработки протеаз пищеварительных соков в форме неактивных предшественников?
28. Охарактеризуйте экзопептидазы, принимающие участие в переваривании белков (место образования, механизм активации, специфичность, продукты реакции). Как происходит всасывание продуктов гидролиза белков в кишечнике?
29. Что называют гниением белков в кишечнике? Какие факторы способствуют этому процессу? Приведите примеры образующихся веществ. Где и в каких реакциях происходит их обезвреживание? Как изменяются свойства продуктов обезвреживания по сравнению с исходными веществами?
30. Перечислите ферменты (не менее 6), вырабатываемые в поджелудочной железе. К какому классу относятся все эти ферменты? Укажите, какие компоненты пищи подвергаются перевариванию с участием каждого из этих ферментов и какие продукты при этом образуются.
31. Охарактеризуйте белки как продукт питания (пищевые источники белков, качественный состав пищевых белков, возможности усвоения, использование в организме, суточная потребность). Что такое «сбалансированный пищевой рацион»? Какие компоненты пищевого рациона называют незаменимыми?
32. Охарактеризуйте липиды как продукт питания (пищевые источники липидов, качественный состав пищевых липидов, возможности усвоения, использование в организме, суточная потребность). Перечислите основные компоненты пищи. От чего зависят суточные потребности в различных нутриентах?
33. Охарактеризуйте углеводы как продукт питания (источники углеводов, качественный состав пищевых углеводов, возможности усвоения, использование в организме, суточная потребность). Что такое «сбалансированный пищевой рацион»? Какие группы незаменимых нутриентов он должен включать?
34. Дайте определение понятия «витамины». Как классифицируют витамины? Приведите примеры витаминов различных классов. Опишите биологическую роль витамина А. Из какого провитамина образуется активная форма этого витамина? Назовите основные пищевые источники этого витамина. Какие процессы нарушаются при недостатке этого витамина в организме?
35. Опишите биологическую роль витамина К, в реакциях какого типа принимает участие этот витамин? Назовите основные источники этого витамина. Какие процессы нарушаются при недостатке этого витамина в организме? Дайте определение понятия «антивитамины». Приведите пример антивитамина K.
36. Приведите все названия и опишите биологическую роль витамина D3. Из какого провитамина образуется этот витамин? Дайте определение понятия «провитамины». Где и как образуется активная форма витамина D3 в организме человека? Какие процессы нарушаются при дефиците этого витамина в организме? Какие нарушения наблюдаются в организме при гипо- и гипервитаминозе D3?
37. Приведите все названия витамина C и назовите его основные пищевые источники. В реакциях какого типа принимает участие этот витамин? Приведите примеры. К какому классу относятся ферменты, катализирующие эти реакции? Какие процессы нарушаются при дефиците этого витамина в организме?
38. Приведите все названия витаминов B2 и PP и назовите их основные пищевые источники. Укажите полные названия всех коферментов, в состав которых входит этот витамин. В реакциях какого типа принимают участие эти коферменты? К какому классу относятся ферменты, содержащие эти коферменты?
39. Приведите все названия витаминов B1 и B6, назовите их основные пищевые источники. Укажите полные названия коферментов, в состав которого входят эти витамины. В реакциях каких типов принимают участие эти коферменты? К каким классам относятся ферменты, содержащие эти коферменты?
40. Какие компоненты пищевого рациона называют незаменимыми? Какие группы незаменимых нутриентов должен включать сбалансированный рацион? Перечислите неорганические компоненты пищевого рациона. Какую роль выполняют в организме различные неорганические компоненты пищевого рациона?
Типовые варианты заданий в тестовой форме
(см. также задания в тестовой форме к отдельным занятиям раздела)
Выберите один правильный ответ:
1. Ферментами называют:
А. сложные белки, являющиеся структурным материалом клетки
Б. неорганические катализаторы
В. биокатализаторы белковой природы
Г. кофакторы, влияющие на скорость химических процессов
Д. микроэлементы, повышающие скорость химических процессов
2. При увеличении концентрации субстрата скорость ферментативной реакции:
А. сначала возрастает, затем стабилизируется на постоянном уровне
Б. сначала возрастает, затем падает
В. не изменяется
Г. непрерывно возрастает пропорционально концентрации субстрата
Д. сначала убывает, затем возрастает
3. Простетическая группа фермента представляет собой:
А. апофермент
Б. холофермент
В. α-спираль молекулы фермента
Г. аллостерический центр фермента
Д. небелковую часть фермента
4. При температуре около 0°C активность ферментов резко снижается, потому что:
А. снижается скорость теплового движения молекул
Б. происходит денатурация фермента
В. изменяется степень ионизации групп в молекуле субстрата
Г. изменяется степень ионизации групп активного центра фермента
Д. происходит гидролиз фермента
5.
|
На графике представлена зависимость скорости ферментативной реакции от:
|
|
|
А. рН среды
Б. концентрации субстрата
В. температуры
Г. концентрации ингибитора
Д. концентрации фермента
|
6. При сдвиге рН от оптимума активность ферментов падает, потому что:
А. происходит денатурация фермента
Б. изменяется степень ионизации группировок активного центра фермента
В. изменяется конформация аллостерического центра
Г. изменяется конформация активного центра
Д. происходит гидролиз фермента
7. Большинство ферментов проявляют максимальную активность при рН:
А. только при рН 7
Б. щелочном, рН 8 – 9
В. близком к нейтральному
Г. кислом, рН 1,5 – 2
8. Ферменты денатурируют при температуре
А. около 0°С
Б. 10 – 20°С
В. 20 – 30°С
Г. 30 – 40°С
Д. 80 – 100°
9. В основе современной классификации ферментов лежит:
А. химическое строение апофермента
Б. тип катализируемой химической реакции
В. тип взаимодействия простетической группы с белковой
Г. химическое строение субстрата
Д. химическое строение кофермента
10.
|
Фермент, катализирующий реакцию:
|
|
|
|
относится к классу:
А. оксидоредуктаз
Б. трансфераз
В. лигаз
Г. лиаз
Д. изомераз
|
|
|
|