Главная страница
Навигация по странице:

Борытко. 1 удк 37. 012(075. 8) Ббк



Скачать 2.56 Mb.
Название 1 удк 37. 012(075. 8) Ббк
Анкор Борытко.doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.56 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Борытко.doc
Тип Учебное пособие
#328
страница 11 из 31
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   31
ГЛАВА 4

КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Как образы порою субъективны... Д.Л.Леонтьев. Однопсишия

Мы уже обращались к. методологическим характеристикам и языку (тезаурусу) науки, который включает м себя категории,

термины и понятия (см. 1.2). Однако, приступая к собственному поиску, каждый исследователь должен отобрать свой тезаурус и методы, определить круг своих научных интересов.

4.1. Категории, термины и иешггая в структуре нсихолого-недамгодтескйго знании

Категориальный аппарат как основа гаучного знания» Категори­альный аппарат пауки включает в себя категории, термины и по­нятия разного уровня. Все они делятся, но В. В. Краевскому, на следующие основные группы.

Философские категории отражают наиболее общие черты' и свя­зи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой педаго­гики или психологии и той части действительности, которую она изучает.

Педагогические .закономерности, к примеру, нельзя раскрыть, не пользуясь категориями «сущность» и «явление», «общее» и «еди­ничное», «причина и следствие», «возможность и действитель­ность», «качество и количество», «пространство и время», «про­тиворечие», «бытие», «сознание», «практика» и другими фило­софскими категориями. Основной философской категорией в пе­дагогике является категория «человек».

Общенаучные категории, отличающиеся от философских кате­горий: «система», «структура», «функция», «элемент», «оптималь­ность», «состояние», «организация», «формализация», «модель», «гипотеза», «уровень» и др. Они служат исследователю инстру­ментом научного познания, поскольку отражают применяемые исследовательские процедуры.

Но существует еше одна группа терминов и понятий, кото­рые выражают и описывают специфику педагогических и психо-

логических научных дисциплин. Разделение этих категорий на педагогические и психологические весьма условно, однако это необходимо для адекватного отражения в отдельном исследова­нии выбранного для изучения «участка» педагогической действи­тельности.

Собственные термины педагогики: «педагогика», «воспитание», «педагогическая деятельность», «педагогическая действитель­ность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая сис­тема», «образовательный процесс», «преподавание и учение», «учебный предмет», «учебный материал», «учебная ситуация», «ме­тод обучения», «прием обучения», «учитель», «ученик», «урок», «воспитательная технология» и др. Все они находятся во взаимосвя­зи, как и те явления действительности, которые в них отражаются.

Собственные термины психологии: «психология», «образ», «пси­хика», «сознание», «бессознательное», «научение», «развитие и рост», «иитериоризация и экстериоризация», «установки», «от­ношения», «переживание», «психическая активность», «индивид, индивидуальность, личность», «потребности и мотивы», «способ­ности», «психологическая рефлексия», «нормативный кризис», «ценностные ориентации», «идентификация и идентичность», «поведение», «целостные психические структуры», «креативность и творчество», «интеллект», «психологическое здоровье», «выс­шие психические функции» и др.

Существуют и другие классификации. Часто в такой классифи­кации отражается научно-педагогическая позиция ее автора, по­этому необходимо указывать авторскую принадлежность класси­фикации.

Л.М.Лузина' считает, что ключевые понятия педагогики как науки о человеке должны отражать специфику «человеческого в человеке» и особенности человеческого бытия. Различные спосо­бы бытия человека лежат в основе предложенной ею классифика­ции понятий: 1) понятия, отражающие человеческое бытие как таковое: «бытие», «бытие в культуре», «дух», «духовность», «ду­ховное возвышение», «душа», «душевность», «жизнь», «индивид», «индивидуальность», «кризис», «настроение», «смерть», «субъект», «человек», «бытие человека» и др.; 2) понятия, отражающие чело­веческое бытие как самопознание: «внутренний опыт», «диалог», «диалогическое понимание», «значение», «значимость», «исти­на», «мера жизни», «описание», «переживание», «понимание», «постижение», «сопереживание», «цель жизни», «смысл жизни», «ценность» и др.; 3) понятия, отражающие человеческое бытие как самоопределение, самовоспитание: «выбор», «духовное планирова­ние», «личность», «незавершенность», «незаданиость», «одухо-

1 Лузина Л.М. Теория воспитания: фшгософско-аптропологический подход / Л.М.Лузина. - Псков. 2000. - 190 с.


98

99



*


творенность», «самовоспитание», «самодетерминизм», «самооаз-витие», «самореализация», «ситуация выбора», «совесть», «стыд», «творчество» и др.; 4) понятия, отражающие человеческое бытие как бытие в мире: «благодарность», «встреча», «внешний опыт», «вера», «взаимопонимание», «любовь», «надежда», «сопережива­ние», «терпимость», «эмпатия» и др.

Определение понятия. Часто определение категории, термина или понятия рассматривается как один из видов теоретически значимых результатов научно-исследовательской деятельности. Необходимость дать определение используемому термину, поня­тию или категории (определить их) возникает в процессе иссле­дования, как правило, в следующих случаях:

а) в научных источниках отсутствует определение рассматри­
ваемых термина, понятия или категории;

б) напротив, существует множество различных вариантов оп­
ределении, но ии один из них не может быть признан уповлетво-
рительным в контексте данного исследования;

в) требуется выделить (подчеркнуть) конкретный аспект в изу­
чаемом предмете или рассмотреть этот предмет с определенных
(обозначенных) позиций.

Определить понятие - зпачтп раскрыть сущность обозначаемо­го им явления или предмет, уточнить, что, собственно, понима­ется, имеется в г:иду, когда используется данное слово или слово-

сочетание.

Определение (отЛ;,т с/е/ш0_ дефиниция) термина, понятия или категории должно включать как минимум две содержатель­ные части:

  1. место и роль оцрСЛСЛяемого (к какому роду относится);

  2. его качественное своеобразие (видовые отличия). Расширенное определение дополняется еще двумя частями:




  1. способ существования или сущность (проявляется в функ­циях определяемого в структуре более широкой системы);

  2. содержание определяемого (из чего оно складывается, со­стоит).

Как правильно оцределять используемые в исследовательской

работе термины, понятия или категории? Очевидно, их можно разделить на три группы.

П е р в а я г р у п ri a _ ключевые категории, через которые оп­ределяется тема и методологический аппарат исследования. Этим категориям должно быть дано полное определение.

Вторая группа — вспомогательные понятия и категории, которые не являются ключевыми для данного исследования, но важны для понимания его специфики и полученных выводов.' Их достаточно определить по первым двум пунктам.

Третья труп и а — термины и понятия, составляющие тер­минологический аппарат науки и методологического подхода, в рамках которых проводится исследование. Если их понимание не является специфичным для данного исследования или используе­мого методологического подхода, то достаточно, чтобы их опре­деление было понятно из контекста.

В логике разработаны правила формулирования определений:

правило переводимости — определяемое и определяющее поня­тия должны быть в контексте взаимозаменимы, или иметь один и тот же объем;

правило однозначности (или определенности, единственно­сти) — каждому определяющему должно соответствовать един­ственное определяемое (но не наоборот);

правило запрета порочного круга (когда некоторое понятие оп­ределяется с помощью другого понятия, которое, в свою оче­редь, определяется через первое);

правило непротиворечивости —■ само определение не должно быть противоречивым; введение новых определений в теорию не долж­но приводить к ее противоречивости.

Пример порочного круга в определении приводит Е.В.Титова1: в одном из словарей понятие «инициатива» определяется как «по­чин, деятельность, осуществляемая по внутреннему побуждению». В данном случае определяющее слово «почин» само нуждается в определении. Находим это слово в том же словаре: «Почин — ини­циатива, проявленная кем-либо в деятельности». Частным случа­ем порочного круга в определении понятий могут быть тавтологии. Например: «Коллективист — это человек коллективистской направ­ленности» или «коллективистских убеждений».

Для того чтобы сформулировать определение какого-либо тер­мина, необходимо выполнить следующие действия: 1) выделить понятие из круга других, иногда близких по содержательному наполнению, понятий; 2) выявить общие признаки, характерные для ряда явлений, которые можно обозначить данным понятием; 3) установить связь данного понятия с другими — как «по верти­кали», так и «по горизонтали».

Например, Е. В. Бондаревская дает следующее определение ка­тегории «воспитание»: «Воспитание — это культуросообразный, социо- и личностно ориентированный педагогический процесс, направленный на приобщение ребенка к ценностям культуры, ов­ладение им социальным опытам, развитие ценностно-смысловой

1 Титова Е.В. Методологические ошибки и педагогических исследованиях... —-СПб., 2005. — С. 38.


100

101

сферы его сознания, становление его личности и индивидуально­сти»'. Для того чтобы сформулировать это определение, необхо­димо было «отделить» воспитание от таких явлений, как образова­ние и обучение, выявить то, что характерно для воспитания з лю­бых его проявлениях (связь с культурой), установить его связь с пе­дагогическим процессом и такими явлениями, как становление лич­ности и индивидуальности ребенка

Е.В.Титова выделяет типичные ошибки определений, кото­рые встречаются в исследованиях:

  • нарушение правил определения;

  • заимствование их подходяще го варианта определения;

  • подмена определения суждением, экспликацией;

  • несоответствие критериям точного определения2.

Подчеркнем критерии грамотного определения: точность (смыс­ловая), однозначность (определять только одно понятие), полно­та (по не перегруженность), адекватность (лексическое соответ­ствие определяемому понятию), правильность (соответствие пра­вилам формулирования определений).

В гуманитарной педагогике и психологии все чаще применяют­ся так называемые описательные определении, в которых специфи­ка исследуемого феномена раскрывается через описание его со­держательных характеристик. Необходимость использования опи­сатель! i ых определен и й обусловлена понимай ием педагогической реальности как множественной, а потому не поддающейся одно­значным определениям, сформулированным в традиционной фор­ме. Описывая те или иные стороны объекта (иногда в сравнении с другими — сходными либо принципиально отличными), показы­вая его специфику, исследователь тем самым выделяет его из кру­га других образовательных феноменов.

При конструировании описательных определений допускается использование символов и метафор, которые позволяют донести до научного сообщества, читателей и слушателей смыслы, кото­рыми наделяет исследователь то или иное явление. Особенно ак­туально это для педагогики и психологии, гуманитарных по своей сути. Гуманитарное мышление — ото мышление не только логи­ческое; оно обязательно предполагает ассоциативное, метафори­ческого, аллегорическое, образное мышление, что находит отра­жение в специфике описательных определений. По мнению Л.М.Лузиной, «ассоциативность мышления, символизация язы­ка педагогики, языка описания модели воспитания "смягчает" жесткость системы, определяет ее как вероятную, научную имен-

но в гуманитарном (инонаучном) смысле... смысловая структура понятий-символов направлена на то, чтобы дать через каждое ча­стное явление целостный образ мира»1.

Символ, метафора, аллегория всегда интерпретируются соот­ветственно культурно-историческому пространству и времени и потому, в отличие от жесткого языка терминов, всегда направле­ны на понимание иной культуры, отраженной в тексте. При этом «текст» понимается в широком герменевтическом толковании: таким текстом может считаться любой изучаемый объект, явле­ние, процесс, которые рассматриваются и понимаются в соотно­шении с более широкой системой. Эта система по отношению к исследуемому объекту составляет контекст, относительно кото­рого определяется содержательное толкование текста. Символ бо­лее гибок и многозначен, нежели термин, предполагающий од­нозначную трактовку и выполняющий в числе прочих норматив­ную функцию, он включен в огромное число всевозможных тек­стов и тем самым способствует их глубокому пониманию.

Такие разновидности символического описания, как метафора и аллегория, являясь разновидностями нестрогой аналогии, ко­торая лежит в основе моделирования в педагогике, могут рас­сматриваться как эвристические методы познания. Символ, мета­фора, аллегория позволяют установить связи между различными явлениями независимо оттого, каким термином эти явления обо­значаются. Этим и определяется их высокий потенциал в плане понимания тех явлений, которые связаны со становлением «че­ловеческого в человеке». Способность мыслить символами, мета­форами, образами чрезвычайно важна для исследователя, посколь­ку позволяет ему соотнести друг с другом разные образы педаго­гической действительности.

Никакое определение не может охватить всех сторон определя­емого, оно лишь раскрывает наиболее существенные для данной ситуации стороны. Таким образом, формулируя определение, ис­следователь фактически строит модель определяемого феномена в исследуемом аспекте. Системный объект может быть описан лишь системой определений. Поэтому чаще всего в теоретических рабо­тах термины, понятия и категории не вводятся раз и навсегда формальными дефинициями, а раскрываются все глубже в ходе анализа.

Становление категориального аппарата науки. Совершенство­вание категориального аппарата психолого-педагогического зна­ния осуществляется, во-первых, за счет увеличения числа поня-


1 Ьондаревская Е. В., Кульненич С. В. Педагогика: личность в гумиш(тарных тео­
риях и системах воспитания. — М; Ростов п/Д, 1999. -- С. 23.

2 Титова Е. В. Метолологические ошибки в педагогических исследованиях... —
СПб., 2005. - С. 37.

1 Лузина Л. М. Символ и метафора в онтологической модели воспитания (по­становка проблемы) IIСовременные модели воспитания в условиях диверсифи­кации образовательного пространства: тезисы участников и программа Летней научной школы. — Тверь, 2005. — С. 60.


102

103

т

тий, во-вторых, за счет обогащения их содержания. Синтез содер­жательных трактовок (определений) категорий составляет осно­ву, ядро теоретического знания в гуманитарных науках. Процесс совершенствования системы понятий «имеет начало, но не может иметь конца, так как теория всегда открыта для нового знания» (Л.М.Лузина).

В развитии категориального аппарата педагогики и психологи!! прослеживаются следующие тенденции.

« Активное заимствование понятий из философии («бытие». «пространство», «смысл», «выбор» и др.) и других отраслей науч­ного знания («управление», «неравновесная система», «концепт» и др.).

• Включение в категориальный аппарат педагогики и психоло­гии слов, не являющихся в строгом смысле научными терминами («встреча», «восхождение», «событие» и др.).

Многие педагогические термины поначалу были включены в по­вседневный язык, поскольку обозначаемые ими явления представ­ляли собой часть обыденной жизни людей. Так было, например, с понятием «игра». В тех случаях, когда слова обыденного языка вклю­чаются в категориальный аппарат педагогики или психологии, не­обходимо перевести их в разряд научно-педагогических понятий, т. е. дать им определения с учетом объекта, предмета и задач педа­гогической науки и конкретного научно-педагогического исследо­вания. Слово «восхождение» в последние годы часто используется в научно-педагогических исследованиях. Однако для того чтобы это слово стало педагогическим понятием, т. е. наполнилось педагоги­ческим содержанием и могло употребляться в качестве термина, необходимо определить, каким образом обозначаемое им явление соотносится с теми отношениями, которые возникают в образова­тельном процессе (отношения педагогов и воспитанников, воспи­танников и культуры и пр.), какие стадии включает, каким законо­мерностям подчиняется, каким образом педагог может организо­вать восхождение воспитанника к ценностям, культуре, природе, другим людям, миру, самому себе.

• Новое осмысление традиционных психолого-педагогических понятий, прежде всего фундаментальных — категорий («воспита­ние», «обучение», «образовательный процесс», «педагогическое взаимодействие», «деятельность» и др.).

В рамках гуманитарной парадигмы, к примеру, понятию «педа­гогическое взаимодействие» придается иной, отличный от тради­ционного, смысл. Педагогическое взаимодействие рассматривает­ся не просто как система совместной деятельности, общения и от­ношений педагогов и воспитанников, а как их совместное бытие (со­бытие), совместный поиск ими смыслов явлений внешнего и внут­реннего мира и — шире — смысла жизни.

» Множественность смыслов, которыми наделяется каждое пе­дагогическое пли психологическое понятие.

Для исследователя очень важно признать и принять правомер­ность различной смысловой интерпретации знания, множествен­ности концепций, взглядов, мнений, выраженных в трактовке той или иной педагогической или психологической категории. Воспри­имчивость к иным подходам не означает, однако, того, что в своей личной концепции исследователь может механически соединить разнородные понятия. Корректное использование терминологии — не только показатель высокого уровня методологической культуры, но и признак, устойчивости собственной научной позиции.

На определенной стадии развития науки множественность трак­товок ее понятий неизбежна. Тем не менее выработка строгой, од­нозначной терминологии остается непреложным требованием, и нужно стремиться к его выполнению. В первую очередь и без ого­ворок оно относится к конкретной, отдельно взятой научной рабо­те1. Каждая категория в педагогическом исследовании должна быть однозначно определена и использоваться только в этом единствен­ном значении.

Использование терминов. Любая категория может быть рассмот­рена., определен;! и проанализирована в трех аспектах: Г) как яв­ление (социальное, культурное, онтологическое); 2) как процесс; 3) как деятельность. Наличие этих трех аспектов само по себе по­рождает большое количество определений педагогических катего­рий. Кроме того, в рамках каждой педагогической концепции, теории, парадигмы одна и та же категория может пониматься по-разному.

Множественность смыслов, заключенных в одном термине, мож­но проследить на примере категории «воспитание».

Как явление воспитание понимают: (1) в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружаю­щей действительности; (2) как форму (или способ) человеческих отношений (воспитательные отношения, воспитывающее обще­ние), когда один человек по отношению к другому выполняет вос­питательные функции; (3) как ценностно-смысловой диалог воспи­тателя и воспитанника.

Как процесс воспитание может пониматься: (1) изменение со­стояния культурного развития, становление растущего человека; (2) творческое саморазвитие человека: (3) как процесс присвое­ния ценностей социальной культуры; (4) развитие физических, ум­ственных и нравственных качеств человека в соответствии с требо­ваниями жизни; (5) относительно социально контролируемый про­цесс развития человека и пр.

Краевскчй В. В. Общие основы педагогики: учебник, —- М., 2003.


104

105

Как педагогическая деятельность воспитание также понимает­ся неоднозначно, это может быть:

  • целенаправленное формирование определенных качеств;

  • сотрудничество, взаимодействие педагогов и воспитанников;

  • создание специальной воспитывающей среды;

  • организация диалогического взаимодействия, совместного бытия (со-бытия) педагога и воспитанника;

  • свободное развитие природных задатков ребенка.

Эти наиболее распространенные трактовки воспитательной де­ятельности помогают педагогу определить собственную исследо­вательскую позицию и парадигмальную принадлежность своего исследования.

Множественность смыслов не означает произвольности в трак­товке значений того или иного термина. Если на уровне науки такая множественность вполне оправданна и даже необходима (в частности, она позволяет посмотреть па одно и то же явление с разных позиций и таким образом выявить разные его аспекты), то на уровне отдельного педагогического исследования разные со­держательные трактовки одного и того же термина недопустимы —-исследователь обязан придерживаться избранного им понимания изучаемого феномена и самостоятельно сформулированного или заимствованного у других исследователей определения. Определе­ний может быть несколько (например, три; нечто определяется как явление, процесс и деятельность), но в этом случае опреде­ления не должны противоречить друг другу и формулироваться с позиций какой-либо одной парадигмы.

Множественность смыслов, которые могут быть выявлены при понимании различных категорий, может стать одним из «подвод­ных камней» при проведении историко-педагогического исследо­вания. Здесь трактовка исследователем того или иного понятия «накладывается» на его трактовку в исследуемый исторический период либо на его понимание тем педагогом, взгляды которого изучаются. В результате может произойти смешение смыслов —-собственных и тех, которые изучаются. Чтобы этого не случилось, необходимо четко отделять собственную исследовательскую пози­цию от позиции, отраженной в изучаемой психолого-педагогиче­ской концепции.

Каждая категория может быть однозначно определена лишь в системе других категорий: в их взаимосвязи, взаимообусловлен­ности и соподчиненное™. Любое понятие всегда отражает суще­ственные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Ос­новная логическая функция понятия — выделение общего, что достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдель­ных предметов данного класса. Понятие можно определить, лишь

соотнеся его с другими, более широкими или родственными. По­этому, даже заимствуя термины из смежных наук (социологии, философии и др.), педагогика или психология наполняют их сво­им специфическим содержанием.

При работе с психолого-педагогическим категориальным ап­паратом необходимо учесть следующее:

  • содержательная трактовка того или иного термина зависит от контекста;

  • один и тот же феномен может обозначаться разными терми­нами —- например, в гуманитарной образовательной парадигме духовность может обозначаться терминами «субъектность», «че­ловеческое качество», «человеческое в человеке»;

  • в то же время разные феномены могут обозначаться одним и тем же термином — так, термин «личность» может означать как социальное качество человека, гак и целостного человека во всей полноте сто социальных, индивидуальных, субъектных свойств.

При использовании научных терминов Н.Л.Коршунова реко­мендует соблюдаи, следующие правила:

- нельзя допускать неопределенности в понимании терминов в
рамках одной научной работы. Однажды приняв трактовку той или
иной категории, причем в явном виде, т.е. оговорив это в тексте,
необходимо в дальнейшем строго ее придерживаться;

  • следует помнить, что понятие может менять свой смысл в зависимости от контекста, от языковых конструкций, в рамках которых оно используется. Поэтому при изложении результатов исследования или при выступлении по какой-либо педагогиче­ской проблеме важно придерживаться научного стиля;

  • в рамках одной научной работы недопустимы редукция и расширение смыслового поля термина. Например, если речь идет о воспитании как о социокультурном феномене, нельзя исполь­зовать этот термин р. узком педагогическом смысле, понимая, под ним формирование определенного качества, -- такие случаи дол­жны быть оговорены особо.

Система понятий, используемых в конкретном психолого-пе-даготтгческом исследовании, должна отвечать требованию опти­мальности. Не следует чрезмерно отягощать категориальный ап­парат исследования большим количеством терминов и определе­ний, даже тесно связанных с основными понятиями. Но нецеле­сообразно и «экономить» на терминах, обозначая разные явления одним и тем же названием ради того, чтобы сделать изложение результатов исследования более «понятным» и «доступным». Важ­но установить также правильную иерархию (соподчиненность) терминов. И наконец категориальный аппарат исследования дол­жен быть целостным, единым на разных уровнях терминологии — философском, общенаучном, конкретно-научном.


106

107

4.2. Система научных понятий и образовательная концепция

Парадигма. Научно-педагогическое знание фиксируется в пе­дагогических концепциях, теориях и парадигмах.

Как уже отмечалось (см. разд. 1.1), стратегия в научно-педаго­гическом и научно-психологическом знании получила название «парадигма». Парадигма (от греч. paradeigma— пример, образец) — модель постановки проблем и их решения, методов исследова­ния, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе: ведущая идея, выступающая в качестве образца для построения научных теорий и концепций. Все многообразие современных научно-педагогических идей фик­сируется в трех ведущих образовательных парадигмах. Эти пара­дигмы различаются главным образом пониманием целей образо­вания и, соответственно, целей исследования в сфере образова­ния, от чего зависит выбор исследовательского инструментария — используемых для решения задач исследования методологических подходов, методов и приемов исследования, системы диагности­ческих методик, способов обработки полученных в ходе исследо­вания данных и представления выводов исследования.

Разницу между целями образования в гуманистической и гу­манитарной парадигмах хорошо иллюстрирует так называемая ме­тафора бумеранга, приведенная В.Франклом. Бумеранг создан не для того, чтобы возвращаться к владельцу, а для того, чтобы по­ражать определенную цель. Возвращается тот бумеранг, который не попал в цель. Точно гак же озабоченность человека самим со­бой, его фиксированность на самоактуализации свидетельствуют о том, что он не достиг своей цели в жизни, того смысла в мире, на который его деятельность должна быть направлена; только в этом случае, как бумеранг, «возвращается к самому себе», замы­кается на своей «самости». В этой метафоре «промахнувшийся» бумеранг иллюстрирует крайний, индивидуалистический, вариант гуманитарной педагогической парадигмы, а бумеранг, достигший точки назначения, --- гуманитарную парадигму, цели которой на­ходятся в сфере ценностей и культуры, т. е. того, что делает чело­века человеком.

Психолого-педагогическое исследование предполагает выбор исследователем той или иной парадигмы. Так, проблема профес­сионального становления будущего специалиста может рассмат­риваться с позиций и традиционной, и гуманистической, и гума­нитарной парадигмы. Но в первом случае исследователь сделает акцент на внешних (прежде всего социально-педагогических) ус­ловиях профессионального становления человека, во втором — на развитии его «самости» (самопознании, самореализации, са-

мопрезентацни) в избранной профессии, в третьем — на станов­лении его ценностных ориентации, создании условий для обрете­ния им смыслов будущей профессиональной деятельности.

Парадигмальное содержание психолого-педагогического иссле­дования в большей степени связывается с механизмами взаимо­действия, взаимоотношений, взаимопонимания и взаимовлияния. В этой связи парадигма в образовании — это метамодель, отража­ющая позиции взаимодействующих субъектов, а также характер взаимодействия между ними, которая может быть реализована на основе разного понимания исследователями психики и поведе­ния, с помощью разных стратегий и технологий.

«Парадигмальная чистота» исследования вовсе не означает, что исследователь замыкается в рамках исключительно одной пара­дигм?,]. Наоборот, плодотворным является корректное сочетание аспектов, представляющих разные парадигмы. Например, при исследовании проблемы профессионального становления будущего специалиста с гуманитарных позиций исследователь может пред­ложить такие педагогические технологии, принципы и алгоритм конструирования которых разработаны в традиционной парадиг­ме, а условия педагогического взаимодействия — исходя из веду­щих принципов гуманизма.

Однако при атом недопустимо механическое, ничем не оправ­данное смешение разных парадигм. Одна из парадигм так или иначе должка быть ведущей, служить той призмой, через которую ис­следователь смотрит на педагогические объекты, явления, про­цессы, находить отражение в целях исследования и исследователь­ском инструментарии. При сочетании разных парадигм необходи­мо соблюдать требование непротиворечивости. Оно означает, что используемые «фрагменты» парадигм, отличных от основной, не должны противоречить ее ведущим положениям. Так, в исследова­нии, выполненном в контексте гуманитарной парадигмы, нельзя предлагать модели, методики, технологии, в которых ребенок рас­сматривается как полностью управляемый объект, и не учитыва­ются особенности становления его ценностно-смысловой сферы.

Теория. Теория (от греч. iheoreo—- рассматриваю, исследую) — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на ис­толкование и объяснение какого-либо явления.

Соотношение парадигмы и теории можно представить как со­отношение общего и особенного. Так, в рамках гуманистической образовательной парадигмы существуют теория личностно ори­ентированного образования, теория свободного воспитания и др., а в психолого-педагогических исследованиях — теория деятельно­сти, культурно-историческая теория, теория уровней построения движений, теория группового взаимодействия и др.

В то же время термин «теория» иногда употребляют, если речь идет о науке в целом. Научное знание предстает, как правило, в


108

109

виде знания теоретического, т.е. специально организованного, дающего целостное представление о закономерностях и существен­ных связях объекта данной науки. В этом смысле говорят о «соот­ношении теории и практики».

Концепция. Концепция (от лат. conceptio— понимание, систе­ма) — определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений. Образовательная концепция определяет исходные пози­ции, принципы педагога в анализе, моделировании, проектиро­вании и реализации различных видов педагогической деятельно­сти и воплощается в практику педагогической деятельности в про­граммах и методиках.

Зачастую в концепции выражаются взгляды конкретного иссле­дования на то или иное психологическое или педагогическое явле­ние, которое наряду с данным ученым рассматривают и другие ис­следователи. Поэтому, говоря о концепции, как правило, называют ее автора (концепция личностно ориентированного образования В. В. Серикова, концепция личностно ориентированного образова­ния Е. В. Боидаревской, концепция поэтапного формирования ум­ственных действия П.Я.Гальперина, концепция деятельностного опосредования межличностных отношений В. А. Петровского и т. п.). Как видим, несколько авторских концепций могут разрабатываться в рамках одной теории, в данном случае теории личностно ориен­тированного образования и теории деятельности.

Резкой границы, между образовательными парадигмами, как уже отмечалось, не существует. Так, закономерности и способы гуманизации педагогического взаимодействия, раскрытые в рам­ках гуманистической парадигмы, могут использоваться в техно­кратической и гуманитарной парадигмах. Кроме того, сущность педагогического знания остается неизменной, к какой бы образо­вательной парадигме оно пи относилось.

По характеру используемых терминов и их содержательной трак­товке (определениям) можно определить характер той образова­тельной парадигмы, теории, концепции, в рамках которой они используются, а также научную позицию исследователя. Работа по определению парадигмальной или концептуальной принадлеж­ности важна в тоги случае, если исследователь разрабатывает, на­пример, проблему классификации в педагогике или занимается изучением историко-педагогических проблем. Кроме того, любой педагог — ученый или практик -— должен определиться в том, какой концепции он придерживается, иначе его деятельность не может быть успешной.

Использование терминов «троичный синергизм», «грех», «воз­даяние», «сотериология», «теоантропология», «духовный опыт» ха­рактерно для религиозной (православной) педагогической парадиг-

110

мы. Термины «личностный опыт», «личностные функции», «лично­стно ориентированная ситуация» говорят о том, что перед нами ра­бота, выполненная в рамках теории личностно ориентированного образования. Если исследователь оперирует терминами «бытие», «субъектность», «смысл», «понимание», «духовное становление», то он, скорее всего, работает в рамках гуманитарной образователь­ной парадигмы.

Однако для однозначного определения характера той или иной научной позиции простого перечня используемых терминов не­достаточно. Важно понять, какой смысл вкладывает исследова­тель в тот или иной термин, поскольку в науке в рамках разных концепций одним и тем же словом могут обозначаться разные явления, и, наоборот, для характеристики одного и того же явле­ния могут использоваться разные термины. Так, понятие «лич­ность» используется и в православной, и в светской гуманитар­ной образовательных парадигмах. Но в первом случае оно означа­ет то, что связывает человека с Богом, во втором — применяется для выражения общественной сущности человека. Термины «ге­незис», «становление», «развитие» иногда используются как си­нонимы. Тем не менее в границах отдельной педагогической пара­дигмы, теории, концепции каждый термин имеет строго опреде­ленное значение.

В рамках каждой концепции воспитания И. В. Бондарсвская пред­лагает выделять следующие блоки понятий:

первый — объединяет понятия, с помощью которых в кон­цепциях раскрывается сущность современного воспитания: ценно­сти, смысл, цели, принципы, процесс воспитания;

второй — включает понятия, характеризующие современ­ную педагогическую реальность: воспитательное пространство, среду воспитания, мир детства;

трети и —- объединяет понятия, характеризующие взаимодей­ствие участников воспитательного процесса: субъект, объект, лич­ность, личностный смысл, развитие, духовность, воспитанность, междубъектное взаимодействие, воспитательные взаимоотноше­ния;

ч с т I? с от ы й —- включает понятия, необходимые для характе­ристики базовых воспитательных процессов, такие как: социализа­ция, культурная идентификация, индивидуализация, жизнетвор-чество, сотрудничество, духовно-нравственное развитие.

Четкое и корректное построение категориального аппарата с учетом разных его уровней позволит сделать педагогическую кон­цепцию более стройной, логичной, доступной для понимания.

Категориальный аппарат современной педагогики предполага­ет множественность смыслов, заключенных в каждом педагоги­ческом термине, и одновременно четкость и однозначность в по-

111

нимании терминов, используемых в рамках одной педагогической концепции, теории, парадигмы, отдельного научно-педагогиче­ского исследования.

Свободное самоопределение педагога в понимании педагоги­ческих категорий при условии соблюдения правил их использова­ния предполагает его толерантность в отношении иных педагоги­ческих позиций и является одним из проявлений гуманитарное™ педагогического знания.

Современные категории и понятии наук об образовании. Особен­ности влияния перечисленных факторов на массовую практику образования требуют глубокого научного исследования и переос­мысления с учетом современных социокультурных условий.

В первоочередном педагогическом осмыслении нуждаются внут­
ренние возможности человека, его сущность «собственно чело­
веческое в человеке», а не ролевые, заданные обществом функции.
Для решения этой важной задачи необходим синтез данных многих
наук о человеке.

Основное понятие, с помощью которого можно охарактеризо­вать образование современной России, •— лтогокультурпость. Она проявляется в многообразии видов образовательных учреждений (авторские школы, гимназии, лицеи, школы с этнокультурным компонентом, религиозные, или конфессиональные, школы и др.) и особенностях организации в них педагогического процесса, что влечет за собой многообразие взглядов, установок, позиций пе­дагогов и учащихся.

В связи с этим обостряются проблемы взаимопонимания, по­иска «территории согласия» между людьми с разными политиче­скими, религиозными взглядами, имеющими разную нацио­нальную и культурную принадлежность и социальный статус. В со­временном обществе наблюдаются такие явления, как нацио­нальная и религиозная нетерпимость, вражда между различными социальными группами, конфликты между поколениями, кри­зис семьи. Ценности и установки, реализуемые в образовании, во многом могут способствовать решению этих проблем.

Образование как общественное явление — тто прежде всего объек­тивная общественная ценность. Духовный, нравственный, интеллек­туальны!!, культурный, научно-технический и экономический по­тенциал любого общества непосредственно зависит от уровня разви­тия образования. Главной же ценностью образования, в свою оче­редь, выступает человек во всем многообразии его социальных и духовных связей и отношений к окружающему миру и самому себе.

Образование может быть представлено не только как обще­ственное явление, но и как процесс. Процесс (от лат. processus

продвижение) понимается как закономерная последовательная смена состояний, стадий развития какого-либо феномена.

Рассматривая образование как процесс, мы прослеживаем его в движении, выявляем и анализируем его динамические характерис­тики. При этом смена состояний, стадий развития характерна не только для самого процесса, но и для людей, организующих его и включенных в него (в данном случае — для педагогов и обучаю­щихся , вое 11 итан н и ков).

Важнейшей характеристикой любого процесса, протекающе­го в обществе (в том числе и педагогического), является интен-ционалыюсть (от лат. intentio— стремление, направленность на нечто). Интенция определяет направление движения процесса, зависящее от ориентиров, па достижение которых направлены в конечном счете все изменения, происходящие в рамках данного процесса. Интенция обусловливает также закономерный, неслу­чайный характер изменений в рамках процесса. Поэтому интен-ниональность можно понимать как закономерную логику про­цесса.

Поскольку образовательный процесс представляет собой раз­ворачивающуюся во времени последовательность состояний, важ­ной его характеристикой выступает стадийность. Каждая стадия (ступень, период, этап в развитии) отличается качественно но­вым состоянием самого образовательного процесса и включенных в него субъектов, а механизмом движения от одной стадии к дру­гой становится переход количественных изменений в качествен­ные.

Развитие не происходит равномерно, «по восходящей», в од­ном и том же темпе, как постепенное «усовершенствование» про­цесса и включенных в него людей. Переход от одной стадии раз­вития к другой осуществляется в так называемых кризисных точ­ках. Кризис знаменует собой резкий перелом, переход от одного качественного состояния к другому. Образовательный процесс — это чередование относительно спокойных периодов с резкими скачками, которые представляют собой своеобразную паузу в раз­витии, отделяющую одну стадию процесса от другой. Поэтому одна из важнейших характеристик образовательного процесса — нели­нейность, прерывность (дискретность).

Так, процесс духовного становления ребенка характеризуется наличием в нем противоречивых тенденций, изменениями направ­ления духовного развития с позитивного на негативное и наоборот, неоднократными «возвращениями» в уже пройденную точку духов­ного роста, отказом от ранее найденных смыслов и обращениями к ним на новом уровне, причем «успехи» и «неудачи» в духовном ста-


112

113

новлении, как правило, не зависят от возраста воспитанника. Боль­шую роль в процессе духовного становления играет случайность (незапланированные педагогами ситуации и влияния), что привно­сит в процесс духовного становления элемент непредсказуемо­сти. Задача педагога, оказывающего помощь воспитаннику в его ду­ховном становлении, — принять ребенка таким, каков он есть в дан­ный момент, в данной точке своего развития, и создать условия для того, чтобы процесс духовного становления воспитанника сохра­нял позитивную направленность.

Образование осуществляется на протяжении всей жизни че­ловека. Освоение и присвоение человеком социокультурного опы­та в виде знаний, способов осуществления деятельности, норм и форм взаимодействия, развитие его внутреннего мира в раз­ной мере, с разной степенью интенсивности и в разных формах осуществляются во все периоды его жизни. Поэтому одной из характеристик образовательного процесса является его принци­пиальная незавершимость, открытость для продолжения в иных условиях иными средствами. Условия тем сильнее воздействуют на характер протекания процесса, чем больше они связаны меж­ду собой. Совокупность условий is психолого-педагогических па­уках получила название «ситуация);-, поэтому данная характери­стика процесса может быть обозначена как ситуативный харак­тер.

Педагогический процесс организуется в конечном счесе ради человека, для помощи ему в решении стоящих перед ними (или предстоящих) задач. В рамках педагогического процесса осуще­ствляется становление качеств, необходимых для жизни человека в определенном обществе в определенное время, а также таких качеств, которые составляют неизменную сущность человека, «человеческое в человеке». Поэтому, по определению Е. В.Бонда-ревской, «образование (от рус. «создание образа») — ото духов­ный облик человека, который складывается под влиянием мо­ральных и духовных ценностей: это специальная сфера соци­альной жизни. В ней создаются внешние и внутренние условия для развития ребенка и взрослого и их взаимодействии, а. также в автономном режиме в процессе освоения ценностей культуры»1.

Контрольные вопросы

  1. Что понимается под термином, понятием, категорией'?

  2. Как можно классифицировать педагогические категории? С чем свя­зано наличие в педагогической пауке разных подходов к классификации педагогических категорий?

1 Боидаревскан Е.В., Куяьневич В. В. Педагогика: личность ь гуманитарных теориях и системах воспитания. — М.; Ростов и/Д, 1499. — С. 22.


  1. Для чего необходимы философские и общенаучные категории в педагогике и психологии?

  2. Перечислите наиболее важные педагогические и психологические термины и приведите примеры их определений. Способствует или пре­пятствует достижению взаимопонимания между исследователями, уче­ными и практиками наличие множественности подходов к определению категорий?

  3. Каковы основные правила использования научных терминов? Как можно устранить противоречие между требованием однозначности ис­пользуемых понятий и необходимостью учета множественности подхо­дов к пониманию категорий?

  4. Каким образом связаны образовательная концепция (парадигма) и система понятий, употребляемых в рамках этой концепции (парадиг­мы)? Какое влияние оказывает то или иное понимание научных катего­рий па деятельность исследователя?

  5. Какую роль в развитии науки выполняет категориальный аппарат? Каковы основные тенденции и развитии категориального аппарата пе­дагогики и психологии?

Практические задания

  1. Распределите перечисленные ниже термины по группам согласно классификации, предложенной В. В. Краевским: человек, воспитываю­щая ситуация, иптсриоризация, функция, структура, противоречие, уровень, учебный предмет, культура, бытие, модель, педагогическая действительность, гипотеза, время, сущность, преподавание, фактор, условие, причина, практика, девиантное поведение, учение, воспита­тельная технология, дистанционное обучение, развитие, образование, количество, воспитательное пространство, креативность, категория. Что дает такая классификация исследователю?

  2. Определите, какие из приведенных терминов можно отнести к числу собственно педагогических категорий: педагогический процесс, урок, развитие, личность, управление, дидактическая игра, воспита­ние, учебный материал, метод воспитания, нравственное воспитание, диалог, педагогическое взаимодействие, социализация, качество, раз­вивающее обучение, функция, стадия, педагогическая деятельность, коллективное творческое дело, педагогическое мастерство, неуспевае­мость, образовательная система, возрастные особенности, тренинг, мотив. Какие из этих терминов заимствованы из других областей науч­ного знания?

  3. Проанализируйте классификацию педагогических понятий, пред­ложенную Л. М.Лузиной. В чем ее «плюсы» и «минусы»? С чем, на ваш взгляд, связано преимущественное использование автором философ­ских категорий?

  4. Выпишите из различных источников (учебников, учебных посо­бий, монографий, научных статей, нормативных документов) возможно большее количество определений педагогических категорий «образова­ние», «обучение», «воспитание». Определите: а) в каком аспекте рас-


114

115

сматриваются эти категории в каждом отдельном случае (как явление, процесс или деятельность); б) в рамках какой парадигмы (традицион­ной, гуманистической, гуманитарной, религиозной) сконструировано каждое определение; в) как понимается автором педагогическая дея­тельность (целенаправленное формирование определенных качеств или трансляция определенных знаний, сотрудничество, создание воспиты­вающей или обучающей среды, организация диалогического взаимо­действия, свободное развитие природных задатков ребенка). Обоснуйте свою точку зрения. В чем вы видите преимущества каждого из определе­ний?

5. Исключите из приведенных ниже перечней «лишний» термин. Обо­
снуйте свой вариант решения:

а) образование, категория, обучение, воспитание;

б) урок, педагогический процесс, система, педагогическое взаи­
модействие;

в) объект, предмет, категориальный аппарат, понимание.

  1. Пользуясь учебниками и учебными пособиями но истории педаго­гики, определите факторы, влиявшие на образование на разных агамах его развития, а также результаты дтого влияния.

  2. Подумайте над, вопросами: а) может ли быть педа' отческий про­цесс без развития? б) может ли быть развитие «со знаком минус»? Обо­снуйте свою точку зрения.

Ответы.

  1. Философские категории: человек, противоречие, культура, бытие, время, сущность, практика, причина, количество, категория. Общенаучные понятия: функция, структура, развитие, уровень, модель, фактор, условие, гипотеза, дистанционное обучение. Соб­ственные категории педагогики и психологии: воспитывающая си­туация, учебный предмет, педагогическая действительность, пре­подавание, учение,воспитательная технология, образование,вос­питательное пространство.

  2. К собственно педагогическим относятся категории: педаго­гический процесс,урок, дидактическая игра, воспитание,учебный материал, метод воспитания, нравственное воспитание, педагоги­ческое взаимодействие, развивающее обучение, педагогическая деятельность, коллективное творческое дело, педэлогическое ма­стерство, неуспеваемость, образовательная система. Из филосо­фии заимствованы категории: диалог, качество. Из психологии за­имствованы категории: развитие, личность, возрастные особенно­сти, тренинг, мотив. Общенаучными являются категории: управле­ние, социализация, функция, стадия.

5. «Лишние» термины: а) категория; б) система; в) понимание. Объяснение — за вами.

Рекомендуемая литерату эа

Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. — Волгоград. 2000.-С. 158-196.

Гребенюк О. С, Рожков М. И. Общие основы педагогики: учебник. — М., 2004.

Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадиг-мальной рефлексии. — СПб., 1999.

Колесникова Pi. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Пе­дагогика. — 1995. — № 6.

Краевский В. В. Общие основы педагогики: учебник. -- М., 2003.

Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А. И. Ми­щенко. Е. Н. Шияноб. - 4-е изд. - М., 2002. - С, 72-92.

Педагогический энциклопедический словарь/ гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М., 2002.

Подласый И. И. Педагогика: учеб. пособие: в 2 ч. — М., 1999.

116

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   31
написать администратору сайта