Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15



Скачать 2.31 Mb.
Название Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
Анкор Краткий курс психологии_пособие (дополненное).doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.31 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Краткий курс психологии_пособие (дополненное).doc
Тип Учебное пособие
#133
страница 8 из 96
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   96

11. Активность, направленность и самосознание личности


Активность – это способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, в творчестве. Трактовки активности личности и ее природы сегодня различны (это психоанализ, гуманистический подход), но все их условно можно разделить на биологические и социальные. По теории деятельности, человек проявляет активность в совместной деятельности с другими людьми. В основе деятельности лежат осознанные потребности, которые могут превращаться в мотив деятельности.

Стержневая характеристика личности – ее направленность как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека.

Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Если потребности составляют сущность всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, которая в них проявляется, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Виды мотивов:

  • органические (в основе лежит удовлетворение органических потребностей),

  • материальные (социализированное удовлетворение органических потребностей),

  • социальные (стремление человека занимать определенное место в обществе, стремление к общению),

  • функциональные (удовлетворение потребностей к занятиям какого-либо вида деятельностью),

  • духовные (удовлетворение эстетических потребностей).

Потребности – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.

Потребности – основная побудительная сила познавательной и практической деятельности человека.

Потребности человека многообразны. Группируя их, можно выделить материальные, духовные и общественные потребности:

  1. материальные потребности лежат в обнове жизнедеятельности человека (это потребности в еде, одежде, жилище);

  2. духовные потребности – специфические человеческие потребности. Это потребности в познании и эстетическом наслаждении;

  3. общественные потребности – к ним мы относим потребность в достижении определенного статуса, общественной оценке, дружбе, товариществе, любви, общественной деятельности и т.п.

Интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним.

Интересы различаются:

  • по их содержанию и направленности. В этом плане можно выделить материальные, общественные и духовные интересы.

  • различие по признаку цели выявляет наличие непосредственных и опосредованных интересов. Непосредственных интерес – это интерес к самому процессу деятельности. Опосредованный интерес - это интерес к результату деятельности.

  • по уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные интересы – это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта. Активные интересы – это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевая объектом интереса.

Интересы являются важной стороной мотивации деятельности, но не единственной. Существенным мотивом деятельности является убеждение.

Убеждения – это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Убеждения бывают: научные, профессиональные, моральные.

Стремления – это мотивы поведения, где находит выражение потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.

Мировоззрение – это система взглядов человека на себя, окружающий мир, которая определяется отношением человека к действительности.

Мировоззрение служит высшим регулятором поведения и действий личности.

Мировоззрение может быть научным, религиозным, нравственным.

Цели – это представления человека о конечном результате деятельности. Цель определяет направленность деятельности человека.

Виды целей таковы: близкие, средние, далекие.

Зрелость личности определяется ее способностью починять свое поведение и деятельности далеким целям.

Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания.

Самосознание личности.

Образ «Я» («Я-концепция») – это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Образ «Я» включает в себя три компонента:

  1. Когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.;

  2. Эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.;

  3. Поведенческий (волевой) компонент: стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить спой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Образ «Я» - и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я-образов», попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. «Я-образ» может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное-Я». «Я-образ» - это, вместе с тем, и «идеальное Я» субъекта – то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. «Идеальное Я» выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности. Еще один вариант возникновения «Я-образа» - «фантастическое Я» - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Значение этого образа «Я» очень велика, особенно в старшем подростковом и юношеском возрасте, в связи со склонностью учащихся старших классов строить планы на будущее, создание которых невозможно без фантазии.

Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей. Слишком высокая самооценка или слишком низкая самооценка могут стать внутренним источником конфликта личности. Высокая самооценка приводит к тому, что человек сталкивается с противодействием окружающих (озлобление, подозрительность, мнительность) или может стать агрессивным, высокомерным. Низкая самооценка может свидетельствовать о раскрытии комплекса неполноценности (неуверенность в себе, тревожность).

Самооценка связана с уровнем притязаний личности – желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но, прежде всего, трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов или неудач. В зарубежных исследованиях было высказано мнение, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска более озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудач.

Стремление к высокой самооценке может вызвать внутренний конфликт: с одной стороны, стремление повысить уровень притязаний, чтобы пережить тот же успех, с другой стороны, низкий уровень притязаний, чтобы избежать этого. В случае успеха уровень притязаний повышается. Человек проявляет готовность решать более трудные задачи. При неуспехе – понижается.

Самосознание – это образ себя и отношение к себе. Главные функции самосознания – познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни.

Для познания себя человек должен развить свои познавательные потребности, накопить соответствующие средства, чтобы потом применить их к познанию себя; должен накопиться материал для познания; всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим.

Выработка идеального «Я», и соотнесение в ним целей, поступков, линии жизни и представляют вторую из названных выше важнейший функций самосознания.

Осмысление собственной жизни – активность особого рода, она направлена не просто на осознание ведущих мотивов, а на координацию всей личности в целом.

Способы психологической защиты.

Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Еще в начале ХХ века американский психолог У.Джеймс высказал важную мысль о том, что определяющий компонент образа «Я» личности – самоуважение – характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует, рассчитывает. Им была предложена формула, где числитель выражал реальные достижения индивида, а знаменатель – его притязания:

самоуважение =.

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь, как известно, возрастает. Поэтому человеку для сохранения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добиться успеха, что является трудной задачей; другой путь – снижение уровня притязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно.

Одним из механизмов психологической защиты, по З.Фрейду, является агрессия, возникающая, когда человек не может преодолеть барьеры на пути к своей цели и переживает фрустрацию.

Переключение – еще один механизм психологической защиты – когда личность замещает деятельность, оказавшуюся блокированной непреодолимым (или кажущимся непреодолимым) барьером, другой, которая оказывается для нее более доступной, перспективной (или таковой представляется).

Рационализация и вытеснение («спрятать голову в песок»), также являются защитными механизмами позволяющими осмыслить поведение человека.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   96
написать администратору сайта