Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Энергетика
Этика
Логика
Религия
Промышленность
Философия
Геология
Социология
Химия
Политология

физиология шпоры #. 1. Предмет физиологии и основные понятия функция, механизмы регуляции, внутренняя среда организма, физиологическая и функциональная система. C 1


Скачать 0.74 Mb.
Название 1. Предмет физиологии и основные понятия функция, механизмы регуляции, внутренняя среда организма, физиологическая и функциональная система. C 1
Анкор физиология шпоры #.doc
Дата 12.04.2017
Размер 0.74 Mb.
Формат файла doc
Имя файла физиология шпоры #.doc
Тип Документы
#571
страница 1 из 15
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

1.   Предмет физиологии и основные понятия: функция, механизмы регуляции, внутренняя среда организма, физиологическая и функциональная система. C 1.

2.   Методы физиологических исследований (наблюдение, острый опыт и хронический эксперимент). Вклад отечественных и зарубежных физиологов в развитие физиологии. C 1-2

3.   Связь физиологии с дисциплинами: химией, биохимией, морфологией, психологией, педагогикой и теорией и методикой физического воспитания. C 3

4.   Основные свойства живых образований: взаимодействие с окружающей средой, обмен веществ и энергии, возбудимость и возбуждение, раздражители и их классификация, гомеостазис. C 3-4

5.   Мембранные потенциалы – потенциал покоя, местный потенциал, потенциал действия, их происхождение и свойства. Специфические проявления возбуждения. C 4-6

6.   Параметры возбудимости. Порог силы раздражения (реобаза). Хронаксия. Изменение возбудимости при возбуждении, функциональная лабильность. C 6-8

7.   Общая характеристика организации и функций центральной нервной системы (ЦНС). C 8-9

8.   Понятие о рефлексе. Рефлекторная дуга и обратная связь (рефлекторное кольцо). Проведение возбуждения по рефлекторной дуге, время рефлекса. C 9-11

9.   Нервный и гуморальный механизмы регуляции функций в организме и их взаимодействие. C 11-13

10. Нейрон: строение, функции и классификация нейронов. Особенности проведения нервных импульсов по аксонам. C 13-14

11. Структура синапса. Медиаторы. Синаптическая передача нервного импульса. 15-17

12. Понятие о нервном центре. Особенности проведения возбуждения через нервные центры (одностороннее проведение, замедленное проведение, суммация возбуждения, трансформация и усвоение ритма). C 17-18

13. Суммация возбуждения в нейронах ЦНС - временная и пространственная. Фоновая и вызванная импульсная активность нейронов. Следовые процессы под влиянием мышечной деятельности. C 18-21

14. Торможение в ЦНС (И.М. Сеченов). Пресинаптическое и постсинаптическое торможение. Тормозные нейроны и медиаторы. Значение торможения в нервной деятельности. C21-22

15. Общий план строения и функции сенсорных систем. Механизм возбуждения рецепторов (генераторный потенциал). c 23

16. Адаптация рецепторов к силе раздражения. Корковый уровень сенсорных систем. Взаимодействие сенсорных систем. C 24-25

17. Строение и функции зрительной сенсорной системы. Строение рецепторов, их расположение и функции; возбудимость и адаптация рецепторов. Аккомодация, поле зрения, острота зрения, бинокулярное зрение, цветовое зрение. C 25-26

18. Вестибулярная сенсорная система. Вестибулярные рецепторы преддверия и полукружных каналов, вестибуло-соматические и вестибуло-вегетативные рефлексы Значение вестибулярной сенсорной системы в управлении движениями. C 27-28

19. Двигательная сенсорная система. Свойства проприорецепторов. Значение  проприорецепторов для управления движениями. C 28-29
20. Слуховая сенсорная система. Слуховые рецепторы, их расположение. Механизм восприятия звука. Значение слуховой сенсорной системы при занятиях спортом. C 29

21. Определение понятия ВНД. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучении физиологии психической деятельности и произвольных движений. Характеристика условных рефлексов, условия и закономерности их образования. C 30-31

22. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов по И.П. Павлову. Виды внутреннего торможения. Запредельное торможение. C 32-33

23. Типы ВНД. Первая и вторая сигнальные системы. C 33-34

24. Структурные особенности и функции вегетативной нервной системы. Локализация ганглиев симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. C 35-36

25. Симпатическая и парасимпатическая иннервация органов и тканей. C 36-37

26. Понятие о метасимпатической нервной системе. Роль гипоталамуса в регуляции вегетативных функций. C 37

27. Понятие о двигательном аппарате. Двигательные единицы и их структурные, биохимические и функциональные особенности - возбудимость, сила, скорость сокращения, утомляемость, особенности кровоснабжения. C 38

28. Нервно-мышечный синапс. Механизмы мышечного сокращения (теория скольжения). C 39-40

29. Режимы одиночного и тетанического сокращения мышечного волокна. Формы мышечного сокращения - динамическая и статическая. Концентрический и эксцентрический типы мышечного сокращения. C 40-42

30. Регуляция мышечного напряжения (число активных ДЕ, частота их импульсации, связь ДЕ во времени). C 43-44

31. Особенности строения и функций гладких мышц. C 44

32. Cостав и объем крови. Основные функции крови. C 45-50
33. Эритроциты, их количество и функции. Образование и разрушение эритроцитов. Влияние мышечной работы на количество эритроцитов в крови. C 51
34. Гемоглобин и его функции. Кислородная емкость крови и ее значение для мышечной работоспособности. C 51-52
35. Лейкоциты, их количество и функции. Лейкоцитарная формула. Миогенный (рабочий) и пищеварительный лейкоцитоз. C 52-54
36. Тромбоциты, их количество и функции. Механизм свертывания крови. Противосвертывающая система крови. Изменение свертываемости крови при мышечной работе. C 54-56
37. Плазма крови, ее состав. Осмотическое и онкотическое давление плазмы, их изменения при мышечной работе. Буферные системы крови. Реакция крови и ее изменение при мышечной работе. C 56-60

38. Строение сердца. Характеристика функциональных свойств сердечной мышцы: автоматии, возбудимости, проводимости, сократимости и их изменений при спортивной тренировке. C 61-63

39. Сердечный цикл и его фазы в покое и при мышечной работе. Частота сердечных сокращений. Электрокардиография и значение этого метода исследования. C 63

40. Систолический (ударный) и минутный объемы сердца в покое и при физической работе. C 64

41. Характеристика кругов кровообращения. Свойства и функции артерий, капилляров и вен. C 65

42. Давление крови и его показатели в покое и при мышечной работе. Линейная и объемная скорости кровотока в покое и при мышечной деятельности. C 65-66

43. Факторы, обусловливающие движение крови по венам большого круга крово­обращения. Влияние венозного притока на сердечный выброс. C 66-67
44. Объем циркулирующей крови и его изменение при мышечной работе. C 68

45. Регуляция кровообращения в покое и при мышечной работе. Рефлекторная, нервная и гуморальная  регуляция работы сердца. C 68-70

46. Рефлекторная, нервная и гуморальная  регуляция просвета сосудов и артериального давления. C 68-70

47. Понятие о дыхании и его функции. Объемы и емкости легких; дыхательный объем, резервный объем вдоха, резервный объем выдоха, остаточный объем, общая емкость, жизненная емкость, функциональная остаточная емкость. Методы их определения (спирометрия, спирография). C 70-71

48. Механизмы вдоха и выдоха. Частота и глубина дыхания в покое и при мышечной деятельности. C 71

49. Легочная вентиляция. Минутный объем дыхания в покое и при мышечной работе. Мертвое пространство и альвеолярная вентиляция. C 72-73

50. Обмен газов в легких. Состав вдыхаемого, выдыхаемого, альвеолярного воздуха. Парциальное давление О2 и СО2. Диффузионный обмен газов м-ду альвеолярным воздухом и кровью.C 74

51. Перенос кислорода и углекислого газа кровью. Диссоциация оксигемоглобина и влияние на нее рН, концентрации СО2 и температуры. C 75-76

52. Обмен О2 и СО2 между кровью и тканями. Артерио-венозная разница по кислороду в покое и при работе. Коэффициент тканевой утилизации кислорода. C 76-78

53. Регуляция дыхания. Дыхательный центр. Нервная (рефлекторная) и гуморальная регуляция дыхания. Влияние гипоксии и повышенной концентрации СО2 на легочную вентиляцию. C 79-81

54. Функции пищеварительного аппарата. Виды пищеварения. Значение работ И.П.Павлова для изучения регуляции процессов пищеварения. Процессы пищеварения во рту и в желудке. Моторная и секреторная функции желудка. C 81-82

55. Пищеварение и всасывание в двенадцатиперстной и тонкой кишке (полостное пищеварение). Секреция поджелудочной железы и печени. Пристеночное пищеварение. C 82-83

56. Моторика и секреция толстого кишечника. Всасывание в толстом кишечнике. Влияние мышечной работы на процессы пищеварения. C 84

57. Роль белков в организме, суточная потребность в белках. Белковый обмен во время мышечной работы и восстановления. C 85

58. Роль углеводов в организме, суточная потребность в углеводах, углеводный обмен при мышечной работе. c 86

59. Роль жиров в организме, суточная потребность в жирах. Жиры как источник энергии при мышечной работе. C 87

60. Понятие об основном обмене. Зависимость основного обмена от пола, возраста, роста и веса человека. Добавочный расход энергии. C 88

61. Терморегуляция. Тепловой баланс. Температурное «ядро» и «оболочка» тела, факторы определяющие колебания их температуры. C 89-90

62. Теплообразование в покое и при мышечной работе. Теплоотдача проведением, излучением и испарением пота. Передача тепла внутри тела. Роль потовых желез в теплоотдаче. C 90

63. Теплоотдача при мышечной деятельности в условиях высокой и низкой температуры воздуха. Регуляция температуры тела. Терморецепторы. Центры терморегуляции. Регуляция  теплообразования и теплоотдачи. C 91

64. Характеристика процессов выделения. Функции почек. Строение нефрона. Механизм образования мочи. Регуляция образования и выделения мочи. C 92-93

65. Характеристика желез внутренней секреции и их роль в регуляции функций организма в покое и при мышечной работе. Биологические свойства гормонов, функции и виды их взаимодействия. C 93-94

66. Теория стресса и общего адаптационного синдрома (Г.Селье). Гормоны коры и мозгового вещества надпочечников и их роль в адаптационных процессах и мышечной деятельности. C 95-97

67. Гормоны щитовидной железы и их значение для развития организма и процессов обмена веществ. Гормоны околощитовидных желез и их роль в регуляции обмена кальция. C 97-98

68. Гормоны гипофиза - передней, задней и промежуточной долей, их функциональное значение. Роль гормонов гипофиза в регуляции других желез внутренней секреции. C 98-99

69. Гормоны поджелудочной железы (инсулин и глюкагон) и их функциональное значение. C 100

70. Половые железы, мужские и женские половые гормоны, их влияние на формирование организма, обмен веществ и мышечную работоспособность. C 100-101

71. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Возрастная периодизация. Закономерности роста и развития. C 101-102

72. Паспортный и биологический возраст. Критерии оценки биологического возраста. C 102-103

73. Акселерация и ретардация детей и подростков. Критические периоды развития детей и подростков. C 103

74. Возрастное развитие двигательного аппарата. C 104

75. Возрастное развитие эндокринной системы. C 105

76. Возрастные особенности развития сенсорной и нервной системы. C 106-107

77. Возрастные особенности развития системы крови, сердечно-сосудистой системы. C 108

78. Возрастные особенности развития дыхательной системы. C 109-110

79. Возрастные особенности развития обмена веществ и энергии. C 110

80. Возрастные особенности развития высшей нервной деятельности. C 111-113

81. Методика определения порога силы раздражения (реобаза) и хронаксии. С 120-121

82.  Методика определения лабильности двигательного аппарата по максимальной частоте движений. С 121-122

83. Методика определения границ поля зрения. C 122

84. Методика определения остроты зрения. С 123

85. Методика определения вестибуло-соматической устойчивости. C 123

86. Методика определения вестибуло-вегетативной устойчивости.

87. Методика определения времени простой двигательной реакции (ВДР). С 123-124

88. Методика измерения силы мышц (динамометрия). С 124

89. Измерение артериального давления по методике Н. Короткова. 124-125

90. Методика определения частоты сердечных сокращений по пульсу. С 125-126

91. Как рассчитать величину систолического (ударного) объема крови, если известны минутный объем крови и частота сердечных сокращений? Взаимосвязь этих величин. С 126

92. Методика записи ЭКГ и расчет ЧСС по ней. С 126

93. Методика определения жизненной емкости легких (фактические и должные величины, их соотношение). С 127

94. Методика определения легочной вентиляции. Минутный объем дыхания (МОД) как показатель легочной вентиляции. С 127
1.   Предмет физиологии и основные понятия: функция, механизмы регуляции, внутренняя среда организма, физиологическая и функциональная система.

Физиология (греч. physis - природа) - это наука изучающая функции организма человека, его органов и систем, а также механизмы регуляции этих функций.Физиологическая регуляция – это активное управление функциями организма и его поведением для поддержания оптимального уровня жизнедеятельности, постоянства внутренней среды и обменных процессов с целью приспособления организма к меняющимся условиям среды.Механизмы физиологической регуляции:нервныйгуморальный. Гуморальная физиологическая регуляция для передачи информации использует жидкие среды организма (кровь, лимфу, цереброспинальную жидкость и т.д.) Сигналы передаются посредством химических веществ: гормонов, медиаторов, биологически активных веществ (БАВ), электролитов и т.д. Функциональные системы организма —динамические, саморегулирующиеся центрально-периферические организации, обеспечивающие своей деятельностью полезные для метаболизма организма и его приспособления к окружающей среде результаты. Физиологические системы организма - костная (скелет человека), мышечная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, нервная, система крови, желез внутренней секреции, анализаторов и др.
2.   Методы физиологических исследований (наблюдение, острый опыт и хронический эксперимент). Вклад отечественных и зарубежных физиологов в развитие физиологии.

- 2 основных метода: наблюдение и эксперимент. При наблюдении за животным или человеком в определенных условиях можно описать ту или иную функцию любого органа или работу целого организма, но нельзя ответить на вопрос, почему возникает данная функция или почему она изменилась.

Эксперимент может быть острым и хроническим:

1 – острый опыт осуществляется в условиях вивисекции (резать по живому) и позволяет изучить какую-то функцию за короткий промежуток времени. Недостатки: наркоз, травма, кровопотеря могут извратить нормальную функцию организма.

2 – хронический эксперимент позволяет в течение длительного времени изучать функции организма в условиях нормального взаимодействия его с окружающей средой. Хронический эксперимент применяется в виде целенаправленных хирургических операций (наложение фистул, нервнососудистых анастомозов, пересадка разных органов, вживление электродов и др.).Функции органов могут быть изучены не только в целостном организме, но и вне его, при искусственной их изоляции. Объектом исследования могут быть мышечные, нервные и другие клетки. По изменению биоэлектрической активности клетки судят о ее функции.

В последние десятилетия широкое применение в физиологических исследованиях нашли инструментальные методы (электрокардиография, электроэнцефалография, регистрация активности нервной системы путем вживления макро- и микроэлементов и др.) еченов Иван Михайлович (1829—1905). Великий отечествен­ный физиолог, основоположник учения о высшей нервной деятель­ности, показал возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической деятельности. Им было установлено на­личие электрической деятельности в мозгу, открыто центральное торможение, показана рефлекторная природа произвольных актов, описан «профессиональный делирий». Книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863) вошла в золотой фонд отечественной и мировой науки.

Павлов Иван Петрович (1849—1936). Выдающийся советский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Внес вклад в изучение гипноза, механизма образования бреда, невра­стении, психастении, навязчивых состояний, а также действие на нервную систему различных медикаментов, применяемых при ле­чении психически больных. Им было разработано учение о первой и второй сигнальных системах, сформулированы физиологические основы типов высшей нервной деятельности. Он внес большой вклад в изучение патогенеза и лечения психических заболеваний и по­нимания психического заболевания как заболевания мозга и всего организма.

Балинский Иван Михайлович (1827—1902), профессор, кото­рому принадлежит приоритет в создании учения о психопатиях, является одним из основоположников судебно-психиатрической экспертизы, основателем и председателем первого в нашей стране общества психиатров, ввел термин «навязчивые идеи». Гризингер Вильгельм (1817—1868). Выдающийся немецкий психиатр, основатель общего учения о психических болезнях, впервые утвердил психиатрию как медицинскую дисциплину, высказал мысль о том, что психотические состояния не являются болезнями, но лишь симптомами мозгового процесса (концепция единого пси­хоза). Уделял огромное внимание рефлекторной деятельности, патологоанатомическим исследованиям головного мозга, считал, что обязательно существует патологоанатомическая основа психозов.

Конолли Джон (1794—1866) —известный английский психиатр, профессор. Осуществил в Англии отмену механических стеснений при лечении душевнобольных. В 1856 году издал книгу «Лечение душевнобольных без механического стеснения». Д. Конолли вы­двинул принцип — «насилие равнозначуще небрежности». В эпоху Возрождения в естествознании и медицине большое значение начали придавать опыту и наблюдению. Дальнейшее развитие физиологии связано с успехами анатомии, где работы Леонардо да Винчи и Андреаса Везалия подготовили почву для открытий в области физиологии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
написать администратору сайта