Навигация по странице:
|
Борытко. 1 удк 37. 012(075. 8) Ббк
ГЛАВА 5
ОБЩАЯ ЛОГИКА И СТРУКТУРА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Что ж, формируй! Но только поэтапно...
Д. Л. Леонтьев. Однопсишия
Настоящая глава посвящена проектированию и реализации научного поиска. Для этого следует рассмотреть вопросы планирования исследования, соотношение исследования и моделирования, организации научно-исследовательских работ.
5.1. Логика организации психолого-педагогического
исследования
Подготовительный этап. В качестве предварительного замечания к данной теме укажем, что, выбирая ориентиры собственного поиска, исследователь должен оставаться и рамках объекта, предмета и задач определенной науки (см. разд. 1.2). Иначе он обнаружит неэффективность используемых методов и невозможность интерпретировать полученные данные, т.е. отсутствие результатов собственной исследовательской деятельности.
Подготовительный этан исследования включает в себя определение его объекта, предмета, целей и задач. На основе предварительных наблюдений, знакомства с состоянием исследуемой проблемы, анализа литературы формулируется рабочая гипотеза, которая проверяется в процессе исследования.
Объект исследования, как уже говорилось, ■— это та часть действительности, которую предстоит изучить. При определении объекта исследования необходимо сужение его границ, т.е. четкое определение времени и пространства, в рамках которых можно реально проводить исследование. Например, объект исследования — не вся система профессионального образования, а последипломный период непрерывного профессионального образования педагога.
Следует отметить специфику определения объекта в психологических исследованиях. Так как «психология» буквально обозначает науку о душе, вопрос о реальности души доныне является спорным при рассмотрении его с традиционных научных позиций: пока
душу не удается «научно» обнаружить и доказать либо опровергнуть ее существование. Душа остается эмпирически не уловимой. Если говорить не о душе, а о психике, положение не изменится: психику также трудно исследовать. Поэтому в психологических исследованиях при определении объекта часто обращаются к носителям психического, которыми являются люди и животные. Другими словами, объектами могут быть дошкольник, младший школьник, подросток, юноша, зрелый человек, старец, педагоги, родители, управленцы, у которых проявляются отклонения или колебания в границах возрастной и социальной нормы развития.
Предмет исследования — это та сторона (аспект) объекта, которая будет непосредственно исследоваться, его область, в которой ищут закономерности, и пр. Так, выбрав в качестве объекта исследования последипломный период непрерывного профессионального образования педагога, мы можем исследовать особенности стимулирования его профессионального саморазвития, становления педагогической культуры, коммуникативную подготовку и т.д. Понятно, что в рамках одного объекта можно обнаружить несколько предметов исследования.
Здесь требуется обоснование актуальности выбора именно данного предмета исследования, которое складывается из ответа на следующие три вопроса.
• Чем вызвана потребность в исследовании именно этого ас
пекта?
о Есть ли реальные возможности для его исследования?
• Какие негативные последствия могут произойти, если не по
лучить нового знания о нем?
Выделение предмета исследования — ответственный момент его проектирования. Ведь если объект — это часть педагогической действительности, то предмет отражает «угол зрения» исследователя на объект, его позицию в восприятии системы образования.
Точно и конкретно обозначенный предмет исследования оптимизирует дальнейшую деятельность. И наоборот, расплывчатая формулировка способна сделать эту деятельность безрезультатной. «Вначале собаку плохо назвали, а потом ее за это убили» — говорит английская пословица. Чтобы не погубить свои дальнейшие усилия, следует «четко» сформулировать предмет исследования.
Цель исследования отражает то знание об объекте, которое предполагает получить ученый. К примеру, определив в качестве объекта исследования игровую деятельность в системе обучения подростков, а в качестве предмета — процесс стимулирования у них осознанности выбора жизненной позиции, исследователь может задаться целью обосновать возможности дидактической игры как средства стимулирования у подростка осознанного выбора жизненной позиции (целью может стать обоснование принципов орга-
118
119
t
низации дидактической игры, разработка соответствующих технологий игровой деятельности и т.д.).
Задачи исследования в своей совокупности конкретизируют цель и могут формулироваться в одном из двух вариантов: как последовательность шагов или как составляющие в достижении цели. В первом случае переход к решению каждом следующей задачи предполагается только при выполнении предыдущей, результаты которой и становятся основанием для дальнейшей работы. Во втором случае задачи исследования решаются параллельно, а объединение их результатов приводит к достижению цели. В любом варианте формулировка задачи должна намечать получение конкретного результата (начинаться со слов «выявить», «обосновать», «установить» и т.п.), а не проектировать предстоящие действия («проанализировать», «провести», «изучить» и т.д.), не дублировать плат! действий.
Гипотеза — это научно обоснованное предположение. Д. И. Менделеев, говорил, что гипотезы — что тот компас, которым исследователь должен руководствоваться, чтобы не заблудиться в лесу фактов и океане мысли. В гипотезе необходимо показать то, что не очевидно в объекте и предмете исследования, что предполагается обнаружить и проверить и ходе работы. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой доступными диагностическими средствами, простой для понимания и логического объяснения.
Исследовательская гипотеза — что научно обоснованное предположение о структуре исследуемого объекта, о характере и сущности связей между его составляющими, о механизме их функционирования и развития. Гипотеза является своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательских зада1!. В результате проверки она либо опровергается, либо подтверждается.
Гипотеза является непременным атрибутом научного исследования. Ее необходимо конкретизировать так. чтобы она требовала экспериментального и теоретического доказательства ввиду новизны, необычности, противоречия с существующими знаниями. «В этом смысле гипотеза не просто постулирует, что данное средство улучшит результаты процесса (порой это очевидно и без доказательства), а высказывает предположение, что это средство из ряда возможных окажется наилучшим для определенных условий, что такая-то мера применения средства окажется рациональной для современных типичных условий шкоды с точки зрения критериев результативности и расходов времени учителей и учащихся и пр.»(Еа-банский Ю.К., 1982). Гипотеза должна вытекать из предварительного анализа теории и практики образования, опираться на определенные аргументы, з не предлагаться в виде личного мнения
Гипотеза может быть описательной, объяснительной или прогностической.
е. Описательная гипотеза -- это предположение о существенных свойствах изучаемого объекта (классификационная), или о характере связей между элементами объекта (структурная), или о степени их взаимодействия (функциональная гипотеза). Чаще всего гипотеза формулируется в виде модели феномена, условий или деятельности и затем проверяется в диагностике.
• Объяснительная гипотеза определяет причинно-следственные
связи, выявляет причины, факты, которые были установлены в
результате подтверждения описательных гипотез.
• Прогностическая гипотеза помогает раскрыть объективные
тенденции в функционировании и развитии изучаемого объекта.
Интерпретация понятий —- это процедура истолкования, уточнения значений понятий, которые будут применяться в исследовании. Поскольку большинство понятий, используемых в психолого-педагогической теории, имеют неоднозначное толкование, множество значений (порой противоположных), нередко употребляются в бытовом или интуитивном понимании, на подготовительном этапе полезно выделить круг используемых понятий, основные категории, изучаемые качества, свойства, критерии, показатели и параметры, по которым будет производиться их диагностика.
Интерпретация возможна в одном из трех вариантов:
теоретическая интерпретация — раскрытие содержания понятия через понятия меньшей общности;
эмпирическая интерпретация —- выделение эмпирических (наблюдаемых) признаков, конкретизирующих содержание основного понятия;
операциональная интерпретация — дальнейшее расчленение эмпирических индикаторов основного понятия на более простые операционные понятия, которые будут поддаваться измерению.
В подготовительный период выделению объекта исследования может предшествовать формулирование проблемы, которая и будет обоснованием актуалыюсти психолого-педагогического исследования. Определение цели может предшествовать предмету, выделение и интерпретация основных понятий — гипотезе, а задачи могут" формулироваться после определения гипотезы как проект се последующей проверки. Важно не упустить ни одного из этих существенных моментов подготовительного этапа и осознать логику их реализации, что позволит эффективно распланировать исследовательские процедуры.
Илжшртшжг исследовательских действий. Планирование исследования включает в себя определение экспериментальной базы, отбор методов сбора первичной информации, обоснование логической структуры их использования, принятие решения о предполагаемой методике обработки информации и визуализации дан-
120
12!
ных. Также проводится подбор и подготовка используемых в исследовании материалов.
На этапе планирования исследования требуется решить ряд принципиальных вопросов, от которых зависит продуктивность последующих действий: определить критерии и показатели диагностики исследуемого объекта, выделить стадии или уровни становления (развития, функционирования) изучаемого свойства. Здесь определяется оптимальный тип шкал, которые будут использоваться для фиксирования диагностируемых показателей. Для этого необходимо провести теоретический анализ психолого-пе-дагогической литературы. Результатом деятельности исследователя па данном этапе являются разработка плана предстоящей деятельности и подготовка всех необходимых для ее осуществления средств.
После завершения подготовительного этапа реализуются два уровня психолого-педагогического исследования — эмпирический и теоретический.
Сбор эмпирических данных. Эмпирическое исследование включает три этапа: сбор эмпирических данных и их анализ, формулирование выводов и заключения. На этапе сбора эмпирической информации, как правило, используют диагностические методики, протоколирование данных, коррекцию применяемых методов с целью получения наиболее полной и точной информации о предмете исследования, а также проводя!' первичную обработку данных, их классификацию и предварительную интерпретацию.
Реализация на практике диагностических методов требует от исследователя профессионализма и гибкости, вариативности поведения, деятельности и отношений. При этом в исследовании нельзя терять основное — его педагогический характер, направленность на совершенствование субъектов и процесса педагогического взаимодействия.
Особенно часто неадекватные реакции дает подросток: интенсивно развивающееся самосознание концентрирует его внимание на том, что он выступает для окружающих объектом рассмотрения, и его очень волнует, каково это восприятие окружающих, поэтому он прячется за маску равнодушия, фиглярства, кривлянья, грубости, иногда цинизма. При сочувственном отношении к подростку и сохранении открытой позиции и искренности взрослым удается нивелировать такое поведение, а через какое-то время —- вовсе снять эти неприятные поведенческие черты1.
В процессе исследования нередко привлекаются в качестве экспертов педагоги-практики. В этом случае проводится их знаком-
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. — М., 2005.
ство с целями и задачами исследования, содержанием диагностических материалов, инструктаж или обучение, а также решается проблема мотивирования их добросовестных действий по сбору диагностической информации.
Необходимо определиться и в роли самих диагностируемых (детей, педагогов, студентов и т.д.): на каком этапе диагностика будет проводиться скрыто, когда с объявлением диагностических целей, а когда — с привлечением их самих в качестве экспертов.
Случай из практики. Как только молодой учитель начал обрабатывать данные только что проведенной анкеты по выявлению мотивации учения, в кабинет буквально ворвались ребята, чьи анкеты лежали на столе. «Галина Ивановна сказала, что вы нас изучаете, —- радостно сообщили десятиклассники. — Это правда? А как вы это делаете?» Ничего не оставалось, как объяснить, что по одному и тому же мотиву в анкете были три разных вопроса, ответы на которые усреднялись, чтобы уменьшить ошибку. «И правда, они об одном и том же! А тут я приврал: на самом деле я бы выше оценил», — заметил один ученик. Другие тоже стали комментировать свои ответы. А учитель, сориентировавшись в ситуации, сделал для себя пометки. Так результаты диагностики стали ближе к реальному состоянию дел.
Анализ эмпирических данных. Анализ эмпирических данных позволяет проникнуть глубже в сущность явлений и процессов. Для этого проводятся классификация, систематизация, количественная и качественная обработка результатов, синтез компонентов диагностируемого объекта, выработка и обоснование педагогического диагноза и заключения о состоянии диагностируемого объекта, прогноза его дальнейшего развития.
Основное назначение аналитического этапа — дать содержательную интерпретацию полученным результатам и выявленным закономерностям для последующей выработки обоснованных заключений и рекомендаций. Для этого данные группируются по сходству признаков, сравниваются с экспериментальной частью или начальными величинами, составляются сводные таблицы и используются другие средства визуализации данных, сравниваются с их теоретической моделью и среднестатистическими показателями. На основе синтеза компонентов объекта исследования вырабатывается новое его видение.
Количественный и качественный анализ данных — это основной материал для теоретических выводов. Здесь важно не только то, какая информация получена и какие выводы на ее основе сделаны; главное — полученная информация должна превращать исследование из инструмента познания в инструмент совершенствования образовательной практики.
122
123
Так, проводя исследование эффективности методической системы подготовки студентов педагогического университета, мы ежегодно диагностировали результативность их обучения. Статистический анализ обнаружил существенное снижение диагностических результатов в течение двух лет. Количественный подход приводил к выводу о неэффективности применяемой методики. Однако качественный анализ показал, что изменились условия набора абитуриентов, появилась новая категория студентов-договорников, которые требуют иных методов работы с ними. Соответствующая корректировка, методики позволила восстановить ее эффективность. Так результаты диагностики стали индикатором требуемых изменений.
Формулирование выводов и заключения. Главное на этом этапе — выработка и формулировка обоснованного заключения о состоянии исследуемого объекта (явления) и причинах, вызывающих данное состояние; прогноз тенденций развития объекта исследования; разработка рекомендаций.
На этом этапе оцениваются оптимальные условия протекания процесса, степень достоверности полученных выводов, перспективы дальнейших исследований. Здесь-то и обнаруживается важность соблюдения методологических ориентиров науки, в рамках которой проводилось исследование. Именно в контексте конкретной научной области можно оценить эффективность выявленных условий и средств, дать рекомендации по их применению.
Важно также определить адресата выводов и рекомендаций. Полученные результаты могут быть полезны, к примеру, для дальнейших исследований смежных проблем или для совершенствования каких-либо аспектов практики образования. А может быть они послужат вкладом в развитие какой-либо теории? На эти вопросы исследователь должен дать однозначный ответ на заключительном этапе своего научного поиска -- тогда публикация его результатов вызовет интерес, а сам он получит ожидаемое признание.
5.2. Моделирование в психолого-педагогическом
исследовании
Понятие моделирования. Моделирование —- это основа научной деятельности как в процессе анализа теоретических материалов, сбора и обобщения эмпирических данных, так и на всех других этапах исследования. Моделирование составляет суть исследовательских действий в образовании (см. приложение I).
Основу теоретического уровня научного исследования в образовании составляет моделирование педагогических явлений, процессов и деятельности.
Моделирование в психологии — - это исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) иди идеальных, прежде всего математических, моделей.
Модель отражает предмет не непосредственно, а через совокупность следующих целенаправленных действий субъекта:
конструирование модели;
экспериментальный и (или) теоретический анализ модели;
сопоставление результатов анализа с характеристиками оригинала;
обнаружение расхождений между ними;
корректировка модели;
интерпретация полученной информации, объяснение обнаруженных свойств, связей;
практическая проверка результатов моделирования.
Модель — это мысленно представленная или материально реализованная система символов, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала в гаком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит опосредованным способом получения знания об оригинале.
В психолого-нсдагогичсских исследованиях отношение частичного подобия позволяет использовать модель в качестве заместителя иди представителя изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной. За сравнительно коротким срок появились математические модели обучения, информационные модели памяти, восприятия и внимания. Но в целом преобладает мнение, что возможностей моделирования недостаточно для создания полноценных психологических или педагогических теорий. С помощью формальных моделей, как правило, не удастся однозначно описать имеющиеся данные. Чтобы уменьшить произвольность интерпретации этих данных, необходимо использовать результаты качественного психолого-педагогического анализа.
Можно представить такую последовательность этапов построения модели:
нахождение образной (метафорической) аналогии между изучаемой системой и некоторой другой, более изученной;
проверка обоснованности найденного образа, его соответствия наблюдаемой реальности;
введение аналогии в логические рамки, которые позволяют проверить степень полноты соответствия аналогии реальным данным;
проверка существенности, ценности аналогии, т.е. установление значимости в модели и прототипе тех отношений, которые пока не были приняты во внимание.
124
125
Если учет этапов не приводит к серьезным поправкам в образе, то модель-аналог признается полезной. После этого начинаются этапы детализации модели:
установление масштабов входящих в логическую модель величин и пределов их изменчивости (области валидности), при которых данная аналогия вполне справедлива;
исследование возможностей интерпретации в терминах модели второстепенных отношений прототипа, от которых могло быть отвлечение на первых этапах;
описание предложенной модели возможно более формальным способом.
Таким образом, как отмечает В. Б. Шаиарь, от моделей ожидают прежде всего следующего:
а) формального упорядочивания, структурирования имеющихся
данных;
б) наглядности представления о структуре;
в) возможности перехода к методикам и технике сбора дан
ных, к диагностическим процедурам.
|
|
|