Глава 6. Отношения на множестве
Мы выяснили, что между элементами двух различных множеств существуют различные соответствия. Но различные связи, отношения существуют и между элементами одного и того же множества.
Например, на множестве студентов первого курса можно рассмотреть отношения: «х старше у», «х и у – друзья», «х и у учатся в одной группе» и т.д.
В математике рассматриваются такие отношения как «х > у», «х кратно у», «прямая х параллельна прямой у» и т.д.
В математике чаще всего рассматриваются отношения между двумя объектами. Их называют бинарными.
Определение. Отношением между элементами множества Х или отношением на множестве Х называется всякое подмножество декартова произведения Х Х.
Другими словами: бинарное отношение – это соответствие, заданное на одном и том же множестве Х.
Обозначают отношения прописными буквами латинского алфавита: Р, Q, R и т.д.
Поскольку отношение есть частный случай соответствия, то и способы задания отношений будут те же, что и для соответствий.
Рассмотрим отношение «меньше», заданное на множестве Х = {1; 2; 3; 4}. Отношение задано указанием характеристического свойства. Зададим его перечислением: R = {(1; 2); (1; 3); (1; 4); (2; 3); (2; 4); (3; 4)}. Также данное отношение можно задать
 
таблицей
графом
графиком
Точки, изображающие элементы множества Х – вершины графа, стрелки – ребра графа.
Пример. Построим граф отношения «х кратно у», Х = {1; 2; 3; 4}.

Каждое число является делителем самого себя, поэтому для каждой точки множества рисуем стрелку, начало и конец которой совпадают (стрелку на графе, у которой начало и конец совпадают, называют петлей).
Графы отношений удобно использовать при решении логических задач, в том числе и в начальной школе.
Задача. Из лагеря вышли 5 туристов. Мы назовем их не в том порядке, в котором они идут один за другим: Вася, Аня, Толя, Лена и Миша. Толя идет впереди Миши, Лена – впереди Васи, но позади Миши, Аня – впереди Толи. Кто идет первым и кто идет последним? Кто идет вслед за Мишей, и кто идет перед Мишей?
В задаче рассматривается два отношения: «идти впереди» и «идти позади». Выберем одно из них, например, «идти впереди», т.е. будем на графе ставить стрелку от впереди идущего к тому, кто идет вслед за ним. Граф будет выглядеть следующим образом:
 Вася Аня
Толя
Миша
Лена
По графу можно легко ответить на все вопросы задачи: Первой идет Аня, последним – Вася, Вслед за Мишей идет Лена, а перед Мишей – Толя.
|