Навигация по странице:
|
Тазиев Инновационный менедмент в обр. Инновационный менеджмент в образовании
|
Название |
Инновационный менеджмент в образовании
|
Анкор |
Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc |
Дата |
12.04.2017 |
Размер |
1.67 Mb. |
Формат файла |
|
Имя файла |
Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc |
Тип |
Документы
#557
|
Категория |
Экономика. Финансы |
страница |
6 из 11 |
|
Прогнозирование будущего и проблемный анализОУ
Для повышения вероятности получения желаемого результата и обоснования намеченных планов осуществления инновационного процесса используется прогнозирование.
Задачи прогнозирования:
1) определение возможных целей и приоритетных направлений развития прогнозируемого объекта;
2) оценка последствий реализации каждого из возможных вариантов инновационного проекта (оценка рисков);
3) оценка ресурсов, необходимых для реализации возможных
вариантов.
Прогностическая и аналитическая деятельность направлены и ориентированы на поиск, выявление и разработку проблемных зон деятельности ОУ.
Проблема – греч. problema – преграда, трудность, задача; теоретический или практический вопрос, требующий исследования и разрешения; противоречивая ситуация, порожденная наличием противоположных позиций. Проблема понимается как соотношение существующего и желаемого и формулируется как отсутствие чего-либо, противоречие, недостаток или трудность (например, проблема текучести кадров).
Рис.5. Процесс появления проблемы
Поскольку центральным звеном в проблемном анализе является построение «проблемного поля» школы и последующая с ним работа, а также ввиду отсутствия в современной литературе технологии работы с ним, уместно обозначить более подробно все «шаги» в данной работе.
Эти «шаги» будут выглядеть следующим образом:
Шаг первый. Генерирование и обозначение проблем (Например: неконтролируемый объем домашних заданий, ограниченность выбора профилей обучения, несоответствие социального заказа и реальных возможностей школы и т.д.).
Сбор информации для определения проблем может осуществляться различными способами, как традиционными (посещение уроков, беседы, анкетирование и т.д.), так и посредством использования специально разработанных карточек проблем. Более эффективным является коллективное генерирование и обозначение проблем, например, в форме семинара, совещания или даже педагогического совета.
Шаг второй. Структурирование выявленных проблем по проблемным блокам. В условиях ОУ данными блоками могут быть: учебно-воспитательный процесс (отдельно по каждой ступени образования + воспитательная работа), содержание образования, организационно-управленческий процесс, организационная культура, ресурсное обеспечение. На этом же этапе происходит выявление ключевого блока. Ключевым считается тот, в котором оказалось наибольшее количество проблем.
Шаг третий. Структурирование, или группировка, проблем ключевого блока. Основания для такого структурирования могут быть самые разнообразные. Например: по сферам деятельности они могут быть школьными и внешкольными, по субъектам решения - преподавательскими (учительскими), административными, вышестоящего отдела образования; по результату - решаемыми и не решаемыми конкретным ОУ, в настоящих условиях.
Шаг четвертый. Установление взаимосвязей решаемых проблем ключевого блока. В этом блоке необходимо проанализировать каждую проблему с последующей на предмет их первичности: какая из вышеозначенных проблем может быть решена за счет решения другой.
Шаг пятый. Подсчет количества выборов каждой проблемы и определение ключевой. Ею будет являться та, которая получила всех больше выборов. Это и будет ключевая проблема конкретного образовательного учреждения, которую и необходимо будет решать в течение определенного времени.
На этом этапе решается принципиальный вопрос: какой будет сфера будущих инноваций? Будет она касаться учебной или внеучебной деятельности? Какая из них будет приоритетной? На выбор объекта нововведений, безусловно, повлияет и обозначенная проблема ОУ.
Проблемы, в этом плане, принято подразделять на: а) корневые - кадровые, управленческого порядка, стратегические; б) узловые - на которых замыкаются другие проблемы; в) результатирующие - те, которые являются следствием других проблем.
Разумеется, первоочередному решению подлежит первая группа проблем - корневые, в случае их отсутствия - узловые.
Сам анализ состоит из следующих шагов:
а) определение предмета, состава и содержания анализа;
б) структурно-функциональное описание предмета анализа;
в) анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление - причина - условие – следствие;
г) определение степени достижения целей, подготовка материалов к педсовету по итогам учебного года, формулирование цели и основных задач на новый период.
Методы прогнозирования и анализа
Методы прогнозирования: 1) методы стратегического анализа; 2) методы экстраполяции; 3) методы экспертных оценок; 4) методы моделирования; 5) статистические методы (модель и метод, кросс-проверка и др.); 6) изучение сегментации рынка (кластерный анализ, деревья классификации, факторный анализ, анализ соответствий); 7) методы изучения потребительских предпочтений (дисперсионный анализ, статистические гипотезы и др.) и т.д.
Общее изучение рынка- PEST анализ:
- акроним для Политических, Экономических, Социальных и Технологических факторов, которые используются, чтобы оценить рынок для организационной или бизнес-единицы. PEST-анализ - полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса. Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно расматривать в виде четырехпольной таблицы.
Политические факторы
|
Влияние экономики
|
Социокультурные тенденции
|
Технологические инновации
|
Поиск возможных конкурентных преимуществ - GAP-анализ - поиск возможных конкурентных преимуществ ОУ. По данной методике оценивается желаемое состояние организации (уровень ее стратегических притязаний) и реальное(чего может фактически добиться организация, не меняя свою нынешнюю политику). При этом разрабатывается стратегия организации, направленная на ликвидацию данного разрыва.
Положение организации - SWOT-АНАЛИЗ. SWOT-анализ - это особая форма изучения рыночной ситуации, в которой оцениваются сильные и слабые стороны ОУ (внутренние показатели), потенциальные возможности и угрозы со стороны рынка, администрации, контролирующих организаций и т.д. (внешние показатели). После SWOT-анализа делается вывод о том, как и в каком направлении организация должна развиваться дальше.
SWOT анализ включает в себя анализ ситуации внутри организации, а так же анализ внешних факторов и ситуацию на рынке. Все данные, впоследствии сводятся в одну таблицу состоящую из 4 основных полей: сила, слабость, возможности и угрозы. Такую таблицу, так же называют матрицей SWOT анализа.
Анализируя расположенные в таблице данные, составляется список возможных действий для нейтрализации слабых сторон ОУ, в том числе за счет сильных. Так же, разрабатываются возможные варианты развития учреждения при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т.д.
S Сильные стороны ОУ
|
W Слабые стороны ОУ
|
O Возможности ОУ
|
T Угрозы извне.
|
Ситуационный анализ. Под ситуационным анализом принято понимать проводимый периодически (1—2 раза в год) анализ деятельности ОУ в его отношениях с внешним для нее миром. Целью ситуационного анализа является «внутренняя ревизия» и оценка прошлой деятельности ОУ, рассмотрение его достижений и неудач, вскрытие причин тех и других, выявление компетентности сотрудников и эффективности их работы.
Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы.
Факторный анализ (проблемно-факторный анализ) – изучение связей между проблемами и причинами их появления. С помощью факторного анализа возможно выявление скрытых факторов, отвечающих за наличие связей (корреляций) между наблюдаемыми явлениями.
Проблемы
|
Причины и факторы, вызывающие проблемы
|
Задачи решения проблем
|
Пути решения проблем
|
Ожидаемый результат
|
|
|
|
|
|
Методы экстраполяции основаны на анализе изменения параметров исследуемых объектов или процессов и выводе закономерностей, характеризующих эти изменения. Методами экстраполяции решаются задачи динамического и статического анализа.
В задачах динамического анализа основным фактором развития является фактор времени. В этом случае анализируются изменения параметра во времени, а прогнозы перспективного развития составляются по аналогии с ретроспективными тенденциями.
Статический анализ осуществляется путем экстраполяции тенденций изменения прогнозируемого параметра по данным, характерным для различных поколений объектов одного функционального назначения.
Экстраполяция относится к количественным методам прогнозирования. Для прогнозирования качественных характеристик используются экспертные методы.
Суть экспертных методов заключается в определении тенденций развития на основе оценок квалифицированных специалистов. Выделяют индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
Индивидуальные экспертные оценки используются при составлении морфологического анализа, оценка типа «интервью» и аналитические экспертные оценки. При оценках типа «интервью» и аналитических экспертных оценках осуществляется опрос экспертов по интересующей проблеме. При использовании морфологического анализа производится структуризация инновационного проекта путем разделения на составные элементы с последующим выявлением возможных вариантов инновационного проекта.
Коллективные экспертные оценки - совместное принятие решения группой экспертов. Выделяют метод комиссий, метод Дельфи и пр. Метод комиссий - совместное принятие решения комиссией из нескольких экспертов. Метод Дельфи (метод многотуровых опросов) - выработка совокупного решения путем статистической обработки индивидуальных решений, внесенных экспертами изолированно друг от друга.
Методы моделирования - построение адекватных моделей развития процесса. Различают логические, информационные и математические модели прогнозирования.
Логическое моделирование базируется на изучении внутренней логики процесса и построении на этой основе исторических моделей.
Информационное моделирование осуществляется путем анализа получаемой из различных источников информации и выявления тенденций развития. В качестве источников информации при составлении прогнозов могут выступать научные публикации, патентная документация.
Математическое моделирование представляет собой построение моделей на базе статистического анализа.
Поиск, отбор и выработка проектной идеи
Поиск и отбор инновационных идей является важной частью процесса нововведений, поскольку определяет его направление. Для выбора направления инновационной деятельности дается оценка конкурентоспособности и перспективности различных вариантов реализации проекта, при этом рассчитываются возможные риски.
Факторами, влияющими на выбор инновационной идеи, являются:
а) потенциальная коммерческая эффективность разработки; б) капиталоемкость (величина затрат по проекту); в) уровень инновационных рисков; г) соответствие тенденциям развития рынка образовательных услуг; д) соответствие стратегической позиции и возможностям ОУ.
Итак, процесс нововведений начинается с зарождения замысла об изменении. В любой организации, заботящейся о собственной конкурентоспособности, должен существовать так называемый «портфель инновационных идей». Для его формирования используются внешние и внутренние источники.
К внешним источникам относятся: 1) научные разработки, выполняемые научно-исследовательскими институтами и педагогическими вузами; 2) результаты маркетинговых исследований; 3) разработки, предоставляемые по каналам коммерческого технологического обмена (в том числе по лицензиям); 4) патентная информация; 5) разработки потенциальных конкурентов.
Источниками информации могут также являться различные печатные издания, сборники научных трудов и материалов научно-практических конференций, отчеты и аналитические справки о деятельности ОУ. Формированию новых идей могут способствовать изменения в законодательстве, структуре образования, в ценностных установках и восприятиях, а также состояние мировой образовательной системы.
Внутренние источники включают: а) ноу-хау ОУ; б) рационализаторские предложения в области образования, воспитания, технологий, организации, управления.
Большое количество оригинальных идей возникает у рядовых сотрудников, в должностные обязанности которых не входит осуществление инновационной деятельности. Для учета и обработки рациональных предложений работников в ОУ используются типовые формы, помогающие сотрудникам сформулировать сущность инновационной идеи.
Задачей менеджера на этапе поиска инновационных идей является стимулирование творческой деятельности членов педагогического коллектива по выработке неординарных решений.
Для генерирования идей используются следующие методы:
«Мозговой штурм». Суть этого метода состоит в совместном выдвижении идей по интересующей проблеме для последующего выбора наиболее рациональной мысли. При этом процессы выработки решений и оценки их значимости и целесообразности разделены. Подобный прием повышает результативность творческой деятельности за счет раскрепощения ее участников.
«Мозговой штурм» происходит следующим образом. Организуется заседание специалистов по данной проблеме, при этом создаются условия для свободного обмена идеями в непринужденной атмосфере. Для стимулирования творческой активности стены помещения для «мозгового штурма» могут быть украшены картинами в стиле абстракционизма.
В процессе «штурма» участники высказывают свои соображения по поводу поставленной задачи, причем они могут носить шуточный характер. На данном этапе ничего не обсуждается, а предлагаются только идеи (обсуждать и критиковать чужие идеи запрещается).
Высказывания участников «мозгового штурма» протоколируются, а затем анализируются экспертами, которые выбирают наиболее рациональные идеи.
Синектика. Данный метод использует те же правила, которые применяются при «мозговом штурме». Отличия заключаются в том, что в синектике для генерирования новых идей привлекаются специалисты из различных областей, смежных с той, в которой сформулирована проблема (стык различных дисциплин). Этот прием позволяет повысить оригинальность и качество предлагаемых идей, так как участники свободны от стереотипов при выработке решения и не обременены специальными знаниями, в рамках которых могут выдвигаться идеи. Таким образом, синектика используется для расширения видения проблемы и снижения зависимости от мнений узкоквалифицированных специалистов.
Метод ассоциаций и аналогий. Данный метод основан на применении различных ассоциаций и аналогий при формировании идеи. Используются прямая, личная и символическая виды аналогий.
Прямая аналогия - сравнение характеристик нового продукта (процесса) с параметрами аналогичного продукта (процесса). В этом случае выбирается базовый (эталонный) образец, с которым осуществляется сравнение (например, изучается опыт ведения образовательной деятельности школы-конкурента для использования в своем ОУ).
Личная аналогия - вживание в образ, при котором разработчики новой продукции (учителя) отождествляют себя с потребителями данной продукции (учащиеся, родители) и используют собственные ощущения для определения запросов покупателей.
Символическая аналогия - обобщенная аналогия, в которой используются символы (например, модели).
Метод фокальных объектов. Суть метода состоит в присвоении признаков случайно выбранных объектов к изменяемому объекту, который лежит как бы в фокусе переноса. Этот объект называется фокальным.
Метод осуществляется следующим образом. Выбирается фокальный объект, произвольным образом находятся случайные объекты и составляется перечень свойств, характерных для этих случайных объектов. Свойства случайных объектов присоединяются к фокальному, и затем предлагаются идеи о том, каким будет фокальный объект с новыми, не характерными для него признаками. Далее осуществляется развитие идеи с использованием ассоциативного мышления. Заключительным этапом является оценка и выбор идеи.
В итоге разрабатывается Концепция нововведения или предстоящей инновационной деятельности.
Концепция – это предположение о путях решения проблемы (которую стараются разрешить разработчики проекта), содержащее объяснение причинно-следственных зависимостей, требующее доказательства, эмпирической проверки. Концепция - это описание основного смысла деятельности. Необходима для получения представления о смысле, миссии и основных направлениях деятельности ОУ.
Концепция позволяет всем сотрудникам и заинтересованным лицам иметь единую, целостное представление об основах содержания деятельности учреждения. На ее основе строятся все программы и проекты, регламентирующие деятельность.
Структура концепции: 1) Общие подходы к деятельности. 2) Анализ сложившейся ситуации. 3) Описание образа желаемой ситуации (видение, идеи). 4) Формулирование миссии учреждения, основной цели деятельности. 5) Обозначение основных направлений деятельности.
|
|
|