Главная страница
Навигация по странице:

Тазиев Инновационный менедмент в обр. Инновационный менеджмент в образовании


Скачать 1.67 Mb.
Название Инновационный менеджмент в образовании
Анкор Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.67 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc
Тип Документы
#557
Категория Экономика. Финансы
страница 10 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Раздел 5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОУ
Результативность инновационных процессов определяется совокупностью факторов, характеризующих условия проведения, ресурсное обеспечение, функциональность системы менеджмен­та. Данные факторы учитываются при организации инновационной деятельности.
5.1. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОУ
Инновационный потенциал - совокупность характеристик ОУ, определяющих способность учреждения к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений. Инновационный потенциал ОУ - это ресурсы, необходимые и достаточные для внедрения в педагогическую систему нововведений, обеспечивающих повыше­ние качества образования.

В образовательной системе можно выделить различные виды ресурсов: кадровые, организаци­онные, методические, информационные, матери­альные, финансовые и т.п. Использование различ­ных видов ресурсов определяется связями и отно­шениями структурных элементов системы.

Для проведения инновационных процессов ОУ дол­жно располагать: а) свободными денежными средствами, достаточными финансирования разработок; б) соответствующей материально-технической базой для созда­ния и массового производства нового продукта; в) сотрудниками, способными генерировать неординарные ре­шения.

В ходе анализа теоретических подходов к про­блеме развития инновационного потенциала кад­рового ресурса ОУ и практики инновационного образования в специальной литературе выделяется ряд условий, необходимых для успешного осу­ществления данного процесса, а именно:

- развитие инновационного потенциала педаго­га, ориентированного на инновационную деятель­ность, и его сопровождение должны осуществлять­ся на основе компетентностного подхода;

- процесс развития инновационного потенциа­ла педагога, занимающегося инновационной де­ятельностью, должен быть непрерывен, так как становление инновационной практики - это посто­янно изменяющийся процесс;

- процесс развития инновационного потенциала педагога, ориентированного на инновационную де­ятельность, происходит за счет его участия в инно­вационной деятельности и специально организован­ных рефлексивно-аналитических, проектировочных и образовательных мероприятиях (событиях);

- образование педагога, занимающегося иннова­ционной деятельностью, должно быть организовано как непрерывный процесс достижения поставлен­ных образовательных задач и оформления новых;

- так как любая деятельность человека включает решение задач, именно поэтому целесообразно ор­ганизовывать сопровождение развития инновацион­ного потенциала специалиста на основе решения им задач, присущих данному виду деятельности;

- для осуществления развития инновационного потенциала педагога необходимо формировать представления об образе отдаленного будущего, об инновационной деятельности ближайшего перио­да, а также организовывать совместное проектиро­вание предстоящей деятельности и освоение каж­дым педагогом знаний, умений, способов, необхо­димых ему для ее реализации.

Сущность процесса развития инновационного потенциала педагога состоит в разрешении инди­видуальных образовательных дефицитов, возника­ющих в процессе осуществления инновационной деятельности. Данный процесс предполагает обо­гащение знаний и умений педагога, формирование профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения инновационной де­ятельности посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программ.

Основными процессами, позволяющими реали­зовать вышеобозначенные условия, являются са­моопределение и специально организованный про­цесс реализации индивидуальных образователь­ных программ.

Самоопределение - это непрерывный процесс достижения поставленных образовательных целей и задач, а также оформления новых. Организация процедуры самоопределения может осуществлять­ся в форме рефлексивных семинаров на «входе» в пространство деятельности школы, реализующей инноватику. Педагоги в ходе данных семинаров де­монстрируют (предъявляют) возможные места для включения в ту область, где идут разработка, осво­ение, тиражирование новаций.

Второй этап процедуры самоопределения ори­ентирован на осуществление «проб» вошедшим в деятельность субъектом. Задача состоит в том, что­бы в режиме «реального события» или модельной (смоделированной) ситуации он имел возможность определить способы и средства инновационной де­ятельности и «подействовать» ими применительно к ситуации. Затем за счет рефлексии осуществлен­ных действий и оформления дефицитов, нужных для данной деятельности способов, а также соот­несения с инновационной практикой школы [3]. Результатом такой работы являются составление основы программы предстоящей деятельности ин­новационной школы и индивидуальные образова­тельные программы педагогов.

Таким образом, индивидуальные образователь­ные программы строятся за счет организации реф­лексии особого типа, в ходе которой действия пе­дагога в конкретной ситуации сопоставляются с его актуальными качествами: знаниями, представ­лениями, опытом, индивидуальностью (мастер­ством, способностями, профессиональной компе­тентностью и т.д.) и до оформления проходят ряд стадий: образовательные потребности - образова­тельные задачи - индивидуальная образовательная программа.

Находясь в рефлексивной позиции, педагог ус­танавливает связи между разными моментами, факторами, но именно образовательные потреб­ности обнаруживаются, когда обусловленность до­стижений и затруднений педагога сопоставляется с его актуальными качествами. Когда это делал сам педагог для себя - это акт, момент самообразова­ния, самоуправления, самоорганизации. Субъект сам себя познает, сам ставит образовательные зада­чи и сам думает, как их решить.

Рефлексивные процессы по поводу составления и коррекции индивидуальных образовательных программ проходят для педагога в образователь­ном учреждении и они должны быть специально организованы и управляемы.

При проектировании собственной деятельности по реализации индивидуальных образовательных программ педагоги обсуждают, какие дела пред­стоят каждому в ближайший период, какими качес­твами должен обладать каждый, чтобы успешно справиться с предстоящими делами, и каким в свя­зи с этим должно быть его образование. Подготов­ка педагога к предстоящей деятельности происхо­дит на основе выделения и понимания тех компо­нентов, которые характеризуют будущее (ситуа­ций, трудностей, целей, задач и т.д.). Так реализовывается принцип непрерывной работы с будущим в настоящем, происходит целенаправленная подго­товка педагога к предстоящей деятельности.

Для реализации индивидуальных образова­тельных программ необходима образовательная среда, состоящая из образовательных процессов, структур, в которых есть возможность созданную индивидуальную образовательную программу ре­ализовать [5]. Для каждого субъекта возможно как минимум два варианта: самостоятельно строить образовательную среду в границах определенного образовательного пространства или искать образо­вательную среду, созданную другими, и использо­вать ее для реализации собственной индивидуаль­ной образовательной программы.

Образовательная среда - понятие комплексное. В значительной степени оно ориентировано не столько на обучение, сколько непосредственно на учение. Среда становится образовательной тогда, когда появляется субъект, который превращает си­туацию в образовательную для себя. Поэтому одна и та же среда может быть образовательной для од­ного и абсолютно нейтральной в этом смысле для другого, каждый имеет возможность самостоятель­но формировать свою образовательную среду в границах определенного образовательного про­странства, выбирая те или иные образовательные институциональные формы или занимаясь самооб­разованием.

Кроме того, в профессиональном пространстве должны быть места, где учитель может проявить инициативу, обсудить ее с коллегами, объединить­ся в любые профессиональные группы. Где не иг­норируются те формы педагогической деятельнос­ти, которые не оказывают существенного влияния на контролируемые результаты, например духов­ное и нравственное развитие, стремление человека активно выбирать и конструировать среду, в кото­рой он живет и работает.

Интеллектуальные ресурсы ОУ обеспечивают возмож­ность выработки оригинальных идей, лежащих в основе любого инновационного процесса. Уровень интеллектуального потенциала организации определяет емкость «портфеля инновационных идей».

Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с по­нятием «инновационная активность». Под инновационной ак­тивностью подразумевают интенсивность проведения иннова­ционных преобразований в учреждении.

Инновационная активность ОУ зависит не только от обес­печенности ресурсами. Во многом ее определяет организаци­онная культура, включающая принципы и обязательства, на осно­вании которых разрабатывается и реализуется стратегия раз­вития учреждения. Организационная культура отражает особенно­сти системы менеджмента в ОУ, которая должна быть приспособлена для осуществления инновационной дея­тельности.

Главным фактором, отражающим инновационную активность ОУ и влияющим на интенсивность инновационных процес­сов в нем, является восприимчивость руководства к инновациям. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в образовательном и управленческом механизме ОУ, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей внедрению нововведений, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.

Восприимчивость организации к нововведениям зависит от масштабов ОУ. Она падает по мере увеличения учреждения, усложнения организационной структуры управления и рутинизации деятельности.

Малые ОУ более приспособлены к осуществлению инновационной деятельности за счет их большей гибкости и мо­бильности, что позволяет быстро реагировать на изменение ры­ночной конъюнктуры для корректировки инновационных целей. Они обладают большей инновационной активно­стью, связанной с наличием благоприятной для творческой дея­тельности атмосферы, преобладанием неформальных связей.

Для оценки инновационного потенциала ОУ могут быть использованы следующие показатели:

а) научно-педагогический потенциал (численность сотрудников, име­ющих ученую степень и высшую категорию; количество рациональных предложений на одного сотрудника; количество патентов и пр.);

б) показатели коммерциализации (доля новой продукции в об­щем объеме производимой продукции; количество лицензи­онных договоров и пр.);

в) продолжительность выполняемых работ (величина иннова­ционного лага);

г) характеристика инновационности управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности в ОУ; участие в реализации инновационных проек­тов высшего руководства; уровень свободы, предоставляе­мой участникам инновационной деятельности).
5.2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ
Современное ОУ работает в условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней среды. Адаптация школы к новым условиям осуществляется посредством организа­ционных инноваций.

Под организационными инновациями понимают иннова­ционные изменения в структуре организации ОУ.

Цели осуществления организационных инноваций: а) реализация новой стратегии развития ОУ; б) изменение структуры ОУ с учетом нового зако­нодательства, финансирования и стандартов; в) устранение внутриорганизационных проблем; г) вывод ОУ из кризиса.

При разработке и осуществлении организационных измене­ний должны учитываться основные положения современных концепций развития образования.

Организационные инновации - это новые формы органи­зации деятельности, а именно: а) организации технологических процессов; б) организации трудовой деятельности; в) организации передачи информации и пр.

Разработка организационных инноваций и их активная реализация, проведение политики в области применения новых технологий в образовании - основной путь повышения эффективности обучения.

Эффективность образования, базирующегося на современных компьютерных и телекоммуникационных технологиях, существенно зависит от степени распространения организационных инноваций.

Традиционным способом организации основанного на НИТ образования является такой, при котором программы или отдельные курсы обучения посредством современных компьютерных и телекоммуникационных технологий проводятся в рамках обычных ОУ - в школах, колледжах, университетах или центрах обучения, которые основную учебную работу ведут в традиционных учебных аудиториях. Преподаватели этих ОУ в последние годы все чаще используют в своей работе новые информационные технологии, порой с помощью современных телекоммуникаций присоединяя удаленных обучающихся к своим аудиторным занятиям. В этом случае использование компьютеров и телекоммуникаций в основном связано с деятельностью отдельных преподавателей.

Сегодня становится довольно ясным, что организационная структура и политика в ОУ является важнейшим фактором развития образовательной системы. Ключевой задачей является превратить этот фактор из тормоза на пути информатизации образования в ее катализатор. Решение этой задачи предполагает разработку и освоение организационных инноваций в сфере образования.

Становление, развитие инновационного образовательного процесса выдвигает новые задачи перед менеджерами образования и администраторами учебного процесса.

Необходимо наладить и поддерживать адекватные связи между технологиями, содержанием обучения, разработкой курсов, их доставкой, развитием среды обучения и другими компонентами образовательного процесса. Администраторы ОУ должны обеспечить соответствие задач, решаемых различными компонентами образовательной системы, скоординировать совместную деятельность для решения всего комплекса задач.

Оценка образовательных потребностей обучаемых и ориентация всего учебного процесса на наиболее полное удовлетворение этих потребностей - важнейшая задача управления образованием, основанным на НИТ. Менеджеры ОУ должны сопоставлять различные технологии с точки зрения их соответствия учебным целям и задачам, обеспечения максимальной эффективности образовательного процесса.

Важной задачей администрации является набор соответствующего штата педагогов, их надлежащая подготовка, обеспечение необходимых связей между разработчиками учебных программ, консультантами по методам обучения, тьюторами, что особенно актуально для дистанционного образования, когда преподаватели могут находиться на значительном расстоянии друг от друга, иногда они могут работать в различных городах и даже странах. В этом случае разрабатываются специальные организационные процедуры и механизмы для обеспечения согласованности деятельности всего преподавательского и учебно-вспомогательного состава.

Повышение эффективности образования, основанного на новых технологиях, связано с совершенствованием организации среды обучения. Если традиционное обучение проходит в классических учебных аудиториях, то базирующееся на компьютерных и телекоммуникационных технологиях обучение происходит не только в специально оборудованных классах, комнатах для проведения телеконференций или учебных центрах, но и на рабочем месте, дома или в какой-либо другой среде. В работах по дистанционному образованию описываются случаи обучения в условиях путешествий, а также военных действий, на подводных лодках, маяках и даже в тюрьмах.

Естественно, что обучение в среде, не приспособленной специально для образовательных целей, ставит сложные задачи перед организаторами образования. Они должны помочь обучаемым развить необходимые навыки для эффективного обучения на рабочем месте, дома или в какой-либо другой среде. Менеджеры должны обеспечить связь между проектированием учебных курсов и конкретной средой их использования. Очень важно связать содержание обучения с его средой таким образом, чтобы учебная среда стала не отвлекающим, а вспомогательным фактором процесса обучения.

Если же среда обучения специально ориентирована на образование, основанное на высоких технологиях, то для совершенствования организации обучения также важно обеспечить учет специфики данной среды при выборе содержания, проектировании и доставке учебных курсов. Эффективность обучения часто повышается в связи с деятельностью специального «координатора учебной площадки» («site coordinator»), который обеспечивает надлежащее использование возможностей учебного центра. От деятельности администрации центров основанного на высоких технологиях образования, предоставляющих оборудование и учебные материалы для занятий, места для индивидуального обучения, комнаты для групповых занятий или консультаций, во многом зависит эффективность образования.

Новые задачи перед менеджерами образования встают и в связи с развитием рыночных механизмов в сфере образования. Среди факторов развития рынка в сфере образования существенное место занимает развитие новых технологий. Выделяются причины содействия технологических инноваций развитию рынка в сфере образования. В наибольшей степени рыночные отношения развиваются в такой области, как дистанционное образование.

Развитие искусственных средств коммуникации на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий открывает большие возможности для развития взаимодействия между участниками учебного процесса. Однако для того, чтобы эти возможности были наиболее эффективно использованы, требуется распространение инноваций во всех элементах образовательной системы. Новые задачи встают перед разработчиками учебных курсов; перед преподавателями, консультирующими учеников, обучающихся дистанционно; перед администраторами, управляющими ходом учебного процесса; перед организаторами образования на различных уровнях и т.д. Для решения этих задач необходимо освоение образовательных инноваций.

В ходе развития инновационного образовательного процесса формируются различные модели дистанционного образования.

На базе этих моделей возникают и развиваются современные институциональные формы дистанционных учебных заведений.

При этом происходит не просто смена технологической базы функционирования образовательных заведений, а в корне меняется их институциональная сущность. Как результат, сегодня во всем мире появляются инновационные организационные формы учебных заведений, которые используют все расширяющийся спектр новых педагогических методов, новых экономических и организационно-административных механизмов их функционирования, образовательный процесс в которых осуществляется через разнообразные современные средства коммуникаций.

Под влиянием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в условиях развития рынка в сфере образования формируется новая модель ОУ.

К инновационным формам организации деятельности отно­сятся виртуальные организации. Их особенность состоит в отсутствии (или сведении к минимуму) традиционных форм вза­имодействия элементов организации друг с другом или с эле­ментами непосредственного окружения.

К виртуальным организациям относятся учебные заведения с дистанционным образованием и пр.

Достоинства виртуальных организаций:

а) отсутствие (минимизация) расходов, связанных с арендой и эксплуатацией производственных мощностей;

б) свободный рабочий график сотрудников;

использование современных коммуникационных технологий;

в) высокая адаптивность к различным изменениям.

Для осуществления организационных изменений использу­ются процедуры инжиниринга и реинжиниринга.
5.3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагогическое управление школой в условиях ее перехода в новый тип учебного заведения включает наряду с традиционными (контроль, административное поощрение, порицание и другие) и новые организационные формы этого управления.

К инновационным организационным формам педагогического управления относятся: а) маркетинговые исследования; б) стратегическое планирование на основе разработки модели выпускника и модели педагогического коллектива; в) технологизация образовательного процесса, как организационная форма, включающая конкретные технологии; г) мониторинг функционирования школы на основе заданных критериев и поступающей информации.

Инновационная деятельность вообще характеризуется многообразием организационных форм. Рассмотрим некоторые из них, т.к. они могут быть использованы и в инновационном образовательном менеджменте.

Формой поддержки становления и развития новой организации являются бизнес-инкубаторы. По российскому законодательству бизнес-инкубатор - это организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей.

Большинство малых предприятий затрачивают неимоверные усилия на решения организационных вопросов, таких как поиск помещений для производства и офиса, организацию связи, приобретение вычислительной и оргтехники, поиск квалифицированных бухгалтерских, юридических и прочих услуг.

Поэтому нашли применение две формы бизнес-инкубаторов:

- сдача в аренду старых пустующих помещений за низкую плату;

- предоставление помещений и дополнительных услуг (арен­да научного оборудования, юридических, информационных, па­тентно-лицензионных услуг).

Основной целью бизнес-инкубатора при вузе может стать, например, содействие созданию успешных бизнесов, которые основаны и развиваются силами студентов. В нем студенты могут научиться наиболее совершенным методам построения нового бизнеса. Они получают доступ к ресурсам бизнес-инкубатора, могут принимать участие в многочисленных предпринимательски-ориентированных мероприятиях, а также стать частью социальной сети бизнес-инкубатора и т.д.

Другой формой организации инновационных процессов яв­ляется рисковый (венчурный) бизнес - предпринимательство, направленное на использование технических и технологических новшеств, научных достижений, еще не использованных на практике. Он связан с большим риском неполучения доходов по инвестициям.

Развитие риско-фирмы происходит в несколько этапов.

Начальный этап - зарождение венчурной компании: инно­вационная идея финансируется из средств основателей фирмы.

Второй этап - разработка новшества. Увеличение объе­мов вовлекаемых в проект финансовых ресурсов за счет поддержки деятельности риско-фирмы фондами риско-капитала (после экспертизы бизнес-планов рисковых проектов). Чтобы получить поддержку риско-инвестора, предприятие должно со­ответствовать трем критериям: иметь квалифицированный ру­ководящий состав, проект, обладающий уникальными характе­ристиками, и прогнозируемую высокую норму прибыли.

На данном этапе венчурная компания становится акционер­ным обществом закрытого типа, акции которого принадлежат соб­ственникам фирмы и владельцам венчурного капитала.

Третий этап - расширение масштабов деятельности вен­чурной компании, дополнительное вовлечение финансовых ре­сурсов для продвижения наукоемкой продукции.

Если риско-фирма оказывается прибыльной, то она выходит на открытый рынок ценных бумаг.

Четвертый этап - венчурная фирма меняет статус част­ной компании на статус открытого акционерного общества и про­дает свои акции неограниченному кругу лиц. На данном этапе рискс-инвесторы возвращают вложенные в инновационный проект средства и получают учредительскую прибыль.

Одной из перспективных форм развития инновационного пред­принимательства являются технопарки и технополисы.

Технопарки - гибкие научно-производственные структуры, представляющие полигон по созданию и продвижению наукоемкой продукции. Технопарки формируются вокруг крупных научно-исследовательских институтов. В них функционируют бизнес-инкубаторы. Технопарки включают структуры, обеспечивающие полный инновационный цикл. К ним относятся:

- научный центр, организующий и координирующий инноваци­онные процессы;

- инжиниринговые центры по разработке базовых технологий;

- опытные заводы по выпуску малыми партиями наукоемкой продукции;

- торговые фирмы;

- учебные центры по повышению квалификации специалистов, осуществляющих инновационную деятельность.

Технополис - более совершенная форма объединения науки и производства, включающая в себя небольшие города - нау­кограды, развитие которых обусловлено деятельностью научно-производственных комплексов.

Формами межфирменного инновационного сотрудничества являются совместные предприятия и стратегические альянсы.

Совместное предприятие — организация межфирменного сотрудничества посредством слияния фирм-партнеров и обра­зования нового предприятия, в котором управленческая ответ­ственность разделена между фирмами-партнерами.

Типы совместных предприятий по виду осуществляемой деятельности:

- сотрудничество между фирмами только при осуществлении исследований;

- обмен технологиями, ноу-хау;

- разработка нового продукта;

- сотрудничество посредством выполнения различных функций или стадий жизненного цикла продукции.

Стратегические альянсы - временные кооперативные со­глашения между компаниями, не предполагающие слияния или полного партнерства.

Научно-технические альянсы делятся:

- на научно-исследовательские;

- научно-производственные

Научно-исследовательские альянсы осуществляют разра­ботку научно-исследовательского проекта.

Научно-производственные альянсы создаются для разра­ботки, производства и реализации новой продукции.

Стратегические преимущества создания совместных пред­приятий и альянсов при осуществлении инновационной деятель­ности заключаются в следующем:

- использование эффекта масштаба в производстве и/или мар­кетинге нового продукта;

- доступ к разработкам и ноу-хау партнера;

- возможность проникновения на труднодоступные рынки.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта