Навигация по странице:
|
Тазиев Инновационный менедмент в обр. Инновационный менеджмент в образовании
|
Название |
Инновационный менеджмент в образовании
|
Анкор |
Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc |
Дата |
12.04.2017 |
Размер |
1.67 Mb. |
Формат файла |
|
Имя файла |
Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc |
Тип |
Документы
#557
|
Категория |
Экономика. Финансы |
страница |
10 из 11 |
|
Раздел 5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОУ
Результативность инновационных процессов определяется совокупностью факторов, характеризующих условия проведения, ресурсное обеспечение, функциональность системы менеджмента. Данные факторы учитываются при организации инновационной деятельности.
5.1. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОУ
Инновационный потенциал - совокупность характеристик ОУ, определяющих способность учреждения к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений. Инновационный потенциал ОУ - это ресурсы, необходимые и достаточные для внедрения в педагогическую систему нововведений, обеспечивающих повышение качества образования.
В образовательной системе можно выделить различные виды ресурсов: кадровые, организационные, методические, информационные, материальные, финансовые и т.п. Использование различных видов ресурсов определяется связями и отношениями структурных элементов системы.
Для проведения инновационных процессов ОУ должно располагать: а) свободными денежными средствами, достаточными финансирования разработок; б) соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта; в) сотрудниками, способными генерировать неординарные решения.
В ходе анализа теоретических подходов к проблеме развития инновационного потенциала кадрового ресурса ОУ и практики инновационного образования в специальной литературе выделяется ряд условий, необходимых для успешного осуществления данного процесса, а именно:
- развитие инновационного потенциала педагога, ориентированного на инновационную деятельность, и его сопровождение должны осуществляться на основе компетентностного подхода;
- процесс развития инновационного потенциала педагога, занимающегося инновационной деятельностью, должен быть непрерывен, так как становление инновационной практики - это постоянно изменяющийся процесс;
- процесс развития инновационного потенциала педагога, ориентированного на инновационную деятельность, происходит за счет его участия в инновационной деятельности и специально организованных рефлексивно-аналитических, проектировочных и образовательных мероприятиях (событиях);
- образование педагога, занимающегося инновационной деятельностью, должно быть организовано как непрерывный процесс достижения поставленных образовательных задач и оформления новых;
- так как любая деятельность человека включает решение задач, именно поэтому целесообразно организовывать сопровождение развития инновационного потенциала специалиста на основе решения им задач, присущих данному виду деятельности;
- для осуществления развития инновационного потенциала педагога необходимо формировать представления об образе отдаленного будущего, об инновационной деятельности ближайшего периода, а также организовывать совместное проектирование предстоящей деятельности и освоение каждым педагогом знаний, умений, способов, необходимых ему для ее реализации.
Сущность процесса развития инновационного потенциала педагога состоит в разрешении индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе осуществления инновационной деятельности. Данный процесс предполагает обогащение знаний и умений педагога, формирование профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения инновационной деятельности посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программ.
Основными процессами, позволяющими реализовать вышеобозначенные условия, являются самоопределение и специально организованный процесс реализации индивидуальных образовательных программ.
Самоопределение - это непрерывный процесс достижения поставленных образовательных целей и задач, а также оформления новых. Организация процедуры самоопределения может осуществляться в форме рефлексивных семинаров на «входе» в пространство деятельности школы, реализующей инноватику. Педагоги в ходе данных семинаров демонстрируют (предъявляют) возможные места для включения в ту область, где идут разработка, освоение, тиражирование новаций.
Второй этап процедуры самоопределения ориентирован на осуществление «проб» вошедшим в деятельность субъектом. Задача состоит в том, чтобы в режиме «реального события» или модельной (смоделированной) ситуации он имел возможность определить способы и средства инновационной деятельности и «подействовать» ими применительно к ситуации. Затем за счет рефлексии осуществленных действий и оформления дефицитов, нужных для данной деятельности способов, а также соотнесения с инновационной практикой школы [3]. Результатом такой работы являются составление основы программы предстоящей деятельности инновационной школы и индивидуальные образовательные программы педагогов.
Таким образом, индивидуальные образовательные программы строятся за счет организации рефлексии особого типа, в ходе которой действия педагога в конкретной ситуации сопоставляются с его актуальными качествами: знаниями, представлениями, опытом, индивидуальностью (мастерством, способностями, профессиональной компетентностью и т.д.) и до оформления проходят ряд стадий: образовательные потребности - образовательные задачи - индивидуальная образовательная программа.
Находясь в рефлексивной позиции, педагог устанавливает связи между разными моментами, факторами, но именно образовательные потребности обнаруживаются, когда обусловленность достижений и затруднений педагога сопоставляется с его актуальными качествами. Когда это делал сам педагог для себя - это акт, момент самообразования, самоуправления, самоорганизации. Субъект сам себя познает, сам ставит образовательные задачи и сам думает, как их решить.
Рефлексивные процессы по поводу составления и коррекции индивидуальных образовательных программ проходят для педагога в образовательном учреждении и они должны быть специально организованы и управляемы.
При проектировании собственной деятельности по реализации индивидуальных образовательных программ педагоги обсуждают, какие дела предстоят каждому в ближайший период, какими качествами должен обладать каждый, чтобы успешно справиться с предстоящими делами, и каким в связи с этим должно быть его образование. Подготовка педагога к предстоящей деятельности происходит на основе выделения и понимания тех компонентов, которые характеризуют будущее (ситуаций, трудностей, целей, задач и т.д.). Так реализовывается принцип непрерывной работы с будущим в настоящем, происходит целенаправленная подготовка педагога к предстоящей деятельности.
Для реализации индивидуальных образовательных программ необходима образовательная среда, состоящая из образовательных процессов, структур, в которых есть возможность созданную индивидуальную образовательную программу реализовать [5]. Для каждого субъекта возможно как минимум два варианта: самостоятельно строить образовательную среду в границах определенного образовательного пространства или искать образовательную среду, созданную другими, и использовать ее для реализации собственной индивидуальной образовательной программы.
Образовательная среда - понятие комплексное. В значительной степени оно ориентировано не столько на обучение, сколько непосредственно на учение. Среда становится образовательной тогда, когда появляется субъект, который превращает ситуацию в образовательную для себя. Поэтому одна и та же среда может быть образовательной для одного и абсолютно нейтральной в этом смысле для другого, каждый имеет возможность самостоятельно формировать свою образовательную среду в границах определенного образовательного пространства, выбирая те или иные образовательные институциональные формы или занимаясь самообразованием.
Кроме того, в профессиональном пространстве должны быть места, где учитель может проявить инициативу, обсудить ее с коллегами, объединиться в любые профессиональные группы. Где не игнорируются те формы педагогической деятельности, которые не оказывают существенного влияния на контролируемые результаты, например духовное и нравственное развитие, стремление человека активно выбирать и конструировать среду, в которой он живет и работает.
Интеллектуальные ресурсы ОУ обеспечивают возможность выработки оригинальных идей, лежащих в основе любого инновационного процесса. Уровень интеллектуального потенциала организации определяет емкость «портфеля инновационных идей».
Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с понятием «инновационная активность». Под инновационной активностью подразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований в учреждении.
Инновационная активность ОУ зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяет организационная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается и реализуется стратегия развития учреждения. Организационная культура отражает особенности системы менеджмента в ОУ, которая должна быть приспособлена для осуществления инновационной деятельности.
Главным фактором, отражающим инновационную активность ОУ и влияющим на интенсивность инновационных процессов в нем, является восприимчивость руководства к инновациям. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в образовательном и управленческом механизме ОУ, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей внедрению нововведений, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.
Восприимчивость организации к нововведениям зависит от масштабов ОУ. Она падает по мере увеличения учреждения, усложнения организационной структуры управления и рутинизации деятельности.
Малые ОУ более приспособлены к осуществлению инновационной деятельности за счет их большей гибкости и мобильности, что позволяет быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры для корректировки инновационных целей. Они обладают большей инновационной активностью, связанной с наличием благоприятной для творческой деятельности атмосферы, преобладанием неформальных связей.
Для оценки инновационного потенциала ОУ могут быть использованы следующие показатели:
а) научно-педагогический потенциал (численность сотрудников, имеющих ученую степень и высшую категорию; количество рациональных предложений на одного сотрудника; количество патентов и пр.);
б) показатели коммерциализации (доля новой продукции в общем объеме производимой продукции; количество лицензионных договоров и пр.);
в) продолжительность выполняемых работ (величина инновационного лага);
г) характеристика инновационности управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности в ОУ; участие в реализации инновационных проектов высшего руководства; уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).
5.2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ
Современное ОУ работает в условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней среды. Адаптация школы к новым условиям осуществляется посредством организационных инноваций.
Под организационными инновациями понимают инновационные изменения в структуре организации ОУ.
Цели осуществления организационных инноваций: а) реализация новой стратегии развития ОУ; б) изменение структуры ОУ с учетом нового законодательства, финансирования и стандартов; в) устранение внутриорганизационных проблем; г) вывод ОУ из кризиса.
При разработке и осуществлении организационных изменений должны учитываться основные положения современных концепций развития образования.
Организационные инновации - это новые формы организации деятельности, а именно: а) организации технологических процессов; б) организации трудовой деятельности; в) организации передачи информации и пр.
Разработка организационных инноваций и их активная реализация, проведение политики в области применения новых технологий в образовании - основной путь повышения эффективности обучения.
Эффективность образования, базирующегося на современных компьютерных и телекоммуникационных технологиях, существенно зависит от степени распространения организационных инноваций.
Традиционным способом организации основанного на НИТ образования является такой, при котором программы или отдельные курсы обучения посредством современных компьютерных и телекоммуникационных технологий проводятся в рамках обычных ОУ - в школах, колледжах, университетах или центрах обучения, которые основную учебную работу ведут в традиционных учебных аудиториях. Преподаватели этих ОУ в последние годы все чаще используют в своей работе новые информационные технологии, порой с помощью современных телекоммуникаций присоединяя удаленных обучающихся к своим аудиторным занятиям. В этом случае использование компьютеров и телекоммуникаций в основном связано с деятельностью отдельных преподавателей.
Сегодня становится довольно ясным, что организационная структура и политика в ОУ является важнейшим фактором развития образовательной системы. Ключевой задачей является превратить этот фактор из тормоза на пути информатизации образования в ее катализатор. Решение этой задачи предполагает разработку и освоение организационных инноваций в сфере образования.
Становление, развитие инновационного образовательного процесса выдвигает новые задачи перед менеджерами образования и администраторами учебного процесса.
Необходимо наладить и поддерживать адекватные связи между технологиями, содержанием обучения, разработкой курсов, их доставкой, развитием среды обучения и другими компонентами образовательного процесса. Администраторы ОУ должны обеспечить соответствие задач, решаемых различными компонентами образовательной системы, скоординировать совместную деятельность для решения всего комплекса задач.
Оценка образовательных потребностей обучаемых и ориентация всего учебного процесса на наиболее полное удовлетворение этих потребностей - важнейшая задача управления образованием, основанным на НИТ. Менеджеры ОУ должны сопоставлять различные технологии с точки зрения их соответствия учебным целям и задачам, обеспечения максимальной эффективности образовательного процесса.
Важной задачей администрации является набор соответствующего штата педагогов, их надлежащая подготовка, обеспечение необходимых связей между разработчиками учебных программ, консультантами по методам обучения, тьюторами, что особенно актуально для дистанционного образования, когда преподаватели могут находиться на значительном расстоянии друг от друга, иногда они могут работать в различных городах и даже странах. В этом случае разрабатываются специальные организационные процедуры и механизмы для обеспечения согласованности деятельности всего преподавательского и учебно-вспомогательного состава.
Повышение эффективности образования, основанного на новых технологиях, связано с совершенствованием организации среды обучения. Если традиционное обучение проходит в классических учебных аудиториях, то базирующееся на компьютерных и телекоммуникационных технологиях обучение происходит не только в специально оборудованных классах, комнатах для проведения телеконференций или учебных центрах, но и на рабочем месте, дома или в какой-либо другой среде. В работах по дистанционному образованию описываются случаи обучения в условиях путешествий, а также военных действий, на подводных лодках, маяках и даже в тюрьмах.
Естественно, что обучение в среде, не приспособленной специально для образовательных целей, ставит сложные задачи перед организаторами образования. Они должны помочь обучаемым развить необходимые навыки для эффективного обучения на рабочем месте, дома или в какой-либо другой среде. Менеджеры должны обеспечить связь между проектированием учебных курсов и конкретной средой их использования. Очень важно связать содержание обучения с его средой таким образом, чтобы учебная среда стала не отвлекающим, а вспомогательным фактором процесса обучения.
Если же среда обучения специально ориентирована на образование, основанное на высоких технологиях, то для совершенствования организации обучения также важно обеспечить учет специфики данной среды при выборе содержания, проектировании и доставке учебных курсов. Эффективность обучения часто повышается в связи с деятельностью специального «координатора учебной площадки» («site coordinator»), который обеспечивает надлежащее использование возможностей учебного центра. От деятельности администрации центров основанного на высоких технологиях образования, предоставляющих оборудование и учебные материалы для занятий, места для индивидуального обучения, комнаты для групповых занятий или консультаций, во многом зависит эффективность образования.
Новые задачи перед менеджерами образования встают и в связи с развитием рыночных механизмов в сфере образования. Среди факторов развития рынка в сфере образования существенное место занимает развитие новых технологий. Выделяются причины содействия технологических инноваций развитию рынка в сфере образования. В наибольшей степени рыночные отношения развиваются в такой области, как дистанционное образование.
Развитие искусственных средств коммуникации на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий открывает большие возможности для развития взаимодействия между участниками учебного процесса. Однако для того, чтобы эти возможности были наиболее эффективно использованы, требуется распространение инноваций во всех элементах образовательной системы. Новые задачи встают перед разработчиками учебных курсов; перед преподавателями, консультирующими учеников, обучающихся дистанционно; перед администраторами, управляющими ходом учебного процесса; перед организаторами образования на различных уровнях и т.д. Для решения этих задач необходимо освоение образовательных инноваций.
В ходе развития инновационного образовательного процесса формируются различные модели дистанционного образования.
На базе этих моделей возникают и развиваются современные институциональные формы дистанционных учебных заведений.
При этом происходит не просто смена технологической базы функционирования образовательных заведений, а в корне меняется их институциональная сущность. Как результат, сегодня во всем мире появляются инновационные организационные формы учебных заведений, которые используют все расширяющийся спектр новых педагогических методов, новых экономических и организационно-административных механизмов их функционирования, образовательный процесс в которых осуществляется через разнообразные современные средства коммуникаций.
Под влиянием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в условиях развития рынка в сфере образования формируется новая модель ОУ.
К инновационным формам организации деятельности относятся виртуальные организации. Их особенность состоит в отсутствии (или сведении к минимуму) традиционных форм взаимодействия элементов организации друг с другом или с элементами непосредственного окружения.
К виртуальным организациям относятся учебные заведения с дистанционным образованием и пр.
Достоинства виртуальных организаций:
а) отсутствие (минимизация) расходов, связанных с арендой и эксплуатацией производственных мощностей;
б) свободный рабочий график сотрудников;
использование современных коммуникационных технологий;
в) высокая адаптивность к различным изменениям.
Для осуществления организационных изменений используются процедуры инжиниринга и реинжиниринга.
5.3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагогическое управление школой в условиях ее перехода в новый тип учебного заведения включает наряду с традиционными (контроль, административное поощрение, порицание и другие) и новые организационные формы этого управления.
К инновационным организационным формам педагогического управления относятся: а) маркетинговые исследования; б) стратегическое планирование на основе разработки модели выпускника и модели педагогического коллектива; в) технологизация образовательного процесса, как организационная форма, включающая конкретные технологии; г) мониторинг функционирования школы на основе заданных критериев и поступающей информации.
Инновационная деятельность вообще характеризуется многообразием организационных форм. Рассмотрим некоторые из них, т.к. они могут быть использованы и в инновационном образовательном менеджменте.
Формой поддержки становления и развития новой организации являются бизнес-инкубаторы. По российскому законодательству бизнес-инкубатор - это организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей.
Большинство малых предприятий затрачивают неимоверные усилия на решения организационных вопросов, таких как поиск помещений для производства и офиса, организацию связи, приобретение вычислительной и оргтехники, поиск квалифицированных бухгалтерских, юридических и прочих услуг.
Поэтому нашли применение две формы бизнес-инкубаторов:
- сдача в аренду старых пустующих помещений за низкую плату;
- предоставление помещений и дополнительных услуг (аренда научного оборудования, юридических, информационных, патентно-лицензионных услуг).
Основной целью бизнес-инкубатора при вузе может стать, например, содействие созданию успешных бизнесов, которые основаны и развиваются силами студентов. В нем студенты могут научиться наиболее совершенным методам построения нового бизнеса. Они получают доступ к ресурсам бизнес-инкубатора, могут принимать участие в многочисленных предпринимательски-ориентированных мероприятиях, а также стать частью социальной сети бизнес-инкубатора и т.д.
Другой формой организации инновационных процессов является рисковый (венчурный) бизнес - предпринимательство, направленное на использование технических и технологических новшеств, научных достижений, еще не использованных на практике. Он связан с большим риском неполучения доходов по инвестициям.
Развитие риско-фирмы происходит в несколько этапов.
Начальный этап - зарождение венчурной компании: инновационная идея финансируется из средств основателей фирмы.
Второй этап - разработка новшества. Увеличение объемов вовлекаемых в проект финансовых ресурсов за счет поддержки деятельности риско-фирмы фондами риско-капитала (после экспертизы бизнес-планов рисковых проектов). Чтобы получить поддержку риско-инвестора, предприятие должно соответствовать трем критериям: иметь квалифицированный руководящий состав, проект, обладающий уникальными характеристиками, и прогнозируемую высокую норму прибыли.
На данном этапе венчурная компания становится акционерным обществом закрытого типа, акции которого принадлежат собственникам фирмы и владельцам венчурного капитала.
Третий этап - расширение масштабов деятельности венчурной компании, дополнительное вовлечение финансовых ресурсов для продвижения наукоемкой продукции.
Если риско-фирма оказывается прибыльной, то она выходит на открытый рынок ценных бумаг.
Четвертый этап - венчурная фирма меняет статус частной компании на статус открытого акционерного общества и продает свои акции неограниченному кругу лиц. На данном этапе рискс-инвесторы возвращают вложенные в инновационный проект средства и получают учредительскую прибыль.
Одной из перспективных форм развития инновационного предпринимательства являются технопарки и технополисы.
Технопарки - гибкие научно-производственные структуры, представляющие полигон по созданию и продвижению наукоемкой продукции. Технопарки формируются вокруг крупных научно-исследовательских институтов. В них функционируют бизнес-инкубаторы. Технопарки включают структуры, обеспечивающие полный инновационный цикл. К ним относятся:
- научный центр, организующий и координирующий инновационные процессы;
- инжиниринговые центры по разработке базовых технологий;
- опытные заводы по выпуску малыми партиями наукоемкой продукции;
- торговые фирмы;
- учебные центры по повышению квалификации специалистов, осуществляющих инновационную деятельность.
Технополис - более совершенная форма объединения науки и производства, включающая в себя небольшие города - наукограды, развитие которых обусловлено деятельностью научно-производственных комплексов.
Формами межфирменного инновационного сотрудничества являются совместные предприятия и стратегические альянсы.
Совместное предприятие — организация межфирменного сотрудничества посредством слияния фирм-партнеров и образования нового предприятия, в котором управленческая ответственность разделена между фирмами-партнерами.
Типы совместных предприятий по виду осуществляемой деятельности:
- сотрудничество между фирмами только при осуществлении исследований;
- обмен технологиями, ноу-хау;
- разработка нового продукта;
- сотрудничество посредством выполнения различных функций или стадий жизненного цикла продукции.
Стратегические альянсы - временные кооперативные соглашения между компаниями, не предполагающие слияния или полного партнерства.
Научно-технические альянсы делятся:
- на научно-исследовательские;
- научно-производственные
Научно-исследовательские альянсы осуществляют разработку научно-исследовательского проекта.
Научно-производственные альянсы создаются для разработки, производства и реализации новой продукции.
Стратегические преимущества создания совместных предприятий и альянсов при осуществлении инновационной деятельности заключаются в следующем:
- использование эффекта масштаба в производстве и/или маркетинге нового продукта;
- доступ к разработкам и ноу-хау партнера;
- возможность проникновения на труднодоступные рынки.
|
|
|