Главная страница
Навигация по странице:

Тазиев Инновационный менедмент в обр. Инновационный менеджмент в образовании


Скачать 1.67 Mb.
Название Инновационный менеджмент в образовании
Анкор Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.67 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc
Тип Документы
#557
Категория Экономика. Финансы
страница 3 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Раздел 3. ДВИЖУЩИЕ МОТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационная деятельность сопряжена с использованием интеллектуальных, финансовых, материально-технических, информационных и прочих ресурсов ОУ, поэтому осуще­ствление процессов нововведений в нем должно быть обусловлено определенными мотивами и ожиданиями получе­ния каких-либо выгод.

Активизация инновационных процессов про­исходит под влиянием следующих факторов: 1) наличие рыночного спроса на новшество; 2) наличие внутренней потребности педагогического коллектива в инновационных преобразованиях; 3) благоприятные экономические условия; 4) обеспеченность ресурсами.
3.1. МОТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Основным мотивом инициирования инновационных процес­сов в ОУ является получение дополнительных кон­курентных преимуществ, к которым относятся:

1. Преимущества стратегического характера: а) создание благоприятной деловой репутации в глазах потре­бителей, потенциальных партнеров, инвесторов; б) рост качества образования за счет модернизации и обновления образовательных возможностей (мощностей); в) обеспечение развития ОУ за счет расширения рынков сбыта (не только рынка Об/Ус) и диверсификации деятельности.

2. Увеличение рентабельности ОУ вследствие: а) временной монополизации рынка Об/Ус и возможности получения
сверхприбыли от реализации радикальных новинок; б) повышения качества образования и конкурентоспособности образовательной системы; в) увеличения доли участия на рынке Об/Ус.

3. Снижение издержек образовательной и хозяйственной деятельности бла­годаря: а) реструктуризации деятельности; снижению непроизводительных расходов; б) экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет вне­дрения сберегающих технологий.

4. Специальные выгоды и льготы: а) информационная и правовая поддержка со стороны государ­ства и частных структур; б) льготы; в) денежное вознаграждение (рейтинговые надбавки к зарплате, премии и др).

Другим мотивом инициирования инновационных процес­сов являются экономические интересы ОУ.

Инновационная деятельность зависит от экономических ус­ловий, которые задает рынок. Нововведения взаимосвязаны с рынком следующим образом:

с одной стороны, направление инновационной деятельности в основном определяет рыночная конъюнктура, характе­ризующая текущее состояние отрасли и тенденции ее раз­вития; при этом снижение спроса на новую про­дукцию уменьшает инновационную активность организации;

с другой стороны, инновации активно формируют не только предложение нового продукта, но и спрос, изменяя ситуа­цию на рынке.

Цена новации определяется ее коммерциализуемостью, которая зависит от степени разработанности, а также прак­тической и коммерческой значимости, возможностью продать новшество и оказать платные дополнительные образовательные и иные услуги населению.

Постановлением Правительства РФ № 505 от 5.07.2001 «Об утверждении правил оказания платных услуг» были введены в сферу образовательных отношений термины «потребитель образовательной услуги» и «исполнитель образовательной услуги». Дальнейшее развитие указанного документа привело к появлению третьего участника - «заказчика образовательной услуги».
3.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Во всем мире инновации являются движущей силой соци­ально-экономического развития. В вопросах регулирования и сти­мулирования инновационной деятельности главная роль отво­дится государственным структурам управления. Функции госу­дарства заключаются в обеспечении благоприятных условий для инициирования, создания и трансфера инноваций с целью по­вышения их экономической, социальной и экологической эффек­тивности.

Основы государственной инновационной политики РФ изложены в следующих концептуальных документах: 1) Концепция устойчивого развития. 2) Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. 3) Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. 4) Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.

Целью государственной инновационной политики нашей страны в области образования является его развитие и повышение эффективности, увеличение вклада науки в развитие образования, усиление роли образования в решении важнейших социальных задач.

Задачами государственной инновационной политики являются:

1) эффективное использование научного потенциала для обеспечения конкурентоспособности российской системы образования;

2) расширение сфер участия системы образования в развитии экономики и народного хозяйства;

3) повышение инновационной активности работников системы образования.

В основные функции деятельности государственных органов в инновационной сфере образования входят: 1) аккумулирование средств на научные исследования и инновации, координация инновационной деятельности в образовании; 2) стимулирование инноваций в образовании и конкуренции в данной сфере; 3) создание правовой базы инновационных процессов, регулирование международных аспектов инновационных процессов.

К основным принципам государственной политики в научной и инновационной деятельности относятся: свобода научного и научно-технического творчества, правовая охрана государственной собственности, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития, стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности, развитие международного научного сотрудничества.

Важнейшими принципами государственной инновационной политики в сфере образования являются:

- опора на наращивание отечественного психолого-педагогического научного потенциала;

- свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики в сфере образования;

- стимулирование развития фундаментальных научных исследований по проблемам образования;

- сохранение и развитие ведущих отечественных психолого-педагогических научных школ;

- создание рынка образовательных услуг, здоровой конкуренции в сфере образования, стимулирование и поддержка инновационной деятельности в системе образования;

- интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней;

- обеспечение работникам системы образования беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею;

- развитие научно-исследовательской деятельности в учебных заведениях;

- повышение престижности педагогического труда;

- пропаганда современных достижений системы наук о человеке.

Субъектами инновационной политики в образовании выступают: а) органы государственной власти (центральной и местной), б) общественные организации и фонды, в) сами научные работники и учителя-инноваторы.

Государственная инновационная политика включает три этапа: 1) разработку научно-обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности на основе анализа состояния инновационного потенциала; 2) определение основных направлений поддержки инноваций; 3) осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.

В инновационной политике выделяют две стороны: стратегическую и тактическую.

Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны. Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и принятие методов развития и использования научного потенциала, установления главных целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями.

В соответствии со стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года для реализации инновационного развития образования целесообразно использовать:

1. Стратегию «наращивания» - использование собствен­ных разработок для повышения конкурентоспособности ОУ;

2. Стратегию «заимствования» - использование идей, ле­жащих в основе чужих разработок, и создание на их основе кон­курентоспособной продукции с использованием собственного по­тенциала.

3. Стратегию «переноса» - использование современных зарубежных разработок.

Тактикапредполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства – это финансирование исследований и проектных разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития.

Основные направления государственной поддержки инноваций в сфере образования включают:

а) содействие развитию психолого-педагогических и др. (фундаментальных, поисковых, прикладных) исследований, прежде всего в перспективных направлениях;

б) кадровое обеспечение инновационной деятельности в сфере образования на всех уровнях;

в) содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности педагогов;

г) формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие образовательные новшества, которые затем находят широкое распространение на рынке образовательных услуг;

д) применение стимулирующих воздействий внешней среды, которые обуславливают необходимость и эффективность инновационных решений отдельных образовательных учреждений;

е) участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки и стимулирование кооперации в области инновационных разработок между высшими и средними общеобразовательными учебными заведениями;

ё) координация инновационной деятельности в образовании;

ж) создание правовой инновационной деятельности в образовании;

з) регулирование международных связей в области инновационных процессов в образовании.

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.

Высшая форма регулятивной деятельности – это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной образовательной деятельности.

К экономическим факторам государственного регулирования, способствующим созданию, освоению и распространению инноваций в образовании относятся: а) развитие рынка Об/Ус; б) расширение спроса на педагогические инновации; в) предоставление финансовой поддержки педагогам, осваивающим и распространяющим инновации; г) содействие модернизации учебного оборудования; д) пресечение недобросовестной конкуренции в сфере образования; е) продвижение отечественных педагогических новшеств на международном рынке образовательных услуг; ё) создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами отечественной экономики в сфере образования; ж) обеспечение эффективной занятости в инновационной образовательной сфере; з) развитие внешних связей в инновационной образовательной сфере.

Организационные факторы государственного регулирования инновационной образовательной деятельности включают: а) государственную поддержку инновационных образовательных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы; б) содействие развитию инновационной инфраструктуры системы образования; в) кадровую поддержку инновационной деятельности в образовании; г) содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, осуществляющих инновационную деятельность; д) моральное стимулирование инновационной деятельности педагогов; е) информационную поддержку инновационной образовательной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной образовательной сфере, к сведениям о завершенных научно-педагогических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности в сфере образования, к данным о выполняемых и завершенных инновационных образовательных проектах и программах и т.п.); ё) содействие интеграционным процессам в сфере образования, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной образовательной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области; ж) защиту интересов российских субъектов инновационной образовательной деятельности в международных организациях (например, ЮНЕСКО).

В группу финансовых факторов государственного регулирования инновационной деятельности в области образования входят: а) проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной образовательной деятельности; б) направление в инновационную сферу образования государственных ресурсов и повышение эффективности их использования; в) выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных образовательных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов; г) создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере системы образования; д) предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности в сфере образования; е) снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных образовательных программ и проектов.

Нормативно-правовыми факторами государственного регулирования правовой деятельности являются: а) установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной образовательной деятельности; б) гарантирование охраны прав интересов и субъектов инновационной образовательной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности в сфере образования прав, как права интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. Основой этого регулирования является правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые инновационные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной образовательной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно: а) договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-экспериментальных и технологических работ; б) договоров на выполнение проектных работ; в) договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности в сфере образования; г) договоров (контрактов) с инвесторами в сферу образования; д) и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.

По характеру государственного воздействия на инновационную деятельность различают методы прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование включает в себя, прежде всего, бюджетное финансирование инноваций в сфере образования, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных контрактов, формирование государственного заказа, субсидирование и др.).

Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает уникальными возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и разработках. Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении учебных заведений, ориентированных на инновационную деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса и престижа образования и науки в общественном мнении.

Таким образом, ключевым моментом реформирования системы государственного управления инновационной сферой в области образования становится совершенствование механизмов финансирования и организации научных исследований.

Регулирование деятельности в сфере образования происходит на базе: а) инновационных прогнозов; б) инновационных стратегий; в) инновационных программ; г) инновационных проектов: д) программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

Инновационный прогноз - это предвидение основных параметров инновационной образовательной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.). Инновационные прогнозы в образовании являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ. В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.

Инновационная стратегия - это определение приоритетных направлений инновационной образовательной деятельности. Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.

Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.

На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.

Государственная (федеральная) инновационная программа включает в себя: а) федеральные целевые информационные программы по важнейшим базисным инновациям в сфере образования; б) крупные инновационные проекты (например, национальный проект «Образование»); в) федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной структуры в системе образования.

Инновационные образовательные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в этом отборе инновационные образовательные проекты подлежат обязательной государственной научной экспертизе, предметом которой является их новизна, психолого-педагогическая и социально-экономическая эффективность.

Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта