Раздел 6. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И РИСКИ
При создании новшества и использовании его на практике ОУ может преследовать различные цели: а) осуществление преобразования организационной структуры, б) диверсификация деятельности, в) преодоление технического и технологического отставания, г) совершенствование информационного обеспечения. При этом, вне зависимости от целей реализации инновационных процессов, их основное назначение заключается в преодолении возникших кризисов и получении положительного эффекта. Чем больше эффект, тем выше результативность инновационной деятельности. Для получения комплексной оценки при осуществлении инновационного менеджмента величину эффективности нововведения следует сопоставлять с рисками, возникающими в ходе инновационной деятельности.
6.1. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО ВИДЫ
Инновационный проект - это комплексное понятие, включающее в себя: 1) форму целевого управления инновационной деятельностью; 2) процесс осуществления инноваций; 3) комплект определенных документов.
Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конечных целей на разных направлениях развития науки и техники.
Как процесс проведения инноваций инновационный проект - это совокупность проводимых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в результате которых создается инновационный продукт.
Комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации обязателен для реализации целей инновационного проекта.
Инновационный проект является проектной формой инновации, он обладает всеми ее основными свойствами.
Основополагающие особенности инновационного проекта как категории качественной и временной обусловливают классификацию его по видам и жизненным циклам.
Из-за многообразия возможных целей и задач научно-технического и социально-экономического развития инновационные проекты классифицируют по видам:
1) по уровню решения - могут приниматься на федеральном, президентском, региональном, отраслевом уровнях;
2) по характеру целей проекта - конечные (по достигнутым итогам) и промежуточные (связанные с достижением промежуточных итогов при решении сложных проблем);
3) по виду потребности - ориентированные на существующие потребности или на создание новых потребностей;
4) по типу инновации - создание нового или усовершенствованного продукта, рынка, источника сырья, структуры управления, реорганизации;
5) по периоду реализации - долгосрочные (более пяти лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), краткосрочные (менее трех лет);
6) по масштабности - монопроекты, мультипроекты, мегапроекты.
Также инновационные проекты можно разделить на:
1) модернизационные (псевдоинновации) - когда конструкция прототипа или базовая технология не претерпевают радикальных изменений;
2) новаторские (улучшающие инновации) - когда конструкция продукта (услуги) по виду своих элементов полностью отличается от прежнего;
3) опережающие (базисные инновации) - когда конструкция изделия базируется на предваряющих технических решениях;
4) пионерные (базисные инновации) - когда возникают совершенно новые материалы, конструкции и технологии, реализующие прежние или даже новые функции.
Основные понятия:
Инновационная разработка – оформленная в соответствии с требованиями к принятому жанру (проект, программа, концепция, учебник, учебное пособие, методические рекомендации) инновация. Содержит описание основных инновационных изменений, предлагаемых к внесению в образование на разных уровнях или внесенных и экспериментально апробируемых.
Инновационный образовательный проект – замысел инновационных изменений с обоснованием их целесообразности для обучающихся, образовательного учреждения и его работников, образовательной системы институционального, муниципального, регионального, федерального уровня. Комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения новых образовательных эффектов.
Инновационная программа в образовании (программа деятельности или развития) - комплекс инновационных проектов, сориентированных на обоснование эффективности новых способов достижения образовательным учреждением актуальных для них целей, совокупность мероприятий, предусмотренных общим для всех проектов механизмом достижения образовательным учреждением нового качественного уровня на основе созданной или создаваемой целевым назначением ресурсной базы в установленные сроки.
Инновационная образовательная программа – документ, в соответствии с которым реализуется новое содержание образования.
Виды педагогических проектов:
Инновационный проект - педагогический проект, связанный с представлением педагогического новшества, пути его реализации, способами оценки и анализа предполагаемых или достигнутых результатов.
Практико-ориентированный проект (внедренческий) -педагогический проект, связанный с внедрением в практику работы ОУ достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта, накопленного в этом или других образовательных учреждениях, а также экспериментальных площадках любого уровня.
Исследовательский проект - педагогический проект, отражающий научный поиск или научную разработку пути решения современных педагогических проблем педагога, творческой группы, педагогического коллектива.
6.2. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Каждый инновационный проект содержит 12 составляющих.
Часть 1. Возможности организации (резюме). В этой части рассматриваются две задачи: 1) комплексное описание ОУ; 2) определение возможности ОУ в реализации проекта и оценка его экономических выгод для учреждения.
Часть 2. Определение инновационного проекта. Здесь определяется: цель инновационного проекта, вид инноваций, экономические и финансовые выгоды ОУ от проекта, основные этапы и срок жизни проекта, проблемы его инвестирования и гарантии возврата внешних инвестиций, риск и его страхование, а также коммерческая состоятельность.
Часть 3. Характеристика товаров (Об/Ус). В этой части дается подробная характеристика новых товаров (Об/Ус).
Часть 4. Рынки сбыта товаров (Об/Ус).
Часть 5. Конкуренция на рынках сбыта. Анализ рыночной конъюнктуры, конкурентов, их стратегии и тактики – решаются три основные задачи: 1) сегментирования рынка; 2) сравнительная оценка полученных сегментов и их отбор; 3) позиционирование нового товара (услуги) в выбранных сегментах рынка.
Часть 6. План маркетинга: 1) цели и стратегии маркетинга; 2) ценообразование; 3) схема распространения товаров (Об/Ус); 4) реклама предлагаемых товаров (Об/Ус); 5) формирование общественного мнения; 6) бюджет маркетинга.
Часть 7. План деятельности ОУ. Определяют потребность в материальных, научно-педагогических и кадровых ресурсах, производственных площадях, технологиях и способах удовлетворения этих потребностей, решают вопросы современных методов планирования, организации образовательного и управленческого процессов и т. д.
Часть 8. Организационный план. Определяется состав партнеров-участников: 1) организационная структура; 2) рабочая сила; 3) административно-управленческий персонал.
Часть 9. Правовое обеспечение осуществления проекта.
Часть 10. Экономический риск и страхование – перечень возможных групп рисков, их источники, меры по нейтрализации выявленных рисков, программа страхования от рисков и т. д.
Часть 11. Стратегия финансирования. Эта часть содержит информацию о путях финансирования данного проекта.
Часть 12. Финансовый (бизнес) план. Анализ проекта и принятия окончательного решения надо спрогнозировать, оценить и представить в бизнес-плане следующие данные: 1) объемы продаж товаров (Об/Ус); 2) финансовые затраты; 3) баланс текущих доходов и затрат на образовательный и управленческий процессы, на реализацию товаров (Об/Ус); 4) баланс денежных поступлений и расходов по проекту; 5) прогнозируемый баланс предприятия с учетом внедрения проекта.
Также план должен содержать следующее: 1) титульный лист; 2) содержание; 3) меморандум о конфиденциальности; 4) оглавление; 5) приложение.
6.3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ЭКСПЕРТИЗЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Понятие «инновационный проект» можно определить двояко: как деятельность, которая осуществляется для достижения поставленной цели, или как порядок оформления организационно-правовых и финансовых документов, на основе которых производится претворение в жизнь намеченной цели.
Любой инновационный проект при его реализации проходит определенный путь: от фазы разработки идеи до фазы неактуальности идеи.
Разработка проекта состоит из следующих этапов:
1) формирование инновационной идеи - это исходная точка инновационного проекта. Здесь формулируется конечная цель предполагаемого проекта и определяются пути его реализации. Сюда входят: а) научно-исследовательская работа; б) разработка и оформление конструкторской и технологической документации; в) подготовка материалов и начало выпуска продукции или предоставления Об/Ус; г) производство изделий и оказание Об/Ус в зависимости от размеров заказа; д) эксплуатация и потребление изделий.
Перед разработкой инновации производят:
а) сбор и анализ сведений об отношении потребителей к будущим инновациям; б) оценку нововведений и исключение неконкурентных; в) разработку опытного образца нововведения и схемы ввода образца на рынок; г) испытания и тестирование образца нововведения.
Обязательно проводят параллельно с разработкой идеи проекта маркетинговые исследования, чтобы изучить целесообразность инновации.
2) разработка инновационного проекта. Она содержит:
– создание технического задания инновационного проекта, состоящего из: цели, содержания, порядка исполнения работ, способов осуществления намеченных результатов.
– используемую во время формирования технического (технологического) задания информацию: описание объекта изучения, описание технических (технологических) требований к нему и его характеристик; список и описание общетехнического (общетехнологического) свойства функций объекта изучения; научные прогнозы в области технических (технологических) решений; информация о научно-технических возможностях исполнителя научно-исследовательских работ; информацию о маркетинговых исследованиях об объекте исследования; различные дополнительные информативные сведения, необходимые для разработки проекта.
Конструкторская документации разрабатывается на втором этапе, она состоит из: технических приложений; эскизов (с отражением основных параметров и размеров); технического проекта; рабочих версий конструкторской документации.
Разработка инновационного проекта направлена на изыскание решений для получения намеченной конечной идеи проекта и создания комплекса заданий и мероприятий, которых будут связывать воедино время, ресурсы, и исполнителей для осуществления данного инновационного проекта.
Следующим этапом вслед за формированием инновационной идеи и разработкой инновационного проекта следует этап реализации инновационного проекта, т. е. процесс реализации инновации в ОУ, где знания и теоретические разработки приобретают реальное воплощение. Этот этап состоит из двух фаз: производства новшества или Об/Ус и конечной реализация инновационной продукции заинтересованному потребителю. Когда инновация уже реально существует и ее использует потребитель, ему предоставляются услуги, связанные с обслуживанием, отладкой инновации, обучением персонала.
На этой стадии инновационного проекта производится подготовка производства инновационного нововведения. Завершаются мероприятия по подготовке производственных мощностей для производства инноваций:
– осуществляют пробный запуск и контрольную проверку технологического производственного оборудования (пробное применение Об/Ус);
– непосредственный запуск в окончательное производство опытной или экспериментальной партии, серии изделия или услуги и контроль качества;
– осуществляют устранение несоответствий и недостатков изделий и услуг.
Данный процесс является итоговым по выполнению мероприятий для претворения в жизнь поставленных ранее конечных целей инновационного проекта. При проведении данного этапа необходимо осуществлять контроль и координацию календарных планов, но расходование ресурсов, исправление и корректировку возникающих отклонений и быстрое оперативное регулирование процесса реализации инновационного проекта.
При выборе направления осуществления инновационного процесса и принятии решения об инвестировании инновационного проекта менеджер должен оценить потенциальную значимость каждого из возможных вариантов реализации проекта для выявления оптимального варианта. Для определения эффективности инновационного проекта используется экспертиза.
Критериями экспертной оценки являются научно-технические, экономические, экологические и социальные показатели проекта.
Научно-технический эффект нововведений заключается в развитии различных отраслей науки, техники и технологии (при создании материальных инноваций). Научные знания являются базой реализуемых инновационных процессов. Научно-технические показатели внедренного нововведения отражают коммерческую значимость осуществленных научных исследований. Для определения научно-технического эффекта могут быть использованы оценочные показатели, выраженные в баллах, учитывающие новизну, изобретательский уровень и практическую пользу нововведения.
Экономический эффект инноваций выражается в ускорении хозяйственных процессов, сокращении затрат на производство продукции и предоставление услуг.
Социальный эффект нововведений состоит в том, что они способствуют повышению благосостояния общества, повышению качества жизни и условий труда, увеличению производительности, ускорению обновления жизненной среды. Создаваемые человеком новшества значительно изменяют среду жизнедеятельности, облегчают трудовую деятельность. Инновационные процессы ускоряют обновление жизненной среды.
Экологический эффект определяется способностью инновации при производстве, эксплуатации и утилизации не оказывать негативного воздействия на окружающую среду.
При экологической оценке инновационного проекта учитываются потенциальные экологические риски, отражающие уровень его экологической безопасности.
Нововведениям одновременно могут быть свойственны положительные и отрицательные аспекты. Так, инновация может обладать экономическим эффектом (приносит прибыль), но при этом быть антисоциальной.
Возможна также ситуация, когда непросто охарактеризовать эффекты, возникающие при использовании инновации, т.е. нельзя сказать однозначно - обладает нововведение положительным или отрицательным действием.
Таким образом, для получения полной оценки инновационного проекта необходимо учитывать и определять все возможные эффекты и последствия, которые могут возникнуть при создании и массовом использовании новшества.
6.4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обеспеченность инновационного проекта финансовыми ресурсами на всех стадиях жизненного цикла способствует снижению риска отторжения инновации рынком и увеличивает ее эффективность.
По видам собственности источники финансирования делятся на:
- государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);
- инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.
Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов.
Источниками финансирования инновационных проектов, осуществляемых юридическим лицом, являются:
- собственные средства организации (реинвестируемая
часть прибыли, амортизационные отчисления, страховые суммы по возмещению убытков, средства от реализации нематериальных активов);
- привлеченные средства (выпуск акций и других ценных бумаг, взносы, пожертвования, средства, предоставляемые на безвозвратной основе);
- заемные средства (бюджетные, коммерческие, банковские
кредиты).
Формы финансирования инновационной деятельности.
Государственное финансирование. Из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетное значение. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:
а) финансирования федеральных целевых инновационных программ;
б) финансового обеспечения перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.
К инновационным программам, на осуществление которых предполагается получение государственной финансовой поддержки, предъявляются следующие требования: 1) право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей образования; 2) срок окупаемости не должен превышать установленных нормативов (как правило, 2 года); 3) инновационные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной ведомственной или независимой экспертизы.
Акционерное финансирование. Данная форма доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества; позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов.
Банковские кредиты. Коммерческие банки финансируют инновационные проекты, обладающие реальными сроками окупаемости (срок окупаемости меньше срока реализации проекта), имеющими источники возврата предоставляемых финансовых средств, обеспечивающие значительный прирост инвестируемого капитала.
Банковский кредит предоставляется на определенный срок под проценты, размер которых зависит от срока займа, величины риска по проекту, характеристик заемщика и пр.
Венчурное финансирование. Венчурное финансирование осуществляется фондами риско-капитала путем предоставления денежных ресурсов на беспроцентной основе без гарантий их возврата.
Финансовый лизинг - процедура привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку.
Форфейтинг является операцией по трансформации коммерческого кредита в банковский. Суть операции заключается в следующем.
Покупатель, не располагающий на момент заключения сделки требуемой суммой финансовых ресурсов, выписывает продавцу комплект векселей на сумму, равную стоимости объекта сделки и процентов за отсрочку платежа, т.е. за предоставление коммерческого кредита. Продавец учитывает полученные векселя в банке с формулировкой «без права оборота на себя», что освобождает его от имущественной ответственности в случае неплатежеспособности векселедателя. По учтенным платежам продавец получает деньги в банке. В результате коммерческий кредит предоставляет не продавец, а банк, согласившийся учесть векселя и принявший на себя кредитный риск, т.е. коммерческий кредит трансформируется в банковский. Величина кредитного риска, зависящая от надежности векселедателя, влияет на ставку дисконта, по которой учитываются векселя банком. Кредитование по схеме форфейтинга является среднедол-госрочным (от 1 года до 7 лет).
Смешанное финансирование. Осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из различных источников.
6.5. РИСК ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И МЕТОДЫ ЕГО СНИЖЕНИЯ
Деятельность по созданию и внедрению нововведений всегда связана с повышенными рисками, возникающими из-за неопределенности при прогнозировании эффективности инновационного проекта. Отсутствие полной и достоверной информации обусловливает появление отклонений между планируемыми и фактическими результатами процессов нововведений. Поэтому при осуществлении менеджмента инноваций необходимо учитывать потенциальные инновационные риски.
Понятие «риск» означает возможность возникновения неблагоприятного события. В данном случае под неблагоприятным событием подразумевают недостижение желаемого результата инновационного процесса.
Риск характеризуют две величины: степень риска (вероятность возникновения неблагоприятного события) и мера (цена) риска (потенциальные потери в случае неблагоприятного события).
Основная задача управления инновационными рисками заключается в минимизации потерь, связанных с возникшими несоответствиями.
Процесс управления рисками включает:
1. Выявление риска. Риски возникают на различных стадиях инновационного процесса.
На этапе зарождения инновационной идеи риск может быть связан с неправильным выбором направления процесса нововведений, обусловленным недооценкой рыночных тенденций, а также возможностей предприятия.
На этапе проведения разработки инновационные риски могут возникать из-за недостаточности финансирования работ, несоблюдения сроков выполнения работ по проекту, возможного несоответствия фактических и плановых параметров разработки.
На этапе коммерциализации риски могут быть обусловлены проблемами, связанными с патентной защитой прав участников инновационной деятельности; неправильным расчетом объемов реализации; недостаточностью мероприятий по продвижению новшества, включая рекламное сопровождение; неудачным выбором каналов и форм сбыта.
Для идентификации рисков используют их классификацию:
Систематические (чистые) риски - те, действие которых нельзя ограничить (их нельзя избежать). Систематические риски характеризуются стабильностью в проявлении. Для их анализа и оценки применяют методы математической статистики.
К числу таких факторов относятся налоговое законодательство, природно-географические условия, общественная мораль, социальные устои и др. Эти факторы порождают чистые риски.
Несистематическими (спекулятивными) рисками можно управлять, их действие можно минимизировать или устранить полностью. Спекулятивные риски не обладают стабильным характером проявления и зависят от текущей конъюнктуры.
Примерами наиболее часто встречающихся спекулятивных рисков являются: а) коммерческий риск (в основном опасность неполучения расчетного уровня прибыли); б) валютный риск (риск падения (роста) курсов валют); в) информационный риск (опасность несанкционированного доступа к информации, представляющей ценность); г) портфельный риск (риски, возникающие при формировании портфеля диверсифицированной компании).
2. Анализ и оценка риска. Анализ рисков осуществляется для выявления факторов, определяющих риск, и прогнозирования их проявления.
Риски, возникающие в инновационной сфере, зависят от следующих факторов: а) фундаментальных; б) конъюнктурных; в) внутренних.
Фундаментальные факторы рисков определяются экономико-политическими аспектами функционирования мирового сообщества и отдельных стран.
Конъюнктурные факторы риска связаны с динамикой рыночной ситуации на национальном и международном рынках.
Внутренние факторы риска обусловлены особенностями организационной структуры и возможностями предприятия.
Для анализа рисков и прогнозирования развития ситуации используют следующие методы.
Метод аналогий основан на анализе информации об аналогичных проектах, реализованных в аналогичных условиях. При этом выявляются характерные ошибки и потенциальные проблемы. На основе результатов анализа составляются сценарии реализации инновационного проекта.
Метод «дерева решений» используется для выбора наилучшего варианта реализации инновационного проекта на основе расчетов вероятностей получения результатов по каждому из альтернативных вариантов. При этом строится разветвленная схема, отражающая последовательность операций и оценки результатов с учетом вероятностей их достижения.
Метод Монте-Карло представляет собой изучение статистических данных по реализации аналогичных проектов на аналогичных предприятиях. Анализ позволяет получить более точную информацию о результативности инновационного процесса, которая служит базой для построения имитационных моделей.
Методы экспертных оценок основаны на заключениях специалистов-экспертов, оценивающих инновационный проект. Наиболее распространенными экспертными методами являются: балльный метод, метод ранжирования, попарного сравнения и метод Дельфи. Для уменьшения субъективной оценки результат определяют как средневзвешенное значение совокупности экспертных оценок.
Для принятия решения об инвестировании инновационного проекта проводят количественную оценку уровня риска. Для описания риска используют два показателя: степень риска (вероятность возникновения неблагоприятного события) и мера риска (возможные потери при возникновении неблагоприятного события).
3. Разработка мероприятий по снижению влияния инновационных рисков. При осуществлении инновационной деятельности наиболее вероятными рисками являются:
- риски отторжения инновации рынком;
- риски неполучения запланированной прибыли от внедрения
инновации;
- риски несоответствия фактических параметров новшества
плановым показателям;
риски неполучения результатов инновационной деятельности к определенному в договоре сроку;
- риски нарушения патентных прав иных патентообладателей;
риски потери ноу-хау компании.
Для снижения влияния негативных факторов, определяющих риски, используются различные методы управления: страхование, диверсификация, лимитирование, хеджирование (см. Глоссарий).
7. ГЛОССАРИЙ
Базисные инновации - принципиально новые решения, формирующие новую отрасль экономики.
Бенчмаркинг - изучение конкурента, обладающего высоким инновационным потенциалом, для использования его опыта при формировании собственной инновационной стратегии.
Бизнес-инкубатор - организация, создаваемая для поддержки становления и развития новой фирмы.
Венчурные фирмы (риско-фирмы) - предприятия, осуществляющие реализацию высокорисковых инновационных проектов.
Диверсификация - одна из форм концентрации капитала. Диверсифицируя своё производство, фирмы проникают в новые для себя отрасли и сферы, расширяют ассортимент товаров и постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы. Диверсификация - минимизация величины кредитного риска за счет инвестирования разнонаправленных инновационных проектов. Суммарный риск диверсифицированного портфеля будет ниже, чем риски по каждому отдельному проекту.
Дисконт - процентная ставка по предоставляемому кредиту. Включает величину инфляции, рыночную премию за риск и пр.
Дисконтирование - процедура приведения разновременных денежных потоков к единому моменту времени.
Диффузия инновации - процесс ее масштабного распространения и использования в различных отраслях экономики.
Жизненный цикл инновации - совокупность этапов инновационной деятельности от зарождения инновационной идеи до масштабного распространения инновации.
Жизненный цикл товара - совокупность стадий от ввода новшества на рынок до спада объемов продаж и выводы товара с рынка. Товаром ОУ являются предлагаемые им образовательные услуги и продукты.
Изобретение - новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в различных отраслях экономики.
Инжиниринг означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов.
Инноватика - наука о закономерностях инновационных процессов в экономике.
Инноватор - участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке.
Инновационная деятельность - комплекс работ, включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций.
Инновационная стратегия - комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития.
Инновационный лаг - временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли).
Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, направленная на формирование и достижение целей инновационного развития ОУ путем эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, направленная на осуществление развития организации с помощью инновационных преобразований
Инновационный потенциал организации - совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.
Инновационный процесс - последовательность этапов создания и использования нововведения.
Инновация (нововведение) - существенное изменение в различных областях общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике.
Инфраструктура инновационной деятельности - компании, осуществляющие поддержку инновационной деятельности, но не принимающие в ней непосредственного участия (кредитные организации, консалтинговые фирмы, информационные и патентные службы и пр.).
Кластер - есть структура, состоящая из нескольких равноправных частей, сохраняющая свою полноценную функциональную работоспособность при выходе из строя произвольных составляющих его компонентов
Коммерциализация новшества - превращение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта.
Коммутанты - фирмы, имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции.
Конъюнктура - условия, которые складываются на определенном товарном рынке в конкретных экономических ситуациях и обусловливают конечный результат коммерческой деятельности на рынке.
Конъюнктурное исследование - это анализ текущего состояния рынка и выявление существующих тенденций, позволяющие выработать или скорректировать стратегию управления. В его ходе выявляется спрос на новые товары и методы организации сбыта, анализируется деятельность компаний, лидирующих на этом сегменте рынка).
Лимитирование - снижение уровня риска путем установления предельных размеров по предоставляемым кредитам, расходуемым финансовым ресурсам, объемам реализации. Метод может использоваться банком-инвестором инновационных проектов (минимизация финансово-кредитных рисков).
Лицензиар - лицо, предоставляющее лицензию на объект промышленной собственности; владелец исключительных прав.
Лицензиат - лицо, которому передаются права на использование объекта промышленной собственности.
Лицензионный договор - документ, на основании которого патентообладатель (лицензиар) предоставляет определенные права на использование охраняемого объекта промышленной собственности другому лицу (лицензиату), принимающему на себя обязательства по внесению платежей лицензиару.
Метод сетевого планирования и управления - метод планирования, при котором комплекс работ, необходимых для реализации проекта, представляется в логической последовательности и взаимосвязи с учетом условий проведения работ.
Модифицирующие инновации - решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений.
Научное открытие - выявление ранее неизвестного закона природы (общества) или получение ранее неизвестных данных.
Новатор - участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе.
Новация - новшество, разработанное, но не внедренное в практическую деятельность. Новация - разработка, осуществленная на базе новой идеи (нового научного открытия).
Ноу-хау - конфиденциальные сведения финансового, технического, управленческого характера, предоставляющие дополнительные преимущества владеющему ими лицу.
организация – группа людей объединенных общими целями и задачами. Такими целями является получение прибыли и решение уставных задач организации.
Патент на изобретение - государственный документ, удостоверяющий авторство, устанавливающий приоритет и закрепляющий исключительные права патентообладателя на запатентованный объект.
Патиенты - компании, специализирующиеся на выпуске уникальных новинок.
Псевдоинновации - решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений.
Реактивная инновация - инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента.
Реинжиниринг - осуществление радикальных преобразований для скачкообразного увеличения основных показателей деятельности фирмы.
Рынок образовательных услуг - система купли-продажи образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению
Сегмент рынка - часть рынка, охватывающая совокупность потребителей, однотипно реагирующих на одни и те же товары, одинаково относящиеся к их покупке; зона рыночного спроса на товар
Стратегическая инновация - инновация, при внедрении которой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем.
Сублицензия - лицензия, которая предоставляется лицензиатом (покупателем первичной лицензии) третьим лицам.
Технопарки - гибкие научно-производственные структуры, представляющие собой полигон по созданию и продвижению наукоемкой продукции.
Технополис - более совершенная форма объединения науки и производства, включающая в себя небольшие города-наукограды.
Товарный знак - обозначение, используемое для отличия однородных товаров (услуг) различных юридических (физических) фирм.
Трансфер инноваций - передача новшеств посредством коммерческого и некоммерческого технологического обмена.
Тьюторство - это система наставничества, когда опытный (тьютор) помогает новичку выбрать свой путь обучения
Управление - деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Финансовый лизинг - процедура привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку.
Форфейтинг - операция по трансформации коммерческого кредита в банковский.
Франчайзинг - процедура предоставления товарного знака (фирменного наименования), ноу-хау, сбытовых каналов и клиентуры известной компании для реализации продукции малоизвестной фирмы.
Хеджирование - способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры путем приобретения срочных контрактов на фондовом рынке (минимизация коммерческих рисков).
Экспансия - расширение сфер влияния, завоевание рынков отдельными компаниями и т.д.
Эксплеренты - компании, цель существования которых заключается в постоянном выпуске радикальных новшеств.
8. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: Учеб. Пособие / В.М. Аньшин, С.а. Филин. – М., 2003.
Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент / И.Т. Балабанов. - СПб., 2001.
Василевская И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие /И.В. Васильевская. – М., 205.
Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханьский. - М.: 2002.
Глухов В.В. Менеджмент / В.В. Глухов. - М., 1999.
Завлин П.И. Оценка эффективности инноваций П.И. Завлин. - СПб., 1998.
Завлин П.И., Ипатов А.А. и др. Инновационная активность в
условиях рынка / П.И.Завлин, А.А. Ипатов. - СПб., 1994.
Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. проф. Л.Н. Оголевой. - М., 2001.
Интеллектуальная собственность: Словарь-справочник /Под ред. А.Д. Корчагина. – М., 1995.
Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. /Ф. Котлер. М., 1990.
Краюхин Г.А., Шайбакова Л.Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание / Санкт-Петербург. Гос. инж.-экон. акад. - СПб., 1995.
Лазарев В.С. Управление инновациями в школе / В.В. Лазарев. – М., 2008.
Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг / Н.Н. Молчанов. - СПб., 1994.
Основы инновационного менеджмента: Теория и практика:
Поташник М.М. Развитие школы как инновационный процесс. / М.М. Поташник. - М., 1994.
Поташник М.М., Лазарев В.С. Как разработать программу развития школы / В. С. Лазарев, М. М. Поташник - М., 1993.
Руднев А.В. Инновационный менеджмент / А.А. Руднев. - М., 1998.
Управление инновационным проектом. Опыт «1ВМ». - М., 1995.
Управление исследованиями, разработками и инновационными
проектами / Под ред. СВ. Валдайцева. - СПб., 1995.
Уткин Э.А. и др. Инновационный менеджмент / Э.А. Уткин. - М., 1996.
Тазиев С.Ф. Программно-целевое проектирование деятельности детского оздоровительного лагеря / С.Ф. Тазиев. – Елабуга, 2008.
Тазиев С.Ф. Управление образовательными системами / С.Ф. Тазиев. – Елабуга, 2008.
Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. - М., 2000.
Фоломьев А.Н. Менеджмент инноваций / А.Н. Фоломьев. - М., 1998.
Фролова Н.А. Управление инновационным проектом / Н.А. Фролова. - М., 1995.
Хохлов Н.В. Управление риском: Учеб. пособие для вузов /Н.В. Хохлов. – М., 2001.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание / А.А. Хуторской. - М., 2005.
Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. - М., 1982.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Основы теории и методологии педагогической инноватики
1. 1. Предмет и содержание дисциплины «инновационный менеджмент в образовании»
1.2. Инноватика как область знаний
1.3. Становление научной концепции инновационного менеджмента
Раздел 2. Педагогическая инновация как объект инновационного менеджмента в образовании
2.1. Педагогическая инноватика
2.2. Понятие и объекты интеллектуальной собственности
2.3. Структура инновационного процесса
Раздел 3. Движущие мотивы инновационной деятельности
3.1. Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования
3.2. Государственная инновационная политика в сфере образования
Раздел 4. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении
4.1.. Цели, задачи и принципы инновационного менеджмента
4.2. Виды инновационного менеджмента в образовании
4.3. Функции инновационного менеджмента
4.4. Этапы инновационного менеджмента
4.5. Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности.
Раздел 5. Организационные формы инновационной деятельности в образовательном учреждении
5.1. Инновационный потенциал образовательного учреждения
5.2. Организационные инновации
5.3. Организационные формы инновационной деятельности
Раздел 6. Инновационное предпринимательство и риски
6.1. Инновационный проект и его виды
6.2. Содержание инновационных проектов
6.3. Порядок разработки и экспертизы инновационного проекта
6.4. Финансирование инновационной деятельности
6.5. Риск инновационных проектов и методы его снижения
7. Глоссарий
8. Использованная литература
|
3
3
|
|