Навигация по странице:
|
Тазиев Инновационный менедмент в обр. Инновационный менеджмент в образовании
|
Название |
Инновационный менеджмент в образовании
|
Анкор |
Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc |
Дата |
12.04.2017 |
Размер |
1.67 Mb. |
Формат файла |
|
Имя файла |
Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc |
Тип |
Документы
#557
|
Категория |
Экономика. Финансы |
страница |
8 из 11 |
|
Организация работ по выполнению проекта (программы)
Неотъемлемой частью инновационного менеджмента является организация работы по выполнению намеченной программы действий, то есть определение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п.
По большому счету программа - это план действий в области управления инновациями. В этом плане необходимо предусмотреть что, когда, кто и за счет каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией. Поэтому разработка программы обычно представляет собой достаточно трудоемкий процесс, для осуществления которого необходимо: а) определить цели и задачи; б) проработать различные варианты их решения; в) выбрать один из вариантов и разработать комплексную программу его реализации; г) создать механизм реализации комплексной программы, т.е. назначить конкретных исполнителей, определить их права и обязанности, выделить участки работы и т.п.
Прообразом программы может являться сетевой график, который составляется для выполнения разработанной программы и наглядно отражает все работы, необходимые для достижения конечной цели.
Сетевой график - это так называемая модель достижения поставленной цели. Причем эта модель динамично приспособлена для анализа различных вариантов достижения цели, внесения каких-либо изменений, оптимизации процессов и т.п.
Метод сетевого планирования - это совокупность определенных приемов, позволяющих с помощью сетевого графика (сетевой модели) рационально осуществлять всю программу управления инновациями. Более подробно с методикой сетевого планирования можно ознакомиться на сайте:
http://www.dist-cons.ru/modules/innova/section4.html
Осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры.
Структура организации инновационного процесса определяет величины затрат по реализации и инновационного лага.
Существует функциональная, тематическая и матричная формы организации инновационных проектов.
При функциональной организации работы по программе распределяются по специализированным подразделениям, каждое из которых выполняет определенную часть проекта. Менеджеры подразделений несут ответственность за выполнение задач в рамках своей части проекта. Функциональная организация ориентирована на выполнение определенной функции. Достоинства функциональной структуры заключаются в использовании существующей организационной структуры организации, обеспечении равномерной загруженности персонала и оборудования, возможности использования стандартных операций. Обычно трудности возникают при координации деятельности различных подразделений, при необходимости совмещения этапов. Для сложных масштабных проектов подобная структура неприемлема.
При использовании тематической организации управления инновациями формируют тематические подразделения, объединяющие специалистов различных профилей. Подразделения функционируют практически автономно и осуществляют проведение работ по своим направлениям от начала до конца. Тематическая организация деятельности направлена на конечный результат. Ее преимущества: возможность осуществления полного контроля и своевременной корректировки проекта при изменении внешних и внутренних условий, высокая ответственность руководителя за результат инновационной деятельности, возможность параллельно-последовательного осуществления работ по проекту. Недостатки этой структуры заключаются в невозможности полной загрузки исполнителей из-за изменения объемов и содержания работ на различных стадиях инновационного проекта, низкого уровня стандартизации решений (каждый раз приходится «изобретать велосипед»).
Наиболее эффективной формой организации инновационных процессов является матричная структура, особенность которой состоит в разделении управленческой и профессиональной ответственности. При матричной организации инновационного проекта специалисты различных функциональных отделов привлекаются к работам по направлению, при этом единое подразделение не формируется. Обязанности по управлению инновационным проектом и ответственность за конечный результат возлагается на руководителя инновационным проектом. Функциональные руководители обеспечивают реализацию решений, принятых руководителем проекта. Для избежания двойного подчинения специалисты, привлеченные к работам по теме, подчиняются функциональным руководителям, которые в свою очередь несут ответственность за часть работ по проекту перед линейным руководителем.
Для избежания конфликтов при осуществлении инновационного процесса руководитель по проекту должен обладать большим статусом, чем функциональные менеджеры.
Достоинство матричных структур заключается в их динамичности, возможности полноценного использования творческого потенциала сотрудников, поэтому наиболее широкое применение они нашли в аэрокосмической промышленности при реализации масштабных проектов с ограниченными временными и финансовыми ресурсами.
Всякое (особенно комплексное) нововведение ведет к нарушению устойчивости организации, к пересмотру многих принципов, правил, управленческих цепочек и т.д. Поэтому инновационные изменения должны базироваться на следующих основных принципах:
– упрощения организации (сокращения иерархических ступенек, бюрократических структур и процедур, четкости инструкций и прозрачности целей);
– автономии отдельных звеньев (делегирования полномочий, передачи ответственности и расширении свободы действия в структурных подразделениях и творческих группах);
– управления через культуру (объединения автономных самоуправляющихся общностей вокруг корпоративных целей и ценностей).
Поэтому управление инновациями в сфере образования требует применения специальных методов активизации изменений и может быть названо «культурным» (или символическим) менеджментом, опирающимся на внедрение мобилизующих ценностных установок, ориентаций, потребностей и создание креативных групп, или центров продвижения.
Любая система – и ОУ здесь не исключение – только тогда успешно развивается и адекватно реагирует на запросы среды (или даже формирует эту среду), когда она динамична, имеет четкую стратегию развития, ставя перед собой последовательные цели и успешно решая промежуточные задачи. В нынешней ситуации, когда престиж учителя сильно подорван, оценка обществом его труда низка, а социальный заказ предельно утилитарен, идеологический ресурс – это реальный стержень, стабилизирующий систему и вдохновляющий педагогов на неформальные усилия.
Стратегия учебного заведения определяется видением – образом желаемого будущего + перспективной целью, задающей параметры «большого общего результата» и подчиняющей остальные задачи и организующей деятельность всего коллектива. Соответственно стратегия определяет и идеологию школы.
Идеология школы – это ее миссия, ценности, приоритеты развития и элементы корпоративной культуры (неписаные законы, традиции, ритуалы, имиджевые элементы и т.п.). Идеология производна от стратегии: нельзя абстрактно придумать некую идеологию школы, а потом пытаться ее внедрить в сознание школьного коллектива и другой общественности. В этом случае реальная политика разойдется с имиджем, который будет выглядеть внешним, искусственным – мертвой пропагандой и приторной саморекламой. Люди судят о любом субъекте, человеке или институте по его действиям, поэтому идеология должна не расходиться с ними, а опережать их, подготавливать, интерпретировать и т.п.
Миссия школы – социально значимая цель ее существования, организующая всю деятельность и лежащая в основе образовательной программы. Для внешнего окружения миссия выглядит как «уникальное предложение», специфическое позиционирование школы, как ее выгодное отличие от других школ. Миссия отражается в девизе (гимне, клятве, слогане) образовательного учреждения и в своей краткой формулировке должна быть известна каждому человеку, имеющему хоть какое-то отношение к школе. В идеале представление о собственном лице (образе, имидже) школы должно сформироваться у всех аудиторий, от которых зависит ее существование.
Трансфер и диффузия инновации
Трансфер (иногда - трансферт) [transfer] образовательных инноваций - это движение инноваций с применением каких-либо информационных каналов от одного ее частного или коллективного носителя к другому. С помощью трансфера осуществляется поддержка коммерческой деятельности организации.
Принято выделять 3 основные формы трансфера:
1. Внутренний трансфер, когда происходит передача информации между разными подразделениями одной организации.
2. Квазивнутренний трансфер, т. е. движение информации внутри союза организаций (например, городской системы образования) и самостоятельных юридических лиц.
3. Внешний трансфер, т. е. процесс распространения информации, в котором задействованы независимые разработчики и потребители инноваций, между различными учреждениями.
В основе трансферта лежит передача информации, полученной путем сканирования и мониторинга.
Сканирование и мониторинг инноваций - это обзор и обработка информации об исследованиях и новшествах. Необходимость проведения данных мероприятий заключается в исследовании рынка Об/Ус для принятия правильного направления дальнейшего развития организации.
Классификация трансфера технологий проводится по следующим признакам:
1) направление отправки технологий: а) вертикальная передача - от разработки до производства; б) горизонтальная передача - передача из одной области науки в другую;
2) количество участников и степень их участия: а) активная передача - передача через посредника; б) пассивная передача - производитель инновации самостоятельно ищет покупателя;
3) подготовка производства: а) имитационная передача - без изменения производства; б) адаптивная передача - производство приспосабливается к новой технологии; в) инновативная передача - полное изменение производства.
Трансфер подразделяется на коммерческий и некоммерческий.
Инновационный менеджмент ориентирован в конечном счете на получение коммерческой выгоды, поэтому заключительным этапом инновационного процесса является коммерциализация нововведения.
Коммерциализация инноваций (коммерческий трансфер) - это элемент трансфера, при котором потребитель (покупатель) выплачивает вознаграждение владельцу (который может быть, а может и не быть разработчиком) инновации в той или иной форме и размерах, определяемых взаимосогласованными договорными условиями. К коммерческим формам передачи технологий относятся лицензионные соглашения, инжиниринг, контракты и субконтракты на проведение совместных научно-исследовательских и опытно-педагогических работ, связанные с уступкой, передачей и защитой прав на интеллектуальную и образовательную собственность.
Объектами коммерческого трансфера в образовании являются: 1) патенты на изобретения, свидетельства на авторские образовательные программы, технологии, методики, учебные пособия и т.п. за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче инноваций; 2) ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей, образцов, инструкций, чертежей, спецификаций, технологической оснастки и инструмента, услуг консультантов и подготовки педагогических кадров; 3) научно-методические и технологические знания и информация.
Коммерциализация включает предварительное размещение нового продукта на рынке для привлечения потенциальных потребителей («зондаж рынка»), а затем осуществление диффузии инновации.
«Зондаж рынка» может проводиться путем предоставления новшества в пробное пользование, экспонирования на выставках и ярмарках, реализации по льготным ценам. В результате инноватор получает информацию о том, как была воспринята инновация потребителем, какие характеристики не устраивают потребителя, что надо доработать в новом продукте для улучшения потребительских свойств.
После получения положительного отклика инноватор приступает к осуществлению масштабного распространения нововведения.
На стадии коммерциализации новшества основная задача менеджера состоит в разработке комплекса необходимых мероприятий по продвижению нововведения на рынке. При этом учитываются следующие аспекты: а) политика ценообразования; б) рекламная политика; в) сбытовая политика.
В свою очередь, диффузия инновационных знаний и информации, в отличие от коммерциализации, является некоммерческим элементом трансфера инноваций. Диффузия инноваций – это этап инновационного процесса, в ходе которого происходит массовое распространение материализованных знаний в виде новых продуктов или технологий, полученных на предыдущих этапах инновационного процесса Диффузия инноваций - это процесс, посредством которого инновация распространяется по коммуникационным каналам во времени и в пространстве среди участников социальной системы. Этот способ реализуется либо в тех случаях, когда владелец знания не осознает, не имеет возможности или не заинтересован в его коммерциализации, либо в случаях, когда само знание, являясь фундаментальным, базовым, не подлежит коммерциализации.
Объектами некоммерческого трансфера являются: 1) научно-педагогическая и учебная литература, справочники, стандарты, описания патентов, каталоги проспектов и т.п.; 2) конференции, симпозиумы, выставки; 3) обучение и стажировка педагогов на безвозмездной основе или на условиях паритетного возмещения расходов сторонами.
Если инноватор не имеет возможности или желания использовать новшество в собственной деятельности, то он может осуществить коммерциализацию нововведения путем предоставления лицензии любому заинтересованному лицу на возмездной основе.
Предоставление лицензий осуществляется путем заключения лицензионного договора. Лицензионный договор - соглашение, в соответствии с которым одна сторона - владелец исключительных прав на объект интеллектуальной, инновационной собственности, называемый лицензиаром, предоставляет другой стороне, называемой лицензиатом, права на использование объекта собственности на условиях, которые стороны согласовывают в тексте договора.
В практике лицензионной торговли используются различные типы лицензионных договоров, отличающихся по предмету и виду лицензий, объему передаваемых прав, по способу охраны: а) патентная, б) беспатентная, в) неисключительная (простая), г) исключительная, д) полная, е) возвратная, ё) принудительная и др.
Мониторинг (отслеживание) программ по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий
Что такое мониторинг программ? Если подходить к программе как к деятельности, направленной на достижение определенной цели за ограниченное время при использовании заранее определенных ресурсов, то нельзя забывать, что важным элементом разработки программы является планирование процесса ее выполнения. Для осуществления программы необходимы ресурсы, под которыми можно понимать материалы, людей, технологии и.т.д. Каждой программе для нормального функционирования требуется отслеживание и анализ полученных результатов. Мониторингом программ является функция отслеживания хода и результатов работы программы.
Оценка и мониторинг программ. Важно различать такие понятия как оценка и мониторинг программ. Сущность этих понятий одинакова – отслеживание хода и результатов программ и выдача информации лицам, принимающим решение. Однако между ними существуют и различия, которые заключаются в вопросах, на которые должны ответить проведение мониторинга или оценки. Мониторинг программ призван ответить на вопрос «как идут дела?». Он базируется на отслеживании текущей ситуации и сравнении реального положения дел с раннее разработанным планом.
Виды индикаторов мониторинга (Индикатор - доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, в экспериментальной ситуации индикаторы замещают, обнаруживают и представляют другие характеристики измеряемого объекта, обычно недоступные наблюдению. Мониторинг ресурсов – измерение количества потребляемых ресурсов): 1. Мониторинг продуктов – измерение количества предоставляемых услуг. 2. Мониторинг результатов – измерение результатов от реализации программы для предоставления услуг. 3. Мониторинг эффективности – сопоставление полученных продуктов или результатов и затраченных ресурсов.
Важно различать такие понятия как «продукт» и «результат». Под первым подразумевается то, что делается по программе, а под вторым то, что получают клиенты.
Виды мониторинга:
1. Реализация программ. Данный вид мониторинга направлен на сбор информации об основных ресурсах и продуктах программы.
2. Анализ качества предоставленных услуг. Данный вид мониторинга направлен на сбор информации о качестве, предоставляемых услуг с использованием «обратной связи».
3. Финансовый менеджмент. Финансовый мониторинга используется для отслеживания направлений использования ресурсов и результатов, получаемых при использовании ресурсов.
4. Мониторинг оборудования - программа для мониторинга и управлением оборудованием - датчиками и приборами, например на предприятии. Позволяет управлять процессами дистанционно с использованием Интернет или локальных сетей.
5. Определение степени удовлетворенности клиентов. Данный вид мониторинга тесно связан с мониторингом качества услуг. Инструментами данного вида мониторинга являются различные опросы, интервью и.т.д.
Построение системы мониторинга. При проведении мониторинга программы необходимо отслеживать следующие элементы:
а) использование ресурсов (соответствие потраченных ресурсов плану)
б) процесс выполнения программы (соответствие содержания и сроков мероприятий графику выполнения работ, соблюдение технологий, методов, процедур):
в) результаты проведения программы (на сколько достигаются поставленные цели):
г) влияние проведения программы (как проведение программы влияет на ситуацию, в чем заключается ее влияние).
После того как программа разработана и определены элементы, которые будут входить в систему мониторинга программы. Данные элементы, как правило, зависят от содержания программы. Однако общая схема построения системы мониторинга программы включает в себя семь элементов. Во-первых, необходимо определить показатели (индикаторы) на основе которых будет проводиться мониторинг программы, то есть будет отслеживаться ход программы. Во-вторых, определить источники сбора информации для проведения мониторинга. Затем выбрать методику сбора информации, определить с какой периодичностью будет получаться информация о программе. Для исключения получения лишней информации нужно в качестве индикатора для отбора информации ввести необходимость четкой аргументации собранной информации. От периодичности получения информации о программе зависит стоимость мониторинга. Необходимым условием является создание группы, которая будет получать, поставлять и обрабатывать полученную информацию. В процессе мониторинга важна методика обработки и анализа информации, а также определение лиц, которые получат данную информацию.
Уровни мониторинга. Структура программы мониторинга будет зависеть от вида услуг, территориального охвата программы и количества участников.
1. Мониторинг отдельных функций или небольших программ. На данном уровне мониторинг можно проводить по недельным или месячным отчетам менеджеров, содержащих информацию о проведении программы.
2. Мониторинг муниципальных или региональных программ. Для проведения данного вида мониторинга разрабатываются специальные формы отчетов. Основой для мониторинга на данном уровне являются количественные данные.
3. Отраслевой мониторинг. Данный вид мониторинга проводится внутри отрасли на базе различных видов отчетов (годовых, квартальных и.т.д.).
Типология мониторинга программ:
Контроль тенденций (trend monitoring). Использования термина «тренд» названии данного вида мониторинга предполагает, что изменения происходят регулярно, они спланированы и происходят через определенные промежутки времени в краткосрочном периоде и являются специфическим параметром для динамики в долгосрочном периоде. Как правило, данные для такого вида мониторинга не собираются специально для оценки различных показателей, они могут использоваться для различных аспектов мониторинга и оценки.
Мониторинг базового уровня (baseline monitoring). Данный вид мониторинга используется для характеристики существующих качественных условий для планирования программы или бедующего сравнения программ. Основной задачей мониторинга базового уровня является сбор как можно большего количества временных изменений интересующих компонентов программы. Однако недостатком данного метода является отсутствие ясности в процессе перетекания мониторинга базового уровня в контроль тенденций.
Мониторинг исполнения программы (Implementation monitoeing). Данный вид мониторинга оценивает действия, исполняемые согласно плану. Наиболее распространенным примером мониторинга исполнения программы является определение лучшей практики управления как оценка влияния программы на окружающую среду, различных планов и документов. Обычно данный вид мониторинга используется для составления административных обзоров и отчетов и не включает в себя отслеживания качественных характеристик программы. Многие эксперты полагают, что мониторинг исполнения программы является наиболее рентабельным, так является методом сбора информации о программе из различных источников, что делает реальное представление о программе более полным.
Мониторинг эффективности программы(effectivness monitoring). Если мониторинг исполнения программы нацелен на оценку деятельности, включенной в план, то мониторинг эффективности используется, чтобы оценить специфические действия, которые вызывают нежелательный эффект.
Мониторинг проекта (project monitoring). Данный тип мониторинга программ оценивает влияние некоторого действия или проекта на программу и окружающую ее среду. Такой вид мониторинга реализуется с помощью применения метода сравнивания данных, собранных в процессе проведения программы или после ее проведения.
Мониторинг соответствия программе (сompliance monitoring). Целью данного вида мониторинга является установление специфических показателей и критериев программы. Критерии могут быть как количественными, так и описательными. Выделяемые критерии зависят от программы, от среды в которой она выполняется Выбор метода мониторинга и разработка системы мониторинга является наиболее эффективной на стадии разработки программы.
|
|
|