Главная страница
Навигация по странице:

Тазиев Инновационный менедмент в обр. Инновационный менеджмент в образовании


Скачать 1.67 Mb.
Название Инновационный менеджмент в образовании
Анкор Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.67 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc
Тип Документы
#557
Категория Экономика. Финансы
страница 9 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Контроль за выполнением намеченной программы. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. корректировка приемов менеджмента инновации

При осуществлении инновационного процесса необходимым инструментом достижения намеченных целей является контроль над исполнением календарных планов и расходованием ресурсов.

Задача контроля как функции управления заключается в обеспечении соответствия временных, финансовых и качественных характеристик проекта плановым показателям.

Контроль включает четыре этапа: 1. Сбор информации по проекту. 2. Анализ информации: выявление отклонении фактических
значений от плановых и причин, их вызвавших. 3. Прогноз дальнейшего развития ситуации. 4. Разработка корректирующих действий.

Для получения данных о результатах деятельности мо­гут быть использованы различные методы, выбор которых определяется целями контроля и иерархическим уровнем субъекта контроля:

а) контроль в момент окончания работ (метод «0-100»);

б) контроль в момент 50%-го выполнения работ (метод «50-50»);

в) контроль по завершению определенного этапа работ (метод контроля по вехам);

г) регулярный оперативный контроль через равные промежутки времени (мониторинг).

На уровне высшего менеджмента осуществляется стратегический контроль и используются методы «0-100» и «50-50» для сбора информации. На уровне среднего и низшего управленческих звеньев - контроль по вехам и мониторинг инновационного процесса.

Полученные данные анализируются. В результате анализа определяется степень отклонения фактических параметров про­екта от плановых значений, составляются сценарии развития си­туации а также выявляются факторы, затрудняющие осуществ­ление инновационного процесса. К числу негативных факторов относятся: а) отсутствие квалифицированного персонала; б) технические проблемы; в) недостаточность финансирования; г) неэффективная организация проекта; д) отсутствие налаженных коммуникационных связей и пр.

Не менее важны анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. При анализе прежде всего выявляют: помогли ли используемые приемы достигнуть поставленной цели, как быстро, с какими усилиями и затратами была достигнута эта цель, нельзя ли методы менеджмента инноваций использовать более эффективно.

В случае, если выявленные отклонения фактических зна­чений от плановых значительны (по любому из контролируе­мых параметров: сроки осуществления проекта, расходование Финансовых средств, качество конечного продукта), то для ус­транения причин сдерживающих нормальный ход инноваци­онного процесса составляются программы корректирующих действий.

При анализе достигнутых результатов по проекту для выяв­ления их отклонения от плановых показателей полученные данные удобно представить в графическом виде.
4.5. ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ КАК ОСОБЫЙ ВИД ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особенности инновационного маркетинга в ОУ

Инновационный маркетинг представляет собой технологию использования комплекса маркетинговых мер на протяжении всего жизненного цикла нововведения, начиная с поиска инновационной идеи и заканчивая уходом товара с рынка. Маркетинг является неотъемлемым элементом инновацион­ного менеджмента, позволяющим увеличить отдачу от коммер­циализации нововведений.

Традиционными объектами маркетинга являются товары и услуги, несколько последних десятилетий к ним относят также идеи. В числе других объектов - организации (как уже существующие и предлагаемые к продаже, так и проектируемые), территории (включая зоны хозяйственной застройки, земли для строительства жилья или для отдыха и др.), а также отдельные люди (артисты, политики и другие персоналии). В наиболее широком смысле объектом маркетинга становится любой объект, который предлагается на рынке для обмена на определенное количество каких-либо благ и на этих условиях пользуется спросом.

Маркетинг в сфере образования имеет дело со всеми упомянутыми категориями его объектов. Для обучающихся, как правило, немаловажно, где расположено ОУ и какими возможностями для их проживания оно располагает (в этой связи актуален маркетинг территорий). Весьма весом общественный престиж, статус самого ОУ (маркетинг организаций) и реноме его преподавателей (маркетинг личностей). Не нуждается в обосновании актуальность маркетинга идей, как важнейших компонентов образовательного процесса; причем речь должна идти как об идеях по профилю подготовки, так и о педагогических идеях. Безусловно также, что в образовании широко применим и маркетинг товаров (материальных), куда входят не только товары, являющиеся для образования инвестиционными (учебное оборудование, аппаратура и т.п.), но и товары - продукты практической деятельности ОУ, его персонала и обучающихся. Каждая из этих разновидностей маркетинга по его объектам обладает своими особенностями, требует особых подходов.

Вместе с тем ясно, что маркетинг в образовании - это преимущественно маркетинг образовательных продуктов и Об/Ус. Выделим в этой связи ряд особенностей услуг как таковых.

Услуги нематериальны, не осязаемы до момента их приобретения. Услуги приходится приобретать, веря «на слово». Чтобы убедить клиента сделать это, производители услуг стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.

Услуги неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их. Любая замена учителя, преподавателя, тьютора может изменить процесс и результат оказания Об/Ус, а следовательно, изменить и спрос. Общительность, доброжелательность, умение владеть собой, вызывать доверие - обязательные требования к работникам сферы услуг, тем более – Об/Ус. Особенность последних - в том, что их потребление начинается одновременно с началом их оказания. Более того, сама технология оказания Об/Ус включает активное взаимодействие с их будущим потребителем (например, «педагогика сотрудничества»).

Услуги непостоянны по качеству. Это связано прежде всего с их неотделимостью от субъектов-исполнителей (результат услуги зависит даже от настроения педагога), а также с невозможностью и нецелесообразностью определения жестких стандартов на процессы и результаты оказания услуг. Непостоянство Об/Ус имеет еще одну причину - изменчивость «исходного материала» - обучающегося.

Услуги несохраняемы. Для Об/Ус несохраняемость имеет две ипостаси. С одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса. учебная информация может быть зафиксирована на материальных носителях. Но для Об/Ус действует другая сторона несохраняемости - естественное для человека забывание полученной информации, знаний. Социальный прогресс также вносит свою лепту в устаревание знаний по целому ряду дисциплин, особенно - в быстро меняющемся обществе, в переходные периоды. Все это делает весьма актуальным дальнейшее сопровождение Об/Ус уже в процессе трудовой деятельности выпускников и задает требование непрерывности образования.

Ассортимент Об/Ус как объекта маркетинга весьма обширен.

Отметим, что наряду с главным критерием содержания, тематической направленности, т.е. профилем и специализацией образования, в этой сфере действуют также критерии глубины, основательности, длительности подготовки, ее широты, степени фундаментальности, а также степени практической ориентации на решение проблем конкретных потребителей и др. Все это тесно взаимодействует с качественными критериями, а также с критериями технологичности образования. Услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов, как и общеобразовательные услуги, оказываются так или иначе в комплексе с созданием духовных ценностей, преобразованием личности обучающегося, а в конечном счете - с повышением духовного потенциала общества.

Собственно Об/Ус часто дополняются сопутствующими услугами, передачей материальных или материализованных продуктов, обладателями или производителями которых выступают учебные заведения. Это информационные, консультационные, экспертные, инжиниринговые услуги, лизинг (аренда техники, приборов и оборудования, каналов связи, а также помещений и территорий, в т.ч. - для научных парков, как например, при МГУ).

Вместе с Об/Ус реализуется интеллектуальная собственность работников и коллективов ОУ - изобретения, патенты, программы исследований, обучения и практических работ, другие инновационные услуги и продукты, а также товарная символика производителей подобных услуг - наименования, логотипы, товарные знаки и т.п.

Перспективен маркетинг научных и учебных школ, личностей выдающихся ученых и педагогов, преподавателей. В этом случае он может тесно сливаться с маркетингом идей или педагогических технологий, например, школы Вальдорфской педагогики, системы Монтессори, развивающего обучения и т.п.

Крупные ОУ также активно проводят маркетинг организаций, создаваемых при них или с их участием, включая совместные предприятия, технополисы и т.д. Объектами маркетинга становятся также услуги гостиниц, общежитий, предприятий питания при учебных заведениях, услуги их спортивных и оздоровительных центров и др.

Все это и подразумевается под предложенным нами собирательным термином «образовательные услуги и продукты», которые представляют собой комплекс объектов маркетинга в сфере образования; вместе с тем, в дальнейшем речь будет идти преимущественно о собственно образовательных услугах, т.к. это важнейший и наиболее специфический тип объектов маркетинга в образовании.

Кроме выделенных черт услуг как таковых и проявленных в связи с ними особенностей услуг в сфере образования, а также известного аспекта сезонности Об/Ус последние характеризуются еще рядом существенных отличий. Это высокая стоимость Об/Ус (так же, как научных и других интеллектуальных услуг); относительная длительность их исполнения (оказания); отсроченность выявления результативности и зависимость результатов от условий будущей работы и жизни выпускника; необходимость дальнейшего сопровождения услуг; зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся и др.

Реальными участниками маркетинговых отношений являются далеко не только ОУ, но и потребители (отдельные личности, предприятия и организации), широкие круги посредников (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению Об/Ус на рынке.

Особую роль среди субъектов маркетинга Об/Ус играет личность учащегося, студента, слушателя. Это не просто материальный носитель Об/Ус, копилка передаваемых знаний, не только их пользователь в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель. Личность отличается от остальных потребителей Об/Ус тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных и других благ, не только для зарабатывания средств к жизни, но еще и для себя, для удовлетворения собственных потребностей напрямую, прежде всего - познавательных потребностей.

Именно эта личность, персонифицированный носитель, обладатель, пользователь и конечный потребитель Об/Ус осуществляет конкретный выбор своей будущей специальности и специализации, сроков, места и формы обучения, источников его финансирования, а также выбор будущего места работы (или следующей ступени образования) и всего комплекса условий реализации приобретенного потенциала. Благодаря и вокруг этого личностного выбора встречаются и налаживают свои отношения все остальные субъекты рынка и маркетинга Об/Ус, объединяемые этим центральным субъектом.

Парадокс состоит в том, что как раз этот центральный субъект - личность - является наиболее беззащитным, малоинформированным новичком в маркетинге Об/Ус по сравнению с остальными субъектами. Поэтому именно личность обучающегося (в т.ч. потенциального) должна быть в центре внимания информационных потоков и коммуникаций, других маркетинговых усилий и забот, а также обязательным и уважаемым участником всех сделок в данной сфере.

С учетом этого определяются значимость и роли других потребителей Об/Ус, среди которых фирмы, предприятия, учреждения и организации, включая в этом качестве и органы управления. Выступая как промежуточные (а не конечные) потребители Об/Ус, они формируют более или менее организованный спрос на них и предъявляют его на рынке. Сейчас многие фирмы предпочитают лишь кратковременные по срокам оказания Об/Ус, а специалистов набирают таким образом, чтобы не оплачивать услуги вуза (например, переводом работников с других предприятий). Однако такая конъюнктура и такая стратегия не может быть долговременной.

В любом случае за организациями-потребителями Об/Ус остаются такие функции, как: а) информирование ОУ и структур, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе; б) установление особых требований к качеству Об/Ус и к своим будущим работникам с позиции профессиональных и должностных требований, соответствующее участие в оценке качества Об/Ус; в) определение места, эффективных условий будущей трудовой деятельности выпускников и соблюдение, выполнение этих условий; г) полное или частичное возмещение затрат, оплата или иные формы компенсации за оказанные услуги.

ОУ выступают в роли субъектов, формирующих предложение, оказывающих и продающих Об/Ус. Остановимся прежде всего на образовательных учреждениях высшей и средней школы.

В высшей школе Российской Федерации существуют следующие виды учебных заведений: университет, академия, институт, колледж.

Университеты развивают образование, науку и культуру путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего и послевузовского образования по наиболее широкому спектру направлений.

Академии действуют преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры, выступают ведущими научно-методическими центрами в сфере своей деятельности. Они готовят специалистов высшей квалификации и переподготавливают руководящие кадры определенной отрасли (группы отраслей).

Институты как самостоятельные учебные заведения или как структурные подразделения университетов, академий, институтов реализуют образовательно-профессиональные программы на уровне не ниже базового образования по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляют научные исследования.

Колледжи реализуют образовательно-профессиональные программы высшего образования первого уровня и среднего профессионального уровня.

Общеобразовательные учреждения оказывают Об/Ус, различные по уровню общего образования: начальное - 3-4 года, основное - 5-6 лет, среднее (полное) - 10-11 (12) лет. В последнее время их услуги стали в большей массе различаться и содержательно, прежде всего по глубине профилирования образования: профилирование классов, углубленное изучение предметов, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Отдельными общеобразовательными учреждениями предоставляется гуманитарное (гимназии) или естественнонаучное, техническое (лицеи) образование.

Ряд общеобразовательных учреждений нацеливают свои Об/Ус на удовлетворение запросов населения независимо от возраста и уровня образования. Так, вечерние и открытые (сменные) общеобразовательные школы оказывают с учетом возможностей и особенностей Об/Ус по реализации профессиональных программ начального и дополнительного образования в формах очного, заочного, семейного образования, самообразования, экстерната. Центры образования наряду с общеобразовательными программами различных уровней оказывают Об/Ус по социально значимым для своего региона программам начального профессионального и дополнительного образования в соответствии с лицензией.

Есть и общеобразовательные учреждения, ориентированные на Об/Ус в отношении особых категорий обучающихся, например, лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в т.ч. несовершеннолетних осужденных - вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ), общеобразовательные школы воспитательно-трудовых колоний.

С точки зрения маркетинга в функции ОУ входит:

а) оказание обучающимся Об/Ус, передача желаемых и необходимых ЗУН (как по содержанию и объему, так и по ассортименту и качеству);

б) производство и оказание сопутствующих Об/Ус, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста;

в) оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования Об/Ус и др.

ОУ как субъекты, формирующие и осуществляющие предложение Об/Ус на рынок, играют решающую роль в становлении маркетинга в сфере образования.

Посреднические структуры на рынке Об/Ус пока еще находятся в стадии формирования, развертывания своей маркетинговой активности. К ним относятся службы занятости и биржи труда, образовательные фонды, ассоциации ОУ (например, вузов или школ бизнеса) и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Они содействуют эффективному продвижению Об/Ус на рынке и могут выполнять такие функции как: 1) накопление, обработка, анализ и продажа (предоставление) информации о конъюнктуре рынка Об/Ус, консультирование других субъектов; 2) участие в процессах аккредитации образовательных учреждений, осуществление рекламной деятельности, юридической поддержки; формирование каналов сбыта, организация заключения и содействие выполнению сделок по Об/Ус; 3) участие в финансировании, кредитовании и других формах материальной, ресурсной поддержки производителей и потребителей Об/Ус, в т.ч. - через систему личных государственных и иных образовательных кредитов.

Проблемное содержание и функции маркетинга Об/Ус

На развитых рынках в проблемное содержание маркетинга входят находящиеся в едином комплексе функции и проблемы товарной политики (качество, ассортимент, сервис), ценообразование и адаптация цен, коммуникации (рекламная политика, организация взаимоотношений с общественностью и прямых контактов с клиентами, выставочная и ярмарочная деятельность), товародвижение, сбыт и продажи, а также проблемы персонала (отбор, обучение, организация труда и стимулирование для эффективного выполнения маркетинговых функций).

Маркетинг функционирует, начиная с исследования рынка, планирования и воплощения замысла товара или услуги, через их продвижение на рынок и вплоть до исчерпывающего использования продукции, до фактического удовлетворения выбранных целевых групп потребителей.

Отечественным производителям, и в том числе производителям Об/Ус, длительное время находившимся под контролем и диктатом государственных органов управления, многие из этих функций непривычны, не освоены ими.

Традиционными для характеристики проблемного содержания маркетинга являются вопросы: Что производить и предлагать на рынок? Какого качества? Сколько? Где продавать? Когда? По какой цене и на каких условиях? Собственно говоря, взаимоотношения субъектов рынка, составляющие предмет маркетинга, как раз и организуются по поводу оптимального разрешения этих вопросов. Естественно, что эти вопросы необходимо адаптировать к конкретной сфере реализации маркетинга, в данном случае - к сфере образования. Целесообразно обсудить в этой связи комплекс вопросов, предложенных Г.Г.Азгальдовым.

Кого учить? Эта проблема особенно деликатна, т.к. она сразу задает комплекс вопросов выбора исходного «человеческого материала», который, как уже отмечалось, сам выступает активным участником маркетинговых отношений, сам осуществляет свой выбор.

ОУ оказывается перед очень нелегкой проблемой определения, кого приглашать на учебу и отбирать, кто составит контингент обучающихся: те, у кого нет проблем с оплатой Об/Ус; те, кого легче обучать (в т.ч. как за счет имеющегося запаса знаний или за счет способностей к их восприятию и освоению); те, кто способен быстро «выучить и сдать» пройденный материал? Безусловно, выбор ни одной из этих категорий не может гарантировать главного: способности эффективно использовать, потреблять результаты Об/Ус.

Зачем и чему учить? Этот двойной вопрос тесно связан с конкретной структурой потребностей целевых групп клиентов и характеризует выбор целей (поэтому он связан с первым вопросом) и средств образовательного процесса, поиск оптимального соотношения между общекультурными, фундаментальными и специальными, прикладными знаниями.

Сколько учить? Предстоит выбрать, в каких случаях целесообразно уменьшать или увеличивать сроки обучения, использовать принцип экстерна, многоступенчатый подход к образованию.

Где учить? Имеется в виду выбор типа ОУ, с учетом места его расположения: в самом учреждении, в его филиале, в столичном вузе по договору с ним, в зарубежном ОУ и др.

Как учить? Хотя технология изготовления товара, оказания услуги традиционно не входит в сферу пристального внимания маркетинга, но уже выявленные особенности образовательных услуг заставляют это сделать. Вопрос распадается как минимум на три принципиальных аспекта: форма обучения (очная, заочная, смешанная и др.); технология обучения (традиционная, игровая, деятельностная); технология контроля и оценки (в т.ч. в текущем, поэтапном и результирующем режимах).

Кто будет учить? Этот вопрос, практически не рассматриваемый в маркетинге материальных товаров, приобретает для маркетинга Об/Ус особую актуальность. Делается выбор: опытный преподаватель, консультант, научный сотрудник, аспирант, специалист-практик, коллега по обучению. Ищутся оптимальные сочетания различных вариантов.

С помощью чего учить? Определяются типы и направления использования учебно-методических средств, в т.ч. средств визуализации знаний, индивидуализированного контроля, программированного обучения, тренинга и др.

Переструктурировав вышесказанное, можно выделить в качестве важнейших следующие проблемы, решение которых прямо определяет свойства и параметры Об/Ус:

1. Желаемые характеристики будущего контингента обучающихся.

2. Цели обучения и адекватное им соотношение между общекультурными, фундаментальными и специальными, прикладными знаниями.

3. Длительность и режимы, ступени обучения.

4. Тип ОУ с учетом места его расположения.

5. Технологии обучения и контроля его результатов. Хотя технология производства, оказания услуги традиционно не входит в сферу пристального внимания маркетинга, но уже выявленные особенности образовательных услуг заставляют это сделать.

6. Характеристики персонала, оказывающего ОУ.

7. Типы учебно-методических средств и направления их использования, в т.ч. средств визуализации знаний, индивидуализированного контроля, программированного обучения, тренинга и др.

С решением этих вопросов прямо связано и решение классических вопросов маркетинга в отношении ассортиментной, ценовой, коммуникационной, сбытовой, кадровой политики.

На базе проведенного поэлементного анализа основных, сущностных аспектов маркетинга Об/Ус, с учетом выявленных взаимосвязей между элементами и направленности этих взаимосвязей становится возможным сформулировать его понимание в целом. На наш взгляд, маркетинг Об/Ус - это находящаяся на стыке многих сфер знаний научно-практическая дисциплина, изучающая и формирующая философию, стратегию и тактику цивилизованного мышления и действия, поведения и взаимоотношений субъектов рынка Об/Ус - образовательных учреждений, организаций-потребителей, личностей обучающихся, а также органов государственного и муниципального управления и посреднических структур, которые производят (оказывают), продают (предоставляют), приобретают и потребляют эти услуги и сопутствующие им услуги и продукты.

Принципы маркетинга и управления маркетинговой деятельностью на рынке ОБ/УС

Суть маркетинга как философии сконцентрирована в его принципах. Основополагающий принцип маркетинга ставит в центр внимания не нужды и амбиции производителя товаров и услуг, а запросы и нужды потребителя. Но эта весьма симпатичная декларация не смогла бы воплотиться в жизнь, если бы на ее выполнение, реализацию не были нацелены остальные принципы маркетинга, определяющие его технологию и управление маркетинговой деятельностью. Выделим наиболее устоявшиеся их них.

1. Сосредоточение ресурсов учреждения на изготовлении таких ОБ/УС, которые реально необходимы потребителям в избранных учреждением сегментах рынка.

2. Понимание качества ОБ/УС как меры удовлетворения потребности в них. Поэтому ненужные ОБ/УС не могут быть качественными.

3. Рассмотрение потребностей не в узком, а в широком смысле, в т.ч. за рамками традиционных, известных способов их удовлетворения. В сфере образования клиенту нужен не диплом и даже не сумма знаний, а возрастание ценности личности - для определенных социальных групп и коллективов, для самой личности.

4. Ориентация на сокращение совокупных затрат потребителя (прежде всего затрат по потреблению ОБ/УС) и учет их в ценообразовании, т.е. доминирование цены потребления над ценой продажи.

5. Предпочтение методов не реактивного, а предугадывающего и активно формирующего спрос типа.

6. Доминирование ориентации на долгосрочную перспективу рынка, на решающих направлениях.

7. Непрерывность сбора и обработки информации о конъюнктуре рынка и его реакциях.

8. Использование различных вариантов прогнозов, оценок и решений на мультифакторной основе.

9. Комплексность, взаимосвязка конкретных проблем, а также способов и инструментов их решения.

10. Оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления - центр управленческих решений переносится возможно ближе к потребителю.

11. Ситуационное управление - принятие решений не только в установленные сроки, но и по мере возникновения, обнаружения новых проблем, изменений ситуации.

Методы маркетинга и проведение исследований

Маркетинг как философия субъектов цивилизованного рынка представляет собой систему понятий, знаний о рынке и методов их получения и использования.

В маркетинге реализуются общенаучные методы, позволяющие:

а) накапливать, систематизировать и анализировать как вторичную (полученную от других исследователей и источников), так и первичную (полученную самостоятельно или по специальному заказу) информацию о рынке, и прежде всего - о потребителях, конкурентах, каналах продвижения и сбыта продукции, состоянии окружающей маркетинговой среды и др.;

б) синтезировать информацию, моделировать ситуации, прогнозировать изменения (в т.ч. долгосрочные), производить экспертную оценку перспективности тех или иных решений и действий, включая стратегию и тактику;

в) экспериментальным путем получать рыночные оценки и искать оптимальные маркетинговые решения;

г) в соответствии с полученной информацией изменять практику, планировать и корректировать маркетинговую деятельность, управлять учреждением, рыночным поведением, воздействовать на восприятие учреждения и его продукции другими субъектами рынка.

Маркетинг использует информацию и методы конкретных наук и научных дисциплин, таких как а) статистика; б) макро- и микроэкономический анализ; в) социология; г) психология и психофизиология; д) математика; е) теория. В маркетинге применяются также конкретные методы и группы методов генерирования новых идей (в отношении объектов маркетинга, обновления ассортимента, ценообразования и адаптации цен, содержания и организации коммуникаций, продвижения и продаж товаров и услуг на рынке), экспертного оценивания, контент-анализа (прежде всего средств массовой информации) и др.

Схема маркетингового исследования включает следующие основные этапы:

1. Выявление проблем и формулирование целей исследования. Выделяются: поисковые цели - помогающие выявить и конкретизировать проблему, выработать гипотезу или варианты решения проблемы; описательные цели - предполагающие уяснение и оценку ситуации, отдельных маркетинговых факторов и их комплексов; экспериментальные цели, предусматривающие проверку гипотез, предложенных вариантов решения проблем.

2. Отбор источников информации, включая: вторичные данные (уже существующая информация, собранная другими исследователями и/или для других целей), с указанием источников и способов получения информации; первичные данные (информация, специально собираемая для данной цели), с указанием ареала, способов и субъектов сбора информации.

3. Сбор информации из определенных ранее источников, включая проведение социологических, лабораторных и рыночных экспериментов.

4. Анализ собранной информации: выявление средних значений интересующих переменных, распределения частотности событий; определение коэффициентов корреляции факторов, событий; определение динамики и тенденций изменения интересующих факторов и т.д.

5. Представление полученных результатов в виде аналитических обзоров, таблиц, графиков, прогнозов, моделей принятия решений, рекомендаций и т.п.

Разнообразие перечисленных методов и наук, причастных к маркетингу, способно удручить непрофессионалов; однако для образовательных учреждений высшего и дополнительного образования здесь нет особых проблем: почти все соответствующие учебные дисциплины присутствуют в учебном плане и предполагают кадровое обеспечение.

Основными объектами исследований в маркетинге ОБ/УС выступают:

а) характер рыночного обмена ОБ/УС (конкретные объекты обмена и экономические отношения между его участниками) и количественные параметры спроса и предложения ОБ/УС (границы рынка и его сегментов, их емкость, в т.ч. по количеству потенциальных обучающихся и с учетом длительности оказания ОБ/УС), окружающая маркетинговая среда, тенденции изменения конъюнктуры ОБ/УС на данном рынке, в сегменте рынка;

б) конкурентоспособность ОБ/УС, включая общеобразовательные, профессиональные, дидактические, экономические и другие сравнительные качественные показатели, в т.ч. нормативные (заданные образовательными стандартами) и патентно-правовые;

в) действующие на рынке ОУ партнеры (поставщики и посредники), реальные и потенциальные потребители и конкуренты в отношении: вида их хозяйственной (трудовой) деятельности, правового положения, характера собственности и принадлежности капитала (инвестиций) контролю со стороны данного образовательного учреждения, величины задействованных и потенциальных ресурсов, сложившихся традиций, связей, стратегий поведения;

г) возможные стратегии маркетинга, различные варианты тактических решений конкретных маркетинговых проблем и их взаимосвязки.

Маркетинг инноваций в ОУ

Основная цель маркетинга инноваций заключается в изу­чении условий конкуренции и возможностей ОУ осуществ­лять успешные инновации в данных условиях.

Задачи маркетинга варьируются в зависимости от стадии ин­новационного процесса.

На начальном этапе (поиск инновационных идей) произ­водится формирование «портфеля инновационных идей». Мар­кетинговые исследования проводятся для анализа предложения I на рынке и выявления свободной рыночной ниши (неудовлетворенного рыночного спроса). На данном этапе результаты про­веденных исследований становятся источником инновационных замыслов.

На этапе разработки осуществляются отбор перспективных идей и создание на их основе новшеств (опытных образцов). Цель изучения рынка - анализ тенденций развития для: 1) выявле­ния наиболее прогрессивного направления; 2) определения аль­тернатив существующему направлению.

При получении пробного образца проводятся рыночные ис­пытания («зондаж рынка») для апробации новшества и опреде­ления возможных недоработок.

На этапе внедрения главная задача маркетинга - распро­странение информации о новшестве. Осуществляется работа по формированию потребительских предпочтений, определению ценовой политики и оптимальной схемы сбыта. Ценообразова­ние зависит от множества факторов, в том числе от маркетин­говой стратегии, которой придерживается фирма, и определяет­ся либо ценой предложения, либо ценой спроса.

В первом случае основой формирования цены являются за­траты предприятия, связанные с созданием и внедрением нов­шества. Цена рассчитывается путем анализа безубыточности фир­мы (затратный метод).

Во втором случае учитываются потребительские оценки цен­ности продукта. Цена спроса зависит от емкости спроса на но­винку и цен конкурентов на аналогичную продукцию.

При ценообразовании, на новый продукт могут быть исполь­зованы различные ценовые стратегии:

а) «снятие сливок»;

б) «зонтичное» ценообразование;

в) «реализация любой ценой».

Стратегия «снятия сливок» используется при установле­нии цены на новый продукт, соответствующий тенденциям раз вития рынка, способствующий удовлетворению платежеспособ­ного спроса и имеющий патентную защиту. В этом случае нов­шество выводится на рынок по изначально завышенной цене с ее последующим медленным снижением. В период временной монополизации рынка фирма получает сверхприбыль.

«Зонтичное» ценообразование применяется, если полез­ность новшества для потребителя неочевидна. При этом цена продукта варьируется по стадиям жизненного цикла:

а) на стадии внедрения новшества спрос невелик, так как по­купатель незнаком со свойствами нового продукта. Поэтому устанавливается минимальная цена, которая не покрывает совокупные издержки предприятия;

б) по мере роста объемов продаж цена на новинку увеличива­ется до значения, обеспечивающего фирме требуемую рен­табельность;

в) на стадии насыщения спроса цена удерживается на посто­янном уровне за счет совершенствования продукта и актив­ных маркетинговых приемов;

г) при сокращении спроса цена на товар уменьшается до ми­нимального значения рентабельности.

При использовании ценовой стратегии «реализация лю­бой ценой» на новый продукт устанавливается цена, обеспе­чивающая минимальную рентабельность предприятия. Страте­гия применяется фирмами, не обладающими опытом и доста­точными ресурсами, для продвижения новшества на рынок.

Важным инструментом управления коммерциализацией ин­новации является рекламная политика. Использование рекла­мы перед выводом на рынок нового продукта позволяет снизить риск его отторжения. Особенность составления рекламы на нов­шество состоит в том, что, с одной стороны, она должна подробно информировать возможного потребителя о характеристиках но­винки, с другой стороны, она не должна раскрывать ноу-хау раз­работчика, а также не быть информационно перегруженной, поскольку данные факторы влияют на результативность реклам­ной кампании.

При формировании сбытовой политики следует определить:

во-первых, каким образом будет осуществляться коммерци­ализация инновации: путем реализации нового продукта, про­изведенного фирмой-инноватором, или через предоставле­ние прав на производство и реализацию новшества заинте­ресованным лицам на основе лицензионного договора;

во-вторых, какие системы сбыта будут использованы в слу­чае реализации фирмой-инноватором своего нововведения.

Если предприятие осваивает новшество в своем производ­стве, то могут быть реализованы различные сбытовые системы:

1. Использование собственной сбытовой сети для сбыта нового продукта в розницу либо прямые поставки по кон­тракту.

Данная схема целесообразна в отношении специализирован­ной продукции, ориентированной на узкий сегмент рынка и со­здаваемой зачастую под конкретного заказчика (например, на­учное оборудование). В этом случае фирма-инноватор может непосредственно взаимодействовать с клиентами для выясне­ния их потребностей и не расходовать значительные финансо­вые средства на организацию рекламной кампании.

2. Сбыт в оптово-торговую сеть.

Подобная сбытовая система применяется к продукции мас­сового спроса. Из-за высокого спроса реализация нового про­дукта конечным потребителям, осуществляемая инноватором, нерациональна, так как издержки по сбыту значительно возрас­тают. Для выяснения потребительских предпочтений небольшая партия продукции может быть реализована через собственную сбытовую сеть (фирменный магазин).

3. Продажа в независимую рознично-торговую сеть. Используется для реализации продукции массового спроса, но не настолько широкого, чтобы задействовать оптовую сеть (косметические средства).

4. Франчайзинг.

Франчайзинг осуществляется путем приобретения франшиз­ной лицензии, по которой известная компания на коммерческой основе предоставляет свой товарный знак, опыт и маркетинго­вые каналы заинтересованной стороне для осуществления хо­зяйственной деятельности.

Этот вариант может быть применен, если малоизвестная по­требителю фирма стремится понизить риски отторжения инно­вации рынком, используя имя и возможности известной компа­нии. На этой стадии инновационного процесса маркетинговые мероприятия направлены на увеличение отдачи от временной монополии нововведения на рынке.

Этап роста характеризуется расширением доли рынка и круга потребителей. Наблюдается ускорение развития рынка за счет реактивных инноваций, вводимых конкурентами. Фирма утрачи­вает свое монопольное положение, и для максимизации выго­ды от первоначального продвижения новшества используется широкая реклама.

На этапе зрелости наблюдается стабилизация объема сбыта, который зависит от потребительских предпочтений к торговой марке. Происходит рутинизация инновации, т.е. превращение нов­шества в старый продукт. Задача маркетинга заключается в раз­работке и реализации действий по удержанию принадлежащей фирме доли рынка.

Стадия зрелости неизбежно завершается стадией спада. Для сокращения затрат на поддержание требуемых объемов сбыта необходимо своевременно выводить устаревший неконкуренто­способный продукт с рынка для его замены более совершен­ным нововведением. На данном этапе необходимо осуществ­лять поиск и подготовку новых идей для инновационных проек­тов.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта