Главная страница
Навигация по странице:

Тазиев Инновационный менедмент в обр. Инновационный менеджмент в образовании


Скачать 1.67 Mb.
Название Инновационный менеджмент в образовании
Анкор Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.67 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc
Тип Документы
#557
Категория Экономика. Финансы
страница 2 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

2.1.1. Типология педагогических нововведений.

Обоснование типологии педагогических нововведений позволяет изучать специфику и закономерности развития нововведений, выявлять и анализировать факторы, способствующие и препятствующие нововведениям.

Опираясь на исследования, Хуторской А.В. (25), разработал типологию педагогических нововведений, состоящую из 10 блоков. Каждый блок формируется по отдельному основанию и дифференцируется на собственный набор подтипов. Перечень оснований составлен с учётом необходимости охвата следующих параметров педагогических нововведений: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, отношение к условиям реализации и характеристикам нововведений.

В данной систематике педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования, в формах, в методах, в технологиях обучения, в средствах обучения, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их ЗУН, способов деятельности, компетентностей;

3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве (см. глоссарий), в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.

5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в ОУ, в группе ОУ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.

8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

9. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.

10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением.

Заслуживает внимания также классификация нововведений, введенная М.М. Поташником и В.С. Лазаревым:

1. С точки зрения их отнесенности к той или иной части учебно-воспитательного процесса: а) в содержании образования; б) в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах учебно-воспитательного процесса; в) в организации учебно-воспитательного процесса; г) в управляющей системе школы.

В рамках этой группы инновации делятся по масштабу (объему) преобразований: а) на частные (локальные, единичные), не связанные между собой; б) на модульные (комплекс частных, связанных между собой, относящихся, например, к одной группе предметов, одной возрастной группе учащихся и т.д.); в) на системные (охватывающие всю школу) нововведения.

2. Важным основанием для группировки нововведений считается инновационный потенциал. С этой позиции выделяются: а) модификационные нововведения, связанные с усовершенствованием, рационализацией модернизацией того, что имеет аналог или прототип (например, учебные программы, методики, разработки и др.); б) комбинаторные нововведения, предполагающие такое конструктивное соединение ранее известных методик, при котором появляются новые, ранее не существующие системные свойства, дающие новый интеграционный эффект.

3. По отношению к своему предшественнику нововведения относят к: а) замещающим, которые вводятся вместо какого-то конкретного устаревшего средства; б) отменяющим, примером которого может быть прекращение деятельности какого-то органа, формы работы, отмена программ без замены их другими, если они неперспективны; в) открывающим, предполагающим освоение новой программы, нового учебного предмета, новой технологии и др., если у них не было предшественников; г) ретровведением, то есть к освоению чего-то нового в данный момент, но когда-то уже использовавшегося в сфере образования.

Обратим внимание также на другие понятия педагогической инноватики.

Инновационная (внедренческая) деятельность - деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых идей до реализации их в виде готового товара на рынке Об/Ус.

Инновационная деятельность может быть определена и как комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Инновирование – процесс введения, закрепления и распространения новации путем оптимизации структур поведения и деятельности различных социальных субъектов. Может осуществляться спонтанно или целенаправленно внедряться с преодолением невосприимчивости либо активного сопротивления рутинных структур.

Педагогическая инноватика находится сегодня в стадии становления. Возрастающая потребность в её разработке очевидна как для науки, так и для образовательной практики.
2.2. ПОНЯТИЕ И ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Под интеллектуальной собственностью понимается творение человеческого разума, человеческого интеллекта в виде информации, которая может быть представлена на материальном носителе и распространена в неограниченном количестве копий по всему миру.

Материально-вещественную основу интеллектуальной собственности составляет интеллектуальный продукт, являющийся результатом творческих усилий его создателей - отдельной личности или коллектива (в нашем случае – ученых, педагогов, студентов и учащихся).

Интеллектуальный продукт может иметь различные формы: научные открытия и изобретения, результаты технологических и проектных работ, образцы новой продукции, новой техники и материалов, новая технология, услуги (образовательные, научно-производственные, консалтинговые, экономико-финансовые, управленческие, маркетинговые), а также различные виды литературно-художественного творчества и т. д.

Объектом интеллектуальной собственности являются документально подтвержденные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Понятие интеллектуальной собственности охватывает два типа объектов: промышленной собственности и авторского права.

1. К промышленной собственности относятся изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, конфиденциальная информация. К изобретениям относятся: устройство, способ, вещество, которые обладают существенными отличительными техническими решениями, а также применения указанных объектов по новому назначению. Изобретение охраняется патентом 20 лет.

Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные соответственно отличить товары и услуги одних юридических лиц или граждан от товаров и услуг других юридических лиц и граждан. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Формой правовой охраны является свидетельство на товарный знак.

Фирменное наименование - имя или обозначение, позволяющее идентифицировать организацию и охраняющее против неправомерных действий третьих лиц. В странах с развитой законодательной системой исключительное право на использование фирменного наименования предоставляется после его регистрации в установленном порядке. Право на фирменное наименование является бессрочным и прекращается в случае ликвидации фирмы. Будучи имущественным неотчуждаемым правом, оно не подлежит продаже.

Бренд - широко известный товарный знак или наименование фирмы, имеющей заслуженную репутацию и производящей качественные продукты и услуги.

2. Авторское право охватывает преимущественно результаты литературного и художественного творчества (поэмы, музыку, картины и т. п.), к которым в последнее время добавились и объекты научно-технической сферы (программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем) и Web-страницы.

В российском законодательстве пока отсутствует развернутое определение объектов интеллектуальной собственности. В соответствии со ст. 138 Гражданского кодекса РФ интеллектуальная собственность - это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица и продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. д.).

Охрана интеллектуальной собственности является ключевым моментом инновационной деятельности. Ее состояние, прежде всего состояние патентной системы, может стимулировать или, напротив, сдерживать инновационную деятельность организаций. Ввиду особой нематериальной природы объектов данной собственности отсутствие или лишение патентных прав означает утрату самой собственности. Поэтому ее охрана, а также пресечение недобросовестной конкуренции входят в число стратегических целей как компаний, так и государства.

К основным формам защиты промышленной собственности относятся:

Патент - свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом, изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения. Практически все товары, выпускаемые на рынок, являются запатентованными.

Лицензия - разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенной или не защищенной патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии в течение определенного времени, на определенной территории и за определенную плату.

Основные формы передачи технологий.

Передача технологий на коммерческой основе осущёствляется в следующих основных формах:

- патентные соглашения - торговая сделка, при которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента;

- лицензионные соглашения - торговая сделка, при которой собственник предоставляет другой стороне разрешение на использование прав на интеллектуальную собственность в определенных пределах;

- ноу-хау - предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. Предметом купли-продажи являются незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность;

- инжиниринг - предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования. Сюда входит широкий комплекс мероприятий по подготовке технико-экономического обоснования проектов, осуществлению консультаций, надзора, проектирования, испытаний, гарантийного и послегарантийного обслуживания.

К числу мероприятий по передаче технологии на некоммерческой основе относятся выставки, научные конференции, симпозиумы, обмен публикациями и т. д.

Профессия учителя является профессией творческой, он разрабатывает уроки, мероприятия, создает электронные презентации, рабочие программы, пишет аналитический отчет и т.д. Будет ли это считаться интеллектуальной собственностью?

Здесь нужно выделить два момента. Первое: сама по себе эта деятельность - творческая, и многие объекты, которые учитель создаёт в процессе работы - объекты авторского права. Однако нужно учитывать, что сам по себе опыт, которым призывают делиться - не объект авторского права. А вот произведения, в которых он воплощён - объект (авторская программа, учебное пособие, методическое пособие). Опыт должен быть зафиксирован в каком-либо произведении в объективной форме (не обязательно письменно).

Второе: в основной своей массе названные в вопросе результаты, скорее всего, будут отнесены к так называемым служебным разработкам. Если они созданы в порядке исполнения трудовых обязанностей и в рамках нормальной учебной нагрузки, то исключительное право на них, в том числе право использовать разработку в работе ОУ, будут принадлежать работодателю - учебному заведению. Если автор изначально разрешит обнародование своей разработки, то в последующем она может использоваться работодателем или другим лицом, которому работодатель такое право передаст. А уж кто ознакомит это лицо с ней - правообладатель или сам автор - не важно. Поэтому в такой ситуации обязанность «делиться опытом» вполне правомерна. (Другое дело, если разработка не является служебной.)

Тем не менее, даже на служебное произведение автор имеет некоторые права - правда, в основном неимущественного характера. В частности, он может требовать указания себя в качестве автора на экземплярах произведения. Так что учитель может требовать, например, чтобы его методическое пособие издавали с указанием его имени на обложке.

Как будут защищены права учителя, если он опубликует свои инновационные разработки? Кто может ими воспользоваться? На каких условиях он сам может смотреть разработки коллег и пользоваться ими?

Возникает вопрос, к какой сфере относятся эти разработки.

С момента, когда кто-то создал в любой объективной форме произведение науки, литературы или искусства (включая программы для ЭВМ), он уже автор, и его права автоматически защищаются авторским правом. Если же разработка относится к сфере патентного права, то защита его правам будет предоставлена только с момента подачи заявки на получение патента.

Отсюда разница: если кто-то хочет воспользоваться объектом авторских прав педагога, легально он сможет это сделать только с его ведома и согласия. А вот если кто-то решит применить опубликованную разработку из области патентного права учителя, если он не подал соответствующей заявки, другое лицо сможет сделать это совершенно спокойно. То же самое касается и разработок коллег. Применять чужой, но незапатентованный метод - не криминал, а вот перепечатать чужое произведение без разрешения правообладателя - незаконно.

Очевиден преимущественный удельный вес создаваемых ноу-хау во всех звеньях школьной системы образования. Развитие применения в школе оргтехники, компьютерных, лингафонных классов позволяет прогнозировать создание сначала относительно небольшого, а затем постепенно возрастающего количества изобретений, промышленных образцов, оригинальных программ ЭВМ. Введение частного обучения, развитие различных форм индивидуального обучения в ОУ дает основание прогнозировать рост зарегистрированных товарных знаков и числа лицензий, проданных на ноу-хау и товарные знаки.
2.3. СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение.

Подчеркнём единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения.

Инновационные процессы следует отличать от локального эксперимента или внедрения отдельных новшеств. Например, введение дополнительного элективного курса в школу ещё не делает её инновационной. Инновационная деятельность характеризуется системностью, интегральностью, целостностью.

Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

Руководитель ОУ, педагог, обладающий системным мышлением всегда видит множество реально существующих структур инновационного процесса в образовании. Чем больше структур они видят, тем большими располагают возможностями эффективно управлять инновационным процессом, достраивая и доразвивая необходимые элементы (части) той или иной структуры.

Деятельностная структура представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивы – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты. Действительно, все начинается с мотивов (побудительных причин) субъектов инновационного процесса (директора, учителей, учащихся и др.), определения целей нововведения, декомпозиции цели в «веер» задач, разработки содержания инновации и т.д.

Нельзя забывать, что все названные компоненты деятельности реализуются в определенных условиях (материальных, финансовых, гигиенических, морально-психологических, временных и др.), которые в саму структуру деятельности не входят, но при игнорировании которых инновационный процесс может быть парализован или протекать неэффективно.

Субъектная структура включает инновационную деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, ученых, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и т.д. Субъектная структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса. Достаточно директору написать в столбик функции каждого из названных субъектов и расположить их в порядке значимости выполняемых в инновационном процессе ролей, как моментально весомой, значимой увидится эта структура.

Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, муниципальном, районном, городском и школьном уровнях. Очевидно, что инновационный процесс в ОУ испытывает на себе влияние (как позитивное, так и негативное) инновационной деятельности более высоких уровней. Чтобы это влияние было только позитивным, нужна специальная деятельность руководителей по согласованию содержания инноваций, инновационной политики на каждом уровне. Кроме этого управление процессом развития конкурентного ОУ требует рассмотрения его т на следующих уровнях: индивидуальном, уровне малых групп, уровне всей школы, муниципальном и региональном уровнях.

Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении школой и т.д. В свою очередь каждый компонент этой (как и любой другой) структуры имеет свое сложное строение. Так, инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах, приемах, средствах (т.е. в технологии), в содержании образования или в его целях, условиях и т.д.

Структура жизненного цикла. Особенность инновационного процесса - его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит нововведение: возникновение (старт) – быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинерами, консерваторами, скептиками) – зрелость – освоение – диффузия (проникновение, распространение) – насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все звенья, участки, части учебно-воспитательного и управленческого процессов) – рутинизация (достаточно длительное использование новшества, в результате чего для многих людей оно становится обычным явлением, нормой) – кризис (исчерпанность возможностей применить его в новых областях) – финиш (нововведение перестает быть таковым или заменяется другим, более эффективным, или же поглощается более общей эффективной системой).

В.А. Сластенин и Л.С. Подымова в жизненном цикле педагогической инновации выделяют следующие этапы:

1. Этап рождения новой идеи или возникновения новой концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).

2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.

3. Этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества.

4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространении) новшества в новые сферы.

5. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.

6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

Структура генезиса инноваций заимствована из теории нововведений в сфере материального производства. Она включает следующие элементы: возникновение – разработка идеи – проектирование (то, что на бумаге) – изготовление (т.е. освоение в практической работе) – использование другими людьми.

Управленческая структура предполагает взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль. Как правило, инновационный процесс в ОУ планируется в виде концепции и программы развития ОУ, затем организуются деятельность коллектива школы по реализации этой программы и контроль за ее результатами. Инновационный процесс в какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) и существовать за счет внутренней саморегуляции. Однако, отсутствие управления такой сложной системой как инновационный процесс в ОУ быстро приведет к его затуханию. Поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не исключает элементов самоуправления, саморегуляции в нем.

Каждый компонент этой структуры имеет свое строение. Так, планирование (сводящееся фактически к подготовке программы развития ОУ) включает проблемно ориентированный анализ деятельности учреждения, формирование концепции нового ОУ и стратегии ее реализации, целеполагание и разработку операционального плана действий.

Для руководителей, которым трудно сразу перейти на емкую четырехкомпонентную структуру управленческих действий предлагается ее прежняя более объемная (и менее рациональная) разновидность, называемая еще организационной структурой инновационного процесса в школе. Она включает следующие этапы: диагностический - прогностический - собственно организационный - практический - обобщающий - внедренческий. Кроме названных, во всяком инновационном процессе нетрудно увидеть и такие структуры, как создание новшеств и использование (освоение) новшеств; комплексный инновационный процесс, лежащий в основе развития всей школы, состоящий из взаимосвязанных микроинновационных процессов.

Когда инновационный процесс в ОУ не идет (или идет неэффективно), причину нужно поискать в неразвитости каких-то компонентов той или иной его структуры.

Процесс создания и использования инновации (инноваци­онный процесс) - это регулируемый процесс от зарождения идеи об изменении до (коммерческого) использования новше­ства.

Эффективность инновационного процесса как совокупности операций, реализованных в течение определенного периода вре­мени, зависит от ряда взаимозависимых факторов (рис. 3):

1. Инновационный потенциал организации - показатель, характеризующий способность в нашем случае ОУ к осуществлению про­цессов нововведений.

2 Направление инновационной деятельности. Успех будущего нововведения на рынке во многом зависит от выбора правильного направления разработки. Первоначаль­ный выбор определяет весь ход последующей инновационной деятельности.

Направление инновационного процесса зависит от целей, ко­торые должны быть достигнуты при осуществлении нововведе­ний. К ним можно отнести: а) сохранение позиций на рынке; б) завоевание новых сегментов рынка; в) структурное преобразование ОУ.

Инновационный потенциал организации, действия конкурентов, темпы развития рынка также оказывают воздействие на инно­вационный процесс. При выборе направления разработки учитывается величи­на достигаемого экономического эффекта, которая сопоставля­ется с уровнем потенциальных рисков.

3. Скорость осуществления инновационного процесса. Скорость осуществления инновационного процесса характеризует показатель, именуемый инновационным лагом. От величины данного показателя



Рис. 3. Факторы, влияющие на эффективность инновационного процесса
зависит результативность всего процесса нововведений. При создании и внедрении новинки ОУ стремится монополизировать рынок ОБ/Ус и получить макси­мально возможную прибыль от коммерциализации нововведе­ния. Время, в течение которого ОУ-инноватор удер­живает монополию, определяется скоростью реагирования кон­курентов. Таким образом, чем быстрее ОУ разработает новшество и выведет его на рынок, тем быстрее окупит капита­ловложения и опередит конкурентов.

4. Маркетинговая стратегия ОУ. Маркетинговые исследования играют большую роль при про­ведении процесса нововведений, так как позволяют уменьшить риск отторжения нововведения на рынке. Они осуществляются на различных стадиях инновационной деятельности.

На этапе зарождения инновационной идеи задачи маркетин­говых исследований заключаются в анализе рыночной ситуации, прогнозировании тенденций развития системы образования и нахождении сег­мента рынка, не занятого конкурентом. На основе полученных данных определяется направление инновационного про­цесса.

Конъюнктурные исследования (см. глоссарий) на последующих этапах инно­вационной деятельности позволяют своевременно скорректиро­вать ход процесса нововведений и адаптировать его к изменив­шимся условиям.

На заключительных стадиях инновационной деятельности маркетинговые исследования проводятся для выявления опти­мальных форм коммерциализации, определения благоприятно­го момента вывода новинки на рынок, разработки эффективной сбытовой политики и форм ценового продвижения.

Таким образом, необходимо отметить, что инновационные процессы определяются следующими аспектами:

1. Носят циклический характер: одно базисное нововведение влечет за собой пакет преоб­разований (пример: изобретение деловой игры привело к значительным изменениям в управлении различными от­раслями).

2. Имеют вероятностный характер: внедрение и продвижение инноваций на рынке - это все­гда трудно предсказуемый процесс, так как существует ве­роятность расхождения расчетных и фактических показате­лей.

3. Обладают межорганизационным характером: необходимо взаимодействие различных организаций (НИИ, педвузов, общеобразовательных учреждений и др.) для осуществления инновационного процесса.

4. Имеют межотраслевой характер: нововведения могут быть использованы в различных образовательных отрас­лях, масштаб распространения отражает их зна­чимость.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта