Навигация по странице:
|
Тазиев Инновационный менедмент в обр. Инновационный менеджмент в образовании
|
Название |
Инновационный менеджмент в образовании
|
Анкор |
Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc |
Дата |
12.04.2017 |
Размер |
1.67 Mb. |
Формат файла |
|
Имя файла |
Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc |
Тип |
Документы
#557
|
Категория |
Экономика. Финансы |
страница |
1 из 11 |
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Елабужский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогики
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
В ОБРАЗОВАНИИ
Учебное пособие
Елабуга
2009
Печатается по решению редакционно-издательского совета ЕГПУ от 24 декабря 2009 года, протокол № 39
Автор-составитель: кандидат педагогических наук, доцент ЕГПУ Тазиев Саляхутдин Фардиевич
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, заместитель руководителя исполнительного комитета Елабужского муниципального района по социальным вопросам Е.Е. Соловьева
Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» Елабужского муниципального района А.Н. Остроумов
Тазиев С.Ф. Инновационный менеджмент в образовании: Учебное пособие. – Елабуга, 2009. – 158 с.
В учебном пособии рассмотрены вопросы учебной дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании», целью которой является обучение методам и технологиям управления ОУ для обеспечения его развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в сфере образования.
Рекомендуется студентам педвузов, руководителям и педагогам образовательных учреждений.
Раздел 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАТИКИ
1. 1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ»
Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества (экономической, социальной, политической, культурной) не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. Поэтому не удивительно, что одним из стратегических направлений в образовании определилась инновационная деятельность образовательных учреждений (далее - ОУ).
Понимание необходимости реформирования и модернизации системы образования приводит на практике к неизбежности включения ОУ в инновационные процессы, постоянного нахождения ими в своем «инновационном поле» поля созидания и, самое главное, освоения конкретного новшества.
Это особенно актуально для нашего времени, так как инновационная деятельность является и условием выживания ОУ, и условием обеспечения социальной безопасности как его воспитанников, так и всех членов педагогического коллектива.
По данным социологических исследований, более 90% ОУ РФ охвачены в настоящее время поиском новых средств, методов и форм учебно-воспитательной деятельности. В учреждениях образования, особенно в последнее десятилетие, осуществляется огромное количество разнообразных инновационных процессов. Это количественная статистика.
Вместе с тем качественный анализ показывает, что часто инновационные процессы разрозненны, малоуправляемы, плохо продуманы и неподготовлены. Учреждения образования, вследствие приказа сверху или моды, берутся за разработку и внедрение разнообразных новшеств, органично никак не связанных с жизнедеятельностью конкретного ОУ. В итоге получается либо традиционный «план мероприятий», либо сложное «произведение искусства», созданное руководителем, непонятное, чуждое для коллектива и, как следствие этого, отторгаемое им. В итоге массовость заявленных инновационных проектов никак не подтверждается количеством успешно освоивших то или иное новшество.
Одной из основных причин такого несоответствия является отсутствие системы управления инновационными процессами в конкретном ОУ. На практике это выражается в том, что, осваивая те или иные новшества, ОУ решает какие угодно и чьи угодно проблемы, только не собственные. Т.е. нововведения не являются средством решения проблем конкретного ОУ и, как следствие, средством его развития. Мало того, эти проблемы не всегда толково и понятно могут быть сформулированы руководителями этих учреждений. И в результате сами учителя игнорируют проблемы, над которыми должно работать ОУ. Главными мотивами обновления работы многих учителей являются их стремления опробовать новые методы, приемы работы (39%) и сделать учение интересным для детей (36%) и др., а не стремление решать кардинальные проблемы ОУ, мешающие ей развиваться, двигаться вперед.
Выдвигаясь в число решающих факторов эффективности учебного процесса, образовательные нововведения (ОН) требуют специального изучения, действенной организации и управления, в связи с чем возникает настоятельная необходимость фундаментальной инновационной подготовки менеджеров образования, преподавателей и других специалистов–разработчиков многообразных ОН. При этом встает задача синтеза научно–учебного материала, накопленного в рамках дисциплины «Инновационный менеджмент» (ориентированной сегодня главным образом на производственную сферу экономики) и научно–учебной информации по дисциплине «Менеджмент в образовании». Использование ряда достижений управления производственно–технологическими инновациями в сфере управления образовательными новшествами важно потому, что в условиях развития рынка и инновационной экономики современные ОУ в определенной степени приобретают черты своеобразных предприятий (организаций) по подготовке и выпуску творчески мыслящей молодежи, способной адаптироваться и трудиться в динамично изменяющемся мире, в обществе знаний (информаций).
Неразработанность с точки зрения управления начального этапа инновационного процесса в учреждениях образования, а также собственная практика работы в ОУ и практика управленческого консультирования дают нам основание поделиться собственным опытом и имеющимися научно-методическими разработками с будущими учителями, а также коллегами, всеми руководителями, работающими в системе управления образованием.
Целью дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании» является обучение методам и технологиям управления ОУ для обеспечения его развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в сфере образования.
Дисциплина «Инновационный менеджмент в образовании» предназначена для подготовки будущих учителей к организации и управлению разработкой и внедрением нововведений на всех стадиях жизненного цикла педагогической инновации: от научных исследований до маркетинговой поддержки и сопровождения.
Задачи дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании»:
- усвоение теоретических и практических знаний в области инноватики, управления инновационным процессом, организации и финансирования инновационной деятельности в ОУ, управления рисками;
- выработка практических навыков и приемов принятия и обоснования решений об организации разработки, внедрения, финансирования инновационных проектов, а именно:
а) определение тенденций развития инновационного процесса в конкретном ОУ;
б) организация управления развитием ОУ;
в) определение перспективных направлений инновационной деятельности педагогического коллектива;
г) оценка эффективности инновационных процессов;
д) выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования нововведений;
е) разработка проектов внедрения нововведений;
ё) создание системы управления инновациями;
ж) формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям;
з) принятие решений, направленных на стимулирование инновационной активности коллектива ОУ;
и) обоснование инновационных решений в условиях неопределенности и риска.
Предметом изучения дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании» является процесс управления созданием и использованием педагогических инноваций.
Основные понятия дисциплины: а) новация (новшество); б) инновация (нововведение); в) инновационный процесс; г) инноватика; д) образовательное учреждение; е) управление; ё) менеджмент; ж) менеджер; з) менеджер учебно-познавательного процесса; и) менеджер образовательного процесса; й) рынок образовательных услуг; к) организация; л) инновационный менеджмент (см. глоссарий).
1.2. ИННОВАТИКА КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ
Инноватика - экономическая наука, изучающая закономерности инновационных изменений в макро- и микроэкономических системах.
Предметом изучения инноватики являются: новации (новшества), инновации (нововведения), инновационные процессы.
Содержание инноватики: а) закономерности инновационного развития; б) деловые циклы и технологические уклады; в) понятия «новации», «инновации», их основные свойства; г) жизненный цикл инноваций; д) классификация инноваций; е) характеристика инновационных процессов, этапы осуществления; ё) факторы, определяющие результативность инновационных процессов; ж) методы инновационного менеджмента; з) виды эффектов в инновационной сфере.
Условиями и предпосылками появления и развития инноватики - науки об инновациях явилось ускорение развития научно-технического прогресса, а также экономическая востребованность его результатов, новые возможности получения прибыли за счет создания и внедрения новшеств.
Пульсации в промышленном развитии, характеризующиеся периодами подъема, насыщения, а затем спада, позволили ряду ученых выдвинуть гипотезу об объективных закономерностях, присущих индустриальному обществу. Эти закономерности экономического развития были обусловлены угасанием старых и зарождением новых отраслей. Уменьшить период и глубину стадии депрессии в развитии экономической системы и ускорить переход к стадии подъема возможно посредством активизации процессов нововведений.
Изучением инновационных процессов, сущности нововведений, особенностей инновационного развития занимается наука «Инноватика».
Методами исследования инноватики являются: а) методы анализа; б) методы прогнозирования; в) методы моделирования; г) методы планирования.
Инноватика оперирует следующими понятиями: новация (новшество); инновация (нововведение); изобретение; научное открытие; инновационный процесс; инновационная деятельность жизненный цикл инновации; жизненный цикл товара; жизненный цикл технологии (см. глоссарий).
В современной концепции инноватики выделяют инновации-продукты и инновации-процессы. Продуктовые нововведения - инновационные изменения, которые могут быть представлены в материализованном виде (в виде нового объекта). Процессные нововведения - инновационные изменения в последовательности или структуре выполнения определенных действий или операций.
Инноватика как область научных знаний тесно связана с инновационным менеджментом.
Понятие «инновационный менеджмент» характеризуют три аспекта: 1) область экономической науки по управлению инновациями; 2) управленческая деятельность по регулированию инновационных процессов; 3) аппарат управления инновациями.
1.3. СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Понятие «инновации» возникло в самом начале XX в., так было положено начало изучению инновационных процессов Н.Д. Кондратьевым. Именно он сформулировал понятие больших циклов («длинных волн») сроком от 40 до 60 лет, источником которых является всякое радикальное новшество, они представляют собой группу вторичных, подверженных совершенствованию новаций. Им были описаны эмпирические закономерности, которые сопровождают колебания и неравномерное распределение инноваций в пространстве и времени.
Понятие «инновация» (нововведение) в экономическую науку было введено Йозефом Шумпетером, который рассматривал инновацию как средство преодоления экономических кризисов. На основе теории «длинных» конъюнктурных волн деловой активности он выявил новую возможность вывода производственной системы из кризиса, связанную не с ростом масштабов деятельности, сокращением издержек или ростом цены на прежнюю продукцию, а с изменением в хозяйственном процессе за счет создания и внедрения инноваций. По Шумпетеру, с помощью нововведений предприятие может использовать новые конкурентные приемы, отличные от прежних ценовых форм конкуренции.
Данные конкурентные приемы ученый назвал эффективной конкуренцией, а исключительное положение компании, созданное благодаря неценовым формам конкуренции, - эффективной монополией.
Эффективной монополией, в соответствии с концепцией Шумпетера, является положение компании, при котором она может извлечь дополнительные преимущества от осуществления инновационных изменений в собственной хозяйственной системе (выпуск новой продукции, не представленной на рынке; использование новых приемов управления, неизвестных конкуренту; освоение новой технологической линии; использование новых материалов и пр.).
Под нововведением Шумпетер понимал «новые комбинации, изменения в развитии». В своем основополагающем труде «Теория экономического развития» (1912) он выделяет пять случаев нововведений (сам термин «инновация» ученый стал использовать только в 1930-х гг.). К ним относятся:
а) введение нового продукта, либо неизвестного потребителям, либо нового вида продукта (потребительская новизна);
б) внедрение нового метода производства;
в) открытие нового рынка, на котором данная отрасль промышленности не была представлена ранее;
г) открытие нового источника сырья;
д) внедрение новой организационной структуры в какой-либо отрасли промышленности.
Шумпетером было введено также понятие кластера инноваций - совокупности (пакета) базисных инноваций, реализуемых в единый момент времени (См. глоссарий).
Ученый отметил, что нововведения появляются не равномерно, а группами (кластерами). Стимулом к зарождению новых кластеров инноваций служат новые научные открытия. Концепция неравномерности инновационной активности составляет основу современных концепций научно-технического развития.
Русский экономист С. Ю. Глазьев ввел понятие технологического уклада, состоящего из ядра, ключевого фактора, организационно-экономического механизма, который подразумевает группы технологических баз, взаимосвязанных однотипными технологическими цепочками. Под термином «уклад» следует понимать установившийся порядок организации какой-либо системы. Для технологического уклада характерно наличие единого технического уровня производительных сил и общего научного потенциала.
Жизненный цикл технологического уклада составляет примерно 100 лет и включает несколько фаз.
Первая фаза определяет зарождение нового технологического уклада, базирующегося на современных научных открытиях.
Для второй фазы характерна монополия, которой добиваются отдельные компании, производящие новые продукты. В результате ответных действий, предпринимаемых конкурентами, монопольное положение нарушается и возникает третья фаза технологического уклада - доминирование.
Для фазы доминирования характерен скачок в развитии, которому способствует ускоренный приток капитала в новый технологический уклад. Она связана со структурной перестройкой экономики, обновлением технологических процессов в общественном производстве.
Жизненный цикл технологического уклада завершает фаза угасания. Доминирование нового уклада в экономике приводит к постепенному устареванию предшествующего уклада.
Г. Менш, Х. Фримен, Я. Ван-Дейн, А. Кляйнкнехт ввели действующую в настоящее время типологию инноваций, разделив их на продуктовые и процессные, основываясь на неравномерности активности инноваций. Х. Фримен дал определение категории новой технологической системы как комплекса инноваций и технологической революции.
Г. Менш выяснил: в состав длинной волны входят два «гребня» - изобретение и инновация.
В работах российских экономистов П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Н. Ф. Пузыни, В. Г. Медынского, Ю. П. Морозова, Л. Н. Оголевой, Н. Г. Ковалева и иных проводится анализ отечественного развития инноваций и менеджмента.
Изучая опыт стран с развитой рыночной экономикой, нельзя забывать, что у России своя история экономического развития, она обусловливает отличительные черты системы инновационного менеджмента.
Раздел 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ
Объявленная концепция реформы и модернизации образования всю тяжесть её реализации возлагает на регионы и непосредственно на ОУ, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово–хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности. Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления – вот далеко не полный перечень задач, которые легли на плечи руководителей и управленцев ОУ.
В современных социально-экономических условиях инновационная активность ОУ является главным фактором выживания в конкурентной борьбе за потребителя и залогом успешного хозяйствования.
2.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА
Педагогическая инноватика - наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования. Нецелесообразно механически переносить в область педагогики аппарат инноватики, который действует в экономике, предпринимательстве или производстве. Учитывая человекоориентированную сущность педагогики, объект и предмет педагогической инноватики определяются не в традиционном ключе «внешних воздействий» на обучаемых, а с позиции условий обновления их образования, происходящего с их участием. Это главный принцип, который ученые предлагают в качестве ориентира для построении теоретико-методологических оснований педагогической инноватики.
Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в обучении и воспитании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования.
Предмет педагогической инноватики – совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательную реальность.
Вопросы педагогической инноватики исследуются в Институте педагогических инноваций РАО, в научной школе А. В. Хуторского. Если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то учёных интересует система знаний и соответствующих им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, её собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений.
Всё это - методологические аспекты изучения и конструирования педагогических нововведений. Для построения методологических оснований педагогической инноватики Хуторским А.В сформулировано следующее определение: «Методология педагогической инноватики есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств».
Педагогическая инноватика и её методологический аппарат могут являться действенным средством анализа, обоснования и проектирования происходящей сегодня модернизации образования. Состояние и научное обеспечение этого глобального инновационного процесса в нашей стране сегодня оставляет желать лучшего. Многие новшества, такие, как стандарты, новая структура школы, профильный компонент общего среднего образования, единый госэкзамен, не являются в методологическом смысле проработанными, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств.
Ключевые понятия педагогической инноватики: педагогическое новшество, инновация, нововведение, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновирование (см. глоссарий).
Рассмотрим некоторые понятия и особенности педагогической инноватики как средства преобразования образования.
Прежде всего, следует различать новшества и нововведения.
Новшество (новация) - это оформленный результат научно-педагогических исследований, разработок или экспериментальных работ в деятельности по повышению качества образования.
Новшества могут оформляться в виде: а) открытий; б) изобретений; в) патентов; г) товарных знаков (брендов); д) рационализаторских предложений; е) документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или образовательный процесс; ё) образовательной, управленческой или другой структуры; ж) ноу-хау; (з) понятий; и) научных подходов или принципов; й) документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); к) результатов маркетинговых исследований и т. д.
Новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации (внедрения).
Время между появлением новшества и воплощением его в инновацию называется инновационным лагом.
Термин «innovation» в переводе с английского означает «нововведение». В соответствии с классификацией Й.Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается как: 1) изготовление нового; 2) внедрение нового; З) освоение нового рынка сбыта; 4) получение нового источника сырья; 5) проведение соответствующей реорганизации.
Нововведение (инновация) – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения образовательного, социального, экономического или другого вида эффекта.
Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества.
С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.
В условиях рынка Об/Ус признаком инновации считается ее потребительская новизна. При этом продукция (услуга, метод и пр.) должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка.
В современных условиях к побудительным мотивам создания новшеств относится конкуренция на рынке, т.е. инновации связаны с рынком. Конкуренция стимулирует ОУ разрабатывать и внедрять новинки либо для удержания своих позиций на рынке Об/Ус, либо для освоения нового сегмента (сегмент рынка - часть рынка, охватывающая совокупность потребителей, однотипно реагирующих на одни и те же товары, одинаково относящиеся к их покупке; зона рыночного спроса на товар) и получения дополнительных конкурентных преимуществ (в зависимости от инновационной стратегии учреждения).
Связь инновации с рынком является взаимообусловленной: неудовлетворенный рыночный спрос стимулирует создание и внедрение новшества; в свою очередь, появление инновации на рынке изменяет соотношение спроса и предложения, формирует новые рыночные сегменты, порождая новые рыночные потребности (рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязь инновации с рынком
Инновации - это результат планируемой и скоординированной деятельности субъектов инновационного процесса: а) новаторов - участников инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе; б) инноваторов - участников инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке Об/Ус; в) инвесторов - участников инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшеств; г) реализующих основные функции по осуществлению инновации.
Качественное управление процессами нововведений позволяет значительно снизить инновационные риски и увеличить эффект от коммерциализации. Изменения, происходящие в ОУ спонтанно, инновациями не являются.
Таким образом, нововведение (инновацию) характеризуют следующие аспекты:
1. Нововведение является результатом планируемой творческой деятельности педагогов, направленной на совершенствование существующей образовательной системы.
2. Нововведением считается новшество, реализованное на практике.
3. Объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инновации, могут быть образовательная, технологическая, организационно-управленческая, финансовая, социальная и прочие сферы.
4. Нововведения способствуют преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность.
5. Нововведения связаны с рисками.
Для упорядочения сущности инновации как продукта творческой деятельности, осуществляемой в различных областях, используют классификацию. К ее формированию, ввиду широкого разнообразия инновационных изменений, существует множество подходов.
Так, нововведения делят на материальные (могут быть представлены в виде материального объекта, например, ТСО и технологические) и нематериальные (не имеют вещественной формы, например: образовательные услуги).
Классификация инноваций по различным признакам представлена на рис. 2.
Рассмотрим особенности различных видов инноваций.
По инновационному потенциалу. Базисные инновации - это принципиально новые решения, формирующие новую отрасль (пример: типовая программа – авторская программа, учебник - электронное учебное пособие). Как правило, они создаются на основе нового научного открытия.
Базисные инновации влекут за собой разработку пакета (кластера) модифицирующих нововведений.
Модифицирующие инновации - решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных
нововведений (пример: рабочая программа – адаптированная или модернизированная программа, урок – урок-театр).
Модифицирующие нововведения призваны улучшить характеристики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их создания.
Псевдоинновации - решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений (пример: показ видеофильма вместо кинофильма).
По источникам инновационных идей.Дракер П. выделяет семь источников инновационных идей: 1) неожиданное событие для организации или отрасли - неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие; 2) неконгруэнтность - несоответствие между реальностью (какая она есть на самом деле) и нашими
представлениями о ней (какой она должна быть); 3) нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены); 4) внезапные изменения в структуре отрасли или рынка; 5) демографические изменения; 6) изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках; 7) новые знания (как научные, так и ненаучные).
Первые 4 источника инновационных идей (области изменений) он относит к внутренним, так как они находятся в рамках организации, в пределах отрасли или сферы услуг (такие источники доступны для работающих в данной организации или в данной отрасли). Последние три источники относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение вне данной организации или отрасли. Однако между всеми источниками нет четких границ, и они могут взаимно пересекаться.
Источниками зарождения инновационных процессов в практике ОУ являются: а) интуиция творческого руководителя, педагога; б) опыт, рожденный в данном ОУ; в) педагогический опыт, рожденный в других ОУ; г) директивы и нормативные документы; д) мнение потребителя Об/Ус; е) потребности коллектива работать по-новому; ё) потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании; ж) достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.
По предмету инновации. Инновации могут быть представлены либо в виде продукта (электронный учебник, новое информационное средство), либо в виде процесса (новая технология, новая методика, новая образовательная услуга).
По масштабу применения инновации характеризует ее значимость. Чем шире область диффузии (внедрения), тем выше эффективность нововведения.
В случае осуществления внутриорганизационной инновации новшество создается и используется в рамках учреждения или его отдельного подразделения, нововведение не принимает товарной формы (не является предметом купли-продажи). При осуществлении межорганизационной инновации функции разработчика и производителя новшества отделены от функций его потребителя; увеличение масштаба применения до уровня одной или нескольких отраслей образования существенно повышает значимость новшества.
По цели создания. Стратегия ОУ, определяющая его развитие и формирующая конкурентные позиции на рынке, влияет также на инновационное поведение учреждения. В зависимости от рыночной ситуации и выбранной стратегии оно может осуществлять реактивные или стратегические нововведения.
Реактивная инновация - инновация, обеспечивающая выживание ОУ, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента. Реактивная инновация способствует сохранению рыночных позиций ОУ, но не создает дополнительных конкурентных преимуществ. Осуществление реактивных инноваций характерно для организаций, использующих оборонительные стратегии.
Стратегическая инновация - инновация, при внедрении которой ОУ рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем. Организации, реализующие стратегические нововведения, используют активную (наступательную) инновационную стратегию. Стратегические инновации скорее направлены на формирование новых потребностей, чем на удовлетворение существующих запросов на рынке Об/Ус.
|
|
|