Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Рабочая тетрадь 2009 Объединенная. Кафедра фармакологии базисная фармакология рабочая тетрадь



Скачать 1.89 Mb.
Название Кафедра фармакологии базисная фармакология рабочая тетрадь
Анкор Рабочая тетрадь 2009 Объединенная.doc
Дата 28.04.2017
Размер 1.89 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Рабочая тетрадь 2009 Объединенная.doc
Тип Документы
#4466
страница 10 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Аудиторная работа
1. Выполнить тестовые задания
1. Наиболее эффективный антибиотик для лечения остеомиелита:

А. Пенициллин Б. Доксициклин В. Ванкомицин Г. Линкомицин Д. Ампициллин
2. Не обладает бактерицидным действием:

А. Пенициллин Б. Левомицетин В. Ампициллин Г. Ванкомицин Д. Цефазолин
3. К β-лактамазоустойчивым пенициллинам относится:

А. Карбенициллин Б. Ампициллин В. Оксациллин Г. Феноксиметилпенициллин Д. Амоксициллин
4. К аминогликозидам относится:

А. Эритромицин Б. Азитромицин В. Канамицин Г. Цефтазидим Д. Фурадонин
5. В костную ткань и воспалительный экссудат хорошо проникает:

А. Пенициллин Б. Цефалексин В. Карбенициллин Г. Ампиокс Д. Азлоциллин

2.1. Укажите точки приложения действия β-лактамных антибиотиков


Порины







Наружная

мембрана

Клеточная стенка

Пептидогликан




Периплазматическое

пространство с β-лактамазой
Цитплазматическая

Мембрана
ПСП – Пеницилинсвязывающие протеины

2.2. Укажите основные механизмы противомикробного действия антибиотиков бактерицидного ряда

Бактериальная клетка

Цитоплазматическая

мембрана

Мезосома

Клеточная

стенка

Полисома

Ядерный аппарат
Рибосомы



4. Решить задачи
Задача №1

Ребенок в возрасте 2 лет, поступил в клинику с диагнозом с жалобами на высокую температуру, рвоту, понос. Сопутствующее заболевание: пневмония (установлено рентгенологически). Из кала высеяна дизентерийная палочка.

А. Какие противомикробные средства можно ему назначить?

1. Бензилпенициллин 2. Ампициллин 3. Клафоран 4. Цефтриаксон

Б. Какие принципы химиотерапии нужно соблюдать при их назначении

Задача №2

Больная Ш., 21 года, поступила в отделение с жалобами на боли в правой молочной железе, повышение температуры до 39,5. Заболела 3 дня назад, на 10-й день после родов. При поступлении в отделение - в верхнем наружном квадранте правой молочной железы определяется гиперемия кожи, массивный инфильтрат, в центре которого флюктуация. Диагноз: острый правосторонний мастит. Больная оперирована. Взят посев из раны.
А. Определите антибиотик первичного выбора.

1. Цефазолин 2. Бензилпенициллин 3. Тетрациклин 4. Гентамицин
Б. После 2-й инъекции выбранного препарата у больной через 20 мин. Появилась тошнота, головокружение, боли в животе, снижение АД. Это проявление:

1. Анафилактической реакции 2. Прогрессирование болезни 3. Бактеримического шока 4. Симптомы острого живота 5. Токсического действия
В. Вам необходимо:

1. Немедленно отменить антибиотик, ввести глюкокортикостероиды в/в, при необходимости вазоконстрикторы

2.Назначить дезинтоксикационные средства (реополиглюкин, гемоднз и др.) на фоне увеличения дозы антибиотика

3. Снизить дозу препарата

4. Назначить глюкокортикостероиды и антигистаминные средства

Г. Определите препарат второго выбора:

1. Цефалотин 2. Тетрациклин 3. Ампициллин 4. Эритромицин
Задача №3

Ребенок в возрасте 3 лет поступил в клинику по поводу бронхопневмонии. Страдает хроническим отитом, в связи с чем получал пенициллин. У ребенка выраженный эксудативный диатез.

Укажите антибиотики, которые можно использовать для лечения ребенка:

1. Бензилпенициллин 2. Цефамандол 3. Карбенициллин 4. Ампициллин

Задача №4

Больная Л., 37 лет, находится в стационаре по поводу острой бактериальной пневмонии с локализацией в средней доле правого легкого. Заболела остро 2 дня назад. В отделении с 1-го дня назначен пенициллин по 500 000 ЕД в/м через каждые 6 часов. На 4 день лечения состояние несколько улучшилось, но оставалась повышенная температура, кашель с отделением слизисто- гнойной мокроты с прожилками крови, слабость. В посеве мокроты обнаружен пневмококк, чувствительный к пенициллину. Концентрация пенициллина в сыворотке крови- 0,08 ЕД/мл ( через 5,5 часов после очередной инъекции препарата).

Для получения необходимой терапевтической концентрации пенициллина в сыворотке крови необходимо:

1. Увеличить разовую дозу до 1 500 000 ЕД и кратность введения до 6 раз в сутки

2. Снизить кратность введения до 3 раз, т. к. Достигнута чрезмерно высокая концентрация препарата

3. Увеличить суточную дозу препарата до 3 000 000 ЕД в/м

4. Увеличить кратность введения до 8 раз

5. Увеличить кратность введения препарата без увеличения разовой дозы пенициллина
Задача №5

При одновременном введении в организм больного комбинации стрептомицина и гентамицина можно наблюдать развитие каких ниже перечисленных эффектов:

1. Усиление нефротоксичности, 2. Усиление ототоксичности 3. Холестатическая желтуха, 4. Усиление гепатотоксичности



Занятие 31. аНТИБИОТИКИ (макролиды, тЕтрациклины, левомицетины, линкомицины)


Цель: изучить влияние макролидов, тетрациклинов, левомицетинов, линкомицина на процессы жизнедеятельности микроорганизмов; спектр действия данных групп антибиотиков. Овладеть навыками выбора препаратов при различных инфекционных заболеваниях с учетом спектра антибактериальной активности и побочных эффектов, изучить особенности фармакокинетики.

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки студентов к занятию

Характеристика групп препаратов дается по схеме: название препарата, спектр антимикробной активности, механизм действия, фармакокинетика (особенности всасывания, распределения, элиминации), возрастные дозы, способы и режимы введения, показания, побочные эффекты и их профилактика.

1. Макролиды: эритромицин, олеандомицин, азитромицин (сумамед), кларитромицин, рокситромицин;

.2. Тетрациклины: тетрациклин, окситетрациклин, метациклин, доксициклин.

3. Левомицетины: левомицетина стеарат, левомицетина сукцинат, кортикомицетин;

4. Антибиотики разных групп: ристомицин, линкомицин, клиндамицин, фузидин..

Принципы химиотерапии и обоснование комбинированной антибиотикотерапии.

Характеристика взаимодействия антибиотиков. Влияние индивидуальных факторов на фармакокинетику антибиотиков (возрастных, фармакогенетических и др.).
Самостоятельная работа

Составить таблицы с указанием спектра антимикробной активности, клинической эффективности и безопасности применения препаратов: эритромицин, азитромицин, рулид, тетрациклин, доксициклин, левомицетин, линкомицин, клиндамицин.

Группа препаратов

Спектр противомикробной активности

Показания к применению

Препараты

Макролиды











Тетрациклины












Левомицетины











Разные












Уметь выбрать группу и конкретный препарат, его лекарственную форму, дозу, путь введения, схему дозирования для терапии инфекционных заболеваний и выписать в рецептах: эритромицин, азитромицин, рулид, тетрациклин, доксициклин, левомицетин, линкомицин, ристомицин.




Рецепт


Показание к применению препарата




























































Аудиторная работа

1. Выполнить тестовые задания

1. Для левомицетина характерны все перечисленные ниже осложнения, за исключением:

А. Поражение крови А. Дерматиты В. Острый продуктивный психоз Г. Миокардит Д. Остеопороз

2. Какие из перечисленных препаратов не относятся к макролидным антибиотикам:

А. олеандомицин Б. эритромицин В. Ванкомицин Г. Нистатин

3. Наиболее безопасные препараты из группы тетрациклинов при почечной недостаточности:

А. Окситетрациклин Б. Доксициклин В. Хлортетрациклин

4. Препаратом выбора для лечения инфекций, вызванных бруцеллой, является:

А. Тетрациклин Б. Ампициллин В. Гентамицин Г. Сульфаниламиды

5. Выберите препарат для лечения микоплазменной пневмонии:

А. Пенициллин Б. Тетрациклин В. Ванкомицин Г. Гентамицин

2.1. Укажите место связывания тетрациклина

Аминоацил-тРНК













иРНК

2.2. Укажите место связывания хлорамфеникола




NH2 АК АК АК




Аминоацил

тРНК
иРНК

Суперспираль ДНК

ДНК- гираза
Деспирализованная ДНК



РНК-полимераза ДНК-полимераза
иРНК ДНК

30Sсубъединица

рибосома


30S

инициаторный комплекс

50Sсубъединица

рибосома
70S

инициаторный комплекс




Пептидил -

трансфераза

Образование пептидной цепи

Удлинение пептида


3. Решить задачи
Задача №1

Больная К., 63 лет, Страдает в течение 6 лет сахарным диабетом, средней тяжести течения. Постоянно принимает манинил, букарбан. В последние 3 месяца выявлен фурункулез. Поступила в отделение с жалобами на кашель со скудной мокротой слизистого характера, повышение температуры до 37,2. На 2-й день заболевания появился кашель, боли в правой половине грудной клетки при дыхании. При осмотре выявлены физикальные признаки правосторонней нижнедолевой пневмонии, подтвержденные рентгенологически.

Определите антибиотик первичного выбора:

1. Левомицетин 2. Бензилпенициллин 3. Гентамицин 4. Эритромицин 5. Цефазолин
Задача №2

Ребенок поступил в инфекционную больницу с диагнозом коклюш. В анамнезе - гипохромная железодефицитная анемия. Ребенку ввели бензилпенициллин, что вызвало кожные высыпания. Пенициллин был отменен.

Выберите препараты, которые можно назначить ребенку:

1. Эритромицин 2. Пенициллин 3. Тетрациклин 4. Левомицетин
Задача №3

К стоматологу обратилась мать с ребенком 2-х лет. У ребенка зубы прорезались вовремя, но эмаль желтого цвета, зубы поражены кариесом. Из анамнеза установлено, что мать во время беременности по поводу заболевания получала антибиотик.

Какой антибиотик получала мать?

1. Пенициллин 2. Стрептомицин 3. Тетрациклин 4. Цефазолин 5. Левомицетин
Задача №4

Ребенок 6-ти месяцев перенес инфекционное заболевание (энтероколит). Получал интенсивную терапию, включающую антибиотик.

При осмотре выраженная бледность кожных покровов и слизистых, пастозность, большой живот, отставание в весе, гипохромная анемия, ретикулоцитоз. Жалобы на плохой сон, снижен аппетит.

Какой антибиотик получал ребенок?

1. Пенициллин 2. Стрептомицин 3. Тетрациклин 4. Цефазолин 5. Левомицетин 6. Линкомицин


Занятие 32. ПРОТИВОВИРУСНЫЕ, АНТИМИКОБАКТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА



Цель: приобрести четкие представления о механизме действия противовирусных, антимикобактериальных, антимикотических средств, изучить их фармакологические эффекты. Уметь выбирать противовирусные, антимикобактериальные, антимикотические средства для использования в практике врача.

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки студентов к занятию

1. Противовирусные средства:

  • Средства, угнетающие проникновение вирусов в клетку: ремантадин и амантадин,

гамма-глобулин, цитотект, оксолин и теброфен.

  • Средства, угнетающие синтез вирус-специфических нуклеиновых кислот: зидовудин (ретровир), ацикловир, идоксуридин, рибаварин (рибамидил), ганцикловир.

  • Средства, способствующие образованию незрелых вирионов: криксиван, саквинавир, калетра,

  • Средства, угнетающие синтез вирус-специфических белков: метисазон, интерлок, виферон.


2. Антимикобактериальные средства

Основные средства для лечения туберкулеза: изониазид, этамбутол, рифампицин, протионамид, пиразинамид, стрептомицин;

Средства для альтернативных режимов лечения туберкулеза: ПАСК, этионамид, метазид, фтивазид, амикацин, канамицин, микобутин, офлоксацин;

Средства, для лечения атипичных форм туберкулеза: рифампицин, рифобутин, этамбутол, амикацин, офлоксацин, клофазимин;

Средства для лечения лепры: диуцифон, рифампицин, клофазимин, амитиозон.

Характеристика групп и отдельных препаратов включает: классификацию, механизм и спектр действия, фармакологические эффекты, фармакокинетику, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания, способы и режимы введения.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
написать администратору сайта