Главная страница
Навигация по странице:

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57



Скачать 1.03 Mb.
Название Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57
Анкор Pedagogichesky_slovar.doc
Дата 04.05.2017
Размер 1.03 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Pedagogichesky_slovar.doc
Тип Документы
#7393
страница 20 из 24
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

Социометрический статус — положение человека в системе внут-ригрупповых межличностных отношений, определенное при по­мощи социометрического теста.

Социометрический тест — методика выявления, наглядно-графи­ческого изображения и индексного представления межличностных отношений в малой группе. Результаты такого теста являются нео­ценимыми для учителя в понимании им процессов формирования внутриколлективных отношений в детских группах.

СОЦИОНИКА — научное направление, разрабатывающее та­кую модель общества, в к-рой для каждого индивида, представля­ющего определенный психол. тип, находится соответствующее ме­сто в обществе и соц. деятельности; новейшая теория психол. типов и межличностных отношений, находящаяся на стыке психологии, социологии и информатики. В педагогике появились разработки организации учебно-воспитательного процесса на основах С.

СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психол. особенности лич­ности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направ­ленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень разви­тия С. выражают понятия таланта и гениальности. Способности педагогические — обобщенная совокупность та­ких индивидуально-психол. особенностей и профессионально зна­чимых качеств учителя, к-рые обеспечивают достижение высоких результатов в пед. деятельности. Различают виды С. п.: гностиче­ские (умение познавать и получать удовольствие от познания); дидактические (умение объяснять, передавать знания, обучать); коммуникативные (умение общаться, сотрудничать); конструктив­ные (умение отобрать, создать, спроектировать учебно-воспита­тельный материал); организаторские (умение включать воспитан­ников в различные виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей); пер­цептивные (умение проникнуть во внутренний мир ребенка, по­нять переживаемые им чувства и состояния, способность к эмпа-тии); прогностические (умение осуществлять пед. предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в пед. деятельности); суггестивные (эмоционально-волевое внушающее влияние учите­ля, его способность с помощью твердого волевого слова добиться нужного результата воздействия); экспрессивные (умение эмоцио­нально и выразительно передать свои знания и убеждения, арти-


140

141

стизм учителя, владение интонационной палитрой речи, мими­кой, жестами, пластикой).

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — мера объектив­ности оценок и отношений педагога к личностным качествам, поведению, поступкам и действиям воспитуемых.

СРЕДА ВОСПИТАНИЯ — совокупность природных и соц.-бы-товых условий, в к-рых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Включает в себя среду класса, шко­лы, семьи. Виды организации среды воспитания: стихийная, ав­торитарная и оптимальная, при к-рой общие правила коллектив­ной жизни и окружения не ограничивают развитие у детей самостоятельности и творчества.

СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — специально, сообразно с пед. целями, создаваемая система условий организации жизнедеятель­ности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу.

СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕматериальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организа­ции и осуществления пед. процесса и выполняющие функции раз­вития учащихся; предметная поддержка пед. процесса, а также разнообразная деятельность, в к-рую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.

Средства педагогические программные — пакеты прикладных программ для использования в процессе обучения по различным предметам.

Технические средства обучения (ТСО) — устройства и прибо­ры, служащие для усовершенствования пед. процесса, повыше­ния эффективности и качества обучения путем демонстрации аудиовизуальных средств.

СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ — 1) основной документ, в к-ром определены конечные результаты образования по учебному пред­мету. Составляется для каждого этапа образования. Структура стан­дарта включает: цель и задачи предметного образования, терми­ны и закономерности, знания и представления, умения и навыки, технологию проверки результатов образования; 2) содержатель­ное ядро образования, включающее в себя материал, необходи­мый и достаточный для достижения целей среднего образования на общефедеральном уровне. Отражает оптимальный минимум со­держания образования.

СТАНДАРТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - эталон пед. деятельности, к-рым надо овладеть в процессе профессионального обучения и профессиональной деятельности.

СТАНОВЛЕНИЕ — приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоя-

нию. Можно говорить о становлении характера, личности, мы­шления.

СТАТУС ЛИЧНОСТИ — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психол. влияния на членов группы.

СТЕНИЧНОСТЬ (от греч. sthenos — сила) — характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивости к различ­ным помехам, способности к длительной непрерывной деятель­ности, даже при лишении сна в течение нескольких суток.

СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществ­ления педагогического взаимодействия: С. п. о. может складывать­ся на различных основах: увлеченности совместной творческой деятельностью, дружеского расположения, дистанции, устраше­ния, заигрывания и т. д.

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА — типичная для лидера (руководите­ля, педагога) система воздействия на ведомых (подчиненных, воспитанников).

СТИМУЛ (от лат. stimulus — острая палка, к-рой погоняли животных) — внешнее воздействие на личность, коллектив, груп­пу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность.

СТРАТЕГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ -общая руководящая линия в деятельности учителя, установки, направленные на достижение далеких целей в процессе формиро­вания личности. Учителю необходимо разрабатывать С. п. в. как с отдельной личностью, так и с детским коллективом в целом. Это реализуется прежде всего в системе различных планов, к-рые раз­рабатывает учитель: календарно-тематический, планы воспитатель­ной работы и т. п.

СТРАТИФИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ - разделение сферы образования на страты (различные типы учебных заведений) в соответствии с образовательными потребностями, возможностя­ми и способностями человека.

СТРАХ — психическое состояние, характеризующееся депрес­сией, тревогой, беспокойством и др., в ситуациях реальной или воображаемой опасности. С. — основной фактор, на к-ром строит­ся авторитарная педагогика.

СТРЕСС УЧИТЕЛЯ — напряженные состояния учителя, выз­ванные трудностями, необычными, экстремальными ситуациями профессиональной пед. деятельности. Такими стрессорами часто бывают нехватка времени у педагога, низкая успеваемость уча­щихся, плохая дисциплина учащихся на уроках, конфликты с администрацией, с коллегами и т. д. С. у. может оказать как поло-


142

143

жительное, оптимизирующее влияние на деятельность, так и от­рицательное вплоть до полной дезорганизации {дистресс).

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - совокуп­ность составляющих его частей, соответствующих компонентам пед. системы. Компоненты: целевой, содержательный, операци-онно-деятельностный, оценочно-результативный.

СТРУКТУРА УРОКА — совокупность элементов урока, обес­печивающих его целостность и сохранение основных характери­стик при различных вариантах сочетания. К этим элементам отно­сятся: организация начала урока, постановка цели и задач урока, объяснение, закрепление, повторение, домашнее задание, подведе­ние итогов урока. Тип урока определяется наличием и последова­тельностью структурных частей.

СУБКУЛЬТУРА ДЕТСКАЯ (ПОДРОСТКОВАЯ, ЮНОШЕ­СКАЯ) — 1) культурное пространство и круг общения подрост­ковых и юношеских сообществ, помогающих им адаптироваться в обществе и создать свои, автономные формы культурной актив­ности; 2) все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми.

СУБЪЕКТ (от лат. subjectum — подлежащее) — носитель пред­метно-практической активности и познания, осуществляющий из­менение в др. людях и в себе самом. Субъектность человека прояв­ляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.

СУБЪЕКТНОСТЬ — способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать моти­вы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответ­ствие задуманному, выстраивать планы жизни. Термин начинает входить в пед. исследования и пед. практику как обозначение соц. ценного качества личности, к-рое необходимо формировать в процессе пед. взаимодействия.

СУГГЕСТИЯ (от лат. suggestio — внушение, намек) — см. Вну­шение.

СУИЦИД (от англ. suicide — самоубийство) — акт самоубий­ства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного рас­стройства либо под влиянием психического заболевания. Причи­ны С. многообразны и коренятся не только во внутренней дефор­мации личности и психотравмирующей обстановке, окружающей ее, но и в социально-экономической, нравственной организации общества. В нашей стране и за рубежом созданы специальные суи­цидологические службы, «телефоны доверия», центры кризисной психотерапии. Подростковый С. нередко бывает следствием кон­фликтных отношений с родителями, учителями, сверстниками.

СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович (1918—1970) — со­ветский педагог. Основные работы: «Сердце отдаю детям», «Рож-

дение гражданина», «Мудрая власть коллектива», «Родина в сер­дце», «Павлышская средняя школа», «Разговор с молодым ди­ректором» и др. Был сторонником коллективного воспитания, с акцентом на внимании к отдельному ребенку. Отдавал приоритет воспитанию патриотизма, гражданственности, а также таких нрав­ственных качеств, как человечность, доброта, чуткость, отзыв­чивость, сострадательность, любовь к матери и др. членам семьи. Одной из самых трудных групп для пед. воздействия считал так называемых «незаметных детей». Стержневая идея всей пед. систе­мы С. — развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребенке. В воспитании большую роль отводил природе и красоте. Одним из первых в стране заговорил об обучении шести­леток.

СХОЛАСТИКА — господствующее направление в средневеко­вой философии, представители к-рого считали своей задачей те­оретическое обоснование догм христианской религии. Способство­вала развитию формально-логического анализа. Оказала решающее влияние на содержание и методы всего средневекового образова­ния, особенно университетского. Являясь своеобразной системой мышления, С, при всем своем догматизме и казуистике, побуж­дала занимающихся ею к скрупулезному анализу текстов признан­ных церковью авторов, развивала способность формально-логи­чески мыслить и приучала к точности выражения мыслей.

СЦИЕНТИЗМ — абсолютизация роли науки, научных знаний (прежде всего естественных наук, математики) в системе культу­ры, в идейной жизни общества; мировоззрение, рассматривающее науку, ее успехи как главный фактор прогресса в истории и средство решения соц. проблем.

т

ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — чувство меры в поведении и дей­ствиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уваже­ние достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообла­дание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Т. п. — одна из форм реализации пед. этики.

ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — построение четкой системы пед. целей, внутри к-рой выделены их категории и по­следовательные уровни (иерархия).

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — выработка и воплоще­ние учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспита­тельного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестан-


144

6—401

145

дартных пед. решений. Т. п. характеризует наличие у педагога глу­боких и всесторонних знаний и их критическую переработку и осмысление; умение перевести теоретические и методические положения в пед. действия; способность к самосовершенствованию и самообразованию; разработку новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальные сочетания; диалектичность, вариа­тивность, изменчивость системы деятельности; эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях; способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов, к формированию индивидуального стиля профессиональной дея­тельности на основе сочетания и выработки эталонных и инди­видуально неповторимых черт личности педагога; способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умение ви­деть «веер вариантов».

ТЕЗАУРУС — 1) лингвистический словарь языка с полной смысловой информацией; 2) полный систематизированный на­бор данных о к.-л. области знания, позволяющий свободно ори­ентироваться в нем человеку или машине; 3) словарь учебной дисциплины, государственного образовательного стандарта.

ТЕЗИСЫ — любое утверждение в споре или изложении к.-л. теории; положения, кратко излагающие к.-л. идеи, основные мысли лекции, доклада, произведения, документа. В Т. лаконично рас­крывается содержание вопроса, темы. Составление тезисов — одна из форм самостоятельной работы над литературой, при подготов­ке к докладам, лекциям и др. выступлениям. Умению составить тезисы надо учить начиная со средних классов школы.

ТЕКСТОВОЙ РЕДАКТОР — программа для ввода, организации и проверки текстовой информации в компьютер.

ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. temperamentum — надлежащее соот­ношение частей, соразмерность) — совокупность устойчивых ин­дивидуальных особенностей, характеризующих динамику психи­ческой деятельности человека: интенсивность, скорость, темп и ритм протекания психических процессов и состояний. Меланхолик (от греч. melas — черный, chole — желчь) — чело­век, обладающий меланхолическим темпераментом, характери­зуется неуравновешенностью, быстрой утомляемостью, замедлен­ностью в движениях, замкнутостью; слабостью, инертностью нерв­ных процессов. В то же время М. отличается высокой психической реактивностью, что позволяет хорошо справляться с работой (на­пример, радиста, наблюдателя, гидроакустика), требующей по­вышенного внимания, обладает значительной эмоциональной вос­приимчивостью, умением сопереживать, улавливать тончайшие оттенки чувств, настроений окружающих. Внешне на окружаю­щее реагирует вяло.

Сангвиник (от лат. sanguis — кровь) — человек, обладающий сан­гвиническим темпераментом, проявляющимся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психи­ческой активностью, работоспособностью.

Флегматик (от греч. flegma — слизь) — человек, обладающий темпераментом, к-рый характеризуется уравновешенностью, мни­тельностью, спокойствием, невозмутимостью, ровным настрое­нием, слабым внешним выражением душевных состояний. Холерик (от греч. chole — желчь) — человек, обладающий холе­рическим темпераментом, характеризующимся быстротой дей­ствий, сильными, быстро возникающими чувствами, способно­стью отдаваться делу с исключительной страстью и в то же время неуравновешенностью, резкими сменами настроений, ярко отра­жающимися в речи, жестах, мимике, поведении. При отсутствии надлежащего воспитания эмоциональная неуравновешенность мо­жет привести к неспособности контролировать свои чувства в труд­ных жизненных обстоятельствах.

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ — раздел педагогики, раскрываю­щий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы и методику.

ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (Л. В. Занков) — теория развивающего обучения, предполагаю­щая высокий теоретический уровень трудности обучения; быст­рый темп обучения, непрерывное повторение учебного матери­ала в новых условиях (сопутствующее повторение и закрепление); воспитание у учащихся положительной мотивации учения и по­знавательных интересов; гуманизацию взаимоотношений учите­лей и учащихся в учебном процессе; линейное построение учеб­ных программ.

ТЕОРИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБОБЩЕНИЯ И ФОРМИ­РОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - теория развития те­оретического мышления младших школьников и формирования учебной деятельности, построенная на идее обучения от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Авторы (В. В.Давы­дов, Д. Б. Эльконин) выступали против концентрического пост­роения программы в начальной школе, отрицали универсаль­ность использования конкретной наглядности. Ход обучения: знакомство с предлагаемой научной ситуацией или задачей, ори­ентировка в ней; образец преобразования материала; фиксация выявленных отношений в виде предметной или знаковой мо­дели; определение свойств выделенного отношения, благодаря к-рым выводятся условия и способы решения исходной задачи, формулируются общие подходы к решению; наполнение выде­ленной общей формулы, вывода конкретными примерами. Сис-


146

147

тема обеспечивает высокий уровень развития детей в процессе обучения.

ТЕРМИНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - система лексиче­ских средств и наименований, применяемых в теории и практике воспитания, обучения и образования. Знание Т. п. избавляет учите­ля от необходимости при употреблении понятия повторять весь набор его признаков, создает условия для экономичности и опе­ративности мышления. Формирование понятийного аппарата пе­дагогики помогает осмыслить и понять сущность пед. явлений и процессов.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24
написать администратору сайта