РАЗДЕЛ II. Учебно-методические материалы (УММ), обеспечивающие выполнение различных видов аудиторной и неаудиторной работы студентов
1. УММ по теоретическому разделу дисциплины
1. Конспективное изложение лекционного материала
(аннотация содержания дидактических единиц)
Введение в риторику: традиционное понимание предмета риторики и риторика в современном мире. Формула соотношения культуры речи и риторики. Технологии проектирования авторской риторической концепции. Ведущие аспекты культуры речи и риторики «формула 5+1»: нормативный (ортологический), коммуникативный, этический, психотехнический (серии риторических разминок), методический и эстетический аспекты преподавания культуры речи и риторики. Модели авторских риторических концепций: классические начала риторики и их современная интерпретация. Гиперидея и формула современной риторики. Риторика как уникальный ключ к раскрытию и самовыражению личности. «Болевые точки риторики» и мотивационные основы ее изучения. Методы онтопсихологии в риторике. Основные разделы риторики и направления ее развития. Актуальные проблемы (трудности, рецепты, тайны и перспективы) риторического становления. Интерпретация различных моделей авторских риторических концепций. Технологии проектирования собственной (авторской) риторической концепции.
Развивающие интеллектуальные риторические стратегии и тактики. Технология выступления-самопрезентации и выступления-презентации с использованием современных риторических стратегий и тактик.
Проектирование и интерпретация алгоритма понимания с целью создания гармонизирующего диалога в речи. Уровни и фазы процесса понимания. Барьеры понимания и объективные законы их преодоления. Человек в риторическом многообразии его личности: моделирование «тела речи» (Горгий, Платон) в проекции на риторические стратегии и тактики. Концептуальная (сущностная) основа речи и стратегические риторические процессы проблемизации речи и параллелирования как основные компоненты развивающей риторической стратегии. Технологии уподобления и ассоциации, приемы психогенных компонентов речи (псикоров) и интерпретационного ключа как основные компоненты развивающей риторической тактики. Технология выступления-самопрезентации, выступления-презентации с использованием современных риторических стратегий и тактик (в том числе создание электронных презентаций).
Эволюционно-генетическая модель развития риторики. Интерпретация и проектирование моделей риторического становления («майевтика»).
Целостная концепция исторических знаний по риторике. Вневременные закономерности в эволюционно-генетической модели развития риторики. Два полюса мировой истории риторики и основные причины кризиса риторики. Технологии анализа и сопоставления различных риторических эпох и персоналий, входящих в золотой фонд риторической науки. Создание и применение вероятностной модели карточек риторических персоналий и эпох. Классический риторический канон и современный риторический канон. Интерпретация и проектирование моделей риторического становления. Технология использования в практической деятельности эволюционно-генетической модели развития риторики. Формирование у учащихся доверия к классическому риторическому наследию.
2. Лекционные материалы
Раздел № 1 (4 часа: лекции № 1-2)
Лекция № 1
Введение в риторику: традиционное понимание предмета риторики и
риторика в современном мире
План
1. Цель и специфика курса «Технологии риторического образования».
2. Три содержательных блока риторики.
3. Традиционное понимание предмета риторики.
4. Риторика в современном мире: гиперидея и формула, специфические черты, доминантные функции, «болевые точки» современной риторики и мотивационные основы ее изучения.
1. На первом курсе Вы изучали дисциплину «Педагогическая риторика». Определите ее цель, задачи и специфику.
Начальный базовый пропедевтический курс культуры речи учителя, имеющий профессиональную направленность на применение риторических знаний, умений и навыков, т.е. риторического инструментария, в профессиональной педагогической сфере.
Каково предназначение курса «Технологии риторического образования»?
Этот курс имеет персональную, личностную направленность и нацелен на осмысленное каждым из Вас становление и формирование Вашей риторической личности, это Ваша персональная школа риторики.
Каковы перспективы данного курса?
Этот курс найдет свое логическое продолжение в учебной дисциплине 3 курса «Методика преподавания риторики», в рамках которой Вы сможете объединить знания по двум освоенным дисциплинам риторического цикла и стать специалистом в области преподавания риторики как учебной дисциплины.
Освоение трех взаимосвязанных дисциплин риторического цикла («Педагогическая риторика», «Технологии риторического образования» и «Методика преподавания риторики») занимает важное место в подготовке студента к прохождению педагогической практики в школе.
Итак, в чем же состоит уникальность риторики?
Риторика – одна из древнейших наук с трудной, сложной, неоднозначной судьбой. Она существует тысячи лет и является ровесницей европейской культуры. Естественно, что на протяжении столь огромного периода она переживала как «хорошие», так и «плохие» времена. На одном полюсе – древнейшая филологическая дисциплина с богатыми традициями, на другом – новейшая дисциплина, фокусирующая в себе последние достижения лингвистической науки. А между этими полюсами – тысячелетия долгого и необычайно интересного пути, на котором были и взлеты, и падения, и необычайная востребованность, и годы забвения. В разное время она занимала большее или меньшее место в жизни общества, но никогда не исчезала, не прерывала своего развития. В риторике, как, пожалуй, ни в какой другой науке, явственно видны преемственность традиции, взаимовлияние культур, историчность, учет национальных особенностей и одновременно – общегуманистический характер, ориентация на общечеловеческие ценности.
Несмотря на огромные различия, которые могут разделять эпохи и культуры, имеется и нечто универсальное, справедливое для любых культур. И в этом – вечный смысл риторики.
Проведем лингвистический эксперимент.
Сравните два высказывания – два временных пласта, но как много общего, созвучного в словах предшественника основателей риторики Горгия и современной писательницы З.Е Журавлевой.
à «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. …оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание побудить… Сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет» (греческий софист Горгий «Похвала Елене»).
à «Свобода духа предполагает прежде всего …мышление, способное выразить себя точным и ясным словом. …Язык …жизненно необходим каждому из нас…. Ибо чтоб родилась и явила себя мысль – мы должны найти слово для ее выражения, иначе самая распрекрасная наша мысль, невнятно потрепыхавшись внутри, там же бесследно и рассосется» (З.Е. Журавлева).
Наша цель – раскрыть тайны риторики: причины ее творческого долголетия, вывести формулу взлетов и падений риторики и тем самым понять ее вечный смысл, научиться формировать авторскую риторическую концепцию как основу персонального риторического образования и становления.
Риторика – это школа жизни: за средней школой – высшая, за высшей – Школа риторики…
2. Три основных блока риторики: теория, история (в проекции на современность) (2 курс) и методика (3 курс).
Базовая литература.
1) Доброва С.И. Риторика. Воронеж, 2008.
2) Риторика / Под ред. Н.А. Ипполитовой. М., 2006.
3) Педагогическая риторика: Практикум / Под общ. ред. Н.А. Ипполитовой. М., 2003.
3. Традиционное понимание предмета риторики.
Термины «риторика» (греч. rhetorike), «ораторское искусство» (лат. orator < orare – «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.
Слово «ри(е)торика» (написание через -и- ввел Аввакум) образовалось следующим образом:
греч. rheo – «говорю, лью, теку» > производное от него rhetor – «ритор, оратор» > rhetorike – «риторика» или rhetorike techne – «мастерство и искусство ораторской речи».
За короткий срок риторика – одна из древнейших классических наук, подвергнутая критике и надолго забытая, вдруг стала одной из наиболее востребованных учебных дисциплин не только в высших учебных заведениях, старших классах школ, но даже в начальных классах и дошкольных учреждениях (дошкольная риторика). Иными словами, риторика охватывает основные сферы жизни человека, но прежде всего – весь период становления и профессиональной реализации личности. Она играет важную роль во всех сферах жизнедеятельности деятельности человека как основное средство его самовыражения.
Каждому человеку нужна «чаша ритора», о которой античный мудрец Апулей сказал в своей знаменитой застольной речи: «Первая чаша принадлежит жажде, вторая – веселью, третья – наслаждению, четвертая – безумию. Но о чашах муз должно сказать наоборот: чем чаще следуют они одна за другой, чем меньше воды намешано в вино, тем больше пользы для здорового духа. Первая чаша – учителя чтения – закладывает основы, вторая – чаша филолога – оснащает знаниями, третья чаша – чаша ритора – вооружает красноречием» (Апулей Florida (Цветник).
У греков и римлян существовал миф о божественном происхождении Риторики, согласно которому Риторика есть начало цивилизации: Юпитер приказал Меркурию дать людям Риторику. Так высоко ценилась сила Слова.
Роль и силу Слова в реализации предназначения человека отчетливее и глубже понимали, пожалуй, люди, ближе стоявшие к истокам человеческого рода и духа, более непосредственно соприкасавшиеся с тайной бытия. Вера людей в Слово и его силу уходит далеко в прошлое. На заре существования человечества эта вера проявилась в магической силе первобытного заклинания и заговора. Божественная природа Слова отражена в величайших письменных памятниках.
à «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. … В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Евангелие от Иоанна. Святое благовествование I, 1-5).
Возникновение риторики как ответ на практическую потребность общества высокой культуры относят к периоду с V в. до н. э. по II в. до н. э.
Место рождения – Греция.
Достойным продолжателем риторической теории и практики явился Рим, подхвативший знамя эллинской культуры.
Две античные риторические традиции – греческая и римская.
Термин «риторика» никогда в истории не отличался однозначным толкованием.
В Греции и Риме риторика определялась по-разному.
1) Древние греки определяют риторику как «искусство убеждения», т. е. как воздействие на других людей.
2) Римские риторы определяют риторику как «искусство говорить хорошо», хорошо и со стороны достижения коммуникации, понимания, и с позиций эстетики, украшения самой речи.
По сути своей вся дальнейшая история риторики в Европе заключена в пространстве, ограниченном этими двумя полюсами:
на одном полюсе – воздействие на людей средствами мастерства речи;
на другом полюсе – совершенствование формы, украшение речи в коммуникативных и эстетических целях.
Риторика – это и искусство, и наука. Уже в античности люди остро ощущали, что, как всякое искусство, риторическое мастерство дается талантом. Но они также хорошо понимали, что мастерство развивается во многих опытах, совершенствуется благодаря знаниям, которые многократно умножают талант и сокращают число опытов. Сумму таких знаний дает наука. Недаром Квинтилиан называл риторику «искусство хорошо говорить» и «наука хорошо говорить».
Существуют три начала становления риторики (три классических «кита» риторики), риторика была триедина.
Риторика = пафос + логос + этос:
1) эстетическое начало, искусство (пафос);
2) рациональное, научное начало (логос);
3) этическое начало (этос).
В качестве предмета риторики, таким образом, традиционно понимали:
1) искусство убеждать с помощью слов;
2) науку об искусстве убеждать с помощью слов;
3) непосредственно сам процесс убеждения, основанный на моральных принципах.
4. Риторика в современном мире: гиперидея и формула современной риторики.
Современное содержание риторики не изменилось по своей глубинной сути, но обогатилось новыми авторскими концепциями и идеями, рожденными на благодатной и плодотворной почве классической риторической традиции.
Можно заниматься чем угодно, реализовать себя, свой внутренний мир в любой (наиболее интересной и значимой для личности) сфере, но везде надо уметь выразить
и то, что ты знаешь (знание – логос),
и то, что ты чувствуешь (эмоция, чувство – пафос),
и то, что к чему ты стремишься (воля, желание – этос).
Все это делается словами и без слов невозможно раскрыть свой внутренний мир.
Гиперидея современной риторики состоит в том, что риторика – это уникальный «ключ» к тайне личности, ее индивидуальности. Речь как творческий речемыслительный продукт открывает путь к внутреннему миру человека во всем его многообразии. Главное – открыть личность в самом себе, познать себя и познать личность другого человека. Стратегия этого открытия – достичь органичного взаимопонимания человека и окружающего его мира, гармонии с собой и сопричастности ко всему. Риторика всегда адресная, личностно окрашенная: она взращивает личность.
Неслучайно три классических «кита» риторики – логос, пафос и этос – абсолютно точно соотносятся с основными сферами сознания человека:
· мышление – интеллект, логос;
· эмоциональная сфера человека – чувство, пафос и
· волевая сфера – желание, этос.
Современная наука также уделяет особое внимание интуитивной, бессознательной составляющей риторического процесса, что актуализирует важное положение об органичной взаимосвязи риторики со всеми сферами психической деятельности человека: и сознательной, и бессознательной. Эта связь носит всеобъемлющий характер.
Наша задача – сформулировать современное понимание трех «китов» риторики и на этой основе вывести формулу современной риторики.
Логос – «Учись мыслить публично!». Призыв учиться говорить публично, видимо, уже не столь актуален, а возможно, и не совсем точен. В порождении речи мысль первична, а слово вторично. Поскольку речь представляет собой двуединый речемыслительный процесс, а сама речь есть одежда наших мыслей, которая отражает, материализует лишь часть личностных смыслов, то самое главное, основополагающее – научиться думать публично, создавать тело своей мысли, чтобы, образно говоря, было, что одевать в словесные одежды. Когда мы учим говорить публично, то боремся не с причиной болезни, а с ее следствием. Подобно антибиотикам, загоняем болезнь внутрь. Как только человек научается мыслить публично, он перестает бояться аудитории, исчезает страх публичного выступления, продуцируется та творческая энергия, которая посредством речи делает мысль оратора яркой, интересной и доступной для понимания.
«Хорошо говорить – значит просто хорошо думать вслух» (Э. Ренан).
Пафос – «Убей эмоцию публично!». «Переплавь эмоцию в эстетическое начало речи!».
Эмоциональные основы риторики определяются тем, что страх перед публичным выступлением (боязнь показаться глупым) занимает второе место после страха смерти. В риторике разработана особая система преодоления страха публичного выступления. Необходимо разграничивать страх и волнение (пример с выбором воинов).
Страх ® страж (психологический прием замены одной буквы в слове, написанном на отдельной карточке). Убей эмоцию – прежде всего негативную эмоцию страха публичного выступления – как довлеющее и руководящее начало, преврати ее в эмоцию творческого волнения (в «стража»), неотъемлемое и обслуживающее речь начало, которое обеспечит точность и динамику мыслительного процесса, окрасит рисунок речи индивидуальными эмоциональными тонами и полутонами, сделает и мысль, и речь яркими и неповторимыми.
Этос – «Направь свою волю на познание тайн риторики, риторических технологий создания речи и на реализацию этических основ стратегии взаимопонимания, гармонии и сопричастности!».Как, каким образом достичь мастерства в первых двух составляющих риторики – логос и пафос.
Таким образом, формула риторики распределяет акценты следующим образом:
стратегия – этос, тактика – логос (содержание) и пафос (форма) в сбалансированном соотношении, в абсолютной гармонии друг с другом.
В основе стратегии – извлеченные из жизни законы. Этос как стратегия объединяет логос и пафос как тактические составляющие риторического процесса, объединяет научное и эстетическое начало риторики.
Тактика – это средства реализации стратегии – воздействие посредством убеждения (греческая традиция, в доминанте логос) и эстетика в коммуникативных целях как путь к пониманию (римская традиция, в доминанте пафос).
Основные специфические черты риторики в современном мире
Риторику в современном мире отличает по меньшей мере четыре основных специфических черты: она контактная, харизматическая, антропоцентрическая и универсальная + гармонизирующая аутентичность.
• Риторика – это в первую очередь контактная дисциплина (центр – фигура, личность, фон – мир; центробежные тенденции). Непонимание важности этого положения обусловило многие неудачи риторики (как дисциплины научающей) в истории ее преподавания. Все ее самые острые и проблемные углы – аудиторные, человеческие, связанные с людьми, с их «хочу – не хочу», «буду – не буду», «нравится – не нравится».
à У Конфуция как-то спросили: «Есть ли одно такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» – «Есть, – ответил философ. – Снисходительность».
• Риторика – харизматическая (личностно окрашенная) дисциплина (центростремительные тенденции). Что такое харизма, если определить это понятие всеобъемлюще? Это сила и власть, построенная не на полномочиях, не на традициях, а на личных качествах.
• Риторика – антропоцентрическая дисциплина (особая проблема – человековедение в риторике).
• Риторика – универсальная дисциплина по своей природе и по назначению (функциональной направленности).
Риторика универсальна по своей природе, поскольку связана со всеми сферами психической деятельности человека: и сознательной, и бессознательной (интуитивной).
Риторика универсальна по своему назначению, поскольку функционально она охватывает все основные сферы жизни человека и прежде всего – весь период становления и профессиональной реализации личности.
• Гармонизирующая аутентичность (психологическая комфортность) риторики связана с очень серьезным «законом рьяной исполнительности».
«Совершенство недостижимо, а всякий стремящийся все же к совершенству, … независимо от своего желания сотворяет несовершенство» (П.С. Таранов).
«Если каждый день делать то, что было запланировано на завтра, то последний день жизни непременно останется свободным» (ср. «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»).
Риторика семьи, соответствие внутренней природе личности.
Доминантные функции современной риторики:
когнитивная, онтологическая и гармонизирующая
• Роль риторики в процессе познания (когнитивная функция риторики).
Когниция – это познавательная деятельность человека. Риторика – «ключ» к познанию личности. Речь есть средство выразить себя, реализоваться, и тем самым познать себя и мир.
• Риторика – проводник в жизнь (онтологическая функция риторики).
à «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ).
«Кто не умеет говорить, карьеры не сделает» (Наполеон I).
«Откровенная речь, подобно любви и вину, вызывает такую же откровенность» (Монтень).
Умение говорить есть оружие в жизненной борьбе, привлекательное социальное умение, отличный способ для личности не растерять и сохранить себя.
• Риторика – средство гармонизации внутреннего мира человека (самое простое доказательство связано с фактом дифференциации больших полушарий головного мозга человека: связная речь (работа левого полушария) погашает состояние аффекта (правое полушарие), гармонизирует работу двух полушарий головного мозга человека (сравн. гендерный аспект и продолжительность человеческой жизни; любое противоречие, связанное со словом, с помощью слова же и может быть разрешено).
«Болевые точки» риторики и мотивационные основы ее изучения
à «Лучше всего ты учишь тому, чему тебе больше всего надо научиться самому».
Глубинные по своей значимости мотивационные основы изучения риторики как учебной дисциплины и освоения ее как искусства тесно связаны с анализом проблемных участков риторики, во многом объясняющих объективные риторические сложности и необходимость их преодоления.
«Болевые точки» риторики
• Речевой ступор – речевой зажим как следствие невроза, порожденного страхом публичного выступления.
В чем же дело? Оказывается, беда всех умных людей в том, что они хотят понравиться другим. Рецепт на самом деле крайне прост: нужно поставить задачу понравиться именно себе, т. е. почувствовать удовольствие от успешную самореализацию в собственной речи. Хороша только та речь, которая импонирует нам самим.
à «Никогда не старайтесь превзойти другого, лучше пытайтесь дотянуться до себя!».
à «Твой эгоизм – это мерило искренности твоего желания быть самим собой» (Ричард Бах).
à Конфуций сказал: «Не делай того, чего ты бы не желал, чтобы делали тебе».
à «Автору было мало творческих мук: он жаждал еще и читательских».
«Зажимы» (в том числе речевые) – показатель внутренней борьбы нашего сознания с нашим природным предназначением. Риторика формирует умение с помощью речи превращать внутреннюю борьбу в способ движения, в мобилизующую и аккумулирующую силу бытия души, катализатор и форму превращения внутренней энергии организма в речевую энергию как важнейший способ самовыражения человека. Ведь основа гармонии существования человека – это его адекватная, гармоничная, доставляющая удовольствие и удовлетворение способность в речи выразить себя.
• Экспромтная, импровизационная основа речи. Импровизация – высший пилотаж риторики, наиболее трудно достижимый. Несовершенство экспромтной речи обусловливает сложность ситуации понимания.
• «Речевой СПИД» - амфиболия (термин П.С. Таранова) – семантическая некорректность, понятийная небрежность и двусмыслица. Все это порождает бесконтрольный разлет смысла (военные бы сказали: «попадание в молоко») и непонимание. Важно подчеркнуть, что алгоритм «искусства риторики» связан с созданием такой матрицы слов, при которой возникает алгоритм понимания. В этой сфере действует закон тройного понимания: чтобы тебя понимали, ты сам должен понимать свое понимание. Люди не умеют понимать, их надо этому учить. А еще необходимо помогать им понимать.
• Деградационная цепочка речи. Каковы вообще перспективы выступления? П.С. Таранов произвел следующий расчет. Если принять всю речь за 100 %, тогда из-за воплощения в словесно-мыслительную форму остается уже 90 %, ® высказано вслух (осталось 80 %), ® услышано другими (70 %), ® воспринято ими (60 %), ® осталось в памяти (» 25 %), ® усвоено (» 10 %), ® понято (хорошо, если с этим еще повезет!) (Ö10 » 3 %). Три процента! Так что речь без специальных средств ее осуществления, рождающих алгоритм понимания, есть практически ничто. В этом нас всех убеждает собственный опыт каждого!
• Закон пучка. Интересный феномен – отношение «я – слушатели». Этот закон характеризует (т. е. описывает и объясняет) феноменологию поведения оратора в аудитории: в присутствии других мы уже не мы. Когда вокруг нас «чужие» (другие люди), то и мы становимся себе чужими. Как любой предмет в жарком помещении уже не может быть более «холодным сам по себе», если он, скажем, внесен с мороза, а становится «теплым». И в этом удивительная вещь – гармония единства! Возьмем прутик – он гибок и его нетрудно сломать. Если сделать пучок из прутьев, то он уже приобретает свойство прочности. Слушатели и оратор противостоят друг другу, но их единение создает речь. Речь – творение, порождаемое слиянием. В этом и состоит суть и сила риторики. Но в этом же заключается и ее сложность.
• Закон (формула) времени ожидания результата:
желание · возможности
Результат = -----------------------------------------
запреты · скорость подготовки
Эта формула позволяет прогнозировать результат речи и понять те закономерности, которые лежат в его основе, которые обусловливают риторический успех или риторическую неудачу. Если желание (прежде всего мотивация) и возможности (прежде всего риторические способности) = 0 или если запреты (внутренние самозапреты, зажимы, внешние рамки общения) и скорость подготовки (спешка) излишне велики, то результат, увы, будет никакой.
• Общая дисгармонизация общения.
Скорбный список можно продолжать почти до бесконечности…
(С.Е. Тихонов) Однако «ушибы, разрывы, боли» общения начинают нас беспокоить (осознанно или почти неосознанно) с детства. У некоторых растут соответствующие «горбы». Последняя стадия описываемой болезни – то, что образно (и страшно) можно было бы назвать «раком общения». «Рак общения» выражается, в частности, в том, что человек панически боится говорить в полуофициальной или официальной обстановке, страшится общаться с малознакомыми людьми, порой теряется и в общении даже с близкими, обрекая себя на редко кем переносимое одиночество в общающемся мире.
К слову сказать, столь распространенные сегодня скулофобия (школобоязнь) и дидактогения (болезненное психическое состояние учащихся, вызванное нарушением учителем педагогической этики) суть следствия деформации межличностных отношений.
Так не проще ли для того, чтобы избежать по мере возможности бед, перечисленных выше, попытаться «оснастить» ребенка и подростка инструментарием нравственного, порядочного, взаимоуважительного общения уже в школе?
Этот же скорбный список формирует глубокую мотивацию овладения риторическим мастерством, что и составит основу нашего курса.
Лекция № 2
Формула соотношения риторики и культуры речи
План
1. Культура речи как теоретическая основа риторики.
2. Понятие языковой (риторической) личности.
3. Шесть аспектов культуры речи и риторика (формула 5 + 1).
4. Теоретические и методологические основы курса риторики.
1. Задачи риторики несоизмеримо шире задач культуры речи. Культура речи «выкристаллизовалась» из классической риторики как уникальной модели нерасчлененного знания, открывающей путь к архетипическим основам научной мысли, и составила теоретическую основу риторики.
Предметом культуры речи являются прежде всего нормы и коммуникативные качества речи: КР = N + ККР.
Культура речи должна представлять собой неотъемлемую составную часть риторического образования. Она должна обеспечить возможность правильной речи, ее соответствие коммуникативным качествам, которые приняты в данной языковой и речевой культуре как образцовые.
Обозначим терминологический аппарат культуры речи.
Многогранность и полифункциональность понятия «культура» предопределяет необходимость осмысливать его конкретно, в определенном контексте.
Впервые это понятие получило определение в Словаре иностранных слов в 1861 году. Культура (от лат. cultura) – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание; обозначает нечто, противоположное природе – натуре.
Культура в философском понимании – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в духовных ценностях, в совокупности отношений человека к природе, к другим людям и к самому себе.
Речевая культура – показатель общей культуры человека.
Речевая культура личности – это личностная коммуникативная компетенция человека: культура речи и культура общения.
Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных целей.
Таким образом, в понятии «культура речи» выделяют две стороны, соответствующие двум ступеням владения речевой культурой:
1) правильность речи (соблюдение норм литературного языка);
2) речевое мастерство (соответствие речи целям и задачам общения).
Понятие «культура речи» связано с понятием «языковой паспорт» говорящего (И.А. Стернин), «речевой портрет человека» (М.Р. Львов), стилистический портрет ритора: именно многокомпонентный стиль риторической личности, обусловленный всей его жизнью, неповторимый риторический рисунок человеческой судьбы, школа риторики как школа жизни, человек в риторическом многообразии его личности (С.И. Доброва). Это своего рода лингвистическая экспертиза.
2. Ядром духовной культуры является осознание человеком своего «Я» как личности.
Языковая (риторическая) личность – это человек, обладающий способностью создавать и воспринимать тексты.
Правило пяти «Я» языковой личности: Я - физическое, Я - социальное, Я – интеллектуальное, Я – эмоциональное, Я – речемыслительное. Эти ипостаси языковой личности имеют разные формы воплощения.
Например, цветаевская фраза «Песня поется, как милый любится: / Радостно! – всею грудью!» содержит следующие мысли: Я – физическое испытывает благоприятное воздействие радости, несомой песней; это знает ее авторское Я – интеллектуальное и посылает эту информацию собеседнику-читателю (Я – социальное), проявляя о нем заботу (Я – эмоциональное); направляя ему это сообщение, действует ее Я - речемыслительное.
Таким образом, взаимодействуя с любой ипостасью личности, можно влиять на все остальные стороны личности адресата.
Создайте свою модель пяти «Я» языковой личности, расположив ее составляющие в строго определенном, наиболее целесообразном, с вашей точки зрения, порядке (от центра к периферии). Эта модель отразит иерархию ваших ценностей. Прокомментируйте свой выбор с позиции особенностей своего внутреннего «я». Выполнение данного задания позволит увидеть разнообразие возможных моделей языковой личности.
Интересна модель соотношения пяти «Я» языковой личности и трех «китов» риторики:
«Я» – речемыслительное и связанное с ним «Я» - физическое составляют основу риторики, риторического процесса;
«Я» - социальное соотносится с этосом как стратегией риторики;
«Я» - интеллектуальное соотносится с логосом и
«Я» - эмоциональное – с пафосом как риторическими тактиками, обеспечивающими реализацию риторической стратегии.
Таким образом, многообразие «Я» языковой личности полностью задействовано в риторическом процессе.
Основная цель риторики – это формирование языковой (риторической) личности, обладающей тремя видами компетенции: коммуникативной, педагогической и культурно-языковой.
Коммуникативная компетенция – способность решать языковыми средствами коммуникативные задачи в различных сферах и ситуациях общения, в том числе и педагогических.
Педагогическая компетенция – осознание публичного слова как важнейшего инструмента в профессиональной деятельности.
Культурно-языковая компетенция – естественное владение не только процессом речепорождения и речевосприятия, но и установками культуры, поскольку культурные смыслы значительно влияют на речевые стратегии и тактики (пример с самалийским студентом).
3. Соотношение культуры речи и риторики определяется формулой 5 + 1
Выделяют пять базовых аспекта культуры речи: нормативный (логос), коммуникативный (пафос), этический (этос), психотехнический (совершенствование техники общения) и методический (речевое оформление знания – лучшая форма развивающего обучения).
Эстетический аспект культуры речи (+ 1) перерастает в риторику. Эволюция речемыслительного процесса состоит в том, что содержание ищет для себя форму, форма ищет для себя содержание. Основное – гармония мысли и слова, а гармония безразлична е первенству, поэтому эстетика (риторика) основана на гармонии формы и содержания, слова и мысли. В этом смысл соотношения культуры речи и риторики, выраженного в формуле 5 + 1.
4. Теоретические и методологические основы курса риторики
Основные проблемы: язык и речь; речь как процесс (речевая деятельность): структура, разновидности; структура речи в ее отношении к мышлению; психолингвистические основы культуры речи и риторики; система коммуникативных качеств речи.
Язык и речь – два аспекта (проявления) языкового бытия (существования).
Язык –
потенциально существующая система языковых элементов;
имеет всегда социальный характер, поскольку является общей для всех носителей языка;
с философской точки зрения – общее, сущность.
Речь –
язык в действии, использование элементов языка в коммуникативной и мыслительно-познавательной деятельности с целью создания речевых произведений;
имеет и социальный (двусторонний процесс коммуникации), и индивидуальный (индивидуальный отбор и комбинация элементов языка в речевой деятельности) характер;
с философской точки зрения – частное, проявление сущности.
Структура речи в ее отношении к мышлению
Мышление – это деятельность головного мозга человека, которая заключается в отражении окружающего мира в сознании человека.
Речь и сознание (мышление, чувство и воля) неизменно взаимосвязаны в едином процессе речемыслительной деятельности.
Психолингвистические основы культуры речи и риторики
Психолингвистика исследует, как на основе заложенных в головном мозге человека элементов языковой системы осуществляется построение речевых произведений.
С чего начинается речь?
Психолингвистическая схема порождения и
восприятия речевого произведения
1. Мотив (желание осуществить речевую деятельность)
2. Мысль (речевая интенция, речевое намерение)
3. Внутреннее программирование реализуется в выборе лексем и грамматических конструкций:
лексическое развертывание и грамматическое конструирование
4. Моторная реализация
5. Внешняя речь
Схема одновременно и порождения (), и восприятия речи ().
Методический аспект психолингвистической схемы: ООД, планирование, реализация и контроль речевой деятельности.
Функции схем: диагностическая, обучающая (корректирующая), контролирующая.
Теория речевой деятельности: структура и разновидности РД
Выделяют четыре вида речевой деятельности.
Активные (продуктивные) виды РД: говорение и письмо.
Активно-пассивные (рецептивные) виды РД: слушание и чтение.
В проекции на формы речи как способы реализации языковой системы.
Виды РВ в устной форме речи: говорение и слушание.
Виды РВ в письменной форме речи: письмо и чтение.
Виды РД
Формы речи
|
Активные виды РД
|
Активно-пассивные виды РД
|
Устная форма речи
|
Говорение
|
Слушание
|
Письменная форма речи
|
Письмо
|
Чтение
|
Система коммуникативных качеств речи
Григорий Осипович Винокур впервые в отечественном языкознании высказал идею разграничения двух ступеней культуры речи.
Правильность и коммуникативная целесообразность (речевое мастерство) считаются двумя ступенями – низшей и высшей – овладения литературным языком.
Основной закон риторики – закон гармонизации диалога.
Коммуникативные качества речи (ККР) – это такие качества речи, которые обеспечивают гармонизацию диалога и максимальную эффективность общения.
Исторические корни учения о качествах хорошей речи восходят к античной классической риторике (Теофраст и Квинтилиан). У истоков риторики было противопоставление правильности речи остальным ее качествам.
Поскольку процесс речи есть одновременно и процесс мышления, то ККР подразделяются на два блока: психо (1) и техника (2).
1) Требования к речи в содержательном плане – первый блок ККР.
2) Требования к звучащей речи (вопросы психотехники речи) – второй блок ККР.
Требования к речи в содержательном плане – первый блок ККР.
Первая (элементарная, низшая) ступень владения речевой культурой.
1 ККР – правильность речи
Основное понятие – понятие нормы.
Нормы русского литературного языка – это исторически сложившаяся и принятая в речевой практике система правил произношения, словоупотребления и грамматики, которая упорядочивает использование языковых средств в речи индивида и целого языкового коллектива.
Нормы образуются в результате отбора и упорядочения языковых средств. Норма – это предпочтенный выбор одного из вариантов языкового знака.
Язык и речь в отношении к норме противопоставлены друг другу.
Язык стремится к статике, стабильности и постоянству, т. е. для него характерны центростремительные тенденции: центром служит норма, нормированный литературный язык. Речь, напротив, тяготеет к динамике, поиску новых форм и средств, для нее характерны центробежные тенденции. Михаил Ростиславович Львов для иллюстрации этого положения использовал следующее риторическое уподобление: речь – это резвый конь на воле, а языковая норма как наиболее строгая часть культуры речи – это крепкий повод и железная узда.
Соответственно норма в отношении к языку и речи по-разному себя реализует и имеет двуединый характер: она устойчива и изменчива.
Устойчивость нормы обусловливается центростремительными тенденциями в системе языка и обеспечивает понимание людей во времени и пространстве.
Изменчивость нормы, ее динамический характер обусловливаются центробежными тенденциями в стихии речи и способствует развитию языка. Одной из задач культуры речи является постоянное наблюдение за развитием норм. «Живой как жизнь» (Н.В. Гоголь), язык постоянно обновляется.
Нормы существуют на всех уровнях языковой системы.
В русском литературном языке различают следующие структурно-языковые типы норм:
• фонетические (орфоэпические, акцентологические и интонационные),
• лексико-фразеологические (нормы словоупотребления),
• словообразовательные и морфологические (словоизменительные),
• синтаксические и
• стилистические.
Вторая (высшая) ступень владения речевой культурой – коммуникативная целесообразность, речевое мастерство.
2 ККР – целесообразность (ясность, доступность, уместность) речи.
Требования целесообразности мягче и шире, т. к. ориентируются на условия использования языка (какое содержание, цели речи, для кого создается и при каких обстоятельствах).
Целесообразность (ясность, доступность, уместность) речи как ККР – это соответствие речи ситуации общения.
Известный лингвист Л.В. Щерба объяснял в одной из своих статей: «Если кто в серьезной книге напишет «фагоциты уплетают микробов», это будет глупо и неуместно». В другой ситуации употребление данного глагола будет вполне оправданным: «Посмотри, как уплетает кашу наша девочка», – скажет счастливая мать своему мужу в обстановке мирного семейного ужина.
3 ККР – чистота речи.
Чистота речи – это отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов, слов и словесных оборотов, отвергаемых нормами нравственности (диалектизмы, варваризмы (иноязычные слова), жаргонизмы, вульгаризмы, канцеляризмы, инвективы, слова-паразиты).
4 ККР – точность речи.
Точность речи – употребление слов в соответствии с их языковым значением (уровень слова). Точность бывает фактическая (предметная) и терминологическая.
Точность является предварительным условием следующего ККР.
5 ККР – логичность речи.
Логичность речи – соответствие речи законам логики и правильного мышления (уровень предложения, текста).
Условия логичности: экстралингвистические, структурные, лингвистические.
Различают логику мысли и логику изложения.
«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает» (французский поэт XVII века Никола Буало).
6 ККР – богатство (разнообразие) речи.
Богатство (разнообразие) речи – это максимально возможное насыщение речи разными, неповторяющимися языковыми средствами с учетом их коммуникативной необходимости.
Русский язык обладает огромным словарным запасом, частично (но далеко не полностью!) он отражен в толковых словарях. Самый большой словарь русского литературного языка, состоящий из 17 томов, включает 120 480 слов. Словарные запасы конкретных людей в количественном отношении могут существенно различаться. В «Словарь А.С. Пушкина» включено 21 290 слов, имеющих разнообразные значения. С.А. Есенин употребил в своих произведениях 18 890 слов. Н.В. Гоголь только в «Мертвых душах» использовал более 10 000 слов. С другой стороны, вполне узнаваемый, жизненный персонаж – «людоедка Эллочка» из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» - легко обходится 30 словами. Образованный взрослый человек, как считают ученые, должен владеть 10-12 тысячами слов родного языка, из них в активном употреблении обычно находятся полторы – две тысячи слов.
7 ККР – выразительность речи.
Выразительность речи – это такие особенности ее структуры, которые привлекают и поддерживают внимание, интерес слушателя (читателя), вызывают нужную реакцию – интеллектуальную, эмоциональную, волевую. Речевая интригология.
8 ККР – действенность речи.
Действенность речи – это побуждение слушателя к изменениям внешним (поступок, действие) или внутренним (мысли, настроения). Действенная речь, захватывая различные области сознания слушателя (читателя), подчиняет его автору.
Требования к звучащей речи (вопросы психотехники речи) –
второй блок ККР.
1. Дыхание.
2. Голос.
3. Дикция.
4. Орфоэпия.
+ Язык внешнего вида
+ Воображение и память
|