Главная страница
Навигация по странице:

Технологии риторического образования УМК 2014. Министерство образования и науки российской федерации



Скачать 1.41 Mb.
Название Министерство образования и науки российской федерации
Анкор Технологии риторического образования УМК 2014.doc
Дата 01.05.2017
Размер 1.41 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Технологии риторического образования УМК 2014.doc
Тип Учебно-методический комплекс
#5360
страница 5 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Раздел № 2 (8 часов: лекции № 3-6)

Риторические стратегии и тактики

План

1. Человек в риторическом многообразии его личности: моделирование «тела речи» в проекции на риторические стратегии и тактики.

2. Алгоритм понимания: уровни, барьеры и законы понимания.

3. Риторическая стратегия и ее составляющие.

4. Риторическая тактика и ее составляющие.
1. Человек в риторическом многообразии его личности: моделирование «тела речи» (Горгий, Платон) в проекции на риторические стратегии и тактики
Формула риторики распределяет акценты следующим образом:

стратегия – этос, тактика – логос (содержание) и пафос (форма) в сбалансированном соотношении, в абсолютной гармонии друг с другом.
à «Риторика – пейзаж мысли» (Паскаль).

Человек в риторическом многообразии его личности условно может быть представлен следующим образом (схематично, подобно внешнему облику человека, который складывается из трех составляющих: голова, тело, конечности; сравн. с цитатой Горгия: «слово обладает телом»).

à Платон указывал на то, что любая речь должна быть составлена как живое существо – у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны соответствовать друг другу и отвечать целому.

«Голова» – это мысль человека, представленная в риторике концептуальной (сущностной) основой речи.

«Тело»стратегические риторические процессы проблемизации и параллелирования.

«Конечности тела (ноги и руки)»интеллектуальные тактические риторические технологии и приемы.

«Ноги» (две опоры речемышления) – это технологии уподобления и ассоциации: работа прежде всего со смыслом.

«Руки» – это приемы интерпретационного «ключа» и псикоров, т. е. психогенных компонентов речи (термин П.С. Таранова): работа прежде всего с формой.

Таковы основы современной риторической стратегии и тактики, ярко иллюстрирующие гиперидею современной риторики, согласно которой риторика – это уникальный «ключ» к тайне личности, ее многогранности и индивидуальности.
Проблема авторства в проекции на риторические стратегии и тактики

Риторическая концепция всегда должна быть авторской.

Понимание этого положения связано с действием в риторике методов онтопсихологии.

Методы онтопсихологии в риторике

Термин «онтопсихология» происходит от «онто» – бытие, «псюхе» - дух, душа, духовность. Онтопсихология изучает, каким образом в процессе жизни формируется творческая индивидуальность с ее представлениями о мире, о себе и о других людях, как именно эта неповторимая индивидуальность выстраивает свои отношения с миром посредством общения (речевой деятельности). Главный ее критерий – аутентичность, соответствие природе человека. Наше сознание должно раскрыть код природы: в чем состоит архитектура Вселенной и архитектура самого Человека. Если стремления нашего сознания совпадают с нашими природными стремлениями, то это означает, что мы реализуемся, что мы счастливы, что мы живем. А если идем наперекор нашей природе, то это путь в никуда.

Риторика, реализуя метод онтопсихологии исходить из универсального критерия жизни, критерия соответствия природе человека, тем и уникальна, что, давая человеку определенные знания, формируя у него практические умения и навыки, она все же создает такую личность, которая способна в результате прийти к осмысленному моделированию собственной авторской риторической концепции. Риторика – это школа жизни: за средней школой – высшая, за высшей – Школа риторики

Риторическая стратегия формируется в результате осознания риторических трудностей и недостатков (важность констатирующего диагностического тестового исследования и постоянной аналитической работы речевого сознания). Нельзя заимствовать чужие стратегии (многостраничный поиск), даже если они уникальны, интересны и действуют порой завораживающе. Это как примерять чужое платье: оно может быть красивым, но нам не по размеру.

Стратегия должна всегда носить исключительно авторский характер (это своего рода самоопределение личности) и непременно основываться на этических началах.

à Современная риторика пополняется различными авторскими риторическими концепциями.

П.С. Таранов определяет базовую формулу риторики (авторскую, но органично впитавшую в себя три традиционных классических начала риторики):

Р. = (Кр. Р. + Ф. + И.) · М.,

Где Р. – риторика, Кр. Р. – красота речи, Ф. – философия (способ поднять понимание до уровня осознания всеобщей связи всех вещей в мире, действия принципа «все во всем»), И. - интригология (способ поймать аудиторию на крючок интереса с целью завладеть ее вниманием и управлять им), М. – мудрость (учет многообразия мира).

Задача выделиться среди остальных людей (их на земле почти 7 миллиардов) и есть главное в том, что мы перестаем молчать и начинаем говорить. Ведь обликом мы и так видны! Преподнесение себя (своей оригинальности, своей неповторимости, своего «я») людям и вызвало на свет риторику!

В отличие от стратегии, выработка тактической системы связана с принципом «наслоения», действующим в духовной сфере, когда новое не вытесняет старое, а наслаивается на него (эволюционно-генетическая модель развития риторики, модели риторического становления). Необходимо искать, впитывать в себя драгоценный риторический опыт с целью моделирования четкой системы, реализующей авторскую стратегию.

Для риторики очень важно, как с помощью речи (своей создаваемой и чужой воспринимаемой) формировать онтологию души, поскольку речь – это прежде всего один из важнейших способов выражения внутреннего мира человека. Главное – гармония в себе, она же – неотъемлемая основа достижения гармонии с миром.

à «Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе» (Томас Харди).
2. Алгоритм понимания: уровни, барьеры и законы понимания
Выстраивание алгоритма понимания связано с основополагающим в риторике понятием риторической ситуации, поскольку речь оценивается не сама по себе, а в зависимости от того, насколько она соответствует речевой ситуации.

М.Р. Львов считает неточным термин речевая ситуация, поскольку речь используется более широко как инструмент разрешения ситуации жизни.

Именно поэтому понятие речевой ситуации уже, чем понятие риторической (коммуникативной) ситуации.

Речевая и риторическая ситуация

1. Речевая ситуация (5 составляющих) = содержание высказывания + условия и обстановка + участники + отношения между ними + цели общения.

Видение речевой ситуации и способность привести в соответствие с ней свои речевые действия (дискурс) – это и есть существо риторических знаний и умений, т. е. самое главное в риторике.

В понятие речевой ситуации входят две стороны:

1) денотативная, описываемая ситуация (то, что составляет содержание высказывания – его тему);

2) ситуация общения (то, что характеризует сам акт коммуникации – где говорим, с кем и с какой целью?).

2. Риторическая ситуация в определенном смысле соотносится с речевой ситуацией. Однако коммуникация включает в себя речь. Речь есть важнейшее (но не единственное) средство, орудие осуществления коммуникативного процесса. Таким образом, понятие коммуникативной ситуации шире понятия речевая ситуация.

Только риторика формирует кодекс требований ко всем сторонам речевого общения. Этот кодекс и определяет составляющие риторической ситуации, т. е. ситуации, обеспечивающей общение как результативное взаимопонимание людей.

Риторическая ситуация включает еще элокуцию (украшение речи, как говорим – основной раздел классической риторики, римская традиция) и перлокуцию (воздействие, результативность речи, греческая традиция).

3. Если понятие коммуникативной (риторической) ситуации (7 составляющих) соотносится с риторикой, то понятие речевой ситуации (5 составляющих) в значительной степени определяется в рамках культуры речи как области знания, определяющей теоретические основы риторики.
Основополагающий путь создания подлинно гармонизирующего диалога в речи – формирование условий для понимания. Понимание людьми друг друга – один из наиболее сложных вопросов речевого контакта людей. В глобальном смысле риторику следует определить как науку об умении говорить понятно.

С одной стороны, действует закон «тройного понимания»: если хочешь, чтобы другие понимали тобой говоримое, научись понимать свое понимание («Говорить надо не для других, а для себя (себя другого!)»). С другой стороны, хочешь понять сам – расскажи другим.

 Чем мудрее человек, тем больше стараний он кладет на то, чтобы сообщаемое им было легким и прозрачным для понимания.
Уровни и барьеры процесса понимания

Первый уровень интуитивныйинтуиция как комплекс всех имеющихся у человека чувств (сбор и концентрация информации, поступающей в мозг).

Второй уровень рациональныйразум (обработка информации, выдвижение концепций и построение теорий).

Третий уровень интеллектуальный – наивысший уровень психики – интеллект (творческие способности, аналитика предвидения и открытия, духовность, мудрость; именно на этом уровне «вьет себе гнездо» понимание).

Все три уровня принципиально разделены между собой, что обусловливает наличие своеобразных барьеров понимания. Для того чтобы осуществить связь между уровнями и преодолеть барьеры понимания, необходим комплекс психокоординирующих (умозапускающих) действий. При этом исходным является основоположение риторики, согласно которому человек не может понять нового, не имея данного, исходного.

В психокоординации действий мозга выделяются два этапа (сфера известного и сфера неизвестного). Эти этапы связаны с преодолением двух барьеров понимания, разделяющих интуитивный и рациональный уровни, рациональный и интеллектуальный уровни.

1. Барьер понимания между первым и вторым уровнем (между интуицией и разумом).

Основу преодоления этого барьера составляют объективные законы: закон уровня информации и закон отставания понимания факта от его восприятия, которые действуют в сфере известного и подготавливают сознание человека для перехода в сферу неизвестного.

Закон уровня информации (уровень интуиции): при непрерывном получении информации познающий субъект, приближаясь к порогу известного, автоматически переходит в область неизвестного. «Интуиция» впитывает поступающие сведения, но в «разум» они попасть не могут. Здесь существует барьер между первым и вторым уровнем (между интуицией и разумом). Этот барьер преодолевается путем переполнения, насыщения информацией. Во всей природе (и здесь тоже) действует удивительный закон: «Все, чтобы быть собой, должно превосходить себя» (свет от свечи и от электрической лампочки длиннее их самих). Для преодоления первого барьера надо выполнить условие: чтобы «войти в разум», необходимо переполниться чувствами. Представим эту мысль в образной параллели. Вода после заполнения стакана до краев далее начнет переливаться с некоторым подъемом, т. е. вода будет выше уровня стакана. Этот простейший опыт позволяет понять важнейшую мысль: обилие впечатлений (свежих, ярких, эффектных) решает проблему продвижения информации и ее «вхождения в разум». Здесь нет перехода количество в качество. Просто один процесс начинает способствовать осуществлению другого. Закон уровня информации показывает: если перебор и усвоение сведений идет непрерывно, последовательно и целостно, то все трудности постижения сами собой отступают, горизонты познания раздвигаются, умственная работа осуществляется легко до незаметности и свободно до неусталости. Мозгу нужно много информации, как человеку нужно много воздуха. Многое знать очень важно для наполнительных процессов в мыслительной деятельности. Именно ими обеспечивается «накопительная» процедура, в результате которой наступает понимание. Ум не знает, где он поймает новую, свежую мысль, из каких мозаик сложит свое суждение. Когда их много, – это сделать легче.

Закон отставания (уровень разума): понимание (интерпретация) факта отстает от его восприятия; объем понимания не может совпадать с объемом восприятия: объем понимания всегда меньше объема восприятия.

Формулировку этого закона следует помнить при подготовке любого выступления. Приобщение к новому протекает в рамках известного. При раскрытии смысла неисчерпаемая комбинаторика ранее известного (ассоциации, параллельные образы известных вещей, уподобления, наводящие сравнения, аналогии и многое другое) позволяет выстроить смысловое уравнение новизны открытия с ранее усвоенным.

 Например, необходимо сделать понятным тезис: «Излагай свою мысль постепенно». Положение слишком абстрактно и отвлеченно, поэтому необходимо «припараллеливать» известные образы. Люди обычно берут в рот больше пищи, чем могут прожевать. Этого не следует делать, так как можно подавиться и это не эстетично. Если в печку вложить все дрова сразу, то она погаснет, так как не останется воздуха, а он, как известно, способствует горению. Придумайте свои параллели к данной мысли.

Речь – это всегда коммуникативная находчивость, смелость и пластичность в использовании подручных средств (мгновенно показать, как говорится, «на пальцах»). Цель – опредеметить мысль, материализовать в образе идеальную сущность.

 Например, на уроке географии опредметить сопоставление «Земля – Луна» в показе двух мячей – баскетбольного и теннисного, что само по себе понятно всем ученикам и потому беспроблемно.

Необходимо широко использовать общечеловеческую культуру (афоризмы, басни, притчи и т. д.) и через опору на нее иллюстрировать свои мысли, находя им подходящие образы в уже давно известном и разделяемом всеми материале. Разум усваивает только то, что ему близко и сходно, в этом плане необычайно значимым является использования разнообразных способов и средств параллелирования мыслей.

Сопоставления.

«Длинная речь так же не продвигает дело, как длинное платье не помогает при ходьбе» (Шарль Талейран).

Цицерон обращался к сопоставлению диалектики (философии) спора и красноречия, принадлежащее основателю Стои Зенону: «…сжимая пальцы рук в кулак, он говорил, что такова диалектика, а раскрывая руку и раздвигая пальцы – что такую ладонь напоминает красноречие». Далее, комментируя это сопоставление и ссылаясь на Аристотеля, Цицерон приводит его слова из «Риторики» о том, что красноречие «представляет как бы параллель диалектике, и они отличаются друг от друга только тем, что искусство речи требует большей широты, а искусство спора – большей сжатости».

Интересное сопоставление использует Квинтилиан, отвечая на вопрос: природное дарование или учение способствует красноречию? Оратором нельзя сделаться без помощи того и другого. «…природа есть вещество, а наука – художник: сия дает вид или образ, а та приемлет. Художество без вещества ничего не значит, вещество и без художника имеет свою цену; но превосходная отделка есть лучше самого драгоценного вещества».

Притча позволяет с помощью очень простых средств понять весьма сложные вещи.

Жила некогда женщина, оставившая религию, в которой была воспитана. Она покинула также ряды атеистов и обратилась к другой религии. Каждый раз, меняя веру, она воображала, что уже приобрела нечто важное, но еще недостаточно. И каждый раз, когда она вступала в новый круг, ее радушно принимали, и ее вступление рассматривалось как признак ее разумности и просвещенности.

Тем не менее ее внутренне состояние представляло собой неразбериху. В конце концов она услышала об одном прославленном учителе и отправилась к нему. После того как он выслушал ее утверждения и идеи, он сказал: «Возвращайтесь домой, свое решение я пришлю вам в письме».

Когда женщина вскрыла полученный от учителя пакет, то увидела там стеклянную бутылку, наполовину заполненную тремя слоями плотного песка – черного, красного и белого, - прижатого сверху куском ваты. На пакете было написано: «Выньте вату и потрясите бутылку, чтобы увидеть, чему вы подобны».

Она вытащила вату и встряхнула песок в бутылке. Разноцветные песчинки смешались, и все, что у нее осталось, – горстка сероватого песка.

 Лягушки в молоке.

Афоризмы и постулаты

Источники получения знаний многообразны. Однако если иметь в виду, что образование базируется в основном на книгах, то круг источников нашего ума очерчивается вполне конкретно. Зададимся вопросом: сколько книг нам позволено природой прочесть и усвоить?

П.С. Таранов произвел подсчеты и получил следующие результаты.

Время, отдаваемое книгам, в среднем составляет круглогодично 40 лет, по 4 часа в день. Если перевести это время в буквы и цифры, получается, что в каждое десятилетие человек может прочитать приблизительно 330 книг, т. е. средняя скорость чтения составляет 33 книги за год.

Для справки. В 2000 г. Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге насчитывала почти 30 миллионов томов, Российская государственная библиотека (бывшая «Ленинка») – до 40 миллионов томов, библиотека Конгресса в Вашингтоне – 24 миллиона томов, национальная библиотека в Пекине – 15 миллионов томов.

Как же освоить это бескрайнее информационное пространство?

Обнадеживающим фактом является то, что суть проблемы заключается не в количестве письменных источников, а в их содержании. А оно может быть довольно сильно и весьма эффективно сжато в компактную форму за счет порционности мышления (риторическая модель обработки информации). Порционность – принципиальная особенность мышления и стилистика ума. Информационное пространство текста не представляет собой непрерывно разворачивающуюся ленту. Оно состоит из отдельных информационных «квантов», порций, фрагментов. Ход рассуждения в любом тексте любого мыслителя прерывается различного рода резюме, афористическими построениями (частички, вспышки, искорки мысли). Мы отчерчиваем эти строки в книге и выписываем их в «заветную тетрадку» или заносим в личную картотеку. Слово «афоризм» в переводе с греческого как раз и означает «извлечение».

У каждого исследователя есть свой вариант извлечения, фиксации и «хранения» «бриллиантов мысли и слова». И в таком варианте человеческая мудрость, образно говоря, «вполне подъемна». Порционирование – разделение, дробление, измельчение – делает мысль конкретной, предметной, аргументированной, яркой, удивительной, привлекательной, легко запоминающейся.

 «Афоризм – это мудрость в портативной форме».

 «Афоризм – как мини-юбка: коротко и ясно».

 «Постулат как точка в конце предложения: ей большие размеры ни к чему».

Для чего нужны афоризмы и постулаты как особые умоконструкции оратору?

Функции афоризмов и постулатов

• Демонстрируют эрудицию и культуру оратора.

• Представляют целую армию поддержки оратора, несокрушимый строй людей, которых человечество свято чтит. Демонстрируют истинную роскошь ума (интрига дополнительной аргументации).

• Обозначают идейные вехи рассуждения.

• Упрощают речь, делают ее более энергичной и динамичной.

• Украшают речь.

 «Удлинить жизнь можно только не укорачивая ее» (Цаль Меламед).

 «Жизнь – это то, что случается с нами, пока мы строим планы на будущее» (Томас Ла Манс).

 «Чем более цивилизованным становится образ жизни, тем более приближаются люди к тому, какими они были вначале: наивысшей ступенью знания оказывается неведение, а вершиной искусства – природа и нравственная красота» (Франсуа Шатобриан).

 «Учение – это изучение правил; опыт – изучение исключений».

 «Плохой воспитатель тот, кто не помнит свое детство» (Мария фон Эбнер-Эшенбах).

 «Худшая в мире ложь – ложь самому себе» (Андре Мальро).

 «Одинокий человек всегда находится в дурном обществе» (Поль Валери)

 Победи себя, и ты будешь так счастлив и горд, что не надо будет побеждать других.

 В здоровом теле – здоровый дух. На самом деле: одно из двух (Л. Филатов).
«Наверное, эпоха длинных мыслей закончилась. И нам надлежит выражаться, если действительно есть что сказать и мы к этому готовы, формульно: конкретно, кратко, ясно, четко, исчерпывающе; т. е. компактно и завершено. Это значит, что нынешняя речь станет по-настоящему умной и правильной – порционной и самодостаточной. Если язык науки – математическое обобщение, то язык мысли – квантированная архивация знания: рассудочный квант (рассуждения), квант разума (взгляды), квант интеллекта (импульсы смысла – изречения)» (П.С. Таранов).

Примеры риторических афоризмов

 Много дружественных союзов погубило молчание (Аристотель «Этика»).

 Никто не имеет права произвести на свет детей, кто не имеет в виду вскормить их и воспитать (Критон, ученик и друг Сократа).

 Сравнение завистливо (Народная мудрость).

 Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца (С. Смайлс).

 Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе (Леонардо да Винчи).

 Ссоры не продолжались бы так долго, если бы виновата была только одна сторона. (Ф. Ларошфуко).

 Глупые мысли бывают у всякого, только умный их не высказывает (В. Буш).

 Долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров (Сенека).

 Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков (Конфуций).

 Какое это счастье – говорить, что думаешь,

Какая это мука – думать, что говоришь!... (С. Довлатов)

2. Барьер понимания между вторым и третьим уровнем (между разумом и интеллектом).

Основу преодоления этого барьера составляет закон соотнесения, который обеспечивает вхождение в сферу неизвестного, в сферу рождения новых идей, в сферу творения.

Закон соотнесения (уровень интеллекта): неизвестное (всеми и во все времена!) усваивается исключительно через уподобление и ассоциацию. Здесь существует барьер между вторым и третьим уровнем (между разумом и интеллектом).

Обе технологии – и уподобление, и ассоциация – осуществляются на уровне интеллекта, отсюда и их название – интеллектуальные технологии.

У человека интеллект находится в «спящем» состоянии. Его надо разбудить, чтобы он стал активным, работоспособным, могущим обслуживать самые трудные и проблемные жизненные ситуации. Интеллект действует только в сфере неизвестного. Неизвестное, чтобы быть понятым, должно быть показано на фоне другого: все в мире может быть объяснено ссылкой на этот мир. Уподобление и ассоциация открывают дверь в сознание слушателя, чтобы осуществилось понимание.
Овладение риторикой невозможно без овладения новейшими интеллектуальными риторическими стратегиями и тактиками, которые и создают алгоритм понимания, и обеспечивают само понимание.

Риторические стратегии и тактики – часть знаний человека о мире, которые пополняются и обновляются в течение всей жизни.
3. Риторическая стратегия и ее составляющие.

Современная риторическая стратегия, стратегия риторического взаимодействия складывается из двух базовых компонентов:

1) концептуальная (т. е. сущностная) основа речи («голова речи»);

2) стратегические риторические процессы проблемизации речи и параллелирования («тело речи»).

Концептуальная (сущностная) основа речи

Алгоритм построения речи в соответствии с современным риторическим каноном ориентирован на творческий характер речемыслительного процесса, обусловленный несколькими факторами.

В порождении, продуцировании речемыслительного процесса мысль первична.

 Вспомним психолингвистическую блок-схему порождения (схема читается «сверху вниз») и восприятия (схема читается «снизу вверх») речевого произведения: этапы рождения мысли и ее вербализации. В культуре речи и риторике она выполняет диагностирующую, обучающую и контролирующую функции. Важно подчеркнуть, что пять этапов психолингвистической схемы порождения речевого произведения четко соотносятся с пятью разделами общей риторики в классической римской традиции.
Мотив



Мысль (речевая интенция)



Внутренне программирование



лексическое развертывание и грамматическое конструирование

(механизм выбора слов) (механизм выбора синтаксических

конструкций и словоформ)



Моторная реализация



Внешняя речь

Методический вариант психолингвистической блок-схемы: 1) ориентировочная основа деятельности; 2) планирование деятельности; 3) осуществление деятельности; 4) контроль.

Человек мыслит концептами, их последовательностями и комбинациями. Концепт – это глобальная мыслительная (ментальная) единица, квант (порция, часть) структурированного знания. Оперирование концептами как квантами структурированного знания составляет содержание мыслительной деятельности. В свете данных положений риторика – это порождение смыслов, концептов и обмен ими, при этом речь есть способ материализации мыслей-концептов и их передачи другим людям. Человеческая мысль реализуется в слове, а слово является выражением мысли человека.

 «Выражение – средство, содержание – цель» (Мартине).

Значение – «как голова Медузы, всегда в центре языка, околдовывая тех, кто его созерцает» (Бенвенист).

Мысль и речь неразрывно связаны между собой. Чем ярче мысль, чем более функционально целесообразную разновидность (тип концепта) она принимает, чем грамотнее, точнее она воплощается в словесной ткани, тем совершеннее риторическое произведение. Такой подход диктует необходимость более пристального рассмотрения вопроса о концептуальных основах речи и целенаправленного изучения типологии концептов, их «облачной» структуры, генезиса и эволюции в проекции на риторическую деятельность человека. Риторика открывает путь к внутреннему миру человека во всем его многообразии. Концепт – один из «ключей» к тайне личности, поскольку процесс формирования и словесного воплощения концепта отражает многообразный мир человеческой души. Триада «концепт – риторика – личность» неизменно личностно окрашена, а взаимосвязь ее составляющих носит творческий (авторский) характер.

Первичность мысли-концепта непосредственно связана с риторической стратегией, с этическими основами речи, с системой ценностей (Сначала думай – потом говори!). Ценности – фундаментальные характеристики культуры, высшие ориентиры поведения, которые представляют собой личностно окрашенное отношение к миру (триаду отношений человека к природе, другим людям и себе). Концепт отражает особенности существующей системы ценностей, жизненных смыслов (образцы социального поведения и восприятия мира). Именно поэтому мы говорим о концептуальной основе речи как важнейшей составляющей риторической стратегии.

Понятие концепта пришло из философии и логики, в современной науке оно переживает период актуализации и переосмысления.

Семантика латинского «conceptus»: 1) калька с латинского – понятие от глагола «зачинать», т. е. буквально «понятие, зачатие»; собирать, вбирать в себя; 2) представлять себе, воображать; 3) написать, сформулировать; 4) происходить, появляться, возникнуть.

Концепт, концептосфера народа и ее выражение в языке являются объектом исследования когнитивной лингвистики. Данные этой науки имеют для риторики большое значение.

Концепты представляют мир в сознании человека, образуя концептуальную систему. Языковые знаки кодируют содержание этой системы.

Различают ядро и периферию концепта. В широком смысле структуру концепта можно представить в виде круга, в центре которого лежит основное понятие, ядро концепта, а на периферии находится все то, что привнесено культурой, традициями, народным и личным опытом.

Ядро концепта – это словарные значения той или иной лексемы. Именно материалы толковых словарей предлагают исследователю большие возможности в плане раскрытия содержания концепта, в выявлении специфики его языкового выражения.

Периферия концепта – субъективный опыт, различные прагматические составляющие лексемы, коннотации и ассоциации.

Периферия концепта (ассоциации, уподобления как способы параллелирования) в структуре концепта – наиболее гибкая сфера категоризации и концептуализации мира. Культурный, традиционный пласт концепта также локализуется на его периферии.

Таким образом, в риторике (личностно и культурно маркированной) наиболее актуальна разработка и анализ периферийной части концепта.

В проекции на сознание человека существует иной подход к проблеме структуры концепта. Концепт рождается в сознании человека как наглядный, конкретно-чувственный образ, который остается его ядром, ядром концепта. Концепт развивается, продвигается по ступеням абстракции. Ядро постепенно обрастает (окутывается, окружается, обволакивается) слоями концептуальных признаков – от ядерного, предельно наглядного, до периферийных признаков, слоев высокой степени абстракции. Слои концептуальных признаков находятся друг к другу в отношениях производности, возрастания абстрактности каждого последующего слоя, уровня.

Иными словами, назначение риторических подходов к изучению концептов, формулируя словами Бодуэна де Куртене, «состоит в том, чтобы прочесть в душах человеческих то, что в объективном психическом мире сложилось и существует…». Ключ к этому «прочтению» дает знание типологии концептов.

Концепты могут классифицироваться по различным основаниям. В современной науке разрабатывается типология концептов.

Ознакомимся с тремя их основными типами.

I. По признаку стандартизованности, обработанности концепты подразделяются на следующие типы:

1) общеэтнические (общенациональные, общенародные);

2) групповые (гендерные, возрастные, социальные);

3) индивидуальные.

По мнению З.Д. Поповой, концепт – многослойный образ с общенациональным ядром и обволакивающей его периферией со сколь угодно большим числом слоев разной групповой и индивидуальной принадлежности.

Общеэтнические концепты

Кирхегардт определил отличие и взаимодействие концептов тоска и скука (в проекции на концепт надежда).

В тоске есть надежда, в скуке – безнадежность. Обыденность, повторяемость, подражание, однообразие, скованность вызывают чувство скуки. Страдание является спасительным в отношении к этому состоянию, в нем есть глубина. Возникновение тоски есть спасение. В русской культуре тоска соотносится с надеждой.

 Концепт «земля».

Ты всему живому – мать,

Ты всему живому – сваха! (В. Брюсов «У земли»)
Групповые концепты

Примеры групповых концептов.

Групповой гендерный концепт «безумная любовь».

«…Она ясно поняла, что ей нужно: нужно ей безумную, сумасшедшую любовь, с рыданиями, букетами, с полуночными ожиданиями телефонного звонка, с ночными погонями на такси, с роковыми препятствиями, изменами и прощениями, … – черная ветреная ночь с огнями, чтобы пустяком показался классический женский подвиг – стоптать семь пар железных сапог, изломать семь железных посохов, изгрызть семь железных хлебов – и получить в награду как высший дар не золотую какую-нибудь розу, не белый пьедестал, а обгорелую спичку или автобусный, в шарик скатанный билетик – крошку с пиршественного стола, где поел светлый король, избранник сердца. Ну, естественно, очень многим женщинам нужно примерно то же самое, так что Нина была, как уже сказано, в этом смысле самая обычная женщина…» (Толстая Т.Н. Белые стены: Рассказы. М.: Изд-во ЭКСМО, 2004. – 587 с. – «Поэт и муза», с. 236-237).

Групповой социальный концепт «государственный праздник».

«У нас дома восьмое марта презирали: считали государственным праздником. Государственное – значит принудительно-фальшивое, с дудением в духовые инструменты, хождением строем, массовым заполнением карточек, называемых поздравительными открытками… Государственное – это когда на тебя кричат, унижают, тыкают в тебя пальцем: стой прямо и не переминайся с ноги на ногу! Это когда все теплое, домашнее, хорошее и уютное вытащено спросонья на мороз, осмеяно, подвергнуто оскорблениям… (Толстая Т.Н. Белые стены: Рассказы. М.: Изд-во ЭКСМО, 2004. – 587 с. – «Женский день», с. 103).

Групповой социальный концепт «честь».

«Честь – подарок».

«И потому в то субботнее утро друзья дона Корлеоне съезжались из Нью-Йорка, чтобы воздать ему честь. В качестве свадебных подарков они везли кремовые конверты, набитые наличными, никаких чеков. Внутри каждого конверта карточка, удостоверяющая личность дарителя и степень его уважения к Крестному отцу. Уважения воистину заслуженного» (Марио Пьюзо).

Групповой возрастной концепт.

«Павлик с беспокойством увидел во рту у женщины папиросу. Ребенка охватил ужас… Ведь было решительно всем известно, что шарманщики выманивают маленьких детей, крадут их, выламывают руки и ноги а потом продают в балаганы акробатам. О, как он мог забыть об этом. Это было также общеизвестно, как то, что конфетами фабрики «Братья Крахмальниковы» можно отравиться или что мороженщики делают мороженое из молока, в котором купали больных. Сомненья нет. Только цыганки и другие воровки детей курят папиросы» (В. Катаев).
Индивидуальные концепты

Индивидуальные концепты широко представлены в произведениях художественной литературы, – это концепты, свойственные писателям и поэтам и выражаемые ими в своих произведениях.

 Пример индивидуального концепта «чувство», вкладываемого Львом Толстым в сознание одного из героев романа «Анна Каренина». Автор неоднократно прибегает к описанию сложных чувств своих героев способом развернутого описания: "Он всю эту неделю не переставая испытывал чувство, подобное чувству человека, который был бы приставлен к опасному сумасшедшему, боялся бы сумасшедшего и вместе, по близости к нему, боялся бы за свой ум".

 Индивидуальные концепты «первый снег», «первый поцелуй», «первый бой».

…И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно! ...

(Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…» //

Русская поэзия второй половины XX века. М.: Дрофа, 2002. – С. 69)

Специфика риторического подхода к данной типологии концептов состоит в том, чтобы знать, уметь определять, анализировать и использовать в речи, а также в определенной мере развивать общеэтнические концепты, те же задачи формулируются и в отношении групповых и индивидуальных концептов, но с акцентом на продуцировании, создании, творении.

II. По содержанию концепты подразделяются на следующие основные типы.

1) Представление (мыслительная картинка, по А.П. Бабушкину). Это обобщенный чувственный образ предмета, явления. Представление статично и отражает в чувственной форме совокупность наиболее ярких внешних, чувственно воспринимаемых признаков отдельного предмета или явления.

 Представление «яблоко».

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

(Я. Аким «Яблоко»)

 Представление «яблоня».

Весенней яблони, в нетающем снегу,

Без содрогания я видеть не могу:

Горбатой девушкой – прекрасной, но немой

Трепещет дерево, туманя гений мой…

(И. Северянин «Весенняя яблоня»)

 Представление «звук».

«За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит» (И.С. Тургенев «Лес и степь»).

à Аудивный образ и его воздействующая функция в классической традиции. В заговорах заклинательного типа используется прием повторения определенных звуков или сочетаний звуков в разной последовательности – чаще прямом и обратном порядке: «Грызи грызь, да грызи лучше» – последовательность звуков г-р-з. Грызь – боль в суставах, артрит, возникающий при чрезмерной нагрузке на суставы (чаще всего рук), в результате чего они лишаются смазки и начинают скрипеть, издавать характерные звуки. Грызь лечили загрызанием. Тексты, направленные на излечение этой болезни, изобилуют звукоподражаниями. Мотивированность названий болезней отражается и на методе их лечения.

2) Схема – концепт, воплощенный в обобщенной пространственно-графической или контурной схеме с указаниями на контуры, линии, формирующие предмет, его очертания.

Схему можно нарисовать, что говорит о реальности ее существования как формы структурирования знаний.

 Схема «маки».

…Среди сомлевших трав

Все маки пятнами – как жадное бессилье,

Как губы, полные соблазна и отрав,

Как алых бабочек развернутые крылья.

(И. Анненский «Маки»)

 Схема «сирень».

Цветы лилово-голубые,

Всего в четыре лепестка,

В чьих крестиках мои былые

Любовь, отвага и тоска!
…И вы, лилово-голубые

Кресты в четыре лепестка!

(И. Северянин «С крестом сирени…»)

Схема «поросенок» в загадке.

Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посередине – спинка,

На спине щетинка.

à Схема «кровотечение» в заговоре от кровотечения: реалистичное сопоставление, закономерная аналогия между струящейся нитью и струящейся кровью.

Нитка урвалась, кровь у рабы божьей (имя) унялась [ВФ, № 461].

 Схема «бублики с маком».

Бублики, усыпанные черными дробинками мака (Ю. Яковлев «Мальчик с коньками» М., 1986. – 11 с.).

«…Восьмиугольное сооружение сбоку выглядело четырехугольником. Южные грани возвышались над площадью аббатства, а северные росли из склона горы и отважно повисали над бездной…» (Эко Умберто Имя розы. СПб: Симпозиум, 2000. – 677 с. – С.26-27).

3) Понятие – концепт, отражающий предмет или явление в его наиболее существенных признаках, общих у целого класса однородных предметов, и представляющий собой типичный пример, социальный стереотип, идеал, образец.

 Понятие «малая» Родина».

«Малая» Родина – это «родимое пятно каждого человека» (В. Распутин «Что в слове, что за словом?»).

 Понятие «старый человек / старость».

«…Старый человек – как ноябрьская яблоня: все в нем засыпает. В ожидании ночи останавливаются древесные соки, зябнет и леденеет бесчувственный корень… И, запрокинув голову, простерев сухие сучья к мохнатым от инея звездам, покорное бренное создание ждет, погружаясь в дремоту, не чая ни воскресения, ни весны, ждет, ждет, пока не накатит, все унося с собой, глухой вал времени…» (Толстая Т.Н. Белые стены: Рассказы. М.: Изд-во ЭКСМО, 2004. – 587 с. – «Самая любимая», с. 50-51).

Понятие «спасибо».

«Вспомнилось, что «спасибо» - это «спаси Бог». Вот уж верно: «Спаси и вразуми нас» произносим как пустышки, как фишки, как номера какие, которые имеют условное обозначение, требующее запоминаний» (В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана» // Путеводная звезда. 2004. № 3. – С. 18).

В слове «спасибо» скрыта великая духовность русской нации. Сравн.: в английском языке thankyou – благодарю вас.

4) Фрейм – многокомпонентный объемный (статичный) концепт, некоторая совокупность стандартных знаний о предмете или явлении, об определенной сфере человеческого опыта, элементы которого называются слотами.

 Фрейм «демоническая женщина».

«Демоническая женщина отличается от женщины обыкновенной прежде всего манерой одеваться. Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой «для цианистого кали, который ей принесут непременно в следующий вторник», стилет за воротником, четки на локте и портрет Оскара Уайльда на левой подвязке» (Надежда Тэффи. Демоническая женщина (весь рассказ можно рассматривать как развернутый фрейм). // Сатира и юмор первой половины XX века. М.: Дрофа, 2002. – С. 49). Стилет - небольшой кинжал с тонким трехгранным клинком.

Фрейм «идеальное человеческое тело».

Важную роль в заговоре играет «магия идеального тела».У такого человека: белое и чистое тело, горячая и красная кровь, буйная голова, ретивое и широкое сердце; розовое и сладкое мясо, желтый мозг, светлая и широкая кость, крепкий живот, черная печень, синие жилы, бело-румяное лицо, ясные глаза, быстрые ноги, работящие и белые руки, русые волосы, черные брови, чуткие уши, крепкие и белые зубы, а также (реже) боевые ноздри, громкий голос, голосная гортань, румяные губы, красный язык, белое легкое.

5) Сценарий (скрипт) представляет собой описание разворачивающихся во времени и пространстве процессов, действий, стереотипных эпизодов с их важнейшими этапам, описание с признаками движения, динамики, развития; всегда имеет сюжетный характер.

 Сценарий «укол».

«Врач берет Бахтюкова за руку. Он считает удары пульса, поглядывая на часы. Раз считает, значит, пульс есть. Значит, Бахтюков жив. Хотя он не очень похож на живого. Врач засучивает рукав больного до самого плеча и берет ампулу. Ампула похожа на маленькую сосульку. Врач щелкает сосульку по носу и ловким ударом отбивает стеклянный кончик. Потом опускает туда стальное жало шприца. Берет руку человека, лежащего без сознания, и прикидывает, куда бы вонзить иглу. И вот через мгновение игла впивается в руку больного» (Ю. Яковлев «Мальчик с коньками» М., 1986. – 11 с.).

 Сценарий «шитье».

Скрипит и гнется жарко-алый шелк

Под неумелою иглою.

(З. Гиппиус «Швея»)

 Сценарий «жизнь».

«…Они [неисчислимые поколения молоденьких мастериц] разбегались по свету, любя, рожая, прострачивая и заутюживая, пели, провожали мужей на войну, плакали, старели и умирали…».

6) Гештальт – это целостное мыслительное образование, которое совмещает в себе чувственные и рациональные элементы, объединяет статический и динамический аспекты отображаемого предмета или явления, интегрирует в себе все другие типы концептов – представления, схемы, понятия, фреймы, сценарии.

 Гештальт «Вселенная».

«Вселенная – библиотека».

«Вселенная – некоторые называют ее Библиотекой – состоит из огромного, возможно, бесконечного числа шестигранных галерей…». «Пока можно ограничиться классическим определением: Библиотека – это шар, точный центр которого находится в одном из шестигранников, а поверхность недосягаема… Библиотека бесконечна» (Новелла Х.Л. Борхеса «Вавилонская библиотека». Борхес Х.Л. О культе книг. М., 1994. – с.53-54).

«Вселенная – лабиринт лабиринтов».

«Девять дней и девять ночей я умирал в этой безлюдной симметрической вилле… Я чувствовал, что мир – это лабиринт, из которого невозможно бежать…» (Борхес Х.Д. Коллекция: Рассказы; Эссе; Стихотворения. СПб: Северо-Запад, 1992. – 639 с. – «Смерть и буссоль», с. 187).

«Я замечтался об этом утраченном лабиринте… Я подумал
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
написать администратору сайта