Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Сухомлинский Методика воспитания коллектива. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива (или в другом переводе Методика воспитания коллектива)



Скачать 3.03 Mb.
Название Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива (или в другом переводе Методика воспитания коллектива)
Анкор Сухомлинский Методика воспитания коллектива.doc
Дата 12.04.2017
Размер 3.03 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Сухомлинский Методика воспитания коллектива.doc
Тип Документы
#347
страница 9 из 21
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   21

Общение в коллективе


"Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения". В этих словах Сент - Экзюпери - великая мудрость воспитания человека. Каким станет человек, зависит от того, каков он в общении с другими людьми, какие мысли вызывает у него это общение и к чему это направляет его волю.

Красота, эмоциональная глубина, духовные полнота и богатство, идейная насыщенность общения - без этих ценностей в жизни коллектива невозможны самопознание и самовоспитание. Человеческое общение - это чрезвычайно широкое, многогранное удовлетворение потребности человека в человеке. Задача воспитания коллектива - сделать это общение таким, чтобы оно облагораживало личность, оттачивало ее моральную красоту, чтобы от общения с товарищами человек ощущал радость, непреодолимое желание быть вместе с людьми.

Какая деятельность дает счастье, радость, наслаждение человеческим общением? Куда нужно направлять физические и духовные силы детей? Детей нужно учить делиться радостями, трудностями, мыслями, переживаниями. Нужно учить их творить, мечтать и беречь мечту. Общение облагораживает, если дети объединяются для творения красоты. Это многогранная деятельность, которая включает и физическую работу, и преодоление трудностей, и взаимопомощь, и сопереживание, и восхищение красивым и благородным, и переживание опасности, и умение поделиться с товарищем куском хлеба, и бескорыстный поступок наедине с собственной совестью, и борьба против зла и неправды, и готовность взять на себя ответственность за предосудительный поступок товарища.

Вот в этом и состоит одна из великих тайн, а вместе с тем и одна из простейших истин в воспитании коллектива: настоящее наслаждение человеческим общением дети должны переживать потому, что они являются активными творцами красоты.

Первый год жизни классного коллектива. Миновала зима, наступила весна. Мы идем с детьми в поле, в лес. В далекой балке, заросшей кустарником, находим уютное местечко. Оно понравилось нам. Мы советуемся: тут бы сделать наш таинственный уголок для летнего отдыха после походов по степям и лесам... Мечта увлекает, мы приходим сюда еще несколько раз после занятий. Приносим саженцы дикого винограда, сажаем их вокруг кустов; потом кому-то пришло в голову посадить тут и куст калины... Еще нет тут ничего особенного, а нас уже тянет сюда, хочется сидеть под кустами, читать, мечтать, рассказывать и слагать сказки. А когда дикий виноград образовал сплошную зеленую стену, когда наше таинственное местечко стало еще уютнее и красивее, мы назвали его Уголком Сказки, или Уголком Красоты. Нас тянет сюда, мы ощущаем тут большую радость, ибо мы сами создали эту красоту. И чем больше мы вкладываем сюда своего труда и своих забот, тем дороже для нас делается эта красота, тем более счастливы мы от того, что собираемся тут вместе, сидим, тесно прижавшись плечом к плечу, и затаив дыхание слушаем сказки и были.

С каждым годом наш Уголок Сказки становится красивее и роднее. Тут уже цветет и краснеет калина, на соседних кустах - наши гнезда и наши птицы в гнездах. Этот уголок входит в нашу духовную жизнь, ибо сколько в нем пережито, сколько волнений мы испытали! Немыслимо, чтобы кому-нибудь из нас не захотелось прийти сюда, если назначен сбор, чтобы послушать сказку или прочитать книжку. Однажды не пришла Оля - маленькая белокосая девочка (было это уже в четвертом классе), и мы не могли ни слушать сказок, ни читать книг, потому что чувствовали: что-то у нашей Оли неладно. Пошли в село, узнали: у девочки заболела мама...

Уголок Красоты был маленьким гнездышком нашей духовной жизни до той поры, пока ученики не закончили школу.

Другой коллектив создал свой Уголок Красоты уже в третьем классе. Однажды, гуляя в лесу, дети увидели чуть приметный ручеек. Захотелось найти родник, откуда вытекает холодная чистая вода. Родник нашли в глубине леса. Рядом с ним рос столетний дуб. Неподалеку от дуба, на поляне, дети посадили несколько кустов сирени. Здесь выросла сиреневая роща. Сюда дети приходили помечтать, почитать. Тут лучше всего слушались и слагались сказки. Тут были прочитаны "Слепой музыкант" Короленко, "Морской волк" Джека Лондона, "Хижина дяди Тома" Бичер - Стоу, тут читался и перечитывался "Кобзарь" Тараса Шевченко.

Большой воспитательный смысл наслаждения человеческим общением мы усматриваем в том, что уже в годы отрочества и особенно в ранней юности человек несет в коллектив свои мысли и сам идет в коллектив за мыслями. Как важно для формирования настоящего человеческого благородства, чтобы воспитатель был чутким дирижером оркестра, имя которому - коллективная мысль! Как необходимо, чтобы человеческое общение в годы отрочества и ранней юности было колыбелью мысли и убеждений каждой личности! Все это зависит от воспитателя; в частности, от того, какие мысли об окружающем мире сумел он заронить в сознание ребенка и подростка, как сумел пробудить желание прочитать именно ту книгу, которая необходима.

Гармоничное воспитание ума, воли, моральных убеждений, идейной цельности и мужества, духовного богатства и эстетической многогранности - это закономерно ведет к тому, что у человека уже в годы отрочества возникают мысли, на которые ему хочется получить ответ, чтобы утвердить собственные взгляды. Я считаю, что богатое, идейно полноценное человеческое общение возможно в коллективе только тогда, когда в годы отрочества человек задумался над вопросами: в чем смысл жизни? Для чего я живу на свете? В чем суть добра и зла? Эти мысли, еще неясные и не до конца осознанные, волнуют, тревожат; и если вы настоящий воспитатель, вы найдете верный путь к тому, чтобы в какую-то минуту подсказать подростку, что именно его беспокоит. Если подростки идут с такими вопросами в коллектив, это значит, что воспитание поставлено правильно, а коллектив способен стать могучим орудием воспитания.

Чтобы ваши воспитанники поставили в коллективе эти сокровенные вопросы, раскрыли свою душу, недопустимы "заорганизованность", "запланированность" - иначе говоря, формализм, искусственность, стремление залезть в душу человека, побудить его к тому, чтобы он на людях открыл то, что ему дорого. Воспитатель должен тактично, незаметно побуждать к высказыванию тех мыслей, которые волнуют человека, но им самим еще не до конца осмыслены. Нужно найти такие слова (сказать или прочитать по книге), чтобы человек пережил удивление перед истиной.

Это целая книга педагогической мудрости - как подготовить человека к тому, чтобы он обратился к коллективу со словами: "Скажите мне, друзья, в чем смысл нашей жизни, для чего я живу на свете, что произошло в мире оттого, что я пришел, будет ли мир таким и без меня, или, может, я что-то принес в него своей жизнью, болями и волнениями, радостями и тревогами?" Подготовить воспитанников к тому, чтобы эти вопросы стали предметом раздумий в коллективе, означает поднять личность и коллектив на наивысшую ступень духовного развития.

Итак, вы сумели подготовить своих воспитанников в этом направлении, сумели побудить их к тому, чтобы подросток или юноша спросил: "А в чем смысл жизни?" Тут начинаются самые счастливые, тревожные, наиболее памятные минуты духовной жизни коллектива. Я сравниваю подростков и юношей наших дней с воспитанниками тридцатых, сороковых, пятидесятых годов. Это сравнение приводит к выводу: в каждом новом поколении молодых людей, стоящих на пороге самостоятельной жизни возрастает чуткость к собственному духовному миру и все больше утверждается стремление к счастью созидания, становятся упорнее поиски высшего смысла бытия. Вот высказывания восьмиклассников, духовно подготовленных к осмыслению важнейших явлений общественной жизни.

"Мой отец - обыкновенный пастух. Но в конторе колхоза его не называют пастухом - наверно, потому, чтобы не обидеть. Говорят: работник животноводческой фермы. И зоотехника так именуют. Однажды в воскресенье пришел к отцу друг - старый механизатор, семидесятилетний Максим Иванович. Сели с отцом за стол, выпили по рюмке и начали философствовать. Даже заплакал Максим Иванович. "Проводили, - говорит, - на пенсию с большими почестями, но горько мне жить. Потому что чувствую: нечего теперь делать: сиди и жди смерти". Я невольно вслушался в этот разговор и подумал: "Неужели и меня ждет такая судьба? Доживу до какого-то возраста, и скажут мне: иди отдыхай. А это значит: жди смерти. Для чего же тогда живет человек? Для чего встает в полночь, как мой отец, хлопочет, волнуется: как там корова Сойка, не отелилась ли? В чем же тогда смысл жизни, если для всех путь один - в небытие?" (Андрей С., 14 лет 6 месяцев, комсомолец).

"А я думаю - смысл жизни в том, чтобы делать добро людям. И твой отец, Андрей, среди ночи встает, хлопочет, идет на ферму потому, что он любит людей. Дело, вероятно, не в том, что корова Сойка для него все... Ведь и коровы, и фермы, и тракторы - все это для людей. Знают твоего отца все в нашем селе, уважают - в этом и есть смысл жизни. Вот в овраге за селом Маков лес... Почему он так называется? Дед мой рассказывал: был такой казак - Мак. Поселился он в степи и стал обсаживать овраг. Каждое лето высаживал тысячу деревец. Да так умел дерево посадить, что и поливать не нужно - растет оно и никогда не погибнет. Сухой, угрюмый овраг превратился в зеленую дубраву. И следа не осталось от усадьбы Мака, никто не помнит, где и похоронен казак, а Маков лес живет и тысячу лет будет жить. Наверно, смысл жизни в том, чтобы не пройти по земле неприметным. Рассказывал недавно наш дядька Степан (живет он в городе) такую историю. В большом коммунальном доме жил старый одинокий старик. Пенсии почему-то не получал, жил скромно, в латаной одежде ходил... А когда умер, пришли люди из горсовета имущество описывать - умер ведь безродный человек. Нашли в кровати пять килограммов старинных золотых монет. Вот и прожил жизнь человек. Стали разыскивать по документам, и оказалось, что старик нигде никогда не работал, а жил спекуляцией. Даже фамилии его никто не знал... "Такая жизнь - как безвестная пылинка", - говорит дядя Степан" (Николай О.., 14 лет 8 месяцев, комсомолец).

"А разве человек живет только работой? Значит, если не посадил леса или не был знатным механизатором, то и жизнь прожил напрасно? Не может этого быть. Вот наша мама не работает. Говорят, домашняя хозяйка. Но ведь она воспитывает детей, а нас шестеро. Всю жизнь у мамы маленькие дети... А сколько таких матерей! И мать Владимира Ильича Ленина была домашней хозяйкой, по нынешним понятиям. Она была только матерью. Материнство - это ведь самая тяжелая работа. Я читала книгу о семье Ульяновых. Смысл жизни в том, чтобы воспитывать детей. Кто воспитал героев Великой Отечественной войны? Матери. Кто дает нам радость? Мать. Быть матерью - это великое счастье..." (Саша К.., 15 лет 2 месяца, комсомолка).

"Смысл жизни в том, чтобы много знать. Есть миллионы и миллионы книг. А говорят, человек может прочитать за всю свою жизнь только шесть тысяч книг. Страшно, когда подумаешь, как бессилен человек. Как коротка человеческая жизнь!.. А мы еще и время напрасно расходуем" (Лариса Б.., 14 лет 7 месяцев, комсомолка).

"Я много думал, кем стану. Нужных и почетных специальностей много. Раньше я мечтал быть инженером, строить самолеты. Потом захватила мечта стать геологом: разведывать природные богатства, давать их людям. А теперь уже твердо решил: стану врачом. Это ведь самая необходимая работа: спасать человека от смерти, беречь его жизнь" (Владимир В.., 14 лет 1 месяц, пионер).

"Разве можно думать о счастье и радости, когда в мире тысячи атомных бомб? Если хотя бы одна сотая часть этих бомб взорвется - человечество погибнет. Я не могу спать, не могу есть... На уроке читаем "Мертвые души" Гоголя, а у меня из головы не выходит Хиросима... Почему так: человечество само готовит себе гибель?" (Мария Д.., 14 лет 8 месяцев, комсомолка).

"Ночью ко мне неожиданно пришла мысль: все люди, которые сейчас живут, через сто лет будут в земле... Все, как один. Эта мысль ошеломила меня. От нее страшно. Если человек знает, что он умрет, - для чего же жить? Я стал всматриваться в глаза людей, видел веселых, жизнерадостных мужчин, женщин, стариков. Однажды встречаюсь с дедушкой Панасом. Восьмидесятилетний старик сажает дубок. Мне пришло в голову: давай спрошу, для чего вы, дедушка, сажаете этот дубок, ведь вы не увидите его большим, ветвистым дубом? Хотел спросить, но увидел глаза дедушки - и стыдно стало. В старческих глазах меня поразила радость жизни. А дедушка, наверно, догадался, о чем я думаю, и говорит: "Если бы каждый человек работал только для себя, мир превратился бы в большое кладбище. Все только и говорили бы о смерти, каждый только и оплакивал бы себя. К счастью, этого нет и не будет. Человек живет для других людей - вот в чем его бессмертие. И если в мире есть бог, то это - человек". Никогда не забуду этих дедушкиных слов. Через полгода он умер, а я ухаживаю за его дубком и словно вижу его глаза. Я дал себе слово вырастить могучий дуб" (Анатолий И. , 15 лет 4 месяца, комсомолец).

Это дословная запись того, о чем говорили молодые комсомольцы, вчерашние пионеры. Для меня нет большего счастья, чем слышать откровенные слова своих воспитанников о жизни, о будущем. Эти минуты, когда молодые люди, которые через три-четыре года будут воинами и матерями, открывают самые сокровенные уголки своих сердец, являются вершиной духовной жизни коллектива. Они говорят откровенно не только потому, что доверяют воспитателю. Они жаждут утвердиться в своих убеждениях, развеять сомнения. В словах отдельных воспитанников звучат тревога, печаль, даже безнадежность. Но это не дает оснований утверждать, что в коллективе есть люди с пессимистическими убеждениями. Безрадостный взгляд на будущее - это тревожный призыв: помогите, объясните, как понимать то, что происходит в мире! Именно тогда, когда молодой человек откровенно высказывает свои безрадостные мысли, для воспитателя создаются благоприятнейшие условия, чтобы утвердить оптимизм, вселить в юные души уверенность в светлом будущем человечества. О каких бы далеких, казалось бы, от личной жизни общечеловеческих проблемах ни говорил юноша, он думает в эти минуты о личной судьбе, и тянет его в коллектив прежде всего потому, что ему хочется посоветоваться о личном будущем, услышать правду, получить поддержку. Эти минуты самого откровенного, сердечного человеческого общения не есть абстрактное мудрствование по общим философским проблемам. Это откровенный разговор о душе каждого воспитанника. Я бы назвал эти беседы философией сердца. Именно благодаря углублению в вопросы о смысле жизни от сердца к сердцу протягиваются тончайшие связи между личными взглядами, увлечениями, интересами. Коллектив становится для отдельных воспитанников источником новых мыслей. Даже тот, кому, возможно, и в голову не приходило, для чего он живет на свете начинает видеть себя не так, как видел раньше.

Как же должен вести себя воспитатель в такие минуты духовной жизни коллектива? Воспитателю в эти ответственные минуты особенно важно быть самим собой, предстать перед воспитанниками мыслителем, товарищем и другом, живым человеком со своими взглядами, радостями, болями, сомнениями. Конечно, воспитатель не может быть бесстрастным свидетелем добра и зла. В эти минуты на воспитанников особенно сильно влияет то, что их наставник раскрывается перед ними как эмоционально богатый человек. Но эмоциональное богатство должно подкрепляться моральным авторитетом: лишь в том случае, когда есть эта важная предпосылка, каждый оттенок чувств воспитателя, его личное отношение к истине воспринимается воспитанниками как моральная ценность, как достояние старших поколений.

Если вам посчастливилось достичь того, что общение со своим коллективом стало для каждой личности радостью, наслаждением, если юноши несут в коллектив свои раздумья, сомнения, тревоги, если воспитанникам хочется собраться просто для того, чтобы поговорить о том, что кого волнует, - вы воспитали настоящий коллектив юных граждан. Независимо от личных наклонностей и увлечений все ученики интересуются художественной литературой, искусством. Ученики класса, в котором я был воспитателем, часто собирались для того, чтобы поговорить, поспорить о произведениях советской и зарубежной литературы. Мы рассматривали не отдельные произведения, а проблемы, которые волновали юношество. Юноши и девушки рассказывали о прочитанных произведениях, и из их рассказов становилось ясно, что всех больше всего волнуют вопросы: где тот герой современной советской литературы, который учит нас жить? На кого нам равняться в жизни? Кто наиболее волнует и увлекает нас, кто для нас самый близкий, самый дорогой? Три года эти вопросы были предметом горячих споров. Юноши и девушки высказывали разные мнения. Споры продолжились в других классах. Ребята прочитали десятки лучших произведений современной литературы.

Очень интересными были наши встречи по вопросам изобразительного искусства. К этим встречам готовился весь коллектив: выставляли репродукции картин, читали книги об искусстве.

Много радости и удовольствия от человеческого общения юноши и девушки находят в тех видах деятельности, где требуется напряжение духовных и физических сил. Это походы, экскурсии, находки материальных и духовных ценностей. Особенно большое воспитательное значение имеют походы по местам боевой славы старших поколений. В этих походах коллектив объединяется высокими патриотическими переживаниями. Походы дают ни с чем не сравнимые находки - яркие образцы мужества борцов за свободу и независимость нашей Родины, сбереженные в пересказах, документах, в памяти живых участников событий.

Каждый год после окончания школьных занятий, во время летних каникул, наш коллектив, ученики первого- девятого классов, отправляется в поход по родной земле. Это не просто изучение родного края. Это постепенное идейное обогащение коллектива. Во встречах с людьми нам открывается мир человеческого мужества, героизма, самопожертвования. Впечатления от походов насыщают нас чувством восхищения, удивления героическим. Эти чувства раскрывают человеческие сердца, по капле вносят в душу то, что называется идейной зрелостью, взрослением. Увлеченность героическими подвигами создает такое духовное состояние, когда люди стремятся героизировать собственное поведение, жить в соответствии с моральными нормами строителя коммунизма, патриота, борца за утверждение славы и могущества родной Отчизны. Другими словами, непосредственное прикосновение ребенка, подростка к героическому и к величественному, к бесценным моральным богатствам народа утверждает в их сознании привлекательность настоящего добра. Увлеченность коллектива рождает у подростков желание проявить себя, и это желание гармонически сливается с моральным идеалом нашего общества. Коллективное переживание благородных чувств утверждает в юной душе большую чувствительность к мнению коллектива о своем поведении, о своей работе, о своем отношении к общественным интересам.

Тут невозможно установить непосредственную связь между фактом, который стал стимулом благородного переживания, и конкретным поступком, поведением личности сразу после того, как восхищение, удивление перед героическим овладело юным сердцем. Вообще в моральном воспитании коллектива нельзя искать такой закономерности, как-то: влияние на сознание и чувства сразу же дает свое проявление в деятельности. Восхищение, удивление перед героическим, создавая дух идейного единомыслия, является могучим источником духовных сил человека, которые проявляются не только тогда, когда дети или подростки находятся в коллективе, но и тогда, когда каждый из них остается наедине со своей совестью.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   21
написать администратору сайта