Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Сухомлинский Методика воспитания коллектива. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива (или в другом переводе Методика воспитания коллектива)



Скачать 3.03 Mb.
Название Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива (или в другом переводе Методика воспитания коллектива)
Анкор Сухомлинский Методика воспитания коллектива.doc
Дата 12.04.2017
Размер 3.03 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Сухомлинский Методика воспитания коллектива.doc
Тип Документы
#347
страница 5 из 21
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Идейно-гражданственная основа коллектива

Идейно-гражданственное начало духовной жизни коллектива и личности


Главным в воспитательной работе в коллективе является, по нашему твердому убеждению, создание таких условий, при которых в течение школьных лет молодой человек проявлял бы самостоятельность в мыслях, чувствах, поведении, труде, жил отношениями большого мира' коммунистического общества. Ядром же нашего общества являются коммунистические идеалы, верность трудовому народу, готовность отдать свои силы и жизнь во имя Советской Отчизны.

Речь идет об идейно-гражданственной основе коллектива. Эта основа создается гармонией двух вещей: с одной стороны, чувством личной чести, достоинства, гордости, осознанием величия человека-творца, гражданина социалистического общества; с другой - чувством долга, ответственности за свой труд, поведение, поступки, ответственности за судьбу общества, за благо людей, с которыми личность вступает в сложные отношения в процессе труда, духовной и личной жизни. Исключительно важную воспитательную проблему мы усматриваем в том, чтобы непрерывно развивать в человеке самоуважение, умение дорожить собственной честью, достоинством, строго контролировать свое поведение, подчинять личные интересы общественным, формируя их на основе стремления ко всеобщему благу.

Мы работаем над тем, чтобы и слово учителя, обращенное к разуму и сердцу воспитанника, и условия, созданные в коллективе, в общем труде, во взаимоотношениях школьного коллектива с коллективами взрослых тружеников, - чтобы все это поднимало человека в его собственных глазах, чтобы он гордился званием гражданина первой в мире социалистической державы, тем, что является соотечественником сильных, мужественных, прекрасных душой людей.

Коллектив как воспитательная сила основывается на богатстве отношений, среди которых на почетном месте стоят идейно - гражданственные. А богатство отношений зависит от того, в чем видит каждый член коллектива высший смысл жизни; что для каждой личности является идеалом, примером для подражания; как представляется каждому высшая точка морального достоинства, доблести, красоты; как относится каждый к идеалу.

Идейно-гражданственная основа коллектива проявляется в стремлении каждого его члена смотреть на мир глазами гражданина, в том, чтобы гражданское мировосприятие уже с детских лет стало тем зеркалом, в котором человек видит самого себя, оценивает свое поведение, выявляет отношение к самому себе в мыслях, переживаниях, поступках, направленных на самовоспитание, самоутверждение. В активном отношении каждой личности к себе, в умении правильно выявить и оценить свою гражданскую сущность мы усматриваем главнейший критерий воспитывающей силы коллектива. Достижение этой цели - свидетельство настоящего мастерства воспитателя.

Идейно-гражданственное начало в коллективной и личной духовной жизни играет важную роль в такой деятельности, как учеба, которая для детей, подростков и юношества является главнейшим трудом, со своими заботами, трудностями. Сейчас, когда наше общество стоит на пороге осуществления всеобщего среднего образования, общественность весьма озабочена острыми, жгучими вопросами: как стимулировать активный, напряженный десятилетний умственный труд человека? Как добиться того, чтобы ребенок успешно учился, воспитывал и утверждал в себе неугасимое стремление к самообразованию не только сегодня, но и на протяжении всей своей жизни? Как предупредить равнодушное отношение к учебе? Никакие самые хитроумные системы проверки, контроля, принуждения не принесут желаемых результатов, если в действие не вступит самый главный стимул - гражданский долг.

Несколько лет назад классного руководителя одного из девятых классов нашей школы, директора и завуча обеспокоило то, что двое юношей-девятиклассников стали равнодушными к учебе - не хотели учиться. А родители их были прекрасными работниками на животноводческой ферме колхоза. Каждый квартал в коллективе фермы подводились итоги социалистического соревнования. И каждый раз родителей наших девятиклассников отмечали как образцовых колхозников, их имена заносили на доску Почета, они получали премии. Посоветовавшись с секретарем парторганизации колхоза, мы решили: пусть наши лодыри вместе со своими родителями каждый квартал отчитываются в своей успеваемости перед взрослыми тружениками - перед общественностью. Результаты оказались поразительными. Уже тот факт, что производственную работу в колхозе и учебу в школе люди поставили на один уровень, заставил юношей глубоко задуматься над тем, кто они такие, за счет чего живут и учатся. Девятиклассники поняли: сидеть за партой и спокойно учиться они имеют возможность лишь потому, что на каждого из них работают несколько взрослых тружеников. Двое наших бездельников словно впервые увидели по-настоящему жизнь. Юноши поняли, что они не имеют права учиться как-нибудь, что старательная их учеба, настойчивость в преодолении трудностей - их гражданский долг.

Это была для нас своеобразная находка в воспитательной работе. На одних находках, конечно, цели не достигнешь, необходима научно обоснованная система, необходимы замысел и планомерное его осуществление в течение длительного времени. Но ценность находок состоит в том, что они, словно вспышки молнии, помогают увидеть много других вещей, сориентироваться. Мы поняли, что заставлять учиться старшеклассников нужно не прямолинейно, не усилением средств принуждения и контроля, а разнообразными тонкими побуждениями. И среди них на первом месте стоит формирование идейно-гражданственных убеждений коллектива и личности.

Идейно-гражданственные убеждения не сформируешь эпизодическими средствами, созданием таких ситуаций, при которых обостряются отношения между молодежью и старшим поколением, ситуаций, из которых возникает со всей очевидностью моральная истина о долге младших поколений перед старшими. Необходима длительная, прочная система воспитывающего влияния.

У нас сложилось определенное представление о такой системе влияния.

В течение всех лет обучения в школе ученику следует давать не только знания об основах наук. Прежде всего его нужно учить жить, учить важнейшей мудрости бытия - гражданственности. В знаниях, которые мы даем человеку, переступившему порог школы и находящемуся под нашим воспитывающим влиянием до гражданской зрелости, на первом месте должны стоять знания о человеке-гражданине, о величии и благородстве тех идей, которые лежат в основе его высоких моральных свершений. Чтение книг о гражданской доблести должно стать счастливейшими часами в жизни воспитанника, свет настоящей человеческой красоты - красоты гражданства - должен освещать его путь и помогать ему правильно видеть мир глазами гражданина.

Наш идеал - воспитание борца-коллективиста, борца за высокие коммунистические идеи. Чистота и благородство поступков наших воспитанников, их непримиримость и нетерпимость к враждебной идеологии, аполитизму, равнодушию, неправде, обману, лени, унижению человеческого достоинства - все это зависит от того, насколько одухотворены юноши и девушки великим человеческим достоинством - гражданственностью.

Формирование идейно-гражданственных убеждений начинается с осмысления знаний о человеке-гражданине, с восхищения его гражданской доблестью.

Важно, чтобы знания о человеке-гражданине воспринимались умом и сердцем и сочетались с насыщенной, полноценной жизнью. Продолжается и укрепляется формирование убеждений прежде всего во взаимоотношениях с людьми, общественном, идейном общении, в деятельности на благо общества. Чем богаче идейно-гражданственные отношения в коллективе, тем полноценнее личная духовная жизнь каждого воспитанника.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
написать администратору сайта