Идейно-гражданственное начало духовной жизни коллектива и личности
Главным в воспитательной работе в коллективе является, по нашему твердому убеждению, создание таких условий, при которых в течение школьных лет молодой человек проявлял бы самостоятельность в мыслях, чувствах, поведении, труде, жил отношениями большого мира' коммунистического общества. Ядром же нашего общества являются коммунистические идеалы, верность трудовому народу, готовность отдать свои силы и жизнь во имя Советской Отчизны.
Речь идет об идейно-гражданственной основе коллектива. Эта основа создается гармонией двух вещей: с одной стороны, чувством личной чести, достоинства, гордости, осознанием величия человека-творца, гражданина социалистического общества; с другой - чувством долга, ответственности за свой труд, поведение, поступки, ответственности за судьбу общества, за благо людей, с которыми личность вступает в сложные отношения в процессе труда, духовной и личной жизни. Исключительно важную воспитательную проблему мы усматриваем в том, чтобы непрерывно развивать в человеке самоуважение, умение дорожить собственной честью, достоинством, строго контролировать свое поведение, подчинять личные интересы общественным, формируя их на основе стремления ко всеобщему благу.
Мы работаем над тем, чтобы и слово учителя, обращенное к разуму и сердцу воспитанника, и условия, созданные в коллективе, в общем труде, во взаимоотношениях школьного коллектива с коллективами взрослых тружеников, - чтобы все это поднимало человека в его собственных глазах, чтобы он гордился званием гражданина первой в мире социалистической державы, тем, что является соотечественником сильных, мужественных, прекрасных душой людей.
Коллектив как воспитательная сила основывается на богатстве отношений, среди которых на почетном месте стоят идейно - гражданственные. А богатство отношений зависит от того, в чем видит каждый член коллектива высший смысл жизни; что для каждой личности является идеалом, примером для подражания; как представляется каждому высшая точка морального достоинства, доблести, красоты; как относится каждый к идеалу.
Идейно-гражданственная основа коллектива проявляется в стремлении каждого его члена смотреть на мир глазами гражданина, в том, чтобы гражданское мировосприятие уже с детских лет стало тем зеркалом, в котором человек видит самого себя, оценивает свое поведение, выявляет отношение к самому себе в мыслях, переживаниях, поступках, направленных на самовоспитание, самоутверждение. В активном отношении каждой личности к себе, в умении правильно выявить и оценить свою гражданскую сущность мы усматриваем главнейший критерий воспитывающей силы коллектива. Достижение этой цели - свидетельство настоящего мастерства воспитателя.
Идейно-гражданственное начало в коллективной и личной духовной жизни играет важную роль в такой деятельности, как учеба, которая для детей, подростков и юношества является главнейшим трудом, со своими заботами, трудностями. Сейчас, когда наше общество стоит на пороге осуществления всеобщего среднего образования, общественность весьма озабочена острыми, жгучими вопросами: как стимулировать активный, напряженный десятилетний умственный труд человека? Как добиться того, чтобы ребенок успешно учился, воспитывал и утверждал в себе неугасимое стремление к самообразованию не только сегодня, но и на протяжении всей своей жизни? Как предупредить равнодушное отношение к учебе? Никакие самые хитроумные системы проверки, контроля, принуждения не принесут желаемых результатов, если в действие не вступит самый главный стимул - гражданский долг.
Несколько лет назад классного руководителя одного из девятых классов нашей школы, директора и завуча обеспокоило то, что двое юношей-девятиклассников стали равнодушными к учебе - не хотели учиться. А родители их были прекрасными работниками на животноводческой ферме колхоза. Каждый квартал в коллективе фермы подводились итоги социалистического соревнования. И каждый раз родителей наших девятиклассников отмечали как образцовых колхозников, их имена заносили на доску Почета, они получали премии. Посоветовавшись с секретарем парторганизации колхоза, мы решили: пусть наши лодыри вместе со своими родителями каждый квартал отчитываются в своей успеваемости перед взрослыми тружениками - перед общественностью. Результаты оказались поразительными. Уже тот факт, что производственную работу в колхозе и учебу в школе люди поставили на один уровень, заставил юношей глубоко задуматься над тем, кто они такие, за счет чего живут и учатся. Девятиклассники поняли: сидеть за партой и спокойно учиться они имеют возможность лишь потому, что на каждого из них работают несколько взрослых тружеников. Двое наших бездельников словно впервые увидели по-настоящему жизнь. Юноши поняли, что они не имеют права учиться как-нибудь, что старательная их учеба, настойчивость в преодолении трудностей - их гражданский долг.
Это была для нас своеобразная находка в воспитательной работе. На одних находках, конечно, цели не достигнешь, необходима научно обоснованная система, необходимы замысел и планомерное его осуществление в течение длительного времени. Но ценность находок состоит в том, что они, словно вспышки молнии, помогают увидеть много других вещей, сориентироваться. Мы поняли, что заставлять учиться старшеклассников нужно не прямолинейно, не усилением средств принуждения и контроля, а разнообразными тонкими побуждениями. И среди них на первом месте стоит формирование идейно-гражданственных убеждений коллектива и личности.
Идейно-гражданственные убеждения не сформируешь эпизодическими средствами, созданием таких ситуаций, при которых обостряются отношения между молодежью и старшим поколением, ситуаций, из которых возникает со всей очевидностью моральная истина о долге младших поколений перед старшими. Необходима длительная, прочная система воспитывающего влияния.
У нас сложилось определенное представление о такой системе влияния.
В течение всех лет обучения в школе ученику следует давать не только знания об основах наук. Прежде всего его нужно учить жить, учить важнейшей мудрости бытия - гражданственности. В знаниях, которые мы даем человеку, переступившему порог школы и находящемуся под нашим воспитывающим влиянием до гражданской зрелости, на первом месте должны стоять знания о человеке-гражданине, о величии и благородстве тех идей, которые лежат в основе его высоких моральных свершений. Чтение книг о гражданской доблести должно стать счастливейшими часами в жизни воспитанника, свет настоящей человеческой красоты - красоты гражданства - должен освещать его путь и помогать ему правильно видеть мир глазами гражданина.
Наш идеал - воспитание борца-коллективиста, борца за высокие коммунистические идеи. Чистота и благородство поступков наших воспитанников, их непримиримость и нетерпимость к враждебной идеологии, аполитизму, равнодушию, неправде, обману, лени, унижению человеческого достоинства - все это зависит от того, насколько одухотворены юноши и девушки великим человеческим достоинством - гражданственностью.
Формирование идейно-гражданственных убеждений начинается с осмысления знаний о человеке-гражданине, с восхищения его гражданской доблестью.
Важно, чтобы знания о человеке-гражданине воспринимались умом и сердцем и сочетались с насыщенной, полноценной жизнью. Продолжается и укрепляется формирование убеждений прежде всего во взаимоотношениях с людьми, общественном, идейном общении, в деятельности на благо общества. Чем богаче идейно-гражданственные отношения в коллективе, тем полноценнее личная духовная жизнь каждого воспитанника.
|