Учитель подводит итоги работы над таблицей, оценивая работу учащихся: «Интересно, что, несмотря на то что каждый мастер или мастерица пользуется традиционным для данного промысла набором декоративных элементов и цветов, они всегда привносят элемент творчества в это яркое, веселое искусство, вкладывая в ручную работу свою индивидуальность».
Делаем сами. Учитель предлагает учащимся представить себя в роли дымковских мастеров, но начать с более простой игрушки — лошадки. Можно дать учащимся самостоятельно провести анализ готового изделия, подготовленного учителем. Учитель лишь контролирует правильность выполнения работы и помогает при необходимости. Анализ следует провести по следующим параметрам: используемые материалы и инструменты, правила и приемы работы, орнамент и способ его выполнения, виды элементов, использованных в орнаменте, варианты применения поделки.
Затем учитель помогает детям распланировать работу над поделкой с опорой на план работы, изложенный в учебнике (с. 29): 1. Подготовка материалов и инструментов к работе. 2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на три неравные части. 3. Лепка: приемом вытягивания большей части вылепить туловище лошадки, из второй части — голову и шею, из третьей — гриву, ушки и хвостик. 4. Роспись: вылепить из пластилина геометрические узоры — круги, овалы, полоски, точки — и украсить ими поделку. 5. Оформление поделки: прикрепить поделку на заготовленный картон-основу и завершить композицию.
Подведем итоги. Итогом урока является проведение выставки учителем. Так как учащиеся делали поделку самостоятельно, важно дать каждому из них возможность выступить с сообщением о своей поделке и работе над ней, в том числе о ходе работы, трудностях и планируемом использовании изделия. Анализ работ учителем проводится по следующим критериям: аккуратность, передача характера дымковской игрушки, оригинальность орнамента и т. д.
Домашнее задание. Подготовьте дома сообщение о том, какая из работ на нашей сегодняшней выставке понравилась и запомнилась вам больше других, почему. На следующий урок принесите кусочки ткани разных цветов, тесьму, блестки и бисер.
Урок 10
Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование)
Изделие: матрешка из картона и ткани.
Задачи урока: закрепить знания учащихся об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец); познакомить учащихся с историей матрешки; закрепить навыки работы с тканью и навыки самостоятельного анализа изделия по заданной схеме; на практической основе воспитывать бережное отношение к материалу.
Планируемые результаты: уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек; усвоить последовательность изготовления матрешки; уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал.
Основные термины и понятия: матрешка, ткань, волокно, резчик по дереву, игрушечник, аппликация, фукурама.
Ресурсы и оборудование. У учителя: иллюстрации хохломских, городецких и дымковских изделий; различные аппликации из разнообразных материалов (бумага, ткань, природные материалы), образцы изделий матрешки, настоящая матрешка, фукурама, таблица «Последовательность изготовления матрешек», виды ткани.У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, кусочки ткани, клей, ножницы, материалы для отделки изделия — тесьма, блестки, бисер.
Предварительная работа: подготовка таблицы с изображением последовательности изготовления матрешек (номера последовательности скрыты).
Ход урока
Начинается урок с сообщений учащихся, с помощью которых они делятся своими впечатлениями о выставке, проходившей на предыдущем уроке.
Проверим себя. Учитель: «На прошлых уроках мы с вами знакомились с разными видами народных промыслов. На доске под номерами представлены образцы изделий различных промыслов. Назовите, под какими номерами расположена дымковская игрушка. Как вы это определили?» Также рассматриваются образцы хохломских и городецких изделий.
Учимся новому. Учитель: «Сегодня к нам на урок пришла настоящая русская красавица, куколка с секретом — матрешка. Скажите, а в чем же секрет этой игрушки». (Матрешка — это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.) Учащиеся читают стихотворение В. Берестова на с. 30 учебника и пробуют объяснить, как они понимают его. Учитель: «Обычно в матрешек помещали по 10 дочек. Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних матрешек. Мастера из разных городов России умудряются вытачивать до 50 деток каждой расписной красавице». Можно попросить учащихся определить, из какого материала делают матрешек. (Из дерева.) После этого ребята знакомятся с профессиями резчика по дереву и игрушечника — читают текст учебника на с. 32. Затем учитель задает вопрос: «Чем занимаются люди этих профессий? Расскажите о значении игрушек в древности и сейчас».
Учитель: «Делали игрушечники и матрешек. Матрешка, которой посвящен наш сегодняшний урок, пришла к нам из Японии. Родственница русской матрешки — складная кукла фукурама — веселый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо. (Учитель должен продемонстрировать иллюстрации или саму куклу.) С. А. Малютин — художник, который расписал первую русскую матрешку. Одел он веселую крестьянскую девочку в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник, в руках она держала черного петуха. Вы все знаете или слышали такое русское имя — Матрена. Предполагают, что именно от этого имени и возникло ласковое название „матрешка“. Посмотрите на матрешки (представлены на доске или на столе). Какие образы матрешек вы видите? (Женщину, девушку.) Кроме матрешек-девочек и женщин, традиционно в Сергиевом Посаде и в Семенове делали матрешек-мальчиков и отцов семейства, порой с кудрявой бородой, в кепке и нарядной рубашке, также могли делать матрешек в виде героев сказок и литературных героев. Давайте попробуем узнать, как изготавливают матрешку». На доске учитель заранее должен подготовить таблицу «Процесс изготовления матрешек». Задача учащихся — правильно расставить номера в соответствии с последовательностью действий при создании матрешки. Учитель может вписывать номера, которые называют учащиеся, в пустые клетки таблицы или наклеивать в них заранее заготовленные карточки. Мы приводим в данном пособии таблицу с последовательно расположенными действиями и вписанными номерами. Задача учителя — при перенесении таблицы на доску поменять действия местами и оставить левый столбец таблицы незаполненным, кроме верхней строки «Номер действия».
Номер действия
|
Название и описание действия
|
1
|
Выбор дерева. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. Оно должно быть ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть
|
2
|
Вытачивание формы на токарном станке. Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней — нижняя часть (донце) для следующей. Первые матрешки были шестиместные, максимум восьмиместные, а в последние годы появились 35-местные, даже 70-местные матрешки (в Токио демонстрировалась 70-местная семеновская матрешка величиной в метр). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу надевается на донце. Благодаря тому что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся
|
3
|
Подготовка формы под роспись. Форму шкурят и грунтуют
|
4
|
Роспись. Каждой матрешке роспись придает индивидуальный характер. Сначала карандашом наносят основу рисунка. Иногда рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью. Затем намечают контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно, расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Раньше мастерицы расписывали матрешек без предварительного рисунка с образца. Цвета у всех одинаковые, а матрешки получаются разные, чуть непохожие, и в этом их художественная ценность
|
5
|
Лакировка. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость
|
После завершения работы над нумерацией этапов изготовления матрешки в таблице необходимо подвести ее итог. Целесообразно дать учащимся задание еще раз назвать этапы по порядку и при необходимости записать эту последовательность на доске.
Делаем сами. Учитель: «Как мы уже говорили, матрешку делают из дерева. Но мы с вами будем делать сувенир необычным способом и из непривычного материала».
Предварительным этапом перед началом практической работы является анализ изделия вместе с учащимися. Учитель: «Посмотрите на готовое изделие. Какой материал использован для его изготовления?» (Картон для основы и кусочки ткани.) Необходимо провести с учащимися беседу о видах ткани, которые они знают (шелк, шерсть и т. д.), вариантах использования ткани в быту, различии ткани по внешнему виду, на ощупь, цвету и качеству (тонкая и толстая, прозрачная и непрозрачная, яркая и не очень яркая).
Дополнительный материал. Учитель: «Ткани делают из волокон. Некоторые волокна, такие, как хлопковые, льняные, получают из растений, а шерстяные делают из шерсти животных. Искусственные волокна получают, используя химические вещества. Существует три способа соединения волокон для получения ткани: сваливание, вязание и ткачество. Для ткачества используется приспособление, которое называется ткацким станком. Вертикально расположенные волокна (основа) крепко удерживаются на ткацком станке, в то время как горизонтальные волокна (уток) вплетаются между ними, образуя вид решетки».
Следующий пункт анализа — приемы работы над поделкой. Учащиеся вспоминают, что такое аппликация (изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей на поверхность). Учитель: «Какие материалы можно использовать для создания аппликации?» (Аппликацию можно делать из бумаги, из природных материалов, из ткани. Учитель может показать различные виды аппликаций из разных материалов.)
Закончить анализ изделия следует беседой о возможных вариантах его использования. Учащиеся читают на с. 31 учебника, как предполагает использовать свою поделку Аня.
Далее учащиеся с помощью учителя планируют свою работу: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Заготовка формы матрешки (сначала вырезать шаблон из рабочей тетради, на основе вырезанного шаблона сделать из картона заготовку). 3. Рисунок основных частей матрешки. 4. Создание костюма матрешки (из кусочков ткани выкроить элементы костюма матрешки: платьице и косынку). 5. Украшение матрешки (для украшения можно использовать тесьму, блестки, бисер, приклеив их к костюму красавицы).
Заготовка формы матрешки. Учитель: «Откройте рабочие тетради с изображением шаблона матрешки. Вырезаем изображение, но сначала вспомним правила работы ножницами и разметки деталей по шаблону. (Учитель может использовать памятки № 2, 6 из приложения.) Далее размечаем матрешку на картоне (на изнаночной стороне, помним об экономии бумаги). Вырезаем. У нас получилась форма матрешки, которую мы будем украшать».
Рисунок основных частей матрешки. Учитель: «Простым карандашом наметьте личико матрешки (посмотрите, оно круглое, румяное), наметьте платок и костюм нашей героини».
Создание костюма матрешки. Учитель: «Необходимо разметить ткань для того, чтобы вырезать детали костюма матрешки. Сначала разметим основной костюм на кусочке ткани одного цвета. Для этого надо нанести контуры на ткань, это можно делать мягким карандашом, кусочком мела или мыла с помощью трафарета или шаблона. Чем отличается шаблон от трафарета? (Трафарет мы обводим по внутреннему контуру, а шаблон — по внешнему.) Как закрепить шаблон на ткани? (С помощью булавок.) Не забудьте об экономии материала». Учитель обязательно демонстрирует, как нанести контуры на ткань: «Мы воспользуемся вырезанным шаблоном из рабочей тетради и обведем его на ткани. Нам нужно отметить нижнюю часть матрешки и вырезать только ее, после чего приклеить получившуюся деталь к шаблону». На кусочках ткани других цветов учащиеся самостоятельно размечают сердцевину костюма и косынку матрешки, вырезают детали под контролем учителя и наклеивают их на шаблон.
Украшение матрешки. Учитель: «Для того чтобы украсить костюм нашей красавицы, можно наклеить на него тесьму, блестки». Учащиеся могут делать это самостоятельно, что будет способствовать развитию у них чувства прекрасного, навыка самоконтроля. Однако важно направлять их в этой деятельности и следить, чтобы элементы украшения были подобраны эстетически грамотно и в нужном количестве.
Подведем итоги. В конце урока можно провести выставку работ учащихся, организуемую учителем. Анализ работ осуществляется по следующим критериям: вариативность используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность. Также учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 32).
Домашнее задание. Подготовьте сообщение об особенностях одного из народных промыслов, которые мы не изучали. Рассмотрите в учебнике иллюстрации с другими вариантами оформления матрешки и при желании выполните один из них дома с родителями. Результаты своей домашней работы вложите в папку достижений. Принесите на следующий урок какое-нибудь изображение деревенской постройки.
Урок 11
Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы
Изделие: пейзаж «Деревня».
Задачи урока: познакомить учащихся с видами рельефа; закрепить знания о свойствах, составе и использовании пластилина, умение лепки; совершенствовать умение составления тематической композиции; учить соблюдать пропорции при изображении перспективы, формировать цветовосприятие.
Планируемые результаты: знать свойства, способы использования, виды пластилина; научиться выполнять рельеф с использованием пластилина, применять прием смешивания пластилина для получения новых оттенков.
Основные термины и понятия: рельеф, барельеф, горельеф.
Ресурсы и оборудование. У учителя: изображение деревни, макеты построек деревни, различные виды пластилина, изображения барельефа, горельефа, рельефа в природе. У учащихся: учебник, картон для основы поделки, пластилин, стека, подкладной лист, изображения построек деревни.
Ход урока
Урок целесообразно начать с чтения учащимися сообщений, подготовленных дома.
Путешествуем во времени. Учитель: «А вы помните, что народные промыслы зародились еще в древности, люди начали заниматься различными промыслами еще в то время, когда жили в деревнях? Сегодня мы отправимся в путешествие по деревне. Деревня — это небольшое крестьянское селение, населенный пункт с несколькими десятками или сотнями домов без церкви, обычно строится по берегам рек и озер в окружении леса. Скажите, чем в основном занимаются жители деревни?» (Основное занятие жителей (обычно это крестьяне) деревни — это сельское хозяйство и различные промыслы.)
Учимся новому. Учитель заранее должен подготовить на доске изображения деревень, построек. Учитель: «Какой материал использовался для строительства деревень? (Дерево.) Из дерева мастерили почти все предметы, необходимые в доме. Дома тоже рубили из дерева, отсюда и слово «деревня». Как называют дом в деревне? (Изба.) Раньше избы ставили не по порядку, а так, как хотел хозяин. Позже стали выстраивать лицом (фасадом) к дороге, и получилась улица. А какие еще постройки есть в деревне?» (Колодец, баня, сарай, амбар и т. д.) Учащиеся рассказывают о принесенных ими на урок изображениях, называют постройки, описывают их.
Делаем сами. Учитель: «Сейчас мы создадим свою маленькую деревню, а для этого будем рисовать, причем не обычным способом, а пластилином. Рисование пластилином — это редкий способ создания изображения. Также нам предстоит использовать в работе элементы рельефа».
Проводится совместный анализ изделия: необходимые материалы, инструменты, приемы и правила работы, особенность изображения (это выпуклое изображение), способы применения поделки. Учитель: «А как называется выпуклое изображение? (Рельеф.) Различают несколько видов рельефов: барельеф — низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема (показ рисунка); высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема (показ рисунка). А где еще мы можем встретить рельеф? (В природе.) Что называют рельефом? (Неровность суши, дна океанов и морей.) (Показ рисунка.) Прочитайте в учебнике на странице 33, о чем вспомнила Аня. В первом классе мы уже делали рельефное изображение — ромашковую поляну. Сегодня вы усовершенствуете свои умения в работе над поделкой «Пейзаж „Деревня“».
Учащиеся читают план работы в учебнике на с. 33, обсуждают его при участии учителя и составляют свой план работы: 1. Замысел: придумать композицию с использованием различных деревенских построек. Учитель предлагает учащимся подумать, какие элементы можно использовать для создания композиции «Деревня», посмотреть на с. 33 учебника, какую композицию придумала Аня. 2. Разметка: нарисовать карандашом задуманный пейзаж на картоне так, чтобы его можно было раскрасить пластилином. Этот этап работы поможет развить у учащихся навыки самооценки и самоконтроля. 3. Подготовка отдельных деталей композиции из пластилина: вылепить детали различной формы, необходимые для работы, помня о правилах и приемах работы с пластилином, о его свойствах. 4. Нанесение пластилина на основу: перед нанесением пластилин размять, заполнить слоями пластилина участки с изображениями неба и земли при помощи приема растирания (нанесение пластилина на основу следует начинать с верхней части, чтобы исключить касание ладони с покрытыми участками), выложить валиками заготовленные детали пейзажа в нужных местах. Важно развивать аккуратность, терпеливость и внимательность у учащихся. Учитель напоминает детям, что пластилин можно смешивать, как краски, для получения новых цветов. Для этого нужно взять кусочки разных цветов и, разогрев их в ладонях, скатать до получения однородного цвета (без прожилок и пятен цвета). 5. Оформление композиции: закончить композицию при помощи стеки, можно поместить поделку в рамочку.
Подведем итоги. В конце урока учитель проводит выставку. Критерии оценивания работ: аккуратность, тщательность, проявление творчества, использование приема смешивания пластилина, оригинальность композиции и использование приемов для создания деталей композиции. Необходимо оценить работы учащихся. Ребята могут ответить на вопросы: «Какой вид изображения вы сегодня использовали в своей работе? (Рельеф.) Чем он отличается от обычного изображения?»
Домашнее задание. Подготовьте письменно ответ на вопрос: «Чем жизнь в деревне отличается от жизни в городе?» Отразите свою работу в папке достижений с помощью родителей.
Урок 12
Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование
Изделие: игрушка «Лошадка».
Задачи урока: познакомить учащихся со способами использования лошадей; учить составлять технологическую карту; развивать навыки работы с шаблонами, ножницами; обучать самостоятельному анализу предмета; развивать навыки конструирования; воспитывать чувство любви к животным, формировать желание о них заботиться.
Планируемые результаты: овладеть навыком конструирования из бумаги; научиться заполнять технологическую карту к поделке.
Основные термины и понятия: конструирование, конструкция, верховые, скаковые лошади, конюх.
Ресурсы и оборудование. У учителя: изображения лошадей, учебник, готовое изделие, материалы и инструменты, необходимые для сборки изделия, памятка № 5 из приложения. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветная бумага, клей, ножницы, шило, нитки, игла.
Ход урока
Учитель: «На прошлом уроке мы начали наше путешествие по деревне. Какое было домашнее задание?» Учащиеся выступают с подготовленными сообщениями.
Учимся новому. Учитель: «У человека в деревне было много помощников, я говорю о домашних животных. Много тысячелетий назад люди стали приручать диких животных. Из их потомства человек для разведения отбирал самых здоровых и послушных животных, например дающих больше молока, мяса или шерсти. Таким образом, появились современные породы домашних животных. В природе животные за собой ухаживают сами, о домашних животных заботится человек. Он их кормит, содержит в чистоте и тепле, лечит. Самым большим помощником в доме была лошадь. Рассмотрите иллюстрации в учебнике на странице 34. Скажите, как лошадь помогала человеку. (Лошадь помогала человеку вспахивать поле, перевозить тяжелые грузы, передвигаться на дальние расстояния, в том числе в тяжелых погодных условиях.) А знаете ли вы, сколько пород лошадей существует в природе? В мире существует 200 (по некоторым данным, 300) пород лошадей. Есть русский, владимирский, советский тяжеловозы, першероны, русский и орловский рысаки, чистокровная верховая, пони. Прочитайте в учебнике на странице 34, как человек использует верховых и скаковых лошадей. Приходилось ли вам когда-нибудь видеть этих лошадей? Так как в сельском хозяйстве сейчас все чаще используют разные виды механизмов, машины, то в большинстве стран лошадей разводят для конного спорта (рысистые, верховые), туризма (верховые, вьючные, упряжные). Где можно в наше время встретить лошадей? Кто ухаживает за лошадьми? (Конюх.) Откройте страницу 36 учебника. Скажите, где Аня встретила лошадь. Как за ней необходимо ухаживать? Прочитайте стихотворение». По стихотворению следует организовать беседу с учащимися. Можно провести небольшую физическую разминку, попросив учащихся изобразить то, о чем говорится в стихотворении.
Дополнительный материал. Образ лошади в изобразительном искусстве использовался много тысяч лет назад, еще до той эпохи, когда лошадь была одомашнена и приручена человеком. Так, например, наскальные рисунки во Франции демонстрируют нам не только изобразительные умения первобытных людей, но и внешний облик древних лошадей. Эти рисунки были сделаны в глубоких подземных пещерах, благодаря чему изображения сохранились до нашего времени.
Делаем сами. Учитель: «Мы с вами сегодня создадим свою лошадку с подвижной конструкцией. Что такое конструкция? (Состав, взаимное расположение частей какого-нибудь построения, сооружения или механизма.) Так называется и само сооружение, механизм». Учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 21 при помощи анализа готовой лошадки, которую демонстрирует им учитель: «Посмотрите в учебнике, как называется наша поделка. Может быть, у вас есть другие варианты названия? Какие материалы и инструменты понадобятся для создания нашей лошадки? Заполните первые три строки таблицы. А какие правила работы ножницами, иглой, шилом, клеем мы знаем? Вспомните и запишите их в графе „Правила работы инструментами...“. Как мы будем скреплять отдельные детали лошадки между собой? (Сделаем шилом проколы в нужных местах и скрепим детали при помощи нитки с иголкой.) А как украшено это изделие? (При помощи аппликации.) Как еще можно украсить поделку?»
|