После завершения работы над таблицей учащиеся создают поделку «Домовой».
Подведем итоги. В конце урока учитель организует выставку работ учащихся, анализирует и оценивает их. В ходе выставки учащиеся проводят презентацию своей поделки и придумывают имя своему домовому.
Домашнее задание. Нарисуйте своего домового, каким он должен быть, по вашему мнению. Выполните задание в рабочей тетради на с. 29.
Урок 17
Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка
Изделие: композиция «Русская печь».
Задачи урока: познакомить учащихся с внутренним убранством избы и значением русской печи в быту, с приемами конструирования из пластичных материалов; закреплять приемы лепки; воспитывать чувство уважения к истории, к народной культуре.
Планируемые результаты: освоить приемы работы с глиной, закрепить навык самостоятельного составления композиции.
Основные термины и понятия: печник, истопник, убранство, шесток, лежанка, устье.
Ресурсы и оборудование. У учителя: образцы изделий, изображение печи, материалы и инструменты, необходимые для создания изделия.У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, глина, пластилин, стека, подкладной лист, основа-картон.
Ход урока
В начале урока целесообразно проверить выполненное учащимися задание в рабочей тетради. Можно использовать прием взаимопроверки. Также проводится выставка и оценивание рисунков учащихся.
Учимся новому. Учитель: «На прошлом уроке мы уже заглянули в дом, в избу крестьянина. Теперь на протяжении нескольких уроков мы будем изучать особенности внутреннего убранства (обстановки) крестьянской избы и работать над созданием целого проекта — комнаты крестьянина».
Знакомство с новым материалом можно начать с работы по учебнику — прочитать текст на с. 49 о роли печи в жизни человека. Учитель: «Самое главное место в доме отводилось русской печи. И находилась она обычно в центре избы. Как вы думаете, почему?» (Печь должна была отапливать всю комнату, да и весь дом. Она была источником тепла, а значит, и жизни, кормила людей.) Учитель предлагает детям рассмотреть части печи: лежанку, устье, шесток на с. 49 учебника. Учитель: «Лежанка — невысокий длинный каменный выступ у печи, на котором можно лежать, спать. Устье — отверстие в передней части печи. Устье перекрывается аркообразной кладкой. Через устье в печь закладывается топливо и ставятся чугунки и горшки. Устье печи закрывается заслоном (заслонкой) с одной или двумя ручками. Печная заслонка в русской печи — печной прибор, служащий для закрытия устья печи. Шесток — ровная площадка из кирпича перед устьем русской печи. Найдите на странице 49 учебника ответ на вопрос: „Как называется специалист по кладке, установке и ремонту печи?“ (Печник.) Можно рассказать учащимся о том, что хорошие печники всегда пользуются почетом и уважением среди населения, так как плохо сложенную печь иногда очень трудно починить (перебрать), плохая печь дымит и плохо хранит тепло (что требует перерасхода дров). Существует много вариантов конструкции русских печей: например, есть вариант с двумя очагами (один из очагов используется преимущественно для быстрого приготовления пищи, другой — в основном для обогрева в зимнее время.) Тот, кто топит печь, называется истопником. Учитель: «А знаете ли вы, как именно топят печь?» (Русская печь топится дровами, осиной топить русскую печь плохо, так как расход дров в два раза выше, чем при топке другими породами.) Продолжить беседу можно рассказом о том, что русская печь массивна и долго сохраняет тепло. В такой печи несколько (обычно две) заслонок для дыма. Дым идет по сложному лабиринту ходов, прогревая множество кирпичей. В ней можно мыться, т. е. внутрь печи свободно пролезает взрослый человек. (Во время Великой Отечественной войны некоторые люди спасались от облав фашистов, залезая внутрь печи.) При помощи разогрева тела внутри печи на Руси изгоняли хворь, например простудные заболевания. На такой печи можно спать. В ней можно готовить очень вкусную еду. Каша или блины, приготовленные в русской печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной однонаправленным подогреванием (на плите). Процесс приготовления пищи в русской печи можно назвать томлением — длительное время держится равномерное температурное поле. Поэтому некоторые блюда с той же вкусовой гаммой невозможно (или крайне трудно) приготовить в других условиях, например топленое молоко, перловую кашу с грибами, жаренные в сметане грибы или картошку и многое другое.
Учитель: «Вспомните сказки, в которых печь является главным персонажем. Положительные герои сказок часто любят сидеть или лежать на печи. Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, Емеля ездил на печи и очень не хотел покидать уютную лежанку. Такую же любовь к печи испытывала и Баба-яга. Печка иногда наделяется в сказках человеческими чертами, способностью разговаривать. Например, в сказке „Гуси-лебеди“ девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, которая стоит в чистом поле, и спрашивает у нее совета. Печь предлагает ей отведать пирожков, а потом, на обратном пути, прячет девочку от погони».
Следующий этап урока — работа с учебником (с. 50). Учащиеся отвечают на вопросы учебника: чугунки с супом или молоком достают при помощи ухвата — металлической полукруглой рогатки на длинной рукоятке; для перемешивания углей в печи служит кочерга; лопаты служат для выпечки хлеба.
Делаем сами. Учитель: «Почувствуем себя в роли печника и вылепим печь». Сначала учащимися проводится анализ изделия, демонстрируемого учителем: необходимые материалы и инструменты (глина или пластилин, стека, подкладная доска), свойства материалов (цвет глины: красная, белая, голубая, желтая, серая; становится пластичной при смешивании с водой; в составе имеет природные материалы; ее можно отрезать, размять, сплющить, раскатать, слепить, вдавить, прилепить, перекрутить, прищипнуть, вытянуть; из нее делают игрушки, посуду, строят, лепят (рельеф) на архитектурных сооружениях), правила работы с материалом, способ оформления (роспись), варианты применения.
Учитель: «Составьте план работы». (1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Лепка печи. 3. Лепка дополнительных элементов: чугунки, кочерга. 4. Сушка. 5. Оформление.) Необходимо прокомментировать каждый пункт плана, после чего учащиеся смогут приступить к практической работе.
Лепка печи. Размять глину в миске, смешивая с водой. Лепить на подкладном листе. Вылепить кубик, затем чуть вытянуть его. (Учитель должен показать, как это правильно сделать.) Стекой вырезать несколько ровных кусочков глины из основы, чтобы получились такие части печи, как шесток, устье, лежанка и т. д. (Учитель рекомендует детям рассмотреть иллюстрацию с изображением печи на с. 51 учебника и еще раз обратить внимание на поделку, которую они анализировали раньше.)
Лепка дополнительных элементов. Вылепить те элементы, которые могли бы стоять на шестке: чугунки, горшочки (для этого вспомнить работу над проектом «Праздничный стол»), — и те, которые помогают хозяйке растапливать печь: кочергу, ухваты (с помощью учителя, который показывает, как это сделать).
Сушка. После того как все необходимые детали вылеплены, высушить изделие, чтобы глина застыла и не меняла форму при дальнейшей работе.
Оформление. Когда изделие высохнет, побелить его и украсить орнаментом, используя краски и стеку. Поместить изделие на основу-картон и закончить композицию. Важно развивать у учащихся чувство цвета, отрабатывать навык составления композиции, чему и способствует данная деятельность.
Подведем итоги. В конце урока учащиеся пробуют самостоятельно организовать выставку своих работ, провести презентацию поделки своего друга или просто соседа по парте и оценивают работы друг друга. Учитель контролирует эту деятельность, проводит анализ выставки и оценивает работу учащихся.
Домашнее задание. Найдите информацию о том, какие предметы мебели обычно наполняли древнерусскую избу, чем ее украшали. Заполните таблицу на с. 31 рабочей тетради. При желании посетите этнографический музей или музей родного края и составьте список предметов древнерусского быта.
Урок 18
Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение
Изделие: коврик.
Задачи урока: познакомить учащихся со структурой ткани, с новым видом работы — переплетением полосок бумаги, с основами разметки по линейке; воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость, необходимые при переплетении полосок бумаги.
Планируемые результаты: научиться создавать коврик переплетением полосок бумаги; уметь размечать по линейке.
Основные термины и понятия: переплетение, основа, уток.
Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, схема переплетения продольных и поперечных нитей (основы и утка), изображения ковров разных стран, образцы изделий. У учащихся:учебник, рабочая тетрадь, ножницы, цветная бумага, линейка, карандаш.
Ход урока
Полезно посетить с учащимися этнографический музей перед проведением данного урока. Начать урок целесообразно с работы по изученному материалу, попросив учащихся осуществить взаимопроверку задания «Наш дом» в рабочей тетради (с. 31), выполненного дома. После этого учащиеся выступают с сообщениями об убранстве древнерусской избы.
Учимся новому. Учитель: «Наши дома мы тоже стараемся украсить разными способами. В старину неотъемлемой частью внутреннего убранства дома были половики. Хозяйки не только украшали ими свои дома, но и плели их на продажу. Позже на полах в русских домах стали появляться ковры. На ручном ковроткацком станке мастерицы вплетали толстые шерстяные и льняные нити в сетчатую основу, закрепляя их узелками. Чем больше узелков, тем дороже ковер. Вообще ковры плетут в разных странах, существуют персидские, молдавские, иранские ковры и т. д. Кстати, ковры часто встречаются в сказках. Помните ли вы, что это за ковры? (Волшебные ковры-самолеты.) Какие сказки вы можете вспомнить, где герои летают на таких коврах? («Тысяча и одна ночь».) Прочитайте в учебнике на странице 51, из чего состоит любая ткань». После того как текст прочитан, дети смотрят определения слов «уток» и «основа» в словарике юного технолога, а учитель демонстрирует схему переплетения продольных и поперечных нитей.
Делаем сами. Учитель: «Мы сегодня продолжим работу над нашим проектом и украсим комнату крестьянина самостоятельно сплетенным ковром».
Сначала, как обычно, проводится совместный анализ готового изделия: необходимые для работы материалы и инструменты (цветная бумага, карандаш, ножницы, скрепки, линейка), форма изделия (прямоугольник), использованные цвета (в зависимости от того, какие цвета использованы в образце, подготовленном учителем), варианты применения поделки.
Следующий этап — планирование работы. Учащиеся осуществляют его с помощью учителя, так как необходимо изучить новый вид работы — это разметка по линейке: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Оформление. Подробную беседу проводит с детьми учитель.
Разметка. Учитель: «Какие детали нам необходимы для изготовления поделки? (Основа и уток.) Для основы нам понадобится шаблон из рабочей тетради, а чтобы создать нити утка, необходимо разметить лист бумаги так, чтобы получились ровные полоски. Для этого нужно сначала выбрать бумагу тех цветов, которые вам понадобятся для работы». (Учащиеся могут выбрать цвета по собственному желанию, что будет способствовать развитию у них чувства цвета.) Далее следует инструкция учителя, по которой учащиеся параллельно с объяснением выполняют необходимые действия: «Положите перед собой лист цветной бумаги вертикально цветной стороной вниз. Приложите линейку к верхнему краю листа так, чтобы деление „0“ совпадало с левым верхним углом листа. Через каждый сантиметр поставьте карандашом засечку на листе. Напротив каких цифр нужно поставить засечку? Теперь ту же операцию проделаем с нижним краем листа. Сначала опустите линейку к нижнему краю. Как надо расположить линейку? (Чтобы деление «0» совпадало с левым нижним углом листа.) Какую операцию необходимо проделать дальше? Как вы думаете, что надо сделать теперь? (Соединить верхние и нижние засечки между собой.) Для этого поверните лист, чтобы он лежал перед вами горизонтально, и проведите карандашом соединительные линии между засечками, находящимися на одном уровне. Проделайте эту операцию с листами тех цветов, которые вы выбрали для работы».
Раскрой. Учитель: «Следующий этап работы — раскрой. Необходимо воспользоваться ножницами, чтобы вырезать шаблон и сделать основу и нити утка. Вспомним правила работы ножницами. (Дети повторяют правила работы.) Вырежите из рабочей тетради на странице 32 шаблон, возьмите белый альбомный лист и сложите его пополам, положите на него шаблон так, чтобы линия сгиба листа совпадала с прямой линией шаблона, и прикрепите в нижней части шаблон к листу скрепками. Обрежьте лишнюю часть листа по внешней линии шаблона. Сделайте надрезы по размеченным на шаблоне линиям, снимите скрепки с шаблоном и разверните лист. Получится основа коврика. Теперь по разметке разрежьте цветные листы, чтобы получились нити утка».
Сборка. Учитель: «Переплетайте утки в основе, вставляя цветную полоску в одну прорезь листа основы и вытягивая ее из следующей прорези от края к краю основы. Не забудьте о сочетании выбранных вами цветов, попробуйте получить интересный орнамент или узор. Для этого чередуйте полоски через разное количество надрезов в основе».
Оформление. Учитель: «Закончите свой коврик: обрежьте лишние концы нитей утка. Поместите готовый коврик на основу вместе с вылепленной на предыдущем уроке печью так, чтобы получилась композиция; можно закрепить коврик на основе при помощи клея».
Подведем итоги. В конце урока учитель просит детей составить короткий рассказ о своей поделке и проводит анализ работ учащихся.
Домашнее задание. Выполните задание на с. 33 рабочей тетради.
Урок 19
Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование
Изделие: стол и скамья.
Задачи урока: закреплять умение конструирования из бумаги; соблюдать последовательность технологических операций; развивать техническое и логическое мышление, мелкую моторику, терпение, усидчивость и аккуратность с помощью практической работы.
Планируемые результаты: уметь планировать свою работу, конструировать из бумаги, оценивать работы товарищей и свою собственную.
Основные термины и понятия: конструирование.
Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, образцы изделий.У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, копировальная бумага, картон, ножницы, цветная бумага, клей.
Ход урока
В начале урока организуется работа по заданию в рабочей тетради (с. 33), выполненному дома. Учащиеся проводят взаимоконтроль, после чего учитель оценивает работу.
Учимся новому. Учитель напоминает детям, что продолжается работа над проектом внутреннего убранства крестьянской избы. Можно задать вопрос: «Чего еще не хватает в нашей комнате?» (Мебели.) Учитель: «Сегодня мы с вами будем конструировать мебель для нашей комнаты. Что значит конструировать? (Создавать конструкцию, структуру чего-нибудь, строить, а также вообще создавать что-нибудь.) Мебель — неотъемлемая часть любого дома. На прошлом уроке мы говорили о том, какую мебель крестьяне размещали в своих домах. Посмотрите в своей папке достижений и вспомните, что это за предметы».
Дополнительный материал. Вдоль стен обычно устанавливали лавки и закрепляли их неподвижно. Скамья была основным видом опорной мебели в крестьянском жилище вплоть до XIX века, пока в избе не появились стулья. Часто можно встретить в избе скамью с перекидной спинкой.
Стол в избе имел весьма внушительные размеры, всегда был рассчитан на большую семью. Особенно тщательно обрабатывали крышку стола. Мастера выполняли ее из качественной древесины, не имеющей сучков, и добивались идеально гладкой поверхности, обычно ей придавали прямоугольную форму. Обеденный стол был не единственным в русской избе. Были и кухонные столы — поставцы, устанавливаемые около печи. Они служили для приготовления пищи. Высота их превышала высоту обеденных столов, и они часто имели выдвижные ящики для удобства или полки с закрывающимися дверцами. В деревенской избе можно было встретить и небольшие столики, функциональное предназначение которых было, скорее, декоративным. Обычно на них хранили ларец или книгу.
В деревенских избах были распространены сундуки. Чаще всего они не только использовались для хранения различных вещей (одежды и домашней утвари), но и имели декоративное назначение: их обивали со всех сторон металлическими деталями, получая оригинальные орнаменты, окрашивали в зеленый или красный цвет, обивали мехом с коротким ворсом.
В качестве основного цвета для покраски мебели использовался естественный цвет древесины. Однако широко применялась и золотисто-охристая гамма, дополняемая белым и красным цветами и их оттенками.
Делаем сами. Учитель: «Какие же предметы мебели являются основными в убранстве избы? (Стол и скамья.) Давайте сконструируем их для нашей крестьянской комнаты».
Проводится групповой или индивидуальный анализ изделия, в ходе которого следует выяснить, какие материалы и инструменты необходимы для работы (картон, цветная бумага, ножницы, клей, краски), какие надо вспомнить правила работы, какой будет техника работы (конструирование) и как будет применяться готовое изделие.
На следующем этапе нужно составить план работы, изучив сначала план работы в учебнике (с. 53): 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка. После этого можно приступить к практической деятельности.
Разметка. Помня о правилах работы ножницами, вырезать из рабочей тетради (с. 34) шаблоны деталей стола и скамьи. С помощью копировальной бумаги сделать разметку этих шаблонов на коричневом картоне, аккуратно прочертив все имеющиеся на шаблоне линии.
Раскрой. Вырезать размеченные детали по внешнему контуру.
Сборка. Пользуясь схемой в учебнике на с. 53, сконструировать, т. е. собрать, стол и скамью. Учитель должен провести с учащимися предварительную беседу о конструировании. Дети рассматривают иллюстрации в учебнике и подробно описывают каждую из них, после чего учитель объясняет, что в данном случае сконструировать — значит собрать из заготовленных деталей стол и скамью с помощью клея. Сначала надо разрезать заготовки из картона так, чтобы получились все необходимые для конструирования компоненты. Затем сложить детали по линиям сгиба для того, чтобы склеивать было удобнее; можно прогладить гладилкой линии сгиба. Собрать и склеить основание стола и приклеить к нему с помощью дополнительных кусочков бумаги крышку, после чего собрать и склеить ножки скамьи и приклеить их к детали, которая будет выполнять роль сиденья.
Отделка. Оформить изделия с помощью цветной бумаги и красок и дополнить ими комнату крестьянина, приклеив стол и скамью на общий шаблон. Завершить композицию.
Подведем итоги. Учитель: «Мы с вами закончили работу над проектом. У каждого из вас получился уменьшенный макет комнаты крестьянина. Давайте проведем выставку наших проектов и проанализируем их. Оцените свою работу. Придумайте рассказ о получившейся у вас комнате. Чтобы построить дом для такой чудесной комнаты, надо освоить специальную профессию. Откройте учебник на странице 54 и прочитайте стихотворения. Каких специалистов называют кровельщиком и каменщиком? (Это профессии строителей.) Какие еще профессии строителей вы можете назвать?»
Домашнее задание. Не хочется, чтобы такая красивая комната пустовала. Дома нарисуйте и вырежите из бумаги семью крестьянина, которую можно поселить в созданной вами комнате. Подумайте, что можно сделать, чтобы эти фигурки стояли или сидели на скамье, а может быть, вам удастся с помощью родителей сделать фигурки членов семьи объемными. На следующий урок принесите полое яйцо, которое вам могут помочь подготовить ваши родители.
Урок 20
Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц
Изделие: проект «Новый год» (маска, елочные игрушки из яиц).
Задачи урока: закреплять навыки работы в группе, создания композиции, оформления изделия; учить взаимопомощи с помощью групповой работы над проектом; развивать творческие навыки; воспитывать художественно-эстетический вкус, осмысление значимости совместного труда.
Планируемые результаты: освоить навыки работы с новым видом материала — целой яичной скорлупой, научиться реализовывать собственные замыслы, декорировать изделия, самостоятельно планировать и выполнять практическую работу.
Основные термины и понятия: обычай, традиция.
Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, образцы изделий.У учащихся: картон, ножницы, резинка, шило, материалы для оформления — цветная бумага, бисер, краски, клей, полое яйцо, ножницы.
Ход урока
В начале урока проводится работа по домашнему заданию. Можно попросить учащихся рассказать о том, как они работали над созданием фигурок семьи для своей комнаты крестьянина, поделиться друг с другом полученным опытом, «сходить в гости» друг к другу.
Для работы на этом уроке необходимо разделить класс на две группы: одна группа будет создавать маски, другая — украшения на основе целой яичной скорлупы.
Проверим себя. Учитель: «Приближается Новый год — любимый праздник каждой семьи, всех поколений. Это самый старинный праздник на нашей планете. Люди всегда стараются украсить свой дом к Новому году, придумывают что-то необычное, сами создают интересные украшения и поделки. Давайте вспомним, что мы делали в прошлом году к этому празднику. Откройте рабочую тетрадь на странице 37. Заполним таблицу». (1. «Украшение на окно»; материал — бумага; инструменты — кисточка для клея, мыльный раствор, тряпочка; техника выполнения — из бумаги приемом обрывания по контуру рисунка; метод разметки — обведение шаблонов; способ украшения — роспись красками или без украшения. 2. «Украшение на елку»; материалы — цветная бумага, нитки; инструменты — ножницы, карандаш, линейка, клей, кисточка, тряпочка; техника выполнения — конструирование; метод разметки — обведение шаблонов по линейке; способ украшения — роспись красками.)
Учимся новому. После повторения и закрепления материала о способах создания новогодних украшений можно провести с учащимися беседу, мотивирующую их на практическую деятельность на данном уроке. Учитель: «Новогодних обычаев очень много, в каждой стране есть особые обычаи, приметы, легенды. Объединяет же народы всех стран в этот праздник традиция зажигать новогодние огни — свечи, костры, фонарики, фейерверк. Какие традиции встречи Нового года и украшения дома к этому празднику есть в вашей семье? А знаете ли вы, какие традиции существуют в России? (С Новым годом нас поздравляют Дед Мороз и Снегурочка, их образы испокон веков существовали в русских народных сказках. Традиционно в подготовку к празднику входит украшение елки. Встречать Новый год принято 1 января, но долгое время его встречали 1 марта, и только Петр I издал указ о встрече Нового года 1 января и ввел традицию украшать еловыми веточками дома.) Со временем в каждом доме на Новый год стали появляться елки, которые украшали всевозможными способами».
Делаем сами. Учитель: «Сегодня мы с вами создадим елочные украшения, а еще маски для новогоднего маскарада. В начале урока мы разделились на две группы. Одна группа будет делать маски, а другая украсит нашу гостью-елку новогодними игрушками. А в конце урока поделимся своим опытом, чтобы каждый мог самостоятельно выполнить второе изделие».
Каждая группа проводит анализ готового изделия, которое предоставляет для работы учитель. Один из участников группы после этого выступает с сообщением, учитель контролирует грамотность проведенного анализа, оценивает работу группы.
«Новогодняя маска». Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, резинка, ножницы, карандаш, шило. Правила работы ножницами, клеем, шилом (памятки № 2, 5, 8 из приложения). Метод разметки: по шаблону (памятка № 6 из приложения) на основе свойства симметрии. Способ оформления: аппликация из бумаги. Вариант применения: подарок или наряд для праздника.
«Елочные игрушки из яиц». Материалы и инструменты: целая яичная скорлупа, гуашь, кисть, ножницы, клей, тряпочка, подкладной лист. Правила работы клеем (памятка № 8 из приложения). Метод разметки: рисунок без разметки, вырезание готовых деталей из рабочей тетради. Метод сборки: наклеивание бумажных деталей на основу из скорлупы. Способы оформления: роспись красками, аппликация из цветной бумаги. Варианты применения: сувенир, украшение для новогоднего дерева.
После проведения анализа необходимо составить план работы над поделкой. Для этого участники каждой группы изучают планы работы, предложенные в учебнике: маска — с. 55, игрушка — с. 56. Затем совместно составляют свой план работы в процессе обсуждения и с помощью учителя выполняют практическую работу над поделками. Важно обучать учащихся взаимопомощи и умению работать в группе.
Вариант 1. Маска. План работы: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка.
Разметка. Вырезать шаблон из рабочей тетради (с. 36), обвести его на черном картоне (внутренний контур тоже), симметрично обвести шаблон еще раз, чтобы получился рисунок целой маски.
Раскрой. Вырезать деталь.
Сборка. Сделать шилом отверстия, как показано на рисунке в учебнике. Закрепить резинку в отверстиях с помощью узелков.
Отделка. Оформить поделку с помощью аппликации из цветной бумаги.
Вариант 2. Игрушка. План работы: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Раскрой. 3. Отделка. 4. Сборка.
Раскрой. Вырезать детали из рабочей тетради.
Отделка. Покрасить скорлупу гуашью, сделать узор.
Сборка. Приклеить вырезанные детали на скорлупу. Прикрепить нитку, чтобы игрушку можно было повесить на елку.
Подведем итоги. В конце урока проводится выставка и обсуждение работ. Учащиеся рассказывают о проделанной работе и делятся впечатлениями. Возможна беседа по вопросам: «В какой последовательности вы выполняли работу над поделкой? Какие сложности возникли? Что понравилось в работе? Какую технику использовали? Что посоветуете своим товарищам, которым предстоит выполнить такую работу?»
Домашнее задание. В зависимости от того, в какой группе вы работали на уроке, сделайте дома новогоднюю маску или украшение на елку.
Урок 21
Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение
Изделие: композиция «Русская красавица».
Задачи урока: познакомить учащихся со способами обработки волокон натурального происхождения, с особенностями национальных костюмов; обучить приему плетения в три нитки (косичка); закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов; воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи.
Планируемые результаты: научиться различать национальные костюмы разных народностей, знать принципы обработки волокон натурального происхождения, освоить прием плетения в три нити, уметь составлять композицию русской тематики.
Основные термины и понятия: волокна, натуральные волокна, шелководство, сутаж, плетение.
Ресурсы и оборудование. У учителя: рисунки растений, из которых изготовляются волокна ткани, рисунок тутового шелкопряда, схема плетения в три пряди, рисунки национальных костюмов разных народов, сутаж (желтого цвета) по три нити, связанные друг с другом, для каждого учащегося. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, клей, краски или цветные карандаши, цветная бумага, картон, тряпочка, кисть.
Ход урока
Можно начать урок с проведения выставки работ учащихся, сделанных дома, их анализа и оценки учителем.
Учимся новому. Учитель: «На прошлых уроках мы с вами познакомились с особенностями строения русской избы и ее внутреннего убранства. Сегодня мы начнем знакомство с русским народным костюмом. Народный костюм является частью культуры и отражает ее особенности.
Каждый костюм, как и любая другая одежда, выполняется из ткани. А помните ли вы, из чего делают ткань? (Ткани состоят из нитей, которые тесно переплетаются между собой, а нити представляют собой волокна.) Волокна получают разными способами. Существуют натуральные ткани, растительного и животного происхождения, и химические — искусственные и синтетические».
Усвоить полученную информацию учащимся поможет работа со схемой, которую учитель заранее начертил на доске. Учащиеся могут попробовать рассказать, какие связи она отражает.
Продолжить изучение нового материала можно в ходе беседы о том, что большая часть волокон относится к натуральным, которые и будут подробно рассмотрены на уроке. При этом возможно использование заранее подготовленного иллюстративного материала. Учитель: «Как вы думаете, какие растения используют для выработки волокон? (Лен-долгунец, текстильные бананы, текстильные агавы, торфяной мох, хлопчатник, крапиву.) Из волокон животного происхождения получают шелк и шерсть.
Шелк получают из коконов тутового шелкопряда (демонстрация рисунков). На определенной стадии развития (когда наступает время превратиться в куколку) гусеница тутового шелкопряда сплетает себе кокон, который представляет собой продолговатую яйцеобразную оболочку, состоящую из переплетенных 40—45 слоев тончайшего шелкового волокна. Волокно (нить) образуется следующим образом: из двух отверстий, находящихся на головке ниже рта, гусеница выделяет густую жидкость, которая застывает в воздухе. Эта жидкость выделяется непрерывно и образует две нити, склеивающиеся при помощи особого вещества — серицина, тоже выделяемого гусеницей. В результате получается единая нить, из которой гусеница сплетает кокон. В зависимости от вида шелкопряда коконы могут быть белого, желтоватого, красновато-желтого цвета. Люди специально выводят шелкопрядов, которые дают коконы нежно-розового, голубого, зеленого цвета. Разведению шелкопряда отведена специальная отрасль сельского хозяйства — шелководство.
Шерстяные волокна получают из настриженного волосяного покрова некоторых животных (овец, верблюдов, коз, кроликов)».
Следующий этап изучения материала — знакомство с национальными костюмами. Учитель: «Мы выяснили, что из волокон люди создают различные ткани, из которых, в свою очередь, шьют костюмы, и народные в том числе. Теперь рассмотрим, что же собой представляет народный костюм. Как вы думаете, какие части одежды должны составлять народный костюм?» Необходимо дать всем учащимся возможность высказать свои предположения, чтобы у них формировался навык самостоятельного монологического высказывания, стремление учиться и узнавать новое.
После этого можно рассмотреть праздничный костюм и предложить учащимся вместе прочитать текст учебника на с. 59 и рассмотреть рисунки к нему. Следует провести беседу на закрепление материала по вопросам: «Как проводили праздники на Руси? Где хранили одежду? Как к ней относились? (Бережно, передавали ее из поколения в поколение.) Как украшали одежду?» (Одежду старались шить из дорогой ткани, украшали вышитыми орнаментами. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, здоровье, удачу и достаток в дом.) Учитель: «Раньше в деревнях женщины пряли, ткали и вышивали с самого раннего возраста. Рассмотрите иллюстрации на странице 58 учебника и попробуйте определить, где на них изображены пряха (женщина, которая крутит нить из волокон на прялке), ткачиха (женщина, работающая на станке, пропуская уток по основе) и вышивальщица (женщина, которая делает шитьем узор на ткани). Ниже представлены иллюстрации результатов их работы, которые могут вам помочь в этом (слева направо пряха, ткачиха, вышивальщица). Разнообразие нарядов, украшений, головных уборов, национальных костюмов отражает многонациональность нашей страны».
Дальше целесообразно продолжить работу с учебником. Ребята рассматривают рисунки на с. 60 учебника и рассказывают о национальной одежде разных народов, отвечая на вопросы: «Каковы ее различия? Какие используются цвета и орнамент в русском народном костюме?» После этого учитель помогает им выполнить задание из учебника: определить, какому народу принадлежит каждый национальный костюм — русский, татарский, дагестанский, ненецкий (слева направо верхний ряд, потом нижний: дагестанский, русский, ненецкий, татарский). Можно также рассмотреть различные национальные украшения на с. 61.
Учитель: «А как называется обувь, которую носили на Руси? (Лапти.) Из чего плели лапти? Как вы думаете, они тоже являлись компонентом национального русского костюма?» Чтение текста учебника на с. 61. Учитель: «Головной убор на Руси выполнял очень важную роль, особенно в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы, ее семейное положение. Девичьи повязки скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми. С момента замужества ходить с непокрытой головой запрещалось. Женщины прятали волосы под кокошник, который в различных местах называли по-разному: кика рогатая, ряска или каблучок. Кокошник расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера, пушками. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорной ткани. Головные уборы нередко украшали изображениями солнца, звезд, дерева, птиц. Свивающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали дождевые струи, капли росы, падающие на землю-матушку».
Делаем сами. После проведения подготовительной беседы о народных костюмах, их особенностях, компонентах и украшениях можно приступать к практической работе. Учитель: «Мы много узнали о народных костюмах и на следующем уроке сделаем костюмы для Ани и Вани, а сегодня поработаем над кокошником для русской красавицы. Перед этим традиционно проведем анализ готового изделия». Учащиеся, рассматривая образец изделия, определяют, какие материалы и инструменты понадобятся для работы (цветной картон, нитки, материалы для украшения на выбор детей: бисер, стразы, бахрома; карандаш, циркуль, ножницы, клей, краски, кисть). Учитель объясняет, что для данной поделки потребуется особенный вид ниток — сутаж, плоский и тонкий плетеный шелковый цветной шнур для отделки одежды, и демонстрирует образец такого шнура. Дети вспоминают правила и приемы работы с материалами и инструментами. Необходимо определить технику изготовления поделки (аппликация и плетение). Учитель: «Техника плетения основана на переплетении разных материалов. Как вы думаете, что можно переплетать и какие изделия могут получиться путем плетения? (Нити, ленты, ветки, лозу; можно сделать разнообразную мебель, а также лапти.) Следует предложить учащимся подумать над составлением композиции и ее оформлением, способами оформления и вариантами применения работы.
После такого анализа составить план работы учащиеся могут самостоятельно: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка. После этого можно приступать к выполнению практической работы по плану с помощью учителя.
Разметка. Вырезать из рабочей тетради (с. 40) шаблон половины кокошника, помня об экономии материала, дважды обвести его карандашом на цветном картоне, учитывая свойство симметрии, так, чтобы получилась целая деталь. На картоне другого цвета, близкого к цвету человеческой кожи, с помощью циркуля провести окружность, которая станет основой для личика русской красавицы. Необходимо учесть размер кокошника. Вероятно, здесь учащимся потребуется помощь учителя.
Раскрой. Вырезать размеченные детали, помня о правилах работы ножницами.
Сборка. К листу-основе приклеить основу для личика красавицы, сделать красавице прическу. Для этого сплести косичку из трех нитей. (У каждого на столе есть заготовка для плетения. Эту работу учитель должен сначала продемонстрировать и объяснить, прокомментировать ребятам: сначала нити (сутаж) закрепить (это уже сделано в заготовке); переплетать только одну нить; работать лучше в паре — один держит заготовку у основания, другой плетет, потом можно поменяться ролями; перемещать нити надо в определенной последовательности: крайнюю левую (рабочую) — на вторую и под третью, теперь рабочая нить стала третьей, снова переместить ее на вторую и под первую, и так до завершения косички; плести нужно плотно, чтобы между нитями не было просветов. После подробного объяснения и демонстрации учителя дети плетут косичку своей красавице.) Сделать челку: взять отдельные нити небольшой длины, выложить их по форме челки красавицы, затем над основой для личика по ее контуру нанести на лист-основу клей и приклеить заготовленные нити челки, после чего приклеить подготовленную косичку красавицы (можно посмотреть рисунок в учебнике и образец готового изделия). Надеть с помощью клея кокошник русской красавице.
Отделка. Нарисовать личико русской красавицы и украсить кокошник по своему вкусу с помощью красок, бисера, блесток, бахромы. Завершить композицию.
Подведем итоги. После завершения работы учащихся над композицией «Русская красавица» можно провести выставку поделок, попросить ребят определить, почему у данной поделки такое название, и придумать имя своей красавице. Также можно попробовать описать костюм, который мог бы ей подойти.
Домашнее задание. Выполните задание на с. 41 рабочей тетради. С помощью родителей выполните задание «Кокошник» из рабочей тетради (с. 42—43) и поместите результаты своей работы в папку достижений. На следующий урок принесите кусочки ткани разных цветов.
Урок 22
Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы
Изделие: костюмы Ани и Вани.
Задачи урока: познакомить учащихся с правилами разметки ткани; обучить приему разметки ткани с помощью шаблона; научить работать с выкройками; развивать навыки кроя; на практическом уровне воспитывать любовь к народному творчеству.
Планируемые результаты: научиться изготавливать выкройки и моделировать народные костюмы.
Основные термины и понятия: выкройка, подол, кичка, сарафан.
Ресурсы и оборудование. У учителя: изображения женского и мужского народного костюма, образцы изделий. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, кусочки ткани, картон, клей, краски, ножницы.
Ход урока
При наличии времени можно отвести целый урок на проведение выставки самостоятельно выполненных учащимися кокошников. В ходе такой выставки они смогут рассказать о своей работе, о возникших трудностях, о заполнении таблицы и представить свою работу, развивая навык монологического высказывания. Если времени нет, то можно провести мини-выставку работ, проанализировать их и оценить, а работу в тетрадях проверить вне занятия.
Начать урок целесообразно с проверки задания в рабочей тетради.
Учимся новому. Учитель: «Сегодня мы продолжим изучать особенности народного костюма. Раньше одежда могла многое рассказать о семейном положении, возрасте ее владельца. Так, в южных районах нашей страны все дети до двенадцати-тринадцати лет ходили в одних длинных рубахах, а девушки носили холщовые юбки — подолы. По узорам на одежде, по ярким головным уборам (кокошникам, рогатым шапочкам — кичкам) можно было, например, узнать, что женщина лишь первый год замужем и детей у нее пока нет. Обычная женская одежда состояла из длинной рубахи с рукавами, поверх которой надевали сарафан или юбку, а еще передник — фартук. Голову покрывали платком или другими головными уборами. Только девушки могли ходить с непокрытой головой. Они заплетали косы, украшали себя лентами, венками.
Удивительно, но в старину мужчины тоже носили... сарафаны! Так в XIV—XVII веках называли длинный мужской кафтан. В русских летописях можно прочитать: „Врасплох на Пьяне-реке князья были в одних сарафанах“. Само слово „сарафан“ восточного происхождения и первоначально означало „одетый с головы до ног“.
Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (у косоворотки). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой.
Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны — порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна, а простой люд — холщовые. Порты заправлялись в сапоги или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. На рубаху обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову — шапку из сукна или войлока.
Вышивка на одежде не только украшала ее, но имела еще и священное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье, а также защищать от беды и зла. В орнаментах на одежде можно увидеть изображения солнца, звезд, дерева жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.
В наше время большинство людей покупает готовую одежду. Однако те, кто хочет одеваться оригинально и выбирать ткани по своему вкусу или считает цену на готовую одежду слишком высокой, шьют себе сами. Готовые выкройки помогают правильно раскроить материю; раскроенную ткань сметывают, примеряют и сшивают. Для самых известных модельеров народный костюм — это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов».
Делаем сами. Учитель: «Давайте попробуем изготовить народные костюмы для Ани и Вани». Традиционным началом практической работы становится анализ готового изделия: необходимые материалы и инструменты (ткань, картон, ножницы, клей, кисточка), правила и приемы работы с материалами и инструментами, техника выполнения (аппликация), способ соединения деталей (при помощи клея), варианты использования поделки. Перед тем как приступить к работе, необходимо познакомить учащихся с правилами разметки ткани для выполнения выкройки — образца для кроя. Дети могут сначала сами прочитать правила на с. 63 учебника. Но учитель обязательно должен их прокомментировать и продемонстрировать. После этого дети заполняют вместе с учителем технологическую карту «Костюмы Ани и Вани» в рабочей тетради (с. 45).
|