Навигация по странице:
|
поурочка труд. Урок 1 Как работать с учебником Изделие папка достижений
Раздел 5
ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ
Урок 29
Ищем клад. Работа с пластичными материалами (глина). Рельефные работы
Изделие: композиция «Карта на глиняной дощечке».
Задачи урока: познакомить учащихся с одним из носителей информации — картой; научить их составлять карту; повторить определения понятий «глина», «линейка», «оригами», «бумага», «узор», «симметрия»; закреплять навыки работы с глиной; развивать глазомер; воспитывать аккуратность, бережное отношение к материалу.
Планируемые результаты: научиться составлять карту-схему, выполнять рисунок на глиняной дощечке, самостоятельно составлять план работы, анализировать и оценивать свою работу.
Ресурсы и оборудование. У учителя: образцы изделий из глины, карты, изображения пиратов. У учащихся: учебник, картон, глина, стека.
Основные термины и понятия: информация, карта, глобус.
Ход урока
Урок целесообразно начать с проверки домашнего задания.
Учимся новому. Учитель: «Определение направления и скорости ветра — это один из вариантов поиска информации. Что такое информация? (Это какие-то сведения, данные, знания о чем-либо.) Мы сегодня начинаем изучать раздел учебника под названием „Человек и информация“. Как мы получаем информацию? Какими способами? На сегодня наиболее используемые виды информации — текстовая (книги, письма, документация и др.) и электронная (наборы электронных знаков, которыми записана какая-либо информация, от текстов до фильмов). Сама информация является единственным средством взаимодействия человека с другими людьми и с миром. Как только мы узнали о чем-то что-то новое, можно сказать, что мы получили информацию».
Продолжить изучение нового материала можно чтением текста учебника на с. 86. Учитель: «О каком источнике информации вы прочитали? (О карте.) Кто и с какой целью раньше создавал карты? А что такое карта? (Карта — это чертеж части земной поверхности.) Какие карты существуют в современном мире?» (Географические: карты мира, Европы, России; астрономическая — чертеж звездного неба и т. д.) Учитель показывает детям разные виды карт и готовую поделку «Карта на глиняной дощечке»: «Посмотрите, какую карту сделали Аня и Ваня. Что они на ней изобразили? Где находится клад? Теперь давайте отгадаем, что именно спрятали ребята. Для этого надо отгадать кроссворд на странице 87. Как это сделать? Об этом написано в учебнике: надо ответить на вопросы и первые буквы слов-ответов сложить вместе, получив новое слово». Это задание полезно выполнять в группе, чтобы развивать у учащихся взаимопомощь и умение работать вместе. С помощью учителя дети распределяются на группы и выбирают командира, который должен отдать ответ, записанный на листочке, учителю. Необходимо объяснить учащимся, что если они будут вместе думать над вопросами и совещаться, при этом не спорить, то они смогут быстрее выполнить задание. Команда, капитан которой первым даст правильный ответ (1. Глина. 2. Линейка. 3. Оригами. 4. Бумага. 5. Узор. 6. Симметрия. Ответ — глобус) учителю, может быть награждена. Учитель: «А зачем нужен глобус? (Глобус — это модель земного шара или неба обычно на специальной подставке.) Глобус — это тоже источник информации».
Дополнительный материал. Пираты — морские разбойники. Самым распространенным способом ведения морского боя пиратов был абордаж (фр. abordage). Корабли противников сближались на максимально близкое расстояние, как правило, борт в борт, после чего оба корабля крепко сцеплялись при помощи кошек и снастей. Затем на корабль противника высаживалась абордажная команда, поддерживаемая огнем с марсов.
Делаем сами. Учитель: «Сегодня мы будем владельцами клада и создадим карту, по которой можно найти то место, где мы его спрятали». Учащиеся с помощью учителя проводят анализ изделия «Карта на глиняной дощечке» по изученной схеме, закрепляя умение анализировать: необходимые для работы материалы и инструменты (картон, глина, стека), приемы работы с глиной (глина относится к пластичным материалам; цвет глины может быть красный, белый, голубой, желтый, серый; в составе природные минералы; при увлажнении пластична; глину можно отрезать, размять, сплющить, раскатать, слепить, вдавить, прилепить, перекрутить, прищипнуть, вытянуть; из нее можно изготовить игрушки, посуду, лепнину (рельеф), также используется в строительстве), техника выполнения (прием примазывания и нанесение рисунка стекой), варианты применения поделки.
Для закрепления у учащихся навыков самостоятельного планирования работы и выполнения ее по этому плану целесообразно дать детям задание самим прочитать план работы в учебнике (с. 87), составить свой план и выполнить работу по плану.
Подведем итоги. В конце урока можно дать учащимся задание поменяться получившимися картами с заданиями к ним и найти спрятанный клад, т. е. выполнить задание и рассказать, как найти по карте дорогу.
Домашнее задание. Подготовьте к следующему уроку сообщение о какой-нибудь известной истории про пиратов.
Урок 30
Мы предлагаем два варианта данного урока. Учитель может выбрать любой из них, а при наличии времени можно объединить оба варианта в один урок.
1. Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном.
2. Книгопечатание. Работа с различными материалами.
1. Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном
Изделие: книжка-ширма.
Задачи урока: познакомить учащихся с процессом изготовления книги; развивать чертежные навыки, умение выполнять разметку по линейке; воспитывать бережное отношение к книге через описание трудности этого процесса.
Планируемые результаты: научиться создавать книжку-ширму, выполнять разметку по линейке.
Основные термины и понятия: книгопечатание, разметка по линейке.
Ресурсы и оборудование. У учителя: разные виды книг, материалы и инструменты, необходимые для работы с книгой, образцы изделий, схема создания книжки-ширмы. У учащихся: учебник, картон, цветная бумага, ножницы, клей, линейка.
Ход урока
Узнаем новое. Учитель: «На прошлом уроке мы с вами начали изучать новый раздел „Человек и информация“. Узнали один из способов передачи информации. Какой? Как вы думаете, а каков основной источник информации? (Книги.) Какие книги вы читаете, чтобы получить информацию? А кто знает, как появляется книга? Посмотрите на доску. На ней представлена схема создания книги. Но этапы перепутаны местами, давайте найдем правильную последовательность и попробуем составить рассказ, как книга попадает к нам в дом». Схему учитель должен начертить на доске заранее. Здесь представлена правильная последовательность этапов.
1. Лесозаготовка — заготовка лесных материалов.
2. Бумажный комбинат: производство бумаги из волокон, полученных из древесины (плотного вещества дерева).
3. Деятельность писателя.
4. Деятельность издательства — обработка написанного писателем.
5. Типография — предприятие, в котором печатаются различные издания.
6. Магазин.
Перед тем как воспроизвести правильную нумерацию этапов на доске, необходимо провести с учащимися беседу по каждому из этапов. Желательно, чтобы учащиеся сами догадывались, что на каком этапе происходит, и рассказывали об этом учителю. Это не только станет хорошим обращением к личному опыту детей, но и будет способствовать развитию логического мышления учащихся. Полезно попросить одного из ребят написать верный номер каждого этапа на доске.
Следующий этап — знакомство с правилами работы с книгой. Учитель: «А как нужно обращаться с книгой? (Книгой пользуются многие люди. Нужно к ней бережно относиться, иметь закладку, не мять страницы, необходимо для книжки подобрать обложку.) Почему относиться к книге надо именно бережно? Книга сделана из материала, который быстро портится, если не обращаться с ней аккуратно. В результате книгу просто невозможно будет прочитать. Поэтому, как только вы купили книгу или взяли ее в библиотеке, надо обернуть ее в обложку и вложить закладку».
Продолжение урока — работа с учебником. Целесообразно дать учащимся задание прочитать текст учебника на с. 88: «Кто был изобретателем книгопечатания в Древней Руси? Первые книги появились у древних египтян и были написаны на свитках папируса (бумага из тростника). Книгу в ее современном виде создали древние римляне. Ее страницы были из выделанной кожи животных — пергамента. Столетиями книги были рукописными и стоили очень дорого. Изобретателем книгопечатания в Древней Руси был Иван Федоров».
Делаем сами. Учитель: «Давайте сами сделаем книгу. Это будет книжка-ширма, которую часто можно встретить в детской литературе. Знаете ли вы, что это такое? (Книжка-ширма — книга с листами, наклеенными на плотный картон, который сложен гармошкой и может быть поставлен наподобие ширмы и использоваться в игре как декорация.) (Учитель показывает детям разные образцы книжек-ширм.) Что нужно сделать перед тем, как приступить к практической работе? (Анализ готового изделия.) Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? (Цветной картон, цветная бумага, карандаш, линейка, ножницы, клей.) Вспомните правила работы ножницами. Как вы думаете, какой способ разметки использован для создания поделки „Книжка-ширма“? Посмотрите на иллюстрации к плану работы на странице 90 учебника. (Разметка по линейке.) Чтобы разметить детали по линейке, необходимо знать правила разметки по линейке. Давайте прочитаем их в учебнике на странице 88 и рассмотрим рисунки к ним на странице 89. Расскажите о том, как можно применить поделку „Книжка-ширма“».
Отработать правила разметки по линейке можно непосредственно в работе над поделкой. Но сначала необходимо составить план работы. Целесообразно дать учащимся задание сделать это заранее по уже отработанной схеме, после чего обсудить с детьми каждый пункт плана: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка. Комментируя каждый пункт плана, учитель должен показывать его выполнение, т. е. создавать поделку параллельно с детьми.
Разметка. Учитель: «Разметим обложку на картоне размером 10 × 15 см. Лист картона надо положить горизонтально цветной стороной вниз. Линейку прикладываем к краю листа так, чтобы деление „0“ совпадало с верхним углом листа. Находим деление „15“ и ставим напротив него на картоне засечку. Опускаем линейку к нижней стороне картона, повторяем проделанную операцию. Поворачиваем лист для того, чтобы провести линию по горизонтали. Соединяем две отмеченные точки. Теперь на верхней стороне и на отмеченной линии выполняем разметку таким же образом, но засечку ставим напротив деления „10“. Соединяем отмеченные точки, снова повернув лист так, чтобы провести линию по горизонтали». (Можно попросить кого-нибудь из учеников провести инструктаж по разметке по линейке для закрепления умения размечать детали по линейке. Затем учащиеся самостоятельно выполняют разметку других деталей для книжки-ширмы: два клапана для подклеивания из цветной бумаги размером 10 × 3 см, страницы книжки размером 10 × 28 см — для четырех страниц.)
Раскрой. Учитель: «Вырезаем размеченные детали».
Сборка. Учитель: «Будем опираться на схему сборки, представленную в учебнике на странице 90. Обложку складываем пополам и проглаживаем гладилкой. Складываем заготовку страниц в четыре раза (чтобы получились четыре страницы в виде гармошки). Заготовки для клапанов складываем пополам. Вклеиваем страницы в сгиб обложки при помощи клапанов». (При желании учащиеся делают еще страницы, для чего необходимо изготовить дополнительные клапаны.)
Отделка. Учитель: «Оформляем книжку с помощью красок или аппликации из цветной бумаги».
Подведем итоги. В конце урока проводится выставка работ учащихся для закрепления навыка монологического высказывания — учащиеся проводят презентацию своих поделок и рассказывают о том, что будет находиться на страницах их книжек.
2. Книгопечатание. Работа с различными материалами
Изделие: картофельный штамп.
Задачи урока: познакомить учащихся с процессом изготовления книги; совершенствовать умение работать по плану; формировать умение работать ножом; воспитывать бережное отношение к книге через описание трудности этого процесса.
Планируемые результаты: научиться составлять композицию на основе штампования, применять правила работы резаком и ножом; уметь работать по плану, анализировать свою работу.
Основные термины и понятия: штамп.
Ресурсы и оборудование. У учителя: образцы изделий, материалы и инструменты, необходимые для работы. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, картофель, нож, бумага, краски (гуашь).
Ход урока
Ход данного урока повторяет ход урока первого варианта «Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном».
Учитель: «Одной из составных частей письма являлась печать. Что такое печать? (Небольшой ручной предмет с резным обратным изображением каких-нибудь знаков либо текста для воспроизведения этих знаков оттискиванием на мягком материале (воске, сургуче и т. д.) или посредством краски (обычно с целью засвидетельствования, удостоверения чего-нибудь).) Как ее используют? Проверьте свои догадки, прочитав текст учебника на странице 91».
Дополнительный материал. По-гречески печать («сфагос») означает «знак». Действительно, печать всегда выполняла одну функцию — была знаком подлинности документа, письма или полномочий должностного лица, например посла. Печати изготавливались из металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, нередко являлись произведением высокого искусства. Печати служили доказательством достоверности грамот и писем. В Греции, в Риме часто пользовались кольцом-печаткой. В Месопотамии — так называемой роликовой печатью — маленьким цилиндром из камня либо глины с выгравированным на нем орнаментом или надписью. Она не прикладывалась к документу, а накатывалась на него. Иногда печати привешивали к документу на длинном шнурке. Такие печати назывались вислыми.
Впоследствии печати изготавливались из самых различных материалов: камня, металла, стекла, каучука, полимеров. Для оттиска использовалась краска или специальная смазка с красителями — сургуч.
Лазерная технология более совершенна, так как печать невозможно подделать. Данная техника позволяет использовать в печати полутона и эффект объемности. На лазерных печатях можно изобразить даже фотографию.
Делаем сами. Учитель: «Чтобы вы тоже могли заверять свои документы и письма, давайте создадим свою печать. Прочитайте слова Ани на странице 91 учебника». Необходимо познакомить учащихся с правилами работы резаком (ножом) и продемонстрировать выполнение каждого из них. После этого целесообразно попросить одного из учащихся провести инструктаж с целью отработки материала. При этом остальные учащиеся под наблюдением учителя также выполняют работу по правилам работы резаком.
Анализ готовой поделки «Картофельный штамп» учащиеся проводят самостоятельно для закрепления этого навыка. Учителю необходимо проконтролировать, чтобы они правильно определили необходимые для работы материалы и инструменты (картофель, картон, рамочка, подкладная доска, резак, краски, карандаш, ножницы, копировальная бумага), способ разметки (нанесение рисунка с помощью копировальной бумаги), технику выполнения (штампование), варианты применения готовой работы.
Дополнительный материал. К полезным и распространенным овощам относят картофель. В России его стали выращивать сравнительно недавно, он был завезен к нам из Америки. Многие долго боялись употреблять картофель, считая, что он очень вреден для здоровья. Лишь война смогла искоренить этот предрассудок. Тогда люди начали готовить блюда из картофеля разными способами и, к своему удивлению, нашли в нем много достоинств. Как только не называли картофель в разных странах и в разное время: он был и земляным яблоком, и земляной грушей и т. д.!
Планирование работы — следующий этап практической деятельности. На этом этапе целесообразно продолжать формировать у учащихся навык самостоятельного планирования своей деятельности: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Создание штампа. 4. Штампование. 5. Отделка. После самостоятельного составления учащимися краткого плана учитель должен подробно обсудить с ними выполнение каждого из его пунктов, после чего учащиеся могут приступить к самостоятельной практической работе для отработки у них навыков самостоятельной работы по плану, самоанализа и самокоррекции.
Разметка. С помощью копировальной бумаги перевести шаблон из рабочей тетради (с. 58) на картон.
Создание штампа. Чтобы сделать штамп из картофеля, нужно воспользоваться иллюстрациями в учебнике на с. 92. Отрезать у картофелины шляпку. Аккуратно вырезать круглый штамп. (Учитель обязательно показывает, как это сделать.) Самостоятельно можно попробовать выполнить штамп треугольной формы.
Штампование. Пропечатать намеченный на картоне рисунок штампами. Для этого сначала выбрать краски необходимых цветов, затем штамп опустить в баночку с краской и приложить его к картону, оставляя цветной след.
Отделка. Завершить композицию, оформить свою поделку. Можно вставить ее в рамочку.
Подведем итоги. В конце урока проводится выставка работ учащихся, их анализ и оценка. Подведением итога также может стать выполнение учащимися задания на с. 59 рабочей тетради.
Домашнее задание. С помощью родителей познакомьтесь с игрой «Танграмм» и ее правилами, выполните задание на с. 60—61 рабочей тетради. На следующий урок принесите свою папку достижений. Подготовьте сообщение-презентацию о ней. Вспомните, что вы успели сделать на уроках в этом году.
Урок 31
Подведение итогов
Целесообразно выделить час для проведения заключительного урока, на который можно пригласить родителей, а также других преподавателей.
Провести урок можно в виде экскурсии, конференции и т. д.
Задачи урока: подвести итоги года; проверить усвоение знаний учащимися, овладение ими основными навыками и универсальными учебными действиями.
Планируемые результаты: уметь проводить презентацию своей работы; помнить правила и приемы работы с различными материалами и инструментами; самостоятельно анализировать и оценивать свою работу; слушать и оценивать своих товарищей.
Ресурсы и оборудование. У учителя: работы учащихся. У учащихся:учебник, рабочая тетрадь, папка достижений.
Ход урока
В начале урока учитель просит ребят прочитать обращение авторов учебника на с. 92. Можно провести короткую беседу о мире технологии, его особенностях.
После этого проводится конференция, подготовленная учащимися заранее с помощью учителя. Каждый из детей выступает с презентацией своей папки достижений. Остальные ребята задают заранее подготовленные вопросы (можно использовать учебник на странице 93) и оценивают выступления своих товарищей, пробуют их анализировать. Важно научить ребят монологическому высказыванию, самоанализу, самоконтролю и самооценке, взаимопомощи и взаимовыручке. Также полезно привлечь родителей к работе на уроке, чтобы учащиеся могли почувствовать себя равноправными членами коллектива. Необходимо, чтобы каждый ученик получил какое-либо поощрение, материально выраженное одобрение, что будет полезно для его дальнейшей учебной мотивации.
|
|
|
|
|