Учитель беседует с учащимися по каждому критерию оценивания. Первый критерий — цвет. Можно показать коробочку с пластилином, фотографии или рисунки с глиной в различном применении и цвете. Учащиеся приходят к выводу, что пластилин может быть разнообразных цветов. Глина может быть красной, белой, голубой, желтой и серой, чаще всего белой и красной. Учитель: «А какого цвета тесто? (Белого). Но можно придать цвет тесту, добавив в раствор гуашь или пищевые красители». С помощью наводящих вопросов учитель должен помочь детям охарактеризовать материалы по второму критерию — составу. Пластилин состоит из красителей (для придания цвета), измельченной глины, а также воска, который препятствует высыханию, это может быть и вазелин. Глина — это осадочная горная порода, поэтому она состоит из природных минералов. А тесто — это мука, соль и вода. Чтобы оценить пластичность исследуемых материалов, необходимо попробовать изменить их форму. Поэтому учитель должен предоставить учащимся возможность тактильного контакта с материалами. Учитель: «Мы с вами сказали, что наши материалы (пластилин, глина и тесто) относятся к пластичным. Но в любом ли состоянии они проявляют свои пластические свойства?» (Пластилин — при нагревании; глина, тесто — при добавлении воды.) Приемы работы с пластилином знакомы учащимся из курса 1 класса, но ребятам надо вспомнить их при помощи таблицы «Приемы работы с пластилином», заранее подготовленной учителем по материалам 1 класса.
Также учащиеся рассказывают о способах применения данных материалов. У учителя могут быть образцы готовых изделий или рисунки, фотографии этих изделий (для осуществления принципа наглядности).
Путешествуем во времени. Следующий этап урока может быть основан на работе с учебником (с. 17—19). Учитель: «Основным компонентом для приготовления теста является мука. Прочитайте в учебнике, как в древности получали муку».
Учимся новому. Учитель: «Сейчас муку делают на мукомольных комбинатах, мука — основное сырье для хлебопечения и приготовления кондитерских изделий, производство муки — одно из древнейших на земном шаре. Технологический процесс на мельнице состоит из ряда взаимосвязанных операций, каждую из которых выполняет специальное оборудование — самые современные машины и аппараты. Гибкая технологическая схема позволяет производить муку различных сортов как из мягкой, так и из твердой пшеницы. Производительность мельницы — 80 тонн муки в сутки. Мука фасуется в мешки весом 10, 25, 50 кг, а также в пакеты весом 2 кг. А какие профессии, связанные с выпечкой, вы знаете?» (Булочник, кондитер.) Учащиеся могут прочитать определения этих профессий в учебнике (с. 17—18).
В виде игры в воображаемого пекаря и кондитера учащиеся выполняют задания учебника на с. 18—19. Учитель помогает им сделать правильный выбор и определить, что пекут пекарь и кондитер.
Продолжая работу, направленную на развитие фантазии учащихся, можно предложить им представить себя национальным поваром и придумать блюда, которые они могли бы приготовить в этой роли. Учитель: «В каждой стране есть свои национальные блюда. Рассмотрите рисунок на странице 20 и попробуйте определить, к национальной кухне каких стран относятся предлагаемые блюда». (Блины — русская кухня, пицца — итальянская, чак-чак — татарская, паста, макароны — итальянская, лаваш — кавказская, пельмени — русская, беляши — татарская, каравай — украинская.)
Дополнительный материал. Муку для выпечки хлеба приготовляли на мельницах. До появления мельниц хлеб в жерновах мололи вручную. Приготовлением пищи занимались хозяйки дома, а богатые люди возлагали эту обязанность на слуг. Выпекание хлебов требовало знаний и опыта, и не ценилась та хозяйка, которая не владела этим умением, ибо считалось: в чьем доме хороший хлеб, в том хорошая хозяйка.
Делаем сами. На следующем этапе урока учащимся — юным поварам — предстоит приготовить соленое тесто. Учитель: «Мы не будем ничего готовить из нашего теста, а сделаем из него магнитики. Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Технологию эту называют тестопластикой. Известно, что еще в Древнем Египте делали фигурки из теста для поклонения богам. При этом основной проблемой была недолговечность материала. Ему, конечно, угрожала влага, однако главным врагом являлись грызуны. История не сохранила имени того, кто придумал добавлять в муку соль в таком количестве, чтобы грызуны и насекомые перестали покушаться на изделия. Обычай лепить из соленого теста распространен во многих районах Европы и на Русском Севере. Когда-то изготовление фигурок из муки и воды или из хлебного мякиша было связано с магическими действиями. Часто такие фигурки служили оберегами. Традиционно изделия из теста использовали для создания ритуальных предметов, посвященных народным праздникам, например празднику сбора урожая, или для приготовления народного свадебного каравая. В наше время лепка из соленого теста не только утратила ритуальный смысл, но и во многом поменяла тематику. Материал, своей нетронутой естественностью определявший в древности художественное восприятие изделий, сегодня практически невозможно распознать под краской и лаком. Изделие выглядит керамическим. Редко используют, да и то лишь в декоративных целях, «поджаристый» цвет мелких деталей, который появляется после запекания фигурок. Кроме того, в наше время немалую композиционную и смысловую роль в изделии играют дополнительные, и не только природные, материалы. Вот и мы сегодня изготовим из соленого теста магнитик, которым можно украсить дом».
При групповом анализе изделия (образец поделки демонстрирует учитель) необходимо определить, какие материалы понадобятся для его изготовления (тесто, магнитик, краски, природные материалы), как можно использовать данное изделие. (Магнитик может украсить холодильник или стать еще одним ярким, оригинальным подарком с магнитной основой для близких.)
Затем учащиеся читают план работы в учебнике и рассматривают рисунки к нему (с. 21—22), после чего обсуждают этот план и с помощью учителя составляют свой собственный: 1. Замешивание теста. 2. Лепка, прикрепление магнитика. 3. Сушка работы.
Работа по замешиванию теста не только познакомит ребят с новым видом пластичного материала, но и поможет развить у учащихся аккуратность. В миске надо смешать один стакан муки, полстакана соли, полстакана воды, чтобы образовалась густая масса. Возможен и другой вариант замешивания теста, который поможет сэкономить время. Тесто можно замесить в одном большом блюде для всех. Однако полезно предоставить учащимся возможность выполнить эту работу самостоятельно или в небольших группах.
Очень важно, чтобы учащиеся на основе своих впечатлений от иллюстраций на с. 22 самостоятельно придумали образ для лепки. Это поможет в развитии у них чувства цвета, умения составлять композицию; в обучении оцениванию своих способностей: ведь нужно, чтобы тот образ, который дети придумают, был реален в исполнении. Однако учитель должен являться постоянным помощником в этой деятельности. Он должен объяснить ребятам, какие фигурки будет выполнить легче, а какие — труднее. А также может показать им несколько примеров уже готовых фигурок.
Лепка и прикрепление магнитика под руководством учителя направлены на закрепление навыка использования различных приемов лепки. Также необходимо украсить поделку, для чего можно использовать кусочки цветной бумаги и природные материалы.
Высушить работы можно, оставив их на противне или деревянной доске до следующего урока, на котором следует закончить поделку, расписав ее красками.
Подведем итоги. В конце урока проводится анализ изделия, как и на любом уроке с практической работой. Важно оценить оригинальность работ, придуманных учащимися форм фигурок. Это станет хорошей мотивацией для следующих самостоятельных работ. Полезно провести выставку изделий с рассказами учащихся о своих работах.
Домашнее задание. Попросите бабушку или маму испечь вместе с вами какое-нибудь кулинарное изделие. Напишите о своей работе и ее результатах, можете вложить фотографию своего кулинарного изделия в папку достижений.
Урок 6
Посуда. Работа с пластичными материалами (глина или пластилин)
Изделие: проект «Праздничный стол» — посуда, выполненная индивидуально из глины (или пластилина) для оформления общего праздничного стола.
Задачи урока: обучать детей алгоритму работы над групповым проектом; повторить материал о свойствах глины; развивать и закреплять умения и навыки работы с глиной, применения приемов лепки из целого куска глины; совершенствовать умения работать по плану; формировать умение осуществлять само- и взаимоконтроль; развивать творческие способности детей.
Планируемые результаты: научиться совместно оформлять композицию, работать в группе, осуществлять само- и взаимоконтроль.
Основные термины и понятия: проект, композиция.
Ресурсы и оборудование. У учителя: образцы изделий из пластилина или глины, глина, пластилин, таблица «Приемы работы с пластичными материалами», материалы для викторины. У учащихся: учебник, глина или пластилин, инструменты для работы с пластилином (стека, нитка, подкладная доска).
Ход урока
В начале урока учащиеся делают сообщение по фотографии, принесенной из дома. Из фотографий, принесенных учащимися на урок, можно сделать выставку, которая украсит класс, послужит поощрением для детей и порадует их родителей.
После этого учитель напоминает учащимся о том, что предыдущие уроки были посвящены теме «Посуда». На них дети узнали, из чего делают посуду, как используют, что хранят в посуде и как готовят различные кулинарные изделия, которые можно подавать в посуде.
Проверим себя. Учитель: «Посуда — неотъемлемая часть нашей жизни, с которой мы сталкиваемся каждый день. Давайте проведем викторину в два этапа». Можно разделить детей на команды. Первый этап — ответы на вопросы. За каждый ответ можно назначить определенное количество очков. Учащиеся, набравшие большее количество очков, получают поощрение, в том числе в виде оценок. Возможные вопросы: «Для чего нужна посуда? Всегда ли люди пользовались посудой? Какая посуда была у первобытных людей? Можно ли сейчас обойтись без посуды? Что можно использовать вместо посуды? (Высушенные плоды растений, например тыкву, кокосы и др.) Почему посуду называют чайной, кухонной, столовой? В какую тарелку нельзя налить суп? Из какой тарелки можно есть суп? Без какой посуды нельзя пообедать? Почему мы не едим суп чайной ложечкой? Из какой посуды можно пить? Почему мы предпочитаем пить чай из чашки, а не из стакана? Что можно приготовить в сковороде? Почему нельзя сварить суп в сковороде? Что можно приготовить в кастрюле? В какой посуде лучше кипятить молоко? В какой посуде готовят супы, борщи и другие первые блюда? Почему чайник назвали заварным? Для чего нужна чайница? Для чего нужна сахарница? Для какого сахара нужны щипцы? Из каких материалов делают посуду? Какая посуда самая прочная? Какая посуда самая хрупкая? Почему хрустальную и стеклянную посуду лучше не брать в походы? Где изготавливают металлическую посуду? Почему посуду назвали эмалированной? Какие инструменты использует резчик для изготовления деревянной посуды? Кого называют стеклодувом? Какую посуду делают стеклодувы? Что делает гончар? Из чего делают посуду гончары? Для чего надо мыть посуду? Кто моет посуду? Зачем посуду убирают в шкаф или на полку? Чем моют посуду? Какие моющие средства используют для мытья посуды? Какие моющие средства можно считать экологически чистыми? Зачем нужен фартук?»
Второй этап викторины направлен на развитие ощущения и восприятия. Он может включать такие задания.
• Тактильное восприятие. Определить на ощупь посуду, изготовленную из разных материалов: стеклянный стакан, пластмассовую чашку, металлическую ложку и др. Учитель дает учащимся с закрытыми или завязанными глазами потрогать приготовленные заранее предметы.
• Восприятие цвета. Нарисовать посуду разного цвета, ответив на вопросы: какого цвета может быть посуда, изготовленная из разных материалов? Какими красками чаще всего бывает сделана роспись посуды?
• Восприятие величины и формы. Учащиеся, ответив на вопросы: какой из предметов посуды самый большой? Что самое маленькое? Какой формы дно кастрюли, чашки и сковороды? Что больше: тарелка или блюдце? Что выше: стакан или чашка? — изображают различные предметы по одному, в парах или целой командой.
• Восприятие пространственных отношений. Учащиеся под руководством учителя разыгрывают сервировку стола. Задание: положить нож и ложку справа от тарелки, а вилку слева, ответить на вопросы: между какими предметами стоит тарелка? Где лежит нож? Где лежит вилка? — и продемонстрировать ответы с помощью соответствующих действий. Можно попросить ребят также поставить тарелку рядом с хлебницей, а между ними положить салфетки и объяснить местоположение каждого предмета. Это задание также поможет в обучении детей этикету.
Учитель обязательно должен подвести итоги викторины и оценить работу учащихся.
Делаем сами. Следующий этап урока — выполнение проекта «Праздничный стол». Учитель: «А теперь давайте сами сделаем посуду для сервировки праздничного стола». Для этого надо, чтобы учащиеся разделились на группы. Учитель должен проконтролировать этот процесс. Важно объяснить, напомнить ребятам, как нужно работать в группе, что нужно помогать друг другу и ориентироваться на работу остальных участников группы, распределить работу на всех так, чтобы каждый участник делал один из предметов посуды, а кто-то составлял композицию и проводил презентацию проекта. Необходимо дать учащимся представление о важности взаимопомощи для получения качественного продукта их совместной работы.
Затем нужно провести анализ уже готового изделия, представляемого учителем (желательно развивать навык самостоятельного анализа): какой материал использован (глина или пластилин), какие приемы необходимо знать для работы с данным материалом (приемы работы с глиной или пластилином; учащиеся вспоминают эти приемы и рассказывают о них с помощью таблицы, подготовленной учителем), какой особый прием использован для данной композиции (прием лепки из целого куска глины), как можно применить данную поделку.
После этого дети читают план работы Ани и Вани в учебнике на с. 23, оценивают его с помощью учителя, придумывают свои композиции, распределяют, кто что будет лепить, и составляют собственные планы работы, которые проверяет учитель. Каждый учащийся работает по собственному плану, выполняет свою поделку, после чего группа составляет композицию и один из участников проводит ее презентацию, одним из составляющих которой должен быть рассказ о возможностях использования посуды в их проекте.
Подведем итоги. В ходе презентации учащиеся под контролем учителя пробуют самостоятельно оценить работы и выступления своих товарищей и организовывают выставку проектов.
Домашнее задание. Попросите у родителей небольшую миску, подумайте, из чего она сделана, каким способом, вспомните, для чего ее обычно используют у вас дома. Составьте небольшое сообщение. Миску принесите на следующий урок.
Урок 7
Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше
Изделие: миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше.
Задачи урока: познакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью, с технологией изготовления изделий из папье-маше, с отделкой изделия в виде орнамента; закреплять умения и навыки работы с бумагой и такими инструментами, как карандаш, ножницы, кисть; развивать умение изображать объекты природы, соблюдая стилевые особенности хохломской росписи; развивать интерес к народному творчеству и народным промыслам.
Планируемые результаты: овладеть технологией изготовления изделий из папье-маше; уметь отличать орнамент хохломской росписи от других видов орнаментов и выполнять его.
Основные термины и понятия: хохломская роспись, орнамент, грунтовка, папье-маше.
Ресурсы и оборудование. У учителя: образец изделия из папье-маше, таблица «Приемы работы с бумагой», миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь. У учащихся: учебник, миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь.
Ход урока
Учащиеся выступают с сообщениями, подготовленными дома. Учитель: «А вы знаете, что посуду можно по-разному украшать? Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов — хохломской росписью по дереву, а также с новой техникой создания изделий из папье-маше».
Учащиеся рассматривают хохломскую посуду на с. 24 учебника. Учитель: «Эту посуду называют золотой хохломой. Как вы думаете, почему? Посмотрите, какие цвета и элементы использует хохломской мастер в своей росписи».
Путешествуем во времени. Дети читают текст на с. 24 учебника. Учитель: «С незапамятных времен хохломская деревянная посуда излучает свет. Не просто так называют ее золотой хохломой. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Такую посуду и на стол ставить незазорно. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и небогатым было угощение, но зато от всей души и в чудесной посуде. Как же появилось это диво дивное — золотая хохлома? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах на берегу тихой реки человек. Кто он и откуда пришел, нам неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: „Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!“ Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома. Много золотой посуды продавалось на ярмарке в этом селе. Так и возникло название „золотая хохлома“. Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет золото, потому что сделали это чудо золотые руки мастеров. Есть ли у вас дома посуда, украшенная хохломской росписью? В каких случаях ваши родители ставят ее на стол?»
Учимся новому. Учитель: «Украшают посуду орнаментом, который может быть нарисован, а может быть сделан способом аппликации или отпечатан. Прочитайте текст в учебнике на странице 24 под рисунком. Обратите внимание на слово „орнамент“. Что в нем особенного?» (Оно выделено голубым цветом, можно прочитать его определение в словарике юного технолога.) Дети читают определение понятия «орнамент» (с. 95). Учитель: «Орнамент — это узор, построенный на ритмическом чередовании элементов. Он может быть растительным (использование растительных элементов), геометрическим (использование геометрических форм), зооморфным (использование мотивов, связанных с изображением животных), комбинированным (сочетание разных видов)».
Делаем сами. Учитель: «Сейчас вы попробуете себя в роли хохломских мастеров, но сначала нам нужно сделать посуду, которую мы будем расписывать. А изготовим мы ее из папье-маше. Знаете ли вы, что это?» (Бумажная масса, смешанная с клеем, гипсом и мелом, из которой изготовляют путем прессования различные предметы.) Учащиеся читают план работы в учебнике на с. 25 и рассматривают изображения к нему, а затем под руководством учителя выполняют работу по этому плану до пункта «Оставьте изделие на просушку», после чего необходимо придумать орнамент в стиле хохломской росписи для украшения изделия. Можно дать ребятам задание нарисовать его на бумаге и рассказать, к какому типу орнаментов относится узор, придуманный ими. Если бумага на миске высохнет быстро, то можно закончить работу над поделкой: снять бумажную форму с миски, загрунтовать изделие (можно использовать водоэмульсионную краску или белую гуашь, смешанную с клеем ПВА) и расписать красками миску под хохлому в соответствии с тем орнаментом, который был придуман. Если работа не высохла на этом уроке, то можно распределить работу над поделкой на два урока.
Подведем итоги. В конце урока учитель оценивает работы учащихся. Дети отвечают на вопрос: «Почему хохломскую посуду называют золотой?»
Домашнее задание. Попробуйте дома с помощью родителей сделать еще какой-либо предмет посуды из папье-маше и оформить его хохломской росписью. Фотографию своей поделки поместите в папку достижений.
Урок 8
Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы
Изделие: разделочная доска «Городецкая роспись».
Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями городецкой росписи, ее историей; расширить представления о народном творчестве; развивать умения анализировать готовое изделие по заданной схеме и экономно расходовать материалы; закреплять умение работы с шаблонами; воспитывать любовь к народному творчеству с помощью работы над оформлением изделия городецкой росписью.
Планируемые результаты: знать особенности городецкой росписи, научиться составлять композицию на основе аппликации, выполнять орнамент по мотивам городецкой росписи.
Основные термины и понятия: городецкая роспись, розан, купавка, подмалевок, оживка.
Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, цветы городецкой росписи: розан, купавка; образцы изделий, украшенных городецкой росписью, план последовательности росписи, памятка № 2 из приложения. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветная бумага, картон, клей, ножницы.
Ход урока
Урок можно начать с анализа учащимися работ друг друга по фотографиям, принесенным из дома. Учитель обязательно контролирует работу учащихся.
Путешествуем во времени. Учитель: «На прошлом уроке мы с вами начали изучать народные промыслы с разговора о хохломской росписи. Сегодня мы познакомимся с другим видом росписи — с городецкой росписью. Знакомо ли вам такое понятие? Приходилось ли встречать предметы, расписанные таким образом?»
Учитель предлагает детям прочитать текст учебника на с. 26, после чего целесообразно провести беседу по иллюстрациям учебника и изделиям, подготовленным учителем. Учитель: «Что в учебнике сказано о происхождении городецкой росписи? Где она зародилась? (Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел Нижегородской области. Этот промысел получил свое развитие в деревнях близ города Городца.) Что украшали такой росписью, какие предметы? (Росписью украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки и коробки для хранения пряжи, солонки, детские стульчики.) А какой использовали материал для создания этих предметов быта? (Дерево.) Посмотрите внимательно на рисунки и изделия. Что городецкие мастера изображали на своих работах? (Мастера городецкой росписи изображали прогулки людей, всадников на конях, сцены чаепития, кареты, барынь, солдат, кавалеров, собачек, а также необычные цветы.)»
Учимся новому. Следующим этапом урока может быть беседа об основных особенностях городецкой росписи. Учитель: «Важной особенностью городецкой росписи было наличие своеобразных видов цветов — розана и купавки. Посмотрите на доску. (Образец готовой разделочной доски с аппликацией «Городецкая роспись» учащимся демонстрирует учитель, при этом указывает на каждый из видов цветов и называет его.) В чем различие цветов? (У розана сердцевина в центре, а у купавки смещена.) Еще одной особенностью такой росписи является то, что каждый элемент расписывается (можно спросить у детей, как они понимают значение этого слова в данном случае) в определенной последовательности: 1. Выполнение подмалевка — накладываются основные цветовые пятна. 2. Подробная прорисовка элементов — пятна дополняются элементами: сердцевиной, лепестками цветов, листочками. 3. Оживка — цветы украшаются белым и черным цветом: капельками, полосками, точками. И в итоге получаются замечательные, удивительные городецкие узоры».
Делаем сами. Первый этап работы над поделкой, как обычно, анализ уже готовой работы, который можно провести в виде фронтального опроса учащихся: форма изделия (форма разделочной доски), орнамент, выполненный на доске (растительный: купавки, листики; птица), как расположены элементы, т. е. какова композиция (птица в центре, по краям растительный орнамент), используемая техника выполнения (аппликация), используемые материалы (картон для основы — доски, цветная бумага для элементов композиции), возможное применение поделки (для украшения кухни).
После этого полезно попросить учащихся сказать, каким будет следующий этап работы (планирование), прочитать план работы в учебнике (с. 27), проанализировать его вместе с учителем и составить свой план: 1. Подготовка шаблонов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Оформление. Это поможет развить у учащихся самостоятельность, навыки самооценки и самоконтроля. Только после этого можно начинать непосредственную работу над поделкой.
Подготовка шаблонов. Дети вырезают шаблоны из рабочей тетради (с. 12—13). Но перед этим надо вспомнить правила работы ножницами (с помощью памятки № 2 из приложения).
Разметка. С помощью шаблонов учащиеся делают разметку на цветном картоне и бумаге. Шаблон доски размечается на белом или цветном картоне, можно выбрать желтый цвет, под дерево. Шаблоны листиков — на зеленой бумаге, а цвет для купавок или розанов ребята могут выбрать самостоятельно (что способствует развитию у них чувства цвета и умения составлять композицию). Важно напомнить детям об экономии бумаги и выполнении разметки на обратной стороне листа.
Раскрой. Учащиеся аккуратно вырезают все детали.
Сборка. Учитель: «Составьте композицию. Только после того как все детали будут разложены вами на основе — доске в целостной композиции, можете приклеить детали к основе, помня о правилах работы клеем».
Подведем итоги. Итогом урока, как обычно, является анализ работ учащихся (форма может быть разной в зависимости от выбора учителя: самоанализ, взаимоанализ и оценка работ учителем). Также учащиеся отвечают на вопросы учебника на с. 26: «Какие основные краски используются в городецкой росписи? Есть ли яркий фон на предметах с росписью?»
Домашнее задание. Подготовьте сообщение о том, где может применяться ваша поделка.
Урок 9
Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин)
Изделие: дымковская игрушка.
Задачи урока: познакомить учащихся с основными элементами дымковской росписи; закреплять навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина; с помощью практической работы по созданию дымковской игрушки воспитывать любовь и бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству.
Планируемые результаты: уметь различать хохломскую, городецкую и дымковскую роспись; освоить лепку мелких деталей изделия приемом вытягивания и соединение деталей из пластилина.
Основные термины и понятия: дымковская игрушка.
Ресурсы и оборудование. У учителя: образцы дымковских изделий, схема последовательности лепки дымковских игрушек. У учащихся: учебник, пластилин, стека, нитка для разрезания пластилина, подкладной лист, картон — основа для игрушки.
Ход урока
Учитель начинает урок с проверки сообщений, подготовленных дома учащимися, после чего можно провести беседу, направленную на повторение и закрепление изученного ранее материала. Учитель: «Мы с вами уже изучили два вида народных промыслов. Вспомните, какие именно. А что в основном расписывают хохломской и городецкой росписью? (Посуду, предметы быта.) Какие особенности этих видов народных промыслов вам запомнились? Народные промыслы славятся не только своей расписной посудой, но и игрушками. Сегодня мы поговорим о дымковской игрушке».
Учимся новому. Учащиеся читают текст на с. 28 учебника. Учитель: «Как называется селение, где появилась дымковская игрушка? (Дымковская слобода.) Один из вариантов происхождения названия этой слободы (поселения) гласит, что по утрам хозяйки в этом поселении дружно топили печи и дымок весело поднимался к небу. Вся округа была заполнена дымом, вот и прозвали эту задымленную слободу Дымковской. Какой материал использовали для лепки изделий? (Красную глину.) Что именно лепили дымковские мастера? (Свистульки были в виде зверюшек и птичек.) Рассмотрите рисунки. В виде чего еще лепят дымковские мастера свои игрушки? (Это барыни-модницы с зонтиками, с сумочками, в нарядных юбках, фартуках со сборками, кто-то несет коромысло с полными ведрами, кто-то ребеночка баюкает, кормилицы, кавалеры.) (Учитель демонстрирует детям приготовленные заранее игрушки.) Какие цвета используют для росписи дымковских игрушек? (Яркие, праздничные. Можно попросить учащихся назвать все цвета, которые они видят на рисунках: желтый и синий, малиново-красный и зеленый, белый в фоне и черный; яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым. Эти цвета и составляют палитру игрушек.) Игрушки изначально делали для праздника Свистуньи, или Свистопляски, а на праздник принято одеваться ярко, празднично, красиво, вот и игрушки делали в соответствии с традициями, одевали их в нарядную, яркую одежду. После праздника разноцветными фигурками украшали окна домов, помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них. И в их памяти оживал яркий, шумный праздник. Посмотрите: Ваня заметил, что у дымковских игрушек есть основной фоновый цвет. Какой он? (Белый.) А каким орнаментом расписывали игрушки?» (На щеках горит румянец, черные брови дугой. Платье обязательно ярко расписано: в полосочку, или в клеточку, или волнистыми линиями. А еще красные, оранжевые, зеленые круги и узоры являются неотъемлемой частью украшения костюмов.)
Затем учитель знакомит ребят с такой особенностью дымковской игрушки, как последовательность лепки. Она представлена на доске в виде таблицы, которую учитель должен подготовить заранее. Учитель: «Определите, в какой последовательности мастера работали над дымковскими игрушками». Мы приводим в нашем пособии таблицу с уже вписанными правильными номерами. Учитель же на доске не заполняет левый столбец, кроме верхней строки «Номер действия». Можно попросить кого-то из учащихся вписывать правильные ответы ребят в таблицу, либо это может делать учитель.
Номер действия
|
Название и описание действия
|
4
|
Побелка. Из печи игрушка выходила красно-коричневой. Ее белили мелом, разведенным на молоке. Сейчас для побелки используют водоэмульсионную краску, гуашь или темперу
|
2
|
Сушка. Игрушки обязательно просушивали перед обжигом
|
5
|
Роспись. Это самый интересный этап работы над дымковской игрушкой. Для росписи использовали палочки, которые обматывали кусочком ткани. Теперь игрушки расписывают кисточками
|
1
|
Лепка. Гончары лепили из красной глины барыню, сначала лепили юбку, затем на юбку насаживали торс, оттягивали шею, на ней укрепляли шарик-головку, к плечам прикрепляли колбаски-руки, сначала торчком, а затем придавали нужную форму — сгибали к талии. Затем барыню наряжали
|
3
|
Обжиг. Далее игрушки обжигали в русских печах (сейчас используют электрические печи: это удобнее, так как всегда можно отрегулировать температуру и проконтролировать обжиг) для придания им прочности
|
|