Навигация по странице:
|
поурочка труд. Урок 1 Как работать с учебником Изделие папка достижений
Раздел 4
ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ
Урок 26
Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание
Изделие: оригами «Птица счастья».
Задачи урока: познакомить учащихся со значением символа птицы в культуре русского народа, с такими способами обработки бумаги, как сгибание, складывание; обучать приемам складывания изделий оригами; воспитывать терпеливость в процессе кропотливой пошаговой деятельности по созданию оригами.
Планируемые результаты: научиться складывать изделия техникой оригами; закрепить навыки работы с бумагой, самостоятельного планирования работы.
Основные термины и понятия: оригами, санбо.
Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, графическая инструкционная карта (или предметно-технологическая) по изготовлению птицы счастья, материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия, образцы изделий оригами. У учащихся:учебник, цветная бумага, ножницы, клей, скрепки.
Ход урока
Урок можно начать с проверки домашнего задания. Учащиеся выступают с сообщениями о водяных жителях, подготовленными дома, проводится выставка рисунков детей.
Учимся новому. Учитель: «Мы с вами совершили путешествие по земле и воде, сегодня мы начнем изучать новый раздел учебника „Человек и воздух“. В чем значение воздуха для человека? (Воздух необходим человеку, чтобы дышать.) Вы не задумывались, почему вы чувствуете себя гораздо лучше, когда гуляете по лесу, особенно после грозы, купаетесь в море или отдыхаете на высокогорных курортах? И почему во время мероприятий в закрытом помещении, где много народу, или в транспорте дышать тяжелее? Все это из-за воздуха. Какой он в лесу? А в городе? В городе много фабрик, заводов, транспорта, которые загрязняют воздух. Поэтому человеку нужно гулять на природе, дышать свежим воздухом, так как это не только приятно, но и полезно и даже необходимо для здоровья». Уместно провести с учащимися беседу, основанную на их личном опыте. Она будет способствовать развитию мышления, воображения и навыков монологического и диалогического высказываний детей. Можно попросить ребят рассказать о том, как часто они бывают на природе, как и с кем это обычно происходит, какие эмоции это у них вызывает и т. д.
Продолжить знакомство с новым материалом можно беседой с учащимися о птицах и работой по учебнику (с. 80). Учитель: «Скажите, кто перемещается по воздуху. (Птицы.) Как называют жилище птиц? У всех ли птиц одинаковые гнезда? Что используют птицы для того, чтобы сделать гнездо теплым и уютным? Какая птица не имеет гнезда и подкидывает свои яйца в чужие гнезда? (Полезно использовать наглядный материал — изображения разных птиц и их гнезд.) Прочитайте текст о птицах на странице 80 учебника. Расскажите, какое значение люди придавали символу птицы. Как вы думаете, почему появилось название „птица счастья“? Из чего делали на Руси таких птичек?» Учитель может продемонстрировать детям варианты деревянных изделий.
Делаем сами. Учитель: «Как вы думаете, какую поделку нам сегодня предстоит выполнить? (Птицу счастья.) Но свою птицу счастья мы сделаем не из дерева, а из бумаги, чтобы она была совсем легкой, воздушной и красочной. С чего начнем работу?» (С анализа изделия.) Учитель показывает детям готовую поделку «Птица счастья»: «Какие материалы и инструменты нужны для создания такой птицы? (Цветная бумага, ножницы, скрепки, клей.) Вспомним правила работы с этими материалами и инструментами. Знаете ли вы, как называется техника, в которой выполнено это изделие? (Оригами.) Что такое оригами? (Искусство складывания из бумаги.) Искусство оригами зародилось в Японии. Само слово „оригами“ в японском языке состоит из двух иероглифов: „ори“ — бумага и „ками“ — складывание. Первоначально это искусство использовалось в храмовых обрядах. Например, кусочки рыбы и овощей, предназначенные в дар богам, складывали в бумажные коробочки — санбо, изготовленные в технике оригами. (Можно продемонстрировать иллюстрации и технику выполнения.) Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать. Эту технику используем в своей работе и мы. Из скольких деталей состоит изделие? (Из трех: туловища, крыльев и хвоста). Как можно использовать поделку?»
Следующий этап — планирование работы учащимися: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка. После того как план составлен, можно приступить к его выполнению, причем учитель выполняет работу над поделкой параллельно с учащимися, комментируя все действия. Это поможет обучить детей новой технике выполнения поделки прямо в процессе работы.
Разметка. Раскрой. Заготовить детали из цветной бумаги — туловище, хвост, крылья птицы. Для этого выбрать три листа бумаги разных цветов и заготовить из них квадраты. Размечать детали приемом складывания. Положить перед собой квадрат на ребро цветной стороной вниз. Сложить его пополам, чтобы получился треугольник, развернуть. Верхний и нижний углы согнуть к центральной линии. Затем правый угол согнуть к середине центральной линии. Сложить заготовку пополам. Отогнуть шею и сделать клюв. Два других квадрата цветной бумаги сложить гармошкой.
Сборка. С помощью клея соединить между собой детали.
Отделка. При желании можно сделать в верхней части туловища птицы небольшое отверстие и продеть в него нитку, чтобы поделку можно было подвесить.
Подведем итоги. В конце урока учитель анализирует и оценивает работы учащихся. Можно также для формирования первоначального универсального действия самооценки и самоконтроля учащихся попробовать оценить свои работы или работу своего товарища и внести необходимые коррективы. Также учащиеся отвечают на вопрос Вани в учебнике на с. 81.
Домашнее задание. Найдите с помощью родителей схемы выполнения другой птицы в технике оригами, попробуйте сделать и оформить такое изделие самостоятельно. Вложите поделку в папку достижений.
Урок 27
Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование
Изделие: ветряная мельница.
Задачи урока: познакомить учащихся с использованием ветра человеком; формировать умение выполнять изделия на основе развертки; совершенствовать умение работать по плану.
Планируемые результаты: научиться конструировать объемное изделие на основе развертки, уметь самостоятельно составлять композицию и оформлять поделку, соотносить свои действия с планом.
Основные термины и понятия: мельница, мельник, модель.
Ресурсы и оборудование. У учителя: образцы изделий, изображения мельниц. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, основа — цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, скрепки, стержень от ручки.
Ход урока
Учитель в начале урока предлагает учащимся самим организовать выставку работ, провести презентацию выполненных дома работ и оценить поделки друг друга.
Учитель: «Во время нашего воображаемого путешествия по земле и воде мы с вами узнали, что человек уже научился использовать энергию воды и ветра, чтобы вращать водяное колесо и плавать на парусной лодке. Позже человек научился использовать силу ветра. А что такое ветер? (Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.) Каким может быть ветер? (Теплым или прохладным, порывистым или нежным, влажным или сухим.) Послушайте отрывки из стихотворений и скажите, о каком ветре в них говорится». Учитель читает или включает запись чтения отрывков из сказок А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?..
|
и «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на раздутых парусах...»
Дополнительный материал. Существует так называемая шкала Бофорта — условная шкала для визуальной оценки силы (скорости) ветра в баллах по его действию на наземные предметы или по волнению на море. Она была изготовлена английским адмиралом Ф. Бофортом в 1806 году и сначала применялась только им самим. В 1874 году Постоянный комитет Первого метеорологического конгресса принял шкалу Бофорта для использования в международной синоптической практике. В последующие годы шкала менялась и уточнялась. Шкалой Бофорта широко пользуются в морской навигации. По ней силу ветра определяют в баллах. Существует и словесное определение ветра: штиль (тихий, легкий, слабый, умеренный, крепкий и т. д.), шторм (сильный), ураган.
Продолжить знакомство с новым материалом целесообразно чтением текста учебника (с. 82). Учитель: «Как можно использовать силу ветра? Чтобы проверить свои догадки, прочитайте текст в учебнике на странице 82. Посмотрите, что нам предлагает сделать Ваня. А вы знаете, что такое мельница? (Здание с установленными в нем машинами для размола зерна и выработки из него муки или крупы. Учитель демонстрирует изображения разных мельниц.) Существуют ветряная, водяная, паровая и другие мельницы. Мы выполним макет ветряной мельницы, которая приводится в действие силой ветра. Как называют владельца мельницы или работника на мельнице? (Мельником.) Из каких частей состоит ветряная мельница?» (У мельницы есть крылья, крыша, основание.)
Делаем сами. Учитель: «Перед тем как приступить к работе над нашей поделкой, надо вспомнить, что значит выполнить модель, что такое модель. (Это образец какого-то изделия или образец для изготовления чего-нибудь.) Давайте проведем анализ готовой модели мельницы. Какие материалы и инструменты нужны для ее создания? (Цветной картон, цветная бумага, стержень ручки, карандаш, ножницы, клей, скрепки.) Вспомните правила и приемы работы с этими материалами и инструментами. (Учащиеся выполняют задание «Правила работы ножницами» в рабочей тетради на с. 55.) Какую технику работы нам предстоит использовать? (Моделирование из бумаги.) Как можно применить эту модель?»
После анализа готового изделия традиционно составляется план работы: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка. Это очень сложная поделка, поэтому учитель должен подробно обсудить с учащимися каждый пункт плана и выполнять поделку параллельно с ними, демонстрируя каждое действие.
Разметка. Вырезать из рабочей тетради шаблоны для изготовления крыльев мельницы (с. 54). Сделать их разметку на цветной бумаге — обвести по контуру карандашом.
Раскрой. Вырезать размеченные детали.
Сборка. Цветной альбомный лист положить вертикально и отогнуть от себя на 1 см, это будет место для склеивания. Затем дважды сложить получившийся лист пополам. Развернуть заготовку и склеить так, чтобы получился двухслойный прямоугольник. Положить его перед собой вертикально и отогнуть от себя на 1 см. Оставшуюся часть сложить на себя пополам, после чего развернуть заготовку. Сверху и снизу сделать вертикальные, в том числе боковые, надрезы до горизонтальной линии сгиба. Развернуть заготовку так, чтобы она приобрела объем (можно воспользоваться рисунками на с. 82 учебника). Низ заготовки должен быть там, где разрезы короче. Сделать основание мельницы, отогнув полоски наружу и приклеив их к картону-основе. Стержень от ручки протянуть через две противоположные стенки заготовки в верхней ее части. Собрать крышу мельницы, воспользовавшись рисунком, скрепками и клеем. Надеть на стержень заготовленные детали крыльев мельницы.
Отделка. Завершить и оформить композицию с помощью цветной бумаги.
Подведем итоги. В конце урока целесообразно провести выставку изделий учащихся и беседу о том, что оказалось наиболее сложным в работе над поделкой.
Домашнее задание. Расскажите на следующем уроке, как еще человек использует силу ветра. Принесите фольгу.
Урок 28
Использование ветра. Работа с фольгой
Изделие: флюгер.
Задачи урока: продолжить знакомить учащихся с возможностями использования ветра; познакомить с новым видом бумаги (металлизированная); научить формировать изделия из металлизированной бумаги; развивать навыки самооценки и самоконтроля, мелкую моторику пальцев; воспитывать аккуратность и усидчивость посредством работы с хрупким материалом.
Планируемые результаты: научиться создавать изделия приемом лепки из фольги, уметь работать по плану.
Основные термины и понятия: флюгер, металлизированная бумага.
Ресурсы и оборудование. У учителя: образцы изделий, изображения флюгеров. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, алюминиевая фольга, картон, ножницы, шило, карандаш, скрепки.
Ход урока
В начале урока учитель проверяет домашнее задание: «На прошлом уроке мы с вами узнали, что люди используют ветер в работе мельниц. Что вы еще узнали об использовании ветра человеком?»
Узнаем новое. Можно начать изучение нового материала с работы по учебнику. Учащиеся читают текст учебника и выполняют задание на с. 83. Учитель: «До изобретения флюгеров в России силу и направление ветра было принято определять по дыму из трубы. Великий реформатор Петр I обратил свое внимание и на такую небольшую вещицу, как флюгер».
Дополнительный материал. Очевидно, первым петербургским флюгером стал ангел на шпиле Петропавловского собора. Известный нам ангел — уже четвертый по счету на этой крыше. Первый же был изготовлен по проекту самого Доменико Трезини, строителя собора, и сильно отличался от нынешнего. Ангел Трезини летел параллельно земле, и казалось, что он только прикасается к прямому, строгому кресту. Сейчас, т. е. в последние полтора десятилетия, флюгер, как и многие другие вещи, переживает новое рождение. Несмотря на то что синоптики уже давно работают с гораздо более современными приборами, флюгер до сих пор используется в качестве запасного устройства при измерении силы ветра. Как говорят специалисты, главное преимущество флюгера — его способность работать при выключенном электричестве, а также при сильных порывах ветра.
Однако основной особенностью все же является эстетическая ценность флюгера. Мастерски украшенный флюгер способен преобразить даже самый заурядный дом и сделать его загадочным и романтичным. Живой и подвижный, веселый и переменчивый, флюгер обладает свойством изменять пространство вокруг себя. Дом, на крыше которого он вращается, даже в отсутствие хозяев не покажется унылым и необитаемым.
Учитель: «Современный флюгер может быть изготовлен из самых разных материалов, в том числе из фанеры и пластика. Но наибольшей популярностью сейчас пользуются металлические флюгеры — железные или медные».
Делаем сами. Учитель: «Давайте сделаем свой флюгер. Для этого сначала проведем анализ готового изделия. Какую форму имеет флюгер? Какая бумага использована для изготовления поделки? (Металлизированная.) Где используется такая бумага? (Для упаковки изделий и продуктов с высоким содержанием жира.) Сегодня вам предстоит познакомиться с приемами работы с такой бумагой. Какие еще материалы и инструменты нужны для создания поделки „Флюгер“? (Картон, карандаш, ножницы, скрепка.) Вспомните правила работы ножницами. Как вы будете использовать готовую поделку?»
Следующий этап практической работы — чтение плана работы в учебнике и выполнение задания «Технологическая карта „Флюгер“» в рабочей тетради (с. 57). Учитель помогает детям выполнить это задание, так как работа с металлизированной бумагой — новый вид работы для учащихся. Благодаря групповой работе над заданием рабочей тетради учащиеся могут самостоятельно составить свой план работы: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка. После того как план работы будет составлен, можно приступать к практической деятельности. При этом учителю следует выполнять работу над поделкой параллельно с учащимися и комментировать свои действия, чтобы детям было легче освоить новый вид работы.
Разметка. Вырезать из рабочей тетради шаблон для поделки «Флюгер» (с. 56). Аккуратно обвести его карандашом на картоне.
Раскрой. Вырезать деталь по размеченному контуру.
Сборка. Обернуть деталь заготовленным листом фольги или обертки от шоколада, начать аккуратно сминать фольгу, формируя части флюгера, для удобства можно осторожно надрывать ее.
Отделка. Некоторые детали при желании можно вылепить отдельно, сделать в них шилом дырочки, а потом соединить все вместе. Разогнуть скрепку (очень осторожно!), сделать в основании флюгера дырочку и вставить в нее скрепку.
Подведем итоги. В конце урока проводится выставка работ учащихся, их анализ и оценка. Также полезно организовать беседу по всему изученному разделу учебника «Человек и воздух». Попросить учащихся вспомнить, зачем человеку нужен воздух, для чего он использует ветер.
Домашнее задание. Найдите информацию о том, где, в каких ситуациях особенно важно уметь определять направление ветра.
|
|
<<�Предыдущий раздел
|
<�Содержание>
|
Следующий раздел>>
|
Роговцева Н. И. Уроки технологии. 2 класс
|
|
|
|