Навигация по странице:
|
поурочка труд. Урок 1 Как работать с учебником Изделие папка достижений
Технологическая карта «Лошадка»
Название поделки
|
Лошадка
|
Материалы
|
Картон, цветная бумага, нитки
|
Инструменты
|
Шило, ножницы, игла, клей
|
Правила работы инструментами, которые надо знать
|
Ножницы: держать заготовку за бóльшую часть, меньшую отрезать; поворачивать лист бумаги, а не ножницы; передавать ножницы закрытыми, кольцами вперед; хранить ножницы в специальном футляре.
Клей: работать на подкладном листе, намазывать деталь полностью от середины к краям, проглаживать склеенные детали тряпочкой, после работы вымыть и вытереть кисть.
Шило: работать на доске очень аккуратно, прокручивать шило в отверстии, хранить шило в специальном месте.
Игла: не бросать и не оставлять иглу в ткани, втыкать в игольницу, не брать иглу в рот, пользоваться наперстком, хранить запасные иглы в игольнице
|
Методы сборки
|
1. Сделать шилом проколы в местах скрепления.
2. Ниткой с помощью иголки скрепить детали поделки
|
Способы украшения
|
Аппликация
|
После того как таблица будет заполнена, учащиеся смогут легко составить план работы: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Заготовка деталей для изделия. 3. Отделка. 4. Сборка. 5. Оформление — и сверить его с планом работы учебника (с. 35). После планирования учащиеся приступают к выполнению поделки, которое контролирует учитель.
Заготовка деталей для изделия. Дети вырезают шаблоны деталей игрушки из рабочей тетради, готовят на основе данных шаблонов детали из картона (разметка шаблонов на картоне на изнаночной стороне; необходимо напомнить о зеркальном эффекте, об экономии материала; раскрой).
Отделка. На деталях учащиеся делают аппликацию из цветной бумаги (копыта, гриву, хвост).
Сборка. Шилом ребята делают проколы в намеченных местах (обозначены точками) обязательно под надзором учителя, при помощи нитки закрепляют детали передних и задних ног, хвоста, после чего все три нитки связывают.
Подведем итоги. В конце урока ребята учатся самостоятельно организовывать и проводить выставку с помощью учителя, который назначает группу организаторов и контролирует и оценивает работу. Учащиеся также проверяют игрушку в действии. Можно даже устроить небольшое соревнование по управлению лошадками.
Домашнее задание. Выполните задания в рабочей тетради на с. 16—19. Принесите на следующий урок небольшое количество различных видов круп: гречки, пшена, бобов, риса, фасоли.
Урок 13
Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика
Изделие: композиция «Курочка из крупы» или «Петушок».
На этом уроке можно использовать один из двух вариантов изделий: это курочка или петушок (по усмотрению учителя). Мы предлагаем вариант беседы для подготовки к работе над изделием «Курочка из крупы». Практическая работа описана в двух вариантах.
Задачи урока: познакомить учащихся со значением курицы в жизни человека; расширить представления учащихся о видах природных материалов; закреплять умения и навыки работы с природными материалами; воспитывать желание учиться и творить.
Планируемые результаты: научиться использовать в аппликации различные виды круп — просо, гречка, семена ясеня и т. д., отрабатывать навыки работы клеем.
Основные термины и понятия: инкубатор.
Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, различные виды изображений домашних птиц, книги, в которых действующими героями являются курочка или цыплята, материалы, необходимые для изготовления поделки, примеры использования круп в поделках.У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, картон, копирка, клей (или пластилин), различные виды круп — гречка, пшено, бобы, рис, фасоль.
Ход урока
В начале урока проверяется выполнение учащимися задания «Домашние животные» в рабочей тетради.
Переходя к изучению новой темы, учитель может повесить на доску различные иллюстрации с изображениями домашних птиц.
Учимся новому. Учитель: «Отгадайте еще одну загадку:
Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.
|
(Курочка, а детки — это цыплята.) Сегодня мы продолжим изучение домашних животных, которое начали на прошлом уроке. Каких домашних птиц, кроме курицы, вы можете назвать? Почему курицу, гуся, утку и индюка называют домашними птицами? Какую пользу приносят людям домашние птицы?» Учитель предлагает учащимся познакомиться с информацией, приведенной на с. 37 учебника. Дети знакомятся с определением понятия «инкубатор» в словарике юного технолога (с. 94).
Учитель: «А можете ли вы назвать сказки, в которых действующими лицами являются курочка или цыплята? («Курочка Ряба», «Черная курица и подземные жители» и т. д.) А кто может описать курочку? Какая она?»
Дополнительный материал. Человек приручил и одомашнил дикого банкивского петуха более 8000 лет тому назад. С тех пор выведены породы домашних кур, которые различаются по окраске, форме тела, направлению использования и т. д. Существует огромное количество отдельных пород и разновидностей кур. До настоящего времени еще никому не удалось подсчитать, сколько пород кур содержат птицеводы во всех странах мира. Ориентировочно известно, что их более 700. (Учитель показывает изображения нескольких видов кур, анализирует их форму, цвет.)
Делаем сами. Учитель: «Давайте попробуем сделать свою курочку, у которой будет новая порода и новый окрас. В работе над поделками мы часто используем природные материалы. Какие природные материалы вы знаете? (Листья, желуди, шишки, веточки и т. д.) Сегодня нам предстоит использовать новые природные материалы, которые мы можем найти на кухне, а именно крупы. Какие виды круп вам известны?» Учитель демонстрирует детям изделия, изготовленные с использованием различных видов круп. Задача учащихся — догадаться, где какие крупы использованы.
Вариант 1. «Курочка из крупы».
После выполнения задания на определение видов круп дети рассматривают готовую поделку «Курочка из крупы» и самостоятельно заполняют технологическую карту в рабочей тетради (с. 23), анализируя готовое изделие, демонстрируемое учителем.
После самостоятельного заполнения карты проводится ее коллективная проверка: название поделки — «Курочка из крупы»; материалы — картон, крупы — гречка, бобы, рис, фасоль; инструменты — ножницы, клей (или пластилин), кисть для работы клеем, тряпочка, скрепки; техника выполнения — мозаика; метод разметки — разметка шаблона при помощи копировальной бумаги на картон; способ украшения — аппликация.
После того как технологическая карта будет правильно заполнена, можно приступать к планированию работы: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Выкладывание мозаики. 4. Отделка. Затем учащиеся выполняют работу по созданию композиции «Курочка из крупы».
Разметка. Выполнить разметку шаблона из рабочей тетради при помощи копировальной бумаги на картон. Для этого открыть рабочую тетрадь на с. 22. Вырезать эту страницу из рабочей тетради. Выбрать цветной картон, на него положить копировальную бумагу красящей стороной вниз, сверху — лист из рабочей тетради с изображением курочки, скрепить листы скрепками так, чтобы они держались вместе, не сдвигались. Взять карандаш и обвести им изображение курочки (памятка № 7 из приложения).
Сборка. Для сборки можно использовать клей, а также пластилин. Начать выкладывать мозаику с тела и ног курицы. Намазать клеем эти участки на картоне, засыпать гречкой и бобами. Взять лист бумаги и через него плотно прижать крупу к картону. Когда клей высохнет, осторожно стряхнуть остатки крупы. Крылья выложить рисом, гребешок — фасолью. Теперь приклеить зернышко к зернышку.
Отделка. На оставшемся на основе-картоне свободном месте можно выполнить аппликацию, например, изобразить полянку или цыплят для завершения композиции.
Вариант 2. «Петушок».
Учащиеся самостоятельно проводят анализ готовой поделки «Петушок», которую демонстрирует учитель: определяют материалы и инструменты, необходимые для работы над поделкой (картон, семена клена, ясеня, бобы, клей, кисть для работы клеем, тряпочка, карандаш), технику выполнения (мозаика), метод разметки (рисунок карандашом на картоне), способ украшения (аппликация).
Следующий этап работы — составление плана. Можно посоветовать учащимся прочитать план работы в учебнике (с. 39), после чего составить свой собственный: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Сборка. 4. Отделка.
Разметка. Учащиеся рисуют на картоне петушка с помощью учителя или самостоятельно.
Сборка. Затем ребята приклеивают семена на рисунок, начиная с ног петушка. При этом нужно сделать так, чтобы каждый последующий ряд наклеенных семян немного закрывал предыдущий. Такой вид наклейки называется «чешуя». Учитель напоминает детям, что рисунок должен заполняться плотно.
Отделка. Учащиеся придумывают композицию и выполняют ее при помощи других природных материалов или цветной бумаги.
Подведем итоги. Завершающим этапом урока может стать анализ работ учащихся по следующим критериям: вариативность используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность, завершенность композиции, придуманный способ применения. Учащиеся отвечают на вопрос учебника на с. 39: «Что обозначают слова: курятник, птичник и птицефабрика?» Возможно проведение выставки.
Домашнее задание. Самостоятельно составьте план работы к поделке «Петушок» (или «Курочка из крупы» при втором варианте) (с. 39 или 37—38) и выполните аппликацию. Ответьте на остальные вопросы учебника на с. 39.
Урок 14
Работа с бумагой. Конструирование
Изделие: проект «Деревенский двор».
Задачи урока: учить детей выполнять объемные изделия на основе разверток; отрабатывать навыки самостоятельного анализа и планирования; развивать чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности.
Планируемые результаты: научиться создавать коллективный проект на основе конструирования геометрических фигур из разверток; уметь проводить презентацию проекта по заданной схеме.
Основные термины и понятия: развертка, проект.
Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, образцы объемных изделий, изображения домашних животных, материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия. У учащихся:учебник, рабочая тетрадь, ножницы, цветная бумага.
Ход урока
В начале урока проводится выставка поделок учащихся, выполненных дома. Необходимо проверить планы работы, самостоятельно составленные учащимися, чтобы проконтролировать усвоение навыка самостоятельного планирования.
Путешествуем во времени. Учитель: «Сегодня мы продолжим путешествие по деревне, которое начали на прошлом уроке, и заглянем на деревенский двор. Послушайте внимательно стихотворение „Деревенский двор“ Юрия Саакяна и ответьте на вопрос: Кого можно встретить на деревенском дворе?» Сначала учитель читает стихотворение целиком, чтобы учащиеся поняли его смысл. После этого стихотворение читается еще раз. При этом учащиеся называют животных, а учитель вывешивает на доску их изображения.
Деревенский двор
Задумчиво глядит собака:
«Что ж получается, однако?
Кот молоко из блюдца пьет,
А курица зерно клюет.
Но где же, где корова наша?
Вернулось стадо,
вот барашек,
Телята все до одного...
Уж не случилось ли чего?»
Кот размышляет у колодца:
«Пес лает, курица несется,
Свинья под деревом пасется.
А где же, где корова наша?
Вернулось стадо,
вот барашек,
Телята все до одного...
Уж не случилось ли чего?»
Лежит и думает свинья:
«Ах, очень беспокоюсь я.
Наседка делом занята,
Ворчит собака на кота.
Но где же, где корова наша?
Вернулось стадо,
вот барашек,
Телята все до одного...
Уж не случилось ли чего?»
Но тут услышал первым кто-то
Мычанье из-за поворота.
Довольная бредет корова:
— M-му, я пришла, жива-здорова.
Простите, милые друзья,
Сегодня опоздала я —
Так много на лугу травы...
Напрасно волновались вы!
|
|
|
|