Главная страница
Навигация по странице:

поурочка труд. Урок 1 Как работать с учебником Изделие папка достижений



Скачать 299.15 Kb.
Название Урок 1 Как работать с учебником Изделие папка достижений
Анкор поурочка труд.docx
Дата 15.04.2017
Размер 299.15 Kb.
Формат файла docx
Имя файла поурочка труд.docx
Тип Урок
#1231
страница 2 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




Раздел 2
ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ


Урок 2
Земледелие


Изделие: выращивание лука.

Задачи урока: познакомить учащихся с технологией выращивания лука; показать, как можно самостоятельно вырастить овощи; формировать знания о значении, применении и пользе лука в жизни человека, о профессиях, связанных с земледелием; на практическом уровне научить проводить наблюдение, воспитывать бережное отношение к результатам своего труда.

Планируемые результаты: получить опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научиться оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений).

Основные термины и понятия: садовод, овощевод, витамины.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, рисунки или иллюстрации разных видов лука, баночка, луковица, ножницы, материалы для игры «Овощи и фрукты» (картинки с изображениями овощей и фруктов, магнитики), тетради учащихся для дневника наблюдений. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, баночка, луковица, ножницы, цветные карандаши.

Ход урока

      В начале урока проводится работа по изученному ранее материалу. Учащиеся выступают с подготовленными дома сообщениями о поделках. Необходимо проконтролировать усвоение информации о материалах и инструментах, правилах работы с ними.
      Путешествуем во времени. Изучение нового материала можно начать с работы по учебнику (с. 8—9). Учитель: «На прошлом уроке вы узнали, что в этом году мы будем путешествовать в прошлое. Откройте учебник на странице 8. Прочитайте, что Аня и Ваня узнали о том, чем питались наши предки и как добывали себе пищу». С помощью учителя дети читают текст в учебнике, после чего учитель может продолжить разговор о земледелии: «Действительно, люди долго не знали других съедобных растений, кроме капусты, чеснока, лука, гороха, моркови, репы, редьки. Позже появились большие сады с яблоками, вишнями, сливами, смородиной, малиной, клубникой и пряными и душистыми растениями. Распространены были наливные яблони, плоды которых, когда созревали, светились от сока насквозь. А у вашей семьи есть сад? Что в нем растет и как вы помогаете это выращивать?»
      Учимся новому. На с. 9 учебника можно узнать о профессиях, связанных с земледелием (учащиеся читают текст учебника).
      Садовод подкармливает растения, удобряет землю, обрезает и формирует деревья, выращивает садовые деревья.
      Овощевод выращивает овощи, рыхлит почву, орошает и т. д. (можно показать иллюстрации с выращиваемыми овощами: с помидорами, огурцами, капустой и т. д.).
      Можно предложить учащимся найти на рисунке в учебнике инструменты садовода и овощевода.
      Игра «Овощи и фрукты».
      Учитель: «На нашей доске перемешаны разные овощи и фрукты (это могут быть фрукты: яблоко, груша, слива, апельсин, лимон; овощи: огурец, свекла, помидор, лук, кабачок), которые оставили садовод и овощевод. Давайте поможем им разобраться. Справа поместим все овощи, а слева — фрукты». Выполнять задание лучше всем классом, при этом двое учащихся распределяют овощи и фрукты на доске.
      Учитель: «Важное место в работе овощевода занимает выращивание лука. Принято считать, что лук — это обычный овощ. На самом деле есть целое луковое семейство, где можно встретить множество „родственников“: это и лук-батун, и лук-слизун, и лук-порей, и шнитт-лук, и лук душистый и т. д. (можно показать рисунки, картинки или принести на урок разные виды лука). Хотя и существует множество всевозможных видов этого уникального „лекаря“, но используем мы в основном лишь малую их часть: репчатый — в суп, зеленый — в салат. Но и это очень хорошо, ведь этот доблестный овощ содержит огромное количество полезных веществ. Например, сахара в нем больше, чем в яблоках и грушах. Ранее он вообще считался божественным растением. Древние медики утверждали, что лук из-за своей горечи укрепляет желудок, возбуждает аппетит. А смесь лукового сока с медом помогает от ангины. Кстати, этот уникальный овощ не только помогает справиться с некоторыми болезненными недугами, но и прекрасно очищает воду: если в нее бросить кусочки лука, вода избавится от неприятного запаха».
      Делаем сами. Учитель: «Сегодня и мы попробуем себя в роли овощевода, сделаем очень важную работу по подготовке лука к выращиванию, а затем на протяжении нескольких недель будем следить за тем, как он меняется». Это проектная работа, рассчитанная на несколько уроков. Поэтому необходимо заранее продумать и освободить место для баночек с луком.
      Эту практическую работу можно проводить, строго следуя плану в учебнике (с. 8—9). Но сначала необходимо, чтобы ребята вспомнили технику безопасности при работе ножницами. В этом может помочь материал из приложения к «Урокам технологии» (памятка № 2 из приложения). После того как луковица будет помещена в баночку, следует обратить внимание учащихся на замечание Вани на с. 9. Учитель: «Баночки с луком можно поставить на подоконник, чтобы было больше света: это помогает росту растений. Нужно следить за тем, чтобы корни всегда были в воде, для этого на каждом уроке мы будем проверять наш лук и доливать в баночку воду. Наблюдения за ростом лука вы будете заносить в дневник наблюдений, чтобы контролировать все происходящие изменения. Каждая страница будет днем наших наблюдений. Первая страница — это сегодняшний день. Поставьте дату и цветными карандашами нарисуйте луковицу такой, какой вы видите ее сегодня. Ниже напишите, что вы сделали сегодня для выращивания лука, хорошо ли, по вашему мнению, это получилось, насколько трудной была работа. Такую работу необходимо проводить каждый раз в день наблюдений».
      Подведем итоги. В конце урока учитель обязательно должен проверить и прокомментировать записи в дневниках наблюдений. Учащиеся отвечают на вопросы: «Как вы думаете, как можно использовать тот лук, который мы вырастим? Люди какой профессии выращивают лук? А о какой еще профессии, связанной с земледелием, вы сегодня узнали?»

Домашнее задание. На с. 9 учебника найдите вопросы под рубрикой «Проверим себя», а также информацию для ответов на эти вопросы, запишите их и вложите в папку достижений.

Урок 3
Посуда


Изделие: композиция из картона и ниток «Корзина с цветами».

Задачи урока: закреплять знания о видах ниток, навыки работы с картоном, клеем, ножницами, рациональные приемы разметки бумаги с помощью шаблонов, приемы наматывания; формировать умение грамотно составлять композицию; воспитывать организованность и аккуратность в работе при выполнении такого вида творчества, как обмотка шаблона; развивать творческие способности и эстетический вкус через работу по подбору цвета.

Планируемые результаты: научиться составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; уметь различать виды ниток; получить опыт подготовки и обмотки шаблонов.

Основные термины и понятия: керамика, гончар, шаблон, челнок, нитки, виды ниток, композиция.

Ресурсы и оборудование. У учителя: дневники наблюдений учащихся, образец изделия, выполненного с помощью обмотки шаблонов, корзины, различные виды ниток, фотографии букетов цветов. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, картон, ножницы, цветные нитки, клей, папка достижений.

Ход урока

      Урок следует начать с работы по домашнему заданию: учащиеся могут продемонстрировать материалы, которые они дома вложили в папку достижений. Также необходимо дать детям время для записи новой информации в дневник наблюдений. Учитель: «Посмотрите, как изменился ваш лук. Как вы думаете, что необходимо сделать для его роста? Может быть, надо добавить воды? Не забудьте внести всю информацию в дневник наблюдений». Записи учащихся необходимо проверить и прокомментировать.
      Путешествуем во времени. Изучение нового материала можно начать с работы по учебнику. Учитель: «Вы уже знаете, чем питались наши предки. А что они использовали для приготовления и хранения пищи?» Затем учащиеся читают вслух текст на с. 10 учебника и говорят, что еще можно хранить в корзинах. (Корзины предназначены для хранения не только овощей и фруктов, но и мягких игрушек, спортивного инвентаря, одежды и других разнообразных товаров.) Дальше целесообразно провести работу с рисунками из учебника (с. 11). Учащиеся могут выбрать, какие из перечисленных ниже материалов использованы для изготовления посуды, изображенной на рисунках, а также определить, какие предметы являются изделиями прошлого, а какие — современными. Также детям можно предложить назвать другие материалы, используемые для изготовления современной посуды, которые они знают.
      Учимся новому. Учитель: «Как вы видите, очень много посуды делают из глины. А для чего еще можно использовать данный материал? Откройте страницу 12, на рисунках вы найдете подсказку. Прочитайте текст на этой странице и скажите, как называются предметы, сделанные из глины. (Керамика.) Посуду из глины делает гончар. Это слово вы можете найти также в словарике юного технолога». Учащиеся читают текст и рассматривают рисунки и фотографии на с. 13 учебника, обсуждают, что, помимо глины, необходимо гончару, чтобы изготовить сосуд красивой формы. Учитель: «А как, по-вашему, называется профессия человека, который плетет корзины?» (Мастер-корзинщик.) Учащиеся могут рассмотреть рисунки и ответить на вопрос учебника на с. 14. Если это задание слишком сложное, можно дать ребятам время, чтобы подготовиться к ответу дома с помощью дополнительной литературы и взрослых.
      Учитель: «Плетение — одно из самых древних ремесел. Для плетения люди используют натуральные материалы, которые можно найти в природе и среди отходов при сборе урожая, например рисовую и пшеничную соломку, пальмовые и кукурузные листья. В последние годы во всем мире возрос интерес к ремеслу плетения. Больше становится как профессионалов-корзинщиков, так и любителей, которые проявляют к плетению интерес. Вот и мы с вами будем сегодня любителями-корзинщиками — постараемся сымитировать работу корзинщика».
      Делаем сами. Учащиеся выполняют задание из рабочей тетради (с. 4—5). При изготовлении поделки учащиеся осваивают новую технологию — обмотку шаблона, учатся грамотно составлять композицию. Перед началом работы над поделкой необходимо провести анализ готового изделия и составить план работы. Учителю следует учить детей делать это самостоятельно. Он помогает ребятам определить, какие материалы понадобятся для создания поделки «Корзина с цветами», для чего демонстрирует учащимся готовое изделие. Ребята называют материалы и инструменты (цветные нитки, цветной картон, клей, ножницы, кисть, подкладной лист), которые им необходимы в работе. В виде фронтального опроса можно провести работу на повторение материала, изученного в 1 классе, о видах ниток (швейные, вышивальные, штопальные) и их различии (толщина; на катушке ниток указан номер, и чем больше номер, тем тоньше нитки). Учитель: «В нашей работе лучше использовать шерстяные толстые нитки, можно и мулине, ирис». Далее необходимо провести работу на повторение правил разметки деталей по шаблону (экономия материала, разметка на изнаночной стороне) (памятка № 6 из приложения), также, демонстрируя фотографии букетов цветов, обсудить, какие цвета использует флорист для создания букетов и каких цветов нитки могут понадобиться для создания поделки.
      Затем учащиеся с помощью учителя пробуют составить план работы (1. Раскрой (вырезание шаблонов из рабочей тетради). 2. Разметка (подготовка шаблонов). 3. Раскрой. 4. Сборка (обмотка шаблона, приклеивание на формат)), после чего этот план необходимо проверить и обсудить, чтобы дети смогли помочь друг другу и посоветоваться между собой. С помощью учителя дети вырезают шаблоны из рабочей тетради и переводят их на картон, а потом вырезают, готовят нитки для работы и челнок (для учащихся челноком послужат овальная и продолговатая картонки) из картона, на который можно накрутить нитки для удобства наматывания на шаблон. Затем учащиеся наматывают нитки на челнок и обматывают шаблоны с помощью челнока. Учитель должен помочь учащимся грамотно составить композицию, чтобы эта работа способствовала воспитанию у детей организованности и аккуратности в работе и развитию чувства прекрасного. Только после составления композиции можно приклеивать детали к основе. Учитель: «Когда приклеиваете детали, обязательно помните, что они не должны заходить за пределы формата. Работайте аккуратно, используйте тряпочку».
      Подведем итоги. Итогом всего урока является анализ полученного изделия и проведение выставки работ, организуемое учителем, с сообщениями учащихся о своих поделках. Критерии для оценивания работ: аккуратность, логичность композиции, цветовое решение, оригинальность, умение представить свою работу. Учащиеся должны рассказать о видах ниток, которые они использовали в работе, и о приемах работы, которые помогли им изготовить корзинку. Учитель: «Что вы сделаете со своей поделкой? Как можно ее использовать?» (Поместить в папку достижений поделку или ее фотографию, украсить стену в своей комнате или подарить родителям.)

Домашнее задание. Узнайте, где и как используются плетеные корзины. Материал вложите в папку достижений. Соберите небольшое количество природных материалов — листочки, маленькие кусочки веточек, иголочки, шишки — для следующего урока.

Урок 4
Работа с пластичными материалами (пластилин)


Изделие: композиция из пластилина «Семейка грибов на поляне».

Задачи урока: познакомить учащихся с правилами поведения в лесу; повторить и закрепить материал о свойствах пластилина; развивать умения и навыки работы с ним; совершенствовать умение работать по плану; развивать фантазию детей с помощью самостоятельной работы по оформлению изделия; воспитывать любовь и бережное отношение к природе в процессе освоения правил поведения в лесу.

Планируемые результаты: уметь различать съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану.

Основные термины и понятия: пластичные материалы, стека.

Ресурсы и оборудование. У учителя: образец изделия из пластилина и природных материалов, таблица «Приемы работы с пластилином», дневники наблюдений учащихся. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, природные материалы (листья, веточки, иголочки), инструменты для работы с пластилином (стека, нитка, подкладная доска), ножницы, цветной картон.

Ход урока

      В начале урока необходимо напомнить учащимся о заполнении дневника наблюдений и помочь им осуществить эту работу.
      Учитель: «На прошлом уроке мы учились плести корзины. А дома вам надо было найти материал о том, как их можно использовать. Давайте поделимся найденной информацией».
      Учимся новому. Учитель предлагает выполнить задание из рабочей тетради «Съедобные и несъедобные грибы» (с. 8—9). Учитель: «Корзины можно использовать для сбора грибов. Наверное, многие из вас ходили в лес за грибами. А все ли грибы можно собирать и использовать в пищу?» Учащиеся должны рассказать о свойствах и различии съедобных и несъедобных грибов и вспомнить названия грибов, изображения которых они найдут в рабочей тетради. В соответствии с заданием учащимся нужно дать возможность представить себя в лесу, что будет способствовать развитию их фантазии. Также эта работа может послужить поводом к проведению воспитательной беседы о правилах поведения в лесу. Учитель: «Скажите, а как нужно вести себя в лесу. (Не разжигать костер, не разорять птичьи гнезда, не забирать из леса домой животных, не рвать редкие цветы, не ловить бабочек и стрекоз, не оставлять мусор в лесу, не бить стекло и т. д.) Если соблюдать все эти правила поведения, то в лесу всегда будет чисто, а животный и растительный мир будут продолжать радовать нас своей красотой и дальше».
      Необходимо также поговорить с детьми о возможных видах использования съедобных грибов, например в кулинарии: из них можно приготовить суп, подливку, пожарить, их можно консервировать — мариновать, солить.
      Делаем сами. Учитель: «Только что вы побывали в воображаемом лесу. А теперь давайте попробуем создать небольшую полянку с грибами прямо на нашем рабочем столе». Учитель должен помочь учащимся провести анализ уже готового изделия из пластилина и природных материалов, например, с помощью вопросов: «Какой гриб нам предстоит сделать? (Боровик, белый.) Какие материалы вы будете использовать для создания композиции? (Пластилин, природные материалы: сухие листья, плод каштана.) Каких цветов пластилин необходимо выбрать? Почему? Что за материал пластилин? (Пластичный материал.) Какие его свойства вы знаете из курса 1 класса? (Становится мягким, пластичным в тепле, имеет цвет.) Давайте вспомним и приемы работы с пластилином (с помощью таблицы, подготовленной учителем заранее). Как можно использовать изделие?» (Для украшения интерьера, выставки и т. д.)
      Учащиеся с помощью учителя составляют план работы: 1. Подготовка материала. 2. Раскрой (деление пластилина на части). 3. Сборка. 4. Отделка — и сверяют свой план с планом работы в учебнике (с. 16). Его должен прокомментировать учитель.
      Подготовка материала. Учитель: «Выберите пластилин нужных цветов для лепки боровика (коричневый и белый) и цветной картон для основы — полянки».
      Раскрой. Учитель: «На подкладной доске разделите каждый брусок пластилина на три части при помощи нитки или стеки. Вырежьте из цветного картона основу поделки — полянку (не забывая о правилах работы ножницами)».
      Сборка. (Все приемы работы показывает учитель.) Учитель: «Приемом вытягивания вылепите ножки. Вылепите шляпки. Соедините шляпки и ножки между собой. Прикрепите грибы на основу — полянку».
      Отделка. Учитель: «Завершите композицию и оформите ее при помощи природных материалов (можно сделать травку, кустики, мимо может пробегать ежик и т. д.)». Учитель обязательно должен объяснить и показать, как это можно сделать, чтобы не нарушить композицию, а дополнить ее.
      Подведем итоги. В конце урока необходимо провести анализ изделия. Для закрепления материала можно организовать выставку. Критерии оценивания работ: аккуратность, соблюдение всех технологических операций, оригинальность композиции, способность грамотно рассказать о своей работе и о возможностях ее применения.
      Если останется время на уроке, можно выполнить задание «Плоды лесные и садовые» в рабочей тетради (с. 10—11) или предложить учащимся выполнить его дома с помощью родителей.
      Домашнее задание. Найдите кулинарные рецепты, в которых одним из ингредиентов являются грибы, вложите материал в папку достижений. На следующий урок принесите небольшой магнитик, природные материалы для оформления поделки (на выбор), небольшую емкость для приготовления теста.

Урок 5
Работа с пластичными материалами (тестопластика)


Изделие: магнит из теста.
Экологическая чистота и безвредность материала позволяет рекомендовать его для работы с детьми, которая развивает их творческие способности.


Задачи урока: расширить представления учащихся о профессиях (познакомить с профессиями пекаря, кондитера), о видах пластичных материалов и работе с ними; развивать навыки лепки; учить сравнивать материалы по предложенным критериям; формировать навык самостоятельного анализа изделия; с помощью работы над созданием элемента украшения развивать эстетический вкус, умение сочетать цвета.

Планируемые результаты: уметь различать основные профессии кулинарного кондитерского искусства, виды пластичных материалов, применять технологию лепки из соленого теста; уметь проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям.

Основные термины и понятия: пластичные материалы, тестопластика, пекарь, кондитер.

Ресурсы и оборудование. У учителя: соль (мелкая), мука, вода, пластилин, глина (а также фотографии, иллюстрации, рисунки), кусок теста, таблицы «Приемы работы с пластилином», «Критерии сравнения пластичных материалов», карточки для таблицы (можно каждому ученику сделать таблицу для самостоятельного заполнения). У учащихся: учебник, емкость, стека, клеенка, краски (гуашь или акварель), материалы для оформления — цветная бумага, природные материалы, магнит.

Ход урока

      В начале урока нужно сделать записи в дневниках наблюдений. К этому времени лук, вероятнее всего, уже вырастет. Учащиеся в дневниках могут описать его и где он используется (перья лука можно использовать в салате), сделать зарисовку. Учитель обязательно должен обсудить с детьми их записи.
      Повторение и проверку знаний можно начать с сообщений учащихся по материалам, подготовленным дома. Учащиеся рассказывают о различных кулинарных рецептах с использованием грибов. Учитель: «Вспомните, какой материал мы использовали для работы на прошлом уроке. (Пластилин.) Как вы уже знаете, этот материал относится к пластичным. Скажите, а какие еще пластичные материалы вы знаете. (Глину). Вспомните, как называются изделия, выполненные из глины. Назовите профессию человека, который из глины изготавливает предметы посуды».
      Учимся новому. После этого можно рассказать учащимся о том, что существуют и другие пластичные материалы, в том числе тесто. Полезной будет беседа об обычном, кулинарном, применении теста для осуществления межпредметной связи с курсом «Окружающий мир», во время которой учащиеся могут рассказать о том, что готовят их родители из теста.
      После этого целесообразно предложить детям работу, направленную на формирование умения сравнивать свойства пластичных материалов, которые им известны, для чего учителю заранее необходимо подготовить на доске таблицу, в которой заполнены верхняя строка и крайний левый столбец. При заполнении таблицы в процессе обсуждения учитель прикрепляет карточки с правильными ответами к таблице или открывает заранее заполненные поля.

Критерий сравнения

Пластилин

Глина

Соленое тесто

Цвет

Разноцветный

Красная, белая, голубая, желтая, серая

Белое. Добавляют гуашь, красители

Состав

Воск, вазелин, глина, краситель

Природные минералы

Мука, вода, соль

Пластичность

При нагревании

При увлажнении

Приемы работы

Отрезать, размять, сплющить, раскатать, слепить, вдавить, прилепить, перекрутить, прищипнуть, вытянуть

Применение

Скульптура, игрушки

Игрушки, посуда, строительство, лепнина (рельеф) на архитектурных сооружениях

Фигурки-сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фотографий и вышивки и т. д.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта